.RU

§ 10. Софисты и софистика: Протагор, Горгий и Продик - Спиркин А. Г. Философия: Учебник. 2-е изд


^ § 10. Софисты и софистика: Протагор, Горгий и Продик

В Древней Греции мыслители посвящали жизнь исканию истины ради нее самой, замыкаясь в тесном кругу друзей, которых объединяли духовные интересы. В спорах они делились своими идеями, отстаивали свои позиции, не искали публичного признания, не создавали аудитории слушателей. В V в. до н.э. ситуация изменилась. Во многих городах Греции на смену политической власти старинной аристократии и тирании пришла власть рабовладельческой демократии. Возникали новые выборные учреждения - народные собрания и суды, что породило потребность в подготовке людей, владеющих искусством политического и судебного красноречия, силой убедительного устного слова и логической доказательностью своих суждений. В этих новых условиях на смену философам и поэтам стали выдвигаться оплачиваемые профессиональные учителя - сначала просто грамоты, музыки и гимнастики, затем уже словесности, риторики, философии, красноречия и дипломатии.


Софистом сначала именовали человека, который посвящал себя умственной деятельности, или искусного в какой-либо премудрости, в том числе учености. Таким почитали Солона и Пифагора, а также знаменитых "семь мудрецов". Впоследствии смысл этого понятия сузился, хотя и не заключал еще негативного смысла.


Софистов было немало, но мы остановимся на трех наиболее характерных для сути этого направления - Протагор (ок. 480 - ок. 410 до н.э.), Горгий (ок. 483-375 до н.э.), Продик (род. между 470 и 460 до н.э.). Каждый из них обладал неповторимой индивидуальностью, но в целом они разделяли схожие воззрения.


Софисты - эти "учителя мудрости" - учили не только технике политической и юридической деятельности, а заодно обучали и вопросам философии. Важно подчеркнуть, что софисты сосредоточили свое внимание на социальных вопросах, на человеке и на проблемах коммуникации, обучая ораторскому искусству и политической деятельности, а также конкретно-научным и философским знаниям. Некоторые софисты обучали приемам и формам убеждения и доказательства независимо от вопроса об истинности доказываемых положений и даже прибегали к нелепым ходам мысли, например: "То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога, следовательно, ты их имеешь". В своем стремлении к убедительности софисты доходили до идеи, что можно, а нередко и нужно, доказать все, что угодно, и также что угодно опровергнуть, в зависимости от интереса и обстоятельств, что приводило к безразличному отношению к истинности в доказательствах и опровержениях. Так складывались приемы мышления, которые стали именоваться софистикой. Софисты как образованные люди прекрасно понимали, что чисто формально можно доказать все. По этому вопросу Платон в своем трактате "Горгий" утверждал, что искусство софистов является более великим благом, чем все другие искусства; оно есть "мастер убеждения: в этом вся его суть и вся забота... Оно обладает способностью убеждать словом и судей в суде... и во всяком ином собрании граждан... а что до нашего дельца, окажется, что не для себя наживает деньги, а для другого и для тебя, владеющего словом и умением убеждать толпу" [1]. Отсюда, кстати, и название сродного с софистическим демагогического типа мышления (от греч. demos - народ), ориентированного на угождение публике, а в дурном смысле - толпе.


1 Платон. Собрание сочинений. М., 1990. С. 484.


Наиболее полно суть воззрений софистов выразил Протагор. Ему принадлежит знаменитое положение: "Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют". Он говорил об относительности всякого знания, доказывая, что каждому утверждению может быть с равным основанием противопоставлено противоречащее ему утверждение. Заметим, что Протагор написал законы, определявшие демократический образ правления и обосновал равенство свободных людей [2].


2 Рассказывают: молодой Гиппократ еще до зари будит Сократа, чтобы идти послушать знаменитого Протагора. Сократ приходит на рассвете, а дом Протагора уже полон, и привратник едва его пропускает. Продик лежит, укутанный в одеяла, и его густой бас раздается из-за перегородки отведенного ему помещения, где он беседует с окружающими его поклонниками, а Протагор прохаживается взад и вперед с многочисленными слушателями, многие из которых последовали за ним из других городов. Он разгуливал и, подобно Орфею, завораживал людей своими речами. Платон описывает, как все они останавливаются и чинно расступаются, - когда Протагор, дойдя до стены, оборачивается назад, - чтобы, пропустив его, снова идти за учителем. Афинские юноши, литераторы, философы, политические деятели, ученые способны проводить целые дни в беседах и словопрениях, слушая софистов. На улицах, в гимназиях за ними ходят толпы. Такова была афинская жизнь духа эпохи Перикла! Софисты появляются отовсюду: Протагор из Абдер, Горгий из Леонтин в Сицилии, Гиппий (вторая пол. V в. до н.э.) из Элиды, Продик из Кеоса. Софисты учили физике, астрономии, математике, красноречию, археологии, поэтике - всем искусствам и наукам, в том числе врачеванию. А, например, Антифонт (вторая пол. V в. до н.э.) занимался толкованием снов, стараясь выявить их вещий и символический смысл; он овладел искусством вселять в душу беспечалие, практиковал врачевание Страждущих силой слова и, расспрашивая о причинах горя и душевных недугов, утешал обремененных. Софисты стремились привлекать учеников и начали зарабатывать деньги своими выступлениями. Некоторые из них прибегали к артистическим приемам: одевались в пурпурные одежды, при чтении лекций порой становились на возвышении и витийствовали, являя собой необычайное зрелище. Они гордились своим ораторским искусством и многознанием. Например, они утверждали: "Нет ничего, чего мы не умели" или "Мы можем сосчитать, сколько звезд на небе или песка на дне морском" (так они представлены у Сократа и Платона).


