.RU

§ 1. Интеллектуальные течения эпохи Просвещения - Учебное пособие для вузов


§ 1. Интеллектуальные течения эпохи Просвещения

Просвещение представляет собой не -только исто­рическую эпоху в развитии европейской культуры, но также мощное идейное течение, основанное на убеж­дении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлин­ной природе человека и общества.

Просветители выступали поборниками равенства всех перед законом, права каждого на обращение в высшие органы управления, лишения Церкви свет­ской власти, неприкосновенности собственности, гуманизации уголовного права, поддержки науки И( техники, свободы печати, аграрной реформы и спра-' ведливого налогообложения. Краеугольным камнем : всех просветительских теорий была вера во всесилие разума.

Важнейшими представителями культуры Прос­вещения являются: Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Мон­тескье, К.А. Гельвеций, Д. Дидро во Франции, Дж. Локк

и Иоликобритании, Г.Э. Лессинг, И.Г. Гердер, И.В. Гете, . Шиллер в Германии, Т. Пейн, Б. Франклин, Т. Джеф-ферсон в США, П.И. Новиков, А.П. Радищев в России.

В разных странах эпоха Просвещения наступила но в одно и то же время. Первой в новую эру вступила Англия — в конце XVII века. В середине XVIII века центр нового мышления переместился во Францию. 11|>освещение явилось завершением мощного револю­ционного всплеска, захватившего ведущие страны .'нщада. Правда, то были мирные революции: промыш-\пшая — в Англии, политическая — во Франции, фи-тцчофс.ко-эстетическая — в Германии. За сто лет— с И>!!9 по 1789 год — мир изменился до неузнаваемости.

Великая промышленная революция в Англии и Г.еликая французская революция послужили провозве-| тпиком нового порядка вещей, при котором движущей ι плой развития общества выступают научные и куль­турные идеи, а главным субъектом исторических пре-

■ п >| >а.зований, его зачинщиком является интеллигенция.
< ' тех пор ни одного крупного события в Европе не
проходило без руководящей роли или непосредствен-
ного участия именно этого слоя населения. Просвеще-
1 создало новый тип людей — интеллигентов, лю-
ден науки и культуры. Они рекрутировались из всех
елоов общества, но прежде всего из третьего сословия,
т.пнедшего на арену истории и заявившего о себе и в
искусстве. Утверждение просветительных идей шло во
многом от имени этого сословия.

Успехи Просвещения стали возможными только потому, что на историческую сцену вышла еще одна мощная социальная сила — класс буржуазии, который сыграл в интеллектуальной истории Европы двойствен­ную роль: с одной стороны, буржуазия, привлекая в

■ пои ряды людей энергичных, предприимчивых и интеллектуальных, выступила основным спонсором культуры, с другой стороны, ссужая деньги, она навя­зывала интеллигенции свои узкоугилитарные, призем­ленные цели и идеалы, которым часто приходилось соответствовать интеллигенции. Иными словами, бур­жуазия поддерживала и приземляла культуру одновре­менно. Завершилось все это тем, что на исторической сцене появился новый тип культуры — массовая куль­тура, которую нередко именуют вульгарной, пошлой,

^ РЛРЛ Раздел 2. Мироеаи кцдржветввнная цат

буржуазной. Но иначе и быть не могло: аристократия
и дворянство давно уже имели свою собственную кулм
туру — высокую культуру, еще раньше народ создал
свою форму культуры, народную, и только буржуазия
оставалась не у дел. Таким образом, можно считать, чт|
завершением эпохи Просвещения явилось, с культя
рологической точки зрения, возникновение массовой
культуры. Ее следует считать низшим слоем буржу]
азной культуры. \

В своих высших проявлениях буржуазная культура в XVIII столетии выразила себя через научную идеО| логию. В философии Просвещение выступало против всякой метафизики, способствуя развитию естество' знания и вере в социальный прогресс. Эпоху Прос? вещения называют еще именами великих философов^ во Франции — веком Вольтера, в Германии — веком Канта, в России — веком Ломоносова и Радищева. |

Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворот-!! ным пунктом в духовном развитии Европы, повлияв» шим практически на все сферы жизни. Просвещение выразило себя в особом умонастроении, интеллектуалы! ных склонностях и предпочтениях. Это прежде всего? цели и идеалы Просвещения — свобода, благосостоя-; ние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость; и др., а также знаменитое вольнодумство, критическое; отношение к авторитетам всякого рода, неприятна догм — как политических, так и религиозных. Про­светители происходили из разных классов и сословий! аристократии, дворян, духовенства, служащих, пред» ставителей торгово-промышленных кругов.

