.RU

§ 13. К. Ясперс - Спиркин А. Г. Философия: Учебник. 2-е изд


^ § 13. К. Ясперс

Карл Ясперс (1883-1969) - выдающийся немецкий философ, психолог и психиатр, один из основателей экзистенциализма. Для него идею "философской совестливости" символизировали. Кант, а идею удивительной широты кругозора - И.В. Гете, хотя в самом начале своего философского пути он испытывал интеллектуальное переживание выброшенности из кантовско-гетевского "культурного рая". Ясперс решительно отмежевался от рационалистической традиции в философии, связанной с Р. Декартом, И. Кантом и Г. Гегелем, отрицал возможность развития философии как науки. Настоящая философия, по Ясперсу, - это прежде всего сам процесс философствования. Таким образом, он делает акцент на принципиальной незавершенности и тем самым на открытости процесса философского размышления, в котором вопросы преобладают над ответами: истинное философствование как раз и состоит в поисках. В этом отношении Ясперс близок таким мыслителям, как С. Кьеркегор и Ф. Ницше: они не занимались систематической философией, т.е. не стремились привести свои философские воззрения в систему. Для Ясперса идея философствования означает и меньше, и больше, чем философия как система целостного мировоззрения. Меньше в том смысле, что она связана с определенным "творческим ослаблением": в наше бурное время уже нет той духовной мощи, которая позволяла, например, Платону, Аристотелю, Спинозе, Гегелю и др. возводить стройные мировоззренческие системы из абсолютизированной "изначальности" (эйдосы, абсолютный дух), поэтому нам должно довольствоваться лишь фрагментарными прозрениями. А больше потому, что философствованию свойственна жизненность "экзистенциального высветления" проблем бегущего времени: только философствование дает нам шанс как-то осмыслить наполненное "бедственностью" и "неизбывной заботой" наше существование. Дело в том, что под существованием имеется в виду прежде всего духовное бытие личности, ее сознание. "Существование есть сознание, - писал Ясперс, - и я существую как сознание... Анализировать существование значит анализировать сознание" [1]. Ясперс полагал, что философию нельзя ограничить, как науку, строгими рамками определенного предмета и метода. История философии, в отличие от истории науки, - это не процесс приращения знаний, поскольку каждое крупное философское учение, подобно произведению искусства, уникально. (Правда, в истории философии происходит приращение категорий и методов, а сходство с историей религии заключается в последовательном выражении разных позиций веры.) Философия призвана дать лишь некоторые ориентиры для поведения человека в мире, "осветить" экзистенцию и приблизить человека к трансценденции, помочь совершить скачок к "безусловному бытию", которое непостижимо для научного познания, но имманентно присуще сознанию.


1 Jaspers R. Philosophie. Berlin, 1956. Bd. 1. S. 7.


Философствование, по Ясперсу, предполагает тройственное членение, что соответствует такому же членению бытия. Первый уровень членения бытия - предметное бытие ("бытие-в-мире"), или "существование". Это внешний уровень бытия. Перед его лицом философствование достигает лишь "ориентации-в-мире", по существу это и есть экзистенция; она составляет бытийное ядро личности. Экзистенция с особой силой открывается человеку в пограничных ситуациях: в состоянии тяжкого страдания, смертельной болезни, острого ощущения вины и т.п. В эти моменты человек остро испытывает чувство тревоги, осознание хрупкости и конечности своего существования. Именно тогда человек может открыть для себя трансцендентный мир; его существование, таинственным образом связанное со своим собственным, освещает новым смыслом и человеческую экзистенцию. Второй уровень членения бытия - это озарение, прояснение экзистенции, осознание души. И наконец, третий уровень - чтение шифров трансценденции являет собой глубинную задачу философствования, связанную с осознанием Бога. По Ясперсу, для философствования основную ценность представляют понятия метафизики, именно они выражают поиски смысла бытия философской мыслью. Итогом философствования выступает философская вера, и если религиозная вера основана на откровении, то философская является результатом размышления.


