.RU

§ 4. Правовая помощь по уголовным делам - Учебное пособие. М.: Юристъ. 1998


^ § 4. Правовая помощь по уголовным делам

Под правовой помощью по уголовным делам понимаются про­цессуальные действия, осуществляемые правоохранительными орга­нами на основании запросов учреждений юстиции иностранных го­сударств в соответствии с положениями международных договоров.

^ 1. Международные договоры о сотрудничестве и правовой помощи по уголовным делам

Оказание правовой помощи по уголовным делам предусматрива­ют международные договоры РФ — межгосударственные, межпра­вительственные и межведомственные. В отдельную группу можно выделить соглашения Генеральной прокуратуры РФ

А. Межгосударственные договоры можно подразделить на два основных вида:

конвенции о борьбе с преступлениями международного характе­ра (их около двадцати — Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г., Конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г. и др.). В этих конвенциях зафиксированы, как правило, один-два вида правовой помощи по уголовным делам (обычно это выдача лиц для привлечения к ответственности и связанные с этим юриди­ческие действия — обмен информацией, передача предметов, связан­ных с преступлением, др.);

договоры о правовой помощи по гражданским и уголовным делам (их порядка тридцати). При этом необходимо учитывать, что, во-пер­вых, некоторые соглашения в настоящее время прекратили свое дей­ствие (в частности, договоры с ГДР 1979 г., с Югославией 1962 г.), и, во-вторых, правовая помощь по уголовным делам предусматривается не всеми договорами о правовой помощи (некоторые договоры — о помощи лишь по гражданским делам).

В последнее время вступили в силу Конвенция СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уго­ловным делам 1993 г., договоры о правовой помощи и правовых от­ношениях по гражданским, семейным и уголовным делам между РФ и Азербайджаном (1992 г.), Киргизией (1992 г.), Литвой (1992 г.), Лат­вией (1993 г.), Эстонией (1993 г.), Молдавией (1993 г.), Договор между РФ и Латвийской Республикой о передаче осужденных для отбывания наказания 1993 г., Договор о правовой помощи по граж­данским и уголовным делам между РФ и КНР 1992 г., Договор о выдаче между РФ и КНР 1995 г. и др.

Б. Межправительственные договоры — это прежде всего двусто­ронние соглашения по борьбе с отдельными видами преступлений международного характера (незаконные операции с наркотиками, культурными ценностями, контрабанда) и соглашения о сотрудниче­стве и обмене информацией в области борьбы с нарушениями нало­гового законодательства (исключение составляет, пожалуй, лишь Соглашение между Правительствами РФ и США о сотрудничестве по уголовно-правовым вопросам 1995 г., носящее общий характер).

Договоры такого рода, как правило, предусматривают следующие виды сотрудничества: обмен данными о лицах, совершающих указан­ные преступления; обмен информацией о готовящихся и совершенных преступлениях, а также о способах их совершения; обмен соответству­ющими специалистами и технологиями и т.д. В эту же группу могут быть отнесены соглашения о сотрудничестве и обмене информацией в области борьбы с нарушениями налогового законодательства.

В. Соглашения о правовой помощи и сотрудничестве между ор­ганами прокуратуры можно выделить в отдельную группу. В их числе: Соглашение о правовой помощи и сотрудничестве между органами прокуратуры от 8 октября 1992 г. (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия), соглашения с Украиной (1993 г.), Молдавией (1993 г.), Гру­зией (1993 г.), Арменией (1993 г.), Таджикистаном (1995 г.), Турк­менистаном (1995 г.).

Правовая помощь по данным соглашениям включает следующее:

пересылка материалов прокурорско-следственной деятельности;

выполнение отдельных процессуальных действий;

осуществление надзорных функций, связанных с расследованием преступлений;

содействие в розыске преступников, пропавших без вести, а также этапировании арестованных и осужденных;

борьба с правонарушениями в области экономики и внешнеэко­номической деятельности;

обмен информацией о преступниках и лицах, причастных к пре­ступлениям;

сотрудничество по иным вопросам прокурорской деятельности.

Взаимодействие осуществляется через генеральные прокуратуры сторон, если межгосударственным соглашением не установлен иной порядок. Просьба об оказании правовой помощи подписывается Ге­неральным прокурором или его заместителем.

При исполнении ходатайства применяется законодательство за­прашиваемого государства. Однако при этом могут применяться и процессуальные нормы запрашивающего государства, если они не противоречат законам запрашиваемой стороны.

Г. В числе межведомственных соглашений можно назвать, в част­ности, Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью 1992 г., Соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел СНГ в сфере борьбы с организованной преступностью 1994 г.. Соглашение о порядке передачи и транзитной перевозки лиц, взятых под стражу, 1994 г. и др.

2. ^ Органы, оказывающие правовую помощь

Согласно положениям договоров, правовая помощь по уголов­ным делам оказывается органами суда, прокуратуры, другими учреж­дениями государств, к компетенции которых относятся расследова­ние и рассмотрение уголовных дел. Некоторые виды правовой помо­щи, в частности, вручение документов, могут совершаться диплома­тическими и консульскими представительствами государств. Однако следует учитывать, что сношения по вопросам выдачи, уголовного преследования лиц, а также исполнения следственных поручений, затрагивающих права граждан и требующих санкций прокурора, осу­ществляются генеральными прокурорами (прокурорами) сторон.

По вопросам оказания правовой помощи стороны взаимодейст­вуют через свои центральные органы. В случае поступления поруче­ний с просьбой об оказании правовой помощи из правоохранитель­ных органов зарубежных государств непосредственно в российские территориальные органы внутренних дел, прокуратуру и др. необхо­димо уведомить об этом Генеральную прокуратуру РФ и ждать ука­заний.

С государствами, с которыми договоры о правовой помощи не заключены, сношения осуществляются дипломатическим путем.

