.RU

§ 13. К. Ясперс - Спиркин А. Г. Философия: Учебник. 2-е изд


^ § 13. К. Ясперс

Карл Ясперс (1883-1969) - выдающийся немецкий философ, психолог и психиатр, один из основателей экзистенциализма. Для него идею "философской совестливости" символизировали. Кант, а идею удивительной широты кругозора - И.В. Гете, хотя в самом начале своего философского пути он испытывал интеллектуальное переживание выброшенности из кантовско-гетевского "культурного рая". Ясперс решительно отмежевался от рационалистической традиции в философии, связанной с Р. Декартом, И. Кантом и Г. Гегелем, отрицал возможность развития философии как науки. Настоящая философия, по Ясперсу, - это прежде всего сам процесс философствования. Таким образом, он делает акцент на принципиальной незавершенности и тем самым на открытости процесса философского размышления, в котором вопросы преобладают над ответами: истинное философствование как раз и состоит в поисках. В этом отношении Ясперс близок таким мыслителям, как С. Кьеркегор и Ф. Ницше: они не занимались систематической философией, т.е. не стремились привести свои философские воззрения в систему. Для Ясперса идея философствования означает и меньше, и больше, чем философия как система целостного мировоззрения. Меньше в том смысле, что она связана с определенным "творческим ослаблением": в наше бурное время уже нет той духовной мощи, которая позволяла, например, Платону, Аристотелю, Спинозе, Гегелю и др. возводить стройные мировоззренческие системы из абсолютизированной "изначальности" (эйдосы, абсолютный дух), поэтому нам должно довольствоваться лишь фрагментарными прозрениями. А больше потому, что философствованию свойственна жизненность "экзистенциального высветления" проблем бегущего времени: только философствование дает нам шанс как-то осмыслить наполненное "бедственностью" и "неизбывной заботой" наше существование. Дело в том, что под существованием имеется в виду прежде всего духовное бытие личности, ее сознание. "Существование есть сознание, - писал Ясперс, - и я существую как сознание... Анализировать существование значит анализировать сознание" [1]. Ясперс полагал, что философию нельзя ограничить, как науку, строгими рамками определенного предмета и метода. История философии, в отличие от истории науки, - это не процесс приращения знаний, поскольку каждое крупное философское учение, подобно произведению искусства, уникально. (Правда, в истории философии происходит приращение категорий и методов, а сходство с историей религии заключается в последовательном выражении разных позиций веры.) Философия призвана дать лишь некоторые ориентиры для поведения человека в мире, "осветить" экзистенцию и приблизить человека к трансценденции, помочь совершить скачок к "безусловному бытию", которое непостижимо для научного познания, но имманентно присуще сознанию.


1 Jaspers R. Philosophie. Berlin, 1956. Bd. 1. S. 7.


Философствование, по Ясперсу, предполагает тройственное членение, что соответствует такому же членению бытия. Первый уровень членения бытия - предметное бытие ("бытие-в-мире"), или "существование". Это внешний уровень бытия. Перед его лицом философствование достигает лишь "ориентации-в-мире", по существу это и есть экзистенция; она составляет бытийное ядро личности. Экзистенция с особой силой открывается человеку в пограничных ситуациях: в состоянии тяжкого страдания, смертельной болезни, острого ощущения вины и т.п. В эти моменты человек остро испытывает чувство тревоги, осознание хрупкости и конечности своего существования. Именно тогда человек может открыть для себя трансцендентный мир; его существование, таинственным образом связанное со своим собственным, освещает новым смыслом и человеческую экзистенцию. Второй уровень членения бытия - это озарение, прояснение экзистенции, осознание души. И наконец, третий уровень - чтение шифров трансценденции являет собой глубинную задачу философствования, связанную с осознанием Бога. По Ясперсу, для философствования основную ценность представляют понятия метафизики, именно они выражают поиски смысла бытия философской мыслью. Итогом философствования выступает философская вера, и если религиозная вера основана на откровении, то философская является результатом размышления.


