§ 10. Культура стран халифата - Донской Г. М. История Средних веков 6 класс/ учебник для общеобразовательных школ
.RU

§ 10. Культура стран халифата - Донской Г. М. История Средних веков 6 класс/ учебник для общеобразовательных школ


^ § 10. Культура стран халифата
1. Образование. В халифат входило много стран с высокой древней культурой: Египет, Сирия, Палестина, Месопотамия, Иран, Средняя Азия. В этих странах широко распространился ислам, а вместе с ним - арабский язык. Его называли «латынью Востока». Но в отличие от латинского языка в Средние века арабский язык был живым, разговорным языком для многих народов Востока. На нем вели дела в суде, его изучали в школах. Арабский язык стал языком науки и литературы.

Каждый мусульманин, если собирался занять какую-либо должность, должен был получить образование. Начальные школы у мусульман были частными. Те, кто мог платить, занимались на дому с наемными учителями. Образование можно было продолжить, посещая лекции и беседы знатоков Корана, Сунны1 и шариата. При наиболее известных мечетях2 в больших городах были открыты высшие мусульманские школы - медресе.

Каждый знатный человек желал иметь в своем окружении как можно больше выдающихся поэтов, ученых, знатоков Корана. Чем более известные люди его окружали, тем выше были его престиж и слава. Писатели и ученые жили чаще всего при дворцах халифов и эмиров, получали содержание и дары от своих покровителей, за это прославляли их, посвящали им свои произведения.

2. Наука. «Важнейшее украшение человека - знание», - говорили арабские ученые. В халифате успешно развивались математика, астрономия, география, медицина.

В VIII-IX веках на арабский язык были переведены научные труды древнегреческих, иранских, индийских ученых.- Особенно много переводов было сделано при Харуне ар-Рашиде и его сыне. В Багдаде тогда был основан «Дом мудрости» - хранилище рукописей, где переводили и переписывали книги. По примеру Багдада и в других больших городах были созданы «Дома мудрости»; в них ученые получали книги, жилье и денежные средства.

Арабским математикам были известны труды Пифагора, Евклида и Архимеда, индийских астрономов и математиков. Они создали алгебру, стали пользоваться индийскими цифрами. Постепенно эти цифры, названные арабскими, и их счет проникли в Европу, стали общепринятыми во всем западном мире и очень облегчили развитие математики и основанных на ней наук и практических знаний.

В Багдаде и Дамаске действовали обсерватории. Пользуясь сложными инструментами, астрономы сумели приблизительно вычислить окружность Земли, описали положение видимых звезд на небе. Ученый аль-Бируни (973- 1048) из Средней Азии написал множество ценных трудов по различным отраслям знания: географии, истории, астрономии и другим наукам. Он высказал гениальную догадку, что центром нашей Вселенной является Солнце, а Земля движется вокруг него.

Письменная история родилась у арабов вместе с исламом. Появились предания и сообщения о Мухаммеде, его биографии, сведения о том, как возник ислам. Историки прославляли завоевания арабов и в кратком виде излагали историю римских, византийских и иранских правителей.

В большом почете у арабов была география. Об этом говорит пословица: «Кто отправляется в путь ради науки, перед тем открываются двери рая». Географы не только изучали сообщения о других странах, но и стремились побывать в них, с риском для жизни совершали далекие путешествия. Арабские путешественники и купцы описали страны халифата, Индию, Китай, проникли далеко в глубь Африки и Восточной Европы. Они составили карты известных им стран и морей.

Успешно развивалась медицина. В Средней Азии жил великий ученый Ибн Сйна (980- 1037), в Европе его называли Авиценна. Он был очень разносторонним мыслителем - философ, астроном, географ, медик, поэт. Ему принадлежит более ста научных трудов. На Востоке Ибн Сину называли «главой ученых». Особенно прославился Ибн Сина как врач. В своем знаменитом труде по медицине он описал признаки многих болезней, которые до него не умели различать.

3. Литература. Вместе с товарами купцы и погонщики верблюдов привозили из других стран чудесные сказки. Их рассказывали во дворцах халифа и знати, на базарах, улицах и в домах Багдада. Многие слушатели любили рассказы об удивительных путешествиях и приключениях. Простой люд передавал смешные истории о хитрецах, которые ловко обманывали судей и чиновников. Из этих сказок позднее был составлен известный всему миру сборник «Тысяча и одна ночь», вобравший в себя предания и легенды многих народов.

