.RU

1. Определите, кому из гоголевских персонажей принадлежат следующие реплики, из каких произведений они извлечены


Задания для второго (районного, городского) этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе (2009г.)

7 класс

2009 год – в честь 200-летия со дня рождения писателя - объявлен ЮНЕСКО годом Н.В.Гоголя. Наша Олимпиада тоже посвящена Гоголю – его жизни и творчеству, эпохе, взрастившей его талант, людям, событиям и книгам, которые так или иначе связаны с его произведениями.


1. Определите, кому из гоголевских персонажей принадлежат следующие реплики, из каких произведений они извлечены.

а) — Я не в печаль вдалася, пан мой Данило! Меня устрашили чудные рассказы про колдуна. Говорят, что он родился таким страшным... и никто из детей сызмала не хотел играть с ним. Слушай, пан Данило, как страшно говорят: что будто ему все чудилось, что все смеются над ним. Встретится ли под темный вечер с каким-нибудь человеком, и ему тотчас показывалось, что он открывает рот и выскаливает зубы. И на другой день находили мертвым того человека. Мне чудно, мне страшно было, когда я слушала эти рассказы.


б) - Что людям вздумалось расславлять, будто я хороша? … Лгут люди, я совсем не хороша... Разве черные брови и очи мои …— так хороши, что уже равных им нет и на свете? Что тут хорошего в этом вздернутом кверху носе? и в щеках? и в губах? Будто хороши мои черные косы? Ух! их можно испугаться вечером: они, как длинные змеи, перевились и обвились вокруг моей головы. Я вижу теперь, что я совсем не хороша!.. Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою! Как будет любоваться мною мой муж! Он не вспомнит себя. Он зацелует меня насмерть.

в) - Не достойна ли я вечных сожалений? Не несчастна ли мать, родившая меня на свет? Не горькая ли доля пришлась на часть мне? Не лютый ли ты изо всего шляхетства, богатейших панов, графов и иноземных баронов и все, что ни есть цвет нашего рыцарства. Всем им было вольно любить меня, и за великое благо всякий из них почел бы любовь мою. Стоило мне только махнуть рукой, и любой из них, красивейший, прекраснейший лицом и породою, стал бы моим супругом. И ни к одному из них не причаровала ты моего сердца, свирепая судьба моя; а причаровала мое сердце, мимо лучших витязей земли нашей, к   чуждому, к врагу нашему.


г) — Парубок, найди мне мою мачеху! Я ничего не пожалею для тебя. Я награжу тебя. Я тебя богато и роскошно награжу! У меня есть зарукавья, шитые шелком, кораллы, ожерелья. Я подарю тебе пояс, унизанный жемчугом. У меня золото есть... Парубок, найди мне мою мачеху! Она страшная ведьма: мне не было от нее покою на белом свете. Она мучила меня, заставляла работать, как простую мужичку. Посмотри на лицо: она вывела румянец своими нечистыми чарами с щек моих. Погляди на белую шею мою: они не смываются! они не смываются! они ни за что не смоются, эти синие пятна от железных когтей ее. Погляди на белые ноги мои: они много ходили; не по коврам только, по песку горячему, по земле сырой, по колючему терновнику они ходили; а на очи мои, посмотри на очи: они не глядят от слез... Найди ее, парубок, найди мне мою мачеху!..


д) — Встань… Если так тебе хочется иметь такие башмаки, то это нетрудно сделать. Принесите ему сей же час башмаки самые дорогие, с золотом! Право, мне очень нравится это простодушие! Вот вам, — продолжала …, устремив глаза на стоявшего подалее от других средних лет человека с полным, но несколько бледным лицом, которого скромный кафтан с большими перламутровыми пуговицами показывал, что он не принадлежал к числу придворных, — предмет, достойный остроумного пера вашего!


^ 2. Напишите Краткий толковый словарик к следующему отрывку из «Сорочинской ярмарки» Н.В. Гоголя. Для этого нужно письменно объяснить выделенные слова.


«Сквозь темно- и светло-зеленые листья небрежно раскиданных по лугу осокоров, берез и тополей засверкали огненные, одетые холодом искры, и река-красавица блистательно обнажила серебряную грудь свою, на которую роскошно падали зеленые кудри дерев. Своенравная, как она в те упоительные часы, когда верное зеркало так завидно заключает в себе ее полное гордости и ослепительного блеска чело, лилейные плечи и мраморную шею, осененную темною, упавшею с русой головы волною, когда с презрением кидает одни украшения, чтобы заменить их другими, и капризам ее конца нет, — она почти каждый год переменяла свои окрестности, выбирая себе новый путь и окружая себя новыми, разнообразными ландшафтами. Ряды мельниц подымали на тяжелые колеса свои широкие волны и мощно кидали их, разбивая в брызги, обсыпая пылью и обдавая шумом окрестность. Воз с знакомыми нам пассажирами взъехал в это время на мост, и река во всей красоте и величии, как цельное стекло, раскинулась перед ними. Небо, зеленые и синие леса, люди, возы с горшками, мельницы — все опрокинулось, стояло и ходило вверх ногами, не падая в голубую прекрасную бездну. Красавица наша задумалась, глядя на роскошь вида, и позабыла даже лущить свой подсолнечник, которым исправно занималась во все продолжение пути, как вдруг слова: «Ай да дивчина!» — поразили слух ее. Оглянувшись, увидела она толпу стоявших на мосту парубков, из которых один, одетый пощеголеватее прочих, в белой свитке и в серой шапке решетиловских смушек, подпершись в бока, молодецки поглядывал на проезжающих. Красавица не могла не заметить его загоревшего, но исполненного приятности лица и огненных очей, казалось, стремившихся видеть ее насквозь, и потупила глаза при мысли, что, может быть, ему принадлежало произнесенное слово». («Сорочинская ярмарка»)


