.RU

07.11.2007 Что купить новичку? - Светлана Дорофеева Дневник начинающего трейдера


^ 07.11.2007 Что купить новичку?

В чате трейдеров недавно задали вопрос: «Что купить новичку?». Я ответила: «Учебник купить». Кто-то посмеялся, кто-то, может, и обиделся, но я-то ответила искренне! Я действительно считаю, что если у человека есть желание вложить деньги в фондовый рынок, но он не знает, как именно это сделать, то лучше сначала вложить деньги (а также время и силы) в самообразование. Это не самый простой путь, но пользы будет больше.

Учиться можно разными способами.


1. Книги

Книг про фондовый рынок много. С самыми разнообразными подходами, от вполне научных до популярных и даже художественных. Авторы используют разные методики, придерживаются разных мнений, иногда опровергают друг друга. Трудно сориентироваться в этом во всем начинающему. Трудно выбрать?

А если все-таки попробовать? Поищите, поспрашивайте - о каких книгах чаще всего упоминают? Что посоветуют? И читайте. Читайте и анализируйте. Можно найти много полезных идей, но они не сразу будут понятны. С первого прочтения многие вообще не заметны. Но если читать и думать не «дурак автор или все-таки гуру?», а «подойдет ли мне этот способ торговли, этот способ принятия решений, понимаю ли я эти принципы, смогу ли действовать, руководствуясь ими» - идеи станут видны лучше.

P.S. Если в комментариях будут вопросы/пожелания, я напишу потом, какие книги больше понравились мне.

2. Курсы

Многие крупные брокерские компании проводят курсы и семинары для своих клиентов. Часто бесплатные. Бывает – не только для нынешних клиентов, но и для потенциальных. Можно найти те, что вам ближе и удобнее, и сходить хотя бы на пару занятий. Оценить, интересно ли, понятно ли, нужно ли это вам. Да, на таких курсах обычно дают именно азы и, возможно, несколько преукрашают возможности (меньше акцентируя внимание на рисках и более красочно расписывая перспективы), возможно, будет и реклама этой самой брокерской компании. Но как минимум основы, терминологию, основные понятия и т.п. вы узнаете. А лишнее – «фильтруйте».

P.S. Сама я на курсы не ходила, так как решила, что все основы смогу найти самостоятельно с помощью интернета, книг и общения, так что советы по выбору курсов давать не буду. Но это тоже вариант. Возможно, для кого-то – самый удобный.

3. Учитель

Если повезет найти опытного человека, успешно работающего на фондовом рынке многие годы – спросите совета у него. Конечно, он не сможет «переложить в вашу голову все свои знания», да и вряд ли захочет, но вполне может быть, что вы получите ценные советы, идеи… Опытный человек поможет отделить предрассудки от разумных вещей, сможет сказать, что, по его мнению, работает лучше, а что вообще не стоит и пробовать.
Есть также люди, профессионально занимающиеся именно обучением работе на ФР, зарабатывающие на этом деньги. При желании, имена некоторых из них можно найти и в интернете. Однако надо понимать, что каждый учитель – он тоже человек. Он может совершать ошибки. Он будет учить тому, что лучше работает по его мнению. Поэтому к выбору учителя надо подходить очень тщательно и, на мой взгляд, только уже имея некоторые свои представления о том, чему именно (какому подходу) вы хотите научиться. Потому что глупо идти учиться скальпингу к долгосрочному инвестору, например.

Также будьте осторожны в том плане, что бывают недобросовестные (да и вообще нечестные) люди. Так что прежде, чем платить деньги за обучение, поинтересуйтесь результатами собственной торговли преподавателя. А лучше – результатами торговли его учеников, а также их отзывами. Желательно подтвержденными.

Хотя хороший учитель – безусловно, большая удача.

^ 4. Личный опыт

А это, пожалуй, самая главная и в конечном итоге необходимая составляющая (если есть желание именно торговать самому). На эту тему писать можно много и долго, но тогда будет слишком долгий пост. Да и весь мой дневник, по сути, именно про это – про личный опыт. Главное, что хочу сказать в этом пункте – что мало просто совершать сделки. Надо обязательно их анализировать. Вести дневник, записывать причины открытия позиций, причины закрытия, и логику, и эмоции, и выводы. Наблюдать и за рынком, и за собой.

А если на все это не хочется тратить время, не хочется вникать и заниматься вопросом серьезно, то можно, конечно, купить чего-нибудь на удачу (может и повезет, а может и нет), но лучше «поручить торговать за себя трейдеру рангом повыше, а самому заняться делом, которое вам действительно по душе» (с) Эд Сейкота.

