.RU

§ 1. Классификация дидактических средств обучения - Дополнительной квалификации


^ § 1. Классификация дидактических средств обучения

В соответствии с принятыми формами и выбранными методами обучения преподаватель определяется со средствами как неотъемлемым компонентом технологии обучения, т.е. заботится об информационно-предметном обеспечении изучения дисциплины. Под словосочетанием «информационно-предметное обеспечение» следует понимать, во-первых, средства, которые содержат в себе и способствуют передаче студентам научной информации, определенной целями обучения (печатные источники, радио, теле- и аудиовизуальные носители, природные источники и т.п.); во-вторых, все материальные (вещественные) средства, которые используются в учебных целях и которые способны непосредственно или опосредованно передавать студентам информацию, развивать умения и навыки (лабораторно-демонстрационное оборудование, макеты, установки, тренажеры, машины и отдельные механизмы и т.д.). Вторую половину рассматриваемого словосочетания («предметное») еще называют учебными тех­ническими средствами.

Несмотря на то, что идея разработки системных решений на основе кибернетики родилась еще в 60-е годы (в Киевском инженерно-строительном институте), логической классификации средств обучения и до настоящего времени нет. Поэтому предлагается классификация, включающая следующие шесть категорий:

1) учебники и другие печатные текстовые средства;

2) простые визуальные средства – оригинальные предметы, модели, картины, диаграммы, графики, карты;

3) механические визуальные средства – диаскоп, эпидиаскоп, микроскоп, телескоп;

4) аудиальные средства – проигрыватели, магнитофоны, радиоприемники;

5) аудиовизуальные средства – телевизоры, кино- и видеокамеры, видеомагнитофоны;

6) средства, автоматизирующие процессы обучения – тренажеры, лингафонные кабинеты, компьютеры, особенно последнего поколения – мультимедиа компьютеры, обладающие большими возможностями решения дидактических задач.

Приведенные в классификации средства позволяют замещать действия преподавателя и облегчать познавательную деятельность студентов. Если в учебниках печатное слово только заменяет живую речь преподавателя, то визуальные и аудиальные средства из третьей и четвертой групп позволяют донести до студента такую информацию, которую живая речь предоставить не в состоянии.

Нетрудно представить, как эти средства облегчают и обогащают дидактический процесс и обеспечивают его эффективность. Еще большие возможности предоставляют средства пятой и шестой групп. Они могут репродуцировать не только все вербальные действия преподавателя, но и все разнообразие звуков, цвета, форм и т.д. натуральных объектов.

Уместно в связи с этим еще раз подчеркнуть, что эффективность технологий обучения зависит не только от профессиональной компетентности и педагогического мастерства преподавателя, принятых форм и методов, но и, конечно же, от средств обучения. А при дистанционной (заочной) форме обучения и экстернате последние занимают в обучении главную роль.

Проектирование, создание и внедрение дидактических средств реализуется с учетом общих законов дидактики, уровня подготовки студентов к восприятию учебной информации и специфики учебной дисциплины.

^ Учебная книга как основной информационный источник. Учебник занимает важное место, он есть стержень и основной компонент учебно-мето­ди­ческого комплекса. С опорой на учебную программу учебник определяет содержание обучения и систему работы студентов при овладении знаниями и в значительной мере выступает организатором работы преподавателя, поскольку через учебник реализуются концепция и стратегическая линия обучения.

Учебник – первый и важнейший источник знаний студента. При заочной (дистанционной) и экстернативной формах обучения, когда студент изучает программный материал самостоятельно и располагает только учебником, последний становится основным средством и орудием организации познавательной деятельности студента. При этом, свою организующую роль учебник сможет выполнять тогда, когда он будет содержать в себе научные основы курса, согласованные с программой как по содержанию, так и по структурной последовательности.

Учебник как печатное средство материализует содержание обучения в виде конкретного учебного материала. От того, какой учебный материал содержится в учебнике, зависит и организация учебного процесса. Есть в нем задания (упражнения), преподаватель использует их, не тратя времени и энергии на их составление. Есть образцы проблемного изложения, которые преподаватель использует и для других тем. Во всех случаях он использует текст учебника. Таким образом, важной особенностью учебника является материализованная фиксация учебного материала, воспроизводство этим материалом содержания обучения в том объеме и качестве, которых удалось добиться авторскому коллективу (автору).

