.RU

§ 10. Софисты и софистика: Протагор, Горгий и Продик - Спиркин А. Г. Философия: Учебник. 2-е изд


^ § 10. Софисты и софистика: Протагор, Горгий и Продик

В Древней Греции мыслители посвящали жизнь исканию истины ради нее самой, замыкаясь в тесном кругу друзей, которых объединяли духовные интересы. В спорах они делились своими идеями, отстаивали свои позиции, не искали публичного признания, не создавали аудитории слушателей. В V в. до н.э. ситуация изменилась. Во многих городах Греции на смену политической власти старинной аристократии и тирании пришла власть рабовладельческой демократии. Возникали новые выборные учреждения - народные собрания и суды, что породило потребность в подготовке людей, владеющих искусством политического и судебного красноречия, силой убедительного устного слова и логической доказательностью своих суждений. В этих новых условиях на смену философам и поэтам стали выдвигаться оплачиваемые профессиональные учителя - сначала просто грамоты, музыки и гимнастики, затем уже словесности, риторики, философии, красноречия и дипломатии.


Софистом сначала именовали человека, который посвящал себя умственной деятельности, или искусного в какой-либо премудрости, в том числе учености. Таким почитали Солона и Пифагора, а также знаменитых "семь мудрецов". Впоследствии смысл этого понятия сузился, хотя и не заключал еще негативного смысла.


Софистов было немало, но мы остановимся на трех наиболее характерных для сути этого направления - Протагор (ок. 480 - ок. 410 до н.э.), Горгий (ок. 483-375 до н.э.), Продик (род. между 470 и 460 до н.э.). Каждый из них обладал неповторимой индивидуальностью, но в целом они разделяли схожие воззрения.


Софисты - эти "учителя мудрости" - учили не только технике политической и юридической деятельности, а заодно обучали и вопросам философии. Важно подчеркнуть, что софисты сосредоточили свое внимание на социальных вопросах, на человеке и на проблемах коммуникации, обучая ораторскому искусству и политической деятельности, а также конкретно-научным и философским знаниям. Некоторые софисты обучали приемам и формам убеждения и доказательства независимо от вопроса об истинности доказываемых положений и даже прибегали к нелепым ходам мысли, например: "То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога, следовательно, ты их имеешь". В своем стремлении к убедительности софисты доходили до идеи, что можно, а нередко и нужно, доказать все, что угодно, и также что угодно опровергнуть, в зависимости от интереса и обстоятельств, что приводило к безразличному отношению к истинности в доказательствах и опровержениях. Так складывались приемы мышления, которые стали именоваться софистикой. Софисты как образованные люди прекрасно понимали, что чисто формально можно доказать все. По этому вопросу Платон в своем трактате "Горгий" утверждал, что искусство софистов является более великим благом, чем все другие искусства; оно есть "мастер убеждения: в этом вся его суть и вся забота... Оно обладает способностью убеждать словом и судей в суде... и во всяком ином собрании граждан... а что до нашего дельца, окажется, что не для себя наживает деньги, а для другого и для тебя, владеющего словом и умением убеждать толпу" [1]. Отсюда, кстати, и название сродного с софистическим демагогического типа мышления (от греч. demos - народ), ориентированного на угождение публике, а в дурном смысле - толпе.


1 Платон. Собрание сочинений. М., 1990. С. 484.


Наиболее полно суть воззрений софистов выразил Протагор. Ему принадлежит знаменитое положение: "Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют". Он говорил об относительности всякого знания, доказывая, что каждому утверждению может быть с равным основанием противопоставлено противоречащее ему утверждение. Заметим, что Протагор написал законы, определявшие демократический образ правления и обосновал равенство свободных людей [2].


2 Рассказывают: молодой Гиппократ еще до зари будит Сократа, чтобы идти послушать знаменитого Протагора. Сократ приходит на рассвете, а дом Протагора уже полон, и привратник едва его пропускает. Продик лежит, укутанный в одеяла, и его густой бас раздается из-за перегородки отведенного ему помещения, где он беседует с окружающими его поклонниками, а Протагор прохаживается взад и вперед с многочисленными слушателями, многие из которых последовали за ним из других городов. Он разгуливал и, подобно Орфею, завораживал людей своими речами. Платон описывает, как все они останавливаются и чинно расступаются, - когда Протагор, дойдя до стены, оборачивается назад, - чтобы, пропустив его, снова идти за учителем. Афинские юноши, литераторы, философы, политические деятели, ученые способны проводить целые дни в беседах и словопрениях, слушая софистов. На улицах, в гимназиях за ними ходят толпы. Такова была афинская жизнь духа эпохи Перикла! Софисты появляются отовсюду: Протагор из Абдер, Горгий из Леонтин в Сицилии, Гиппий (вторая пол. V в. до н.э.) из Элиды, Продик из Кеоса. Софисты учили физике, астрономии, математике, красноречию, археологии, поэтике - всем искусствам и наукам, в том числе врачеванию. А, например, Антифонт (вторая пол. V в. до н.э.) занимался толкованием снов, стараясь выявить их вещий и символический смысл; он овладел искусством вселять в душу беспечалие, практиковал врачевание Страждущих силой слова и, расспрашивая о причинах горя и душевных недугов, утешал обремененных. Софисты стремились привлекать учеников и начали зарабатывать деньги своими выступлениями. Некоторые из них прибегали к артистическим приемам: одевались в пурпурные одежды, при чтении лекций порой становились на возвышении и витийствовали, являя собой необычайное зрелище. Они гордились своим ораторским искусством и многознанием. Например, они утверждали: "Нет ничего, чего мы не умели" или "Мы можем сосчитать, сколько звезд на небе или песка на дне морском" (так они представлены у Сократа и Платона).


