.RU

1. Краткосрочное обязательное социальное страхование - Статья 6 18−37 7


1. Краткосрочное обязательное социальное страхование

80. Исчерпывающий перечень категорий лиц, которые подлежат обязательному страхованию от всех краткосрочных социальных рисков, охватываемых Кодексом социального страхования, содержится в пункте 1 статьи 4 Кодекса и включает:

a) промышленных и офисных работников, принятых на работу на период свыше пяти рабочих дней или 40 часов за один календарный месяц;

b) государственных служащих;

c) судей, прокуроров и следователей, сотрудников правоохранительных органов, судебных исполнителей и судебных работников;

d) кадровых военнослужащих по смыслу Закона об обороне и Вооруженных силах Республики Болгария, государственных служащих по смыслу Закона о Министерстве внутренних дел и Закона о применении уголовных мер наказания;

e) членов производственных кооперативов, которые трудятся в этих кооперативах;

f) лиц, работающих по второму трудовому договору или дополнительному трудовому договору;

g) подрядчиков на контрактах по управлению и контролю над коммерческими корпорациями, единоличных торговых агентов, ассоциации без образования юридического лица, а также управляющих конкурсной массой и уполномоченных по ликвидации компаний;

h) лиц на выборных должностях, которые выполняют работу и получают от этого доход;

i) религиозных должностных лиц, имеющих духовный сан в рамках официального перечня, предусмотренного Законом о духовной иерархии.

81. Цель закона, включающего вышеупомянутый список, состоит в том, чтобы охватить краткосрочным социальным страхованием всех лиц, выполняющих какую-либо работу, независимо от вида и оснований этой работы, если эти лица получают доход за ее выполнение, и застраховать их от потери этого дохода в результате наступления социальных страховых рисков, предусмотренных законом.

82. Социальные страховые риски, предусмотренные Кодексом социального страхования, от которых страхуются указанные лица, перечислены в пункте 1 статьи 1 Кодекса и включают: а) риски наступления временной нетрудоспособности – риски общего заболевания, трудового увечья и профессионального заболевания; b) риск наступления беременности и родов; с) риск наступления безработицы. Они признаны в качестве покрываемых социальных страховых рисков.

83. Наступление указанных социальных страховых рисков приводит к временной потере этим лицами заработка, благодаря которому они обеспечивают себя и членов своей семьи. Для компенсации этой потери заработка лица, охваченные системой социального страхования, подлежат обязательному социальному страхованию на период такой потери заработка.

84. Руководство мероприятиями в системе краткосрочного социального страхования осуществляется государственным учреждением – Национальным институтом социального страхования (НИСС), во главе которого стоят Наблюдательный совет, управляющий и заместитель управляющего. Наблюдательный совет – это коллегиальный руководящий орган, в состав которого на трехсторонней основе входят представители государства, работодателей и профсоюзных организаций и срок полномочий которого составляет четыре года с возможностью возобновления. Управляющий и заместитель управляющего НИСС являются единоличными руководителями, избираемыми Народным собранием на четырехлетний срок. Они могут быть переизбраны на своих постах (статьи 35–39 Кодекса социального страхования).

85. Система краткосрочного социального страхования финансируется за счет взносов участников программ социального страхования и застрахованных лиц, а также за счет средств госбюджета. Взносы в систему социального страхования уплачиваются участниками программ и застрахованными лицами в соотношении 60:40. Объем ресурсов для финансирования краткосрочного социального страхования устанавливается ежегодно на календарный год в законах о бюджете государственного социального страхования, принимаемых Народным собранием (пункт 2 статьи 62 Кодекса социального страхования).

86. Социальное страхование от временной нетрудоспособности в случае общего заболевания, трудового увечья и профессионального заболевания:

a) ^ Временная нетрудоспособность в случае общего заболевания удостоверяется медицинской справкой врача-терапевта, в которой указывается вид заболевания и продолжительность временной нетрудоспособности. В период временной нетрудоспособности застрахованное лицо освобождается от выполнения своих трудовых обязанностей; на это время ему предоставляется отпуск по болезни. В течение этого периода застрахованное лицо получает не трудовое вознаграждение, а пособие по социальному обеспечению в размере 80% своего валового трудового вознаграждения за весь срок временной нетрудоспособности (пункт 1 статьи 41 Кодекса социального страхования).

b) ^ Временная нетрудоспособность в случае трудового увечья. Случай получения трудового увечья как риск, покрываемый социальным страхованием, регулируется статьями 55, 57−60 и 64−65 Кодекса социального страхования. В статье 55 Кодекса социального страхования трудовое увечье определено как "любое внезапное ухудшение состояния здоровья, наступившее в период выполнения работы, в связи с ее выполнением или из-за ее выполнения, а также при выполнении любой работы в интересах предприятия, когда такое ухудшение повлекло за собой потерю трудоспособности или смерть". Кроме того, трудовое увечье означает любую травму, полученную застрахованным лицом по пути на работу или при возвращении с нее:

i) к основному месту проживания или к иному дополнительному месту проживания постоянного характера;

ii) к месту, где застрахованное лицо обычно принимает пищу в рабочие дни;

iii) к месту получения вознаграждения.