Ясперс стремился доказать, что духовный прогресс человечества, в том числе и связанный с демифологизацией, не ведет к утрате смысла нашего бытия, но только при условии существования особого бытия, трансцендентного мысли. При этом даже скептицизм, высвечивая границы знания, указывает вместе с тем не на ничто, а на нечто сущее, но непостижимое; оно выступает как предмет незнания и, стало быть, веры, которая отличается от религиозной, в частности от христианской, тем, что должна быть значима для всех людей, поскольку основывается не на откровении, а на опыте, доступном любому человеку. По Ясперсу, вера не противостоит разуму, а существует в единстве с ним, и ее нельзя рассматривать как нечто иррациональное. Допущение полярности рационального и иррационального лишь запутывает проблему экзистенции. Основой веры не может быть то, что в своей сущности только иррационально. Для веры мыслящего человека, человека философствующего, характерно то, что она существует только в союзе со знанием: она хочет знать то, что познаваемо, и понять самое себя. Таким образом, незнание выступает не просто как своего рода субъективный свидетель наличия таинственного вида бытия, именуемого транс-ценденцией. Философская вера потому и вера, что трансцендентное не может быть доказано рациональными доводами, но она потому и философия, что все же предполагает именно какое-то знание о трансцендентном, которое косвенно подтверждается хотя бы отрицательными аргументами. Следовательно, скептическое незнание вместе с тем есть своего рода знание о существовании особого рода бытия. Трансценденция - это таинственный предмет, по отношению к которому вера и знание оказываются слиянными. Философская вера находится как бы на границе между религиозной верой и научным знанием. Она может рассматриваться как своего рода "прафеномен и религии, и науки".


Однако философствование о вере не может быть знанием, ибо она необъективируема, а представляет собой только выявление экзистенции, а это есть именно мышление, а не просто эмоционально-психологический феномен. Но такое мышление по самой своей сути неадекватно: оно принуждено осуществлять себя в словах, направляя свою интуицию на то, что " за ними ". Ясперс различает два вида мышления: философское, которое устремлено "за явления" и может рассчитывать лишь на "удовлетворенность", и рациональное (научное) мышление, устремленное на сами явления и вырабатывающее знания. Настаивая на принципиальном различии между ними, Ясперс никоим образом не отрицает ценности знания: оно необходимо и для помощи "высветляющему мышлению".


Экзистенция релятивирует и в смысловом отношении ограничивает вещное "бытие-в-мире". Но и сама экзистенция существенным образом ограничена, причем эта ее ограниченность (в отличие от эмпирической ограниченности человеческих знаний, сил и возможностей) не только не негативна, но и содержательно-позитивна и потому не может быть от нее, так сказать, "отмыслена" в акте интеллектуального абстрагирования, а принадлежит самому ее бытию: она есть лишь постольку, поскольку соотносит себя с другой экзистенцией и с трансценденцией. Соотнесенность экзистенции с другой экзистенцией осуществляется в акте коммуникации, а соотнесенность ее с трансценденцией - в акте веры. Коммуникация, по Ясперсу, - это универсальное условие человеческого бытия. Она буквально составляет его всеохватывающую сущность. Все, что есть человек и что есть для человека, обретается прежде всего в коммуникации. Вне коммуникации немыслима и человеческая свобода со всеми ее степенями. Недаром в лексиконе Яс-перса термин "коммуникация" означает глубоко истинное, личностное общение "в истине". Коммуникация есть центральное понятие не только этики и аксиологии, но и гносеологии и вообще всего миропонимания Ясперса, она возводится им в ранг критерия философской истины и отождествляется с разумом. Согласно Ясперсу, мысль философски истинна в той мере, в какой "промыс-ливание этой мысли" помогает коммуникации. Разум тождествен неограниченной воле к коммуникации. Поскольку разум в своей всеоткрытости устремлен на Единое во всем сущем, он противодействует прерыванию коммуникации, но именно она "дарит" человеку его подлинную сущность. Ясперс афористично и очень тонко замечает: "Я один не есть самость для себя, но становлюсь таковой во взаимодействии с другой самостью". Этим подчеркивается социальная сущность человека. Социальное, интеллектуальное и моральное зло есть, по Ясперсу, прежде всего глухота к "окликанию" со стороны чужой экзистенции, неспособность к дискуссии, принимающая облик противоразумного фанатизма, но также и поверхностного, обезличенного массового общения, безнадежно отравленного ядом демагогии.