Еще до ислама у арабов возникла богатая поэзия, отразившая быт и обычаи кочевников. В каждом племени был свой признанный поэт, выступавший на празднествах. Доисламские поэты воспели смелого воина, щедрого и верного данному слову. Знакомство с культурой покоренных народов изменило интересы и вкусы арабов. Поэтов интересовали теперь «вечные» вопросы: о добре и зле, о жизни и смерти, о богатстве и бедности, о любви и измене, о красоте мира и его печалях.

Особых успехов достигла поэзия в Иране и Средней Азии; здесь поэты писали произведения обычно на таджикско-персидском языке - фарси.

Одним из самых знаменитых поэтов был Фирдоуси (934-1020). Более 30 лет он работал над поэмой «Шах-намё» («Книга царей»). В ней рассказывается о борьбе иранского народа против завоевателей, прославляются подвиги легендарных героев. Фирдоуси высоко ценил знание: «К словам разумным ты ищи пути, весь мир пройди, чтоб знанья обрести».

4. Искусство. Из всех видов искусства более всего в халифате была развита архитектура. Строители возводили для халифов великолепные дворцы, гробницы и крепости. Всему миру известна Альгамбра - дворец эмира в испанском городе Гранаде.

В городах сооружали мечети. Мечеть служила не только местом молитвы, но и залом суда, хранилищем книг, а также денег, собранных для бедных, и просто клубом, где можно было потолковать с друзьями.

Главное здание мечети - четырехугольный молитвенный зал, открытый во двор. Обширный двор обычно окружала галерея с колоннами, где собравшиеся отдыхали и укрывались от солнца; в середине двора верующие совершали омовение у бассейна с проточной водой. Иногда над мечетью возводили купол, но чаще крыша была плоской. Множество колонн, изящных и легких, заполняли молитвенный зал. Во время молитвы все становились лицом к специальной нише - михрабу, направленному в сторону Мекки, и повторяли все движения стоящего перед ними священнослужителя - муллы, или имама.

По сравнению с христианским храмом убранство мечети самое простое: в ней нет ни мебели, ни дорогой утвари, ни музыкальных инструментов. Пол застлан коврами, на которых рассаживаются посетители, предварительно оставив за дверями обувь; стены расписаны - и то не всегда - лишь изречениями из Корана. Но арабская азбука настолько красива, что эти изречения выглядят как прекрасный узор - «вязь из букв». Около мечети возводили один или несколько минаретов - высоких башен, с которых пять раз в день верующих созывали на молитву специальные служители.

Арабские постройки богато украшали резьбой по камню, изразцами, мозаикой на стенах и на полу. Стены зданий покрывали арабесками - сложными геометрическими узорами из пересекающихся и переплетающихся линий. Изображение людей и животных мусульманством запрещено.

5. Значение культуры халифата. Европейцы восприняли от арабов много ценных научных знаний. Труды арабских математиков, врачей и астрономов служили руководством для ученых средневековой Европы. От арабов европейцы получили не только цифры и новую систему счета, но и знания по астрономии, в том числе названия многих звезд. У арабов они научились чертить более совершенные карты, позднее - пользоваться компасом и глобусом. Сочинение Авиценны по медицине, переведенное на латинский язык, до XVII века было настольной книгой европейских врачей. Мусульманское искусство повлияло на особенности архитектуры, на многие моды и обычаи Испании и Южной Италии, многих стран Африки.

С культурой стран халифата европейцы знакомились главным образом через завоеванную арабами Испанию. В Кордове было много высших школ, где лекции читали видные ученые.

В огромных библиотеках здесь хранились старинные рукописи. Многие труды древнегреческих ученых и писателей, а также мыслителей из стран халифата стали известны в Европе благодаря арабам.