В каждой стране просветительское движение но­сило отпечаток национальной самобытности. В Англии философская программа Просвещения была сформу­лирована философом Джоном Локком (1632—1704), провозгласившим свод неотчуждаемых прав человека: права на жизнь, свободу и собственность.

Отвергая существование врожденных идей, он-утверждал, что все человеческое знание проистекает из опыта, а в воспитании решающим фактором высту­пает среда.

Другой английский просветитель XVII века ^ Томас Гоббс (1588—1679) увидел в геометрии и механике 318 идеальные образцы научного мышления, а на природу

ι мотрелкак на совокупность протяженных тел, разли­чающихся величиной, фигурой, положением, а не как м.ι вместилище божественного разума.

Немалая заслуга в развитии нового взгляда на мир принадлежит шотландскому философу, историку, эко-ппмисту и публицисту Дэвиду Юму (1711 —1776), обно­вившему науку о нравственности. По Юму, этика за­нимается мотивами поступков, которые в конечном итоге обусловливаются психологическими особенно­стями людей. Шотландия дала миру и другого великого мыслителя— экономиста Адама Смита (1723—1790), |.|дожившего основы классической политэкономии.

Просвещение во Франции связано с именами Полутора, Жан-Жака Руссо, Дени Дидро, Шарля Луи Монтескье, Поля Анри Гольбаха и др.

Французский просветитель, правовед и философ Монтескье (1689—1755) страстно выступал против hi χ олютизма, стремился вскрыть причины возникно­вения того или иного государственного строя, ана­лизировал различные формы государства и формы правления. Его теория «разделения властей» оказала оольшое влияние на развитие конституционной мыс-Ήΐ XVIII — XX веков.

Великий французский мыслитель, писатель и пуб­лицист Вольтер (1694—1778) выступал против абсо­лютной монархии и феодально-клерикального ми­ровоззрения, его идеи сыграли большую роль в подготовке умов к Великой французской революции. 1го роль в Просвещении определялась не столько по­литическими взглядами, сколько духом сомнения и ι ы'птицизма, который способствовал формированию молодого поколения вольнодумцев. На литературном поприще Вольтер проявил себя во всех жанрах— в трагедии, стихах, исторических сочинениях, философ-с к их романах, сатирических поэмах, политических трактатах и статьях.

Целый этап просветительского движения Фран­ции связан с именем великого французского писателя п философа ^ Ж.-Ж. Руссо (1712—1778). В «Рассужде­ниях о науках и искусствах» (1750) Руссо впервые • ■формулировал главную тему своей социальной фи-\ософии — конфликт между современным обществом п человеческой природой. Он утверждал, что хорошие манеры не исключают расчетливого эгоизма, а науки) и искусства удовлетворяют не коренные потребности людей, но их гордыню и тщеславие. В педагогическом; романе «Эмиль, или о Воспитании» (1762) Руссо обру^ шился на современную систему воспитания, упрекая^ ее за недостаток внимания к внутреннему миру чоло-j века, пренебрежение к его естественным потребно^ стям. В форме философского романа Руссо изложил) теорию врожденных нравственных чувств, главным из! которых он считал внутреннее сознание добра. Зада-^ чей воспитания он провозгласил защиту нравствен-^ ных чувств от разлагающего влияния общества. *

В сочинениях «Рассуждение о начале и основаниА ях неравенства...» (1755), «Об общественном догово* ре» (1762) Руссо выступал против социального нора-' венства и деспотизма властей. Государство, согласно; Руссо, .может возникнуть только в результате догово-: ра свободных людей. Заключая общественный дого­вор, люди поступаются частью своих суверенных прав в пользу государственной власти, охраняющей их сво­боду и выражающей их общую волю. По если госу­дарство перестает следовать общей воле, оно ут­рачивает нравственную основу своего существования. Идеи Руссо (культ природы и естественности, критика городской культуры и цивилизации, искажающих из­начально непорочного человека, предпочтение сердца разуму) оказали влияние на общественную мысль и литературу многих стран.