В чем же главная функция учебника? Глобальная цель обучения – обеспечить усвоение социального опыта. Учебник представляет собой фиксированный объем социального опыта, который необходимо усвоить в процессе обучения. Содержание образования и процесс обучения тесно взаимосвязаны. Одно без другого или не имеет смысла, или невозможно. Учебник есть своеобразный показатель, дидактический объект, который одновременно выступает и как носитель содержания образования, форм фиксации его различных элементов, и как проект учебного процесса. В нем реализуются содержательная и процессуальная стороны обучения в их органическом единстве. То есть учебник способен выступать в роли проекта как современного содержания образования, так и современного учебного процесса. Этот проект может служить стратегической моделью процесса обучения по признакам его обобщения. Одновременно его следует считать сценарием, т.е. тактической моделью реального процесса.

Выполняя роль стратегической и тактической модели, учебник реализует свою главную функцию. Он включает содержание предмета, которое должно быть в той или иной мере усвоено студентами. Вместе с тем он проектирует учебный процесс, т.е. организацию процесса усвоения содержания образования. Таким образом, главная функция учебника – информатизация знания, руководство процессом усвоения содержания образования, т.е. познавательной деятельности студентов.

От главной функции зависят и другие функции. Первейшая из них – соотношение целей обучения, главной функции учебника и процесса обучения с его элементами. Такие функции, как информационная, системообразующая, функция средств закрепления и самоконтроля, средств самообразования, ин­тег­ративная, координационная, развития и воспитания составляют единое целое.

Ниже более полно раскрыто значение категории «функция учебника», а также тех функций, которые должны быть реализованы в процессах создания учебника и обучения.

^ Информационная функция – раскрытие сути учебника как носителя содержания обучения, представленного текстом и иллюстрациями.

Функция руководства – раскрытие дидактико-методологического содержания программы, т.е. учебник определяет набор, акцентирование, ранжирование всего учебного материала (текстов, заданий, примеров). Благодаря этому он становится для преподавателя средством планирования, подготовки и проведения обучения.

^ Функция стимулирования – определение значения учебника в закреплении знаний и стимулировании учения, повышение интереса студентов к материалу, возможностям его использования. Материал учебника должен вырабатывать умение работать с дополнительной литературой и справочниками.

^ Функция упражнений, самоконтроля – обеспечение прочного и устойчивого усвоения знаний и умений, что достигается посредством упражнений, повторений, систематизации, организации контроля и самоконтроля.

^ Функция координации – установление взаимосвязи с другими книгами и средствами учебно-методического обеспечения конкретной дисциплины. Последние представляют собой систему дидактических средств обучения (при ведущей роли учебника), которая обеспечивает наиболее полную реализацию учебно-воспитательных задач и развитие личностных качеств специалиста.

^ Функция рационализации – ориентирование на экономию времени преподавателя и студентов как на аудиторных занятиях, так и вне их. Обеспечивается регулирование трудозатрат, использование дополнительных средств и аппарата для выработки рациональной основы ориентировочных действий учебного процесса.

^ Воспитательная (мировоззренческая) функция – развитие у студентов с помощью учебника научного мировоззрения, научного и творческого мышления, экономической культуры, целостного отношения к научным знаниям, формирование на основе всего этого эмоционально-мотивационной сферы. Иными словами, речь идет о выявлении гуманистической ориентации естественнонаучного знания посредством текстов, заданий и иллюстраций. Эффективность воспитания в процессе обучения зависит от того, насколько объективные возможности учебного предмета используются преподавателем и реализуются в учебной литературе.

Воспитательные функции в процессе обучения имеют содержание образования, методы обучения, организационные формы, единство аудиторной и внеаудиторной работы. Но особую роль в воспитании играет личность преподавателя, личное восприятие им науки, общая культура, отношение к студентам, его ценностная ориентация.

Функция руководства познавательной деятельностью студентов как одна из функций учебной книги состоит в следующем: учебник – это развернутая во времени и пространстве содержательная программа учебной деятельности, построенная как последовательное приближение к реализации целей учебного предмета посредством дидактических средств.