В течение временной нетрудоспособности застрахованное лицо, получившее трудовое увечье, получает денежное пособие в размере 90% своего валового заработка (пункт 1 статьи 41 Кодекса социального страхования). За последние шесть лет (2002−2007 годы) число трудовых увечий в Болгарии стабильно снижалось. Ниже приводится статистика, свидетельствующая о сокращении их числа:

2002 год: 5 409;

2003 год: 4 876 (-533);

2004 год: 4 405 (-471);

2005 год: 4 311 (-94);

2006 год: 3 919 (-392);

2007 год: 3 706 (-213)26.

Большинство случаев получения трудового увечья произошло в 12 отраслях: 2 182 случая, или 58% всех случаев получения трудового увечья в Болгарии в 2007 году. В число этих отраслей входят: строительство (386 случаев), машиностроение (218), государственное управление и оборона (204), пищевая промышленность (202), а также оптовая и розничная торговля (195)27. Это – отрасли или виды деятельности, где уровень безопасности и гигиены труда является крайне низким или неадекватным. Компетентные государственные органы постоянно занимаются вопросами обеспечения безопасности и гигиены труда, но достигнутые результаты недостаточны. Усилия по дальнейшему улучшению положения в этой области будут продолжены. Еще одной проблемой на фоне стабильного сокращения общего числа трудовых увечий в Болгарии является тревожный рост числа травм со смертельным исходом, отмеченный за последние пять лет. Ниже приведены соответствующие статистические данные:

2003 год: 98;

2004 год: 111;

2005 год: 104;

2006 год: 139;

2007 год: 15728.

Большинство трудовых увечий со смертельным исходом было получено на дорогах – 73 в 2007 году29. Это – серьезная проблема для государства, обусловленная недисциплинированностью и беспечностью при управлении транспортными средствами и неадекватным состоянием дорожной инфраструктуры.

с) ^ Временная нетрудоспособность в случае профессионального заболевания. Важной новеллой в законодательстве о профессиональных заболеваниях как о риске, покрываемом социальным страхованием, стало включение в Кодекс социального страхования смешанной системы сертификации таких заболеваний. В статье 56 Кодекса социального страхования профессиональное заболевание определено как "любое заболевание, которое наступило исключительно и изначально под воздействием вредных факторов трудовой среды или рабочего процесса и которое включено в Перечень профессиональных заболеваний, утверждаемый Советом министров по представлению министра здравоохранения". Профессиональным может быть признано даже не фигурирующее в Перечне заболевание, если установлено, что оно в основном и непосредственно было вызвано обычной трудовой деятельностью застрахованного лица и повлекло за собой постоянную потерю трудоспособности или смерть застрахованного лица. Любое обострение и более поздние последствия профессионального заболевания также относятся к страховым рискам. Перечень профессиональных заболеваний, утвержденный Постановлением Совета министров № 80 от 29 марта 2001 года (опубликован в "Дыржавном вестнике" № 33 за 2001 год, действует с 5 июля 2001 года), включает 57 видов профессиональных заболеваний по смыслу пункта 1 статьи 56 Кодекса социального страхования. Каждый отдельный случай наступления профессионального заболевания по смыслу пункта 1 статьи 56 Кодекса социального страхования, а также профессионального заболевания по смыслу пункта 2 статьи 56 Кодекса социального страхования, подтверждается решением диагностических медицинских комиссий совместно с Территориальной экспертно-медицинской комиссией. Число подтвержденных профессиональных заболеваний за последние три года (2005−2007 годы) сохраняло определенную стабильность:

2005 год: 29 000;

2006 год: 28 800;

2007 год: 28 78030.

Наиболее распространенными из подтвержденных профессиональных заболеваний являются респираторные заболевания, полиневропатия, пневмокониоз, заболевания опорно-двигательной системы, вибрационная болезнь и т.п. Масштабы распространения профессиональных заболеваний в Болгарии сокращаются. Это объясняется реструктуризацией экономики и постепенным, хотя и медленным, улучшением условий труда. За последние три года общее число случаев подтвержденных профессиональных заболеваний составило примерно 28 000–29 000. За последние шесть лет (2002−2007 годы) среднегодовое число новых случаев подтвержденных профессиональных заболеваний составляло 80−9031. Временная нетрудоспособность в случае профессионального заболевания подтверждается медицинской справкой врача-терапевта и медицинской консультативной комиссией. Пособие по временной нетрудоспособности в случае профессионального заболевания составляет 90% валового заработка. Это пособие выплачивается в течение всего периода временной нетрудоспособности (пункт 1 статьи 42 Кодекса социального страхования).