Основатель и редактор знаменитой «Энциклопе­дии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» (1751—1780), философ-материалист Дени Дидро (1713— 1784), как и Руссо, был неординарной личностью. В юности он был религиозен, часто постился и носил власяницу, а в 1726 году даже стал аббатом. В 1732 году он получил магистерскую степень на факультете ис­кусств Парижского университета, подумывал сдела­ться адвокатом, но предпочел свободный образ жизни. Первое время Дидро зарабатывал переводами. Знаком­ство с исторической и философской литературой сде­лало его деистом, а затем убежденным атеистом и материалистом. Вольнодумные сочинения Дидро пос­лужили причиной его ареста и заключения в Вен-сеннский замок (1749).

Главным делом его жизни стала «Энциклопедия». II начале 40-х годов парижский издатель А.Ф. ле Бре­ши решил перевести на французский язык «Энцикло­педию, или Всеобщий словарь ремесел и наук» англи­чанина Э. Чемберса. Но вскоре он и ставшие его компаньонами Дидро, Д'Аламбер (или аббат Де Гуа) от­казались от публикации слегка измененной версии английского словаря и стали готовить самостоятельное и ;дание. Дидро придал «Энциклопедии» тот размах и полемический запал, который сделал ее манифестом щохи Просвещения.

На протяжении последующих 25 лет Дидро оста­вался во главе разросшейся до 28 томов (17 томов ста­тен и 11 томов иллюстраций) «Энциклопедии». В ней сотрудничали помимо Дидро (он написал 6000 статей) π Д'Аламбера такие титаны Просвещения, как Руссо (написал 390 статей, прежде всего по теории музыки), Ичльтер, Монтескье, Гольбах. Кроме того, статьи по конкретным разделам писали мастера и знатоки сво­его дела: скульптор Э.М. Фальконе, архитектор /К.Ф. Блондель, грамматики Н. Бозе и С.Ш. дю Марсе, гравер и рисовальщик Ж.Б. Папийон, естествоиспы­татели Л. Добантон и //. Демаре, экономист Ф. Кенэ. ι 'оставители «Энциклопедии» получили название эн­циклопедистов. Итогом явился универсальный свод со­временных знаний.

Кроме работы над «Энциклопедией» Дидро с1759 по 1781 г. делал регулярные обзоры по изобразитель-пому искусству, которые помещал в «Литературной корреспонденции» — рукописной газете, рассылав­шейся по подписке просвещенным европейским монархам. Екатерина II, едва вступив на престол, предложила Дидро перенести в Россию издание «Эн­циклопедии», испытывавшее немалые трудности во Франции. На протяжении XVIII века здесь вышли 25 сборников переводов из «Энциклопедии». В 1773 г. Дидро по приглашению Екатерины II посетил Рос­сию, был избран иностранным почетным членом Пе­тербургской Академии наук, а по возвращении домой написал ряд сочинений, посвященных перспективам приобщения России к европейской цивилизации1.


1 Карп С.Я. Дидро // Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия / Отв. ред. Т.Г. Му.чрукова. М., 1997.

I 1 Кулы уроло] ия. Учебник

Появлению блестящей плеяды философов-просве-
тителей предшествовал тот интеллектуальный перевод
рот в умах европейцев, который совершили их вели-|
кие предшественники, прежде всего французский
философ Рене Декарт (1596—1650), нидерландский!
Бенедикт Спиноза (1632—1677) и немецкий Готфрищ
Вильгельм Лейбниц (1646—1716). i

Декарт являлся не только философом, но и выи дающимся ученым — математиком, физиком и физиоЧ логом. Он заложил основы аналитической геометрии,] дал понятия переменной величины и функции, ввел! многие алгебраические обозначения, сформулировал; закон сохранения количества движения, дал понятие) импульса силы. Декарт считается автором теории, объ­ясняющей образование и движение небесных тел: вихревым движением частиц материи (вихри Декар-, та); ввел представление о рефлексе (дуга Декарта).: Обыденное восприятие мира Декарт призывал под­вергать сомнению, так как чувства могут быть обман--чивы и лишь разум способен отличить истинное от; мнимого. Именно разум (мышление), по убеждению-ученого, служит исходной основой всякого познания. Этот вывод Декарт облек в формулу «Ямыслю, следо­вательно, я существую», — основной постулат ра­ционализма — направления в теории познания, сто­ронниками которого выступили позже Спиноза и Лейбниц.

