.RU

§ 1. Болтун – находка для журналиста? - Васильева Л. А. Делаем новости! Учебное пособие М.: Аспект Пресс, 2003


§ 1. Болтун – находка для журналиста?

Остановитесь! Оглянитесь! Сколько на нас сегодня обрушивается новостей! Новости выдают самого разного толка и направления газеты, растущие как грибы радиостанции и телевизионные каналы. И у всех одна, но пламенная страсть – держать население в курсе всего происходящего. Благородная задача, но...

Резкое увеличение разнообразия точек зрения в информационном поле уже сегодня делает невозможным консолидированное воздействие на общественное сознание.

Психологи, социологи, журналисты фиксируют, что происходит разделение в человеческом общении. Исчезает доверие к средствам массовой информации, люди отказываются общаться с журналистами, не доверяют журналистским выступлениям. Это одно. А второе – нам казалось, что с ростом научных достижений, образованности людей, развитием СМИ будет вырастать потенциал общения людей. Но, увы, и здесь просчет. Общение, бывшее до информационного бума своеобразным ударным инструментом в жизни людей, перешло в состояние тихой, нежной скрипичной музыки. Первым снижением нюансов музыки под названием ОБЩЕНИЕ почувствовали журналисты газет, радио, телевидения. В обиход вошли термины: «говорящий» и «не говорящий» собеседник. Как говорится, за что боролись, на то и напоролись! Все понимают: без общения нельзя! К примеру, один из кандидатов на пост губернатора Приморского края г-н Дарькин ведущим специалистом своей предвыборной команды считает народного артиста СССР г-на Ткачева, у которого «последние два месяца берет уроки ораторского искусства».

И как это понимают журналисты, без общения трудно представить любое журналистское действие, в том числе и сбор новостей. Успех общения в значительной мере зависит от журналиста, его умения формировать ЛИЧНОСТНЫЙ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТАКТ.

Анализ журналисткой практики свидетельствует, что газетные, радио- и телевыступления, слабо насыщенные фактами, – это, как правило, итог слабого личностного контакта журналиста. Неумение журналиста формировать контакт крайне негативно влияет на конечный результат журналистского действия – журналистское произведение. Личностный контакт является объективно-необходимым элементом любого журналистского общения – кратковременного, долговременного.

Приходится только сожалеть, что в современной теоретической литературе по журналистике эта проблема крайне слабо разработана. Частично она затрагивается в книге Г. В. Бороздина «Психология делового общения», в хрестоматии по социальной психологии в темах «Что такое межличностное общение?», «Как организовать и провести беседу?», «Что мешает эффективному общению?», в монографии Н. Н. Богомолова «Социальная психология печати, радио и телевидения», в исследовании С. К. Рощина «Психология и журналистика», в книге Ю. А. Шерковина «Психологические проблемы массовых информационных процессов» и др.

Что же это такое – журналистский контакт? Существует достаточное количество определений по поводу межличностного общения. Например, исследователи Ю. Б. Алешин и Л. А. Петровская определили его так: «беседа, разговор, диадическое общение (то есть общение двоих)».

Но прежде чем общение этих двоих или группы состоится, необходим личностно-психологический контакт, то есть очень непростая система взаимодействия журналиста и тех, с кем он общается, контактирует на предмет получения информации. Любой! Но контакт возможен при:

обязательном доверии информатора к журналисту;

желании обоюдного восприятия информации;

взаимном влиянии и взаимном понимании;

сопереживании.

Личностно-психологический контакт должен сопутствовать всему процессу общения (кратковременному, долговременному). Но какая это хрупкая субстанция! Одно неверное слово, жест – и все, нет контакта. Журналист должен овладеть некоторыми тактическими приемами. Когда и каким из них пользоваться, ему подскажут ситуация, обстоятельства, факты, степень знакомства с информатором, а также личность соучастника общения.

Итак, главная задача всей системы разнообразных тактических приемов – получение как можно большего количества информации. И действие это с вашей стороны должно носить целенаправленный спланированный характер. Цель – новость, и вы должны двигаться только в этом направлении: узнать об этом больше, значительнее! Но как строить отношения с информатором, собеседником? Сколько людей – столько характеров, и у каждого человека перед вступлением в общение они развиваются строго индивидуально. Ваша задача – выявить эти закономерности и оптимизировать режим вашего общения и участника контакта.

В ходе нормального личностно-психологического контакта барометром, показывающим в сторону «ясно», может служить ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ к журналисту. Полузадача – это односторонний контакт, полная – обоюдный контакт.

Как же выстроить этот хрустальный дворец обоюдного контакта?

Позиция журналистов на этот счет самая противоречивая. Мэтр российской журналистики Валерий Аграновский утверждает: «Жизнь меня убедила: нет более верного способа разбудить интерес человека к беседе, чем собственная разговорчивость. Еще мой отец... говорил: «Идешь на первое интервью, не давай собеседнику рта раскрыть! Во второй вечер уже можешь не только говорить, но и слушать, и вот тогда разговор и выйдет». Действительно, позже я убедился: в тех случаях, когда я первым заговаривал и первым раскрывался, я мог рассчитывать на взаимность собеседника».

А вот мнение журналиста газеты «Комсомольская правда» («Приморье») Оксаны Нескоблиновой: «Когда я работаю со своими постоянными информаторами, с которыми помимо финансовых отношений сложились и просто человеческие, то я могу говорить с ними о своих проблемах, интересоваться их делами. Эффект от такого общения – получение полной информации. Ситуация, когда информатор – новичок, с ним выходишь на кратковременную информационную связь, более сложная. Ты получаешь искомую информацию, но со знаком «официально!»

Стоит согласиться и с той и с другой позицией. Ведь что такое «контакт»? Соприкосновение, соединение чего-либо, связь, взаимодействие, согласованность в работе, взаимопонимание. Это – в широком, общечеловеческом смысле. Психологи под контактом понимают случай коммуникации с обратной связью. И эта коммуникация с обратной связью предполагает двусторонний характер отношений. Но в журналистике все-таки предполагается и односторонний (официальный), и двусторонний (обоюдный) характер контактов. Журналист и информатор взаимодополняют процесс общения, динамику развития отношений. Лидером контакта при этом остается журналист.

Процесс личностного контакта сопровождает весь ход общения, его нельзя считать какой-то частью, это главное и превалирующее свойство. Вспомните, как великолепно шел процесс согласования взаимоотношений в салоне Анны Павловны Шерер в романе Л. Толстого «Война и мир». Постепенно, поэтапно, незаметно для окружающих. С первого момента появления того или иного гостя шло формирование контактов, начиналось очаровательное перешептывание, представление, демонстрация жестов, поцелуев. Чутье хозяйки салона подсказывало ей, если где-то вот-вот могла оборваться нить разговора, и она тут же его возобновляла. А уж осведомлена была Анна Павловна обо всем и обо всех. Что определяло общую линию поведения, параметры беседы, внутренний комфорт, мимику, жесты, характерные приемы и обороты речи. Личность княгини Шерер и ее визави, гостей салона. «Я часто думаю, – продолжала Анна Павловна после минутного молчания, придвигаясь к князю и ласково улыбаясь ему, как будто высказывая этим, что политические и светские разговоры кончены и начинается задушевный, – я часто думаю, как иногда несправедливо распределяется счастье в жизни». Талант, редкий талант блестящего собеседника.

Личностный талант предполагает постоянно находящуюся в развитии динамику, корректировку поведения в соответствии с ситуацией, обмен информацией.