87. ^ Социальное страхование в связи с беременностью и родами. Республика Болгария ратифицировала Конвенцию № 3 МОТ 1919 года о труде женщин до и после родов и Конвенцию № 183 МОТ 2000 года о пересмотре Конвенции (пересмотренной) об охране материнства 1952 года. Действующее законодательство обеспечивает высокий уровень охраны материнства. Пункт 2 статьи 47 Конституции гласит: "Женщина-мать пользуется особой защитой со стороны государства, которое обеспечивает ей оплачиваемый отпуск до и после родов, бесплатную акушерскую помощь, облегчение труда и другую социальную поддержку". Беременные женщины имеют право на бесплатное медицинское наблюдение, уход и помощь для обеспечения нормального развития беременности. Работающие женщины независимо от вида их занятости (работа по трудовому договору, работа в качестве государственного служащего и т.д.) имеют право на ряд оплачиваемых отпусков: по беременности, родам и уходу за ребенком, в следующем порядке:

a) отпуск по беременности и родам составляет 315 календарных дней; он включает предродовой отпуск в 45 календарных дней и отпуск по уходу за ребенком в 270 календарных дней, вплоть до достижения ребенком возраста девяти месяцев (статья 163 Трудового кодекса). В течение этого отпуска матерям выплачивается пособие в размере 90 % их валового заработка (пункт 1 статьи 49 Кодекса социального страхования).

b) после использования отпуска, предусмотренного статьей 163 Трудового кодекса, работающие матери имеют право на дополнительный отпуск по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста двух лет, а работодатели обязаны предоставить им такой отпуск по их просьбе (статья 164 Трудового кодекса). В течение этого отпуска матери выплачивается пособие в сумме, установленной Законом о бюджете государственного социального страхования (пункт 4 статьи 164 Трудового кодекса и пункты 1 и 2 статьи 53 Кодекса социального страхования). На 2008 год ежемесячная сумма этого пособия составляет 220 болг. левов (статья 11 Закона о бюджете государственного социального страхования 2008 года). С согласия матери этот отпуск может быть альтернативно использован отцом ребенка или одним из родителей матери или отца ребенка (пункт 3 статьи 164 Трудового кодекса);

c) использовав вышеупомянутые отпуска, предусмотренные статьями 163 и 164 Трудового кодекса, каждый из родителей ребенка (мать и отец) имеет право на неоплачиваемый отпуск продолжительностью шесть месяцев, вплоть до достижения ребенком возраста восьми лет (пункт а) статьи 167 Трудового кодекса).

Все отпуска по беременности и родам зачитываются в трудовой стаж.

88. Безработица. Социальное страхование на случай наступления безработицы регулируется пунктами a)–i) статьи 54 Кодекса социального страхования. Согласно пункту а) статьи 54, право на получение пособия по безработице имеют лица,

a) для которых взносы по социальному страхованию были внесены или причитаются за период не менее девяти месяцев из последних 15 месяцев, предшествовавших прекращению трудового договора, в связи с которым данное лицо было застраховано на основании пункта 1 статьи 4 Кодекса социального страхования;

b) которые зарегистрированы в качестве безработных в соответствующем местном отделении Национального агентства занятости;

c) которые не получают какую-либо пенсию;

d) не выполняющие работу, в связи с которой они охвачены системой обязательного социального страхования от безработицы на основании статьи 4 Кодекса социального страхования.

89. Денежное пособие по безработице составляет 60% среднемесячного заработка, с которого в течение последних девяти месяцев уплачивались взносы по социальному страхованию соответствующих лиц. Минимальные и максимальные размеры пособия по безработице ежегодно устанавливаются Законом о бюджете государственного социального страхования. В 2007 году эти размеры составляли 90 и 180 болг. левов, в 2008 году – 100 и 200 болг. левов (статья 11 Закона о бюджете государственного социального страхования).