Согласно воззрениям Спинозы мир — закономер­ная система, которая до конца может быть познана геометрическим методом. Природа, пантеистически отождествляемая с Богом, — единая, вечная и беско­нечная субстанция, причина самой себя. Все действия человека включены в цепь универсальной мировой детерминации. Его сочинения «Богословско-политиче-ский трактат» (1670) и «Этика» (1677) оказали огром­ное влияние на европейскую философию.

Великий немецкий философ Лейбниц представ­лял собой универсальный ум, он был первоклассным математиком, физиком и языковедом, в частности, он считается одним из создателей дифференциального и интегрального исчислений. Лейбниц предвосхитил принципы современной математической логики («Об искусстве комбинаторики», 1666). Реальный мир, со­гласно его учению, состоит из бесчисленных психи­ческих деятельных субстанций — монад, находящихся между собой в отношении предустановленной гармо-нпи; существующий мир создан Богом как «наилуч­ший из всех возможных миров». В духе рационализма

• in развил учение о прирожденной способности ума к незнанию высших категорий бытия и всеобщих и не-походимых истин логики и математики. По просьбе 11етра I Лейбниц разработал проекты развития обра-юкания и государственного управления в России.

Философия Просвещения в Германии формирова­лась под влиянием Христиана Вольфа (1679—1754), систематизатора и популяризатора учения Г. Лейбни­ца. Вольф впервые в Германии создал систему, охва­тившую основные области философского знания. Философ-рационалист был избран иностранным по­четным членом Петербургской Академии наук (1725). Философия Вольфа и его школы господствовала в немецких университетах вплоть до появления «крити­ческой философии» И. Канта.

Родоначальник немецкой классической филосо­фии, профессор университета в Кенигсберге и ино-

• транный почетный член Петербургской Академии ι мук Иммануил Кант (1724—1804) сформулировал свою концепцию Просвещения как моральное и интеллек­туальное освобождение индивида. На раннем этапе он разработал космогоническую гипотезу происхождения солнечной системы из первоначальной туманности. В зрелый период творчества создал «критическую фи­лософию» {«Критика чистого разума», 1781; «Критика практического разума», 1788; «Критика способности суждения», 1790), где излагается учение о непознавае­мых «вещах в себе» (объективном источнике ощуще­ний) и познаваемых явлениях, образующих сферу бес­конечного возможного опыта. Центральный принцип этики Канта, основанной на понятии долга, — катего­рический императив. Учение Канта об антиномиях теоретического разума сыграло определяющую роль в 11азвитии европейской и мировой философии. Специа­листы считают, что Кант произвел настоящую револю­цию в философии и социальных науках.

Его современник ^ Готхольд Эфраим Лессинг (1729—1781) — поэт, драматург, теоретик искусства,

Раздел 2. Мировая кцдвжвстввввая культура

литературный критик, философ —явился основополож­ником немецкой классической литературы. Отстаивая эстетические принципв1 просветительского реализма («Лаокоон», 1766), Лессинг развивал мысли о постепен­ном прогрессе морали, о необходимости продвижения человеческого рода к высшим ступеням духа. Он соз­дал первую немецкую «мещанскую» драму «Мисс Сара Сампсон» (1755), просветительскую комедию «Минна фон Барнхельм» (1767).

Огромное воздействие на целую эпоху в истории культуры Германии и на развитие европейской куль­туры в целом оказало немецкое литературное движе­ние 70—80-х годов XVIII века «Буря и натиск» («Sturm und Drang»; название — по одноименной драме Ф.М. Клингера), заявившее о стремлении изменить моральные и общественные нормы. К нему при­надлежали писатели и поэты Иоганн Готлиб Гердер (1744—1803), Якоб Михаэль Рейнхольд Ленц (1751—1792), Фридрих Максимилиан Клингер (1.752—1831), Иоганн Антон Лейзевиц (1752—1806), Кристиан Фридрих Даниель Шубарт (1739—1791), Иоганн Генрих Фосс (1751 — 1826), Готфрид Август Бюргер (1747—1794), Иоганн Фридрих Шиллер (1759—1805) и Иоганн Вольф­ганг Гёте (1749—1832) и др. Движение «Буря и натиск» противопоставляло рационализму Просвещения страсть, фантазию и образность. Оно требовало полной индиви­дуальной самореализации и отвергало любое угнетение. Отвергнув нормативную эстетику классицизма, его представители отстаивали национальное своеобразие, народность искусства, требовали изображения сильных страстей, героических деяний, характеров, не сломленных деспотическим режимом.

