.RU

§ 10. ЗАДАНИЯ К ОТРЫВКАМ ИЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ - Самостоятельная работа студента в процессе изучения историко-литературного...


§ 10. ЗАДАНИЯ К ОТРЫВКАМ ИЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

(Предлагаются дополнительным вопросом на курсовом экзамене)

Задание 1.

Мы встречались с тобой на закате,

Ты веслом рассекала залив.

Я любил твое белое платье,

Утонченность мечты разлюбив.

Были странны безмолвные встречи.

Впереди – на песчаной косе

Загорались вечерние свечи

Кто-то думал о бледной красе.

Приближений, сближений, сгораний –

Не приемлет лазурная тишь...

Мы встречались в вечернем тумане,

Где у берега рябь и камыш.

Ни тоски, ни любви, ни обиды,

Все померкло, прошло, отошло...

Белый стан, голоса панихиды

И твое золотое весло.

1. Место стихотворения в цикле. Характер лирического мироощущения, его “движение”.

2. Семантика символов.

Задание 2.

Вечереющий сумрак, поверь,

Мне напомнил неясный ответ.

Жду – внезапно отворится дверь,

Набежит исчезающий свет.

Словно бледные в прошлом мечты,

Мне лица сохранились черты

И отрывки неведомых слов,

Словно отклики прежних миров,

Где жила ты и, бледная, шла,

Под ресницами сумрак тая,

За тобою – живая ладья.

Словно белая лебедь, плыла,

За ладьей – огневые струи –

Беспокойные песни мои…

Им внимала задумчиво ты,

И лица сохранились черты,

И запомнилась бледная высь,

Где последние сны пронеслись.

В этой выси живу я, поверь,

Смутной памятью сумрачных лет,

Смутно помню – отворится дверь,

Набежит исчезающий свет.

1. Адресат стихотворения.

2. Система символов.

Задание 3.

Столько просьб у любимой всегда!

У разлюбленной просьб не бывает.

Как я рада, что нынче вода

Под бесцветным ледком замирает...

1. Своеобразие лирики поэта.

2. Анализ стихотворения.

Задание 4.

Тяжкий плотный занавес у входа,

За ночным окном – туман,

Что теперь твоя постылая свобода,

Страх познавший Дон Жуан?

Холодно и пусто в пышной спальне,

Слуги спят, и ночь глуха.

Из страны блаженной, незнакомой, дальней

Слышно пенье петуха...

1. Система оппозиций в стихотворении.

2. Время и пространство.

3. Семантика символов.

4. Фонетический уровень стихотворения.

Задание 5.

Вскрыла жилы: неостановимо,

Невосстановимо хлещет жизнь.

Подставляйте миски и тарелки!

Всякая тарелка будет – мелкой.

Миска – плоской.

Через край – и мимо –

В землю черную питать тростник.

Невозвратно, неостановимо,

Невосстановимо хлещет стих.

1. Смысл созвучий в стихотворении поэта.

2. Слово и его смысл в поэтическом тексте.

3. Почему слово “мимо” выделено (по воле автора)?

4. Поэт о стихии слова, энергии стиха.

5. Философское содержание стихотворения.

Задание 6.

Слышу:

тихо,

как больной, с кровати

спрыгнув нерв.

И вот –

сначала прошелся

едва-едва,

потом забегал,

взволнованный,

четкий.

Теперь и он и новые два

Мечутся отчаянной чечеткой.

Рухнула штукатурка в нижнем этаже.

Нервы –

большие,

маленькие,

многие –

скачут бешенные,

и уже

у нервов подкашиваются ноги!

1. Какое содержание несет отрывок, как выражено внутреннее состояние героя?

2. Какой образ в развитии любовного сюжета следует назвать кульминационным?

3. Особенности художественного приема поэта в данном отрывке.

Задание 7.

Вашу мысль,

мечтающую на размягченном мозгу,

как выжиревший лакей на засаленной кушетке,

буду дразнить об окровавленный сердца лоскут,

досыта изъиздеваюсь, нахальный и едкий,

у меня в душе ни одного седого волоса,

И старческий нежности нет в ней!...

  1. Назовите автора и произведение.

  2. Содержание метафор.

  3. Как передается в поэме внутреннее напряжение героя?

  4. Словотворчество поэта в произведении (приведите примеры).

Задание 8.

“ – умер, а книга осталась, и ее читают. Смотрит в нее человек глазами и говорит разные слова. А ты слушаешь и понимаешь: жили на свете люди – Пила, Сысойка, Апроська... И жалко тебе людей, хоть ты их никогда не видал и они тебе совсем – ничего! По улице они такие, может, десятками живые ходят, ты их видишь, а не знаешь про них ничего... И тебе нет до них дела... идут они и идут... А в книге тебе их жалко до того, что даже сердце щемит... Как это понимать?... А сочинитель так без награды и умер? Ничего ему не было?”

