.RU

§ 5. Запугивание, маскарад, смена профессии - Учебное пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2003


§ 5. Запугивание, маскарад, смена профессии

Для достижения своих, в том числе благородных, целей журналист нередко прибегает к приемам, которые с позиций этических норм могут выглядеть если не вызывающими, то, по крайней мере, сомнительными. Например, использование запугивания и лжи, которые могут прозвучать в беседе с целью получения от источника необходимой информации.

Журналист «раскручивает» тему о взятках за получение прав на вождение автотранспорта. Эта проблема широко обсуждается в обществе, но нарушений со стороны органов внутренних дел в судебном порядке так и не было выявлено. Журналист в собственном расследовании встречается с руководителем автошколы, который, по его мнению, является посредником при передаче взятки. С целью запугать и вынудить собеседника раскрыть механизм взяточничества он сообщает ему сведения, в которых содержится информация, имитирующая осведомленность журналиста, – на самом деле этими знаниями он не располагает. Директора автошколы журналист намеренно пытается обвинить в получении взятки, сославшись якобы на «заинтересованных лиц»: «Господин директор, говорят, что вы берете взятки за получение водительских прав. Это мне подтвердили лица, причастные к данному делу». Собеседник тушуется и выкладывает все, потому что «и так все известно».

Похожая тактика используется на допросах следователями. Это так называемое «создание у допрашиваемого преувеличенного представления об осведомленности следователя». По словам экспертов, «тактическая идея этого приема такова: подробную информацию следователя о частностях, связанных с главным событием, и умолчание о его важных сторонах допрашиваемый может принять за свидетельство всестороннего знания следователем не только этих, но и главного события, и, признав тактическую борьбу со следователем бесполезной, перейти к даче показаний». При этом те же эксперты подвергают сомнению законность подобного приема, так как в следственных действиях используются незаконные меры, к которым, безусловно, относится обман.

Что же говорить о журналистах, использующих подобные приемы? Вправе ли они к ним прибегать? Не заподозрят ли их в моральной нечистоплотности? Если они обманом добывают информацию, почему бы им не обмануть затем и читателя? В этой непростой этической коллизии ясно одно: приемы с использованием лжи и запугивания должны применяться журналистом только в том случае, если у него на это есть достаточно моральных оснований.

Маскарады, переодевание, смена профессии – тоже по существу форма обмана и вероломства. В то же время такие приемы стали неотъемлемой частью журналистской профессии. Всем известны хрестоматийные примеры из опыта Михаила Кольцова, Анатолия Гудимова, немецкого репортера Гюнтера Вальрафа и других. Чтобы изучить жизненную ситуацию или проблему изнутри, журналист внедряется в «чужую» среду или надевает маску и вживается в роль, выступая свидетелем, очевидцем или участником расследуемого события. Так поступали в свое время Михаил Кольцов, проработавший три дня таксистом, Лариса Рейснер, нанявшаяся в немецкую лавочку разносчицей молока. Развил этот опыт Анатолий Гудимов и многие другие журналисты, рискнувшие сменить профессию и окунуться с головой «в тему», дабы посмотреть проблему изнутри и представить на суд аудитории объективную картину. Ролевой репортаж, более известный как метод «журналист меняет профессию», описан во всех учебниках журналистики, однако мало внимания уделяется его этической составляющей. Многочисленные «записки» таксистов, дворников, мусорщиков, челноков, репортажи из морга, с кладбища, из больницы являются результатом внедрения журналиста в незнакомую среду, смены его обличья и профессии. С нравственной точки зрения такие расследования вполне оправданны, они выявляют скрытые от человеческих глаз пороки той или иной социальной сферы, такие как коррупция, профессиональный цинизм, жесткость и бесчеловечность по отношению к слабым, нетерпимость в отношении меньшинств, и служат тем самым общественному интересу.