3. - Какой художественный приём (троп) использует Гоголь в приведённом выше отрывке, создавая образ реки Псёл?

- Как называется художественный приём, который Гоголь использует в следующих случаях: серебряную грудь свою; капризам её конца нет; красавица наша задумалась; поразили слух её; увидела она?

- Как называется художественный приём, который Гоголь использует в следующем случае: огненные, одетые холодом искры?


4. Напишите названия и авторов известных вам музыкальных произведений, созданных по мотивам «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Н.В.Гоголя.


5. О ком Н.В.Гоголь написал, что это «русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через 200 лет»? Напишите маленькое сочинение (5-10 предложений) о влиянии этого человека на судьбу и творчество Гоголя.


6. Подражая художественной манере Гоголя, напишите небольшое эссе, которое раскрывало бы эпиграф «Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила…» (А.С.Пушкин).


^ Методические рекомендации для проверяющих:


При оценке заданий учитываются:

- знание текстов художественных произведений – до 10 баллов;

- владение теоретико-литературными понятиями – до 5 баллов;

- историко-культурная эрудиция – до 5 баллов;

- правильность, точность и полнота ответа – до 5 баллов;

- композиционная стройность, язык и стиль изложения (логичность, ясность, речевая грамотность) – до 5 баллов;

- глубина и самостоятельность в раскрытии темы, образность языка (для литературно-творческой работы) – до 20 баллов.

Задания третьего тура могут выполняться в любой последовательности, при этом переписывать задания не нужно, достаточно указать их номер.

Оценка ставится за каждое задание.

^ Общая сумма баллов – 50.


Лист ответов:

а) Пани Катерина, «Страшная месть»; б) Оксана, «Ночь перед Рождеством»;

в) Полячка, «Тарас Бульба»; г) Панночка, «Майская ночь, или Утопленница» д) Екатерина Великая, «Ночь перед Рождеством». (2х5=10 баллов)


  1. ^ Чело – здесь: лицо

Лилейные – белые, напоминающие цветом водяную лилию

Ландшафт – здесь: характер местности, картина природы, пейзаж

Свитка – верхняя народная мужская и женская одежда украинцев, русских и белорусов. Свитки обычно шили из домотканого сукна естественного цвета овечьей шерсти, иногда (например, праздничную свитку украинцев) — из красного, нередко украшали вышивкой, отделкой шнуром, кожей.

^ Решетиловские смушки - шкурки молодых барашков, преимущественно серого цвета, выделывавшиеся в селе Решетиловке Полтавской губернии. Использовались для изготовления воротников и шапок. (0,5х5= 2, 5- 3 балла)


  1. Олицетворение; инверсия; оксюморон. (1х3=3 балла)




  1. ОПЕРЫ:

П.И.Чайковский «Черевички»

М.П. Мусоргский «Сорочинская ярмарка»

Н.А. Римский-Корсаков «Майская ночь» и «Ночь перед Рождеством» (2х3=6 баллов)


5. Слова Гоголя о Пушкине. Сочинение должно выявить знание следующих фактов:

Восторженное отношение Гоголя к творчеству Пушкина (любимая книга с 1824 года – «Евгений Онегин»), личное знакомство Гоголя и Пушкина, начавшееся в 1831-м году; пушкинское «происхождение» сюжетов «Ревизора» и «Мёртвых душ», заинтересованное участие Пушкина в судьбе Гоголя (хлопотал о постановке «Ревизора» на столичной сцене, встречи и беседы вплоть до 1836 года), участие Гоголя в пушкинском журнале «Современник»; создание Гоголем статьи «Несколько слов о Пушкине» (1834г.), откуда и взята цитата для задания. Достаточно, если участник укажет хотя бы один-два из самых известных фактов. (До 5 баллов)


6.За эссе – до 15 баллов.

- композиционная стройность, язык и стиль изложения (логичность, ясность, речевая грамотность) – до 5 баллов;

- глубина и самостоятельность в раскрытии темы, образность языка – до 10 баллов.