Ясперс стремился доказать, что духовный прогресс человечества, в том числе и связанный с демифологизацией, не ведет к утрате смысла нашего бытия, но только при условии существования особого бытия, трансцендентного мысли. При этом даже скептицизм, высвечивая границы знания, указывает вместе с тем не на ничто, а на нечто сущее, но непостижимое; оно выступает как предмет незнания и, стало быть, веры, которая отличается от религиозной, в частности от христианской, тем, что должна быть значима для всех людей, поскольку основывается не на откровении, а на опыте, доступном любому человеку. По Ясперсу, вера не противостоит разуму, а существует в единстве с ним, и ее нельзя рассматривать как нечто иррациональное. Допущение полярности рационального и иррационального лишь запутывает проблему экзистенции. Основой веры не может быть то, что в своей сущности только иррационально. Для веры мыслящего человека, человека философствующего, характерно то, что она существует только в союзе со знанием: она хочет знать то, что познаваемо, и понять самое себя. Таким образом, незнание выступает не просто как своего рода субъективный свидетель наличия таинственного вида бытия, именуемого транс-ценденцией. Философская вера потому и вера, что трансцендентное не может быть доказано рациональными доводами, но она потому и философия, что все же предполагает именно какое-то знание о трансцендентном, которое косвенно подтверждается хотя бы отрицательными аргументами. Следовательно, скептическое незнание вместе с тем есть своего рода знание о существовании особого рода бытия. Трансценденция - это таинственный предмет, по отношению к которому вера и знание оказываются слиянными. Философская вера находится как бы на границе между религиозной верой и научным знанием. Она может рассматриваться как своего рода "прафеномен и религии, и науки".


Однако философствование о вере не может быть знанием, ибо она необъективируема, а представляет собой только выявление экзистенции, а это есть именно мышление, а не просто эмоционально-психологический феномен. Но такое мышление по самой своей сути неадекватно: оно принуждено осуществлять себя в словах, направляя свою интуицию на то, что " за ними ". Ясперс различает два вида мышления: философское, которое устремлено "за явления" и может рассчитывать лишь на "удовлетворенность", и рациональное (научное) мышление, устремленное на сами явления и вырабатывающее знания. Настаивая на принципиальном различии между ними, Ясперс никоим образом не отрицает ценности знания: оно необходимо и для помощи "высветляющему мышлению".


Экзистенция релятивирует и в смысловом отношении ограничивает вещное "бытие-в-мире". Но и сама экзистенция существенным образом ограничена, причем эта ее ограниченность (в отличие от эмпирической ограниченности человеческих знаний, сил и возможностей) не только не негативна, но и содержательно-позитивна и потому не может быть от нее, так сказать, "отмыслена" в акте интеллектуального абстрагирования, а принадлежит самому ее бытию: она есть лишь постольку, поскольку соотносит себя с другой экзистенцией и с трансценденцией. Соотнесенность экзистенции с другой экзистенцией осуществляется в акте коммуникации, а соотнесенность ее с трансценденцией - в акте веры. Коммуникация, по Ясперсу, - это универсальное условие человеческого бытия. Она буквально составляет его всеохватывающую сущность. Все, что есть человек и что есть для человека, обретается прежде всего в коммуникации. Вне коммуникации немыслима и человеческая свобода со всеми ее степенями. Недаром в лексиконе Яс-перса термин "коммуникация" означает глубоко истинное, личностное общение "в истине". Коммуникация есть центральное понятие не только этики и аксиологии, но и гносеологии и вообще всего миропонимания Ясперса, она возводится им в ранг критерия философской истины и отождествляется с разумом. Согласно Ясперсу, мысль философски истинна в той мере, в какой "промыс-ливание этой мысли" помогает коммуникации. Разум тождествен неограниченной воле к коммуникации. Поскольку разум в своей всеоткрытости устремлен на Единое во всем сущем, он противодействует прерыванию коммуникации, но именно она "дарит" человеку его подлинную сущность. Ясперс афористично и очень тонко замечает: "Я один не есть самость для себя, но становлюсь таковой во взаимодействии с другой самостью". Этим подчеркивается социальная сущность человека. Социальное, интеллектуальное и моральное зло есть, по Ясперсу, прежде всего глухота к "окликанию" со стороны чужой экзистенции, неспособность к дискуссии, принимающая облик противоразумного фанатизма, но также и поверхностного, обезличенного массового общения, безнадежно отравленного ядом демагогии.