В предыдущих главах уже говорилось, что журналисты по психофизике – родные братья актеров. Поэтому представляется уместным привести высказывание К. С. Станиславского, по определению которого личностно-психологический контакт – это «приспособления, это внутренние, так и внешние ухищрения, с помощью которых люди примеряются друг к другу при общении». Эти-то приспособления представляют собой своеобразное искусство оптимальных отношений, которые складываются между журналистом и его информатором.

Здесь тоже необходима бдительность, так как есть свои мели, подводные течения, острые камни. Это, по утверждению 3. Фрейда, «желание быть великим», «желание выдвинуться» как со стороны журналиста, так и со стороны информатора, собеседника, то есть при формировании контакта идет борьба за психологическую инициативу. Только ваша заинтересованность, чуткость к собеседнику, уважение помогут добиться должного равновесия при контактировании.

Таким образом, высокий профессионализм журналиста является мощной посылкой для формирования личностно-психологического контакта.

Из чего же складывается этот профессионализм? Частично эта проблема называлась в предыдущих главах. Теперь же рассмотрим ее с точки зрения контактирования.

Составные профессионализма: ДИСКУРСИВНОЕ (ПОНЯТИЙНОЕ, ЛОГИЧЕСКОЕ, ОПОСРЕДОВАННОЕ) И ИНТУИТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ.

Дискурсивное мышление работает в четко ограниченной области, когда необходимо что-то доказывать, и для этого собрана информация, логически доказуемая. В журналистике, фундамент которой факт, событийность, логика, дискурсивное мышление сопровождается словесными формулировками. Например, эпизоды из материала Дарьи Асламовой «Война без выстрелов».

От предложенных мною денег баба Лида решительно отказалась: «Деньги? К чему они мне! Вон сколько этого добра под ногами валяется». И в самом деле, фальшивыми сторублевками, которые с такой легкостью шлепали в Грозном боевики, набит весь город. А старыми русскими трешками, пятерками и десятками растапливают буржуйки. «Это настоящие, – уверяла я ее, – на них можно купить хлеб». – «Я всю войну прожила без денег, обойдусь и сейчас». – «Но война закончилась», – твердила я и, всовывая в сухонькую ручку мятые купюры, услышала ответ, перевернувший мне душу: «Я буду вам должна». Баба Лида, миленькая! Это мы вам все должны! За вашу голодную старость. За смерть, что так настойчиво скребется в ваши двери. За жизнь, что вынуждает вас быть сильной в 74 года. За страх, что не дает вам спать по ночам. И будет об этом, а то я сейчас заплачу.

Доверять в этом городе большого разбоя нельзя никому. Ни женщинам, ни детям. Чеченскому мальчонке вырезали аппендицит в русском госпитале. Хирург, восхищенный мужеством, с каким мальчик выносил боль, сказал ему: «Ты настоящий мужчина». «Разве я мужчина? – возразил тот. – Я еще не убил ни одной русской свиньи».

Здесь в наличии – потрясающая логика факта, щемящая, берущая за душу.

Вторая сторона интеллектуальных журналистских качеств – интуитивное мышление. В журналистской среде можно часто слышать: «У него интуиция от Бога!», «Он такое чутье на хорошую новость имеет!» Действительно, интуитивное мышление – это непосредственное знание в единстве со знаниями опосредованными, ранее приобретенными.

3. Фрейд определял интуицию как бессознательный принцип творчества. Довольно распространено дилетантское представление, что для интуитивного получения результатов не требуется серьезной предварительной подготовки и длительного накопления знаний.

Д. И. Менделеев свое великое открытие – озарение периодической таблицей – охарактеризовал так: «Ну какой я гений? Трудился, трудился всю жизнь, трудился, искал, ну и нашел».

Пример интуитивного мышления, обошедший все журналистские учебники и пособия, – это предсказание журналистом Эрнстом Генри гитлеровского плана захвата СССР «Барбаросса» и всех направлений его ударов. Об интеллектуальном потенциале и энциклопедических знаниях этого журналиста ходили легенды. Предчувствовать события в общественной жизни – это очень даже реально, так как знание будущего нерасторжимо связано со всей нашей жизнью.

«Лишь очень немногие живут сегодняшним днем, – говорил когда-то мудрый Свифт, – большинство готовится жить позднее». Настоящее всегда и неизменно содержит в себе будущее. Даже обыденные, повседневные дела наши связаны с мыслями о будущем, со стремлением увидеть его – ПРЕДУГАДАТЬ! Интуитивное мышление – это обязательный элемент журналистского творчества, это вершина творческого процесса, «своеобразный гребень волны, где полно и целостностно, симультанно (одновременно) представлена как ретроспектива, так и перспектива поиска».

Все это – дано или не дано. Из этого складывается индивидуальность и специфичность журналистской профессии. Именно эти качества позволяют журналистам быстро завоевывать доверие, вступать в тесный контакт любого уровня.

Итак, главная цель создания личного контакта – получение полной и правдивой информации о той или иной ситуации, перенос этих отношений на проверку и уточнение данных. Другая цель контакта – помочь участнику общения.

Но человек в процессе общения многомерен. И со стороны журналистов возникают другие проблемы: регуляция эмоционального состояния, оптимизация общения, прогнозирование результатов деятельности общения, повышение эффективности личностного контакта.

Процесс формирования личностного контакта журналистов достаточно противоречив. Его основные этапы таковы:

1. Кто он, мой информатор? (определение личностных качеств).

2. Определение места встречи.

3. Создание благоприятной ситуативной установки для начала контакта.

4. Рефлексивное слушание.

5. Стабилизация ситуации к концу контакта.

Итак, первый этап. Кто он, ваш информатор? Каковы его личностные качества? По возможности журналист должен собрать всю имеющуюся информацию о будущем собеседнике, характеризующую позицию информатора, а также продумать структуру вопросов, направленную на формирование и установление контакта, обеспечивающего получение полных, правдивых данных.

Как ни прискорбно, но в журналистской практике сколько угодно примеров, демонстрирующих обратное.

Газета «Московский комсомолец» (Дальневосточная вкладка) в августе прошлого года опубликовала статью «Умерла так умерла», в которой рассказывалось о двух медицинских операциях, закончившихся трагично в одном из медицинских центров Владивостока. Автор всенародно предала огласке непроверенные факты, обвиняя во всем руководителя отделения. И что в итоге? Оболганный человек, сломанная судьба.

Публикация была задумана с благородной целью – изобличить халатность, равнодушие, но журналист не проверил факты, не установил должный контакт с опрашиваемым, не выявил личностные качества обвиняемого. Понятия «гуманность», «тактичность» здесь напрочь отсутствовали. У А. П. Вяземского есть высказывание о том, что «о некоторых сердцах можно сказать, что они свойства непромокаемого, а потому слезы ближних не пробивают их, скользя по ним».

Непромокаемое сердце есть свидетельство равнодушного отношения к людской беде, несчастью, суженного диапазона сочувствия им. И это не есть лучшие качества для журналиста.

Второй этап – определение места встречи для получения информации. Это необходимо и оговаривать, и помнить.

Третий этап – умение произвести первое впечатление и начать разговор. Помните, формирование первого впечатления происходит в период от 30 секунд до 4 минут.

Первое впечатление – самое сильное и для журналиста и для информатора.

Нельзя судить людей по одежке, но как утверждал Дориан Грей, «только ограниченные люди не судят по внешности. Подлинная тайна жизни заключена в зримом, а не в сокровенном». Внешность давит на нас. Но все-таки полный контакт устанавливается после того, как собеседник начнет говорить.