Правовая помощь оказывается на основании запроса (поручения, ходатайства, просьбы) об оказании правовой помощи, в котором указываются:

а) наименование запрашиваемого учреждения;

б) наименование запрашивающего учреждения;

в) наименование дела, по которому запрашивается правовая по­мощь;

г) имена и фамилии сторон, свидетелей, подозреваемых, подсуди­мых, осужденных или потерпевших, их местожительство и местопре­бывание, гражданство, занятие, а также место и дата рождения и, по возможности, фамилии и имена родителей; для юридических лиц — их наименование и местонахождение;

д) содержание поручения, а также другие сведения, необходимые для его исполнения;

е) описание и квалификация совершенного деяния и данные о размере ущерба, если он был причинен в результате деяния.

Поручение должно быть подписано и скреплено гербовой печа­тью запрашивающего учреждения. Обычно оно составляется на го­сударственном языке запрашивающей стороны (в Конвенции СНГ 1993 г. предусматривается возможность использования одного языка — русского). К поручению прилагается заверенный официаль­ный перевод на государственный язык запрашиваемой стороны.

При исполнении поручения об оказании правовой помощи запра­шиваемое учреждение применяет законодательство своего государ­ства. По просьбе запрашивающего учреждения оно может применить и процессуальные нормы запрашивающей стороны, если только они не противоречат законодательству запрашиваемой стороны.

Если запрашиваемое учреждение не компетентно исполнить по­ручение, оно пересылает его компетентному учреждению и уведом­ляет об этом запрашивающее учреждение.

По просьбе запрашивающего учреждения запрашиваемое учреж­дение своевременно сообщает ему и заинтересованным сторонам о времени и месте исполнения поручения, с тем чтобы они могли при­сутствовать при исполнении поручения в соответствии с законода­тельством запрашиваемой стороны.

В случае, если точный адрес указанного в поручении лица неиз­вестен, запрашиваемое учреждение принимает в соответствии с зако­нодательством стороны, на территории которой оно находится, необ­ходимые меры для установления адреса.

После выполнения поручения запрашиваемое учреждение воз­вращает документы запрашивающему учреждению; в случае, если правовая помощь не могла быть оказана, оно одновременно уведом­ляет об обстоятельствах, которые препятствуют исполнению поруче­ния, и возвращает документы запрашивающему учреждению.

Государства самостоятельно несут расходы, возникающие при оказании правовой помощи на их территории.

^ 3. Объем правовой помощи

Вручение документов. Факт вручения удостоверяется подтверж­дением, подписываемым лицом, которому вручен документ, скреп­ленным официальной печатью соответствующего учреждения с ука­занием даты вручения. В случае невозможности вручения докумен­тов по указанному в поручении адресу принимаются меры по его установлению. При неустановлении адреса об этом уведомляется запрашивающее учреждение; ему возвращаются документы, подле­жащие вручению.

^ Установление адресов и других данных. Государства по просьбе оказывают друг другу в соответствии со своим законодательством помощь при установлении адресов лиц, проживающих на их терри­ториях, если это требуется для осуществления прав их граждан. При этом запрашивающая сторона сообщает имеющиеся у нее данные для определения адреса лица, указанного в просьбе. Учреждения юсти­ции оказывают помощь, в частности, в установлении места работы и доходов проживающих на территории запрашиваемого государства

лиц, которым в учреждениях юстиции запрашивающей стороны предъявлены имущественные требования по уголовным делам.

^ Осуществление уголовного преследования. Государства обязуются по поручению запрашивающей стороны осуществлять в соответст­вии со своим законодательством уголовное преследование против граждан (в том числе собственных), подозреваемых в том, что они совершили преступление на территории договаривающегося госу­дарства. Поручение об осуществлении уголовного преследования должно содержать, помимо прочего: фамилию, имя, гражданство подозреваемого, иные сведения о нем; описание деяния, времени и места его совершения; текст закона запрашивающей стороны, на основании которого деяние признается преступлением, а также иные нормы законодательства, имеющие существенное значение по делу;

заявления потерпевших по уголовным делам, возбуждаемым по заяв­лению потерпевшего, и заявления о возмещении вреда; указание размера ущерба, причиненного преступлением.

К поручению прилагаются имеющиеся в распоряжении запраши­вающей стороны материалы дела, иные доказательства. Все докумен­ты предоставляются в подлиннике и удостоверяются гербовой печа­тью компетентного учреждения. При направлении возбужденного уголовного дела расследование по делу производится запрашивае­мой стороной в соответствии со своим законодательством. Запраши­вающая сторона уведомляется о результатах преследования; ему также передается копия окончательного решения.

При этом однако уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное — подлежит прекращению, если истек срок давности, поручение направлено после вступления в силу приговора или при­нятия иного окончательного решения по данному факту.

^ Розыск, лиц. Это правовое действие проводится в целях привлече­ния к ответственности, обеспечения выдачи или приведения приго­вора в исполнение и заключается в мероприятиях (процессуальных и оперативных) по отысканию соответствующего лица, осуществляе­мых в соответствии с внутренним законодательством. Следует обра­тить внимание на то, что цель розыска должна указываться обязатель­но. Например, если лицо разыскивается за совершение деяния, не являющегося в запрашиваемом государстве преступлением, розыск производиться не будет.

^ Взятие лица под стражу для обеспечения выдачи. Это действие состоит в применении в соответствии с внутренним законодательст­вом меры пресечения — заключения под стражу. Указание цели этого юридического действия также обязательно. Необходимо учи­тывать, что лицо не может быть взято под стражу по данному пору­чению, если оно не может быть выдано.

Имеются некоторые различия в регламентации этого действия конвенциями по борьбе с отдельными видами преступлений между­народного характера и договорами о правовой помощи.