Второй предел, на который наталкивается и благодаря которому приходит к себе экзистенция, - это, как уже говорилось, трансценденция. Она выступает как абсолютный предел ("абсолютно-объемлющее") всякого бытия и мышления: трансценден-ция "столь же неумолимо существует, сколь и не может быть увидена, пребывая непознанной". Если "бытие-в-мире" есть "Все", а экзистенция противостоит "Всему" на правах "Единственного", то трансценденция бытийствует во "Всем" и в "Единственном" как их объемлющее "Единое". Перед лицом трансценденции мышление принимает свой третий облик - облик метафизики. Но мыслить трансценденцию можно лишь весьма неадекватным образом, "вмысливая" ее в предметное. Вера не есть знание, которым я обладаю, но "уверенность, которая меня ведет". Идеал философской веры у Ясперса подчас представляется модернизированным вариантом кантовского идеала религии в пределах одного только разума. Однако Ясперс острее, чем Кант, ощущает границу, грозящую философской вере опасностью переродиться из высокой надпредметности в пустую беспредметность и тем самым утратить характер субстанции. Это вынуждает философскую веру "просить помощи" у своей, казалось бы, преодоленной сестры - у религиозной веры. По Ясперсу, религия, чтобы остаться правдивой, нуждается в "совестливости философии", а философия, чтобы остаться наполненной, нуждается в субстанции религии.


Ясперс придерживается принципа историзма, который приобрел у него аксиологический характер: для всемирной истории постулируются универсальный смысл и смысловая связь времен. Вера Ясперса в возможность общечеловеческой коммуникации в пространстве и во времени поверх всех культурных барьеров связана с его исключительно интимным и прочувствованным ощущением философской традиции как братства мыслителей всех времен. По Ясперсу, пока человек философствует, он ощущает свою связь с сокровенно-открытой цепью свободно ищущих людей. Наличие этой связи времен гарантируется особым "осевым временем", выявившим универсальный смысл истории. Чтобы спасти человеческую сущность, находящуюся в XX в. на грани гибели, мы должны обновлять свою связь с "осевым временем" и возвращаться к его из-начальности, подыскивая новые средства для неизменно утрачиваемой и вновь обретаемой истины. Трудам Ясперса свойственны идеи глубокого гуманизма и озабоченность: как спасти человечество от тоталитаризма - этой главной опасности XX в., ввергающей людей в кровавые революции и истребительные войны [1].


1 См.: Аверинцев С.С. Ясперс // Философская энциклопедия. Т. 5. С. 620-622; Миронова Я. Ясперс // Современная западная философия: Словарь. М., 1991; Современный экзистенциализм. М., 1966.



