.RU

1.2. Технология получения цветных снимков - С. М. Прокудина-Горского: судьба коллекции


1.2. Технология получения цветных снимков


Рассматривая вопрос о технологии получения цветных снимков по методу C.М. Прокудина-Горского, нельзя не упомянуть о том, какие успехи мировой фотографии к тому времени были уже достигнуты. Стоит сказать, что Сергей Михайлович был отнюдь не единственным пионером цветной фотографии в России – известно о том, что в 1901г. На заседании V отдела ИРТО В. Срезневский сделал доклад о фотографировании в натуральных цветах по способу Э. Козловского. Были и другие фотографы, приблизившиеся к запечатлению окружающего мира в цвете (Петров, Вишняков, Штейнберг).



Фото Штейнберга60


Однако только Сергей Михайлович Прокудин-Горский смог добиться не только качества цветных снимков, но и в конечном итоге – исполнения своей цели – запечатления и сохранения для современников и потомков красот Российской Империи в цвете. Ведь равных по объему, разнообразию сюжетов и полноте, коллекции достопримечательностей России просто нет.

Как известно, цветные фотографии в начале ХХ века были явлением хоть и редким, но и уже не столь сенсационным, как нам сейчас может показаться. В частности, ещё в 90е года ХIХ века был разработан, достаточно сильно популяризован и внедрен метод т.н. «фотохромов», воспринимаемых многими тогда и сегодня как цветные фотографии, и бывших, ничем иным по сути, как раскрашенными черно-белыми снимками.




Вид Петербурга, нач. ХХ в. Выполнен в технологии «фотохромов»


История их появления в нашей стране такова. 17 декабря 1897 года под Августейшим покровительством Великого Князя Михаила Александровича в нашем городе возникло Санкт-Петербургское фотографическое общество. Это новое фото-объединение было призвано дополнить собой V Отдел ИРТО, будучи более демократичным, с меньшей платой за членство, в расчете на небогатых фотографов. «Согласно §1 устава, общество имеет своей целью содействовать развитию светописи и ее применениям, облегчать занятия светописью своим членам и вообще способствовать взаимному сближению фотографов. Вступительный взнос – 5 рублей, членский взнос – 10 рублей ежегодно»61. По факту, в основном деятельность общества сводилась к организации и проведению открытых конкурсов и выставок, к участию в которых приглашались фотолюбители и профессионалы России и других государств. Наиболее интересным событием в жизни объединения стала «Первая международная выставка» открытая 10 апреля 1903 года в Санкт-Петербурге.

«Благодаря высоким связям председателя общества, которым стал в это время герцог Н.Н. Лейхтенбергский, талантливый фотограф-любитель, она была с большой торжественностью открыта в залах Пассажа. На экспозиции были широко представлены последние достижения как русских, так и иностранных мастеров62. Среди последних большое внимание петербургских зрителей вызвали цветные63 фотографии, еще очень редкие в то время, которые были созданы цюрихской компанией «Фотоглоб» (Photoglob. Zurich64. - P.Z.). В каталоге они были обозначены термином «фотохроматические картины». Прекрасно сохранились до наших дней цветные виды Санкт-Петербурга, которые могли экспонироваться и на выставке 1903 года. Эти снимки были отпечатаны в технике фотолитографии, которую разработал цюрихский литограф Х.-Я. Шмидт-Гюсин (Hans-Jakob Schmid-Gysin (1856-1924))»65. В качестве иллюстрации вышесказанного, приведем здесь ещё одну фотографию выполненную в данной технологии:



Вид Петербурга, нач. ХХ в. Выполнен в технологии «фотохромов»

Суть данной техники заключалась фактически в качественном раскрашивании черно-белых снимков. Заслуга создателей данной методики безусловна – она позволила значительно популяризировать и продвинуть идею о цветной фотографии в массы фото-любителей. Однако существенным минусом было то, что в глазах публики, цветные фотографии сделанные по методу Прокудина-Горского и раскрашенные «фотохромы», благодаря широкому распространению последних, выглядели практически одинаково и не воспринимались многими как что-то принципиально иное. Тем более что методика Сергея Михайловича была отработана более чем на 10 лет позже чем первые «фотохромы».



Открытка, сделанная по фотографии С.М. Прокудина-Горского


Стоит так же помнить о том, что Сергей Михайлович был сторонником прямой, реалистической фотографии и справедливо критиковал тех, кто старался различными механическими или химическими способами разрушить документальность изображения. «Фотохромы» же в принципе сильно упрощали реальную картину мира, сводя её к пусть и красивым, но искусственным цветам.

К сожалению, при всей грандиозности вклада Сергея Михайловича в цветную фотографию, его технология снимка через три фильтра настолько опережала свое время, что их печать представляла собой большую сложность. Фактически они могли быть изданы только полиграфическим способом, что в принципе заранее сильно ограничивало их массовое распространение (к тому же сам по себе один снимок обходился примерно в 10 рублей). В виде открыток же, они на вид мало чем отличались от «монохромов» и поэтому воспринимались многими как нечто достаточно обыденное. И только тщательно сканирование всех негативов, и их сведение в графических редакторах в наше время, позволило понять, каким поистине грандиозным материалом высочайшего качества мы обладаем. Ведь даже имея на руках все черно-белые негативы т.н. «фотохромов» мы не сможем получить качественного цветного снимка, в то время как окрашенные в три цвета негативы Сергея Михайловича дают прекрасную, цельную картину.