Согласно многосторонним конвенциям заключение под стражу предполагаемого преступника производится в соответствии с нацио­нальным законодательством государства, на территории которого преступник находится. О взятии лица под стражу уведомляются: государство, на территории которого было совершено преступление; государство, против которого было совершено преступление; госу­дарства, гражданами которых являются преступник и потерпевшие; другие заинтересованные государства, международные организации и должностные лица.

В соответствии с договорами о правовой помощи государство, получившее требование о выдаче, должно немедленно принять меры к взятию под стражу соответствующего лица (кроме случаев, когда выдача не производится). О взятии под стражу или задержании не­медленно уведомляется запрашивающая сторона.

Лицо, выдача которого требуется, в некоторых случаях может быть взято под стражу и до получения требования о выдаче — на основании ходатайства запрашивающего государства. Такое хода­тайство в целях оперативности может быть передано по почте, теле­графу, телексу или телефону и должно содержать ссылку на вынесен­ное в запрашивающем государстве постановление о взятии под стра­жу или на вступивший в законную силу приговор, а также указание, что требование о выдаче будет предоставлено дополнительно. Задер­жанное по ходатайству лицо должно быть освобождено, если требо­вание о выдаче не поступит в течение месяца со дня взятия под стражу, а лицо, задержанное без ходатайства, — в течение срока, предусмотренного законодательством для задержания.

^ Выдача правонарушителя. Различают три вида выдачи: выдача лица для привлечения к уголовной ответственности; выдача лица для приведения приговора в исполнение; выдача на время.

Согласно конвенциям о борьбе с отдельными видами преступле­ний международного характера, основаниями выдачи лица для при­влечения к уголовной ответственности являются: совершение лицом деяния, предусмотренного международным договором в качестве основания выдачи; просьба соответствующего государства о выдаче преступника. При этом просьба о выдаче может быть не удовлетво­рена, если у запрашиваемого государства имеются основания пола­гать, что просьба о выдаче направлена с целью преследования лица по признаку национальной, расовой, этнической принадлежности или политическим взглядам (см. Конвенцию о борьбе с захватом заложников 1979 г.).

Несколько иначе решается вопрос о выдаче в договорах о право­вой помощи. Для привлечения к ответственности лицо может быть выдано за совершение в принципе любых преступлений, а не только конкретных преступлений международного характера. При этом вы­дача производится лишь за деяния, наказуемые по законам и запра­шивающего, и запрашиваемого государств, за которые предусматри­вается наказание в виде лишения свободы на определенный срок (как правило, свыше одного года) или более тяжкое наказание.

Не выдаются в соответствии с договорами о правовой помощи: собственные граждане; лица, в отношении которых уголовное пре­следование не может быть возбуждено вследствие истечения срока давности либо иного законного основания; лица, в отношении кото­рых уже вынесен вступивший в законную силу и исполненный приго­вор за то же преступление либо есть вступившее в силу постановление о прекращении производства по делу. Выдача также не производит­ся, если преступление преследуется в порядке частного обвинения. В выдаче может быть отказано, если преступление было совершено на территории запрашиваемого государства.

Договоры предусматривают, что без согласия запрашиваемой стороны выданное лицо нельзя привлечь к уголовной ответственнос­ти либо подвергнуть наказанию за совершенное до выдачи преступ­ление, за которое оно не было выдано, или выдать третьему государ­ству. Однако это правило не действует, если выданное лицо по исте­чении месяца после окончания производства по делу, а в случае осуждения — по истечении месяца после отбытия наказания или освобождения не покинет территорию запрашивающего государства.

Если лицо, выдача которого требуется, на территории запраши­ваемого государства уже привлечено к уголовной ответственности или осуждено, выдача таких граждан может быть отсрочена до пре­кращения уголовного преследования, приведения приговора в испол­нение или до освобождения от наказания.

Выдача лиц для приведения приговора в исполнение состоит в передаче лица, осужденного иностранным судом и скрывшегося от отбывания наказания, но задержанного на территории другого госу­дарства. К поручению о выдаче необходимо прилагать заверенную в соответствующем порядке (как правило, Министерством юстиции) копию вступившего в силу приговора в отношении данного лица.

Выдача для приведения приговора в исполнение производится за такие деяния, которые в соответствии с законодательством сторон являются наказуемыми и за совершение которых гражданин был приговорен к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или к более тяжкому наказанию.

Что касается выдачи на время, то если лицо, выдача которого требуется, на территории запрашиваемого государства уже привле­чено к ответственности или осуждено, оно может быть выдано на время расследования конкретного преступления, в отношении кото­рого поступило требование о выдаче. Выданное на время лицо после проведения следствия по делу должно быть возвращено.

^ Производство обысков, выемок, изъятий. Основанием для совер­шения данных следственных действий является решение компетент­ного органа запрашиваемого государства, вынесенного в соответст­вии с просьбой о правовой помощи и должным образом санкциони­рованного.

Если необходимо получить из иностранного государства доку­менты, записи и другие доказательства, нужно в запросе указать держателя и/или местонахождение документов и описать их, по воз­можности указав все детали (например, для банковских докумен­тов — название банка, его адрес, номер счета и фамилию владельца счета, описание необходимых документов).

^ Производство экспертиз. Основанием для производства соответ­ствующих экспертиз служит постановление компетентного органа, должным образом санкционированного. Прежде чем направлять по­ручение о производстве экспертизы, следует проконсультироваться с отечественными экспертами о вопросах, которые должны быть поставлены. Кроме того, следует учитывать, что некоторые виды экспертиз по линии прокуратуры могут производиться за счет запра­шивающего государства.

^ Передача предметов. По просьбе запрашивающей стороны ей могут передаваться предметы: использованные при совершении пре­ступления, в том числе предметы и орудия преступления; приобре­тенные в результате совершения преступления или в качестве возна­граждения за него; имеющие значение доказательств в уголовном деле. При этом, если указанные предметы необходимы в качестве доказательств по уголовному делу в запрашиваемом государстве, их передача может быть отсрочена до окончания производства по делу. По окончании производства по делу переданные предметы должны быть возвращены.