90. В соответствии с подпунктом 1 пункта с) статьи 54 Кодекса социального страхования, количество месяцев выплаты денежного пособия по безработице в пределах, оговоренных в пункте а) статьи 54а Кодекса социального страхования, варьируется в зависимости от стажа уплаты взносов в следующем соотношении:

^ Стаж уплаты взносов (годы)

Период выплаты пособия (месяцы)

До 3

4

От 3 до 5

6

От 5 до 10

8

От 10 до 15

9

От 15 до 20

10

От 20 до 25

11

Более 25

12

91. Размер денежного пособия по безработице составляет 60 % среднемесячного заработка, из которого соответствующее застрахованное лицо уплачивало взносы последние девять месяцев, однако он не может быть меньше минимального и больше максимального размера пособия по безработице (подпункт 1 пункта b) статьи 54 Кодекса социального страхования). Минимальный и максимальный размеры пособия по безработице ежегодно устанавливаются Законом о бюджете государственного социального страхования. В 2008 году эти суммы составляли 100 и 200 болг. левов. В целом этот размер является низким.

92. В 2006 году в Кодекс социального страхования были внесены дополнения (опубликованы в "Дыржавном вестнике" № 105 за 2006 год, вступили в силу 1 января 2007 года), предусматривавшие включение в статью 54 пункта i) о новых правах на пособие для длительно безработных (для лиц, которые зарегистрированы в качестве безработных и остаются безработными более 12 месяцев). Это пособие соответствует минимальному месячному уровню (в 2008 году – 100 болг. левов). Оно может выплачиваться в течение периода, не превышающего 30 месяцев (подпункт 3 пункта i) статьи 54 Кодекса социального страхования).

^ 2. Долгосрочное (пенсионное) социальное страховани��

93. В соответствии с Кодексом социального страхования начиная с 2000 года пенсионное страхование в Болгарии осуществляется в рамках так называемой трехуровневой структуры, которая включает:

a) основное обязательное пенсионное страхование (статьи 68−106
Кодекса социального страхования);

b) дополнительное обязательное пенсионное страхование
(статьи 120a−203 Кодекса социального страхования);

c) дополнительное добровольное пенсионное страхование
(статьи 209−259 Кодекса социального страхования).

Эти уровни кратко представлены ниже.

^ 3. Основное обязательное пенсионное страхование

94. Основное обязательное пенсионное страхование включает пенсионное страхование на случай старости, инвалидности и смерти. Оно осуществляется Национальным институтом социального страхования и предусматривает выплату пособий и пенсионное обеспечение по старости, инвалидности и в случае потери кормильца (предоставляется членам семьи застрахованного лица, которые при его жизни находились на его иждивении). Система основного обязательного пенсионного страхования распространяется на всех застрахованных лиц, занимающихся трудовой деятельностью, независимо от статуса и вида этой деятельности: на промышленных и офисных работников, на государственных должностных лиц и служащих в целом, индивидуальных предпринимателей, лиц свободных профессий и других застрахованных лиц, охватываемых статьей 4 Кодекса социального страхования.

95. Страховые пенсии и пенсии по старости представляют собой основные виды пенсионного обеспечения в системе основного обязательного пенсионного страхования. Из-за серьезных демографических проблем, с которыми Болгария сталкивалась в переходный период, снижения рождаемости и старения населения количество таких пенсий и получающих их лиц в Болгарии велико: на их долю приходится примерно 70-75% всех пенсий. Динамика численности пенсий этой категории за последние годы была следующей:

2001 год: 1 879 381

2005 год: 1 682 006

2002 год: 1 844 405

2006 год: 1 652 143

2003 год: 1 796 930

2007 год: 1 633 076

2004 год: 1 742 254

2008 год (первая половина): 1 621 66332

96. Страховые пенсии и пенсии по старости являются наиболее распространенными видами пенсий, выплачиваемых при наступлении старости – вида риска, который охватывается социальным страхованием. Право на получение такой пенсии наступает при соблюдении двух условий: а) достижения предусмотренного возраста (63 года для мужчин и 60 лет для женщин); и b) накопления соответствующего общего числа пунктов. Общее число пунктов – это сумма, которая складывается из возраста застрахованного лица и количества лет его стажа уплаты взносов. Стаж уплаты взносов исчисляется количеством лет, в течение которых застрахованное лицо занималось трудовой деятельностью и в течение которых за него уплачивались или начислялись взносы в систему социального страхования. Минимальное общее число пунктов, необходимое для приобретения пенсионных прав, составляет 100 для мужчин (например, при возрасте 63 года и стаже уплаты взносов 37 лет) и 94 для женщин (например, при возрасте 60 лет и стаже уплаты взносов 34 года).

97. Размер страховой пенсии и пенсии по старости рассчитывается на основе общего числа пунктов и суммы заработка, с которой уплачивались страховые взносы участника системы социального страхования.

98. Расходы средств бюджета государственного социального страхования на выплату страховых пенсий и пенсий по старости составляют основную часть государственных расходов по социальному страхованию: на их долю приходится 80% бюджета государственного социального страхования.