Диалектика как определенный вид философского мышления впервые в яркой форме является у Гераклита, затем у элеатов, у Горгия она имеет скорее характер отрицательный, только как средство доказательства или опровержения, и притом лишена систематичности. Так, Горгий, выводя из общих понятий их конкретные определения и указывая на противоречия этих определений, приходит к доказательству несостоятельности самого общего понятия. В своем труде "О природе" Горгий доказывает три положения: что ничего не существует, а если что-нибудь и существует, то оно непознаваемо, а если существует и познаваемо, то оно невыразимо и неизъяснимо. В результате он пришел к выводу, что ни о чем нельзя сказать достоверно. Мы считали, к примеру, человека хорошим, но когда мы говорим о нем, то он, возможно, уже сделал нечто плохое или даже очень плохое: ведь все быстро меняется! Если тебя спрашивают о чем-либо, вернее будет молчать и лишь указывать пальцем на то, о чем спрашивают: тут не ошибешься. Аристотель писал: "Горгий правильно говорит, что серьезность противников следует убивать шуткой, шутку же - серьезностью" [1].


1 Антология мировой философии: В 4 т. М., 1969. Т. 1. С. 318.


Продик проявлял исключительный интерес к языку, к назывной (номинативной) функции слов, проблемам семантики и синонимии, т.е. идентификации совпадающих по смыслу слов, правильному употреблению слов. Он составлял этимологические гроздья родственных по значению слов, а также анализировал проблему омонимии, т.е. различения смысла графически совпадающих словесных конструкций с помощью соответствующих контекстов, и очень большое внимание уделял правилам спора, приближаясь к анализу проблемы приемов опровержения, что имело огромное значение в дискуссиях.


Посещая занятия софистов, Сократ вступал в дискуссии с многими из них, но больше всего уделял внимание Продику, считая его своим учителем и особенно внемля тонкости его лингвистических воззрений. Следует отметить, что софисты были первыми преподавателями и исследователями искусства слова. Пожалуй, можно сказать, что именно с них начинается философская лингвистика. Им принадлежит заслуга в изучении греческой словесности. Раз объективной истины нет и субъект является мерой всех вещей, тогда есть лишь видимость истины, которую может порождать человеческое слово и по произволу менять его смысл, делая сильное слабым и, наоборот, черное белым, а белое черным.


В связи с этим софисты посчитали словесность чрезвычайно важным объектом осмысления, и слово явилось самостоятельным предметом изучения. Хотя иные софисты были крупными мыслителями, релятивизм их зачастую вел к субъективизму и скептицизму. Вместе с тем нельзя отрицать их несомненной роли в развитии диалектики. Так, анализируя взгляды Горгия, Г. Гегель пишет: "Софисты, следовательно, также и диалектику, всеобщую философию делали предметом своего рассмотрения; они были глубокими мыслителями" [1].


1 Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М., 1932. Т. X. С. 33.