-3-obyavit-blagodarnost-i-nagradit-diplomami-iii-stepeni-i-prizami-za-luchshie-dokladi-sleduyushih-avtorov.html
-3-ontologiya-kak-transcendentalnaya-logika-vvedenie-termin-ontologiya.html
-3-organizaciya-obedinennih-nacij-i-ee-deyatelnost-po-koordinacii-sotrudnichestva-gosudarstv-mirovogo-soobshestva-v-sfere-tamozhennih-otnoshenij.html
-3-osnovnie-napravleniya-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-i-o-ponomareva-metodicheskij-material-podgotovlen.html
-3-osobennosti-sudebnogo-razbiratelstva-mirovoj-sudya-istoricheskie-organizacionnie-i-processualnie-aspekti-deyatelnosti.html
-3-otnosheniya-svyazannie-s-kontrolem-pravovoe-polozhenie-holdingov-v-rossii-nauchno-prakticheskoe-posobie.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-meropriyatij-po-provedeniyu-evropejskoj-nedeli-immunizacii-v-mou-ssh-100-s-20-po-27-aprelya-2015-goda-.html
  • tasks.bystrickaya.ru/3-analiz-pribili-i-rentabelnosti-proizvodstvenno-hozyajstvennoj-deyatelnosti-predpriyatiya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-evropejskogo-soyuza-traseka-dlya-stran-partnerov-mezhdunarodnie-logisticheskie-centri-stranica-2.html
  • turn.bystrickaya.ru/poezdka-v-leningrad-kniga-zhizn-na-puti-pravdi-mitropolit-filaret-iz-roda-vahromeevih.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/avtomatizirovannie-sistemi-upravleniya-raspredelitelnimi-ustrojstvami-nizkogo-napryazheniya.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/territoriya-1782-tis-km2-novosibirsk.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-lekcij.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/predislovie-ot-lyuisa-kerrola-k-stoikam-stranica-6.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchet-kontrolnoj-i-pravoprimenitelnoj-deyatelnosti-territorialnogo-organa-ohrani-okruzhayushej-sredi-stranica-12.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-zakonoproektnoj-rabote-frakcii-stranica-6.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/42-zadacha-vospitaniya-novih-pokolenij-koncepciya-obshestvennoj-bezopasnosti-prozhektyorstvo-libo-realnaya-vozmozhnost.html
  • student.bystrickaya.ru/323-proishozhdenie-ot-adama-i-evi-vsego-roda-chelovecheskogo-preadamizm-i-poligenizm.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/allegation-letters-organizaciya-obedinennih-nacij.html
  • writing.bystrickaya.ru/epos-o-gilgameshe.html
  • thesis.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-opredelenie-mesta-i-roli-uchebnogo-kursa.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dopustimaya-kratnost-peregruzki-generatorov-i-sinhronnih-kompensatorovpo-toku-statora.html
  • studies.bystrickaya.ru/kontekstnij-podhod-v-obuchenii-inostrannomu-yaziku.html
  • college.bystrickaya.ru/152-spisanie-materialov-ezhekvartalnij-otchet-oao-yakutgazprom.html
  • literatura.bystrickaya.ru/robinzon-kruzo-stranica-2.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sistema-gas-vibori.html
  • testyi.bystrickaya.ru/4-tehnika-trojnogo-prizhka-metodika-obucheniya-tehniki-legkoatleticheskih-prizhkov-uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/klassifikator-vidov-deyatelnosti-stranica-4.html
  • writing.bystrickaya.ru/andrej-gurev-zheleznodorozhnij-biznes-puti-povisheniya-effektivnosti.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovi-estetiki-stranica-3.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zotov-a-f-sovremennaya-zapadnaya-filosofiya-uchebn-m-vissh-shk-2001-784-s-stranica-6.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/aza-kres-arili-studentterd-bojinda-ltti-patriotti-ruhti-aliptastiru.html
  • college.bystrickaya.ru/1-ndrst-tehnikali-dajindiin-megeru-5-ndrst-tehnikali-dajindiini-briaj-zhjesn-5.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-10-mezhdunarodnoe-dvizhenie-kapitala-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-sd-f-02-mezhdunarodnie-ekonomicheskie.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obedinennij-komitet-po-tehnologii-upravleniyu-i-podgotovke-rabotnikov-v-lesnom-sektore.html
  • studies.bystrickaya.ru/4-primernij-uchebnij-plan-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-podgotovki.html
  • student.bystrickaya.ru/24-ten-margiani-kniga-pervaya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/predislovie-uchebnoe-posobie-rekomendovano-ministerstvom-obshego-i-professionalnogo-obrazovaniya-rossijskoj-federacii.html
  • college.bystrickaya.ru/14-dopolnitelnie-trebovaniya-k-elektrooborudovaniyu-dlya-ispolzovaniya-v-zone-klassa-2.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sobranie-sochinenij-t-6-ocr-aleksej-aksueckij.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/telefon-rossiya-499-557-0071-8915-498-3855.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.