  1. Назовите рассказ М. Горького, отрывок из которого приведен.

  2. Как герой понимает человека, его положение?

  3. Социальные и психологические причины его трагедии.

  4. Чем интересен характер восприятия героем художественных произведений?

Задание 9.

“…Он кипел и вздрагивал от оскорбления, нанесенного ему этим молоденьким теленком, которого он во время разговора с ним презирал, а теперь сразу возненавидел за то, что у него такие чистые голубые глаза, здоровое загорелое лицо, короткие, крепкие руки, за то, что он имеет где-то там деревню, дом в ней, за то, что его приглашает в зятья зажиточный мужик, за всю его жизнь прошлую и будущую, а больше всего за то, что он, этот ребенок по сравнению с ним, ... смеет любить свободу, которой не знает цены и которая ему не нужна...

…^ Он чувствовал себя одиноким, вырванным и выброшенным навсегда из того порядка жизни, в котором вырабатывалась та кровь, что течет в его жилах”.

  1. Из какого произведения Горького этот отрывок?

  2. Как понимают герои свободу? Как Горький отвечает на вопросы нового читателя? Как им решается тема хозяина и работника?

  3. Как воспринял рассказ Н. Михайловский?

Задание 10.

“ – Смешные они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько, – он широко повел рукой на степь. – И все работают. Зачем? Кому? Никто не знает. Видишь, как человек пашет, и думаешь: вот он по капле с потом силы свои источит на землю, а потом ляжет в нее и сгниёт в ней. Ничего по нем не останется, ничего он не видит с своего поля и умирает, как родился, – дураком”.

  1. Назовите автора и его произведение.

  2. Позиция героя в его споре с оппонентом.

  3. Проблематика раннего творчества писателя.

Задание 11.

“Вдруг ей вспомнилась картина, которую она видела однажды во дни юности своей: в старом парке господ Заусайловых был большой пруд, густо заросший кувшинками. В серый день осени она шла мимо пруда и увидала лодку. Пруд был темен, покоен, и лодка была точно приклеена к черной воде, грустно украшенной желтыми листьями. Глубокой печалью. неведомым горем веяло от этой лодки без гребца и весел. одинокой, неподвижной на матовой воде среди умерших листьев. Мать долго стояла тогда на берегу пруда, думая – кто это оттолкнул лодку от берега, зачем? Вечером того дня узнали, что в пруду утопилась жена приказчика Заусайловых, маленькая женщина с черными. всегда растрепанными волосами и быстрой походкой”.

  1. Назовите автора и произведение.

  2. Какую способность героини подчеркивает писатель через это воспоминание о чужой жизни?

  3. Место отрывка в сюжете произведения.

  4. Что лежит в основе нового взгляда на мир и человека?

Задание 12.

“А для лучшего люди-то живут, милачок! Вот, скажем, живут столяры и все – хлам-народ... И вот от них рождается столяр... Такой столяр, какого подобного и не видала земля, – всех превысил, и нет ему во столярах равного. Всему он столярному делу свой облик дает... и сразу дело на двадцать лет вперед двигает... Так же и все другие... слесаря, там... сапожники и прочие рабочие люди... и все крестьяне... и даже господа – для лучшего живут! Всяк думает, что для себя проживает, ан выходит, что для лучшего! По сту лет... а может, и больше – для лучшего человека живут!...

... Потому-то всякого человека и уважать надо... Неизвестно ведь нам, кто он такой, зачем родился и чего сделать может... может, он родился-то на счастье нам... для большой нам пользы?... Особливо же деток надо уважать... ребятишек! Ребятишкам – простор надобен! Деткам-то жить не мешайте...Деток уважьте!”

  1. Назовите автора и произведение.

  2. Кому принадлежат эти слова и кто их произносит?

  3. Как объясняют героя эти его рассуждения и каково отношение к нему автора?

Задание 13.

“ – Пропала жизнь, братушка! Была у меня, понимаешь, стряпуха немая, подарил я ей, дуре, платок заграничный, а она взяла да и истаскала его наизнанку... Понимаешь? От дури да от жадности. Жалко налицо по будням носить, – праздника, мол, дождусь, – а пришел праздник – лохмотья одни остались... Так вот и я с жизнью-то своей. Истинно так!”

  1. Как объясняют героя эти слова?

  2. Созерцатели и деятели в повести.

  3. Проблема хозяина и работника в произведении.

Задание 14.

“Сухой, невысокий, неладно скроенный, но крепко сшитый, он сидел в золотисто-жемчужном сиянии этого чертога за бутылкой вина, за бокалами и бокальчиками тончайшего стекла, за кудрявым букетом гиацинтов. Нечто монгольское было в его желтоватом лице с подстриженными серебряными усами, золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью – крепкая лысая голова”.