99. За последние семь лет среднемесячный размер страховых пенсий и пенсий по старости удвоился и имел следующую динамику:

2001 год: 95,33 болг. левов

2005 год: 138,75 болг. левов

2002 год: 105,51 болг. левов

2006 год: 156,70 болг. левов

2003год: 114,13 болг. левов

2007 год: 177,23 болг. левов

2004 год: 128,57 болг. левов

2008 год (первая половина): 190,64 болг. левов33

100. ^ Пенсии по инвалидности. Эти пенсии предоставляются в случае нетрудоспособности, наступившей в результате общего заболевания, трудового увечья или профессионального заболевания (статьи 71–78 Кодекса социального страхования). Нетрудоспособность, при которой выплачивается пенсия по инвалидности, означает потерю трудоспособности на 50% и более (статья 72 Кодекса социального страхования). Ее наступление подтверждается органами по оценке трудоспособности – Территориальной экспертно-медицинской комиссией и Национальной экспертно-медицинской комиссией. Инвалидность подразделяется на три группы в зависимости от степени нетрудоспособности:

a) от 50 до 70,99 % потери трудоспособности;

b) от 71 до 90 % потери трудоспособности;

c) более 90 % потери трудоспособности.

101. Пенсии по инвалидности вследствие общего заболевания предоставляются при потере трудоспособности в одной из указанных выше степеней при условии накопления минимального стажа уплаты страховых взносов:

a) лицам, не достигшим возраста 20 лет, лицам с врожденной утратой зрения и лицам, утратившим зрение до начала трудовой деятельности, стажа уплаты взносов не требуется;

b) застрахованным лицам, не достигшим возраста 25 лет, необходимо иметь один год стажа уплаты взносов;

c) застрахованным лицам, не достигшим возраста 30 лет, необходимо иметь три года стажа уплаты взносов;

d) застрахованным лицам, достигшим возраста 30 лет, необходимо иметь пять лет стажа уплаты взносов.

Для назначения пенсий в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием никакого стажа уплаты взносов не требуется.

102. Размер пенсии рассчитывается в зависимости от степени утраты трудоспособности (см. пункт 99 выше), стажа уплаты взносов застрахованным лицом и величины заработка, из которого уплачивались или начислялись взносы в систему социального страхования (статья 79 Кодекса социального страхования).

103. За отчетный период наблюдалась следующая динамика общего числа лиц, получающих пенсию по инвалидности:

2001 год: 239 247

2005 год: 422 123

2002 год: 268 025

2006 год: 432 905

2003 год: 313 597

2007 год: 429 731

2004 год: 366 171

2008 год (первая половина): 425 53634

104. Средний размер пенсий по инвалидности варьируется в зависимости от причины инвалидности – общего заболевания, трудового увечья или профессионального заболевания. Средний размер пенсий по инвалидности в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием значительно выше ввиду профессионального характера этих рисков. В период 2001−2007 годов динамика роста размера среднемесячных пенсий по инвалидности была следующей:




^ Общее заболевание
(в болг. левах)

Трудовое увечье и профессиональное заболевание
(в болг. левах)

2001 год

68,49

88,59

2002 год

78,31

97,94

2003 год

87,57

105,76

2004 год

98,57

114,85

2005 год

109,87

123,59

2006 год

125,87

139,69

2007 год

140,69

158,37

2008 год (первая половина)

149,07

169,6035

Как видно из приведенных выше цифр, за период 2001−2007 годов размер пенсий по инвалидности в связи с общим заболеванием вырос на 220%, а пенсий по инвалидности в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием − на 195%.

105. ^ Пенсии по случаю потери кормильца. Порядок их предоставления регулируется статьями 80–84 Кодекса социального страхования. Пенсия по случаю потери кормильца – это пенсионное пособие, назначаемое при наступлении смерти застрахованного лица − риска, который покрывается социальным страхованием.

106. По действующему законодательству личные страховые пенсии и пенсии по инвалидности могут быть преобразованы в пенсии по случаю потери кормильца. Согласно статье 82 Кодекса социального страхования, право на получение пенсии по случаю потери кормильца имеют:

a) дети умершего застрахованного лица: вплоть до достижения возраста 18 лет, а в случае продолжения обучения – вплоть до завершения обучения, но не позднее достижения возраста 26 лет;

b) вдова/вдовец умершего застрахованного лица: за пять лет до достижения пенсионного возраста (63 года для мужчин и 60 лет для женщин), если это лицо утратило трудоспособность;

c) родители умершего застрахованного лица: при условии, что они достигли пенсионного возраста и не получают личную пенсию.