Великий немецкий поэт, драматург и теоретик искусства Просвещения Фридрих Шиллер наряду с Г.Э. Лессингом и И.В. Гете явился основоположником немецкой классической литературы. Закончив воен­ную школу, он изучал вначале право, а затем медици­ну. Его диссертация называлась «О связи животной природы человека и его духовности». На творчество Шиллера-художника огромное влияние оказала лите­ратура Просвещения. Мятежное стремление к свобо­де, утверждение человеческого достоинства выра­жены уже в юношеских драмах периода «Бури и lima 7. Крьтура Иоввга времени

натиска»: «Разбойника» (1781), «Заговор Фиеско» (1783), «Коварство илюбовь» (1784). В 1788 году он стал профессором истории в Йенском университете. Позна­комившись с Гете, Шиллер переехал в Веймар на по­стоянное жительство. Здесь были изданы и поставлены его пьесы «Дон Карлос», «Мария Стюарт», «Орлеан­ская дева». Он является автором теории «эстетиче­ского воспитания» как способа достижения справед­ливого общественного устройства. Вдохновенное поэтическое творчество Фридриха Шиллера сделало его популярнейшим поэтом XIX века.

Особая роль в становлении немецкого Просвеще­ния принадлежит великому поэту и писателю Иоган­ну Вольфгангу Гете. Он был крупным мыслителем и естествоиспытателем, иностранным почетным членом

  1. (етербургской Академии наук (1826), а начинал свой творческий путь с движения «Буря и натиск». К этому периоду относится его сентиментальный роман «Стра­дания молодого Вертера» (1774), который принес ав­тору европейскую известность. В трагедии «Фауст» (1808—1832), итоговом произведении Гете, созвучном философским и научным поискам эпохи, с необычай­ной глубиной поставлен вопрос о смысле человеческой жизни, о соотношении научного познания мира и веч-ιιι,ιχ ценностей бытия. Стремление к целостному виде-

  2. то мира характерно и для естественнонаучных тракта­тов Гете. Творчество Гете оказало существенное влияние на многих европейских художников XIX—XX вв., чер­павших в его произведениях темы, сюжеты, мотивы для собственных книг, симфоний, кинофильмов.

Век Просвещения проходил в Европе под знаком научных открытий и философского осмысления пере­мен в обществе, которые должны были принести на­родам свободу и равенство, уничтожить привилегии Церкви и аристократии. Открытия XVII века в облас­ти естественных наук подтверждали мысль о том, что разум и научные методы позволяют создать истинную картину мира. Казалось, мир и природа организованы в соответствии со строгими и абсолютными законами. Вера в авторитеты уступила место последовательному скептицизму. Традиционную сословную структуру общества должна была сменить новая форма государ­ства, основанная на власти разума и закона.