  1. Автор и его произведение.

  2. Своеобразие портрета, его функция.

Задание 15.

“...Пальцы его на миг ощутили прикосновение чего-то живого, пушистого, как бархат, и такого нежного и слабого, что пальцы сделались как будто чужими и тоже нежными. И так, вытянув шеи, бессознательно озаряясь улыбкой странного счастья, стояли они, вор, проститутка и одинокий, погибший человек, и эта маленькая жизнь, слабая, как огонек в степи, смутно звала их куда-то и что-то обещала, красивое, светлое и бессмертное. И гордо глядела на них счастливая мать, а вверху, от низкого потолка, тяжелой, каменной громадой подымался дом, и в высоких комнатах его бродили богатые, скучающие люди”.

  1. Назовите автора и его произведение.

  2. Своеобразие стиля, идейное содержание произведения.

Задание 16.

“Ему было четыре года, но он еще не начал ходить и умел говорить одно слово: “дай”: был зол и требователен, и, если чего-нибудь не давали, громко кричал злым животным криком и тянул вперед руки с хищно скрюченными пальцами...

И был отвратителен и страшен его вид: на узеньких, совсем еще детских плечах сидел маленький череп с огромным, неподвижным и широким лицом, как у взрослого. Что-то тревожное и пугающее было в этом диком несоответствии между головой и телом, и казалось, что ребенок надел зачем-то огромную и страшную маску...”

  1. Место отрывка в сюжете произведения.

  2. Различные аспекты темы рока.

  3. Своеобразие реализма писателя.

Задание 17.

Анатэма. ... (Обращаясь к Некоему, ограждающему входы, развязно). Ты не знаешь ли Давида Лейзера?... Это его я выиграл сейчас в кости – ты видел: шесть, восемь, двадцать... и он мне понравился. Глупый, но честный человек, и если его хорошенько просмолить и зажечь, то выйдет недурной факел для моего праздника... Никто не знает Давида Лейзера, а я сделаю его могущественным и великим – очень возможно, что даже бессмертным я сделаю его. Ты не веришь? Никто не верит мудрому Анатэме, даже говорящему правду, – а кто же любит правду больше, нежели Анатэма?...

  1. Смысл и цель эксперимента Анатэмы, его итоги.

  2. Нравственно-философское содержание пьесы.

Задание 18.

“ – О, если бы ты мог ненавидеть! Если бы ты не был так труслив и малодушен!... Ты слышишь. как поют дураки во всем мире? Это они заряжают пушки. Умному только надо приложить огонь к затравке, ты понимаешь? Ты можешь спокойно смотреть, как за тоненькой перегородкой лежат рядом блаженствующий теленок – и голодная змея? Я не могу. Я должен пробуравить маленькое отверстие, маленькое отверстие... остальное они сделают сами. Ты знаешь, что от соединения правды с ложью получается взрыв? Я хочу соединять. Я ничего не буду делать сам: я только кончу их работу. Ты слышишь, как они весело поют? Я заставлю их плясать! Пойдем со мною, товарищ! Ты хотел какой-то игры – мы дадим необыкновенный спектакль! Мы приведем в движение всю землю, и миллионы марионеток послушно запрыгают по нашему приказу: ты еще не знаешь, как они талантливы и послушны, это будет превосходная игра, ты получишь огромное удовольствие...”

  1. Произведение в контексте нравственно-философских исканий писателя.

  2. Герои, смысл их спора.

  3. В чем суть эксперимента (посмотреть на человека глазами того, кто человеком не является)?

Задание 19.

" … однажды, на большой перемене, гуляя по гимназическому саду, Оля Мещерская быстро, быстро говорила своей любимой подруге, полной, высокой Субботиной:

– Я в одной папиной книге, – у него много старинных, смешных книг, – прочла, какая красота должна быть у женщины… Там, понимаешь, столько насказано, что всего не упомнишь: ну, конечно, черные, кипящие смолой глаза, – ей богу, так и написано: кипящие смолой! – черные, как ночь, ресницы, нежно играющий румянец, тонкий стан, длинные обыкновенного! – маленькая ножка, в меру большая грудь, правильно округленная икра, колена цвета раковины, покатые плечи, – я много почти наизусть выучила, так все это верно! – но главное, знаешь ли что? – Легкое дыхание! А ведь оно у меня есть, – ты послушай, как я вздыхаю, – ведь правда, есть?

Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре."

  1. Автор и название произведения.

  2. Место отрывка в сюжете рассказа.

  3. Концепция любви в творчестве писателя.

  4. Своеобразие прозы и стиля художника.

Задание 20.