^ Допросы свидетелей, потерпевших, экспертов, других участни­ков процесса в запрашиваемом государстве. Данное действие в общем сходно с аналогичными действиями, проводимыми в соответствии с отечественными отдельными поручениями.

^ Вызов обвиняемых, свидетелей, потерпевших, экспертов, других лиц, имеющих отношение к процессу, в запрашивающее государство. По ходатайству запрашивающего государства участники процесса могут быть вызваны для допроса или производства с их участием других следственных действий. При этом в запросе нужно указывать, по возможности, фамилию, адрес и номер телефона российского должностного лица (в стране проживания иностранца), с которым следует связаться для уточнения деталей поездки.

Свидетель, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответ­чик и их представители, а также эксперт, который по вызову, вручен­ному учреждением запрашиваемой стороны, явится в учреждение юстиции запрашивающей стороны, не могут быть независимо от свое­го гражданства привлечены на ее территории к уголовной или админи­стративной ответственности, взяты под стражу и подвергнуты наказа­нию за деяние, совершенное до пересечения ее государственной гра­ницы. Такие лица не могут быть также привлечены к ответственности, взяты под стражу или подвергнуты наказанию в связи с их свидетель­скими показаниями или заключениями в качестве экспертов в связи с уголовным делом, являющимся предметом разбирательства.

Однако указанные лица утрачивают эту гарантию, если они не оставят территорию запрашивающей стороны, хотя и имеют для этого возможность, до истечения 15 суток с того дня, когда допраши­вающее их учреждение юстиции сообщит им, что в дальнейшем в их присутствии нет необходимости. В этот срок не засчитывается время, в течение которого эти лица не по своей вине не могли покинуть территорию запрашивающей стороны.

Свидетелю, эксперту, а также потерпевшему и его законному представителю запрашивающей стороной возмещаются расходы, связанные с проездом и пребыванием в запрашивающем государстве, как и не полученная заработная плата за дни отвлечения от работы; эксперт имеет также право на вознаграждение за проведение экспер­тизы. В вызове должно быть указано, какие выплаты вправе получить вызванные лица; по их ходатайству учреждение юстиции запраши­вающей стороны выплачивает аванс на покрытие соответствующих расходов.

Вызов свидетеля или эксперта, проживающего за рубежом, в учреждении юстиции не должен содержать угрозы применения средств принуждения в случае неявки.

^ Уведомление об обвинительных приговорах и сведения о судимос­ти. Государства ежегодно сообщают сведения о вступивших в закон­ную силу приговорах в отношении граждан друг друга и пересылают отпечатки пальцев осужденных. Государства также по просьбе предоставляют сведения о судимости лиц, привлеченных или привле­каемых к ответственности на их территории.

^ Обмен информацией по правовым вопросам. Центральные учреж­дения юстиции государств предоставляют друг другу сведения о дей­ствующем или действовавшем в стране законодательстве и практике его применения. В принципе аналогичную информацию можно по­лучить и по каналам Интерпола или через органы прокуратуры, но полученная информация будет отличаться по «юридическому каче­ству» и не для любых юридических целей может быть использована.

^ Передача осужденных к лишению свободы для отбывания наказа­ния в государстве, гражданами которого они являются. Это действие состоит в передаче лиц, в отношении которых уже вынесен обвини­тельный приговор иностранным судом.

Передача осужденных для отбывания наказания регулируется как общими договорами о правовой помощи, так и специальными соглашениями — Конвенцией о передаче лиц, осужденных к лише­нию свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются, 1978 г., Европейской конвенцией о передаче осужденных лиц 1983 г. (РФ пока не участвует), двусторонними со­глашениями (например, с Латвией 1993 г.).

Общие правила передачи осужденных таковы:

а) обращаться с заявлением о передаче осужденного могут сам осужденный и его родственники;

б) передача осужденных производится лишь после вступления в силу обвинительного приговора;

в) вопрос о передаче согласуется между центральными правоо­хранительными органами (в РФ — Генеральной прокуратурой);

г) передача не производится, если:

по законодательству государства, гражданином которого являет­ся осужденный, деяние, за которое он осужден, не является преступ­лением;

в государстве, гражданином которого является осужденный, за совершенное деяние он понес наказание или был оправдан либо дело было прекращено, а равно если лицо освобождено от наказания;

в государстве гражданства осужденного истек срок давности или имеется иное основание, препятствующее исполнению наказания;

осужденный имеет постоянное место жительства в государстве, судом которого вынесен приговор;

не достигнуто согласия о передаче осужденного на условиях, предусмотренных договором.

При передаче осужденного в Российскую Федерацию Верховный Суд РФ выносит определение о порядке отбытия наказания и виде исправительно-трудового учреждения, а также согласует вынесен­ный срок лишения свободы с предусмотренным законодательством.

^ Признание в РФ приговоров иностранных судов. При наличии международного договора приговор иностранного суда в РФ рас­сматривается так, как если бы он был вынесен российским судом. Так, согласно п. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР «О призна­нии и исполнении в РФ решений иностранных судов и арбитражей» решения (в том числе приговоры по уголовным делам) иностранных судов признаются в нашей стране, если это предусмотрено междуна­родными договорами. Положение о равнозначности иностранных судимостей и осуждения в РФ предусмотрено также ст. 11 Конвенции о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются, 1978 г., другими международными соглашениями.

Иными словами, при установлении рецидива, а также повторности как квалифицирующего признака состава преступления или отяг­чающего обстоятельства должно приниматься во внимание осужде­ние лица судом иностранного государства, с которым у РФ имеется соответствующий международный договор.