Второй предел, на который наталкивается и благодаря которому приходит к себе экзистенция, - это, как уже говорилось, трансценденция. Она выступает как абсолютный предел ("абсолютно-объемлющее") всякого бытия и мышления: трансценден-ция "столь же неумолимо существует, сколь и не может быть увидена, пребывая непознанной". Если "бытие-в-мире" есть "Все", а экзистенция противостоит "Всему" на правах "Единственного", то трансценденция бытийствует во "Всем" и в "Единственном" как их объемлющее "Единое". Перед лицом трансценденции мышление принимает свой третий облик - облик метафизики. Но мыслить трансценденцию можно лишь весьма неадекватным образом, "вмысливая" ее в предметное. Вера не есть знание, которым я обладаю, но "уверенность, которая меня ведет". Идеал философской веры у Ясперса подчас представляется модернизированным вариантом кантовского идеала религии в пределах одного только разума. Однако Ясперс острее, чем Кант, ощущает границу, грозящую философской вере опасностью переродиться из высокой надпредметности в пустую беспредметность и тем самым утратить характер субстанции. Это вынуждает философскую веру "просить помощи" у своей, казалось бы, преодоленной сестры - у религиозной веры. По Ясперсу, религия, чтобы остаться правдивой, нуждается в "совестливости философии", а философия, чтобы остаться наполненной, нуждается в субстанции религии.


Ясперс придерживается принципа историзма, который приобрел у него аксиологический характер: для всемирной истории постулируются универсальный смысл и смысловая связь времен. Вера Ясперса в возможность общечеловеческой коммуникации в пространстве и во времени поверх всех культурных барьеров связана с его исключительно интимным и прочувствованным ощущением философской традиции как братства мыслителей всех времен. По Ясперсу, пока человек философствует, он ощущает свою связь с сокровенно-открытой цепью свободно ищущих людей. Наличие этой связи времен гарантируется особым "осевым временем", выявившим универсальный смысл истории. Чтобы спасти человеческую сущность, находящуюся в XX в. на грани гибели, мы должны обновлять свою связь с "осевым временем" и возвращаться к его из-начальности, подыскивая новые средства для неизменно утрачиваемой и вновь обретаемой истины. Трудам Ясперса свойственны идеи глубокого гуманизма и озабоченность: как спасти человечество от тоталитаризма - этой главной опасности XX в., ввергающей людей в кровавые революции и истребительные войны [1].


1 См.: Аверинцев С.С. Ясперс // Философская энциклопедия. Т. 5. С. 620-622; Миронова Я. Ясперс // Современная западная философия: Словарь. М., 1991; Современный экзистенциализм. М., 1966.