Век мой, зверь мой, кто сумеет

Заглянуть в твои зрачки

И своею кровью склеит

Двух столетий позвонки?

Кровь-строительница хлещет

Горлом из земных вещей,

Захребетник лишь трепещет

На пороге новых дней…


Чтобы вырвать век из плена,

Чтобы новый мир начать,

Узловатых дней колена

Нужно флейтою связать.

Это век волну колышет

Человеческой тоской,

И в траве гадюка дышит

Мерой века золотой.


И еще набухнут почки,

Брызнет зелени побег,

Но разбит твой позвоночник,

Мой прекрасный жалкий век…


Льется, льется безразличье

На смертельный твой ушиб.

  1. Автор и время написания стихотворения.

  2. Как осмысляется поэтом время. Обратите внимание на смысл подчеркнутого в поэтическом тексте.

  3. Какова система оппозиций, функция природы и культуры?

Задание 21.

Только змеи сбрасывают кожи,

Чтоб душа старела и росла.

Мы, увы, со змеями не схожи,

Мы меняем души, не тела.


Память, ты рукою великанши

Жизнь ведешь, как под уздцы коня,

Ты расскажешь мне о тех, что раньше

В этом теле жили до меня…


Я люблю избранника свободы,

Мореплавателя и стрелка,

Ах, ему так звонко пели воды

И завидовали облака…


Предо мной предстанет, мне неведом,

Путник, скрыв лицо; но все пойму,

Видя льва, стремящегося следом,

И орла, летящего к нему.


Крикну я… но разве кто поможет,

Чтоб моя душа не умерла?

Только змеи сбрасывают кожи,

Мы меняем души, не тела.

  1. Автор и название стихотворения, цикла.

  2. Исповедь героя о своем прошлом ("о тех, что раньше

В этом теле жили до меня").

  1. Проблематика и своеобразие стиха поэта.

Задание 22.

Это шествуют творяне,

Заменивши Д на Т,

Ладомира соборяне

С Трудомиром на шесте.

Это Разина мятеж,

Долетев до неба Невского,

Увлекает и чертеж

И пространство Лобачевского…


Туда, к мировому здоровью,

Наполнимте солнцем глаголы,

Перуном плывут по Днепровью,

Как падшие боги, престолы.

Лети, созвездье человечье,

Все дальше, далее в простор,

И перелет земли наречья

В единый смертных разговор…


Наш клич пролетит по звезде!

Язык любви над миром носится

И Песня песней в небо просится.

Морей пространства голубые

В себя заглянут, как в глазницы,

И в чертежах прочту судьбы я,

Как блещут алые зарницы…

  1. Автор и название произведения, из которого приведен фрагмент.

  2. Прошлое, настоящее и будущее в художественном сознании поэта.

  3. Словотворчество поэта.


§ 11. ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ 


  1. Проблема “Восток-Запад” в русской литературе начала ХХ века.

  2. В. Соловьев и символисты.

  3. Книга лирики И. Анненского "Кипарисовый ларец": художественная система.

  4. Природа и творчество в поэзии И. Анненского.

  5. В. Брюсов как теоретик символизма и поэт-символист.

  6. Смыслообразующее содержание образа и мотива сна в лирике А. Блока и М. Цветаевой.

  7. Символика цвета в лирике А. Блока.

  8. “Вольные мысли” в контексте “трилогии вочеловечения”
    А. Блока.

  9. Ф. Достоевский и А. Блок.

  10. Поэты и писатели начала ХХ века о русских классиках ХIХ века (В. Соловьев, Д. Мережковский, В. Розанов, М. Цветаева и др.).

  11. Д. Мережковский – поэт и прозаик, историк и литературовед.

  12. Слово в творчестве поэтов-символистов, акмеистов, футуристов.

  13. А. Блок в творчестве М. Цветаевой.

  14. А. Пушкин М. Цветаевой.

  15. М. Цветаева – Б. Пастернак: диалог поэтов.

  16. Герой и его мир в цикле “Стихи к Блоку” М. Цветаевой.

  17. А. Ахматова – М. Цветаева: диалог поэтов.

  18. Петербург в творчестве А. Белого.

  19. Петербург в произведениях русских писателей и поэтов начала ХХ века.

  20. “Листопад” Ивана Бунина: мир природы и лирического героя.

  21. Тема памяти в романе И. Бунина “Жизнь Арсеньева”.

  22. Россия в ее прошлом, настоящем и будущем в “Чистом понедельнике” И. Бунина.

  23. Особенности повествования в повести И. Бунина “Суходол”.

  24. Философское содержание рассказов И. Бунина “Братья”, “Господин из Сан-Франциско”, “Молодость и старость”.

  25. Проблема жизни и смерти в творчестве И. Бунина в контексте его философии времени.

  26. И. Шмелев и Ф. Достоевский.

