.RU

§ 13. Молодежь в современном обществе - Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений


§ 13. Молодежь в современном обществе

Вспомните:

чем характеризуется индивидуальное общество? Каковы основные социально-демографические группы в совре­менном обществе? Какие группы называют неформаль­ными?

Осознание юности как особого этапа в жизни человека, а молодежи как отдельной социальной группы произошло по историческим меркам сравнительно недавно. В традицион­ном обществе человек прямо из детства вступал в зрелый возраст, без каких бы то ни было промежуточных стадий. Существовали специальные обряды посвящения во взрослое состояние.

На протяжении многих веков опыт, накопленный стар­шими поколениями, передавался молодежи путем включе­ния ее непосредственно в трудовую деятельность, которая начиналась очень рано. В крестьянских семьях детям уже с пятилетнего возраста поручалась посильная работа. Млад­шие в семье учились не столько «говоря и слушая», сколь­ко участвуя. Многие стороны жизни были жестко регламен­тированы, и даже в молодые годы оставалось мало простора для независимых и самостоятельных действий. Так, еще в XIX в. выбор супруга не был личным делом, касавшимся только молодых людей, собравшихся вступить в брак. Под­готовка к супружеству регулировалась родственниками.

Одним из первых о юности заговорил французский фи­лософ-просветитель Ж.-Ж. Руссо. Он рассматривал ее как второе рождение человека, подчеркивая тем самым глубину и значимость происходящих на этом жизненном этапе пере­мен; в юности завершается физическое созревание человека, развиваются его интеллект и воля.

Примерно столетие назад началось научное изучение про­блем молодых. Первоначально преобладал биологический, физиологический подход. Главную причину изменений лич­ности в юношеском возрасте связывали с половым созрева­нием человека. Постепенно все большее внимание стало уде­ляться роли социальных факторов: воздействию окружаю­щей культурной среды, характеру воспитания в семье и школе, влиянию друзей. Именно социальное становление, освоение основных социальных ролей стали рассматривать как главный вектор развития личности в юношеском возрасте.

Обычно на пути взросления выделяют два этапа: подрост­ковый период и юность. Однако возрастные рамки каждого из этапов довольно расплывчаты. В современной отечествен­ной психологии подростковым чаще всего считается возраст

11 —15 лет, а ранним юношеским—16—18 лет, однако в ряде случаев верхним пределом выступает 20-летний воз­раст. Из западной психологии к нам пришел термин «ти­нейджер», охватывающий молодых людей от 13 до 19 лет, т. е. в возрасте, обозначаемом числительными, заканчиваю­щимися на «teen» (thirteen—nineteen).

^ МОЛОДЕЖЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА

Социологи относят к ней людей в возрасте от 16 до 25 лет (некоторые исследователи включают в нее людей до 30 лет). Но не так существенны возрастные границы, как характерные специфические черты молодежного сознания и поведения.

Одно из главных, по мнению психологов, обретений это­го периода — открытие собственного «Я». Если для подрост­ка важны в первую очередь внешние события, поступки, то со вступлением в пору юности все большую значимость для человека приобретает его внутренний мир. Собственные мысли и чувства становятся не меньшей реальностью, чем окружающая действительность.

Человек все отчетливее и глубже осознает свою индиви­дуальность, неповторимость. И если в отрочестве у многих преобладало стремление быть такими, как другие, то в мо­лодости собственная уникальность осознается как ценность; ее развивают, ее демонстрируют.

Выше уже отмечалось, что молодежь как особая социаль­ная группа стала восприниматься обществом только с пере­ходом в индустриальную фазу развития. Это было обуслов­лено рядом причин. Во-первых, дальнейшее углубление разделения труда, вызванное промышленной революцией, отделило семью от процесса производства и управления общественными процессами. Это делало недостаточным се­мейное воспитание для овладения многими социальными ро­лями. Во-вторых, усложнение техники, растущая специали­зация потребовали для овладения необходимыми знаниями и навыками удлинения периода общего образования. В ре­зультате выход на рынок труда для большинства молодых людей отодвигался на все более поздние сроки. В-третьих, рост мобильности людей, усложнение общественной жизни, ускорение темпов социальных изменений вели к тому, что образ жизни старшего и молодого поколений стал сущест­венно различаться; возникла молодежная субкультура (об этом речь пойдет дальше).

Общность социальной позиции — уже не дети, еще не взрослые, особенности сознания, стиля жизни и поведения создают почву для складывания молодежных сообществ с четко выраженными собственными чертами.

^ ГРАЖДАНСКОЕ СОВЕРШЕННОЛЕТИЕ

С 18 лет в соответствии с Конституцией нашего государ­ства гражданин России может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности. Сегодня наш Ос­новной закон гарантирует каждому, как вы уже знаете, ши­рокий спектр прав и свобод: гражданские и социально-эко­номические права (право на собственность, свободный труд, образование, охрану здоровья и др.)» политические права (право на объединение, участие в управлении государством, право избирать и быть избранным), личные права (право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, право на сво­боду передвижения и др.), а также свободу совести, мысли и слова, средств массовой информации.

Достигнув 18-летнего возраста, гражданин может всту­пить в законный брак. Вместе с тем при наличии уважи­тельных причин (беременность, рождение ребенка, непосред­ственная угроза жизни одной из сторон) местные органы власти вправе снизить брачный возраст.

Полная правоспособность предполагает не только воз­можность использовать права, но и необходимость выпол­нять определенный круг гражданских обязанностей. В соот­ветствии с Конституцией РФ к ним относятся: соблюдение Конституции и законов страны, забота родителей о детях, а также детей, если они достигли 18 лет и трудоспособны, о своих нетрудоспособных родителях, своевременная уплата законных налогов и сборов, охрана природы, памятников истории и культуры. Обязательным является получение ос­новного общего образования. Долгом граждан России явля­ется защита Отечества. Законом предусмотрено, что призы­ву на военную службу подлежат мужчины — граждане Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, не име­ющие права на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу.

Обретение всей полноты прав и обязанностей меняет по­ложение молодого человека в обществе и существенно рас­ширяет его возможности. Роли ребенка и подростка в основ­ном связаны с семьей (сын, дочь, брат, сестра, внук), школой (ученик), различными формами досуговой деятель­ности (участник спортивной секции). В дальнейшем при со­хранении некоторых прежних социальных позиций (сын, брат и др.) появляются новые: студент, рабочий, военнослу­жащий, избиратель, член политической партии, родитель, участник одной из общественных организаций и многие дру­гие.

Однако в юности, как отмечают психологи, многие из но­вых ролей не усваиваются всерьез и окончательно, а как бы примериваются, испытываются. Молодости свойственно ис-

кать, выбирать, пробовать. И старшие поколения резервиру­ют за молодыми право на ошибку, на некий необдуманный поступок или рискованное предприятие: «Молодому ошиб­ка— улыбка, старому — горькая слеза», «Молодо-зелено — погулять велено», «Молод бывал — и со грехом живал». Но такая широта выбора социальных ролей и высокая степень свободы молодых утвердились в обществе сравнительно не­давно.

Молодых нередко обвиняют в инфантилизме (от лат. infantis — младенческий, детский), т. е. в стремлении к иж­дивенчеству, требованиях постоянной заботы других о себе, пониженной критичности по отношению к себе и отсутствии ответственности за собственные поступки. Очевидно, что та­кие проявления не редкость в молодежной среде. Вместе с тем сам факт обретения молодым человеком всей полноты гражданских прав и обязанностей свидетельствует о том, что общество уже признает за ним высокую степень соци­альной зрелости, развитое чувство ответственности, способ­ность принимать решения, руководствуясь не только личны­ми интересами, но и гражданскими чувствами.

^ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Значительная часть молодежи — это учащиеся и студен­ты. Ежедневно в нашей стране открывают двери, помимо де­сятков тысяч школ, тысячи профтехучилищ, средних спе­циальных учебных заведений, вузов. В учебных заведениях, осуществляющих профессиональную подготовку молодежи, обучается более 5 млн человек — почти треть молодых лю­дей в возрасте от 16 до 24 лет.

Значение образования в современных условиях понима­ют многие. Оно и сегодня рассматривается как важнейший показатель социального статуса человека. Если раньше ро­дители связывали достойное будущее своих детей с удачной женитьбой, то теперь все чаще — с престижным университе­том. По прогнозам, в текущем столетии, которое уже назва­ли веком знаний и информации, образование приобретет еще большую ценность.

На каких принципах строится образование в нашем обществе? В Законе РФ «Об образовании» говорится, что го­сударство гарантирует гражданам общедоступность и бес­платность общего среднего и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального и высшего образования в госу­дарственных учебных заведениях.

Наряду с государственной системой образования возник­ли и набирают силу частные гимназии и лицеи, колледжи и вузы. Большинство негосударственных, а также частично

государственных учебных заведений действуют на платной, коммерческой основе.

Отношение к платному образованию в нашем обществе двойственно: есть те, кто его поддерживает, однако выска­зываются и критические оценки. Рассмотрим аргументы каждой из групп. Сторонники платного образования указы­вают прежде всего на недостатки государственных образова­тельных учреждений: низкие зарплаты преподавателей, пе­реполненность школьных классов и студенческих ауди­торий, не позволяющая учитывать индивидуальные особен­ности учащихся, недостаток технических средств, устарев­шее лабораторное оборудование. Такое положение вызвано тем, что от оскудевшего государственного пирога образова­нию достаются просто крохи. Но не только этим. Как пока­зывает опыт развитых стран, частные школы и вузы и в богатом государстве привлекательнее и престижнее государ­ственных. К минусам государственных вузов и техникумов относят также и то, что они слабо ориентированы на новые специальности, востребованные рынком. Следствием этого является высокий уровень безработицы среди выпускников профессиональных учебных заведений: в середине 90-х гг. около 40% молодых безработных имели высшее и среднее специальное образование.

Среди аргументов, выдвигаемых противниками расшире­ния платных образовательных услуг, выделим следующие. Коммерциализация образования нарушает законодательно закрепленные принципы его гуманизации и демократиза­ции, поскольку разрушает равенство шансов в приобщении к знаниям и культуре, углубляет имущественное и социаль­ное неравенство в обществе. Частные учебные заведения в нынешнем виде — это школы для богатых, а богатство у нас часто связано с властью. Это значит, что возрождается со­словный характер школы. Кроме того, превращение образо­вания в товар затрудняет доступ к нему, нередко оставляя способных и перспективных за бортом. В таких условиях мы вряд ли получим новых Ломоносовых.

А какова ваша позиция в этом вопросе? Обсудите его в классе.

Многие из тех, кому довелось в свое время учиться в ин­ституте, вспоминают студенчество как лучшую пору своей жизни. Творческая активность, открытость в общении, боль­шие жизненные планы и вера в собственные силы и возмож­ности окрашивают жизнь в оптимистические тона. В то же время не всем, особенно на первых курсах, удается правиль­но распорядиться возросшей степенью свободы, в том числе и в учебной деятельности. Неспособность к систематическим умственным усилиям, работа урывками могут стать причи­ной неуспеха и разочарования в учебе.

^ НАЧАЛО ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В пору юности, как мы уже отмечали, для многих моло­дых людей ведущей деятельностью остается учеба. При этом проблемы выбора будущей профессии или непосредственно­го трудоустройства уже выходят на первый план. Сама уче­ба (даже в старших классах школы, не говоря о высшем учебном заведении) воспринимается не как самоценность, а как ступень к овладению профессией.

Начало трудовой деятельности после окончания школы, училища, института всегда было серьезным испытанием для молодого человека. Так же обстоит дело и сегодня.

Нынешняя ситуация с точки зрения возможностей тру­доустройства молодежи весьма противоречива.

Во-первых, 90-е годы минувшего века были периодом спада отечественного производства, снижения уровня опла­ты труда на многих государственных предприятиях. Это не­избежно вело к сокращению рабочих мест. Имеющиеся ва­кансии далеко не всегда привлекают молодежь по причине недостаточной оплаты труда. Наибольшее количество отка­зов приходится на молодых людей в возрасте до 18 лет, не имеющих ни профессии, ни опыта работы. Иначе говоря, ориентация на высокий заработок далеко не всегда подкреп­ляется собственными возможностями.

Во-вторых, государство перестало быть единственным мо­нопольным работодателем. Появились частно-индивидуаль­ные, акционерные, кооперативные предприятия, где труд работников оплачивается, как правило, выше, чем в госу­дарственном секторе. Эти предприятия охотно принимают на работу молодежь, хотя в последние годы требования к профессиональной подготовке работника и наличию трудо­вого стажа ужесточились.

В-третьих, осуществляемые в стране реформы привели к изменению характера трудовых отношений. Конституцион­но была закреплена свобода труда, гарантировано право распоряжаться своими способностями к труду. Это означало отказ от ранее действовавшего и законодательно закреплен­ного принципа всеобщей занятости. Было отменено центра­лизованное распределение выпускников учебных заведений. Последствия такого шага оказались противоречивыми. С од­ной стороны, появилась возможность свободно выбирать подходящую работу и вид деятельности тем, кто впервые выходит на рынок труда. С другой стороны, в сложивших­ся условиях это неизбежно вело к росту безработицы среди молодежи. В конце 90-х гг. молодежь в возрасте от 15 до 24 лет составляла примерно пятую часть трудоспособного населения. Среди безработных на долю молодых приходи­лось более 30%.

5—Л. Н. Боголюбов, 11 кл

Происходящая в последние годы стабилизация экономи­ки улучшила положение молодых на рынке труда. Сегодня немало тех, кто сразу после окончания учебного заведения получает высокооплачиваемую и престижную работу.

По закону заключать трудовой договор можно с лицами, достигшими 16 лет. Российское законодательство предусма­тривает возможность устройства на работу и с 15-летнего возраста. В отдельных случаях с согласия родителей дого­вор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легко­го труда. При этом для работников, не достигших 18 лет, вводятся различные льготы на производстве: запрещается использовать их труд на тяжелых работах, опасных или вредных производствах, а также в тех видах деятельности, которые могут причинить вред нравственному развитию (в игорном бизнесе, ночных клубах, в производстве, перевозке, продаже спиртных напитков). Закон предусматривает также ежегодные медицинские осмотры несовершеннолетних, за­нятых на производстве, запрещает привлекать их к ночным и сверхурочным работам, устанавливает ежегодный оплачи­ваемый отпуск протяженностью 31 день. Расторжение тру­дового договора с работником в возрасте до 18 лет допуска­ется только с согласия государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершенно летних. Все эти меры с точки зрения охраны здоровья молодежи абсолютно право­мерны. В то же время в условиях сокращения занятости они препятствуют найму несовершеннолетних работников: руко­водители предприятий не хотят нести экономические убыт­ки из-за предоставляемых льгот.

^ МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА

Отдельным общественным группам свойственны особые черты сознания, поведения, стиля жизни. Они создают соб­ственную культурную нишу — субкультуру, которая может быть достаточно замкнута и автономна по отношению к господствующей культуре (от лат. sub — частица, указыва­ющая на нахождение под чем-либо, около чего-либо) либо противостоит ее фундаментальным ценностям (контр­культура). Об особой молодежной субкультуре заговорили в странах Запада после Второй мировой войны. Молодежная культура далеко не однородна; в ней проявляются половые, этнические, социально-классовые различия. Так, для сооб­ществ молодых мужчин характерен дух соревновательности, установка на собственный успех. Для девушек важен не столько результат совместной деятельности, сколько харак­тер складывающихся межличностных отношений. Они более избирательны в общении.

