.RU

§ 10. Культура стран халифата - Донской Г. М. История Средних веков 6 класс/ учебник для общеобразовательных школ


^ § 10. Культура стран халифата
1. Образование. В халифат входило много стран с высокой древней культурой: Египет, Сирия, Палестина, Месопотамия, Иран, Средняя Азия. В этих странах широко распространился ислам, а вместе с ним - арабский язык. Его называли «латынью Востока». Но в отличие от латинского языка в Средние века арабский язык был живым, разговорным языком для многих народов Востока. На нем вели дела в суде, его изучали в школах. Арабский язык стал языком науки и литературы.

Каждый мусульманин, если собирался занять какую-либо должность, должен был получить образование. Начальные школы у мусульман были частными. Те, кто мог платить, занимались на дому с наемными учителями. Образование можно было продолжить, посещая лекции и беседы знатоков Корана, Сунны1 и шариата. При наиболее известных мечетях2 в больших городах были открыты высшие мусульманские школы - медресе.

Каждый знатный человек желал иметь в своем окружении как можно больше выдающихся поэтов, ученых, знатоков Корана. Чем более известные люди его окружали, тем выше были его престиж и слава. Писатели и ученые жили чаще всего при дворцах халифов и эмиров, получали содержание и дары от своих покровителей, за это прославляли их, посвящали им свои произведения.

2. Наука. «Важнейшее украшение человека - знание», - говорили арабские ученые. В халифате успешно развивались математика, астрономия, география, медицина.

В VIII-IX веках на арабский язык были переведены научные труды древнегреческих, иранских, индийских ученых.- Особенно много переводов было сделано при Харуне ар-Рашиде и его сыне. В Багдаде тогда был основан «Дом мудрости» - хранилище рукописей, где переводили и переписывали книги. По примеру Багдада и в других больших городах были созданы «Дома мудрости»; в них ученые получали книги, жилье и денежные средства.

Арабским математикам были известны труды Пифагора, Евклида и Архимеда, индийских астрономов и математиков. Они создали алгебру, стали пользоваться индийскими цифрами. Постепенно эти цифры, названные арабскими, и их счет проникли в Европу, стали общепринятыми во всем западном мире и очень облегчили развитие математики и основанных на ней наук и практических знаний.

В Багдаде и Дамаске действовали обсерватории. Пользуясь сложными инструментами, астрономы сумели приблизительно вычислить окружность Земли, описали положение видимых звезд на небе. Ученый аль-Бируни (973- 1048) из Средней Азии написал множество ценных трудов по различным отраслям знания: географии, истории, астрономии и другим наукам. Он высказал гениальную догадку, что центром нашей Вселенной является Солнце, а Земля движется вокруг него.

Письменная история родилась у арабов вместе с исламом. Появились предания и сообщения о Мухаммеде, его биографии, сведения о том, как возник ислам. Историки прославляли завоевания арабов и в кратком виде излагали историю римских, византийских и иранских правителей.

В большом почете у арабов была география. Об этом говорит пословица: «Кто отправляется в путь ради науки, перед тем открываются двери рая». Географы не только изучали сообщения о других странах, но и стремились побывать в них, с риском для жизни совершали далекие путешествия. Арабские путешественники и купцы описали страны халифата, Индию, Китай, проникли далеко в глубь Африки и Восточной Европы. Они составили карты известных им стран и морей.

Успешно развивалась медицина. В Средней Азии жил великий ученый Ибн Сйна (980- 1037), в Европе его называли Авиценна. Он был очень разносторонним мыслителем - философ, астроном, географ, медик, поэт. Ему принадлежит более ста научных трудов. На Востоке Ибн Сину называли «главой ученых». Особенно прославился Ибн Сина как врач. В своем знаменитом труде по медицине он описал признаки многих болезней, которые до него не умели различать.

3. Литература. Вместе с товарами купцы и погонщики верблюдов привозили из других стран чудесные сказки. Их рассказывали во дворцах халифа и знати, на базарах, улицах и в домах Багдада. Многие слушатели любили рассказы об удивительных путешествиях и приключениях. Простой люд передавал смешные истории о хитрецах, которые ловко обманывали судей и чиновников. Из этих сказок позднее был составлен известный всему миру сборник «Тысяча и одна ночь», вобравший в себя предания и легенды многих народов.