Желаю всем удачи и успехов!


08.11.2007
После моего выхода из позиций по стопам рынок хоть и ушел немного вверх, но рост трудно назвать взрывным.

Сигналов на вход у меня пока нет, и если в пятницу и во вторник по этому поводу еще можно было сомневаться/расстраиваться (обидно, когда поезд уходит без тебя), то вчера ждать уже было проще. Возможно, терпение будет вознаграждено.  Во всяком случае, текущие уровни не подходят мне для покупок - покупать буду либо ниже, после коррекции, либо выше/позже - если сформируется ситуация, которая мне нужна.

09.11.2007

Сегодня утром перессчитывала уровни (в первую очередь по Газпрому и НорНикелю) для покупок на случай, если рост продолжится. (Хотя и не верится мне, что рост без коррекций будет еще достаточно долго, но какое это имеет значение? Верится-не верится. Расчет важнее.)

Все-таки на текущих уровнях покупать - слишком рискованно. Стопы получаются дальше целей. А покупать сейчас со слишком близким стопом (по дневкам) - это 1) лотерея, 2) увеличение вероятности мелких убыточных сделок, которые в большом количестве тоже не нужны, так как много мелких убытков могут “съесть” хорошую прибыль.

Глядя на то, как акции Газпрома идут вверх, очень хочется “запрыгнуть в поезд”, скорее купить. Но система не велит - сижу в кеше. Мне было бы лучше, если бы рынок либо скорректировался, либо “отстоялся” на текущих уровнях.

 В то же время, уже не первый раз, возникают сомнения-размышления: а вовремя ли я вышла (а хорошая ли у меня система)? Ведь сама недавно еще приводила в пример цитату “Даже Рокфеллер не может рисковать утерей позиции”. Сейчас, оглядываясь назад, считаю, что системно открыты позиции в прошлый раз были вполне вовремя, с удачных уровней, и те стопы уже переходили в безубыток/плюс. А вот закрытие - для меня пока самый сложный момент.  Ведь вышла я не по правилам ТА (акции пока оставались в растущем тренде), а по правилам ММ (money management). Хотя это тоже часть системы.

Если посмотреть на приведенный 04.11 в этом блоге график портфеля, в сравнении с индексом, можно заметить, что  несколько последних раз я закрываю позиции, немного не доходя до вершины. Это не потому, что я там ожидала вершину, или предсказывала, нет. Просто там включались правила управления рисками - и приходилось закрывать. А потом еще несколько дней мучительно ждать: верно/не верно. Это для меня самый сложный момент - не купить в такой ситуации. И ведь никогда на 100% не знаешь, закончен рост или нет. Но по опыту получалось так, что вот такие сделки “под давлением эмоций” оказывались раньше самыми убыточными. Поэтому стараюсь их исключить. Поэтому сейчас просто жду. Пока предыдущий график помогает сохранять спокойствие. А по итогам года посмотрим результаты.

Надо будет еще поссчитать, что было бы, если бы прошлый раз дождалась выхода по ТА. В смысле, была бы прибыль больше или нет. Впрочем, я и так знаю, что была бы точно больше волотильность портфеля (то вверх, то вниз), и меня бы это выбивало из спокойного состояния. Но все-таки лучше найти время и поссчитать.


12.11.2007 Понедельник
В пятницу началась коррекция на нашем рынке. После нашего закрытия американские индексы ушли еще ниже (приведу только два для примера: -1,8% DJIA, -3,43% NASD 100), и хотя последнее время мы “шли своим путем”, надо будет посмотреть, долго ли еще удастся нашему рынку игнорировать внешний негатив.

К тому же и цены на золото за выходные несколько снизились, и нефть пока не уходит выше, а снизилась немного от максимума на 95 до 92,2.

 Если сегодняшний день откроется в минус (или нейтрально), и не сможет выйти под закрытие в плюс - можно будет считать, что я все сделала правильно, что рост (временно?) истощился. Будем наблюдать и ждать подходящей ситуации для покупок. Впрочем, наблюдать я буду в любом случае.