^ § 5. Сотрудничество и обмен информацией в борьбе с отдельными видами преступлений

Правоохранительные органы РФ сотрудничают с другими госу­дарствами в предупреждении, выявлении, пресечении и раскрытии соответствующих преступлений.

Формами сотрудничества являются:

обмен представляющей интерес информацией о готовящихся или совершенных преступлениях и причастных к ним лицах;

исполнение запросов о проведении оперативно-розыскных и следственных мероприятий;

розыск лиц, скрывающихся от уголовного преследования или исполнения приговора;

некоторые другие.

Обмен информацией и сотрудничество, предусмотренное согла­шениями, производятся на основании запросов. Форма и содержание запроса о содействии, порядок исполнения запроса, представление документов и других материалов, содержание предоставляемой ин­формации, в принципе не отличаются от предусматриваемых догово­рами о правовой помощи.

^ 1. Сотрудничество и обмен информацией в области борьбы с нарушениями налогового законодательства

В настоящее время Российской Федерацией подписаны пять со­глашений о сотрудничестве по вопросам соблюдения налогового за­конодательства: с Арменией, Белоруссией, Грузией, Узбекистаном и Таджикистаном (все вступили в силу).

Участники соглашений сотрудничают:

в предотвращении и пресечении нарушений налогового законо­дательства;

в предоставлении по запросу о содействии или в инициативном порядке информации о соблюдении налогового законодательства юридическими и физическими лицами;

в предоставлении информации о национальных налоговых систе­мах и текущих изменениях налогового законодательства;

в создании и функционировании компьютерных систем, обеспе­чивающих работу налоговых органов;

в организации работы с налогоплательщиками и налоговыми ор­ганами, включая разработку методических рекомендаций по обеспе­чению контроля за соблюдением налогового законодательства;

в области обучения кадров и обмена специалистами;

по другим вопросам, которые требуют совместных действий.

Соглашения подробно регулируют форму и содержание запроса, порядок его выполнения, использование полученных сведений, воз­мещение расходов и др. вопросы.

2. ^ Сотрудничество и обмен информацией в области борьбы с нарушениями таможенного законодательства

Сотрудничество в сфере борьбы с нарушениями таможенного законодательства осуществляется как на универсальном (Междуна­родная конвенция о взаимном административном содействии в пред­отвращении, расследовании и пресечении таможенных правонару­шений 1977 г.), так и на региональном (Соглашение СНГ о сотрудни­честве и взаимопомощи в таможенных делах 1994 г.), а также двусто­роннем уровнях (например, Соглашение между Правительством РФ и Правительством Литовской Республики о сотрудничестве и взаимо­помощи в таможенных делах 1995 г., Соглашение между правитель­ствами РФ и Венгерской Республики о сотрудничестве и взаимопо­мощи в таможенных делах 1996 г. и др.).

Установлены прямые связи между территориальными таможен­ными органами России и Белоруссии, в ближайшее время прямые связи будут установлены с таможенными органами Казахстана. В стадии рассмотрения находится вопрос предоставления права прямо­го обращения региональных таможенных управлений России в терри­ториальные подразделения таможенных служб стран СНГ и наоборот.

На основании соглашений таможенные службы сотрудничают в целях:

а) обеспечения правильного взимания таможенных пошлин, сбо­ров и других платежей, а также применения таможенных льгот;

б) предотвращения, пресечения и расследования таможенных правонарушений;

в) борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Таможенные службы передают друг другу по запросу, в том числе путем пересылки сообщений, протоколов и иных материалов или их заверенных копий, находящиеся в их распоряжении сведения:

об обстоятельствах, связанных с взиманием таможенных пошлин, сборов и других платежей, а также применением таможенных льгот;

о совершенных или готовящихся таможенных правонарушениях.

По запросу таможенной службы одного государства таможенная служба другого государства проводит проверку или расследование по согласованным в договоре вопросам. Запрашиваемая таможенная служба может разрешить официальным лицам запрашивающей тамо­женной службы присутствовать при проверке или расследовании.

Соглашения подробно регулируют форму и содержание запроса, порядок его выполнения, использование полученных сведений, воз­мещение расходов и др. вопросы.

^ 3. Сотрудничество органов внутренних дел РФ с зарубежными правоохранительными органами в борьбе с общеуголовной преступностью

МВД России заключено несколько десятков соглашений о борьбе с преступностью. В их числе: Соглашение о взаимодействии минис­терств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью 1992 г., Соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел в сфере обеспечения безопасности дорожного движе­ния 1993 г., Соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел в вопросах возвращения несовершеннолетних в государства их проживания 1993 г., Соглашение о сотрудничестве министерств внут­ренних дел стран СНГ в сфере борьбы с организованной преступнос­тью 1994 г. и др. В целях унификации положений заключаемых согла­шений Правительство РФ в 1995 г. утвердило типовой проект Согла­шения о сотрудничестве между МВД РФ и министерствами внутрен­них дел иностранных государств, устанавливающий порядок и формы взаимодействия органов внутренних дел РФ с соответствующими органами зарубежных государств.

В соответствии с договорами органы внутренних дел РФ сотруд­ничают в предупреждении, выявлении, пресечении и раскрытии пре­ступлений и прежде всего:

насильственных преступлений против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности, а также против собственности;

террористических актов;

коррупции и деятельности организованной преступности,

незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядови­тых веществ, а также радиоактивных материалов;

незаконных производства и оборота наркотических средств и психотропных веществ, а также веществ, используемых в процессе их изготовления;

преступлений в сфере экономики, в том числе легализации дохо­дов, полученных от преступной деятельности;

изготовления и сбыта поддельных денежных знаков, документов, ценных бумаг и средств безналичных платежей;

преступных посягательств на культурные и исторические цен­ности;

преступлений на транспорте и др.