Еще до ислама у арабов возникла богатая поэзия, отразившая быт и обычаи кочевников. В каждом племени был свой признанный поэт, выступавший на празднествах. Доисламские поэты воспели смелого воина, щедрого и верного данному слову. Знакомство с культурой покоренных народов изменило интересы и вкусы арабов. Поэтов интересовали теперь «вечные» вопросы: о добре и зле, о жизни и смерти, о богатстве и бедности, о любви и измене, о красоте мира и его печалях.

Особых успехов достигла поэзия в Иране и Средней Азии; здесь поэты писали произведения обычно на таджикско-персидском языке - фарси.

Одним из самых знаменитых поэтов был Фирдоуси (934-1020). Более 30 лет он работал над поэмой «Шах-намё» («Книга царей»). В ней рассказывается о борьбе иранского народа против завоевателей, прославляются подвиги легендарных героев. Фирдоуси высоко ценил знание: «К словам разумным ты ищи пути, весь мир пройди, чтоб знанья обрести».

4. Искусство. Из всех видов искусства более всего в халифате была развита архитектура. Строители возводили для халифов великолепные дворцы, гробницы и крепости. Всему миру известна Альгамбра - дворец эмира в испанском городе Гранаде.

В городах сооружали мечети. Мечеть служила не только местом молитвы, но и залом суда, хранилищем книг, а также денег, собранных для бедных, и просто клубом, где можно было потолковать с друзьями.

Главное здание мечети - четырехугольный молитвенный зал, открытый во двор. Обширный двор обычно окружала галерея с колоннами, где собравшиеся отдыхали и укрывались от солнца; в середине двора верующие совершали омовение у бассейна с проточной водой. Иногда над мечетью возводили купол, но чаще крыша была плоской. Множество колонн, изящных и легких, заполняли молитвенный зал. Во время молитвы все становились лицом к специальной нише - михрабу, направленному в сторону Мекки, и повторяли все движения стоящего перед ними священнослужителя - муллы, или имама.

По сравнению с христианским храмом убранство мечети самое простое: в ней нет ни мебели, ни дорогой утвари, ни музыкальных инструментов. Пол застлан коврами, на которых рассаживаются посетители, предварительно оставив за дверями обувь; стены расписаны - и то не всегда - лишь изречениями из Корана. Но арабская азбука настолько красива, что эти изречения выглядят как прекрасный узор - «вязь из букв». Около мечети возводили один или несколько минаретов - высоких башен, с которых пять раз в день верующих созывали на молитву специальные служители.

Арабские постройки богато украшали резьбой по камню, изразцами, мозаикой на стенах и на полу. Стены зданий покрывали арабесками - сложными геометрическими узорами из пересекающихся и переплетающихся линий. Изображение людей и животных мусульманством запрещено.

5. Значение культуры халифата. Европейцы восприняли от арабов много ценных научных знаний. Труды арабских математиков, врачей и астрономов служили руководством для ученых средневековой Европы. От арабов европейцы получили не только цифры и новую систему счета, но и знания по астрономии, в том числе названия многих звезд. У арабов они научились чертить более совершенные карты, позднее - пользоваться компасом и глобусом. Сочинение Авиценны по медицине, переведенное на латинский язык, до XVII века было настольной книгой европейских врачей. Мусульманское искусство повлияло на особенности архитектуры, на многие моды и обычаи Испании и Южной Италии, многих стран Африки.

С культурой стран халифата европейцы знакомились главным образом через завоеванную арабами Испанию. В Кордове было много высших школ, где лекции читали видные ученые.

В огромных библиотеках здесь хранились старинные рукописи. Многие труды древнегреческих ученых и писателей, а также мыслителей из стран халифата стали известны в Европе благодаря арабам.