В то же время молодежную культуру можно рассматри­вать как некое целое, которому присущи определенные чер­ты. Прежде всего это особый характер отношений, сосредо­точенный скорее на дружбе и приятельстве в группах сверстников, чем на семье. Потребность в общении с ровес­никами возникает, как известно, очень рано. Юношескому возрасту свойственно как стремление к обособлению, преж­де всего от старших (учителей, родителей), так и желание принадлежать к какой-либо общности сверстников. Склады­ваются так называемые неформальные молодежные группы (слово «неформальные» в данном случае употребляется, что­бы подчеркнуть принципиальное различие с официально за­регистрированными общественными молодежными органи­зациями).

Потребность в общении у каждого преобразуется в свои, особые мотивы, побуждающие примыкать к той или иной группе, к тому или иному молодежному направлению. Кто-то, как вы знаете, надеется найти здесь понимание и эмо­циональную поддержку, которой лишен в обществе взрос­лых. Другой чувствует, что групповая принадлежность умножает его силы и делает более защищенным в безжало­стном мире острой конкуренции и соперничества. Есть и те, кто жаждет испытать чувство власти над другими.

Многим молодежным группам свойственно противоречи­вое сочетание единообразия и непохожести, особости. Еди­нообразие (в стиле поведения, музыкальных пристрастиях, модной атрибутике) поддерживается внутри группы. Вместе с тем само сообщество стремится (прежде всего внешне) вы­делиться в общем потоке молодежных движений.

Некоторые неформальные молодежные объединения не только обособляют себя от общества, но и в известных пре­делах противостоят ему, отвергая сложившиеся ценности и культуру (в этом случае можно говорить о молодежной контркультуре). Такое демонстративное неприятие общест­венных устоев, морали, образа жизни большинства особен­но ярко проявилось в молодежных движениях в западных странах в 60-е гг. Некоторые выступления студентов и мо­лодых рабочих проходили даже под политическими лозун­гами (новые левые). В дальнейшем протест стал выражать­ся не столько в прямом противостоянии обществу, сколько в попытках «уйти» от него, создав новые формы человечес­кого общежития (колонии хиппи).

В нашей стране временем появления неформальных мо­лодежных объединений стали 80-е гг. Наиболее влиятель­ным направлением стало рок-движение, объединенное, по­мимо увлечений определенным музыкальным стилем, общими идейными установками: антибюрократизмом, паци­физмом, антитоталитаризмом. В 1987 г. прошли первые фе-

5*

стивали популярных рок-групп на больших концертных площадках.

Сегодня в нашей стране существует множество групп и направлений в молодежной культуре. Деятельность большинства из них охватывает сферу досуга (музыка, спор­тивно-технические увлечения и т. п.). Есть объединения, проникнутые общественными интересами, например эколо­гическое движение. Сегодня свое влияние на молодежь стре­мятся усилить политические партии. Свои молодежные под­разделения имеют партии разной направленности.

Есть молодежные группы, бросающие вызов обществен­ному мнению. Чаще всего это выражается в особенностях одежды и модных дополнениях к ней. Иногда, однако, со­вершаются и прямые антиобщественные действия (хулиган­ство, драки), например группами футбольных или хоккей­ных фанатов. В этом случае общество сталкивается с негативным, отклоняющимся поведением. Одна из ради­кальных группировок, выражающая антиобщественные на­ционалистические, порой профашистские взгляды, — это так называемые скинхеды. Это направление зародилось в конце 60-х гг. прошлого века в Англии. Основной внешний признак — бритая голова. Особенность поведения — откры­тая агрессия. Спустя десятилетия группировки скинхедов появились в ряде стран, в том числе и у нас. Их действия из эпатажных (возмущающих общественное мнение) неред­ко переходят в преступные (нарушающие нормы уголовного права).

Крайнее и самое опасное проявление отклоняющегося по­ведения — преступность, к сожалению, встречается в моло­дежной среде. (Вспомните: каковы причины преступности? В чем состоят главные направления борьбы с ней?) Вы зна­ете, что молодежные криминальные группировки отличают жесткая иерархия и подчинение, строгое распределение функций, круговая порука. Они замкнуты и закрыты.

Большую роль в возникновении и распространении моло­дежной культуры играют средства массовой информации. Склонность следовать моделям увиденного по телевидению и в кино имеют не только подростки, но и молодежь. Про­иллюстрируем это примерами. В начале 90-х гг. в США был показан кинофильм «Программа». В одном из его эпизодов студент университета с целью демонстрации собственного мужества лежал на разделительной полосе оживленного шоссе, в то время как тяжелые грузовики со свистом про­носились рядом с ним. В течение двух недель после демон­страции фильма двое молодых парней в разных штатах по­пытались проделать тот же трюк. Последствия оказались трагичными: оба были задавлены насмерть не заметившими их водителями. Демонстрация по нашему телевидению

сериала «Бригада» также вызвала волну подражателей: мо­лодые люди в различных регионах страны стали объеди­няться в свои «бригады», имеющие явно криминальную на­правленность.

Подводя итоги, выделим основные черты молодежной культуры: это вызов ценностям взрослых и эксперименты с собственным образом жизни; своеобразные вкусы, особенно в одежде и музыке; это скорее культура досуга, чем работы.

ИИ ^ Основные понятия: молодежь как социальная группа.

ИИТермины: тинейджеры, инфантилизм, субкультура, контркультура.

1) Почему молодежь в качестве самостоятельной социаль­ной группы стали рассматривать лишь с переходом к инду­стриальному обществу? 2) Каковы основные психологичес­кие особенности юношеского возраста? 3) Какие права и обязанности обретает гражданин нашего государства, до­стигнув совершеннолетия? 4) Как меняются в молодые го­ды социальные роли и статус человека? 5) Приведите при­меры, показывающие возможности индивидуального выбора молодого человека в различных сферах жизни. 6) Что сви­детельствует о сохранении престижа образования в нашем обществе? 7) Какие факторы нынешней социально-экономи­ческой ситуации в нашей стране способствуют, а какие пре­пятствуют трудоустройству молодежи? 8) Какие льготы на производстве предусмотрены для несовершеннолетних? 9) Что свойственно неформальным молодежным объединени­ям? 10) Охарактеризуйте основные черты современной мо­лодежной субкультуры.

I юдумаите, оосудите, сделайте

1. Некоторые представители старшего поколения счита­
ют, что значительная часть современной молодежи не жи­
вет, а проживает, не работает, а подрабатывает, не трудит­
ся, а делает вид.

Как вы относитесь к такой точке зрения? Поясните свою позицию.

  1. Татьяне 18 лет. Два года назад она ушла из дома.
    Главная причина — неприятие образа жизни родителей, ко­
    торые, по ее словам, «только работают, а в свободное время
    «зависают» у телевизора». Прокомментируйте эту ситуа­
    цию.

  2. Доля молодежи среди безработных в крупных городах
    ниже общероссийского показателя. В то же время в отдель­
    ных регионах молодые безработные составляют половину
    всех потерявших работу. Чем можно объяснить эти факты?

  3. «Человек, не состоящий в браке и не владеющий про­
    фессией, продолжает оставаться ребенком в самом широком
    смысле слова», — пишет социолог. Согласны ли вы с этим
    выводом? Почему?

  4. Сравните два определения понятия «молодежь», при­
    веденные в современных научных изданиях:

«Молодежь — поколение людей, проходящих стадию со­циализации, усваивающих образовательные, профессиональ­ные, культурные и другие социальные функции».

«Молодежь — социально-демографическая группа, выде­ляемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения».

Противоречат ли эти определения друг другу или допол­няют одно другое? Свой вывод поясните.

6. По данным социологов, в начале XIX в. средний воз­
раст ребенка на момент смерти отца составлял примерно 20
лет. Молодые люди автоматически занимали рабочие места
своих отцов. Во второй половине XX в. у двадцатилетних
оказывались в живых и работали не только оба родителя,
но и нередко оба деда. При этом научно-технический про­
гресс вел к сокращению числа рабочих мест.