Обмен информацией и сотрудничество, предусмотренное согла­шениями, производятся на основании запросов.

^ § 6. Международная организация уголовной полиции (Интерпол)

Международная организация уголовной полиции (Интерпол) была создана в 1919 г., но в современном виде действует с 1956 г., когда был принят новый Устав Международной организации уголов­ной полиции.

Целями Интерпола объявлены:

обеспечение широкого взаимодействия всех национальных орга­нов уголовной полиции;

развитие учреждений по предупреждению преступности и борьбе с ней.

Интерполу не разрешается осуществлять какую-либо деятель­ность политического, военного, религиозного или расового характера.

Интерпол имеет следующую организационную структуру.

Генеральная Ассамблея состоит из делегатов, назначаемых госу­дарствами-членами. Ассамблея определяет задачи и принципы дея­тельности Интерпола, избирает должностных лиц Интерпола, дает рекомендации членам Организации. Ассамблея проводит свои сес­сии ежегодно.

Исполнительный комитет состоит из Президента Интерпола, трех Вице-Президентов и девяти делегатов, избираемых Генеральной Ас­самблеей (Президент на четыре года, остальные лица — на три). Исполком готовит заседания Генеральной Ассамблеи, контролирует исполнение ее решений, выполняет другие функции. Исполком соби­рается на заседания не реже одного раза в год.

Постоянно действующим органом Интерпола является Генераль­ный секретариат, состоящий из Генерального секретаря (избирается Генеральной ассамблеей на пять лет) и технического и администра­тивного персонала (назначается Генеральным секретарем).

Для обеспечения сотрудничества с Интерполом каждое государст­во-участник определяет орган (Национальное центральное бюро — НЦБ), осуществляющий непосредственное взаимодействие с Органи­зацией.

Советники осуществляют научное консультирование Интерпола и назначаются Исполкомом на три года.

Местопребывание штаб-квартиры Интерпола — г. Лион (Фран­ция).

Основные направления деятельности Интерпола следующие.

1. Уголовная регистрация. Объект регистрации — сведения о «международных» преступниках и преступлениях, носящих между­народный характер.

2. Международный розыск. Основной вид розыска по каналам Интерпола — это розыск преступников. Однако в задачи Интерпола входит и розыск лиц, пропавших без вести, похищенного имущества (автомобилей, произведений искусства и т.д.).

3. Розыск подозреваемых для наблюдения за ними и контроля за их перемещениями.

4. Розыск лиц, пропавших без вести.

5. Розыск похищенных предметов (транспортных средств, произ­ведений искусства, оружия и др.).

В системе Интерпола также осуществляется сбор и обобщение статистических данных о преступности в государствах-участниках. При этом особое внимание уделяется информации о преступности, носящей международный характер, и «международных преступни­ках».

В центральных органах Интерпола и НЦБ Интерпола в государ­ствах-участниках ведется большая научно-исследовательская работа, в частности, собирается и распространяется информация в области криминалистики, криминологии, уголовного права и т.д., издаются многочисленные ведомственные бюллетени (например, Бюллетень «Подделки и подлоги») и др.

РФ является членом Интерпола с сентября 1990 г. (в порядке правопреемства). В МВД РФ создано НЦБ Интерпола в РФ, принято Положение о НЦБ Интерпола.

НЦБ Интерпола в РФ — это подразделение криминальной мили­ции, входящее в состав центрального аппарата МВД РФ, имеющее статус главного управления. Создание, реорганизация и ликвидация территориальных подразделений (филиалов) НЦБ осуществляются Министром внутренних дел РФ.

В задачи НЦБ Интерпола в РФ входят:

обеспечение эффективного международного обмена информа­цией об уголовных преступлениях;

оказание содействия в выполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными догово­рами РФ;

наблюдение за исполнением международных договоров по во­просам борьбы с преступностью, участниками которых является Рос­сийская Федерация.

Деятельность НЦБ Интерпола осуществляется на основе взаимо­действия с правоохранительными и иными государственными орга­нами РФ, а также международными правоохранительными организа­циями и правоохранительными органами иностранных государств — членов Интерпола.

НЦБ Интерпола осуществляет свою деятельность исключительно в сфере борьбы с уголовными преступлениями, не затрагивая пре­ступлений, носящих политический, военный, религиозный или расо­вый характер.

НЦБ Интерпола осуществляет следующие функции:

принимает, обрабатывает и направляет в Генеральный секретари­ат Интерпола и НЦБ других государств запросы, следственные пору­чения и сообщения госорганов РФ для осуществления розыска, арес­та и выдачи лиц, совершивших преступления, а также для осущест­вления обыска и ареста перемещенных за границу доходов от пре­ступной деятельности, похищенных предметов и документов, прове­дения иных оперативно-розыскных и процессуальных действий по делам, находящимся в производстве этих органов;

принимает меры по исполнению международными правоохрани­тельными организациями и правоохранительными органами госу­дарств — членов Интерпола запросов из РФ;

определяет, подлежат ли согласно Уставу Интерпола и обязатель­ным решениям Генеральной Ассамблеи Интерпола, федеральным законам и международным договорам РФ исполнению на территории РФ запросы, поступившие из НЦБ Интерпола иностранных госу­дарств, и направляет их в соответствующие госорганы РФ;

иные функции, предусмотренные Положением о НЦБ.


^ Документы и литература

Международная конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими 1923 г. // СДД СССР. Вып. IX. М., 1929. С 100—105.

Конвенция относительно рабства 1926 г. (с изменениями 1953 г.) // СДД СССР. Вып. XVII и XVIII. М., I960. С. 274—278.

Конвенция о борьбе с подделкой денежных знаков 1929 г. // СДД СССР. Вып. VII. С 40—51.

Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. // Ведомости СССР. 1954. № 12. Ст. 244.

Конвенция о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами 1949 г. // Российская юстиция. 1995. № 7.