Психологи утверждают, что 55 процентов – это впечатления, которые мы производим на других людей. Они определяются тем, что они видят. Это касается цвета кожи и волос, внешнего вида, позы, мимики и жестов, выражения лица, характера, зрительного контакта.

38 процентов – это впечатления, которые мы производим. Они определяются тем, что другие слышат. То есть тоном и высотой голоса, темпоритмом речи, использованием пауз, произношением и наличием акцента.

7 процентов впечатлений определяются теми словами, которые другие слышат.

К этому еще стоит добавить, что журналист должен углублять свои знания о собеседнике путем постановки дополнительных вопросов, характеризующих личность собеседника с неофициальной точки зрения. На этой стадии общения можно сообщить какие-то сведения о себе, о своем отношении к положительным качествам информатора.

Четвертый этап. В ситуации рефлексивного слушания журналист также имеет возможность укреплять контакт с информатором путем эмоционального выражения своих чувств, поддержки, подбадривания, уточнения каких-то положений, иронии, сарказма и т.д.

Пятый этап. Контактирование важно не только грамотно и профессионально начать, но так же и закончить. В этот этап контактирования входят: благодарности за полученную информацию, пожелания дальнейшего сотрудничества, обмен номерами контактных телефонов, факсов, данными электронной почты, визитками и т.д.

Разумеется, в практической журналистике данная ситуация сливается как бы в единый поток общения, все делается искрометно. И высший пилотаж реализации этой ситуации – работа на автопилоте, доведение всех вышеназванных этапов до автоматизма. Это и есть ваш профессионализм.

Таким образом, мы можем говорить о личностно-психологическом контакте журналиста как о системе, характеризующейся следующими качествами:

ЭТО – управляемая система, так как готовится журналистом заранее. Каждый из участников контакта выступает как своеобразный приемник-преобразователь поступающей информации, как регулятор всей системы общения. При этом журналист должен быть лидером общения и держать инициативу в своих руках.

ЭТО – прогнозируемая система, в которой подготовка и формирование личностного контакта основывается на прогнозировании начальных, промежуточных и конечных результатов и определяет тональность общения.

ЭТО – новостная система, так как цель общения журналиста и информатора – получение максимальной информации.

ЭТО – коммуникативная система, которая при сохранении индивидуальности журналиста и информатора дает информационный итог, причем это коммуникация с обратной связью (устойчивой или неустойчивой).

Можно утверждать, что личностный контакт обеспечивает максимальную результативность, решает логически связанные задачи, работающие на получение информации.


§ 2. Отвечаю на вопрос: должен ли журналист давать оценки и делать прогноз?

Должен! Должен диагностировать героя, прогнозировать ситуацию в ходе сбора информации.

Зачем? Все элементы структуры общения настолько тесно связаны, переплетены, что выпадение хотя бы одного звена разрушает всю систему, снижает эффективность всей деятельности журналиста.

Но чтобы все журналистские приемы общения с информаторами были целенаправленны, необходимо диагностировать личность. Такую диагностическую работу желательно проводить до контакта с информатором (исключая из этой структуры «блицы»). Она дает возможность журналисту избрать наиболее оптимальные формы общения. К сожалению, предварительная диагностика слабо применяется в журналистке, опыт же других наук (медицины, психологии, криминалистики) доказывает важность этого направления. А его следует развивать в новостной журналистке, в аналитической и уж тем более – в художественно-публицистической. Важно это еще и потому, что журналисты зачастую в новостном варианте работают, что называется «с колес». И этот «колесный» метод, спешка, запарка порой дают «ляпы».

Например, 20 июня 2001 года «Комсомолка» опубликовала обращение отца погибшего на атомной подводной лодке «Курск» капитан-лейтенанта Бориса Гелетина к Президенту России Владимиру Путину. Капитан I ранга Владимир Гелетин жаловался на несправедливое распределение денежных средств между родителями женатых и холостых погибших подводников. В комментарии военного обозревателя «КП» Виктора Баранца было сказано о существовании некоего указа Президента, «который почему-то засекретили строже, чем записки, найденные на "Курске"».

Редакция получила официальный ответ из Кремля: «В связи с публикацией в газете "Комсомольская правда" заметки военного обозревателя "КП" Виктора Баранца, который ссылается на якобы секретный Указ Президента Российской Федерации о материальной помощи семьям погибших моряков АПЛ "Курск", информационное управление Президента РФ сообщает, что никаких секретных указов, связанных с оказанием материальной помощи семьям погибших военнослужащих не существует».

В данной трагической ситуации позиция журналиста в проверке фактов должна быть более жесткой и категоричной.

Поэтому журналистская диагностика должна включать все возможные методы (беседа, анализ, синтез фактов, моделирование и др.). Интерес для журналиста также должен представлять метод сбора и обобщения НЕЗАВИСИМЫХ ХАРАКТЕРИСТИК. Его суть состоит в получении данных из различных источников. Собранная таким образом информация дает возможность журналисту восстановить полную, целостную характеристику опрашиваемого и подготовить наиболее эффективные приемы работы с ними. Журналистская диагностика позволяет установить закономерности и причинную обусловленность поведения, может дать ему оценку как в штатных, так и в непредвиденных ситуациях.

Диагностика личностных качеств собеседника должна производиться до непосредственного вашего контакта с ним. Назовем это «предконтактной диагностикой». Что она из себя представляет? Журналист до процесса общения уже ориентируется в личных качествах опрашиваемого. Это позволяет моделировать его поведение, переходить к анализу личности.

Таким образом, мнение журналиста о характере опрашиваемого, основанное на изучении личности собеседника методом обобщения независимых характеристик, и есть ПРЕДКОНТАКТНАЯ ДИАГНОСТИКА.

При рассмотрении понятия и содержания личностно-психологического контакта частично затрагивались методы и формы осуществления предконтактной диагностики (беседы с друзьями, соседями, родственниками, знакомство с послужным списком, с газетными публикациями, с характеристиками и др.). Естественно, этот перечень рекомендаций журналистом используется иногда полностью, иногда – частично. Все зависит от ситуации, объема, жанра, формы и пр. Например, новостная журналистика требует только частичного использования предлагаемой системы предконтактной диагностики. Расследовательский репортаж потребует внести в дело всю систему и т.д. Журналистика – дело творческое и строго индивидуальное!

Самым сложным элементом в системе предконтактной диагностики является общение, опрос тех лиц, которые будут характеризовать вашего собеседника, героя публикации. Здесь важно сконцентрировать внимание на форме постановки вопросов.

По форме вопросы бывают: открытые и закрытые, прямые и косвенные, личные и безличные. По функции: основные, зондирующие, контрольные. По воздействию на собеседника: нейтральные, наводящие, подсказывающие.

Существуют также классификации вопросов исследователей П. Мицыча и Н. Энкельмана, они целиком воспроизводятся в приложении № 2.

Журналистская практика показывает, что люди добрые – недобрые, хорошие – плохие и т.д., дающие информацию о другом человеке, бывают, категоричны в своих характеристиках. Задача журналиста помочь им, а в конечном итоге – помочь себе.

В книге А. Н. Лука «Эмоции и личность» приводится следующий перечень чувств, способных вызвать определенные ассоциации.

Положительные чувства: удовольствие, радость, блаженство, ликование, восхищение, нежность, любовь, умиление, благодарность, гордость, самодовольство, уверенность, доверие, уважение, спокойная совесть, облегчение, предвкушение.