26-informacionnaya-bezopasnost-uchebnoe-posobie-dlya-studentov.html
26-inostrannij-yazik-nemeckij-nachalnaya-shkola-xxi-veka.html
26-istoriosofskaya-tradiciya-utopicheskogo-socializma-sen-simon-programma-kursa-filosofiya-istorii-209-vvedenie.html
26-iyunya-voskresene-kalendarnij-plan-osnovnih-meropriyatij-gosudarstvennih-uchrezhdenij-kulturi-podvedomstvennih.html
26-kodirovanie-informacii-prikladnaya-informatika-v-ekonomike-bijsk-izdatelstvo-altajskogo-gosudarstvennogo.html
26-korespondenciya-akad-ilcho-ivanov-dimitrov-1931-2002-fond-20-opis-1.html
  • lecture.bystrickaya.ru/8-preobrazovanie-teploti-v-rabotu.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-3-marketing-metodicheskie-rekomendacii-podgotovleni-kafedroj-integrirovannih-marketingovih-kommunikacij-i.html
  • urok.bystrickaya.ru/proektirovanie-setej.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-sochinskij-gosudarstvennij-universitet-turizma-i-kurortnogo-dela-subtropicheskij-botanicheskij-sad-kubani.html
  • shkola.bystrickaya.ru/tema-14-konflikti-v-sfere-upravleniya-praktikum-po-konfliktologii-2-e-izdanie-dopolnennoe-i-pererabotannoe.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/logika-v-obrazovanii.html
  • college.bystrickaya.ru/211obrazovanie-phddphdf-ukazaniya-i-rukovodyashie-principi-po-kategoriyam-istochnikov.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-20-anne-obrien-rice-the-tale-of-body-thief.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-o-festivale-narodnogo-tvorchestva-metodicheskie-rekomendacii-po-patrioticheskomu-vospitaniyu-studentov.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/b3dv3-regionalnaya-komponenta-v-shkolnom-himicheskom-obrazovanii-annotaciya-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-enf-01-kompyuternie-nauki-indeks-po-gosnaimenovanie-disciplini.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/struktura-materialov-samoobsledovaniya-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-nachalnogo-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • books.bystrickaya.ru/dohodi.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rol-i-granici-kredita-v-razvitii-ekonomiki.html
  • composition.bystrickaya.ru/pechataetsya-po-postanovleniyu-stranica-18.html
  • essay.bystrickaya.ru/doklad-o-sostoyanii-grazhdanskogo-obshestva.html
  • lesson.bystrickaya.ru/muzika-v-sovetskij-i-postsovetskij-periodi.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sobori-irkutska.html
  • crib.bystrickaya.ru/gosudarstvennoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-volgogradskij-gosudarstvennij-tehnicheskij-universitet-kamishinskij-tehnologicheskij-institut-filial.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zadachi-obrazovatelnaya-utochnit-predstavlenie-detej-o-zimuyushih-pticah-ih-vneshnem-vide-pitanii-razvivayushaya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kakuyu-shkolu-ya-vibirayu-kniga-posvyashaetsya-samim-sovershennim.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-meropriyatij-na-2008-2010-godi-po-realizacii-federalnogo-zakona-ot-4-noyabrya-2007-g-n-250-fz.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obshie-principi-zapolneniya-bd-publikacii-fti-kollektivnij-dogovor-fti-im-a-f-ioffe.html
  • thesis.bystrickaya.ru/posobie-razrabotano-docentom-cilovoj-e-g-docentom-krotovoj-e-l-odobreno-metodicheskoj-komissiej-kafedri-visshaya-matematika.html
  • bukva.bystrickaya.ru/sovremennie-etnokulturnie-processi-v-rb.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prikaz-171-ot-31-08-2010g-protokol-1-ot-30-08-2010g-po-mou-sosh-22-predsedatel-direktor-mou-sosh-22-stranica-11.html
  • books.bystrickaya.ru/domashnij-doktor-dlya-detej-stranica-24.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnaya-shkola-1-organizacionno-pravovoe-obespechenie-deyatelnosti-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-6.html
  • thescience.bystrickaya.ru/gosudarstvennoe-obrazovatelnoe-stranica-5.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-21-bolevoj-sindrom-detskaya-anesteziologiya-i-reanimatologiya-mihelson.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-63-tajnij-filtr-lejl-laundes-kak-govorit-s-kem-ugodno-i-o-chem-ugodno-naviki-uspeshnogo-obsheniya-i-tehnologii.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tak-mozhet-imenno-etot-planer-i-porodil-v-yure-tyagu-k-nebu-zakonodatelstvo.html
  • lecture.bystrickaya.ru/59-ekonomicheskaya-effektivnost-primeneniya-promishlennih-robotov-analiz-i-obobshenie-opita-i-tendencij-sozdaniya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/srednyaya-shkola-10.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tematika-seminarskih-i-prakticheskih-zanyatijdlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya-celi-i-zadachi-disciplini-ee-mesto-v-uchebnom-processe.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.