«Этика мимикрии» оказывается в повестке дня всякий раз, когда дело касается конкретных примеров человеческого общения. Когда журналист имитирует дружеское расположение и сочувствие к собеседнику, которого «раскалывает», выводит на чистую воду, в такой ситуации как минимум один из беседующих оказывается нечестным по отношению к другому, усыпив его бдительность. Фактически приемы профессиональной маскировки, или мимикрии, к которой прибегают журналисты, эксплуатируют человеческое доверие. В этом и состоит их этическая уязвимость.




§ 6. Плата за интервью

Дилемма – платить за интервью или не платить – возникает и может быть решена лишь в ситуации, когда журналист (редакция) деньгами одаривает собеседника. Противоположная ситуация, когда источник предлагает журналисту опубликовать информацию за финансовое вознаграждение, должна быть исключена из практики работника СМИ как не соответствующая профессионально-этическим нормам, которые рекомендуют журналисту «быть особенно бдительным при общении с источником, предлагающим информацию взамен за услуги или деньги, не вступать в торги из-за информации». Тем более когда речь идет о намеренном искажении фактов, «заказных» материалах, клевете. В Кодексе профессиональной этики российского журналиста (1994) содержится на этот счет запретительная норма: «Журналист вообще не должен принимать, ни прямо, ни косвенно, никаких вознаграждений или гонораров от третьих лиц за публикацию материалов и мнений любого характера».

Помимо денежных сумм, предложенных журналисту за публикацию сведений или чьих-то мнений, угрозу свободе принятия решений журналистами и редакцией представляют разного рода приглашения и подарки. Подарками считаются материальные и нематериальные льготы любого рода, например получение рекламных образцов товаров или оплаченные поездки на курорт. Надо признать, что российские журналисты сплошь и рядом пользуются подобными приношениями. Вопрос в том, каким образом это влияет на ход журналистского поиска и дальнейшее распространение информации. Сохраняют ли журналисты свою независимость от дарителей?

Что же касается вознаграждения интервьюируемых собеседников за информацию, то здесь правила варьируются в зависимости от традиций страны или конкретного СМИ. Общим положением является неписаное правило: не оплачивать информацию, предоставленную официальными и должностными лицами, которые обязаны делать это по закону. Это особенно распространяется на интервью, взятые для подборок новостей, для выпусков информационных программ. Однако и здесь бывают исключения. Например, в строго регламентированных правилах поведения журналистов британской телерадиокомпании Би-би-си допускается прибегать к платной информации в порядке исключения, лишь в том случае, «если это является единственным способом эту информацию получить». При этом редактор, давший разрешение на оплату информации, должен быть готов доказать, что эта информация представляет общественный интерес и отвечает праву граждан быть информированными.

По правилам Би-би-си оплата «информационной поддержки» оправданна еще и в том случае, когда участие в программах Би-би-си причиняет публичной фигуре неудобство. Следуя данному руководству для работников компании, такое вознаграждение можно считать «не прибылью, а компенсацией за причиненное неудобство». При этом предлагаемое денежное поощрение не должно являться способом оказания давления на источник.

В традициях российской прессы таких строгих критериев для этического оправдания платы за информацию нет. В разных СМИ на этот счет существуют свои законы и правила. Качественные издания стараются придерживаться принципа – не покупать информацию. Желтая пресса и таблоиды не брезгуют оплачивать услуги информанта. А платные интервью со звездами эстрады и шоу-бизнеса не считаются чем-то предосудительным и, по оценкам многих специалистов, практически стали нормой.


Литература

1. Аграновский В. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике. M., 1999.

2. Браун Д., Файерстоун Ч., Мицкевич Э. Теле/радионовости и меньшинства. М., 1994.

3. Бродский Иосиф. Большая книга интервью. М., 2000.

4. Газетные жанры. М., 1971.

5. Годфруа Ж. Что такое психология. М., 1998. Т. 1,2,

6. Жанры советской газеты. М., 1972.

7. Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации. М., 1996.

8. Информационные жанры газетной публицистики. М., 1986.

9. Искусство разговаривать и получать информацию: Хрестоматия / Под ред. Б. Н. Лозовского. М., 1993.