Чувственно-нейтральное состояние: безразличие, любопытство, изумление, созерцание.

Отрицательные чувства: неудовольствие, горе, отчаяние, тоска, печаль, разочарование, боязнь, испуг, страх, ужас, жалость, сострадание, сожаление, досада, обида, ярость, гнев, горечь и т.д.

У других о вашем будущем собеседнике вы можете спрашивать: что у него вызывает положительные, отрицательные чувства, как ваш герой ведет себя в быту, дома, в чрезвычайных ситуациях, как он принимает решения, круг его увлечений, склонен ли он к риску и т.д.

При разговоре с людьми, характеризующими вашего героя, вы должны выявить основные черты его характера, позитивную и негативную информацию, индивидуальные факты биографии и т.д. А узнать все о личности, дающей информацию, и герое вашего материала – процесс очень непростой.

Анализ поступков, характеризующих будущего героя того или иного материала, позволяет журналисту с наибольшей точностью установить его истинное лицо, а это и есть главная задача журналиста. Так называемая «визуальная» информация очень часто журналистов подводит. Для верной, точной и глубокой оценки нужны поступки, а не только внешние данные. В этом плане очень характерен очерк Аркадия Ваксберга «Кость мамонта», посвященный бывшему министру внутренних дел Н. А. Щелокову. В те времена о министре много говорили: гуманный, нестандартно мыслящий, с открытой и щедрой душой. Встреча с министром оправдала надежды автора. Он был демократичным, контактным, непринужденным, умеющим слушать, никогда не спорящим, позволяющим спорить с собой. С обаятельной улыбкой и приветливым взглядом.

Аппарат министра загодя получил ваши вопросы и подготовил ответы: несколько перепечатанных страниц лежало перед Щелоковым. Он засунул их в ящик стола: «Поговорим без шпаргалок».

Это располагало. И разговор, действительно, шел без шпаргалки. Разговор откровенный и острый. О престиже милиции – подлинном и дутом. О пагубной роли пьянства. О превышении власти – особенно такой, которая связана, с правом влиять на судьбы людей, о гуманизме. О правительственной чистоте, без которой авторитет должности дискредитирует должность...

Интервью было подготовлено к печати за рекордно короткое время и отослано на «визу».

К вечеру текст вернулся. Но совершенно другой. Тот самый, что заранее был подготовлен. «Шпаргалка», которую он так лихо отверг.

Понятно, что в тот период двойной счет был нормой. Одна правда – для узкого круга, для широкого – совсем другая. Опытный очеркист пытался через какие-то поступки, мнения других установить характер героя очерка... Но, увы, и он, и другие были очарованы внешними деталями, а истинное лицо журналист видел позднее.

При оценке личностных качеств героя будущего материала следует особое внимание уделить таким личностным характеристикам, как оригинальность мышления, юмор, темперамент, смелость высказываний, склонность к риску. Оценочная работа журналиста в отношении к своему герою, в отношении тех людей, которые его окружают, занимает значительное время, но все издержки времени окупаются в процессе качественного, полноценного общения. Оценка личностных качеств – это составная часть другого явления – прогнозирования, которое строится на основе оценки.

Журналистское прогнозирование – это процесс разработки прогнозов в ходе сбора материалов. Основной задачей прогнозирования при подготовке журналиста к общению является установление тенденций, закономерностей и логики развития процессов межличностного общения. Прогнозирование, как правило, основывается на данных, полученных журналистом в процессе диагностирования будущих собеседников, героев тех или иных материалов.

Журналистское прогнозирование имеет ряд особенностей. Это – сложность, многогранность события, неполнота информации о человеке, динамизм журналистского расследования и др.

Можно выделить два вида прогнозирования в ходе личностного контакта:

         перспективное прогнозирование, состоящее в аргументированной оценке будущих ситуаций с участием опрашиваемого. После диагностирования личностных качеств определенного лица можно прогнозировать его поведение;

         ретроспективное прогнозирование – это поведение человека от настоящего к неопознанному прошлому.

Деятельность личности рассматривается в ретроспективе ситуаций, связанных с данной проблемой. Диагностирование личностных качеств собеседника складывается из информации, полученной от других лиц в процессе журналистской деятельности. Прогнозирование – это основной компонент подготовки к общению.

Процесс разработки прогнозов при подготовке к журналистскому общению можно разделить на следующие операции и этапы.

Назовем первый этап: предпрогнозная ориентация. Сюда входят операции по сбору и анализу исходной информации о будущем герое, вычленение закономерностей и тенденций, характеризующих линию поведения будущего опрашиваемого, знакомство с опрашиваемым, определение времени и места встречи, т.е. все то, что позволяет формировать психологический контакт, конструирование рабочих версий поведения опрашиваемого.

Второй этап – оценка прогноза и введение его в процесс журналистского общения.

В данной операции журналист оценивает прогноз методами наблюдения, самопознания, осмысления. Журналистское эмоционально-образное мышление позволяет поставить себя в ситуацию опрашиваемого и с этой позиции как бы просмотреть, прослушать возможные мысли и действия вашего героя. Эта ситуация позволяет предупредить многие ошибки, неточности в поведении опрашиваемого. Как их почувствовать? Здесь в действие включается журналистская интуиция, собственный опыт. Конкретную помощь интуиции и собственному опыту окажут данные прогнозирования. Именно они помогут четко и верно формулировать вопросы, строить схему общения.

Но человек есть человек, его характеризует различный уровень образования, культуры. Поэтому возникает вариативность его поведения в ходе общения. Поэтому журналист должен иметь многовариантную программу опроса.

Журналист газеты «Комсомольская правда» (Дальневосточное приложение) Елена Астафурова данную ситуацию характеризует так: «В моем блокноте всегда много вопросов. Но в ходе беседы используется процентов тридцать пять из "домашних заготовок"». Но вот что характерно: абсолютно новые вопросы рождаются буквально на ходу, «с пылу, с жару».

Кроме того, многовариантная программа опроса повышает шансы журналиста на получение максимального объема информации.

Способность журналиста понимать внутренний мир людей, с которыми он сталкивается, зависит от ряда факторов: жизненного и профессионального опыта, степени эмоционально-образного мышления, умения «видеть» людей, а также интуиции, воспитания, профессиональной журналистской подготовки и др. Наблюдение, осмысление тоже являются эффективным средством саморегуляции поведения. Все это помогает журналисту не только предвидеть поведение людей, с которыми они общаются, регулируя тем самым свое поведение, но и представляет возможность влиять на процессы принятия каких-либо решений в ходе общения. В психологии этот процесс носит название «рефлексивного управления». Оно позволяет постигнуть и охватить весь процесс внутренней жизни участников контакта. Динамика рефлексивного управления достаточно сложна, она содержит в себе: стратегию, тактику общения, всевозможные ходы и итоги размышлений, доводы, аргументы, эмоционально-чувственные моменты. При этом журналист должен помнить: чтобы успешно и разумно воздействовать на людей, Необходимо знать и учитывать сложные психологические закономерности, определяющие позиции участников общения.

В чем же состоит механизм рефлексивных процессов? Журналист при подготовке к общению, длительному или кратковременному, встает как бы на позиции участников беседы. Вот здесь-то и начинает работать профессионализм журналиста, его подготовка и то, что дано от Бога, – умение образно мыслить. Так как чем глубже и обширнее рефлексия журналиста, тем все организационные и тактические действия в отношении к опрашиваемому проводятся на более высоком уровне.

Рассмотрим это на примере двух интервью – молодого и опытного журналистов.

