.RU

§ 10. Культура стран халифата - Донской Г. М. История Средних веков 6 класс/ учебник для общеобразовательных школ


^ § 10. Культура стран халифата
1. Образование. В халифат входило много стран с высокой древней культурой: Египет, Сирия, Палестина, Месопотамия, Иран, Средняя Азия. В этих странах широко распространился ислам, а вместе с ним - арабский язык. Его называли «латынью Востока». Но в отличие от латинского языка в Средние века арабский язык был живым, разговорным языком для многих народов Востока. На нем вели дела в суде, его изучали в школах. Арабский язык стал языком науки и литературы.

Каждый мусульманин, если собирался занять какую-либо должность, должен был получить образование. Начальные школы у мусульман были частными. Те, кто мог платить, занимались на дому с наемными учителями. Образование можно было продолжить, посещая лекции и беседы знатоков Корана, Сунны1 и шариата. При наиболее известных мечетях2 в больших городах были открыты высшие мусульманские школы - медресе.

Каждый знатный человек желал иметь в своем окружении как можно больше выдающихся поэтов, ученых, знатоков Корана. Чем более известные люди его окружали, тем выше были его престиж и слава. Писатели и ученые жили чаще всего при дворцах халифов и эмиров, получали содержание и дары от своих покровителей, за это прославляли их, посвящали им свои произведения.

2. Наука. «Важнейшее украшение человека - знание», - говорили арабские ученые. В халифате успешно развивались математика, астрономия, география, медицина.

В VIII-IX веках на арабский язык были переведены научные труды древнегреческих, иранских, индийских ученых.- Особенно много переводов было сделано при Харуне ар-Рашиде и его сыне. В Багдаде тогда был основан «Дом мудрости» - хранилище рукописей, где переводили и переписывали книги. По примеру Багдада и в других больших городах были созданы «Дома мудрости»; в них ученые получали книги, жилье и денежные средства.

Арабским математикам были известны труды Пифагора, Евклида и Архимеда, индийских астрономов и математиков. Они создали алгебру, стали пользоваться индийскими цифрами. Постепенно эти цифры, названные арабскими, и их счет проникли в Европу, стали общепринятыми во всем западном мире и очень облегчили развитие математики и основанных на ней наук и практических знаний.

В Багдаде и Дамаске действовали обсерватории. Пользуясь сложными инструментами, астрономы сумели приблизительно вычислить окружность Земли, описали положение видимых звезд на небе. Ученый аль-Бируни (973- 1048) из Средней Азии написал множество ценных трудов по различным отраслям знания: географии, истории, астрономии и другим наукам. Он высказал гениальную догадку, что центром нашей Вселенной является Солнце, а Земля движется вокруг него.

Письменная история родилась у арабов вместе с исламом. Появились предания и сообщения о Мухаммеде, его биографии, сведения о том, как возник ислам. Историки прославляли завоевания арабов и в кратком виде излагали историю римских, византийских и иранских правителей.

В большом почете у арабов была география. Об этом говорит пословица: «Кто отправляется в путь ради науки, перед тем открываются двери рая». Географы не только изучали сообщения о других странах, но и стремились побывать в них, с риском для жизни совершали далекие путешествия. Арабские путешественники и купцы описали страны халифата, Индию, Китай, проникли далеко в глубь Африки и Восточной Европы. Они составили карты известных им стран и морей.

Успешно развивалась медицина. В Средней Азии жил великий ученый Ибн Сйна (980- 1037), в Европе его называли Авиценна. Он был очень разносторонним мыслителем - философ, астроном, географ, медик, поэт. Ему принадлежит более ста научных трудов. На Востоке Ибн Сину называли «главой ученых». Особенно прославился Ибн Сина как врач. В своем знаменитом труде по медицине он описал признаки многих болезней, которые до него не умели различать.

3. Литература. Вместе с товарами купцы и погонщики верблюдов привозили из других стран чудесные сказки. Их рассказывали во дворцах халифа и знати, на базарах, улицах и в домах Багдада. Многие слушатели любили рассказы об удивительных путешествиях и приключениях. Простой люд передавал смешные истории о хитрецах, которые ловко обманывали судей и чиновников. Из этих сказок позднее был составлен известный всему миру сборник «Тысяча и одна ночь», вобравший в себя предания и легенды многих народов.

Еще до ислама у арабов возникла богатая поэзия, отразившая быт и обычаи кочевников. В каждом племени был свой признанный поэт, выступавший на празднествах. Доисламские поэты воспели смелого воина, щедрого и верного данному слову. Знакомство с культурой покоренных народов изменило интересы и вкусы арабов. Поэтов интересовали теперь «вечные» вопросы: о добре и зле, о жизни и смерти, о богатстве и бедности, о любви и измене, о красоте мира и его печалях.