Безусловно, книга, предполагая стать учебной, т.е. выполнять соответствующие учебно-воспитательные функции, всегда должна проектироваться как педагогическая система. Это ключевой пункт.

Действительно, формы презентации учебного материала в учебнике и есть тот код, с помощью которого раскрываются средства познавательной деятельности студентов, в них целенаправленно заложена соответствующая дидактическая идея. Но содержание образования представляется в виде учебных предметных знаний, способов деятельности, формирования эмоционально-цен­но­стных ориентиров, т.е. понятий, законов, фактов, умений и навыков не только предметных, но и общенаучных, интеллектуальных, практических, организационных, а также соответствующих ценностных ориентаций. Например, приведенные в учебнике таблицы могут нести, главным образом, информационный смысл, но они же могут выступать как средство систематизации знаний студентов, или развития их логического мышления, или, наконец, служить целям адап­тации, схематизации некоторого содержания. Задания и упражнения как самостоятельная форма учебного материала и есть те средства, с помощью которых осуществляется руководство познавательной деятельностью студентов, развивается их познавательная самостоятельность.

Таким образом, деление текста на основной и вспомогательный, выделение существенного полиграфическими приемами (курсивы, подчеркивание и т.п.); применение приемов, которые обеспечивают запоминание текста по частям (вопросы в середине текста и на полях, наличие развернутых выводов в конце параграфа, резюме после каждой значимой части текста); задания, которые активизируют познавательную деятельность студентов, сама связь заданий с текстами и их место относительно текста, их теоретическая ориентация и полнота с точки зрения задач учебного предмета; задания, которые последовательно усложняются, и, наоборот, блоки заданий, которые построены в порядке снижения их сложности; методы предъявления учебного материала, которые программируют работу студентов (последовательность изложения, элементы эвристической беседы, проблемное изложение, элементы исследовательского метода и др.); обращения к иным источникам, ссылки, толкование неизвестных слов и терминов, форм рекомендуемого самоконтроля и т.п. – все это средства, с помощью которых обеспечивается руководство познавательной деятельностью студентов, усвоение ими учебного материала, контроль за этим процессом.

Специфика учебных предметов, их различные функции требуют соответствующих различий как в построении содержания предмета, так и в средствах его передачи.

^ Отбор и структурирование материала учебника. Реализация вышеизложенных функций учебника возможна при соответствующих способах и формах подачи материала в нем. Отбор и структурирование материала учебника должны производиться согласно логике научных знаний, которые составляют содержательную основу учебного предмета. Прежде всего, это соответствие логике и структуре диалектического метода познания, самой сути научного исследования, т.е. те основные психолого-педагогические категории, которые дают возможность сформировать, развить и закрепить навыки использования разнообразных приемов мышления, способов познания и методов исследования. Организация материала в учебнике определяет способы работы с учебным материалом, характер формируемых умений и навыков, а через них и качество знаний. Существует прямая связь организации материала учебника с реализацией определенных ему дидактических функций и структурой расположенного в нем учебного материала.

Основу содержания и структуры вузовских учебных дисциплин составляют фундаментальные теории соответствующих наук. Исходя из понимания теории как системы знаний, пронизанной исходными положениями и объединенной структурно-функциональными связями, а также как основы учебного предмета, ее можно рассматривать как один из важных ориентиров при отборе научного материала для учебника. При этом объем изложения основ теории должен быть необходимым и достаточным для того, чтобы высветить в содержании науки целостную структуру теории. Последнее предполагает наличие в учебнике всех элементов теории: группы основных понятий, основных законов (постулатов) для дедуктивной теории следствий и некоторого комплекса дополнительных знаний.

При формировании предметного содержания учебника следует пользоваться основами фундаментальной естественно-научной теории, которая включает: 1) объект изучения (явления природы и процесс науки); 2) предмет изучения; 3) фундамент (источник возникновения теории, идеальные объекты и их модели, основные понятия и исходные категории, эмпирический базис – научные факты, непосредственно входящие в теорию); 4) инструментарий (математический аппарат и средства логики); 5) следствия и их проверка; 6) цель использования теории.