В первом интервью молодой журналист ведет беседу с ректором ведущего в крае вуза. По структуре построения вопросов, особенностям общения чувствуется, что два участника беседы играют каждый на своем поле. Практически нет новой, оригинальной информации ни со стороны опрашиваемого, ни со стороны журналиста и вопросы достаточно банальны («Считаете ли вы, что общий образовательный уровень студентов сегодня снизился?»; «А может быть студенты просто вынуждены работать, чтобы элементарно себя прокормить?»; «Главная проблема современных вузов – плохое финансирование государством. Есть ли перспективы у высшего образования?»). Постановка вопросов – а по форме они закрытые – такова, что на них дается ответ «да!», «да!», «да!».

Вопросы другого интервью: «И.о. Президента недавно сказал, что не исключат возможности вступления России в НАТО. Ваша позиция на этот счет многих удивила – ведь многие считали вас «западником». Почему же вы так критически отнеслись к этой идее?», «А как вы думаете, зачем приезжал британский премьер-министр Тони Блэр? Ведь никаких официальных причин объявлено не было...», «Путин из-за встречи с Блэром не присутствовал на похоронах Артема Боровика, а вы там были и сказали, что встречались с Артемом как раз перед его гибелью. О чем вы говорили на этой встрече?».

В этой ситуации вопросы поставлены безупречно. Они предполагают ответ, несущий полную информацию. В такой постановке вопросов чувствуется подготовка журналиста. Действительно, именно эти моменты в сегодняшней политической ситуации России интересны читателю.

В преломлении к журналистской практике структура рефлексии выглядит следующим образом:

1. Журналист, каков он на самом деле.

2. Журналист, каким он себя видит сам.

3. Журналист, каким он видится опрашиваемому.

4. Журналист, каким он видит себя глазами опрашиваемого.

5. Опрашиваемый, какой он есть на самом деле.

6. Опрашиваемый, каким он видит себя сам.

7. Опрашиваемый, каким он видится журналисту.

8. Опрашиваемый, каким он видит себя глазами журналиста.

Именно рефлексия позволяет оптимизировать процесс общения журналиста и опрашиваемого, интересы которых могут не совпадать.

Прогнозирование контакта с опрашиваемым включает в себя начало знакомства и места общения. Обязательным законом любого журналистского общения является предварительное оповещение вашего собеседника, будь это телефонный звонок, устная договоренность о встрече. И уже на этом этапе журналист должен задействовать свои потенциальные актерские возможности. Уместно вспомнить советы Дейла Карнеги.

Она ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто его одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее, и нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит для тех, кто пал духом, солнечный луч для опечаленных, а также лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей.

И, тем не менее, ее нельзя купить, нельзя выпросить, нельзя ни одолжить, ни украсть, поскольку она сама по себе ни на что не годится, пока ее не отдали!

А если в суматохе, вызванной наплывом посетителей...вы буде те не в состоянии одарить нас улыбкой, не разрешите ли вы нам попросить оставить одну из ваших?

Ведь никто не нуждается так в улыбке, как те, у кого уже ничего не осталось, что можно было бы отдать!

...Улыбайтесь!

Именно ваша доброжелательность поможет вам оперативно сформировать определенную линию вашего поведения. Конечно, в этом своеобразном этюде Д. Карнеги много эмоций, пафоса, да и журналистская работа предполагает не только позитивные, но и негативные ситуации для начала общения, но помнить о ее величестве улыбке все же стоит. Ведь именно улыбка Джульетты Мазины стала финалом феллиневского фильма «Ночи Кабирии». И этот финал-улыбка стал классическим в мировом кинематографе.

Журналист также вправе определять место общения. Благоприятный фон для формирования психологического контакта создает нейтральная территория, неформальная обстановка.

Журналист «Комсомолки» (ДВ приложение) Людмила Чеснокова по этому поводу замечает: «Неформальная обстановка – это тоже весьма проблематично. Кто-то любит общаться со своими героями дома, а я категорически против этого. В рабочих условиях мой визави – человек уважаемый, почитаемый, личностный и т.д., а в домашней обстановке родные и близкие его таким не воспринимают, он начинает суетиться, комплексовать. И психологический контакт, который уже возник, начинает распадаться как карточный домик. Поэтому задача журналиста – в официальной обстановке каким-то образом смягчить общение».

Но существует также ряд ситуаций контактного общения, о которых должен помнить журналист и прогнозировать их.

1. Журналист и участник беседы быстро входят в контакт, так как совпали цели опрашиваемого и журналиста. В этой ситуации участник беседы принимает все, он полностью доверяет журналисту, помогает рассказом о каких-то ярких фактах, событиях. Отношения с журналистом носят доброжелательный характер. Классический журналистский пример – уроки Анатолия Аграновского.

Да, нас окружает бездна умных людей. Мы еще порой удивляемся встрече с интересным человеком, а пора уже удивляться, когда журналист таковых не находит. Это вранье, что где-то есть простые люди, которые-де ничего интересного не могут рассказать. Нет таких. А если находятся, то это значит только то, что мы были скучными собеседниками, не сумели как следует выслушать собеседника.

Отчего это происходит? Да потому что долгие годы журналисты знали все наперед. Ни о каком психологическом контакте вообще речь не шла. Журналисту требовалось лишь подтвердить то или иное положение, цифру, факт. Лучшие журналисты все-таки стремились заглянуть герою в глаза... Но их было мало. А уж совсем мало было тех, кто шел за мыслью. А о мыслях героя можно было узнать только при условии тесного контакта. Ведь журналист так многое может! Обращаясь к чувствам, эмоциям своего героя, он может сформировать контакт и на этой почве. Но даже для контакта на образно-эмоциональной основе необходимо глубокое предварительное исследование ситуации, личности.

2. Опрашиваемый входит в контакт с журналистом, но их цели в общении полностью или частично не совпадают, журналист и его герой не находят точек соприкосновения. Чаще всего это происходит в так называемых «отрицательных» материалах. Внешне данные отношения не отличаются от вышеописанной ситуации, но внутренняя сторона может носить характер неприязни, даже конфликта. Журналисты эту ситуацию называют «говорение на разных языках», «игра в одни ворота». В отношениях опрашиваемого и журналиста присутствует скрытый конфликт. Причины этого конфликта самые разные, например, вашего героя чем-то и как-то обидело ваше издание или другой информационный канал. Здесь журналисту важно понять состояние своего собеседника, изменить направление беседы, и результат будет.

Журналистка Елена Масюк эту ситуацию характеризует так: «Мне всегда было интересно беседовать с преступниками и узнавать о них что-нибудь человеческое. Например, людоед в Казанской тюрьме рассказал мне о том, что он любит разводить рыбок и очень жалеет, что не может заниматься этим в тюрьме».

В процессе общения журналист может трансформировать позицию опрашиваемого. И это позволит получать от него максимальный объем информации. А. Аграновский эту ситуацию поясняет так: «Я с собеседниками почти всегда спорю на самых разных уровнях и не помню случая, когда кто-либо был бы этим недоволен. Мне важно разрешить любое свое сомнение, тогда я смогу разрешить его и на газетной полосе».