Особых успехов достигла поэзия в Иране и Средней Азии; здесь поэты писали произведения обычно на таджикско-персидском языке - фарси.

Одним из самых знаменитых поэтов был Фирдоуси (934-1020). Более 30 лет он работал над поэмой «Шах-намё» («Книга царей»). В ней рассказывается о борьбе иранского народа против завоевателей, прославляются подвиги легендарных героев. Фирдоуси высоко ценил знание: «К словам разумным ты ищи пути, весь мир пройди, чтоб знанья обрести».

4. Искусство. Из всех видов искусства более всего в халифате была развита архитектура. Строители возводили для халифов великолепные дворцы, гробницы и крепости. Всему миру известна Альгамбра - дворец эмира в испанском городе Гранаде.

В городах сооружали мечети. Мечеть служила не только местом молитвы, но и залом суда, хранилищем книг, а также денег, собранных для бедных, и просто клубом, где можно было потолковать с друзьями.

Главное здание мечети - четырехугольный молитвенный зал, открытый во двор. Обширный двор обычно окружала галерея с колоннами, где собравшиеся отдыхали и укрывались от солнца; в середине двора верующие совершали омовение у бассейна с проточной водой. Иногда над мечетью возводили купол, но чаще крыша была плоской. Множество колонн, изящных и легких, заполняли молитвенный зал. Во время молитвы все становились лицом к специальной нише - михрабу, направленному в сторону Мекки, и повторяли все движения стоящего перед ними священнослужителя - муллы, или имама.

По сравнению с христианским храмом убранство мечети самое простое: в ней нет ни мебели, ни дорогой утвари, ни музыкальных инструментов. Пол застлан коврами, на которых рассаживаются посетители, предварительно оставив за дверями обувь; стены расписаны - и то не всегда - лишь изречениями из Корана. Но арабская азбука настолько красива, что эти изречения выглядят как прекрасный узор - «вязь из букв». Около мечети возводили один или несколько минаретов - высоких башен, с которых пять раз в день верующих созывали на молитву специальные служители.

Арабские постройки богато украшали резьбой по камню, изразцами, мозаикой на стенах и на полу. Стены зданий покрывали арабесками - сложными геометрическими узорами из пересекающихся и переплетающихся линий. Изображение людей и животных мусульманством запрещено.

5. Значение культуры халифата. Европейцы восприняли от арабов много ценных научных знаний. Труды арабских математиков, врачей и астрономов служили руководством для ученых средневековой Европы. От арабов европейцы получили не только цифры и новую систему счета, но и знания по астрономии, в том числе названия многих звезд. У арабов они научились чертить более совершенные карты, позднее - пользоваться компасом и глобусом. Сочинение Авиценны по медицине, переведенное на латинский язык, до XVII века было настольной книгой европейских врачей. Мусульманское искусство повлияло на особенности архитектуры, на многие моды и обычаи Испании и Южной Италии, многих стран Африки.

С культурой стран халифата европейцы знакомились главным образом через завоеванную арабами Испанию. В Кордове было много высших школ, где лекции читали видные ученые.

В огромных библиотеках здесь хранились старинные рукописи. Многие труды древнегреческих ученых и писателей, а также мыслителей из стран халифата стали известны в Европе благодаря арабам.