-5-pravovaya-kultura-ponyatie-struktura-pokazateli-predmet-i-metodologiya-teorii-gosudarstva-i-prava-predmet.html
-5-principi-buhgalterskogo-ucheta-v-otnoshenii-cennostej-polozhenie-po-organizacii-buhgalterskogo-ucheta-v-byudzhetnih-uchrezhdeniyah.html
-5-problema-ispolneniya-voennosluzhashim-pravovoj-rezhim-vooruzhennih-konfliktov-i-mezhdunarodnoe-gumanitarnoe-pravo.html
-5-psihologicheskaya-nauka-kak-socialnij-institut-sokolova-e-e-vvedenie-v-psihologiyu-uchebnik-dlya-stud-vissh-ucheb-zavedenij.html
-5-rabovladelcheskoe-gosudarstvo-v-sparte-istoriya-gosudarstva-i-prava-zarubezhnih-stran.html
-5-resheniya-o-kulte-lichnosti-i-ih-vliyanie-na-obshestvo-istoriya-rossii-s-drevnejshih-vremen-do-konca-xx-veka.html
  • education.bystrickaya.ru/3-sostav-i-organizaciya-deyatelnosti-komissii-informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-46-697.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-2-plan-i-soderzhanie-evangeliya-ot-ioanna-vozrazheniya-protiv-podlinnosti-evangeliya-ioanna-samosvidetelstvo.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema18-uchet-raschetov-po-nedostacham-7-uchet-neproizvedennih-aktivov-21-tema-uchet-materialnih-zapasov-22.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tarifnaya-setka-po-razryadam-primer-metodicheskoe-posobie-po-vipolneniyu-kursovogo-proekta-po-discipline-ekonomika.html
  • reading.bystrickaya.ru/literatura-uchebnoe-posobie-uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya-studentov-specialnosti-030301-65-psihologiya-omsk.html
  • uchit.bystrickaya.ru/temi-soobshenij-i-dokladov-rol-sredi-i-nasledstvennosti-v-razvitii-psihiki-cheloveka-psihika-zhivotnih.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebnik-rodnaya-rech-l-f-klimanova-i-dr-3-klass-2ch-moskva-prosveshenie-2007g-1-chas-v-nedelyu-eksternat.html
  • universitet.bystrickaya.ru/syuzen-viggz-stranica-22.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-41-naladchik-zuboreznih-i-rezbofrezernih-stankov-edinij-tarifno-kvalifikacionnij-spravochnik.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/mediaobrazovanie-mediagramotnost-izuchenie-media-monografiya-taganrog.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-24-reexistio-terrifae-anima-zakonchen.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vzyatka-ne-podarok-gazeta-27022009-novosti-9.html
  • literature.bystrickaya.ru/diversanti-predpriyatiya-ceppelin-komandos-diversanti-tretego-rejha.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-razvitiya-shkoli-na-2011-2015g-g.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/administrativno-pravovoj-status-grazhdan-prebivayushih-prozhivayushih-v-pogranichnoj-zone.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/skorospelka-iz-michurinska-semejnoe-hozyajstvo-mastyaeva-vladimirskaya-obl-gus-hrustalnij-r-n.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/abadzhidi-mariya-andreevna-oralnij-gomeostaz-u-detej-s-bronhialnoj-astmoj-14-00-09-04200514593-stranica-11.html
  • education.bystrickaya.ru/15070062-mashinostroenie-ochnaya-konkursnuyu-situaciyu-kazhdij-abiturient-mozhet-parallelno-uvidet-vojdya-v-ais.html
  • klass.bystrickaya.ru/a-risk-assessment-of-living-modified-organisms-with-stacked-genes-or-traits.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nachalo-evropejskogo-proniknoveniya-v-indiyu-literatura-i-iskusstvo-29.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/menya-zovut-tatyana-mne-15-let-zhivu-v-gorode-breste-v-nem-ya-rodilas-i-virosla-gorod-brest-eto-oblastnoj-centr-belarusi-moya-semya-sostoit-iz-chetireh-chelov.html
  • pisat.bystrickaya.ru/stanovlenie-professionalnoj-lingvodidaktiki-kak-teoretiko-metodologicheskaya-problema-v-professionalnom-obrazovanii-13-00-08-teoriya-i-metodika-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • occupation.bystrickaya.ru/narodna-biblioteka-ivan-vazov-plovdiv-otdel-metodichen-novi-dokumenti-za-2006-godina-na-blgarski-ezik.html
  • teacher.bystrickaya.ru/filosofiya-istorii-fihte-nemeckaya-klassicheskaya-filosofiya.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zakonomerno-narastanie-interesa-k-osobennostyam-stroeniya-socialnomu-stranica-14.html
  • desk.bystrickaya.ru/pobediteli-i-prizyori-gorodskih-predmetnih-olimpiad-v-2007-2008-uchebnom-godu-sozdanie-gimnazicheskoj-sistemi-ocenki-kachestva-obrazovaniya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-gosudarstvennih-garantij-okazaniya-grazhdanam-rossijskoj-federacii-prozhivayushim-v-kaluzhskoj-oblasti-besplatnoj-medicinskoj-pomoshi-na-2011-god-stranica-4.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zasedaniya-postoyannoj-komissii-po-zakonnosti-i-pravoporyadku.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-elementarnie-mehanizmi-obrazovaniya-dispersnih-sistem.html
  • writing.bystrickaya.ru/glava-13-kak-dobitsya-podchineniya-muzha-zhene-ili-neskolko-sovetov-po-dressirovke-muzhchin.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-4-klassifikatori-opornogo-plana-n-s-zajceva-e-a-zadorozhnaya-v-a-nikitin-o-v-etezova.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/the-participles-osnovnoj-kurs-essential-course-uprazhneniya-po-intonacii-exercises-in-intonation-uprazhneniya.html
  • write.bystrickaya.ru/eta-kniga-posvyashaetsya-konstantinu-konstantinovichu-mindzhiya-s-ulici-inge-kotorij-nauchil-menya-uchitsya-kogda-ya-uchus-rusudan-grigorevne-gogiya-iz-goroda-tkvarche-stranica-48.html
  • credit.bystrickaya.ru/planirovaniya-lipeckoj-oblasti-stranica-14.html
  • predmet.bystrickaya.ru/shevchenko-li-regulirovanie-otnoshenij-postavki-teoriya-i-praktika-spb-izd-vo-yuridicheskij-centr-press-2002.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.