10. Краткий юридический справочник журналиста. М., 1997.

11. Кузнецов Г. ТВ-журналист. М., 1980.

12. Кузнецов Г. Так работают журналисты. М., 2000.

13. Лазутина Г. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000.

14. Лазутина Г. Профессиональная этика журналиста. М., 1999.

15. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 2000.

16. Мастерство журналиста / Под ред. В. М. Горохова и В. Д. Пельта. М., 1977.

17. Методы журналистского творчества. М., 1982.

18. Муратов С. Диалог // Телевизионное общение в кадре и за кадром. М., 1983.

19. Муратов С. Нравственные принципы тележурналистики. М., 1994.

20. Муратов С. ТВ – эволюция нетерпимости. М., 2001.

21. Основы творческой деятельности журналиста/ Под ред. С. Г. Корконосенко. СПб., 2000.

22. Отт У. Вопрос + ответ = интервью. М., 1991.

23. Профессиональная этика журналистов // Документы и справочные материалы. М., 1999. Т. 1.

24. Психология национальной нетерпимости. Минск, 1998.

25. Рабочая книга редактора районной газеты. М., 1988.

26. Радиожурналистика. М., 2000.

27. Реснянская Л. Двусторонняя коммуникация: методика организации общественного диалога. М., 2001.

28. Рубинштейн С. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.

29. Рубинштейн С. Основы общей психологии. СПб., 2000.

30. Рэндалл Д. Универсальный журналист. М., 1996.

31. Телевизионная журналистика. М., 2002.

32. Теория и практика советской периодической печати. М., 1980.

33. Теплюк В. Этика журналистского творчества. М., 1980.

34. Тертынный А. Жанры периодической печати. М., 2000.

35. Тертычный А. Расследовательская журналистика. М., 2002.

36. Фихтелиус Э. Десять заповедей журналистики. Стокгольм, 1999.

37. Шкопоров Н. Как психологически правильно брать интервью: Методические рекомендации. М., 1990.

38. Шостак М. Репортер: профессионализм и этика. М., 1999.

39. Шумилина Т. Не могли бы вы рассказать... М., 1976.

40. Шумилина Т. Методы сбора информации в журналистике. М., 1983.

41. Killenberg С., Anderson R. Before the Story. Interviewing and Communication Skills for Journalists. St. Martin's Press, 1989.

42. Metzler K. Creative Interviewing: the writer's guide to gathering information by asking questions. 2nd ed. N.J., 1989