Рассматривая природу личностного контакта, можно отметить, что в теоретической литературе нет единого мнения относительно понятия личностного контакта и его сущности. Очевидно, лучше говорить не о контакте, который трактуют как взаимное проникновение, а о правильном подходе к собеседнику. Правильный подход является главным элементом личностного контакта. Но в современной журналистике развиваются совершенно новые тактические основы формирования личностного контакта, происходит трансформация его содержания и сферы его действия. Это особенно характерно для современной журналистики, метода «маски». Например, корреспондент «Комсомольской правды» Сергей Благодаров в торговых рядах торговал колбасой. В одну из милицейских облав его загребли с нераспроданной «краковской». «Все как положено – короткоствольные автоматы, пихания в бок, беседа – "Что, сука, очень языкастый?"... Узнав, что я корреспондент "Комсомолки", посмеялись и отпустили». Но главные контакты репортера с задержанными начинаются в специальном помещении, отведенном для разбирательств. Автор – уже свидетель этих контактов.

Наконец-то с опозданием на несколько часов прибывает молоденькая, но уже на всю жизнь мрачная судья О. Гурова. Настает момент сугубо торжественный. Вызывается первый посетитель – фронтовик в тяжелом от орденов и медалей пиджаке.

– Ранее судимы были?

– Нет, но у меня три инфаркта.

– На учете у психиатра состоите?

– Нет, но у меня...

– Ваши продукты конфискуются. На все накладывается штраф восемь тысяч рублей.

Введение в структуру репортажа такого диалога позволяет журналисту сделать более выпуклой ситуацию. Он показателен и в плане полного отсутствия психологического контакта. Представитель закона не чувствует боли ветерана. Такой сочный журналистский мазок позволяет журналисту, не делая никаких заключений, выносить суровый приговор ревностным служителям Фемиды.

Условия формирования личностного контакта с опрашиваемым характеризуются эмоциональной насыщенностью, динамичностью. Поэтому в содержании личностного контакта обязательно присутствуют такие элементы, как эмоциональное доверие, согласованность действий, готовность к общению.

Таким образом, личностный контакт – это основанное на взаимной диагностике личностных качеств участников журналистского общения взаимодействие журналиста и опрашиваемого, оптимальное получение наиболее полной информации Для журналистского материала.

А использование журналистского прогнозирования при подготовке к общению раскрывает перед журналистом ряд дополнительных возможностей. Журналист может оценивать неожиданную информацию с позиций перспективы ее использования при общении: строить рабочие гипотезы поведения того, с кем он общается, корректировать процесс общения, убирать конфликтные ситуации, оптимизировать решение вопросов, возникающих по ходу общения.


§ 3. Где контакты, там и факты!

Журналистская практика показывает, что в приемах межличностного общения огромное значение имеют исходные позиции общения, духовные ценности, которыми руководствуется журналист и опрашиваемый, манера взаимоотношений друг с другом и, конечно, «эффект мелочей», придающий общению личностный шарм. Какая-нибудь недооценка всего этого в общении, как правило, чревата не лучшими последствиями, потерей добрых отношений, разрывом контактов.

Рассмотрим еще один аспект общения, о котором необходимо помнить журналисту для установления полного контакта между журналистом и информатором, – это язык жестов, мимики и телодвижений человека – «боди лэнгвидж». Впервые серьезным исследованием этого языка занялся в конце 70-х годов австралийский исследователь Аллан Пиз. Сегодня он признанный знаток психологии человеческого общения и автор методики обучения основам этой коммуникации.

Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей 60–80% коммуникаций осуществляется за счет невербальных средств выражения и только 20–40% информации передается с помощью вербальных. Эти данные заставляют нас задуматься над значением «невербалки» для психологии общения, для установления психологического контакта между журналистом и опрашиваемым. Журналист должен владеть искусством толкования этого особого языка, языка телодвижений, на котором мы все разговариваем, даже не осознавая этого.

Каковы же особенности языка телодвижений? Его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет доверять этому языку больше, чем обычному вербальному каналу общения. Более чем двадцатилетний опыт изучения и наблюдения над практикой использования этого языка во взаимоотношениях людей позволил А. Пизу описать основные жесты и телодвижения человека, дать систему толкований их значений.

Проследить происхождение некоторых жестов можно на примере нашего первобытного прошлого. Оскаливание зубов сохранилось еще от акта нападения на противника и до сих пор используется современным человеком, когда он злобно усмехается или проявляет свою враждебность каким-то другим способом. Улыбка первоначально была символом угрозы, но сегодня в совокупности с дружелюбными жестами она означает удовольствие или доброжелательность.

Определенный материл для оценки личности, может дать внешний вид вашего собеседника. Его одежда, аккуратность, опрятность, экстравагантность, небрежность и пр. могут очень ярко говорить о некоторых чертах характера, привычках, профессии. Даже офис, жилище, рабочее место опрашиваемого – тоже поставщики информации для журналиста.

Герой моего очерка «Стресс» был неразговорчив, после военной контузии плохо слышал. Честно говоря, мне всегда было интереснее всего с его женой, красивой, статной, очень неглупой сельской жительницей. Но когда случилась беда, тяжело заболела его жена, он, «вещь в себе», молчаливый, глуховатый, сделал все, чтобы ее спасти. Скрыл от нее истинный диагноз, списался с лучшей московской клиникой. Он где-то случайно вычитал, что есть случаи излечения этой болезни положительным стрессом. И вот этот внешне вроде бы неяркий человек оказался личностью глубочайшего содержания и порядочности. Он сам, своим умом пришел к тому, что таким положительным стрессом может стать какая-то очень дорогая вещь, абсолютно не вписывающаяся в крестьянский быт. И он купил своей любимой женщине безумно дорогую по тем временам шубу... Такого поступка от него не ожидал никто.

В процессе контакта журналист должен обращать внимание на речь опрашиваемого, ее интонации, ритм, тембр. В речи человек излагает свои чувства и отношения к излагаемым фактам, проявляет свои волевые качества. Речь участника беседы, безусловно, содержит информацию, интересующую журналиста. Но по манере говорить журналист может определить характер человека (жаргонизмы, канцляризмы, иностранные слова, термины и т.д.).

Запомните: восприятию речи мешают штампы, шаблонность, канцеляризмы, вульгаризмы, жаргонизмы, многословие, слова-паразиты, ошибки в произношении, ошибочное употребление слов, вычурность и манерность, «иностранщина».

Убедительности вашей речи и речи вашего информатора способствуют сравнения, метафоры, эпитеты, аллегории, пословицы, поговорки и т.д.

Журналист при любом контактировании с человеком всегда должен помнить о «персональном пространстве» каждого человека. Может быть, истоки этого «пространства» идут от гоголевского круга в «Вие», как знать, но психологи настаивают на его существовании и дают ряд рекомендаций.

1. Интимное пространство (радиус) от 0 до 45 см используется при общении самых близких людей: жена – муж, мать – ребенок.

2. Персональное пространство от 45 до 120 см используется при обыденном общении со знакомыми людьми.

3. Социальное расстояние от 120 до 400 см оказывается предпочтительным в общении с чужими людьми или при официальном общении.

Исходя из этих разумных рекомендаций, и стоит строить технологию общения для установления личностного контакта. Очевидно, подойдет ситуация «социального расстояния». В этой ситуации опять же у журналиста должно срабатывать чутье.

Правильное определение межличностного расстояния между журналистом и его героем способствует установлению доверительных отношений уже на первых этапах общения.