При изучении закона (закономерности) надлежит привести: 1) формулировку закона; 2) написание закона в символичной форме с разъяснением обоснования закона; 3) области применения закона.

При отборе научного материала для учебника следует руководствоваться и такой категорией, как «фактор времени». Это значит, что из методических исследований должны быть известны данные об оптимальном времени, требуемом на изучение той или иной темы с учетом поставленной цели (уровни усвоения), приобретения умений как учебных, так и профессиональных. Поскольку время изучения зависит от технологии обучения, то должно быть зафиксировано, сколько времени необходимо на изучение научного материала по нескольким вариантам.

Замыкающим элементом структуры учебника является заключение (послесловие). Здесь освещаются следующие вопросы: 1) общий характер учебного предмета; 2) характеристики отдельных теорий, научные (справочные) приложения дисциплины; 3) границы применения закономерностей, приведенных в книге; 4) перспективы развития научного знания.

Учебник не был бы полноценным и современным, если бы в нем не было материала для проверки качества знаний и умений в виде текстов контроля качества усвоения материала.

Необходимо обратить внимание на то, что выше употреблялся термин «руководство», а не «управление» познавательной деятельностью студентов. Между указанными терминами имеется существенная разница. Управление предусматривает полную зависимость управляемого от управленца, от внешнего влияния, однако не учитывает индивидуальные особенности и внутреннее состояние каждого студента, которые также влияют на процесс учебной познавательной деятельности. У каждого студента свой багаж знаний, свой характер, сила мотивации и т.п. Все это влияет на процесс познавательной деятельности, поэтому об управлении как принципе ее организации говорить неправомерно.

Приведенная информация об учебнике основана на научных исследованиях известных ученых, таких как ^ В.П. Беспалько, П.Ф. Буга, И.К. Журавлев, Д.Д. Зуев, И.Я. Лернер, Л.Г. Тюрина, Г.С. Шаповаленко и др. и может быть полезной многим. Авторами учебник рассматривается как одно из средств системы учебно-методического обеспечения педагогической технологии. Учеб­ник можно представить в виде подсистем и элементов. В качестве подсистем вузовского учебника могут выступать: введение, основная часть, заключение. Каждая из этих подсистем в свою очередь состоит из ряда подсистем, базирующихся на психолого-педагогических закономерностях, ориентированных на освоение предметного содержания соответствующим субъектом (студентами и преподавателями). Несмотря на то, что научные исследования по созданию учеб­ной книги прошли экспериментальную проверку, в широкую практику они внедряются очень тяжело. Такие методы, как «эвристическая беседа», «проблемное преподавание», «дидактическая играй», «рейтинговая оценка качества» – один из плодотворных методов воспитания интеллекта и качеств личности специалиста, десятилетиями остаются невостребованными широкими преподавательскими массами высшей школы.

В чем же дело? Чем вызван этот нигилизм практиков по отношению к научной теории? Видимо, причина кроется в социальных условиях, которые не стимулируют компетентность, творчество, профессионализм, созидательность.

Невзирая на конкретные социально-экономические перемены в сегод­няш­нем обществе, факт, что разработка образовательных стандартов, учебных программ, учебников и других информационно-предметных средств обучения не может быть успешной и плодотворной без опоры на педагогическую науку как создателя прогрессивных технологических ориентиров остается неизменным. Внедрение в практику научных разработок возможно лишь тогда, когда они становятся содержанием педагогического сознания преподавателя вуза, т.е. не только его знаниями и компетенцией, но и его личной эмоционально окрашенной ценностью, инструментальным снаряжением для организации учебно-вос­пи­тательного процесса. Только при таком условии педагог способен эти идеи воплотить творчески, через призму своего методического почерка и построить методику их реализации.

В дополнение выделим основополагающие аспекты учебной книги, предназначенной для обучающихся по дистанционной технологии. Такие книги должны способствовать самоуправлению усвоением необходимого предметного содержания, т.е. являться своеобразным «самоучителем». При их разработке целесообразно руководствоваться следующими рекомендациями:

• учебные издания по полноте содержания должны быть составлены таким образом, чтобы минимизировать обращение обучающегося к дополнительной учебной информации;

• при построении структуры учебного материала в пособии целесообразно использовать модульный принцип;

• должны быть приведены подробные инструкции по изучению материала и организации самостоятельной работы;

• обязательными элементами в учебном пособии должны быть контрольные задания, глоссарий, вопросы для самопроверки с ответами, тренировочные задания.

