§ 10. Софисты и софистика: Протагор, Горгий и Продик - Спиркин А. Г. Философия: Учебник. 2-е изд
.RU

§ 10. Софисты и софистика: Протагор, Горгий и Продик - Спиркин А. Г. Философия: Учебник. 2-е изд


^ § 10. Софисты и софистика: Протагор, Горгий и Продик

В Древней Греции мыслители посвящали жизнь исканию истины ради нее самой, замыкаясь в тесном кругу друзей, которых объединяли духовные интересы. В спорах они делились своими идеями, отстаивали свои позиции, не искали публичного признания, не создавали аудитории слушателей. В V в. до н.э. ситуация изменилась. Во многих городах Греции на смену политической власти старинной аристократии и тирании пришла власть рабовладельческой демократии. Возникали новые выборные учреждения - народные собрания и суды, что породило потребность в подготовке людей, владеющих искусством политического и судебного красноречия, силой убедительного устного слова и логической доказательностью своих суждений. В этих новых условиях на смену философам и поэтам стали выдвигаться оплачиваемые профессиональные учителя - сначала просто грамоты, музыки и гимнастики, затем уже словесности, риторики, философии, красноречия и дипломатии.


Софистом сначала именовали человека, который посвящал себя умственной деятельности, или искусного в какой-либо премудрости, в том числе учености. Таким почитали Солона и Пифагора, а также знаменитых "семь мудрецов". Впоследствии смысл этого понятия сузился, хотя и не заключал еще негативного смысла.


Софистов было немало, но мы остановимся на трех наиболее характерных для сути этого направления - Протагор (ок. 480 - ок. 410 до н.э.), Горгий (ок. 483-375 до н.э.), Продик (род. между 470 и 460 до н.э.). Каждый из них обладал неповторимой индивидуальностью, но в целом они разделяли схожие воззрения.


Софисты - эти "учителя мудрости" - учили не только технике политической и юридической деятельности, а заодно обучали и вопросам философии. Важно подчеркнуть, что софисты сосредоточили свое внимание на социальных вопросах, на человеке и на проблемах коммуникации, обучая ораторскому искусству и политической деятельности, а также конкретно-научным и философским знаниям. Некоторые софисты обучали приемам и формам убеждения и доказательства независимо от вопроса об истинности доказываемых положений и даже прибегали к нелепым ходам мысли, например: "То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога, следовательно, ты их имеешь". В своем стремлении к убедительности софисты доходили до идеи, что можно, а нередко и нужно, доказать все, что угодно, и также что угодно опровергнуть, в зависимости от интереса и обстоятельств, что приводило к безразличному отношению к истинности в доказательствах и опровержениях. Так складывались приемы мышления, которые стали именоваться софистикой. Софисты как образованные люди прекрасно понимали, что чисто формально можно доказать все. По этому вопросу Платон в своем трактате "Горгий" утверждал, что искусство софистов является более великим благом, чем все другие искусства; оно есть "мастер убеждения: в этом вся его суть и вся забота... Оно обладает способностью убеждать словом и судей в суде... и во всяком ином собрании граждан... а что до нашего дельца, окажется, что не для себя наживает деньги, а для другого и для тебя, владеющего словом и умением убеждать толпу" [1]. Отсюда, кстати, и название сродного с софистическим демагогического типа мышления (от греч. demos - народ), ориентированного на угождение публике, а в дурном смысле - толпе.


1 Платон. Собрание сочинений. М., 1990. С. 484.


Наиболее полно суть воззрений софистов выразил Протагор. Ему принадлежит знаменитое положение: "Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют". Он говорил об относительности всякого знания, доказывая, что каждому утверждению может быть с равным основанием противопоставлено противоречащее ему утверждение. Заметим, что Протагор написал законы, определявшие демократический образ правления и обосновал равенство свободных людей [2].


2 Рассказывают: молодой Гиппократ еще до зари будит Сократа, чтобы идти послушать знаменитого Протагора. Сократ приходит на рассвете, а дом Протагора уже полон, и привратник едва его пропускает. Продик лежит, укутанный в одеяла, и его густой бас раздается из-за перегородки отведенного ему помещения, где он беседует с окружающими его поклонниками, а Протагор прохаживается взад и вперед с многочисленными слушателями, многие из которых последовали за ним из других городов. Он разгуливал и, подобно Орфею, завораживал людей своими речами. Платон описывает, как все они останавливаются и чинно расступаются, - когда Протагор, дойдя до стены, оборачивается назад, - чтобы, пропустив его, снова идти за учителем. Афинские юноши, литераторы, философы, политические деятели, ученые способны проводить целые дни в беседах и словопрениях, слушая софистов. На улицах, в гимназиях за ними ходят толпы. Такова была афинская жизнь духа эпохи Перикла! Софисты появляются отовсюду: Протагор из Абдер, Горгий из Леонтин в Сицилии, Гиппий (вторая пол. V в. до н.э.) из Элиды, Продик из Кеоса. Софисты учили физике, астрономии, математике, красноречию, археологии, поэтике - всем искусствам и наукам, в том числе врачеванию. А, например, Антифонт (вторая пол. V в. до н.э.) занимался толкованием снов, стараясь выявить их вещий и символический смысл; он овладел искусством вселять в душу беспечалие, практиковал врачевание Страждущих силой слова и, расспрашивая о причинах горя и душевных недугов, утешал обремененных. Софисты стремились привлекать учеников и начали зарабатывать деньги своими выступлениями. Некоторые из них прибегали к артистическим приемам: одевались в пурпурные одежды, при чтении лекций порой становились на возвышении и витийствовали, являя собой необычайное зрелище. Они гордились своим ораторским искусством и многознанием. Например, они утверждали: "Нет ничего, чего мы не умели" или "Мы можем сосчитать, сколько звезд на небе или песка на дне морском" (так они представлены у Сократа и Платона).