Оказывает ли эта ситуация, на ваш взгляд, влияние на положение молодых на рынке труда? Каковы: а) конкурент­ные преимущества; б) недостатки молодых в сравнении со старшими поколениями на рынке труда?

Поработайте с источником

Прочтите отрывок из книги немецкого философа и социолога К. Ман-хейма (1893—1947) «Диагноз нашего времени», написанной в 1943 г., и ответьте на поставленные вопросы.

Молодежь — один из скрытых ресурсов общества

Первая проблема, с которой мы сталкиваемся, заключа­ется в следующем: стабильно ли значение молодежи в обще­стве? Очевидно, нет. Существуют общества, где пожилые люди пользуются большим уважением, чем молодые. Так было, например, в Древнем Китае. В других же обществах, например в США, человек после сорока лет считается слиш­ком старым для работы, и требуется только молодежь. Об­щества различаются не только по престижу молодых людей, но и в зависимости от того, объединена ли молодежь в груп­пы и движения, которые влияют на ход событий... Пробле­ма состоит в том, что хотя всегда есть новое поколение и молодежные возрастные группы, тем не менее вопрос их ис­пользования зависит каждый раз от характера и социальной структуры данного общества. Молодежь — это один из скры­тых ресурсов, которые имеются в каждом обществе и от мо­билизации которых зависит его жизнеспособность...

Нетрудно догадаться, в каких обществах наибольший престиж имеют пожилые люди, а обновляющие силы моло­дежи не объединены в движение и остаются лишь скрытым резервом. Я полагаю, что статичные общества, которые раз­виваются постепенно и при замедленном темпе изменений, опираются главным образом на опыт старших поколений. Они сопротивляются реализации скрытых возможностей мо­лодежи. Образование в таких обществах сосредоточено на передаче традиций, а методами обучения являются воспро­изведение и повторение. Такое общество сознательно прене­брегает жизненными духовными резервами молодежи, по­скольку не намерено нарушать существующие традиции.

В противоположность таким статичным, медленно меня­ющимся обществам динамичные общества, стремящиеся к новым стартовым возможностям, независимо от господству­ющей в них социальной или политической философии, опи­раются главным образом на сотрудничество с молодежью... В этом отношении разница существует только между обще­ствами, добивающимися изменений с помощью реформ и ре­волюций. И в том и в другом случае это должна быть мо­лодежь. Пожилое и среднее поколения могут только предсказывать характер грядущих изменений, однако новой жизнью будет жить только молодое поколение. Оно будет воплощать в жизнь те ценности, которое старшее поколение признает лишь теоретически.

Манхейм К. Диагноз нашего времени. — М., 1994. — С. 454—455.

^ Вопросы и задания к источнику. 1) Как, по мнению автора, раз­личаются общества с точки зрения места и роли в них молодежи? 2) Приведите примеры существовавших в разных странах молодеж­ных организаций: а) возникших стихийно, по инициативе «снизу»; б) созданных и направляемых государством. 3) Разделяете ли вы вывод автора о том, что главной движущей силой революций и ре­форм выступает молодежь? Обоснуйте свою точку зрения, привле­кая известные вам факты прошлого и современности.

§ 14. Социальная структура российского общества

Вспомните:

какие критерии используются для изучения социальной стратификации общества? Что такое социальная диффе­ренциация? Чем определяется социальный статус лично­сти? Какие группы населения образуют в экономически развитых странах средний класс общества?

Социальную структуру общества, как вы уже знаете, об­разуют отношения и взаимосвязи различных социальных

групп. В 90-е гг. структура российского общества сущест­венно изменилась. Решающее воздействие на этот процесс социальной трансформации оказал переход от командно-го­сударственной к рыночной экономике. Возникли новые со­циальные группы, связанные с частным сектором в эконо­мике страны, — предприниматели, фермеры, менеджеры и др. Социальные группы, существовавшие в советском об­ществе, изменили свое положение в социальной структуре, роль в экономической, политической, культурной жизни. Так, заметно утратили свои позиции представители массо­вых профессий, связанных с интеллектуальным трудом, — учителя, врачи, музейные и библиотечные работники и др. По сути, распался многомиллионный ранее класс колхозно­го крестьянства.

Отечественные социологи активно изучают процесс соци­альных изменений в нашем обществе. Проводятся многочис­ленные исследования общества в целом и отдельных соци­альных групп. Собран огромный фактический материал. Однако, по оценкам самих социологов, знания в этой обла­сти пока фрагментарны. Кроме того, исследователи исполь­зуют разные методики для получения и анализа данных. От­сюда большие расхождения в итоговых результатах и зачастую несопоставимость выводов. Более подробно о при­чинах, затрудняющих изучение социальной структуры со­временного российского общества, вы можете узнать, прочи­тав текст в рубрике «Поработайте с источником».

^ РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО СЕГОДНЯ: СОЦИАЛЬНЫЙ СРЕЗ

Обратимся к результатам крупных социологических ис­следований, целью которых было изучение стратификации российского общества, т. е. выявление основных групп на­селения, их численного соотношения, места в социальной иерархии, отношения к преобразованиям последних лет.

Одно из них проводилось во второй половине 90-х гг. По его результатам социальная структура нашего общества вы­глядит следующим образом. На вершине социальной лест­ницы располагается элита общества, включающая высших политиков, верхнее звено чиновничества, собственников крупнейших капиталов (бизнес-элита). Численность этого слоя крайне мала (менее 1%), но его влияние на ход разви­тия общества очень велико: именно люди, входящие в эту группу, принимают стратегические решения по основным проблемам развития нашей страны.

Следом за элитой располагается верхний класс (5—7% населения страны), охватывающий собственников и управ­ляющих крупных предприятий, банков. По качеству жизни,

стандартам потребления этот слой близок к среднему клас­су стран Запада. Эти люди положительно оценивают прово­димые реформы, активны, умеют добиваться успеха.

Далее следует средний слой, к которому в нашем обще­стве относятся мелкие и средние предприниматели, высоко­квалифицированные специалисты, среднее звено бюрокра­тии, высшее и среднее офицерство. По оценкам некоторых социологов, доля этого слоя около 15%. Почти половину (две трети работающих) исследователи отнесли к так назы­ваемому базовому слою. Это большая часть интеллигенции, технический персонал, рабочие, крестьяне, рядовые работ­ники сферы обслуживания. Здесь преобладают женщины, люди среднего и старшего возраста со средним образовани­ем, жители малых городов или сел. Средняя зарплата этих людей вдвое ниже, чем у представителей среднего слоя.

К нижнему слою общества (около 10%) отнесены неква­лифицированные рабочие, хронически безработные, боль­шинство пенсионеров и инвалидов. Их средства к жизни ми­нимальны.

Уже собственно за пределами социальной структуры на­ходится слой общества, названный социологами социальным дном, — бродяги, бомжи, алкоголики и наркоманы, беспри­зорные дети и подростки. Эти люди живут по собственным правилам, часто находящимся в полном противоречии с об­щественными нормами.

Несколько иной выглядит социальная картина нашего общества по данным исследования, проведенного в 2004 г.

После очень узкого слоя элиты общества первую позицию занимают «белые воротнички-1»—высшие руководители, высокие специалисты и интеллектуалы, крупные предпри­ниматели. Эта небольшая группа образует слой верхнего среднего класса России. У этой группы самый высокий до­ход и самое лучшее образование.

Далее идут «синие воротнички-1» —высококвалифициро­ванные рабочие. Исследователи обратили внимание, что эта группа по своим статусным позициям обогнала такие груп­пы, как «белые воротнички-2» (менеджеры среднего звена) и «голубые воротнички» (интеллигенция). Причины этой «социальной аномалии» выдвигаются различные: возврат к более примитивной экономике с небольшой научно-техниче­ской составляющей, перепроизводство образованных людей.