Диалектика как определенный вид философского мышления впервые в яркой форме является у Гераклита, затем у элеатов, у Горгия она имеет скорее характер отрицательный, только как средство доказательства или опровержения, и притом лишена систематичности. Так, Горгий, выводя из общих понятий их конкретные определения и указывая на противоречия этих определений, приходит к доказательству несостоятельности самого общего понятия. В своем труде "О природе" Горгий доказывает три положения: что ничего не существует, а если что-нибудь и существует, то оно непознаваемо, а если существует и познаваемо, то оно невыразимо и неизъяснимо. В результате он пришел к выводу, что ни о чем нельзя сказать достоверно. Мы считали, к примеру, человека хорошим, но когда мы говорим о нем, то он, возможно, уже сделал нечто плохое или даже очень плохое: ведь все быстро меняется! Если тебя спрашивают о чем-либо, вернее будет молчать и лишь указывать пальцем на то, о чем спрашивают: тут не ошибешься. Аристотель писал: "Горгий правильно говорит, что серьезность противников следует убивать шуткой, шутку же - серьезностью" [1].


1 Антология мировой философии: В 4 т. М., 1969. Т. 1. С. 318.


Продик проявлял исключительный интерес к языку, к назывной (номинативной) функции слов, проблемам семантики и синонимии, т.е. идентификации совпадающих по смыслу слов, правильному употреблению слов. Он составлял этимологические гроздья родственных по значению слов, а также анализировал проблему омонимии, т.е. различения смысла графически совпадающих словесных конструкций с помощью соответствующих контекстов, и очень большое внимание уделял правилам спора, приближаясь к анализу проблемы приемов опровержения, что имело огромное значение в дискуссиях.


Посещая занятия софистов, Сократ вступал в дискуссии с многими из них, но больше всего уделял внимание Продику, считая его своим учителем и особенно внемля тонкости его лингвистических воззрений. Следует отметить, что софисты были первыми преподавателями и исследователями искусства слова. Пожалуй, можно сказать, что именно с них начинается философская лингвистика. Им принадлежит заслуга в изучении греческой словесности. Раз объективной истины нет и субъект является мерой всех вещей, тогда есть лишь видимость истины, которую может порождать человеческое слово и по произволу менять его смысл, делая сильное слабым и, наоборот, черное белым, а белое черным.


В связи с этим софисты посчитали словесность чрезвычайно важным объектом осмысления, и слово явилось самостоятельным предметом изучения. Хотя иные софисты были крупными мыслителями, релятивизм их зачастую вел к субъективизму и скептицизму. Вместе с тем нельзя отрицать их несомненной роли в развитии диалектики. Так, анализируя взгляды Горгия, Г. Гегель пишет: "Софисты, следовательно, также и диалектику, всеобщую философию делали предметом своего рассмотрения; они были глубокими мыслителями" [1].


1 Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М., 1932. Т. X. С. 33.