Учебник, опорный конспект, учебное пособие, лабораторный практикум, методические рекомендации по выполнению контрольных (курсовых) работ и курсовых проектов, рабочая тетрадь и др. – все эти вместе взятые дидактические средства должны составлять систему учебно-методического обеспечения учебной дисциплины (СУМОУД). Главная роль в такой системе отводится учебнику, в который должны войти следующие разделы:

1. Введение в дисциплину (история, предмет, актуальность, место и взаимосвязь с другими дисциплинами программы по специальности).

2. Учебная программа по дисциплине (курсу).

3. Цель и задачи изучения дисциплины.

4. Методические указания по самостоятельному изучению курса.

5. Основное содержание, структурированное по разделам (модулям).

6. Тесты, вопросы, задачи с ответами для тренинга (по разделам).

7. Итоговый тест.

8. Практические задания для самостоятельной работы.

9. Тематика для небольших научно-исследовательских работ (МИНИ-НИР).

10. Толковый словарь терминов.

11. Список сокращений и аббревиатур.

12. Заключение.

13. Список литературы (основной, дополнительной, факультативной).

14. Хрестоматия (дайджест) по дисциплине, содержащая выдержки из учебников, научных и журнальных статей, методик и других учебных материалов по тематике курса.

15. Иллюстративный материал типа ЛОС (листа основного содержания) в виде ярких опорных образов по блоку (части) дисциплины.

16. Оглавление.

Кроме традиционных учебных изданий все большее распространение при дистанционной технологии обучения получают учебные книги в электронном виде (файлы). В самом простом случае такой источник учебной информации представляет собой электронный вариант печатных учебных материалов, но обладает рядом положительных свойств: компактностью хранения в памяти компьютера или на внешнем магнитном носителе, возможностью оперативного внесения изменений и передачи на большие расстояния по электронной почте. Кроме того, при наличии принтера можно легко получить его твердую копию.

Таким образом, при создании учебной книги целесообразно руководствоваться следующими принципами:

1. Научно-методический и культурный уровень содержания. Соответствие основным направлениям и итогам развития научной мысли, ее современному состоянию.

2. Соответствие требованиям Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, определяющих обязательный набор дисциплинарных знаний.

3. Дидактический уровень и обучающий потенциал, т.е. доступность, способность подкрепить лекционные и практические занятия, стимулировать самостоятельную работу.

4. Четкое обозначение тем, необходимый справочный аппарат, литература.

5. Отражение научной и педагогической концепции преподавателя, являясь инструментом дидактической технологии.

6. Удовлетворение как сложившейся системе организации учебного процесса, так и перспективе.

В зависимости от предметной области учебной книги требования к ней должны дифференцироваться. Приведем пример.

Учебная книга по общепрофессиональным и специальным дисциплинам имеет сложную структуру, которую условно можно разделить на два модуля. Один – фундаментальная часть, которая содержит стабильные и устойчивые теоретические и профессиональные знания. Другой – инвариантная часть учебника, которая представлена в виде отдельных разделов, глав и легко обновляется в соответствии с профессиональной ориентацией студентов и современным уровнем отрасли знания (современные науки, производства, технологии). Такая структура и содержание учебника способны обеспечить получение набора профессиональных знаний, достаточного для свободного владения полученными знаниями, умениями и навыками профессиональной деятельности.

Следует отметить тенденцию последних лет, связанную с созданием новых традиционных и нетрадиционных учебников по модульному принципу. Не будет ошибкой, если скажем, что практически в каждом вузе ведется работа в этом направлении. Отметим некоторые особенности наиболее часто предлагаемых авторами подходов к созданию учебных книг по общепрофессиональным и специальным дисциплинам:

1. Использование системной методологии, включающей моделирование (системный подход).