Дополнительная Конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, 1956 г. // Ведомости СССР. 1957. № 8. Ст. 224.

Устав Международной организации уголовной полиции 1956 г. // Информационный вестник НЦБ Интерпола в РФ. 1992. № 1.

Конвенция об открытом море 1958 г. // Ведомости СССР. 1962. № 46. Ст. 467.

Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г. // СДД СССР. Вып. XXIII М., 1970. С. 105—136.

Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздуш­ного судна 1963 г. // Действующее международное право / Сост. Ю. М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Т. 3. С. 571—576.

Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г. // СДД СССР. Вып. XXVII. М., 1974. С. 292—296.

Конвенция о борьбе с незаконными действиями, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 г. // СДД СССР. Вып. XXIX. М., 1975. С 90—95.

Конвенция о психотропных веществах 1971 г. // СДД СССР. Вып. XXXV. М, 1981. С. 416-436.

Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 г. // СДД СССР. Вып. XXXIII. М., 1979. С 90—94.

Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г. // СДД СССР. Вып. XXXII. М., 1978. С. 58—63.

Европейская конвенция по борьбе с терроризмом 1977 г. // ГиП. 1995. № 4.

Конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются 1978 г. // Ведомости СССР. 1979. № 33. Ст. 539.

Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г. // СМД СССР. Вып. XLIII. М., 1989. С 99—105.

Конвенция о физической защите ядерного материала 1980г. //СМД СССР. Вып..XLIII. М., 1989. С. 105—109.

Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, 1988 г. // Действующее международное право / Сост. Ю. М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Т. 3. С. 584—587.

Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 1988 г. // Международное сотрудничество в борьбе с пре­ступностью / Сб. документов / Сост. П.Н. Бирюков и В. А. Панюшкин. Воронеж, 1997. С .77—83.

Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности ста­ционарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, 1988 г. // Там же. С. 83—85.

Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. // Там же. С. 44—64.

Конвенция Совета Европы об «отмывании», выявлении, изъятии и конфискации до­ходов от преступной деятельности 1990 г. // Там же. С. 65—72.

Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников 1989 г. // Действующее международное право / Сост. Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Т. 2. С. 812—819.

Договор между РФ и Азербайджанской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1992 г. // БМД. 1995. №5.

Договор о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам между РФ и Литовской Республикой 1992 г. // БМД. 1995. № 6.

Соглашение о правовой помощи и сотрудничестве между органами прокуратуры 1992 г. // Бюллетень Генеральной прокуратуры РФ. 1993. № 4.

Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. // БМД. 1995. № 2.

Договор между РФ и Республикой Молдова о правовой помощи и правовых отноше­ниях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. // СЗ. 1995. № 20.

Договор о правовой помощи и правовых отношениях между РФ и Латвийской Респуб­ликой 1993 г. // СЗ. 1995. № 21. Ст. 1932.

Решение о Бюро по координации борьбы с организованной преступностью, иными опасными видами преступлений на территории СНГ 1993 г. // Действующее меж­дународное право / Сост. Ю. М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Т. 3. С. 132—135.

Конвенция о безопасности персонала Организации Объединенных Наций и связанно­го с ней персонала 1994 г. // Там же. С. 51—60.

Положение о Национальном центральном бюро Интерпола в России 1996 г. // СЗ. 1996. №43.

«Грязные» деньги и закон Правовые основы борьбы с легализацией преступных дохо­дов / Под общ. ред. Е. А. Абрамова. М., 1994.

Анчсимов Л.Н. Наркотики: правовой режим. М., 1974.

Бастрыкин А.И. Взаимодействие советского уголовно-процессуального и международ­ного права. Л., 1986.

Бастрыкин А.И. Институт выдачи, взаимодействие национальных и международных норм//СЕМП. 1989—90—91. СПб, 1992. С. 115—124.

Бельсон Л.М. Россия в Интерполе // Правоведение 1994. №4. С 110—115.

Блищенко И.П., Жданов Н. В. Сотрудничество государств в борьбе с преступлениями международного характера. М., 1994.

Бирюков П.Н. Особенности расследования преступлений, совершаемых иностранца­ми. международные договоры и законодательство РФ. Воронеж, 1995.

Бирюков П.Н. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью и правовая система РФ. Воронеж, 1997.

Бородин С. В., Ляхов Е. Г. Международное сотрудничество в борьбе с уголовной преступностью. М.,1983.

Валеев Р.М. Выдача преступников в современном международном праве (Некоторые вопросы теории и практики) Казань, 1976.

Галенская Л.Н. Международная борьба с преступностью. М., 1972.

Горшкова С.А., Турсунов И. Ю. О применении норм международного права правоохранительными органами РФ (обзор материалов научно-практической конферен­ции)//ГиП 1996. №5. С. 138—151.

Игнатенко Г.В. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью. Свер­дловск, 1980.

Курс международного права. В 7 т. Т. 6. М., 1992.

Наумов А.В. Преступления против мира и безопасности человечества и преступления международного характера//ГиП. 1995. №6.

Николаева З.А. Квалификация преступлений, совершенных на территории иностран­ных государств // Правоведение. 1994. № 2.

Ляхов Е.Г. Терроризм и межгосударственные отношения. М., 1991.

Орлов Г.С. Расследование преступлений, совершаемых иностранными гражданами и в отношении их. Иркутск, 1993.

Панов В.П. Сотрудничество государств в борьбе с международными уголовными пре­ступлениями. М.,1993.

Родионов К.С. Интерпол: вчера, сегодня, завтра. М., 1990.