У высококвалифицированных рабочих в два раза выше доход и в два раза более уверенные позиции на рынке тру­да, чем у менеджеров среднего звена, но по количеству зна­ковых предметов (ими в исследовании были выбраны авто­мобили и стиральные машины) они практически равны. Эти две группы исследователи объединили в средний средний класс страны.

«Синие воротнички-2» (рабочие) и «голубые воротнички-1» (наиболее обеспеченные квалифицированные работники ум­ственного труда) составили нижний средний класс. Все эти пять групп вместе образуют средний класс России, состав­ляющий примерно четверть населения страны. Эта часть об­щества адаптировалась к рыночным условиям жизни. При этом не только крупный сырьевой бизнес является базой для материального достатка. Многие из тех, кого можно от­нести к среднему классу, работают в строительстве, на транспорте, в торговле.

Низший класс образуют «серые воротнички-3» — рабочие низкой квалификации — и «голубые воротнички-2» — работ­ники умственного труда со средним образованием. Их эко­номическое положение нестабильно, часть людей из этих групп в ходе опросов заявляли, что им не хватает на еду. За этими группами следуют самые бедные рабочие и безра­ботные. Это низший низший класс. Всего в «зону бедности» попадает почти 60% всего взрослого населения (40% соци­альной активной части общества). Большая часть людей, от­носящихся к низшим классам, — это жители сел и небо л ь-ших городов. Здесь довольно много женщин со средним или средним специальным образованием; семьи, как правило, имеют одного работающего. В отличие от среднего класса, большинство представителей низших слоев общества трудят­ся в государственном секторе. В эту же «зону бедности» приходится отнести и значительную часть пенсионеров.

Сопоставление результатов исследований позволяет вы­явить как относительно устойчивые характеристики соци­альной структуры нашего общества, так и отдельные на­правления ее изменений.

^ ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В НАШЕМ ОБЩЕСТВЕ

Наиболее существенным сдвигом следует признать рост численности среднего класса. При этом в него вошли высо­коквалифицированные рабочие. К типичным представите­лям этой группы социологи относят операторов сложного оборудования, прорабов на стройке. Большинство этих лю­дей работают в частном секторе экономики, живут в круп­ных городах. Качество жизни современных квалифициро­ванных рабочих в некоторых отраслях выше, чем рабочих в СССР.

Причины этих социальных изменений специалисты свя­зывают со стабилизацией экономики, началом роста промы­шленного производства.

Вместе с тем по-прежнему высока доля людей, живущих в «зоне бедности». В этой группе много женщин со средним

и средним специальным образованием, занятых в системе здравоохранения, начального образования. Сюда относятся значительная часть многодетных семей с одним работником, неработающие пенсионеры. Но бедными у нас являются и немало семей, где оба родителя работают, однако их низкие зарплаты не позволяют им повысить свое благосостояние. Особенно трудным является положение безработных и низ­коквалифицированных работников в малых городах и посел­ках.

За последние полтора десятилетия возросла социальная мобильность в нашем обществе. Это относится как к «горизонтальным» (люди стали чаще менять места работы, овладевать новыми специальностями, менять место прожи­вания), так и «вертикальным» перемещениям. Проявления­ми последних служат изменения многими своих социальных статусов. Одни группы поднимаются по социальной лестни­це. Примером здесь могут служить уже упоминавшиеся на­ми квалифицированные рабочие, растет социальный пре­стиж и инженерных профессий. Но есть и такие группы, которые утратили свое прежнее достаточно высокое положе­ние в обществе. Это относится, в частности, к ученым, пре­подавателям и профессорам вузов.

Еще одной тенденцией в социальной дифференциации об­щества, помимо классовых (разделения на группы, стоящие на различных ступенях социальной лестницы), стали тер­риториально-региональные отличия. Проще говоря, сегодня бедность и богатство имеют не только свое «лицо», но и свою «прописку». Социологические исследования показыва­ют, что людей, принадлежащих к высшему и среднему классам, существенно больше в городах-«миллионниках», тогда как в малых городах и деревнях преобладает «зона бедности». Различаются и целые регионы. Так, в конце 90-х гг. число бедных в Северо-Кавказском регионе превы­шало 570 человек на 1000 человек населения (в Москве этот показатель составлял 110 человек).

Отсюда еще одна тенденция социального развития — воз­росшая миграция населения из сел в города, из более бед­ных регионов в более богатые. Постоянно растущую группу мигрантов пополняют и приезжие из стран СНГ, а также других соседних государств. Социологи указывают на про­тиворечивые последствия этой тенденции. С одной стороны, приезжие (а это в основном молодежь и люди среднего воз­раста) компенсируют нехватку рабочей силы (преимущест­венно малоквалифицированной) в крупных городах. С дру­гой стороны, растет маргинализация общества (все больше становится людей, ослабивших связи с прежними группами, но и не интегрированных в новые общности); разрушается трудовой потенциал территорий, теряющих рабочую силу.

Не всегда просто складываются отношения вновь прибыв­ших с местным населением.

Негативным для страны проявлением возросшей социаль­ной мобильности стала так называемая «утечка мозгов» — эмиграция ученых, инженеров, специалистов в различных областях. Это, как правило, хорошо образованные, творчес­кие люди, специалисты своего дела.

Таким образом, социальная сфера остается тугим узлом острых социальных проблем. На их разрешение и направле­на социальная политика государства.

^ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ

политики

Понятие «социальная политика» имеет узкое и широкое значение. В первом случае под социальной политикой пони­мают комплекс конкретных мер, направленных на жизне­обеспечение населения. Сюда относятся обеспечение соци­альной защиты отдельных слоев населения, регулирование рынка занятости, разработка мер по охране труда и многое другое. Во втором — целенаправленное воздействие на систе­му взаимоотношений между социальными группами.

Главным субъектом социальной политики выступает го­сударство. Разрабатывая основы такой политики, оно опре­деляет приоритетные цели в социальной сфере, выявляет не­обходимые для их реализации ресурсы и условия, планирует поэтапные результаты этой деятельности.

К главным функциям социальной политики современных государств относят:

Правовую основу социальной политики нашего государ­ства определяют положения российской Конституции. В ней Российская Федерация определяется как социальное госу­дарство, политика которого направлена на создание усло­вий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное разви­тие человека. Среди прав и свобод человека и гражданина в Основном законе закреплены и социальные права: на сво­бодный труд, отдых, защиту от безработицы; охрану мате­ринства и детства; социальное обеспечение; жилище; охра­ну здоровья и медицинскую помощь; образование. Содействовать их осуществлению и призвана социальная по­литика государства. Отсюда ее основные направления: госу-

дарственная поддержка материнства, отцовства и детства; назначение пенсий инвалидам и другим нетрудоспособным лицам; создание системы служб занятости, призванных по­могать в трудоустройстве и выплачивать пособия по безра­ботице; выплата государственных пенсий и социальных по­собий; охрана труда и здоровья людей; установление гарантированного минимума заработной платы. Государст­венные требования обеспечить минимальный уровень зара­ботной платы, обязательное пенсионное, социальное, меди­цинское страхование, социальные выплаты и компенсации относятся ко всем работодателям независимо от того, част­ным или государственным является то или иное предприя­тие.

В системе социального обеспечения нетрудоспособного населения различают две составляющие: социальное страхо­вание и общественное вспомоществование. Обязательное со­циальное страхование позволяет возмещать потери, вызван­ные прекращением работы в связи с возрастом, болезнью, травмой, полученной на производстве. Именно в рамках со­циального страхования выплачиваются пенсии, оплачивают­ся больничные листы, выплачиваются пособия по безработи­це. Средства на эти выплаты обеспечивают отчисления от заработной платы самого работника и доходов работодателя.