  27. Детское и народное мировосприятие в автобиографических произведениях И. Шмелева “Лето Господне” и “Богомолье”.

  28. Космос Максимилиана Волошина.

  29. Осип Мандельштам о слове, культуре.

  30. Концепция искусства Осипа Мандельштама.

  31. Библейские образы и мотивы в лирике Анны Ахматовой.

  32. Психологизм лирики А. Ахматовой, ее художественное своеобразие.

  33. Языческие и христианские образы в творчестве С. Городецкого.

  34. От Евангелия к философии истории (“Иуда Искариот” и другие произведения Л. Андреева).

  35. Эксперимент Л. Андреева над человеком (“Иуда Искариот”, “Анатэма”, “Дневник Сатаны” и др.).

  36. “Дневник Сатаны” в творчестве Л. Андреева.

  37. Художественная проза Б. Зайцева.

  38. Герой Ф. Сологуба (“Мелкий бес”).

  39. Проблема человеческого единения в творчестве А.М. Горького 1890–1900-х годов.

  40. Тема хозяина и работника в творчестве Л.Н. Толстого и А.М. Горького.

  41. "Несвоевременные мысли" А.М Горького в контексте его творчества.

  42. Восток в творчестве Н. Гумилева.

  43. А. Блок и музыка.

  44. Футуристы и живопись.

  45. Идеал человека в художественном и научном сознании Велимира Хлебникова.

  46. Бунт вещей города и мироощущение героя В. Хлебникова в поэме "Журавль".

  47. Функция мифологических образов в творчестве В. Хлебникова 1912 года ("Гибель Атлантиды", "Вила и Леший", "Шаман и Венера").

  48. Герой дооктябрьской лирики В. Маяковского.

  49. Связь с символизмом и импрессионистские способы изобразительности в поэтических и прозаических произведениях Елены Гуро.

  50. Маяковский и Е. Гуро.

  51. Ирония как выражение авторской позиции в творчестве Ф. Сологуба.

  52. Литературные и фольклорные реминисценции в романе Ф. Сологуба "Мелкий бес".

  53. Трагизм человеческой мысли и его художественное воплощение в творчестве Ф. Сологуба ("Мелкий бес", "Давно стараюсь, и напрасно…", "Лихо", "Недотыкомка" и др.).

  54. Смыслообразующая функция сна в творчестве А. Ремизова.



§ 12. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

Несколько предварительных, но обязательных замечаний, которые касаются своеобразия предмета исследования. По Ю.М.Лотману, стихотворение представляет сложно организованный смысл (вспомним тыняновское о "тесноте стихового ряда"), и его чтение включает нас в процесс нарастающего смыслопорождения, в активное читательское сотворчество при непременном условии, о котором сказал А. Блок: "лирика ничего не дает людям. Люди приходят и берут." А мы добавим: если могут.

В поэтическом тексте как в системе нет ничего случайного и ненужного, потому-то все в нем требует вдумчивого подхода и постижения: от звуковой организации, лексики, смысла заглавия, детали, цвета до своеобразия художественного времени и пространства. Поэзия – преодоление языка в его лингвистической конкретности. Множество неожиданных смыслов обретает слово (вне общесловарного значения) в поэтическом тексте в окружении с другими словами. Например, розовый конь в стихотворении С. Есенина, прохожий у М. Цветаевой. Теория литературы – не самоцель, а только средство, точнее, инструмент познания литературы как вида искусства, постижения художественного текста. Студент, работающий над курсовым и дипломным сочинением, должен развивать в себе качества исследователя, формируя навыки исследовательского, творческого труда. При этом не исключается возможность научного открытия, хотя названные выше работы осуществляются в рамках учебного исследования. Здесь возможны три варианта:

  1. самостоятельный исследовательский труд приводит к открытию, которое в науке уже сделано, что порой приводит студента к разочарованию и в то же время к удовлетворению: я сам решил, я сам открыл;

  2. действительно совершил открытие (такого рода примеров в истории науки немало);

  3. осуществил постановку новой проблемы, что для науки немаловажно.

Для исследовательской деятельности студента-филолога чрезвычайно значимо понимание специфической природы предмета изучения – природы литературного произведения как художественной реальности. Любая наука возникает в диалоге, а наша, литературоведческая, тем более, поскольку мы имеем дело с искусством слова, с явлениями культуры, а культура по сути своей диалогична. По М. Бахтину, чужие сознания нужно не созерцать, а диалогически с ними общаться.

В. Тюпа13 выделяет 5 уровней научного познания:

  1. фиксация,

  2. систематизация,

  3. идентификация,

  4. объяснение,

  5. концептуализация.

