.RU

§ 10. Софисты и софистика: Протагор, Горгий и Продик - Спиркин А. Г. Философия: Учебник. 2-е изд


^ § 10. Софисты и софистика: Протагор, Горгий и Продик

В Древней Греции мыслители посвящали жизнь исканию истины ради нее самой, замыкаясь в тесном кругу друзей, которых объединяли духовные интересы. В спорах они делились своими идеями, отстаивали свои позиции, не искали публичного признания, не создавали аудитории слушателей. В V в. до н.э. ситуация изменилась. Во многих городах Греции на смену политической власти старинной аристократии и тирании пришла власть рабовладельческой демократии. Возникали новые выборные учреждения - народные собрания и суды, что породило потребность в подготовке людей, владеющих искусством политического и судебного красноречия, силой убедительного устного слова и логической доказательностью своих суждений. В этих новых условиях на смену философам и поэтам стали выдвигаться оплачиваемые профессиональные учителя - сначала просто грамоты, музыки и гимнастики, затем уже словесности, риторики, философии, красноречия и дипломатии.


Софистом сначала именовали человека, который посвящал себя умственной деятельности, или искусного в какой-либо премудрости, в том числе учености. Таким почитали Солона и Пифагора, а также знаменитых "семь мудрецов". Впоследствии смысл этого понятия сузился, хотя и не заключал еще негативного смысла.


Софистов было немало, но мы остановимся на трех наиболее характерных для сути этого направления - Протагор (ок. 480 - ок. 410 до н.э.), Горгий (ок. 483-375 до н.э.), Продик (род. между 470 и 460 до н.э.). Каждый из них обладал неповторимой индивидуальностью, но в целом они разделяли схожие воззрения.


Софисты - эти "учителя мудрости" - учили не только технике политической и юридической деятельности, а заодно обучали и вопросам философии. Важно подчеркнуть, что софисты сосредоточили свое внимание на социальных вопросах, на человеке и на проблемах коммуникации, обучая ораторскому искусству и политической деятельности, а также конкретно-научным и философским знаниям. Некоторые софисты обучали приемам и формам убеждения и доказательства независимо от вопроса об истинности доказываемых положений и даже прибегали к нелепым ходам мысли, например: "То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога, следовательно, ты их имеешь". В своем стремлении к убедительности софисты доходили до идеи, что можно, а нередко и нужно, доказать все, что угодно, и также что угодно опровергнуть, в зависимости от интереса и обстоятельств, что приводило к безразличному отношению к истинности в доказательствах и опровержениях. Так складывались приемы мышления, которые стали именоваться софистикой. Софисты как образованные люди прекрасно понимали, что чисто формально можно доказать все. По этому вопросу Платон в своем трактате "Горгий" утверждал, что искусство софистов является более великим благом, чем все другие искусства; оно есть "мастер убеждения: в этом вся его суть и вся забота... Оно обладает способностью убеждать словом и судей в суде... и во всяком ином собрании граждан... а что до нашего дельца, окажется, что не для себя наживает деньги, а для другого и для тебя, владеющего словом и умением убеждать толпу" [1]. Отсюда, кстати, и название сродного с софистическим демагогического типа мышления (от греч. demos - народ), ориентированного на угождение публике, а в дурном смысле - толпе.


1 Платон. Собрание сочинений. М., 1990. С. 484.


Наиболее полно суть воззрений софистов выразил Протагор. Ему принадлежит знаменитое положение: "Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют". Он говорил об относительности всякого знания, доказывая, что каждому утверждению может быть с равным основанием противопоставлено противоречащее ему утверждение. Заметим, что Протагор написал законы, определявшие демократический образ правления и обосновал равенство свободных людей [2].


2 Рассказывают: молодой Гиппократ еще до зари будит Сократа, чтобы идти послушать знаменитого Протагора. Сократ приходит на рассвете, а дом Протагора уже полон, и привратник едва его пропускает. Продик лежит, укутанный в одеяла, и его густой бас раздается из-за перегородки отведенного ему помещения, где он беседует с окружающими его поклонниками, а Протагор прохаживается взад и вперед с многочисленными слушателями, многие из которых последовали за ним из других городов. Он разгуливал и, подобно Орфею, завораживал людей своими речами. Платон описывает, как все они останавливаются и чинно расступаются, - когда Протагор, дойдя до стены, оборачивается назад, - чтобы, пропустив его, снова идти за учителем. Афинские юноши, литераторы, философы, политические деятели, ученые способны проводить целые дни в беседах и словопрениях, слушая софистов. На улицах, в гимназиях за ними ходят толпы. Такова была афинская жизнь духа эпохи Перикла! Софисты появляются отовсюду: Протагор из Абдер, Горгий из Леонтин в Сицилии, Гиппий (вторая пол. V в. до н.э.) из Элиды, Продик из Кеоса. Софисты учили физике, астрономии, математике, красноречию, археологии, поэтике - всем искусствам и наукам, в том числе врачеванию. А, например, Антифонт (вторая пол. V в. до н.э.) занимался толкованием снов, стараясь выявить их вещий и символический смысл; он овладел искусством вселять в душу беспечалие, практиковал врачевание Страждущих силой слова и, расспрашивая о причинах горя и душевных недугов, утешал обремененных. Софисты стремились привлекать учеников и начали зарабатывать деньги своими выступлениями. Некоторые из них прибегали к артистическим приемам: одевались в пурпурные одежды, при чтении лекций порой становились на возвышении и витийствовали, являя собой необычайное зрелище. Они гордились своим ораторским искусством и многознанием. Например, они утверждали: "Нет ничего, чего мы не умели" или "Мы можем сосчитать, сколько звезд на небе или песка на дне морском" (так они представлены у Сократа и Платона).