^ Государственное вспомоществование призвано помочь наиболее бедной части населения. Оно включает денежные выплаты, отдельные социальные услуги (например, бесплат­ный проезд в общественном транспорте), натуральную по­мощь (к примеру, бесплатные или по сниженным ценам продуктовые наборы). Средства на такую помощь поступают из государственного бюджета.

В обоих видах социального обеспечения проявляется важнейший принцип социальной политики государства — перераспределение доходов от наиболее обеспеченных соци­альных групп к наименее обеспеченным.

По каждому из направлений социальной политики на от­дельных этапах развития под влиянием запросов общества складываются свои приоритеты. Так, в сфере труда и заня­тости особенно важными сегодня являются мотивация про­дуктивного труда, повышение престижа профессионализма и мастерства. В сфере социальной защиты населения назре­ла пенсионная реформа. В обновлении нуждается система социальных услуг — образование, здравоохранение, жилищ­но-коммунальная сфера.

В последние годы наше государство существенно увели­чивает объемы средств, выделяемых на решение социаль­ных задач. Постоянно увеличивается заработная плата работникам бюджетной сферы (тем, кто трудится на госу­дарственных предприятиях), прежде всего врачам и учите-

лям. В сторону увеличения неоднократно пересматри­вался устанавливаемый минимум оплаты труда. Растут пенсии, стипендии студентам, так называемые детские по­собия.

Тем не менее в нашем обществе пока еще очень много бедных людей. Борьба с бедностью остается важнейшей за­дачей государства.

^ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТРАТЕГИИ БОРЬБЫ С БЕДНОСТЬЮ

В широком смысле бедность — это ситуация, при которой у человека постоянно не хватает средств, чтобы удовлетво­рить свои нормальные, прежде всего физиологические и со­циальные, потребности. Напомним, что к первым относятся потребности в питье, пище, одежде, укрытии, а также в том, что позволяет эти потребности удовлетворять, — в ра­боте, знаниях, профессиональных навыках и т. п. Ко вто­рым относятся потребности в определенном социальном по­ложении, в деятельности, уважаемой обществом, в общении.

Если человек имеет доступ только к минимальным ресур­сам еды, одежды и других благ, необходимых для поддер­жания физического существования, говорят об абсолютной бедности (нищете). Если же человек не обладает достаточ­ными средствами, чтобы «социально выжить», т. е. обеспе­чить удовлетворение своих насущных потребностей на уров­не, позволяющем сохранить здоровье, нормально работать, то говорят о социальной бедности.

В России бедные были всегда, и к ним, как правило, от­носились сочувственно, считая бедность несчастьем, а не ви­ной человека. «Бедность — не грех», «Бедность — не порок» — говорят русские пословицы. С 1992 г. границей бедности в нашей стране стал прожиточный минимум — стоимость ми­нимального набора продуктов питания, товаров и услуг, не­обходимых для социального выживания. Натуральным вы­ражением прожиточного минимума является минимальная потребительская корзина (она содержит перечень необходи­мых продуктов питания и услуг). В этом же году к бедным было отнесено 33% населения. С этого времени этот пока­затель колебался в зависимости от социально-экономической ситуации в стране. Сегодня, по разным оценкам, в стране насчитывается от 20 до 25 млн бедных.

Во всех демократических странах ведется борьба с бедно­стью. Пути здесь могут быть различными. Один из них, используемый и в нашей стране, — предоставление пособий малообеспеченным гражданам по программам государствен­ной помощи: социальных пенсий (минимальной пенсии при отсутствии каких-либо оснований для ее назначения),

пособий одиноким матерям, пособий на детей и т. п. В ря­де случаев поддержка оказывается в натуральной форме (бесплатные школьные обеды, бесплатные лекарства, продо­вольственные талоны и др.).

Другой путь нацелен не столько на смягчение проявле­ний бедности, сколько на искоренение ее причин. Он преду­сматривает создание новых рабочих мест, помощь в овладе­нии востребованной в настоящий момент профессией. Это направление особенно актуально для нашей страны. Вернем­ся к данным, характеризующим стратификацию российско­го общества.

К низшим слоям общества относятся малоквалифициро­ванные работники, а также безработные. Обратим внимание и на то, что среди бедных много сельских жителей. Это тре­бует от государства специальных мер по восстановлению ин­фраструктуры сел и поселков (школ, больниц, транспортно­го сообщения), а также по развитию сельскохозяйственного производства.

Все указанные меры так или иначе связаны с общим уровнем экономического развития. Следовательно, магист­ральное направление преодоления бедности — подъем эконо­мики. Важна, как мы уже видели, и социальная политика государства, направленная на перераспределение доходов в пользу бедных слоев населения.

Помимо практической помощи, эта политика удовлетво­ряет чувство социальной справедливости значительной час­ти нашего общества, поскольку многие расценивают личное обогащение весьма негативно, говорят о нем, как о непра­ведно нажитом.

IB ^ Основные понятия: социальная стратификация, социаль­ное государство, социальная политика, социальное обеспече­ние.

111 Термины: социальное страхование, прожиточный мини­мум, потребительская корзина.

Проверьте себя

1) Чем характеризуется социальная стратификация со­временного российского общества? 2) Какие группы населе­ния относятся к высшему классу? 3) Как и почему меня­лось положение среднего класса в последнее десятилетие?

  1. Какие социальные группы образуют «зону бедности»?

  2. Покажите основные тенденции развития социальных от­
    ношений в нашем обществе. 6) Раскройте понятие «социаль­
    ное государство». 7) Что включает в себя социальная поли­
    тика государства? 8) Назовите основные социальные права
    человека, закрепленные в Конституции. 9) Из чего склады­
    вается система социального обеспечения? 10) Каковы глав­
    ные направления борьбы с бедностью?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Сравните роль социальных факторов, определявших социально-экономическое неравенство населения в нашей стране в 1992 и в 2001 гг. Как изменилось значение отдель­ных из них? Почему?

Октябрь 1992 г.

Регион проживания

ШШ^-

10%


Статус занятости

8,3 %


Возрастной состав


6,3 %


Тип поселения

ife:

6,1 %


Образование

Ж 2%


Размер семьи

В**


Октябрь 2001 г. I Регион проживания

в»

14%


Образование

6%

Статус занятости

Возрастной состав

Ш^

6%


Тип поселения

5,8 %


Размер семьи


2. Доходы бедных и богатых, по некоторым оценкам, у нас расходятся в 14 раз (так же в США; в Москве — почти в 50 раз). В Европе доходы богатых в 10 раз превосходят доходы бедных.

Как вы оцениваете такой масштаб социального расслое­ния в нашей стране? Какими причинами, на ваш взгляд, вызвано столь существенное социальное расслоение? Чем вы можете объяснить такую пропасть между богатыми и бед­ными в Москве?

3. Самая опасная форма бедности — застойная бедность.
Эти люди уже не ощущают себя бедными. Таких людей в
России, по оценкам социологов, 6—8%. Вот какие характе­
ристики дает исследователь такой категории людей: «Чем
дольше человек в этом состоянии, тем слабее желание из не­
го выйти. Трехлетнее пребывание в бедности уже меняет
приоритеты: главным становится стремление экономить, ко­
торое оттесняет поиски заработка на второй план. Следую­
щая точка — семь лет: человек уже окончательно погружа­
ется в заботы об экономии и на предложения работать почти
не реагирует. Это социальная деградация, вторая, наряду с
социальной агрессией, серьезная опасность, которую несет с
собой бедность.

Раскройте мысль автора о последствиях застойной бедно­сти — социальной деградации и социальной агрессии.

4. Обдумайте различные варианты борьбы с бедностью.
Какой путь (или пути) избрали бы вы? Почему?

  1. Повысить зарплаты всем работающим.

  2. Помочь включиться в трудовую деятельность незаня­
    тым трудоспособным — официально зарегистрированным
    безработным (учеба на курсах переподготовки, широкое ин­
    формирование о вакансиях и т. п.).