При этом отталкиваясь от специфики и природы науки о литературе, отметим как составную анализа, исследования читательское восприятие и сотворчество и в связи с этим актуализацию новых пластов содержания произведения как "вечного текста" с "текучим содержанием" и "текучего текста" с "вечным содержанием" (Д.С. Лихачев)

Выпускник филологического факультета должен обладать не только солидным запасом знаний, но и владеть методологией и методикой научного труда; верно определять проблематику работы, вдумчиво и основательно работать с источниками и научной литературой, глубоко и всесторонне анализировать явления истории литературы, добиваться ясности и четкости в изложении результатов самостоятельного исследования.

Работая над курсовым (дипломным) сочинением, студент и приобретает, и углубляет навыки научно-исследовательской деятельности.

Нередко студент упрощенно представляет задачи, смысл, методику и результаты учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы, ограничивается в лучшем случае отбором материала по теме, представляя компиляцию, в худшем –переписыванием готовых знаний, чужой точки зрения на проблему, часто без ссылки на автора. При таком подходе к делу не вырабатывается собственный взгляд на предмет исследования, не развивается способность к самостоятельному, научному труду, не формируются навыки анализа художественного текста, научной литературы. Порой студент, выполняющий курсовую работу, увлекается сообщением различных фактов о жизни и творчестве писателя. Автор должен привлекать только те факты, которые необходимы для раскрытия конкретно сформулированной темы.

^ Выбор темы курсовой работы осуществляется студентом самостоятельно, она может быть предложена и самим студентом. Окончательная формулировка темы определяется в индивидуальной беседе с научным руководителем, который дает рекомендации по задачам, содержанию, методам исследования, предлагает библиографию по теме. Работа выполняется студентом в течение длительного времени, сопровождается индивидуальными консультациями научного руководителя, представлением итогов исследования, выступлением с докладом на студенческой научной конференции.

Прежде чем начать работу по сбору материала, студент получает консультацию о различных типах изданий текстов, справочников, библиографических указателей.

^ Типы издания художественных текстов: избранные, полные, академические. Научным целям отвечают прежде всего академические: в них публикуются не только точные, выверенные тексты законченных произведений, но и их черновые редакции, варианты, планы, наброски; даются подробные комментарии к каждому произведению.

Только вдумчивое чтение текста может быть и условием его понимания, и началом исследования, и его процессом. Самостоятельные наблюдения, сопоставления, выводы должны непременно систематизироваться.

Ассоциации, наблюдения, суждения, догадки, возникающие в процессе чтения, лучше записывать на отдельных листочках (только на одной стороне) или карточках, ибо некоторые из них, возникая в сознании на мгновение, затем забываются, а записанные, они могут помочь смоделировать более четкую и полную картину сначала читательского восприятия, а затем видения и понимания текста, делая развернутым скрытое содержание его.

На занятиях самых разных студент приобщается к культуре работы с научной литературой, библиографической культуре. Он должен знать, что при конспектировании, цитировании необходимы точные выходные книги, статьи, нужны точные ссылки на источники. При этом студент руководствуется и этикой (непременно сослаться на автора, чья мысль, точка зрения приводится в работе), и тем, что может возникнуть желание вновь обратиться к этим источникам. Небрежность в ссылках, в цитировании становится причиной непродуктивных затрат времени и труда.

Приведение в систему записей своих наблюдений, мыслей, появившихся в процессе работы над художественным текстом, научной литературой, облегчает осмысление материала, стимулирует выработку самостоятельной позиции автора курсового сочинения, системного, концептуального подхода к предмету исследования.

После завершения работы и ее оформления студент приглашается научным руководителем на собеседование, а затем на защиту курсового сочинения, которое становится серьезным этапом для дипломного исследования.

Лучшие курсовые работы могут быть рекомендованы:

а) как доклады на студенческую научную конференцию,

б) на конкурс студенческих работ,

в) как материал для урока на педагогической практике,

г) для продолжения в качестве дипломного исследования,

д) для печати.

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 4

§ 1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ в. (1890 – 1920-е гг.)» 8

§ 2. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ 14

§ 3. ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ, СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ 17

^ ПРОГРАММА ЧТЕНИЯ ПО КУРСУ 26

“РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА (1890–1920-е гг.)” 26

§ 5. УЧЕБНАЯ И НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА К КУРСУ “РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА” 29

§ 6. ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ 42

§ 7. ТЕМЫ ДЛЯ ДЛИТЕЛЬНОГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ 43

§ 8. ТРЕБОВАНИЯ К ОТВЕТУ СТУДЕНТА НА ЭКЗАМЕНЕ 45

§ 9. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ 47

§ 10. ЗАДАНИЯ К ОТРЫВКАМ ИЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 51

(Предлагаются дополнительным вопросом на курсовом экзамене) 51

§ 11. ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ 61

§ 12. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ 64




1 См.: Лихачев Д.С. Литература – Реальность – Литература. – Л.: Сов.писатель, 1981. – С.190.