Диалектика как определенный вид философского мышления впервые в яркой форме является у Гераклита, затем у элеатов, у Горгия она имеет скорее характер отрицательный, только как средство доказательства или опровержения, и притом лишена систематичности. Так, Горгий, выводя из общих понятий их конкретные определения и указывая на противоречия этих определений, приходит к доказательству несостоятельности самого общего понятия. В своем труде "О природе" Горгий доказывает три положения: что ничего не существует, а если что-нибудь и существует, то оно непознаваемо, а если существует и познаваемо, то оно невыразимо и неизъяснимо. В результате он пришел к выводу, что ни о чем нельзя сказать достоверно. Мы считали, к примеру, человека хорошим, но когда мы говорим о нем, то он, возможно, уже сделал нечто плохое или даже очень плохое: ведь все быстро меняется! Если тебя спрашивают о чем-либо, вернее будет молчать и лишь указывать пальцем на то, о чем спрашивают: тут не ошибешься. Аристотель писал: "Горгий правильно говорит, что серьезность противников следует убивать шуткой, шутку же - серьезностью" [1].


1 Антология мировой философии: В 4 т. М., 1969. Т. 1. С. 318.


Продик проявлял исключительный интерес к языку, к назывной (номинативной) функции слов, проблемам семантики и синонимии, т.е. идентификации совпадающих по смыслу слов, правильному употреблению слов. Он составлял этимологические гроздья родственных по значению слов, а также анализировал проблему омонимии, т.е. различения смысла графически совпадающих словесных конструкций с помощью соответствующих контекстов, и очень большое внимание уделял правилам спора, приближаясь к анализу проблемы приемов опровержения, что имело огромное значение в дискуссиях.


Посещая занятия софистов, Сократ вступал в дискуссии с многими из них, но больше всего уделял внимание Продику, считая его своим учителем и особенно внемля тонкости его лингвистических воззрений. Следует отметить, что софисты были первыми преподавателями и исследователями искусства слова. Пожалуй, можно сказать, что именно с них начинается философская лингвистика. Им принадлежит заслуга в изучении греческой словесности. Раз объективной истины нет и субъект является мерой всех вещей, тогда есть лишь видимость истины, которую может порождать человеческое слово и по произволу менять его смысл, делая сильное слабым и, наоборот, черное белым, а белое черным.


В связи с этим софисты посчитали словесность чрезвычайно важным объектом осмысления, и слово явилось самостоятельным предметом изучения. Хотя иные софисты были крупными мыслителями, релятивизм их зачастую вел к субъективизму и скептицизму. Вместе с тем нельзя отрицать их несомненной роли в развитии диалектики. Так, анализируя взгляды Горгия, Г. Гегель пишет: "Софисты, следовательно, также и диалектику, всеобщую философию делали предметом своего рассмотрения; они были глубокими мыслителями" [1].


1 Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М., 1932. Т. X. С. 33.