Большое значение для формирования контакта имеет правильный выбор темы разговора. Опрашиваемый не должен почувствовать, что его «выводят» на заранее запланированную тему разговора. Журналист должен вызывать какие-то положительные эмоции у опрашиваемого (общий разговор о живописи, театре, увлечениях и т.д.). Очень важно не уходить от темы, которая близка вашему герою. При этом журналист должен исходить не только из обстоятельств интересующего вас материала, а избирать тему разговора с учетом интересов опрашиваемого, интеллектуального уровня его развития. Талантливейший журналист, популяризатор научной темы Владимир Орлов писал: «Популяризатор уподобляется переводчику, кропотливо переводящему со сложного языка науки на доступный смертным более простой язык».

Формируя контакт, журналист может использовать для беседы не одну тему, а две-три, чтобы увеличить число контактных точек соприкосновения. Например, вы выясняете, что ваш герой – любитель живописи, сам рисует. А это – ваше увлечение. Таким образом, в этих условиях журналист имеет полное право отвлечься и поговорить о вашем увлечении. Не бойтесь, это не уведет вас от исследуемой темы, а наоборот, приблизит к вам вашего героя. Как говорят, искра понимания вспыхнет между вами, и она уже гарантирует успех вашего контакта. И этот разговор, который вроде бы в сторону, сформирует в опрашиваемом положительно окрашенный эмоциональный настрой. А положительный потенциал восприятия вас вашим героем явно увеличится.

После всего вышеперечисленного журналист сможет переходить к формированию ситуативной установки опрашиваемого на контактное взаимодействие.

Стиль поведения вашего героя формируется в зависимости от следующих факторов: объективных условий, субъективного состояния участника беседы и структуры его личности.

Структура личности – это достаточно широкое понятие. В нее входят жизненные установки – это центральное звено в поведении личности в социуме. Жизненные установки выражают весь нравственно-психологический контекст. Система увлечений, выступающих в качестве стимулов активности личности, характеризует ее динамический аспект.

Задача журналиста в процессе формирования психологического контакта состоит в обнаружении системы увлечений, а через нее, приблизив героя, воздействии на него. Для этого журналист должен производить своеобразное накопление фактуры в целях формирования глубоких отношений с опрашиваемым. Например, журналистская практика свидетельствует о том, что тема профессии опрашиваемого является одной из тех, на основе которой лучше всего формируются контактные отношения. Также заслуживает внимания разговор об общественной деятельности, наградах, о службе в армии, о спорте и др.

Развитие темы разговора зависит от личности собеседника, его эмоционального, психологического состояния, в конце концов, от настроения и конечной цели вашей публикации. Психологи рекомендуют углубить одну-две темы, которые, на ваш взгляд, приятны собеседнику, а остальные лишь затронуть и слушать очень внимательно и участливо. И время, потерянное вами на процессе слушания, окупится. Факт за фактом, эпизод за эпизодом формируется ситуативная установка на совместную деятельность.

Ситуативная установка – это «готовность, опирающаяся на прошлый опыт поведения в подобных ситуациях и изменяющаяся под воздействием конкретных реальных условий, в которых в настоящий момент происходит действие».

Но установка формируется между журналистом и его героем только на основе предвосхищения им системы общения с журналистом. Что может нарушить контактные отношения? Нелестный отзыв, критическое высказывание журналиста. «Давайте говорить друг другу комплименты» – эти слова из незатейливой песни целиком относятся к формированию устойчивой позиции. С помощью установки журналист такую позицию может формировать.

Формируя установку опрашиваемого на контактные отношения, журналист может очень многое в поведении своего героя прогнозировать. Глубоко понять и верно оценить героя будущего материала, публикации можно только на основе его изучения до начала общения, то есть опосредованно, через других людей и другие каналы. Только тогда обнажаются различные черты данного человека. Само же общение контактного типа создает положительный эмоциональный фон, повышенный интерес к партнеру по общению.

Тактические приемы формирования и стабилизации контакта журналиста и опрашиваемого вплетаются в тактику общения. В связи с этим вопросы журналиста выстраиваются с учетом всей процедуры формирования психологического контакта.

Рассмотрим ситуацию свободного рассказа. Журналист в ней выступает в роли активного слушателя. «Порой, – замечает журналист «Комсомольской правды» (ДВ приложение) Елена Астафурова, – мне приходится слушать такую ерунду, но я делаю столь заинтересованное лицо и подбадриваю: "Говорите, это, безусловно, интересно". Как часто монологи уподобляются золотоносному песку, а уже дело журналиста – из этого песка вымыть крупицы золота. В свободном рассказе допускается все, но журналист должен внимательно слушать, наблюдать и помнить о словах великого Шекспира: «Весь мир – театр, а люди в нем – актеры, и каждый не одну играет роль».

Умение слушать не менее важно, чем умение задавать вопросы. В процессе слушания журналист может выразить свое эмоциональное отношение к говорящему, выразить сожаление, одобрение и т.д. Необходимо также следить и за речью вашего героя, это позволит понять его истинные чувства. Слушающий журналист – это активный партнер опрашиваемого. Но журналист в процессе восприятия рассказа героя должен подвергать анализу и содержание, и эмоциональную форму. При этом можно обнаружить, что более всего волнует вашего собеседника, вызывает позитивную или негативную реакцию.

В процессе слушания вы можете некоторым образом регулировать эмоциональное состояние опрашиваемого. Ваше сочувствующее выражение лица, сожаление о неудачах, радость по поводу побед, удач и т.д. Журналист может пользоваться приемом неосведомленности, но при этом нельзя забывать о мимике. Журналист может участливо кивать головой, разделять возмущение по ряду вопросов, но все это должно быть предельно искренним. Помните, что ваш собеседник постоянно за вами наблюдает, и единственный промах, ложный шаг может разрушить всю систему психологического контакта. Поэтому старайтесь не прерывать, не спорить со своим собеседником.

Восприятие свободного рассказа собеседника должно сопровождаться накоплением материалов для вопросов после монолога. Всю полученную информацию в ходе свободного рассказа журналист должен проанализировать и объяснить для себя те или иные моменты. Свободный рассказ дает журналисту определенный (но еще не полный) объем информации. Собеседник при этом демонстрирует свое отношение к событию, выстраивает свою позицию. Кроме этого, журналист имеет возможность продолжить изучение личности опрашиваемого. Существует ряд правил активного слушания. Запомните их:

         не прерывайте собеседника;

         дайте собеседнику время высказаться;

         проявляйте полное внимание к собеседнику;

         не стесняйтесь повторять высказывания говорящего;

         не торопитесь делать поспешные выводы;

         не заостряйте внимание на разговорных особенностях собеседника (медлительности, занудстве и т.д.);

         спокойно реагируйте на высказывания собеседника, даже если это откровенная чушь;

         не отвлекайтесь;

         не давите на собеседника.

«Скорость мышления в 3–4 раза опережает скорость речи. Когда мы слушаем собеседника, мы не пассивны: наш мозг усиленно работает».


Итоги

Разговаривая, слушая, сосредоточьте свое внимание на том, что говорит ваш информатор. Да, это не просто, но это необходимо. Включайте слушание-сопереживание – и оно поможет вам понять вашего собеседника и на эмоциональном, и на интеллектуальном уровнях.

Презумпция невиновности – о ней всегда должны помнить журналисты. Не верьте, никогда не верьте только одному мнению, из каких бы высоких источников оно ни шло. НЕ В-Е-Р-Ь-Т-Е!

Проверяйте и еще раз проверяйте! Воспользуйтесь опытом института «Открытое общество». На каждую рукопись они дают четыре анонимные рецензии.

Запомните: восприятию речи мешают штампы, канцеляризмы, вульгаризмы, жаргонизмы, многословие, слова-паразиты, ошибки в произношении, ошибочное употребление слов, вычурность и манерность, «иностранщина».