-5-pravovaya-kultura-ponyatie-struktura-pokazateli-predmet-i-metodologiya-teorii-gosudarstva-i-prava-predmet.html
-5-principi-buhgalterskogo-ucheta-v-otnoshenii-cennostej-polozhenie-po-organizacii-buhgalterskogo-ucheta-v-byudzhetnih-uchrezhdeniyah.html
-5-problema-ispolneniya-voennosluzhashim-pravovoj-rezhim-vooruzhennih-konfliktov-i-mezhdunarodnoe-gumanitarnoe-pravo.html
-5-psihologicheskaya-nauka-kak-socialnij-institut-sokolova-e-e-vvedenie-v-psihologiyu-uchebnik-dlya-stud-vissh-ucheb-zavedenij.html
-5-rabovladelcheskoe-gosudarstvo-v-sparte-istoriya-gosudarstva-i-prava-zarubezhnih-stran.html
-5-resheniya-o-kulte-lichnosti-i-ih-vliyanie-na-obshestvo-istoriya-rossii-s-drevnejshih-vremen-do-konca-xx-veka.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zadaniya-dlya-dopuska-k-praktikumu-programmadisciplin-i-obshij-psihologicheskij-praktikum-naimenovanie-disciplini.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/torgovogo-doma-biblio-globus-stranica-9.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-xii-predislovie-ko-vtoromu-izdaniyu.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zolotoj-kletke-stranica-16.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/xvi-mezhdunarodnaya-nauchnaya-konferenciya-studentov-aspirantov-i-molodih-uchenih.html
  • gramota.bystrickaya.ru/when-i-close-my-eyes-tonight-stranica-8.html
  • writing.bystrickaya.ru/german-lomov-gorod-kotorogo-net-stranica-2.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodi-bankvskogo-kredituvannya.html
  • writing.bystrickaya.ru/arenda-zemelnih-uchastkov.html
  • occupation.bystrickaya.ru/n-a-badredinova-v-g-sazonov-n-a-haritonova.html
  • credit.bystrickaya.ru/paketnie-predlozheniya-i-tarifnie-plani-kak-elementi-kompleksnogo-bankovskogo-obsluzhivaniya-predpriyatij-malogo-i-srednego-biznesa.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/otchet-po-preddiplomnoj-praktike-v-nochnom-klube-barin-chast-32.html
  • notebook.bystrickaya.ru/issledovanie-impulsnoj-pomehi-i-zashita-ot-nee.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-dlya-napravleniya-550200-avtomatizaciya-i-upravlenie-dlya-specialnosti-210100-upravlenie-i-informatika-v-tehnicheskih-sistemah.html
  • klass.bystrickaya.ru/andrej-luchnikov.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-ii--puti-formirovaniya-lichnosti-budushego-specialista-uchebnoe-posobie-tambov-2002-avtori-i-sostaviteli.html
  • control.bystrickaya.ru/byulleten-novih-postuplenij-stranica-5.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-7-tipologicheskoe-yazikoznanie-4-chasa-metodicheskie-rekomendacii-dlya-studentov-4-kursa-specialnosti-filologiya.html
  • write.bystrickaya.ru/forma-2-nap-v-a-trufakin-2009-g.html
  • institute.bystrickaya.ru/geroicheskaya-ballada-borodino-1837-g-m-yu-lermontova-1814-1841-gg-forma-uroka-urok-panorama-posvyashaetsya-170-letiyu-sozdaniya-balladi-i-195-letiyu-borodinskoj-bitvi.html
  • composition.bystrickaya.ru/pervaya-press-konferenciya-posvyashennaya-multikulturnomu-mezhdisciplinarnomu-proektu-noch-muzeev-v-ekaterinburge-2012-press-reliz.html
  • abstract.bystrickaya.ru/3-dr-sparta-zadache-podgotovit-krepkogo-i-vinoslivogo-voina-v-lyubuyu-minutu-gotovogo-vistupit-protiv-ilotov-vospitanie-i-obuchenie-odni-iz-glavnih-gosuda.html
  • control.bystrickaya.ru/celi-programmi-sozdat-blagopriyatnie-usloviya-dlya-formirovaniya-i-razvitiya-kachestv-lichnosti-pozvolyayushih-optimalno-adaptirovatsya-v-okruzhayushem-sociume.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zasedanie-sekcij-14-00-16-30-podvedenie-itogov-konferencii-16-30-17-00.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nechetkaya-atributnaya-grammatika-teksta-tehnicheskogo-zadaniya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tablica-613-uroven-podgotovki-obuchayushihsya-npo-otche-t.html
  • shkola.bystrickaya.ru/mochalov-pavel-stepanovich-18001848-i-a-musskij-100-velikih-akterov.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-i-mineev-standartpredpriyati-ya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/b-n-tihomirov-obraz-hrista-v-tvorchestve-f-m-dostoevskogo.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rinki-sliyanij-i-pogloshenij-spravochnoe-posobie-centra-mezhdunarodnogo-chastnogo-predprinimatelstva-cipe-mart-2002.html
  • lesson.bystrickaya.ru/uroven-obuchennosti-uchashihsya-starshej-shkoli-po-uchebnim-disciplinam-publichnij-otchet-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo.html
  • literatura.bystrickaya.ru/region-vale-letnij-lager-college-du-leman.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-3-sokrat-bil-polezen-uchenikam-primerom-i-ucheniem-kniga-snabzhena-vsem-neobhodimim-spravochnim-materialom.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnie-napravleniya-demograficheskoj-politiki-v-rossii-na-sovremennom-etape.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/metodika-obucheniya-kulture-doma-izgotovlenie-applikacii-salfetki-k-chayu-i-servirovka-stola-k-chayu.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.