107. Размер пенсии по случаю потери кормильца рассчитывается как процент от личной пенсии, полагающейся умершему застрахованному лицу:

a) при наличии одного правопреемника: 50%;

b) при наличии двух правопреемников: 75%;

c) при наличии трех правопреемников или более: 100%.

Пенсия по случаю потери кормильца предоставляется в качестве общей суммы для всех лиц, имеющих право на ее получение, и распределяется между ними в равных долях. Минимальный размер пенсии по случаю потери кормильца не может составлять менее 75% минимального размера личной страховой пенсии или пенсии по старости, т.е. менее 84,14 болг. левов в месяц (75% от 112,62 болг. левов в соответствии со статьей 9 Закона о бюджете государственного социального страхования) − по состоянию на 2008 год.

108. Основной проблемой пенсионного обеспечения по старости в Республике Болгария является низкий размер всех видов пенсий. В результате реформы национальной системы пенсионного обеспечения по старости с отменой Закона о пенсиях размеры всех видов пенсий резко снизились. Был установлен крайне невысокий размер выплат по всем видам пенсионного обеспечения. За отчетный период (с января 2001 года по июнь 2008 года) их размер возрастал. Этот рост был особенно ощутим в 2007−2008 годах (см. пункт 104 выше). Однако, несмотря на приложенные усилия и номинальный рост размеров пенсий, из-за их низкого начального уровня 2001 года размер пенсий оставался низким, и многие пенсионеры в Болгарии продолжали жить в трудных материальных условиях.

Статья 10

109. Республика Болгария является участницей:

a) Международного пакта о гражданских и политических правах;

b) Конвенции о правах ребенка;

c) Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.

Она также является участницей следующих конвенций МОТ о защите детей и молодежи в области трудовых отношений:

a) Конвенции о труде женщин до и после родов 1919 года (№ 3);

b) Конвенции о ночном труде подростков в промышленности 1919 года (№ 6);

c) Конвенции об обязательном медицинском освидетельствовании детей, занятых на борту судов, 1921 года (№ 16);

d) Конвенции о медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду в промышленности 1946 года (№ 77);

e) Конвенции о медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду на непромышленных работах 1946 года (№ 78);

f) Конвенции об ограничении ночного труда детей и подростков на непромышленных работах 1946 года (№ 79);

g) Конвенции о медицинском освидетельствовании молодых людей с целью выяснения их пригодности к труду на подземных работах 1965 года (№ 124);

h) Конвенции о минимальном возрасте для приема на работу 1973 года (№ 138);

i) Конвенции о запрещении наихудших форм детского труда 1999 года (№ 182);

j) Конвенции об охране материнства 2000 года (№ 183).

110. В Конституции Республики Болгария 1991 года особое внимание уделено семье. Отношение государства к семье отражено в статье 14 Конституции, согласно которой "семья, материнство и детство находятся под покровительством государства и общества". Уже сам факт того, что три указанные ценности регулируются одним конституционным положением, свидетельствует о том, что в Основном законе они воспринимаются как тесно связанные между собой; при этом семья является их объединяющим началом, создающим благоприятную социальную среду, в которой осознается понятие родины и в которой рождаются и воспитываются дети. На базе этой фундаментальной концепции семьи, выраженной в Конституции, ее статья 46 регулирует брак как традиционную основу семьи, которая наиболее глубоко укоренена в исконных традициях Болгарии и берет свое начало в далеком историческом прошлом. Эта статья гласит:

"1. Брак представляет собой добровольный союз мужчины и женщины. Законным считается лишь гражданский брак.

2. Супруги имеют равные права и обязанности в браке и семье.

3. Форма брака, условия и порядок его заключения и прекращения, личные и имущественные отношения между супругами регулируются законом".

111. В двух указанных положениях Конституции (статье 14 и статье 46) закладываются конституционные основы покровительства и содействия семье со стороны государства. На этой основе Семейный кодекс 1985 года подробно регулирует отношения, связанные с созданием семьи, ее функциями и защитой, супружескими отношениями, взаимоотношениями между родителями и детьми, расторжением брака и т.п. В то же время на фоне преобразования социальных отношений был составлен и передан на обсуждение парламента проект нового Семейного кодекса.

112. Цели правового регулирования института брака и семьи непосредственно изложены в статье 2 Семейного кодекса: защита и укрепление семьи; обеспечение всеобъемлющей защиты детей и их воспитание; развитие взаимопомощи, любовь и взаимоуважение среди всех членов семьи и культивирование в них чувства ответственности за семью и общество. Вся правовая основа, вытекающая из этого принципа и отраженная в Семейном кодексе, направлена на достижение указанных целей.