01istoricheskie-nauki-rossijskij-gumanitarnij-nauchnij-fond.html
02-01-2012-08-01-2012-dve-z-imnie-stolic-i-v-nedelnom-ture.html
02-07-2012-glavnie-novosti-sporta-5.html
02-ekonomicheskie-nauki-konkurs-rgnf-2010.html
02-kachestvennoe-otlichie-predmeta-istorii-psihologii-ot-predmeta-psihologicheskoj-naukism-vopr-1.html
0200-subekti-pravovogo-regulirovaniya-i-pravootnosheniya-v-oblasti-informacii-i-informatizacii.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-2-k-temam-4-6-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnosti-080102-mirovaya-ekonomika-moskva-2008-g.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-5-teologicheskij-analiz-germenevtika.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-4-razrabotka-geoinformacionnoj-sistemi-obespecheniya-ekologicheskoj-bezopasnosti-pri-likvidacii-avarijnih-razlivov.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-predmet-muzika-kak-i-drugie-predmeti-nachalnoj-shkoli-razvivaya-umenie-uchitsya-prizvan-formirovat-u-rebenka-sovremennuyu-kartinu-mira-cel-massovogo-muzikalnogo-obrazovaniya-i-vospitaniya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/azdaan-tarihi-derekter-men-statistikali-mlmetter.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-vipolneniyu-kursovoj-raboti-po-discipline-osnovi-menedzhmenta-dlya-studentov-tehnicheskih-specialnostej-moskva-2007.html
  • studies.bystrickaya.ru/gasparov-m-l-zanimatelnaya-greciya-novoe-literaturnoe-obozrenie-m-2004-stranica-6.html
  • report.bystrickaya.ru/istoriko-publicisticheskoe-izdanie-ok-kultnie-sili-sssr-stranica-4.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/slovo-predostavlyaetsya-pyatiklassnikam.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/yu-s-zharikov-zaveduyushij-kafedroj-ugolovnogo-prava-i-processa-sga-kandidat-yuridicheskih-nauk-docent.html
  • student.bystrickaya.ru/126-effektivnih-uprazhnenij-po-razvitiyu-vashej-pamyati.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nestor-stranica-31.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/mchs-v-chrezvichajnoj-situacii-gazeta-kommersant-internet-versiya-22032012-rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-22-marta-2012-g.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zdorovesberegayushie-tehnologii-i-principi-zdorovesberezheniya-na-urokah-trudovogo-obucheniya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/informacionnie-tehnologii-v-neprerivnom-obrazovanii-moskovskij-oblastnoj-obshestvennij-fond-novih-tehnologij-v.html
  • universitet.bystrickaya.ru/temi-obekti-izobrazheniya-v-romane-4-problematika-romana.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/plavanie.html
  • shkola.bystrickaya.ru/mestnoe-samoupravlenie-kak-forma-mestnoj-publichnoj-vlasti-chast-5.html
  • desk.bystrickaya.ru/opisanie-tehnologij-ochistki-vozduha-ot-vrednih-gazov.html
  • spur.bystrickaya.ru/kompleks-energosfera-programmnoe-obespechenie-server-oprosa-rukovodstvo-polzovatelya-versiya-59-0.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prilozhenie-6-k-dokladu-fts-rossii-o-rezultatah-doklad-o-rezultatah-i-osnovnih-napravleniyah.html
  • textbook.bystrickaya.ru/itogi-prakticheskoj-realizacii-obrazovatelnoj-programmi-2008-2009-uchebnogo-goda-harakteristika-gimnazii-i-principi-eyo-obrazovatelnoj-politiki-stranica-3.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pedagogicheskie-kompetentnost-i-kompetencii-nauchnij-psihologo-pedagogicheskij-zhurnal-metodologiya-teoriya-praktika.html
  • notebook.bystrickaya.ru/k-chitatelyu-ken-uilber-blagodat-i-stojkost-duhovnost-i-iscelenie-v-istorii-zhizni-i-smerti-treji-killam-uilber.html
  • essay.bystrickaya.ru/diplom-s-otlichiem-po-specialnosti-gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-o-provedenii-okruzhnogo-konkursa-po-zhanru-ekologiya-i.html
  • studies.bystrickaya.ru/koncepciya-determinizma-v-klassicheskom-estestvoznanii.html
  • textbook.bystrickaya.ru/iz-brodyazhih-vospominanij-dalnevostochnogo-geologa-poiskovika.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dopolnitelnaya-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-ochnoj-formi-obucheniya-specialnost-030501-65-021100.html
  • tasks.bystrickaya.ru/23-vozdejstvie-programma-organizacii-obedinennih-nacij-po-okruzhayushej-srede-distr-general.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-5-svyatie-knyazya-fedotov-g-p-f34-svyatie-drevnej-rusipredisl-d-s-lihacheva-i-a-v-menya-komment-s-s-bichkova.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rekonstrukciya-i-modernizaciya-molochnotovarnih-ferm-v-selskohozyajstvennih-i-inih-organizaciyah-ih-filialah-v-20102015-godah.html
  • institute.bystrickaya.ru/foliant-zhelanij-ili-utrennyaya-skazka-dedushki-vampira.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-rinok-myasa-i-myasoproduktov.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vladeniya-barona-deki-osobennosti-mezhplanetnogo-shpionazha.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.