  3. Оказывать социальную помощь всем малообеспечен­
    ным и нетрудоспособным (повысить пенсии, стипендии раз­
    личного рода социальные выплаты, предоставлять разнооб­
    разные льготы — бесплатный проезд на транспорте,
    небольшая квартплата и т. п.).

  4. Добиться значительного роста экономики страны, что
    позволит реально повысить благосостояние населения.

Поработайте с источником

Прочтите отрывок из книги современного отечественного социолога.

Что затрудняет изучение социальной структуры совре­менного российского общества?

К первой группе причин можно отнести принципиальную новизну процессов перехода от государственного социализма к тому или иному типу капитализма, отсутствие опыта их изучения. Не меньшую трудность создает и то, что анали­зировать происходящие сдвиги ученым приходится не из «прекрасного далека», а изнутри самих меняющихся об­ществ, что не может не сказываться на точности оценок. На­конец, исследования практически ведутся «в реальном вре­мени», без достаточного временного лага, требуемого для

серьезного осмысления событий... Все эти обстоятельства плюс явная незаконченность самих трансформационных процессов существенно ограничивают возможность глубоко­го теоретического осмысления стоящих проблем...

Вторая группа причин, тормозящих развитие российской общественной науки, связана с пережитым в последние го­ды глубоким идейно-методологическим кризисом... Ни клас­сические, ни новые общественные теории не оказались спо­собными объяснить, что представляли собой общества советского типа, во что — при тех или иных условиях — они могли трансформироваться и в каких направлениях движут­ся в настоящее время.

Правда, открывшиеся западные источники обогатили российскую общественную мысль многими ценными и пер­спективными идеями, но ответить на главные из стоящих перед ней вопросов они не смогли, так как описывали прин­ципиально иные типы социальной реальности. Не случайно все большее число исследователей фиксируют, что за анало­гичными процессами в России и на Западе, как правило, скрываются разные отношения и представления. Чтобы эф­фективно использовать западные теории в российских усло­виях, их надо критически переосмыслить...

Сегодня большинство социологов вынуждены ограничи­ваться либо качественными методами сбора информации, либо проведением небольших «пилотажных» опросов. В ре­зультате научная картина трансформации российского обще­ства носит дисперсный, мозаичный характер.

Заславская Т. И. Современное российское общество: социальный механизм трансформации.—М., 2004.—С. 16—19.

Я1Ц Вопросы и задания к источнику. 1) Каковы, на взгляд автора, основные причины, затрудняющие изучение современного россий­ского общества? 2) Как автор расценивает значение и возможнос­ти привлечения западного опыта для исследования нашей действи­тельности? 3) Чем можно объяснить ограничение фронта исследовательских работ по практической социологии небольшими «пилотажными» опросами?

Выводы к главе I

  1. Общество представляет собой совокупность различных
    социальных групп. Располагаясь в вертикальном порядке,
    они образуют социальную стратификацию общества. Крите­
    рии социальной стратификации различны; основные из них,
    по оценкам социологов, — доходы, власть, образование, пре­
    стиж. Глубина и формы социальной стратификации меняют­
    ся с развитием общества.

  2. Важную роль в жизни общества играют социальные
    институты — комплексные образования, охватывающие оп-

ределенный набор норм, социальных ролей и статусов, сим­волов, учреждений и организаций, необходимую инфраст­руктуру. К главным институтам общества социологи относят материальное производство, семью, государство, образова­ние, религию. Эти социальные институты существуют тыся­челетия человеческой истории. При этом они проходят опре­деленные стадии в своем развитии, изменяют свои формы.

  1. Такой элемент социальных институтов, как правила и
    нормы, лежит в основе социального контроля — особого ме­
    ханизма поддержания общественного порядка. Помимо
    норм, социальный контроль включает и санкции. Виды
    социальных норм многообразны. Основными регуляторами
    общественной жизни выступают моральные и правовые
    нормы. Поведение, не согласующееся с социальными норма­
    ми, называется отклоняющимся. Наиболее опасное прояв­
    ление негативного отклоняющегося поведения — преступ­
    ление.

  2. Положение человека в обществе и обусловленное им
    поведение характеризуют с помощью понятий «социальный
    статус» и «социальная роль». Ведущую роль в процессе со­
    циализации личности, т. е. усвоения ею социальных норм,
    образцов поведения, духовных ценностей, играет семья,
    группа сверстников, школа, средства массовой информации.

  3. К основным формам социального взаимодействия от­
    носят сотрудничество и соперничество. Последнее может
    принимать форму конфликта. Исследователи различают ряд
    стадий в развитии конфликта, связанных с его возникнове­
    нием, нарастанием (эскалацией), разрешением. Роль кон­
    фликтов в обществе и их последствия противоречивы.

  4. В социологической науке сложились различные трак­
    товки понятия «нация»: от акцентирования внимания на эт­
    нической составляющей до отождествления нации с государ­
    ством. Межнациональные отношения в современном мире
    сложны и противоречивы. И сегодня сохраняется тенденция
    как к межнациональному сближению, интеграции, так и к
    размежеванию по национальному признаку. Межнациональ­
    ные конфликты относят к наиболее острым в современном
    мире. Демократические государства стремятся проводить по­
    литику, направленную на справедливое разрешение межна­
    циональных противоречий, на предотвращение любых попы­
    ток разжигания межнациональной розни.

  5. Молодежь — понятие не только возрастное, но и соци­
    альное. Овладение молодыми новыми социальными ролями
    в различных сферах — процесс непростой и довольно дли­
    тельный. Различные общественные институты, прежде все­
    го государство, семья, учреждения образования, призваны
    содействовать вступлению молодых во взрослую жизнь.
    Общность социальной позиции, особенности сознания, сти-

ля жизни и поведения создают почву для складывания мо­лодежных сообществ с четко выраженными собственными чертами, для развития молодежной культуры. Последняя неоднородна, среди многих ее направлений есть и антисоци­альные. Большую роль в возникновении и распространении молодежной культуры играют средства массовой информа­ции.

8. В развитии современного российского общества сохра­няется тенденция к росту социальной дифференциации. На­ряду с социально-экономическим она обретает сегодня и тер­риториально-региональное измерение. Возрастает социаль­ная мобильность в нашем обществе. Разрешить наиболее ос­трые противоречия в социальной сфере призвана социальная политика государства, основы которой заложены в действу­ющей Конституции. Одной из главных задач этой политики остается борьба с бедностью.

^ Вопросы и задания к главе I

  1. Раскройте связь понятий «социальная группа», «соци­
    альная стратификация», «социальное неравенство», «соци­
    альная структура общества». Попытайтесь представить эту
    связь графически.

  2. Соотнесите главные социальные институты со сферами
    общественной жизни. Определите основные функции каждо­
    го из институтов. Результаты оформите в виде таблицы.



ШР

рЩ№ДШ*|и<Ш||У||НШНИЙНИ«

Производство

Семья

Государство

Образование

Религия

  1. Немецкий философ Г. Гегель утверждал: «Нечто, поз­
    волительное с точки зрения права, может быть чем-то та­
    ким, что моралью осуждается». Приведите примеры, под­
    тверждающие или опровергающие этот вывод.

  2. Проведенный недавно в нашей стране социологический
    опрос показал, что более половины его участников (сущест­
    венно больше, чем ранее) винят во всех бедах «этнических
    чужаков» и считают, что правительство должно вести огра­
    ничительную и запретительную политику по отношению к
    их въезду и проживанию в стране.

Чем, на ваш взгляд, вызвано усиление подобных настро­ений в нашем обществе? Каково ваше отношение к этой про­блеме? Обсудите ее в классе, используя знания, полученные при изучении курса, а также материалы СМИ.

Готовимся к экзамену

1. Какая социальная тенденция проявляется в условиях пе­
рехода к постиндустриальному обществу?