113. Прежде всего, брак заключается между мужчиной и женщиной при их свободно выраженном согласии, о котором они заявляют лично и одновременно в присутствии работника бюро регистрации актов гражданского состояния. Как непосредственно предусмотрено в пункте 1 статьи 46 Конституции, законным признается только гражданский брак, т.е. только официально зарегистрированный брак порождает правовые последствия (см. также статьи 6–11 Семейного кодекса). При этом ни Конституцией, ни Семейным кодексом не запрещается заключать церковные браки (с венчанием в храме). За последние 20 лет в условиях проведения в Болгарии демократических преобразований супруги, как правило, выбирают также и обряд венчания. Предусмотренный законом минимальный возраст вступления в брак для обоих супругов составляет 18 лет – возраст наступления физической и психической зрелости. При наличии особых побудительных обстоятельств, в порядке исключения в брак может вступить лицо, не достигшее возраста 16 лет, с разрешения окружного суда по месту жительства этого лица (статья 12 Семейного кодекса).

114. Взаимоотношения между супругами строятся на основе равенства и взаимности. В супружестве они имеют равные права и обязанности, основанные на взаимном уважении, совместной заботе о семье, взаимопонимании и верности (статьи 14–18 Семейного кодекса). Имущество, совместно нажитое супругами в браке, принадлежит обоим супругам независимо от того, на чье имя было приобретено это имущество, и является их супружеской собственностью (статья 19 Семейного кодекса).

115. Взаимоотношения между родителями и детьми строятся на основе личной душевной привязанности и взаимных обязанностей. Родители обязаны заботиться о своих детях и воспитывать их, а дети обязаны уважать своих родителей и помогать им (статьи 68–73 Семейного кодекса).

116. После спада в конце 1990-х годов число заключенных браков и родившихся детей в последние годы возрастало:

Год

Число заключенных браков

Число родившихся детей

2001

24 466

48 567

2002

23 085

47 779

2003

24 543

48 597

2004

24 857

50 390

2005

26 658

52 280

2006

26 159

55 043

2007

27 048

56 08436

117. Брак расторгается через процедуру развода, осуществляемую при взаимном согласии обоих супругов или по заявлению одного из супругов, если узы брака серьезно и непоправимо подорваны. Расторжение брака происходит по решению суда в соответствии со специальной процедурой, предусмотренной Гражданским процессуальным кодексом. В последние годы с наступлением подлинного равенства в отношениях между супругами, эмансипации женщин и их полной экономической самостоятельности и независимости от мужчин число разводов возрастало, но оставалось в допустимых пропорциях, как это явствует из приведенных ниже показателей количества разводов за ближайшие четыре года:

2004 год: 13 024;

2005 год: 13 948;

2006 год: 14 828;

2007 год: 15 94637.

118. За рассматриваемый период увеличилось число фактических свободных союзов между мужчинами и женщинами, образуемых без заключения гражданского брака. В таком союзе мужчина и женщина совместно проживают, сообща ведут хозяйство, имеют и воспитывают детей без вступления в брак. Это – вопрос их личного выбора. В настоящее время свободный союз не подлежит законодательному регулированию. Кроме того, он не регистрируется, в силу чего статистические данные по таким союзам отсутствуют. Проект нового Семейного кодекса, находящийся на обсуждении в парламенте, предусматривает правовое регулирование свободного союза, его регистрацию и юридические последствия. Часть населения, особенно лица пожилого возраста, высказывают определенные возражения против свободного союза, но представители более молодого поколения, которые в наибольшей степени затронуты этим явлением, принимают его и часто используют.