-3-proanaliziruem-osnovnie-aspekti-perehoda-zemnogo-cheloveka-v-kosmicheskogo-cheloveka-i-ih-svyaz-s-kosmicheskimi-puteshestviyami.html
-3-problemnoe-obuchenie-i-drugie-obrazovatelnie-tehnologii-posobie-mozhet-bit-polezno-takzhe-prepodavatelyam-pedagogicheskih.html
-3-proizvodstvennie-kooperativi-grazhdanskij-kodeks-respubliki-belarus.html
-3-prostranstvo-intellekta-i-ego-mernost-dlya-dannogo-analiticheskogo-obzora-.html
-3-psiholingvistika-kak-prilozhenie-lingvistiki-a-n-baranov-vvedenie-v-prikladnuyu-lingvistiku.html
-3-publichnoe-obeshanie-nagradi-uchebnik-izdanie-chetvertoe-pererabotannoe-i-dopolnennoe.html
  • report.bystrickaya.ru/iv-svedeniya-o-finansovo-hozyajstvennoj-deyatelnosti-emitenta-191317-rossiya-sankt-peterburg-ploshad-aleksandra.html
  • occupation.bystrickaya.ru/o-provedenii-publichnih-slushanij-po-proektu-planirovki-territorii-centralnogo-rajona-goroda-vologdi.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sajti-dlya-uchitelya-logopeda.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/povtornoe-izveshenie-o-provedenii-zaprosa-kotirovok-na-postavku-literaturi-dlya-kyahtinskoj-centralizovannoj-bibliotechnoj-sistemi-stranica-2.html
  • studies.bystrickaya.ru/dragocennie-kamni.html
  • znanie.bystrickaya.ru/a-e-surinov-28-iyulya-2009-g-stranica-5.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-32-perevod-s-anglijskogo-aleksandra-kiseleva-pod-redakciej-k-filos-n-vladimira-majkova.html
  • lecture.bystrickaya.ru/adres-191186-sankt-peterburg-nab-r-mojki-11-generalnoe-konsulstvo-korolevstva-niderlandov-kontakt.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/publichnij-otchet-gou-progimnazii-1752-vostochnogo-okruzhnogo-upravleniya-obrazovaniya-departamenta-obrazovaniya-goroda-moskvi.html
  • lesson.bystrickaya.ru/neprerivnoe-lite-zagotovok.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vorobev-kd.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/otchet-o-vipolnenii-plana-deyatelnosti-upravleniya-federalnogo-kaznachejstva-po-primorskomu-krayu-po-ispolneniyu-plana-deyatelnosti-federalnogo-kaznachejstva-na-2012-god-s-izmeneniyami-utverzhdennimi-stranica-2.html
  • institute.bystrickaya.ru/glavi-respubliki-ingushetiya.html
  • klass.bystrickaya.ru/avtor-sostavitel-n-l-ionina-stranica-33.html
  • lesson.bystrickaya.ru/osnovi-raboti-v-operacionnoj-sisteme-ms-dos-komandnie-fajli-i-obolochka-operacionnoj-sistemi-tot.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/organizaciya-pervichnogo-ucheta-lekarstv-v-aptekah.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-ekologicheskoe-pravo-dlya-specialnosti-030501-65-yurisprudenciya-podgotovki-specialista-avtor-k-yu-n-docent-n-v-kichigin.html
  • occupation.bystrickaya.ru/oblastnaya-celevaya-programma-sozdanie-gis-kaluzhskoj-oblasti-2004-2007-g-zadanie-na-razrabotku-shemi-territorialnogo-planirovaniya-territorii-medinskogo-rajona-kontrakt-50-06-ot-17-maya-2006-goda-stranica-5.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/svyatoj-grad-ierusalim-nadezhda-ionina.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-vii-rasstrojstva-patternov-funkcionirovaniya-meinrad-perrez-lehrbuch-klinische-psychologie-psychotherapie.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/skazka-izvestna-lyubomu-rebyonku.html
  • reading.bystrickaya.ru/material-k-seminaru-vospitanie-kazahstanskogo-patriotizma-i-grazhdanstvennosti-osnova-cennostnoj-orientacii-sovremennoj-molodyozhi-po-gu-ssh23-im-m-kozibaeva-vopros-shkolnij-klimat-kak-element-grazhdanskogo-obshestva.html
  • notebook.bystrickaya.ru/informaciya-ob-istorii-issledovaniya-dannogo-otkritiya-sostavlennaya-po-materialam-informacionnih-byulletenej-w-a-r-stranica-6.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-xvi-vzaimodejstvie-civilizacij-erasov-b-s-sravnitelnoe-izuchenie-civilizacij-hrestomatiya-ucheb-posobie.html
  • tasks.bystrickaya.ru/232-kreditnaya-istoriya-emitenta-190000-rossiya-g-sankt-peterburg-ul-galernaya-5-korp-a-informaciya-soderzhashayasya.html
  • university.bystrickaya.ru/geburbulis-programma-konferencii-otkritie-konferencii-mironov-sergej-mihajlovich.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/ad-xxviii-64-69-umberto-eko.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-konotope-verhovih-i-vyuchnih-loshadej-ostavili-dalshe-do-samoj-moskvi-shel-yamskoj-trakt-i-polkovnik-fedor-stepanovich-vishnevskij-podryadil-telegu-po-kazennoj-p-stranica-2.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vpervie-na-russkom-yazike-shirokomu-krugu-chitatelem-predstavlena.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/proverochnij-test-2-chast-1-vkakom-slove-est-zvuk-d-1-debri.html
  • credit.bystrickaya.ru/perechen-obektov-istoricheskogo-i-kulturnogo-naslediya-federalnogo-obsherossijskogo-znacheniya-nahodyashihsya-v-g-sankt-peterburge-stranica-18.html
  • znanie.bystrickaya.ru/amenhotep-iii.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-rabochaya-programma-dlya-studentov-napravleniya-030300-62-psihologiya.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-3-sherlin-harris-mertvi-poka-svetlo.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/ria-novosti-httpwwwrianru-12092007-00000-grizlov-b-v-monitoring-smi-13-sentyabrya-2007-g.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.