Диалектика как определенный вид философского мышления впервые в яркой форме является у Гераклита, затем у элеатов, у Горгия она имеет скорее характер отрицательный, только как средство доказательства или опровержения, и притом лишена систематичности. Так, Горгий, выводя из общих понятий их конкретные определения и указывая на противоречия этих определений, приходит к доказательству несостоятельности самого общего понятия. В своем труде "О природе" Горгий доказывает три положения: что ничего не существует, а если что-нибудь и существует, то оно непознаваемо, а если существует и познаваемо, то оно невыразимо и неизъяснимо. В результате он пришел к выводу, что ни о чем нельзя сказать достоверно. Мы считали, к примеру, человека хорошим, но когда мы говорим о нем, то он, возможно, уже сделал нечто плохое или даже очень плохое: ведь все быстро меняется! Если тебя спрашивают о чем-либо, вернее будет молчать и лишь указывать пальцем на то, о чем спрашивают: тут не ошибешься. Аристотель писал: "Горгий правильно говорит, что серьезность противников следует убивать шуткой, шутку же - серьезностью" [1].


1 Антология мировой философии: В 4 т. М., 1969. Т. 1. С. 318.


Продик проявлял исключительный интерес к языку, к назывной (номинативной) функции слов, проблемам семантики и синонимии, т.е. идентификации совпадающих по смыслу слов, правильному употреблению слов. Он составлял этимологические гроздья родственных по значению слов, а также анализировал проблему омонимии, т.е. различения смысла графически совпадающих словесных конструкций с помощью соответствующих контекстов, и очень большое внимание уделял правилам спора, приближаясь к анализу проблемы приемов опровержения, что имело огромное значение в дискуссиях.


Посещая занятия софистов, Сократ вступал в дискуссии с многими из них, но больше всего уделял внимание Продику, считая его своим учителем и особенно внемля тонкости его лингвистических воззрений. Следует отметить, что софисты были первыми преподавателями и исследователями искусства слова. Пожалуй, можно сказать, что именно с них начинается философская лингвистика. Им принадлежит заслуга в изучении греческой словесности. Раз объективной истины нет и субъект является мерой всех вещей, тогда есть лишь видимость истины, которую может порождать человеческое слово и по произволу менять его смысл, делая сильное слабым и, наоборот, черное белым, а белое черным.


В связи с этим софисты посчитали словесность чрезвычайно важным объектом осмысления, и слово явилось самостоятельным предметом изучения. Хотя иные софисты были крупными мыслителями, релятивизм их зачастую вел к субъективизму и скептицизму. Вместе с тем нельзя отрицать их несомненной роли в развитии диалектики. Так, анализируя взгляды Горгия, Г. Гегель пишет: "Софисты, следовательно, также и диалектику, всеобщую философию делали предметом своего рассмотрения; они были глубокими мыслителями" [1].


1 Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М., 1932. Т. X. С. 33.