4-audit-ved-41-celi-zadachi-i-napravlenie-audita-konspekt-lekcij-krasnoyarsk-2005-avtori-sostaviteli.html
4-avgusta-2009-g-1755-kazan-vpervie-za-poslednie-25-let-prinimaet-silnejshih-volnikov-rossii.html
4-b-predvaritelnoj-povestki-dnya.html
4-bazovaya-lokalno-neyavnaya-shema-yu-b-radvogin.html
4-besedi-o-nravstvennosti-otnosis-k-drugomu-tak-kak-ti-hochesh-chtobi-otnosilis-k-tebe.html
4-bezopasnost-proizvodstvennih-processov-perechen-osnovnih-zakonodatelnih-i-inih-normativnih-pravovih-aktov.html
  • tests.bystrickaya.ru/kriterii-ocenki-effektivnosti-deyatelnosti-uchitelya-e-v-loginova-ekaterinburg-v-v-kozlov-yaroslavl.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prikaz-ot-20-maya-2003-g-n-187-ob-utverzhdenii-glav-pravil-ustrojstva-elektroustanovok-stranica-4.html
  • klass.bystrickaya.ru/610-chto-takoe-translyator-kompilyator-interpretator-v-informatiku.html
  • education.bystrickaya.ru/114ustrojstvo-dlya-zonalnogo-kolonchatogo-elektroforeza-biopolimerov-obzor-izobretenij-elektrohimicheskoe-proizvodstvo.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-moudod-dom-detstva-i-yunoshestva-impuls.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-o-deyatelnosti-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • teacher.bystrickaya.ru/finansi-i-kredit-b43-belousova-v-p-inzhenernie-i-ekonomicheskie-voprosi-ekologii-ucheb-posobie-v-p-belousova.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/koncepciya-wimp-istoriya-problemi-i-perspektivi.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-6t-vspomogatelnie-veshestva-konspekt-lekcij-po-kursu-tehnologiya-lekastvennih-form-i-galenovih-preparatov.html
  • student.bystrickaya.ru/1-obrashenie-k-chitatelyam.html
  • composition.bystrickaya.ru/organizacionnie-strukturi-po-delam-molodezhi-ih-chislennij-sostav-po-dannim-proverki.html
  • assessments.bystrickaya.ru/cigun-i-tajczicyuan-osmislenie-teorii-i-peredacha-soobrazhenij-po-sobstvennoj-praktike-v-rossiibocharnikov-vn-vladivostok.html
  • university.bystrickaya.ru/forma-2-r-osnovnoe-obshee-obrazovanie-nachalnoe-obshee-obrazovanie.html
  • reading.bystrickaya.ru/literaturnoe-chtenie-o-prepodavanii-uchebnih-predmetov-v-1-klassah-v-usloviyah-vvedeniya-federalnogo-gosudarstvennogo.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mezhdunarodnaya-konferenciya-citokini-vospalenie-immunitet-23-26-iyunya-sankt-peterburg-abstrakti-s-37-2002-g-7.html
  • nauka.bystrickaya.ru/viii-pohod-na-kitaj-chingishan-kak-polkovodec-i-ego-nasledie.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-po-latinskomu-yaziku-dlya-studentov-ikursa-fakulteta-filologii-i-zhurnalistiki-isemestr-36-zanyatij.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/belinskij-vg-vidayushayasya-lichnost-20-veka.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/voprosi-k-ekzamenu-po-discipline-10-upravlenie-obshestvennimi-otnosheniyami-10.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-13-sistema-tovarodvizheniya-metodicheskoe-posobie-po-podgotovke-k-itogovomu-gosudarstvennomu-mezhdisciplinarnomu.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-po-discipline-ekologicheskoe-pravo-na-temu-ponyatie-ekologicheskogo-prava.html
  • bukva.bystrickaya.ru/rol-mesto-i-zadachi-po-koordinacii-dejstvij-territorialnih-i-funkcionalnih-organov-go-i-chs-pri-likvidacii-chrezvichajnih-situacij.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-nalogovie-sistemi-specialnost.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/tovarnie-birzhi-rf-chast-4.html
  • institut.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-dlya-provedeniya-aukciona-elektronnogo-na-pravo-zaklyucheniya-gosudarstvennogo-kontrakta-stranica-4.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/posobie-k-vsn-205-84mmss-sssr-srok-vvedeniya-ustanovlen-s-01-05-89-g.html
  • institut.bystrickaya.ru/tablica-p32-klassifikatciya-urovnej-faktorov-planirovanie-i-finansovie-resheniya-v-ramkah-plana-16-1-finansovij.html
  • desk.bystrickaya.ru/otvetstvennost-za-narusheniya-zakonodatelstva-o-reklame.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-4-mir-aleksa-koroleva-iv-naslednik-sudbi-aleksej-bessonov.html
  • bukva.bystrickaya.ru/nikolaj-kopernik.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/upolnomochennij-narodnogo-komissariata-zagotovok-po-adigejskoj-avtonomnoj-oblasti-1922-1946gg.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/s-celyu-privedeniya-oblastnogo-zakonodatelstva-v-sootvetstvie-s-federalnim-zakonodatelstvom-vnosilis-izmeneniya-i-dopolneniya-v-osnovnoj-normativnij-pravovoj-akt-kurganskoj-oblasti-ustav-kurganskoj-oblasti.html
  • teacher.bystrickaya.ru/eto-bolshe-zavisit-ot-emocionalnoj-viderzhki-sharon-lechter-kvadrant-d-enezhn-ogo-potok-a.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/1214-prikaz-guin-myu-ot-16-iyulya-1999-goda-196-dlya-kategorij-povisheniya-kvalifikacii-specialisti-finansovo-ekonomicheskih.html
  • essay.bystrickaya.ru/ekonomika-finansi-buhgalterskij-uchet.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.