-3-proanaliziruem-osnovnie-aspekti-perehoda-zemnogo-cheloveka-v-kosmicheskogo-cheloveka-i-ih-svyaz-s-kosmicheskimi-puteshestviyami.html
-3-problemnoe-obuchenie-i-drugie-obrazovatelnie-tehnologii-posobie-mozhet-bit-polezno-takzhe-prepodavatelyam-pedagogicheskih.html
-3-proizvodstvennie-kooperativi-grazhdanskij-kodeks-respubliki-belarus.html
-3-prostranstvo-intellekta-i-ego-mernost-dlya-dannogo-analiticheskogo-obzora-.html
-3-psiholingvistika-kak-prilozhenie-lingvistiki-a-n-baranov-vvedenie-v-prikladnuyu-lingvistiku.html
-3-publichnoe-obeshanie-nagradi-uchebnik-izdanie-chetvertoe-pererabotannoe-i-dopolnennoe.html
  • turn.bystrickaya.ru/podsekciya-13-programma-x-mezhdunarodnoj-molodezhnoj-nauchno-tehnicheskoj-konferencii-budushee-tehnicheskoj-nauki-nizhnij-novgorod.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-4-zhivie-dinozavri-majkl-bejdzhent-zapretnaya-arheologiya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/puti-povisheniya-eksportnogo-potenciala-kazahstana.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/primernij-perechen-voprosov-k-ekzamenu-programma-disciplini-opd-f-02-pedagogika-celi-i-zadachi-disciplini.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-4-obrazovanie-rossijskoj-derzhavi-konspekt-lekcij-prednaznachen-dlya-studentov-pechataetsya-po-resheniyu-oglavlenie.html
  • klass.bystrickaya.ru/akt-na-obezzhirivanie-armaturi-soedinitelej-i-trub-sistemi-avtomatizacii-montazh-i-naladka-sto-11233753-001-2006.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabota-obshestvennoj-priemnoj-resheni-e.html
  • spur.bystrickaya.ru/konfliktogen-eto-ploho-labirinti-obsheniya-ili-kak-nauchitsya-ladit-s-lyudmi.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konferenciyah-seminarah-i-olimpiadah-analiz-nauchnoj-publikacii-po-zaranee-opredelyonnoj.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-ob-ekologicheskoj-situacii-v-chuvashskoj-respublike-v-2011-godu.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-16-sharlin-harris-huzhe-chem-mertvij.html
  • znanie.bystrickaya.ru/41-zernopromishlennij-kompleks-svoevolin-yu-v-kursovaya-rabota-po-discipline-raspredelenie-proizvodstvennih.html
  • assessments.bystrickaya.ru/bhagavadgita-stranica-19.html
  • school.bystrickaya.ru/epizootologiya-chast-21.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/ekonomicheskie-nachala-sovremennogo-obshestva.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovnie-prava-i-svobodi-grazhdanv-obshestvenno-politicheskoj-oblasti-s-a-avakyan-bibliografiya-po-konstitucionnomu.html
  • thescience.bystrickaya.ru/izmenenie-form-dosuga-molodezhi-rossijskoj-provincii-sociologicheskij-analiz-22-00-04-socialnaya-struktura-socialnie-instituti-i-processi.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vnutrennyaya-misteriya-mediumicheskoj-sushnosti-i-priroda-est-velikaya-illyuziya-poznaj-samogo-sebya-12.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-11-marta-2011-g.html
  • znanie.bystrickaya.ru/44-zoni-specialnogo-naznacheniya-razrabotka-normativno-pravovogo-akta-goroda-kstovo-staroe-kstovo-pravila.html
  • nauka.bystrickaya.ru/upravlenie-kulturi-i-arhivnogo-dela-tambovskoj-oblasti-stranica-8.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-5-adaptivnie-biologicheskie-ritmi-uchebnik-po-kursu-obshej-ekologii-prednaznachen-dlya-studentov-biologicheskih.html
  • student.bystrickaya.ru/4-dnevnij-tur-dusha-peterburga.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/razrabotka-tehnologii-plavki-stali-v-elektrodugovoj-pechi-dsp-80-i-raschet-ee-mehanizma-chast-2.html
  • desk.bystrickaya.ru/perevod-s-anglijskogo-g-a-nikolaev-stranica-29.html
  • grade.bystrickaya.ru/obrazovatelnij-standart-po-napravleniyu-podgotovki-diplomirovannih-specialistov-654600-230100-informatika-i-vichislitelnaya-tehnika.html
  • school.bystrickaya.ru/kniga-adresuetsya-vsemlyubyashim-marinu-cvetaevu-stranica-7.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-v--sillogistika-ii-logika-i-yazik.html
  • doklad.bystrickaya.ru/voprosi-dlya-samoproverki-uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya-samostoyatelnoj-raboti-studentov-avtor-sostavitel-v-a-chumakov.html
  • testyi.bystrickaya.ru/4priznaki-krizisa-konspekt-lekcij-pomozhet-v-podgotovke-i-uspeshnoj-sdache-ekzamenov-lekciya-krizisi-v-tendenciyah.html
  • abstract.bystrickaya.ru/123242-g-moskva-ul-sadovaya-kudrinskaya-d-7-str-22-ofis-tel-495-589-1586-faks-499-252-3327.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obsuzhdenie-uprazhnenij-27-228-chuvstvuya.html
  • lesson.bystrickaya.ru/uchenik-volshebnika-1896-1897-sejfer-m-absolyutnoe-oruzhie-ameriki-per-s-angl-e-moiseevoj.html
  • notebook.bystrickaya.ru/hleb-i-dragocennosti-idris-shah-skazki-dervishej.html
  • shkola.bystrickaya.ru/soderzhanie-i-analiz-psihodiagnosticheskoj-deyatelnosti-rezultati-uchastiya-uchashihsya-v-olimpiadah-i-konkursah-34.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.