Такой подход к изучению разделов той или иной дисциплины предполагаем продвижение от общего к частному. Ориентировка учебника на математизацию курса, т.е. на моделирование процессов, содействует развитию интуиции и конструкторскому мышлению будущих специалистов.

2. Проблемное изложение материала (проблемный подход). Использование объяснительного принципа вместо описательного.

Имеется в виду такое изложение программного материала, когда автор не просто сообщает знания, а показывает пути, которые привели к данным выводам. Проблемные ситуации ставят студента перед необходимостью анализировать расчетные параметры, устанавливать причинно-следственные связи, т.е. сравнивать с ранее изученным. Проблемный подход требует от автора серьезной методической работы, системности и доказательности в изложении учебного материала,

3. Включение в инвариантную часть учебной книги глав, разделов, посвященных новым технологиям, типовым ППП. Лишь в этом случае полученные знания смогут обеспечить успех выпускнику на рынке рабочих мест за счет его быстрой адаптации к производственной или научной деятельности.

^ Электронные средства и их применение в учебном процессе. Рассматривая систему информационно-предметного обеспечения как важнейший элемент педагогического процесса, нельзя не остановиться на современных электронных средствах. Они занимают все больший удельный вес в образовательной сфере. Современные электронные средства во всех видах человеческой деятельности значительно опережают поступление учебных книг в студенческую аудиторию. Большую проблему (дефицит) составляет подготовка учебных материалов для ввода в электронные средства и дальнейшая передача их в переработанном виде пользователю. Поэтому в настоящем параграфе информация будет посвящена, главным образом, методологии и практической разработке современных информационных технологий как приоритетному направлению научно-педагогической деятельности.

^ Новые информационные технологии (НИТ) ориентированы на реализацию психолого-педагогических целей учебно-воспитательного процесса по следующим направлениям:

• совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагоги­чес­кой информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;

• совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучающегося в условиях информатизации общества;

• создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучающегося, формирование умений самостоя­тельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности и обработки информации;

• создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучающихся.

Информатизация образования как процесс интеллектуализации деятельности обучающего и обучающегося, развивающийся на основе реализации возможностей средств новых информационных технологий, поддерживает интеграционные тенденции процесса познания закономерностей предметных областей и окружающей среды (социальной, экологической, информационной и др.), сочетая их с преимуществами индивидуализации и дифференциации обучения, обеспечивая тем самым синергизм педагогического воздействия.

Из всего многообразия педагогических применений новых информационных технологий на основе современной электронной техники особо следует выделить разработку и использование программных средств (ПС).

^ Программным средством учебного назначения является такое средство, в котором отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности.

Использование программного средства учебного назначения ориентировано на:

• решение определенной учебной проблемы, требующей ее изучения и (или) разрешения, – проблемно-ориентированные ПС;

• осуществление некоторой деятельности с объектной средой (например, с системой подготовки текстов, информационно-поисковой системой, базой данных) – объектно-ориентированные ПС;

• осуществление деятельности в некоторой предметной среде (в идеале – со встроенными элементами технологии обучения) – предметно-ориентиро­ван­ные ПС.

С помощью ПС можно представлять на экране в различной форме учебную информацию; инициировать процессы усвоения знаний, приобретения умений и (или) навыков учебной или практической деятельности; эффективно осуществлять контроль результатов обучения, тренаж; повторение; активизировать познавательную деятельность обучающихся; формировать и развивать определенные виды мышления.

При разработке и использовании программного средства учебного назначения возникает необходимость в создании учебно-методических и инструктивных материалов, обеспечивающих его применение. Это выражается в форми­ровании так называемого программно-методического обеспечения (ПМО) учебно-воспитательного процесса, которое представляет собой комплекс, вклю­чающий:

• программное средство учебного назначения или пакет программных средств учебного назначения;

• инструкцию для пользования программным средством учебного назначения или пакетом программных средств учебного назначения;

• описание методики (методические рекомендации) по использованию программного средства учебного назначения или пакета программных средств учебного назначения.

При этом возможна разработка методических рекомендаций отдельно для преподавателя и для обучающегося.