Степаненко В.И. Заключение под стражу с целью выдачи иностранному государству// СГиП.1991. №11. -


100-luchshih-medicinskih-uchrezhdenij-2009.html
100-strofa-kak-edinstvo-analiz-poeticheskogo-teksta.html
100-vedushih-zarubezhnih-nanotehnologicheskih-noc-stranica-6.html
100-velikih-akterov-stranica-17.html
100-velikih-akterov-stranica-31.html
100-velikih-akterov-stranica-54.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-ix-sobitiya-prinimayut-inoj-oborot-ot-guadalkanala-do-bugenvilya-kniga-f-shermana-amerikanskie-avianosci.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-4-nen-rajan-daryu-tebe-serdce-annotaciya.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-6-uroki-samopoznaniya-oleg-pokrovskij-nastavleniya-po-vizhivaniyu-v-konce-sveta.html
  • learn.bystrickaya.ru/federalnij-zakon-stranica-2.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-2-energetika-glazami-ekologa-zanimatelno-ob-energetike-chirkov.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obyazannosti-rabotodatelya-po-obespecheniyu-bezopasnih-uslovij-iohrani-truda-okazanie-pervoj-pomoshi-postradavshim-prineschastnih-sluchayah.html
  • urok.bystrickaya.ru/prikaz-ministra-obrazovaniya-i-nauki-respubliki-kazahstan-ot-1-noyabrya-2010-goda-506-zaregistrirovan-v-ministerstve-yusticii-respubliki-kazahstan-ot-18-noyabrya-2010-goda-6640-ovnesenii-izmenenij-v-prikaz.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/smisl-pro-treugolnika-bbk-76-006-5.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kniga-skazki-o-sile-stranica-4.html
  • grade.bystrickaya.ru/o-nesravnennom-geroe-ioganne-rejhline146-prichislennom-k-liku-svyatih-erazm-rotterdamskij.html
  • exam.bystrickaya.ru/vidi-svyazi-nastavlenie.html
  • lecture.bystrickaya.ru/annotaciya-programmi-disciplini-chechenskij-gosudarstvennij-universitet.html
  • bukva.bystrickaya.ru/problemi-zashiti-interesov-mashinostroitelnih-predpriyatij-pri-vstuplenii-kazahstana-v-vto.html
  • thescience.bystrickaya.ru/investicionnij-plan-razvitiya-monogoroda-gubkinskogo-2012-g-kompleksnij-investicionnij-plan-kip.html
  • holiday.bystrickaya.ru/morskoj-kruiz-provodilsya-v-oznamenovanie-150-letnej-godovshini-zaklyucheniya-traktata-o-torgovle-i-granicah-stavshim-otpravnoj-tochkoj-dlya-yapono-rossijskih-otnoshenij.html
  • textbook.bystrickaya.ru/i-obshie-polozheniya-stranica-32.html
  • school.bystrickaya.ru/7-bezopasnost-zhiznedeyatelnosti-v-usloviyah-proizvodstva-kontrolnie-voprosi-po-teme-8-133-9-prirodnie-chrezvichajnie.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/makarov-nikolaj-fedorovich.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razvedivatelnaya-shkola-v-m-mishen-specsluzhbi-tretego-rejha.html
  • crib.bystrickaya.ru/informacionnij-fond-ias-barometr-smi-vigruzka-informacii-po-usloviyam-kultura-data-publikacii-s-06-04-2009-po-10-04-2009-na-zasedanii-regionalnogo-kabineta-ministrov-utverzhden-prognoznij-plan-programma-stranica-3.html
  • testyi.bystrickaya.ru/annotaciya-disciplini-avtorskoe-pravo-i-ohrana-intellektualnoj-sobstvennosti.html
  • bukva.bystrickaya.ru/programma-i-poryadok-provedeniya-gosudarstvennogo-itogovogo-mezhdisciplinarnogo-ekzamena-po-specialnosti.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pravila-zapolneniya-anket-metodicheskie-rekomendacii-po-provedeniyu-monitoringa-zdorovesozidayushej-sredi-obrazovatelnogo.html
  • abstract.bystrickaya.ru/23-motivaciya-deyatelnosti-v-upravlenii-personalom-predsedatel-komissii-professor-v-s-citlenok.html
  • predmet.bystrickaya.ru/socialno-kulturnij-servis-i-turizm-gosi-2003g-chast-24.html
  • desk.bystrickaya.ru/period-ot-pervoj-pashi-do-vtoroj-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-1-klassa-sergiev-posad.html
  • literature.bystrickaya.ru/boris-nemcov-kreml-ne-mozhet-izbavitsya-ot-lukashenko-v-tverskoj-oblasti-stroitsya-sportkompleks-s-bassejnom.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zakonomernosti-genezisa-obrazovatelnih-sistem-stranica-14.html
  • report.bystrickaya.ru/gosudarstvennaya-programma-razvitiya-selskogo-hozyajstva-i-regulirovaniya-rinkov-selskohozyajstvennoj-produkcii-sirya-i-prodovolstviya-na-2008-2012-godi-naimenovanie-programmi.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-pedagoga-sherbininoj-tatyani-viktorovni-1-kategoriya-po-uchebnomu-kursu-russkij-yazik-5-klass-bazovij-uroven-stranica-5.html
  • uchit.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-disciplini-b4-algoritmi-i-analiz-slozhnosti-po-napravleniyu-010300-fundamentalnaya-informatika-i-informacionnie-tehnologii-nizhnij-novgorod-2011-g.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kniga-nachinaetsya-s-pervih-upominanij-o-chislennosti-naseleniya-velikogo-novgoroda-i-zakanchivaetsya-ego-demograficheskim-prognozom-do-seredini-xxi-v-stranica-5.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-metodi-issledovaniya-materialov-i-pokritij-po-specialnosti-150601.html
  • school.bystrickaya.ru/katolicizm-i-baptizm.html
  • testyi.bystrickaya.ru/571-obshie-polozheniya-koncepcii-istoriografiya-sobitij-socialno-ekonomicheskie-i-ekologicheskie-posledstviya-glava-1.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.