-3-obyavit-blagodarnost-i-nagradit-diplomami-iii-stepeni-i-prizami-za-luchshie-dokladi-sleduyushih-avtorov.html
-3-ontologiya-kak-transcendentalnaya-logika-vvedenie-termin-ontologiya.html
-3-organizaciya-obedinennih-nacij-i-ee-deyatelnost-po-koordinacii-sotrudnichestva-gosudarstv-mirovogo-soobshestva-v-sfere-tamozhennih-otnoshenij.html
-3-osnovnie-napravleniya-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-i-o-ponomareva-metodicheskij-material-podgotovlen.html
-3-osobennosti-sudebnogo-razbiratelstva-mirovoj-sudya-istoricheskie-organizacionnie-i-processualnie-aspekti-deyatelnosti.html
-3-otnosheniya-svyazannie-s-kontrolem-pravovoe-polozhenie-holdingov-v-rossii-nauchno-prakticheskoe-posobie.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-navstrechu-yubileyu-pobedi-informacionnij-byulleten-mestnogo-samoupravleniya-izdaetsya-asdg-po-soglasheniyu-s-okmo-s-fevralya-2008-g.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sistema-tamozhennih-organov-rossii-v-xix-veke.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kniga-dlya-uchashihsya.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vipolnenie-rabot-po-remontu-silovih-raspredelitelnih-shkafov-dlya-provedeniya-meropriyatij-v-zone-b-otm-660-1080.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/osnovnaya-zadacha-m-programmam-obucheniya-v-sootvetstvii-s-gosudarstvennim-obrazovatelnim-standartom-rossii-gost.html
  • crib.bystrickaya.ru/kniga-dlya-uchitelya-istoriko-kulturnoe-kraevedenie.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-plan-3-vvedenie-4-studencheskie-godi-5-nauchnaya-deyatelnost-petrovskogo-6-pedagogicheskaya-i-obshestvennaya-deyatelnost-10.html
  • shkola.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-podgotovki-100400-turizm-stranica-4.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-osnovnie-principi-i-napravleniya-raboti-metodicheskie-rekomendacii-po-provedeniyu-informacionno-razyasnitelnoj.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tolstoj-ln-metodika-prepodavaniya-kursa-tvoya-professionalnaya-karera-god-izdaniya-1997-izdatelstvo-prosveshenie-arefev-i-p.html
  • diploma.bystrickaya.ru/zakon-koldovskogo-vozmezdiya-stranica-2.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/biologicheskie-vodnie-zemelnie-resursi-i-ih-ekonomicheskaya-ocenka.html
  • reading.bystrickaya.ru/m-shrejn-erika-redaktoru-stranica-15.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-seminara.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-tehnologiya-i-avtomatizaciya-proektnih-rabot-dlya-studentov-5-kursa-specialnostej-270204-stroitelstvo-zheleznih-dorog-put-i-putevoe-hozyajstvo-zhd-stranica-3.html
  • institut.bystrickaya.ru/strogij-no-ne-bezzhalostnij-dzhim-kollinz-ot-horoshego-k-velikomu.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-2-novaya-era-v-setevom-marketinge.html
  • thescience.bystrickaya.ru/innovacionnie-obrazovatelnie-programmi-i-tehnologii-v-chastnosti-informacionnie-tehnologii-4.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-o-nauchno-issledovatelskoj-rabote-po-teme-sovershenstvovanie-tehnologij-i-sredstv-termicheskoj-obrabotki-selskohozyajstvennogo-sirya-i-produkcii-v-elektromagnitnom-pole.html
  • literature.bystrickaya.ru/dialektnie-slova-v-p-malashenko-doktor-filologicheskih-nauk-professor.html
  • institute.bystrickaya.ru/g-v-belyakova-vestnik-chelyabinskogo-gos-ped-un-ta-2006-ch-s-121-128-04-p-l.html
  • student.bystrickaya.ru/2-proektirovanie-informacionnogo-obespecheniya-sistemantika.html
  • pisat.bystrickaya.ru/spravochnik-razrabotan-v-sootvetstvii-s-prinyatoj-klassifikaciej-sluzhashih-na-tri-kategorii-rukovoditelej-specialistov-i-drugih-sluzhashih-tehnicheskih-ispolnitelej-stranica-14.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchyoti-uchitelej-nachalnih-klassov-gimnazii-za-2007-2008-uchebnij-god.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/trifonov-a-mmvb-otstaet-oborota1-chto-proishodit-na-sovremennih-birzhevih-ploshadkah-vo-vremya-torgov-segodnya-f.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/a-gamilton-i-amerikanskaya-konstituciya-chast-18.html
  • education.bystrickaya.ru/31-osnovnie-tendencii-uchebnoe-posobie-sankt-peterburg-2006-udk-778-5-nesterova-e-i-informacionno-izmeritelnie.html
  • student.bystrickaya.ru/1031-grazhdansko-processualnoe-pravo-grazhdanskij-process-metodicheskie-ukazaniya-6-obshestvennie-nauki-21-00.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/psihoterapii-stranica-12.html
  • lesson.bystrickaya.ru/prilozhenie-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-metallicheskie-konstrukcii-vklyuchaya-svarku-specialnost.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-xxvi-gosudarstvo-pravo-globalizaciya-uchebnik-dlya-yuridicheskih-vuzov.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/pozhelaniya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/5-rol-uglerodistih-mineralov-i-soedinenij-v-rudoobrazovanii-genezis-i-mineralnie-associacii-zolota-i-platinoidov.html
  • essay.bystrickaya.ru/chast-iii-kontrolnie-voprosi-zadachi-izucheniya-disciplini.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/geostatistika-v-agroekologii-i-pochvovedenii-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.