Убедительности вашей речи и речи вашего информатора способствуют сравнения, метафоры, эпитеты, аллегории, пословицы, поговорки и т.д.


^ НЕСКОЛЬКО СЛОВ ПОД ЗАНАВЕС

Современная журналистика – это столкновение мнений, воззрений, позиций. Другая журналистика просто обречена на гибель. Поэтому столько сегодня уделяется внимания такому аспекту, как работа с новостью. Сама жизнь расширила, раздвинула новостные рамки. А усиление конкуренции заставляет искать и бороться. В этой книге я сделала попытку обобщить некоторые новые тенденции в развитии новостной журналистики, методах подачи, помочь снять барьеры, которые возникают при общении журналистов со своими героями. И еще. Пока журналист мыслит, находится в состоянии поиска, журналистика существует. Всякая игра на журналистском поле в «одни ворота» – ведет к самоуничтожению.

Весьма справедливо по этому поводу сказал ветеран советско-российской журналистики Генрих Боровик: «Я, конечно, завидую молодым журналистам. Они могут говорить все, что угодно. Но я не завидую журналистам, которые полощутся в нечистотах, считая их чистой водой. (Я не имею в виду компроматы, если это правда, журналист обязан ее обнародовать.) Такие журналисты, только полощась в нечистотах, могут привлечь внимание зрителей на берегу: в чистой воде плавает, ну и что, а плавает в г..., интересно. Много врут. Неплохо бы научиться многим писать, и говорить по-русски правильно».

Резко?! Категорично?! Но это, к сожалению, так, и наш общий долг – удержать журналистику, не дать ей завязнуть в пучине, продажности. Нас называют представителями второй древнейшей профессии, а это постыдно.

Хочется, чтобы в российской журналистике не повторялись дикие уроки журналистики Приморского края, в которой ангажированность прессы – беспредельна.

Новая журналистика требует современной интонации, сегодняшней скорости. Времени делать паузы нет.

Но поспешайте не торопясь. Пусть у вас будет побольше новостей – Сенсационных! Броских! Оригинальных! Прикольных! Полезных! Значимых! Оглушительных!

А газета – светится, переливается всеми новостными красками.


-198-morfologiya-kak-razdel-grammatiki-morfologiya-eto-odna-iz-sostavnih-chastej-gram-matiki-poetomu-chtobi-ponyat-specifiku-morfologii-nuzhno-utochnit-kak-p.html
-1ip111c-rukovodstvo-k-vedeniyu.html
-1psihologicheskoestroenie-chelovecheskoj-deyatelnosti-uchebnoe-posobie-rekomendovano-ministerstvom-obshego-i-professionalnogo.html
-2-advokat-v-sude-shamba-t-m-advokatura-v-rossijskoj-federacii-uchebnik-dlya-vuzov.html
-2-analiticheskaya-psihologiya-kyunga-individuaciya-i-samoaktualizaciya-ponyatie-samoaktualizaciya-v-psihologii.html
-2-antitrestovskoe-zakonodatelstvo-istoriya-gosudarstva-i-prava-zarubezhnih-stran.html
  • credit.bystrickaya.ru/plodi-ryabini-obiknovennoj.html
  • klass.bystrickaya.ru/6pervaya-kosmologicheskaya-model-model-ejnshtejna-sovremennoe-sostoyanie-kosmologii.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadacha-6-oblegchit-process-perehoda-kompanii-k-drugomu-vladelcu-1-risk-v-usloviyah-rinochnoj-ekonomiki-klyuchevoj.html
  • turn.bystrickaya.ru/pochemu-vi-proigrivaete-v-chgk.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/42-mehanizm-realizacii-polnomochij-metodicheskie-rekomendacii-po-sozdaniyu-uslovij-dlya-razvitiya-mestnogo-tradicionnogo.html
  • school.bystrickaya.ru/karamzin-nikolaj-mihajlovich.html
  • credit.bystrickaya.ru/osobennosti-razvitiya-zhilishno-kommunalnogo-kompleksa-selskih-territorij.html
  • znanie.bystrickaya.ru/analiz-rezultatov-raboti-narkoposta-za-2010-2011-uch-god.html
  • knigi.bystrickaya.ru/siril-parkinson-zakoni-parkinsona-stranica-6.html
  • znanie.bystrickaya.ru/4-opisanie-funkcionalnih-vozmozhnostej-23.html
  • tests.bystrickaya.ru/krisko-v-g-k-85-etnopsihologiya-i-mezhnacionalnie-otnosheniya-kurs-lekcij-v-g-krisko.html
  • tests.bystrickaya.ru/kurs-zaochnogo-otdeleniya-specialnosti-030301-psihologiya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sdrzhanie-kniga-iii-kniga-ii.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/komitet-po-pravam-rebenka-pyatdesyat-vosmaya-sessiya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema3-sociologicheskij-organicizm-gerberta-spensera-obyazatelnij-kurs-obem-uchebnoj-nagruzki-kurs-chitaetsya-v.html
  • report.bystrickaya.ru/informatika-uchebnij-plan-3-inostrannij-yazik-4-otechestvennaya-istoriya-17.html
  • institut.bystrickaya.ru/temi-plenarnogo-zasedaniya-ekonomicheskij-klimat-i-potencial-regionov-osobennosti-investicionnogo-i-zemelno-imushestvennogo-zakonodatelstva.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-normativno-pravovaya-baza-dou-konvenciya-o-pravah-rebenka-1989-g.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-moih-sotrudnikah-i-moej-deyatelnosti-kak-ministra-finansov-stranica-8.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-iiiproricatelnica-evolyuciya-ot-sfinksa-k-hristu.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-tematicheskaya-programma-po-russkomu-yaziku-dlya-podgotovitelnih-kursov-rgsu-vsego-96-uchebnih-chasov.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/reshenie-kvoruma-net.html
  • school.bystrickaya.ru/kredit-ne-vseh-pobedit-moskovskij-komsomolec-ozerova-marina-17122008-282-str-1-2.html
  • shkola.bystrickaya.ru/osnovaniya-klassifikacii-sledov-v-trasologii.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/investfunds-29042011-pensionnij-fond-kit-finans-priznan-luchshim-po-tempam-rosta-pensionnih-nakoplenij.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema31-sushnost-i-pribori-geometricheskogo-nivelirovaniya-kurs-lekcij-po-geodezii-sostavila-prepodavatel-trubkina-e-g.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zakon-zakon-eshyo-v-zemnoj-utrobe.html
  • bukva.bystrickaya.ru/mir-nanichku-ili-negeroicheskij-pessimizm.html
  • crib.bystrickaya.ru/ispolzovanie-informacionnih-tehnologij-pri-proektirovanii-rekonstrukcii-ekspluatacii-obektov-territorialnoj-inzhenernoj-promishlennoj-infrastrukturi.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zahist-programnogo-zabezpechennya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-dlya-studentov-po-specialnosti-kulturologiya-moskva.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tochki-zreniya-otdelnoj-semi-uchebno-metodicheskij-kompleks-odobren-i-rekomendovan-k-opublikovaniyu-kafedroj-ekonomika.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vseobshee-priznanie-vzroslih-i-detej-kniga-dlya-dushevnogo-chteniya-i-razgovora.html
  • crib.bystrickaya.ru/i-i-chironova-anglo-russkij-tolkovij-yuridicheskij-slovar.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/protokol-3-obshego-vneocherednogo-sobraniya-chlenov-nekommercheskogo-partnerstva.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.