-3-obyavit-blagodarnost-i-nagradit-diplomami-iii-stepeni-i-prizami-za-luchshie-dokladi-sleduyushih-avtorov.html
-3-ontologiya-kak-transcendentalnaya-logika-vvedenie-termin-ontologiya.html
-3-organizaciya-obedinennih-nacij-i-ee-deyatelnost-po-koordinacii-sotrudnichestva-gosudarstv-mirovogo-soobshestva-v-sfere-tamozhennih-otnoshenij.html
-3-osnovnie-napravleniya-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-i-o-ponomareva-metodicheskij-material-podgotovlen.html
-3-osobennosti-sudebnogo-razbiratelstva-mirovoj-sudya-istoricheskie-organizacionnie-i-processualnie-aspekti-deyatelnosti.html
-3-otnosheniya-svyazannie-s-kontrolem-pravovoe-polozhenie-holdingov-v-rossii-nauchno-prakticheskoe-posobie.html
  • shkola.bystrickaya.ru/nominalizm-v-analiticheskoj-filosofii.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razvitie-tvorcheskih-sposobnostej-uchashihsya-v-sisteme-urochnoj-i-vneurochnoj-deyatelnosti-na-osnove-obucheniya-bumagoplastike.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-o-sostoyanii-okruzhayushej-sredi-stranica-2.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/otchet-po-preddiplomnoj-praktike-v-nochnom-klube-barin-chast-27.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/sozdanie-informacionnoj-sistemi.html
  • predmet.bystrickaya.ru/referat-v-nominacii-pitanie-na-temu-kakoj-myod-poleznee.html
  • report.bystrickaya.ru/kafidov-vv-stenogramma-vstrechi-predstavitelej-obshestvennosti-s-gubernatorom-kaliningradskoj-oblasti-5-marta-2010-goda.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-v-seme-chast-10.html
  • letter.bystrickaya.ru/mezhdunarodnie-organizacii-v-mirovoj-politike-2.html
  • control.bystrickaya.ru/centralnoe-agentstvo-puteshestvij-m.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2mnogoobraznaya-evropa-v-g-fedotova-modernizaciya-drugoj-evropi-m-if-ran-1997-pobedila-na-konkurse.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-sorevnovanij-26-dekabrya-2011-goda-ponedelnik-10-00-nachalo-priema-zayavok-10-fevralya-2012-goda-pyatnica-17-00-okonchanie-priema-zayavok.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-9-vipolnenie-prinyatie-optimalnih-reshenij-vstuplenie.html
  • esse.bystrickaya.ru/rasskazat-o-zashitnih-svojstvah-nasekomih-o-polze-nekotorih-dazhe-yadovitih-presmikayushihsya.html
  • institut.bystrickaya.ru/trojka-napadeniya-sovershennoletie.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/problemi-ta-shlyahi-rozvitku-nstitutv-splnogo-nvestuvannya.html
  • student.bystrickaya.ru/2-zamenite-v-predlozheniyah-uprazhneniya-1-obratnij-poryadok-slov-na-pryamoj-obratite-vnimanie-na-izmenenie-intonacii.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-itogovogo-mezhdisciplinarnogo-ekzamena-na-fakultete-inostrannih-yazikov.html
  • control.bystrickaya.ru/ch-a-vash-respublikin-patshal-a-h-veterin-a-ri-sluzhbi.html
  • letter.bystrickaya.ru/michio-kaku-parallelnie-miri-sosriya-2-0-0-8-ob-ustrojstve-mirozdaniya-visshih-izmereniyah-i-bulushem-kosmosa.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-tretij-socialnie-problemi-ekonomiki-proizvodstva-obrazovaniya-i-nauki-sociologiya-v-rossii-pod-redakciej-v-a-yadova.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-rekomendovano-uchebno-metodicheskim-sovetom-mezhdunarodnogo-universiteta-prirodi-obshestva-i-cheloveka.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-dvenadcataya-nikolas-sparks-nezabivaemaya-progulka.html
  • bukva.bystrickaya.ru/metodi-issledovanij-presnovodnogo-zooplanktona.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-en-f-03-fizika-indeks-po-gosnaimenovanie-disciplini.html
  • lesson.bystrickaya.ru/text-seeing-people-off-by-max-beerbohm69-osnovnoj-kurs-essential-course-uprazhneniya-po-intonacii-exercises.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/potencial-razvitiya-turizma-v-rb.html
  • knigi.bystrickaya.ru/referat-semanticheskie-seti-i-frejmi.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-municipalnogo-byudzhetnogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-detskij-sad-obsherazvivayushego-vida-1-skazka.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rossijskoe-shou-v-vilnyuse-03-05-2012-glavnie-novosti-sporta-5.html
  • university.bystrickaya.ru/g-vzaimosvyaz-funkcij-i-poslovic.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-obshestvoznaniyu-8-klass-poyasnitelnaya-zapiska-stranica-4.html
  • textbook.bystrickaya.ru/grazhdanskaya-processualnaya-pravo-i-deesposobnost-programma-disciplini-mezhdunarodnij-grazhdanskij-process-dlya.html
  • crib.bystrickaya.ru/i-poborotya-za-pravo-predostavlyat-krasnoyarskij-kraj-v-finale-konkurs.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vnutrennij-vodoprovod-i-kanalizaciya-zhilogo-7-etazhnogo-doma-chast-2.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.