Ниже приведены самые значимые, с позиции дидактических принципов, методические цели, которые наиболее эффективно реализуются с использованием программных средств:

• индивидуализация и дифференциация процесса обучения (например, за счет возможности поэтапного продвижения к цели по линиям различной степени сложности);

• осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок (констатация причин ошибочных действий обучаемого и демонстрация на экране компьютера соответствующих комментариев) по результатам обучения (учебной деятельности) и оценкой результатов учебной деятельности;

• осуществление самоконтроля и самокоррекции;

• организация тренировки в процессе усвоения учебного материала и самоподготовки обучающихся;

• высвобождение учебного времени за счет выполнения на ЭВМ трудоемких вычислительных работ и деятельности, связанной с числовым анализом;

• компьютерная визуализация учебной информации: во-первых, изучаемого объекта (наглядное представление на экране ЭВМ объекта, его составных частей или их моделей, а при необходимости – во всевозможных ракурсах, в деталях, с возможностью демонстрации внутренних взаимосвязей составных частей); во-вторых, изучаемого процесса (наглядное представление на экране ЭВМ данного процесса или его модели, в том числе скрытого в реальном мире, а при необходимости – в развитии, во времени и пространственном движении, представление графической интерпретации исследуемой закономерности изучаемого процесса);

• моделирование и имитация изучаемых или исследуемых объектов, процессов или явлений;

• проведение лабораторных работ (например, по физике, химии) в условиях имитации в компьютерной программе реального опыта или эксперимента;

• создание и использование информационных баз данных, необходимых в учебной деятельности, и обеспечение доступа к сети информации;

• усиление мотивации обучения (например, за счет изобретательских средств программы или вкрапления игровых ситуаций);

• вооружение обучающегося стратегией усвоения учебного материала;

• развитие определенного вида мышления (например, наглядно-образ­но­го, теоретического);

• формирование умения принимать оптимальное решение или вариативные решения в сложной ситуации;

• формирование культуры учебной деятельности, информационной культуры обучаемого и обучающего (например, за счет использования системы подготовки текстов, электронных таблиц, баз данных или интегрированных пользовательских пакетов).

Обобщая вышеизложенное, отметим, что в основном целесообразность при­менения новой информационной технологии, в частности программных средств, определяется возможностями их использования в качестве средства визуализации учебной информации, средства формализации знаний о предметном мире, инструмента измерения, отображения и воздействия на предметный мир.