2 См.: М.Цветаева. Поэт о критике, 1926 // М.Цветаева. Об искусстве. – М.: Искусство, 1991. – С. 50–51.

3 Степун Ф. Встречи.– Мюнхен, 1962.– С. 101–102.

4 Бердяев Н. Самопознание (опыт философской автобиографии). – М.: Междунар. отнош., 1999. С. 129.

 Попутно заметив, что именно Ю. Тынянов ввел в 20-е годы XX в. в научный оборот понятие лирического героя, в связи с анализом лирики А. Блока. (См. главу «Блок» в названной далее книге Ю. Тынянова. С. 118 – 123).

5 Тынянов Ю. Поэтика. История литературы. Кино. – М.: Наука, 1977. С. 169.

6 Лайош Нирё. Единство и несходство теории авангарда // От мифа к литературе.– М.: Изд-во Российск. ун-та, 1993.– С. 322.

7 Маковский С. На Парнас Серебряного века. – М.: Наш дом, Екатеринбург: У-Фак-тория, 2000. С. 10.

8 Эткинд Е. Там, внутри. О русской поэзии XX века: Очерки.– СПб: Максима, 1997.– С. 15.

9 Там же. С. 16.

10 О. Мандельштам. Слово и культура.– М.: СП, 1987.– С. 58.

11 См.: И. Бродский. О Марине Цветаевой. Поэт и проза // Новый мир,1991.– № 2 – С.151.

12 Осип Мандельштам. Выпад // Осип Мандельштам. Сочинения: В 2 т.– Т. 2: Проза /Сост. и подгот. текста С. Аверинцева и П. Нерлера.– М.: Худ. лит., 1990.– С. 211.

 Примечание: По другим специальностям филологического факультета распределение часов иное; концепция курса, задачи образования и развития студента остаются доминантными, небольшие изменения связаны с отбором материала, его содержанием, характером аттестации (зачет, экзамен).

 Для самостоятельного изучения предлагаются темы: творчество И. Анненского, М. Волошина, Н. Гумилева, Б. Пастернака, К. Бальмонта, И. Северянина, З.Гиппиус, Ф. Сологуба, А. Белого, философов В. Соловьева, Н. Бердяева. Это не значит, что одна из этих тем не станет темой монографического изучения на лекции, т.е. в предлагаемую программу вносятся изменения с учетом уровня подготовки студентов разных отделений, их читательских интересов и читательского восприятия.

 Примечание: Занятия по данной теме готовятся с самого начала изучения курса, форму проведения, отбор материала и др. определяют сами студенты.

Работы по творчеству поэтов см. по персоналиям в настоящей программе.


 Окончательная формулировка темы уточняется, определяется, предлагается самим студентом в процессе изучения, результаты исследования оформляются письменно и защищаются на курсовом экзамене как спецвопрос., на занятии, на студенческой научной конференции, могут перерасти в дипломную работу.

 Темы уточняются в индивидуальной работе со студентами, предлагаются не только научным руководителем, но и самими студентами.

 Автора предлагаемого учебно-методического пособия покорило емкое и точное определение художественного образа, которое дал Ю.М. Лотман в одной из лекций в Ленинграде: "Художественный образ – это устройство, постоянно порождающее новые смыслы".

13 Тюпа В. Аналитика художественного. Введение в литературоведческий анализ. – М.: Лабиринт РГГУ, 2001. С. 5 – 7.