  1. Рост числа занятых в сфере информационных техно­
    логий;

  2. ослабление позиций среднего класса;

  3. увеличение притока сельского населения в города;

  4. ликвидация люмпенства как социального явления.

2. Касты, сословия, классы — это:

  1. типы социальной стратификации;

  2. этапы развития государств в Новое время;

  3. социальные группы, присущие средневековому обще­
    ству;

  4. элементы социального статуса личности.

3. Перемещение человека в социальном пространстве без из­
менения социального статуса называется:

  1. восходящей социальной мобильностью;

  2. вертикальной социальной мобильностью;

  3. горизонтальной социальной мобильностью;

  4. нисходящей социальной мобильностью.

4. Отличительным признаком семьи традиционного типа яв­
ляется:

  1. добровольное распределение обязанностей между су­
    пругами;

  2. главенствующее положение отца семейства;

  3. активное участие женщин в общественном производст­
    ве;

  4. посильное участие детей в домашних делах.

5. Верны ли следующие суждения о социальных статусах и
ролях?

А. Понятие «социальная роль» предполагает наличие в общественном сознании представлений о типичном поведе­нии человека определенного статуса.

Б. В современном обществе большинство главных стату­сов относится к предписанным.

  1. Верно только А.

  2. Верно только Б.

  3. Верны оба суждения.

  4. Оба суждения неверны.

6. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?
А. К социальным нормам относятся лишь те предписа­
ния, которые закреплены в законах.

Б. Поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам, называется конформизмом.

  1. Верно только А.

  2. Верно только Б.

  3. Верны оба суждения.

  4. Оба суждения неверны.

7. Установите соответствие между конкретным выражением санкций и видом, к которому они относятся: к каждой по­зиции, данной в первом столбце, подберите соответствую­щую позицию из второго столбца.

Выражения санкций Виды санкций

1) проявление недружелюбия; а) формальные нега-

тивные санкции;

2) наложение штрафа; б) неформальные не-

гативные санкции.

  1. объявление выговора;

  2. объявление бойкота;

  3. отказ от сотрудничества.


-5-rossijskij-federalizm-segodnya-uchebnik-dlya-vuzov.html
-5-sistema-grazhdanskogo-processualnogo-prava-gorodec-izdat.html
-5-sovremennoe-rossijskoe-vooruzhenie-i-voennaya-tehnika-komandira.html
-5-sushnost-yavlenie-zakon-ekzamen-filosofiya-religii-voprosi-otveti-ot-logovo-beloj-volchici-tinnaro-.html
-5-teoriya-demokraticheskogo-socializma-uchebnik-pod-red-o-e-lejsta-m-yuridicheskaya-literatura-1997-c.html
-5-ulozhennaya-komissiya-1767-g-istoriya-rossii-s-drevnejshih-vremen-do-konca-xx-veka-v-3-h-knigah.html
  • education.bystrickaya.ru/1-opisanie-na-navigaciyata-vvedenie.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/hitroumnij-idalgo-don-kihot-lamanchskij-el-ingenioso-hidalgo-don-quijote-de-la-mancha.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-iv-rabochee-vremya-metodicheskie-materiali-8-avtorskij-kollektiv-hudoleev-a-n-suhovejko-g-s-goryajnova.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-uchebnoj-disciplini-teoriya-i-praktika-strategicheskogo-upravleniya-dlya-magistrov-po-napravleniyu-podgotovki-gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tekushie-razmishleniya-o-shizofrenii-okrashennij-chuvstvom-kompleks-i-ego-obshee-vozdejstvie-na-psihicheskoe-a-ostroe.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-opd-f-12-specialnaya-pedagogika-celi-i-zadachi-disciplini-cel-kursa.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozhenie-2-raschet-uchastvuyushej-vo-vzrive-massi-veshestva-i-radiusov-zon-razrushenij.html
  • institut.bystrickaya.ru/statya-29-poryadok-provedeniya-aukciona-polozhenie-o-zakupkah-tovarov-rabot-uslug-dlya-nuzhd-oao-mgkl-mosgorlombard.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-raduzhnoj-strani-upravlenie-obrazovatelnim-uchrezhdeniem-socialnoe-partnyorstvo.html
  • klass.bystrickaya.ru/amerikanskij-pragmatizm-ch-pirs-u-dzhems-dzh-dyui-rol-antichnoj-filosofii-v-stanovlenii-nauchnoj-racionalnosti.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-o-sostoyanii-i-ispolzovanii-zemel-v-respublike-severnaya-osetiya-alaniya-v-2009-godu.html
  • report.bystrickaya.ru/k-bahutov-mediko-topografiya-i-sanitarnoe-sostoyanie-gubernskogo-goroda-stavropolya-stranica-12.html
  • lesson.bystrickaya.ru/tematicheskoe-planirovanie-tehnologiya-1-klass-1-chas-v-nedelyu-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya.html
  • control.bystrickaya.ru/biologicheskaya-prelyudiya-diskurs-radikalnogo-konstruktivizma-tradicii-skepticizma-v-sovremennoj-filosofii-i-teorii-poznaniya.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchet-po-nauchno-issledovatelskoj-rabote-studencheskogo-kruzhka-garmoniya.html
  • essay.bystrickaya.ru/bukusheva-aliya-vladimirovna-proektirovanie-i-realizaciya-sistemi-logicheskoj-podgotovki-budushego-informatika-yurista.html
  • notebook.bystrickaya.ru/gotichne-rozumnnya-krasi-chast-3.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-1-kursa-zheleznodorozhnih-specialnostej-zaochnoj-formi-obucheniya-stranica-3.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovnie-pravila-dlya-sostavitelya-pisem-grundregeln-fr-den-briefschreiber.html
  • institut.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-po-discipline-istoriya-filosofiya-i-metodologiya-tehnicheskih-nauk-dlya-prepodavatelej-visshej-shkoli-omsk-200.html
  • uchit.bystrickaya.ru/taktiko-specialnaya-podgotovka-programma-razrabotana-departamentom-podgotovki-vojsk-grazhdanskoj-oboroni-i-drugih.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/krizis-mishleniya-via-madonna-del-riposo-89-roma.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/zemnaya-kora-formirovanie-relefa-i-osnovnie-principi-tektoniki.html
  • credit.bystrickaya.ru/otkritie-sorevnovaniya-bolshaya-lvovskaya-ohota-klubnij-chempionat-ukraini-uchastvuyut-komandi-klubov-gorodov-dyustsh-oblastej.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-iii-sinergeticheskaya-filosofiya-istorii-i-zakonomernostej-vihoda-iz-haosa.html
  • essay.bystrickaya.ru/chuzhie-na-svyazi-komsomolskaya-pravda-vladimirov-sergej-16062006-86-str-7.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-2-obshie-principi-standartizacii-metodicheskie-rekomendacii-v-oblasti-ozdorovitelnogo-funkcionalnogo.html
  • znanie.bystrickaya.ru/avgustinizm-l-i-vasilenko-kratkij-religiozno-filosofskij-slovar.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-2-znachenie-professii-yurista-v-obshestve-uchebno-metodicheskij-kompleks-utverzhdayu-zaveduyushij-kafedroj-32-prof.html
  • university.bystrickaya.ru/fakultet-socialno-gumanitarnij-kafedra-socialno-gumanitarnih-disciplin.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/resheniem-obshego-sobraniya-chlenov-stranica-2.html
  • education.bystrickaya.ru/143-svobodnie-volni-kratkoe-obzorno-spravochnoe-posobie-kniga-yavlyaetsya-pervim-v-svoyom-rode-obzorno-spravochnim.html
  • letter.bystrickaya.ru/nauchnie-shkoli-mezhdunarodnie-otnosheniya-stranica-6.html
  • writing.bystrickaya.ru/glava-6-stiven-king-nesushij-smert-1990.html
  • control.bystrickaya.ru/boris-lvovich-vasilev-stranica-13.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.