11fizicheskaya-harakteristika-gazov-neftyanih-i-gazovih-mestorozhdenij-nekommercheskij-fond-imeni-professora-a-v-aksarina.html
11garantii-izgotovitelya-rukovodstvo-po-ekspluatacii-ltk10u-11-00-000re-ooo-cinus-zavoda-garo.html
11istoricheskaya-spravka-o-kosmologii-sovremennoe-sostoyanie-kosmologii.html
11klass-proverochnij-test-k-zachyotu2-potemealdegidi-i-karbonovie-kisloti.html
11lokalnie-akti-ou-praktikum-po-ekspertize.html
11model-nagruzki-loadmodel-111model-nagruzki-tipi-nagruzki-vdokumente-predstavleno-opisanie-profilya.html
  • learn.bystrickaya.ru/g-nizhnij-novgorod-pr-lenina-27-kab-102-tel8312-245-54-11-dop-251.html
  • bukva.bystrickaya.ru/tema-4-zakonomernosti-obsheniya-i-vzaimodejstviya-lyudej.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/primernij-perechen-laboratornih-rabot-uchebno-metodicheskoe-posobie-tambov-2004-udk.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glubokij-demokratizm-tvardovskogo-stol-yarko-proyavivshijsya-v-vasilii-terkine-otlichaet-i-zamisel.html
  • desk.bystrickaya.ru/ohrana-truda-uchebniki-i-umk-dlya-organizacij-nachalnogo-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/6-vsego-na-papiruse-nachertano-46-ieroglifov-iz-nih-smitu-udalos-vizhat-1125-anglijskih-slov-v-tom-chisle-65-lichnih-imen.html
  • znanie.bystrickaya.ru/aviakompaniya-rossiya-darit-veteranam-besplatnie-aviarejsi-ko-dnyu-pobedi-rossijskaya-blagotvoritelnost-v-zerkale-smi.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-raznie-periodi-zhizni-deti-po-raznomu-zasipayut.html
  • grade.bystrickaya.ru/oao-avisma-chast-3.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/koncepciya-razvitiya-lingvisticheskogo-obrazovaniya-v-universitete-samara-2012.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-konferencii-molodih-uchyonih-ifr-28-marta-ponedelnik.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-42-osobennosti-regulirovaniya-statya-celi-i-zadachi-trudovogo-zakonodatelstva-celyami-trudovogo-zakonodatelstva.html
  • doklad.bystrickaya.ru/virabotka-rekomendacij-po-uluchsheniyu-finansovogo-sostoyaniya-predpriyatiya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/statya-71-uchebnoe-posobie-sost-prof-v-v-maklakov-2-e-izd-isprav-i-dop-m-izdatelstvo-bek-584-s.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-literature-dlya-66-klassa-razrabotana-na-osnove-federalnogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-standarta-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-utv-prikazom-minobrnauki-rf-ot-17.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/yu-k-fetisova-v-v-vinogradova.html
  • testyi.bystrickaya.ru/62-prakticheskie-zanyatiya-po-fiziologii-i-etologii-zhivotnih-primernaya-programma-naimenovanie-disciplini-fiziologiya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/referat-dolzhen-vklyuchat-v-sebya-sleduyushie-elementi.html
  • notebook.bystrickaya.ru/igra-v-biser-izdatelstvo-hudozhestvennaya-literatura-moskva-1969-stranica-13.html
  • tests.bystrickaya.ru/kontrol-i-reviziya-kurs-tyumenskij-gosudarstvennij-universitet-rabochij-uchebnij-plan-3-kurs-specialnost-buhgalterskij.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-na-2010-2011-uchebnij-god-uchitelya-himii.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sistema-smazki-tehnicheskoe-opisanie.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tehnologii-obucheniya-i-vospitaniya-detej.html
  • testyi.bystrickaya.ru/a-e-varshavskij-d-e-n-k-t-n-professor.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-16-prakticheskoe-zanyatie-2-chasa-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-napravleniya-230200-62-informacionnie-sistemi.html
  • literature.bystrickaya.ru/bojko-alla-konstantinovna-velieva-natalya-vladimirovna-burkackaya-alyona-ivanovna.html
  • testyi.bystrickaya.ru/56-razdel-6-plan-marketinga-biznes-planirovanie-uchebnoe-posobie-tomsk-2010-recenzenti.html
  • control.bystrickaya.ru/chto-zhe-v-konce-koncov-poluchilos-iz-teh-riskovannih-predpriyatij-kotorie-veli-nas-cherez-obledenelie-perevali-cherez-dyuni-a-zachastuyu-pryamikom-po-shosse-mi-derzha.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-mou-gladishevskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-sonkovskogo-rajona-tverskoj-oblasti.html
  • thescience.bystrickaya.ru/imildi-ojindar-1-paravoz-masati.html
  • urok.bystrickaya.ru/problemno-informacionnij-analiz-sostoyaniya-shkoli-programma-razvitiya-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zanyatie-4-narkoznie-sredstva-spirt-etilovij-5-snotvornie-protivosudorozhnie-i-protivoparkinsonicheskie-sredstva-8.html
  • bukva.bystrickaya.ru/obrasheniya-grazhdan-v-federalnie-organi-ispolnitelnoj-vlasti-chast-23.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prilozhenie-3-otchet-po-ispolneniyu-3-etapa-gosudarstvennogo-kontrakta-.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/massovie-predstavleniya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.