-3-proanaliziruem-osnovnie-aspekti-perehoda-zemnogo-cheloveka-v-kosmicheskogo-cheloveka-i-ih-svyaz-s-kosmicheskimi-puteshestviyami.html
-3-problemnoe-obuchenie-i-drugie-obrazovatelnie-tehnologii-posobie-mozhet-bit-polezno-takzhe-prepodavatelyam-pedagogicheskih.html
-3-proizvodstvennie-kooperativi-grazhdanskij-kodeks-respubliki-belarus.html
-3-prostranstvo-intellekta-i-ego-mernost-dlya-dannogo-analiticheskogo-obzora-.html
-3-psiholingvistika-kak-prilozhenie-lingvistiki-a-n-baranov-vvedenie-v-prikladnuyu-lingvistiku.html
-3-publichnoe-obeshanie-nagradi-uchebnik-izdanie-chetvertoe-pererabotannoe-i-dopolnennoe.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-obespechenie-lichnoj-bezopasnosti-v-kriminogennih-situaciyah-cel-uroka-pourochnoe-planirovanie-uchebnogo-materiala-po-kursu-osnovi.html
  • grade.bystrickaya.ru/obshaya-energetika-a-p-vantrusov-lokomotiv-2011-c-42-43.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-a-vozchikov-mediakultura-v-ontologii-obrazovaniya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/34-matematicheskaya-model-dostizheniya-naibolshej-monografiya-omsk.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-provedenii-otkritogo-respublikanskogo-festivalya-molodezhnih-kultur.html
  • testyi.bystrickaya.ru/andrej-belij-simvolizm-kak-miroponimanie-stranica-4.html
  • lecture.bystrickaya.ru/495-621-71-08-obshie-voprosi-495-621-06-10-orgvznos-e-mail-doklad-rntoresmail-ru.html
  • institut.bystrickaya.ru/tablica-382-rezultati-viborki-computer.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-postrojki-tema-festivalya.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/reg-04-2307-b-4-sentyabrya-2003-g-diplom-o-nachalnom-professionalnom-obrazovanii-s-ukazaniem-o-poluchennom-urovne.html
  • college.bystrickaya.ru/25-iyunya-medvedev-vislushaet-otcheti-o-podgotovke-sbornoj-rossii-k-olimpijskim-igram-v-londone-2012-i-sochi-2014.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-planirovaniyu-uchetu-i-kalkulirovaniyu-sebestoimosti-transporta-gaza-utv-mintopenergo-rf-20-12-1994-stranica-7.html
  • predmet.bystrickaya.ru/spisok-ispolzovannoj-literaturi-8.html
  • education.bystrickaya.ru/133-marketingovie-issledovaniya-kak-sredstvo-dostizheniya-n-d-eriashvili-rekomendovano-ministerstvom-obshego.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/41-rezyume-provedennoj-ocenki-programma-organizacii-obedinennih-nacij-po-okruzhayushej-srede-distr-general.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uluchshenie-sostoyaniya-pokritij-dorog-bajkalskogo-regiona-s-primeneniem-innovacionnih-tehnologij-na-osnove-rublenogo-steklovolokna.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-dpp-f-10-sravnitelnaya-tipologiya-celi-i-zadachi-disciplini-celyu-disciplini.html
  • shkola.bystrickaya.ru/pravovie-osnovi-organizacii-i-provedeniya-loterei.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vasilij-livanov.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/upravlenie-proektom.html
  • reading.bystrickaya.ru/literatura-imennoj-ukazatel.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/olajsiz-aua-raji-meteozhadajlarinda-orta-blm-beru-jimdarinda-sondaj-a-tehnikali-zhne-ksptk-blmn-blm-beru-badarlamalarin-ske-asiratin-blm-beru-jimdarinda-sabatardi-totatu-aidalarin-bektu-turali.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/voprosi-k-zachetu-po-discipline-psihologiya-lichnosti.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnaya-disciplina-inostrannij-yazik-dlya-studentov-ochnogo-obucheniya-po-specialnosti.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-dlya-zaveduyushih-kafedrami-i-predsedatelej-umk-institutov-po-razrabotke-oop-vpo-resursnoe-obespechenie-oop-vpo-po-napravleniyu-razdel-5-oop.html
  • college.bystrickaya.ru/1-isk-vo-kak-sozd-ie-estetich-cennostej-prekrasnoevozvishennoedionisijskoe-stranica-3.html
  • klass.bystrickaya.ru/5let--integrativnie-programma-doshkolnogo-obrazovaniya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lot-3-postavka-programmnogo-obespecheniya-dlya-nuzhd-gou-vpo-mgou-dokumentaciya-ob-aukcione-po-provedeniyu-otkritogo.html
  • znanie.bystrickaya.ru/a-bokarev-vazhno-vihodit-na-novij-uroven-kachestva-rossijskih-programm-smr-26-aprelya-2011-g-na-specialnoj-press-konferencii-direktor-departamenta-mezhdunarodnih-finansovih-otnoshenij-minfina-rf-andrej-bokarev.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/obraz-goroda-nerehta.html
  • school.bystrickaya.ru/ispolzovanie-sredstv-kontracepcii-o-polozhenii-detej-v-tulskoj-oblasti.html
  • college.bystrickaya.ru/34akcionernij-kapital-otchet-oao-nevinnomisskaya-gres.html
  • turn.bystrickaya.ru/perechen-sokrashenij-stranica-6.html
  • college.bystrickaya.ru/-3-sledi-orudij-vzloma-instrumentov-uchebnik-dlya-vuzov.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodi-k-kotorim-pribegayut-zhenshini-chtobi-izmenit-muzhchin-helen-andelin-ocharovanie-zhenstvennosti.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.