-3-proanaliziruem-osnovnie-aspekti-perehoda-zemnogo-cheloveka-v-kosmicheskogo-cheloveka-i-ih-svyaz-s-kosmicheskimi-puteshestviyami.html
-3-problemnoe-obuchenie-i-drugie-obrazovatelnie-tehnologii-posobie-mozhet-bit-polezno-takzhe-prepodavatelyam-pedagogicheskih.html
-3-proizvodstvennie-kooperativi-grazhdanskij-kodeks-respubliki-belarus.html
-3-prostranstvo-intellekta-i-ego-mernost-dlya-dannogo-analiticheskogo-obzora-.html
-3-psiholingvistika-kak-prilozhenie-lingvistiki-a-n-baranov-vvedenie-v-prikladnuyu-lingvistiku.html
-3-publichnoe-obeshanie-nagradi-uchebnik-izdanie-chetvertoe-pererabotannoe-i-dopolnennoe.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razvitie-leksikografii-anglijskogo-yazika.html
  • uchit.bystrickaya.ru/spravochnik-telefonov-stranica-3.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-3-analiticheskoe-obespechenie-upravleniya-proizvodstvennoj-organizaciej-rossijskij-gosudarstvennij.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sofiya-2005.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/plan-konspekt-org-moment-proverka-domashnego-zadaniya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/ispolzovanie-igrovih-priemov-pri-korrekcii-leksiko-grammaticheskih-narushenij-u-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-obshim-nedorazvitiem-rechi-3-urovnya-chast-8.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-enciklopedii-o-zemle-zhivaya-priroda-kluba-bumerang-dlya-zakaza-prosmotra-filma-i-polucheniya-dopolnitelnoj.html
  • studies.bystrickaya.ru/baza-dannih-strahovoj-kompanii.html
  • literature.bystrickaya.ru/deyatelnost-komitetov-i-komissij-gd-gosduma-rf-monitoring-smi-31-maya-2-iyunya-2008-g.html
  • letter.bystrickaya.ru/nauchno-prakticheskaya-konferenciya-po-monitoringu-zakonodatelstva-i-pravoprimeneniya-zasedanie-podsekcii-voprosi-ekologicheskogo-prava-25-iyunya-2010-goda-stranica-4.html
  • student.bystrickaya.ru/2-organizaciya-upravleniya-podchinennimi-v-guz-pnd-8-uz-vao-gmoskvi-rekomendacii-po-sovershenstvovaniyu-processa.html
  • occupation.bystrickaya.ru/moechnie-raboti-pravila-po-ohrane-truda-v-lesozagotovitelnom-derevoobrabativayushem-proizvodstvah-i-pri-provedenii.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dokumentaciya-ob-aukcione-dlya-provedeniya-otkritogo-aukciona-v-elektronnoj-forme-stranica-7.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pravit-arcah-hachen-v-srednie-veka-karabahskij-konflikt.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/videokurs-po-istorii-italyanskoj-kulturi-geometriya.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/statya-i-soderzhanie.html
  • esse.bystrickaya.ru/razvitie-gosudarstvenno-obshestvennoj-sostavlyayushej-upravleniya-uchrezhdeniem-osobennosti-obrazovatelnogo-processa.html
  • holiday.bystrickaya.ru/neologizmi-v-russkom-yazike-i-osobennosti-ih-perevoda-na-kitajskij-yazik.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/unas-segodnya-vtoroj-seminar-iz-osennego-cikla-podgotovki-k-predstoyashim-xii-chteniyam-pamyati-georgiya-petrovicha-shedrovickogo-dolgozhdannij-doklad-u-nas-segodnya-del.html
  • znanie.bystrickaya.ru/72-minimalnaya-dlina-pryamolinejnih-uchastkov-izmeritelnogo-truboprovoda-standart.html
  • composition.bystrickaya.ru/otrivok-iz-knigi-rodomir-vvedenie-v-slavyanskuyu-mifologiyu-drevnost-i-sovremennost.html
  • testyi.bystrickaya.ru/anatol-frans-kurs-1-semestr-2-pol-19v-gyustav-flober-madam-bovari.html
  • college.bystrickaya.ru/221-planovo-predupreditelnaya-sistema-tehnicheskogo-obsluzhivaniya-i-remonta-oborudovaniya-ugolnih-shaht.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-3-tipovaya-frazeologiya-radioobmena-dispetcherskih-pravila-frazeologii-radioobmena-pri-vipolnenii-poletov.html
  • books.bystrickaya.ru/chinovniki-i-politiki-v-den-znanij-otpravlyayutsya-v-shkoli-i-vuzi-grizlov-b-v-monitoring-smi-1-3-sentyabrya-2007-g.html
  • lesson.bystrickaya.ru/novie-grani-vechnogo-obraza-don-zhuana-v-odnoimennoj-komedii-molera.html
  • thesis.bystrickaya.ru/primechanie-skobkami-stranica-5.html
  • knigi.bystrickaya.ru/s-v-chemezova-uchastnikam-konferencii-sostoyanie-i-perspektivi-razvitiya-mashinostroitelnogo-kompleksa-rf-v-sovremennih-usloviyah-stranica-2.html
  • uchit.bystrickaya.ru/uchebnaya-literatura-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-teoriya-yazika-obshee-yazikoznanie-sostavitel-k.html
  • klass.bystrickaya.ru/audandi-hali-shiarmashilii-bajauin-tkzu-turali-azastan-respublikasindai-zherglkt-memlekettk-basaru-men-zn-z-basaru-turali.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnogo-otdeleniya-murmansk.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rossiya-vesti-nedeli-29052005-200000-press-sluzhba-frakcii-edinaya-rossiya-gosduma-rf.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-uchebnoj-disciplini-metallurgiya-legkih-metallov-napravlenie-150400-metallurgiya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/bankiri-smotryat-daleko-parlamentskaya-gazeta-antonov-sergej-06042006-51-str-1.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/posobie-imeet-uprazhneniya-postroennie-na-originalnom-yazikovom-materiale-i-napravlennie-na-zakreplenie-prakticheskih-i-perevodcheskih-navikov-70104-014.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.