-3-rassledovanie-narusheniya-pravil-ekspluatacii-evm-ih-sistemi-ili-seti-kriminalistika-uchebnik.html
-3-razvitie-rost-evolyuciya-i-involyuciya-ponyatie-samoaktualizaciya-v-psihologii.html
-3-regionalni-ikonomicheski-komisii-na-oon-mezhdunarodna-e-trgoviyata-koyato-se-izvrshva-mezhdu-trgovci-imashi.html
-3-rossijskaya-imperiya-vo-vtoroj-polovine-xviii-v-istoriya-otechestva.html
-3-shkola-vzroslih-i-detskaya-shkola-v-obshem-socialno-obrazovatelnom-prostranstve.html
-3-sintaksicheskaya-sochetaemost-glagolov-v-perenosno-obraznom-znachenii.html
  • student.bystrickaya.ru/1-pravovie-osnovi-deyatelnosti-kontrolnih-i-nadzornih-organov-byudzhetnij-kodeks-rf-polozhenie-o-federalnoj-sluzhbe-finansovo-byudzhetnogo-nadzora-i-drugie-normativnie-akti.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-prednaznacheno-dlya-studentov-elektricheskih-i-neelektricheskih-specialnostej-dlya-vipolneniya-raschetno-graficheskih-rabot-i-primeneniya-vo-vremya-prakticheskih-zanyatii-po-discipline-elektrotehnika.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-i3-obrazci-form-i-dokumentov-dlya-zapolneniya-uchastnikami-na-pravo-zaklyucheniya-municipalnih-kontraktov.html
  • essay.bystrickaya.ru/deyatelnost-komitetov-i-komissij-gd-gosduma-rf-monitoring-smi-2-marta-2006-g.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sergej-mironov-otkazalsya-bit-mladshim-bratom-isaeva-gosduma-rf-monitoring-smi-11-oktyabrya-2006-g.html
  • literatura.bystrickaya.ru/russkaya-rech-chistota-poryadka-o-nuzhnih-i-nenuzhnih-planah-k-tekstu.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-stavke-kuznecov-n-g-kursom-k-pobede.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-po-lotu-14-dokumentaciya-ob-aukcione-sovmestnie-torgi-dlya-provedeniya-otkritogo-aukciona.html
  • uchit.bystrickaya.ru/svedeniya-o-razmere-i-ob-istochnikah-dohodov-imushestve-prinadlezhashem-kandidatam-na-prave-sobstvennosti-o-vkladah-v-bankah-cennih-bumagah-stranica-7.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/kompaniya-uoterstouns-zarubezhnaya-knizhnaya-torgovlya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/13-effekti-realizacii-napravleniya-doklad-o-realizacii-nacionalnoj-obrazovatelnoj-iniciativi-nasha-novaya-shkola.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vneshnij-rossijskij-dolg-struktura-i-dinamika.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/press-releaseru-22012010-npf-renessans-zhizn-i-pensii-prinyat-v-chleni-nacionalnoj-associacii-negosudarstvennih-pensionnih-fondov.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sistemnie-funkcii-vvoda-vivoda-programmirovanie-v-srede-1spredpriyatie.html
  • desk.bystrickaya.ru/planirovka-rabochego-mesta-i-ee-vidi-i-m-vashko-organizaciya-i-ohrana-truda.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/poletta-lestafe-vovse-ne-vizhila-iz-uma-kak-polagali-okruzhayushie-i-uzh-konechno-razlichala-dni-nedeli-a-chto-eshe-ej-ostavalos-delat-v-etoj-zhizni-schitat-dni-stranica-8.html
  • institut.bystrickaya.ru/tehnika-kontaktiruet-s-narodom-70-i-eshe-5-let-v-stroyu.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kursi-seminari-aktualnie-voprosi-tehnicheskogo-obsluzhivaniya-i-remonta-promishlennogo-oborudovaniya.html
  • testyi.bystrickaya.ru/agentstvom-po-zhkh-tuvi-otkrita-goryachaya-liniya-dlya-sbora-informacii-ot-zhitelej-informacionnoe-agentstvo-tuvaonline-29122011.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-magistrantov-napravleniya-menedzhment-magisterskoj-programmi-gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-religiya-i-nevroz-stranica-16.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-speckursa-dlya-magistrantov-otdeleniya-russkaya-filologiya.html
  • urok.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-k-diplomnoj-rabote-030503-04-000000-191-pz-stranica-2.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-4-glava-8-grazhdanskogo-processualnogo-kodeksa-kodeks-ukraini-o-nedrah.html
  • exam.bystrickaya.ru/variant-biletov-po-logistike-chast-4.html
  • testyi.bystrickaya.ru/54-problemi-funkcionirovaniya-torgovoj-deyatelnosti-doklad-o-sostoyanii-konkurencii-v-rossijskoj-federacii.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-4-pobedi-tretego-rejha-alternativnaya-istoriya-vtoroj-mirovoj-vojni.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-nalogovoe-pravo-stranica-3.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-chetirnadcataya-polne-tochno-a-imenno-v-pervij-ponedelnik-fevralya-mesyaca-1420-goda-posle-svyatoj-sholastiki.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vreferate-opisani-nekotorie-faktori-vliyayushie-i-povishayushie-osteointegraciyu-stomatologicheskih-implantantov.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zasedanie-mezhvedomstvennoj-komissii-po-ohrane-truda-04-marta-2010-g.html
  • books.bystrickaya.ru/dokumentaciya-na-provedenie-otkritogo-aukciona-v-elektronnoj-forme-na-postavku-uchebnikov-dlya-municipalnih-byudzhetnih-obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij-goroda-torzhka.html
  • assessments.bystrickaya.ru/biznes-plan-i-ego-znachenie-dlya-firmi-chast-3.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/soderzhanie-uvazhaemij-kollega-3-ot-avtora-11-prospekt-kursa.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-raboti-biblioteki-mbou-urazovskij-licej-na-2015-2016-uchebnij-god-kontrolnie-pokazateli.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.