-2-mirovie-ceni-v-i-fomichev-www-lekcii-at-ua.html
-2-nachalo-semi-v-istorii-s-s-anisina-semya-kak-bit-i-bitie-v-istorii-i-zhizni.html
-2-narodnie-vosstaniya-istoriya-rossii-s-drevnejshih-vremen-do-konca-xx-veka-v-3-h-knigah-kniga-i.html
-2-navivshik-kartona-spravochnik-rabot-i-professij-rabochih-vipusk-61-razdeli-obshie-professii-proizvodstva-hudozhestvennih.html
-2-nezakonnie-dohoda-i-ih-profilaktika-pravonarushenij.html
-2-novie-popitki-modernizacii-strani-istoriya-rossii-s-drevnejshih-vremen-do-konca-xx-veka-v-3-h-knigah-kniga-iii.html
  • notebook.bystrickaya.ru/interpretaciya-rezultatov-poluchennih-na-osnove-testa-egocentricheskih-associacij-t-shustrovoj.html
  • lecture.bystrickaya.ru/a-p-artem-i-m-a-camapoba-stati-rechi-otkliki-zametki-vospominaniya.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/specialist-po-vneshneekonomicheskoj-deyatelnosti-edinij-kvalifikacionnij-spravochnik-dolzhnostej-sluzhashih.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sposobi-osushestvleniya-tamozhennogo-kontrolya-i-deyatelnost-dolzhnostnih-lic-v-tamozhennih-organah-chast-5.html
  • books.bystrickaya.ru/chast-vtoraya-chastnaya-kursk-1900-uchebnoe-posobie-po-liturgike-tekst-ne-otredaktirovan-posle-skanirovaniya.html
  • education.bystrickaya.ru/36-perechen-i-opisanie-naibolee-znachimih-investicionnih-proektov-strategiya-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/institut-nesostoyatelnosti-bankrotstva-yuridicheskih-lic-v-rf-chast-12.html
  • lesson.bystrickaya.ru/plan-po-preduprezhdeniyu-i-likvidacii-avarijnih-razlivov-nefti-i-nefteproduktov-na-stranica-12.html
  • school.bystrickaya.ru/kompleksnaya-mehanizaciya-otkormochnoj.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rezultati-zimnej-ekzamenacionnoj-sistema-ocenivaniya-i-sravnitelnij-analiz-rezultatov-obucheniya.html
  • essay.bystrickaya.ru/blm-beru-badarlamasi-zhoari-blm-berud-zhalpia-mndett-memlekettk-standartina-saj-negzdelgen.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-rol-obedinenij-predprinimatelej-itpp-rf-v-processe-lobbirovaniya-interesov-biznesa-v-organah-vlasti.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-stazhirovki-v-londone-dizajn-v-anglijskom-ispolnenii.html
  • desk.bystrickaya.ru/patenti-analogi-i-prototipi-uchebno-metodicheskij-kompleks-ulyanovsk-2006-pr.html
  • spur.bystrickaya.ru/materiya-stranica-4.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rozhdenie-professionala-miri-chteniya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/temi-seminarskih-zanyatij-zacepina-olga-ivanovna-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline.html
  • college.bystrickaya.ru/22-pismo-melanhtona-k-patriarhu-ioasafu-ii-diplomnaya-rabota.html
  • turn.bystrickaya.ru/perec-ostrij-dekorativnij-semena-ovoshej-i-cvetov-semennoj-kartofel-lukovici-i-klubnelukovici-cvetov-udobreniya.html
  • urok.bystrickaya.ru/predmeti-i-programmi-v-f-ovchinnikova-i-g-ovchinnikovoj-a-k-kovaldzhi-sostaviteli-i-redaktori-virazhayut.html
  • writing.bystrickaya.ru/informaciya-ob-uchastnikah-9-mezhdunarodnoj-specializirovannoj-vistavki-analitika-ekspo-2011-26-29-aprelya-2011-g-g-moskva-stranica-5.html
  • university.bystrickaya.ru/filosofsko-anekdoticheskij-roman.html
  • studies.bystrickaya.ru/analiz-kreditosposobnosti-predpriyatiya-oao-blagkomhlebprodukt.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/srednij-klass-kriterii-granici-stilevie-osobennosti-trud-migraciya-identichnosti-problemi-i-otnosheniya-socialnoj.html
  • literature.bystrickaya.ru/dyakonov-m-ocherki-obshestvennogo-i-gosudarstvennogo-stroya-drevnej-rusi-elektronnij-resurs-m-dyakonov-elektron-tekst-dannie-b-m-1908-rezhim-do-stranica-9.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravila-sostavleniya-nalogovoj-otchetnosti-deklaracii-po-korporativnomu-podohodnomu-nalogu-forma-150-00-stranica-2.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zvezda-udachi-fen-shuj-teoriya-i-praktika.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/martin-buber-obrazi-dobra-i-zla.html
  • textbook.bystrickaya.ru/hristianskoe-ponimanie-lyubvi.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-vipolneniyu-laboratornih-rabot-po-kursu-upravlenie-processami-dlya-studentov-specialnosti-220501-65-upravlenie-kachestvom-stranica-5.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-trinadcataya-avtor-hotel-bi-virazit-svoyu-glubokuyu-i-iskrennyuyu-priznatelnost-tem-kto-sdelal-vse-ot-nih.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-3-mehanizmi-ocenki-lobbistskoj-deyatelnosti-diplomnaya-rabota.html
  • thesis.bystrickaya.ru/pravitelstvo-sahalinskoj-oblasti-postanovlenie-ot-23-marta-2010-g-n-119-o-dolgosrochnoj-celevoj-programme-stranica-2.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-2-roznichnaya-kuplya-prodazha-statya-454-dogovor-kupli-prodazhi-statya-455-uslovie-dogovora-o-tovare.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-3-shema-polucheniya-stali-v-shahtnoj-pechi-agregat-ugolnij-v-v-pavlov-nesoobraznosti.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.