Раздел I Мирвиая художественна» культура

1

-2-konstitucionnie-osnovi-sudebnoj-organizacii-baglaj-konstitucionnoe-pravo-zarubezhnih-stran.html
-2-kritika-metodologii-biheviorizma-www-i-u-ru.html
-2-licenzionnie-pravootnosheniya-struktura-osobennosti-priznaki-i-vidi.html
-2-lunatizm-koshmari-i-psihicheskie-narusheniya-moskva-sankt-peterburg-nizhnij-novgorod-voronezh-rostov-na.html
-2-metalli-dlya-emalirovaniya-i-instrumenti-flerov-deminatehnika-hudozhestvennoj-emali-chekani-kovki.html
-2-metodicheskie-aspekti-uchebnogo-processa-tvorcheskij-otchet-ulyanovsk-2010-bbk-74-202-2-v-37.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kafedra-grazhdanskogo-processa-i-trudovogo-prava-statya-03-p-l.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zadanie-5-metodicheskoe-obespechenie-disciplini-praktikum-po-grammatike-russkogo-yazika-dlya-specialnosti-0312.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obyazatelnij-minimum-i-n-denisov-24-noyabrya-2000-g.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/galileo-galilej-5.html
  • school.bystrickaya.ru/istoriya-akusherstva-chast-3.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/struktura-programmi-celi-i-zadachi-doshkolnogo-uchrezhdeniya-vibor-programm-i-kompleksirovaniya.html
  • college.bystrickaya.ru/1-1mesto-tehnologij-rvs-5.html
  • abstract.bystrickaya.ru/--a-common-law-for-europe-transportnaya-politika-es-66-ugolovnaya-politika-70-uchebnaya-literatura-71-uchreditelnie.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/32-provedenie-kapitalnogo-remonta-obshego-imushestva-v-mnogokvartirnih-domah-na-territorii-dobryanskogo-gorodskogo-poseleniya-i-pereselenie-grazhdan-iz-avarijnogo-zhilishnogo-fonda1.html
  • report.bystrickaya.ru/kafedra-fakultetskoj-terapii-i-profboleznej-nauchnie-dostizheniya-za-2009-god.html
  • esse.bystrickaya.ru/racionalnaya-struktura-generiruyushih-moshnostej-pravitelstvo-rossijskoj-federacii-rasporyazhenie-ot-22-fevralya-2008-g-n-215-r.html
  • crib.bystrickaya.ru/issledovanie-teogoniya-prava-planetarnogo-kosmosociuma.html
  • reading.bystrickaya.ru/l-n-tolstoj-ser-artur-konan-dojl-stranica-5.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kursovaya-rabota-dolzhna-sostoyat-iz-vvedeniya-treh-glav-teoreticheskoj-analiticheskoj-i-rekomendatelnoj-zaklyucheniya-spiska-ispolzovannih-literaturnih-istochnikov-i-prilozhenij.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kompleksnij-podhod-k-probleme-obespecheniya-bezopasnosti-obrazovatelnih-uchrezhdenij.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-15-graf-de-la-roshe-agata-kristi-tajna-golubogo-poezda.html
  • teacher.bystrickaya.ru/fajlovaya-sistema-slovarik.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodi-rascheta-fondovih-indeksov-zakonodatelnaya-i-normativnaya-baza-pravovogo-regulirovaniya-rcb-8.html
  • institut.bystrickaya.ru/sto-pudov-87-ot-220307-g-sto-pudov-77-ot-11-01-07-g.html
  • school.bystrickaya.ru/analiz-i-reformirovanie-nalogovoj-sistemi-rf.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/teplov-vibuhi-meteorodv-u-zemnj-atmosfer.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sochinenie-miniatyura.html
  • thescience.bystrickaya.ru/iv-tematicheskij-plan-izucheniya-disciplini-bakalavr-rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-organizaciya-i-normirovanie.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-krajne-aktualnij-i-soderzhatelnij-on-yavlyaetsya-vazhnim-i-znakovim-sobitiem-vpervie-zakonodatel-rassmatrivaet-i-analiziruet-obshie-problemi-zakonotvorchestva.html
  • education.bystrickaya.ru/34-psihologicheskie-osnovi-fizicheskogo-obucheniya-i-vospitaniya-studentov.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/umet-primenyat-ekologicheskie-metodi-issledovanij-pri-reshenii-tipovih-professionalnih-zadachvladet.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-vipolneniyu-oformleniyu-i-zashite-vipusknoj-kvalifikacionnoj-diplomnoj-raboti-dlya-studentov-specialnosti-060200-ekonomika-truda-vseh-form-obucheniya-stranica-2.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-nashih-interesah-ni-dnya-bez-misli.html
  • writing.bystrickaya.ru/2-osobennosti-primeneniya-polnoj-materialnoj-otvetstvennosti-rabotnika.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rajzberg-b-a-lozovskij-l-sh-starodubceva-e-b-sovremennij-ekonomicheskij-slovar-2-e-izd-stranica-4.html
  • notebook.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-26-727-18-iyulya-2011-g-stranica-10.html
  • turn.bystrickaya.ru/ortopedicheskaya-nevrologiya-stranica-21.html
  • letter.bystrickaya.ru/modernizaciya-sistemi-upravleniya-riskami-rossijskih-bankov-v-usloviyah-postkrizisnogo-razvitiya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/itogi-konkursa-gosudarstvennih-zakupok-tovarov-rabot-uslug-sposobom-zaprosa-cenovih-predlozhenij.html
  • letter.bystrickaya.ru/obshij-uhod-za-bolnimi-osnovnie-lechebno-diagnosticheskie-proceduri-stranica-4.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.