Заслугой же Прокудина-Горского было и то, что он сумел обойти проблему с отсутствием единого цветного изображения при печати (привычного нам цветного снимка на фотобумаге). Изначально делая три снимка через три фильтра (синий, зеленый, красный), он изготавливал три цветоделенных клише с трех негативов, с которых впоследствии тремя типографскими прогонами получались цветные оттиски. Сложность заключалась и в том, что при трехцветном переносе необходимо было экспонировать три различных по цвету позитивных изображения, точно совместив их. Конечно, подобная технология была далека от совершенства, но именно она позволила издать почти сотню замечательных открыток с видами, а так же все известные нам цветные иллюстрации к книгам по фотографиям Сергея Михайловича.

Как мы помним, печать цветных фотографий была так же весьма дорогостоящей. В связи с трудоёмкостью перевода изображения на литографский камень, лишь немногие фотографии Прокудина-Горского были опубликованы в цвете при жизни фотографа. В их числе – фотопортреты Ф. Шаляпина и Л. Толстого, некоторые виды, связанные с 300летием Дома Романовых, иллюстрации к книгам, а так же серия из почти ста открыток с красотами России.

Всю технологию создания своих снимков Сергей Михайловича опубликовал на страницах журнала Фотограф-Любитель за 1906 год. В это время он так усовершенствовал новый метод, обеспечивший одинаковую цветочувствительность всего спектра, что мог получать качественные цветные снимки, подходящие для проекции. Тогда же он разрабатывал и свой метод передачи цветного изображения, основанный на разделении цвета на три его составляющие (синий – зеленый – красный). Как известно в те годы ещё не существовало многослойных цветных фотоматериалов, поэтому Прокудин-Горский использовал обычные чёрно-белые фотопластинки и фотоаппарат собственной конструкции (точное его устройство неизвестно; по общим описаниям в целом, он был похож на фотоаппарат его учителя Мите).



Фотоаппарат системы Мите66

Процесс съемки был весьма трудоемким - с одной точки фотограф снимал объекты три раза через три цветных фильтра - красный, зеленый и синий, получая в итоге три фотопробы. «Для того, чтобы создать цветные изображения, Сергей Прокудин-Горский отделил основные цвета с помощью фильтров и, таким образом, запечатлел три черно-белых изображения на стеклянной пластинке. Сами пластинки не содержали цвета, а состояли из серии трех черно-белых изображений, расположенных одно под другим на каждой из этих узких пластинок длинной 9 дюймов»67.

68

Затем их проявляли и фиксировали, а потом контактным способом, используя красящие пигменты, получали три окрашенных в основные цвета позитива. В результате получались три черно-белых окрашенных в основные цвета позитивных пластины. Для того чтобы получить изображение в натуральных цветах, нужно было их совместить. О том, как удалось сделать это полиграфическим способом, мы уже упомянули. Однако, очевидно что фотограф хотел видеть свои снимки не только в отпечатанном виде. Это заставляло его искать различные способы для совмещения своих тройных фотографий в цвете.

Сначала получилось добиться такого совмещения, проецируя позитивы одновременно на экране используя специально разработанную систему. «Для предоставления цветного изображения Прокудин-Горский проектировал каждое из трех позитивных изображений одно на другое, совмещая цвет. Для этого он использовал призму в проекторе собственной конструкции»69. Для просмотра фотографий использовался трёхсекционный диапроектор работающий через синий, красный и зелёный светофильтры. «Сергей Михайлович усовершенствовал модель Ф.Э.Ива (F.E.Ives). Свой аппарат он построил, еще находясь в Германии, по собственным чертежам: три ромбовидные призмы были скреплены вместе, создавая оду комбинированную призму. Он скорректировал фокальные расстояния и поправки на искажения, так что оптические расстояния сделались равны, и можно было точно фокусировать все три цвета на экране»70.




Один из вариантов того как мог выглядеть проектор С.М. Прокудина-Горского71


Все три изображения с трёх пластин проецировались на экран одновременно, в результате чего получалось полноцветное изображение. Показы проекций фотографии Прокудина-Горского стали первыми в мире демонстрациями цветных слайдов, намного опередившими свое время.



Возможный вариант показа слайдов72


Серьезный минус всей технологии заключался в том, что съемка через три разных фильтра из одной точки была технически сложной и не позволяла сделать снимки очень быстро (мин. занимала 1-3 секунды), поэтому объект для съемки должен был быть неподвижным. Это создавало дополнительные проблемы при фотографировании больших групп людей, не позволяло запечатлеть, к примеру, оживленную улицу (такие фотографии есть но их качество, обычно, заставляет желать лучшего). Примером тому может служить снимок из Самарканда (по каталогу Библиотеки Конгресса - 04845v), на котором запечатлены сотни всадников, многие из которых двоятся и троятся, при движении. Подобные же раздваивания и расстраивания заметны и некоторых других панорамных фотографиях. По этой же причине фотографии облаков, и в особенности воды, порой, оказывались не столь четкими, как хотелось бы. Впоследствии, уже в эмиграции ученый усовершенствовал конструкцию своей камеры, применив призму для расщепления света, добившись того что бы все три снимка делались одновременно.




Тройной стеклянный негатив

В качестве примера подробно описанного процесса съемки Сергея Михайловича можно привести майские фотографии 1908 года в Ясной Поляне:

«Прилагаемый при настоящем номере портрет Гр. Л. Н. Толстого исполнен мною 23 мая этого (1908. - Ред.) года и является единственным портретом, сфотографированным в красках непосредственно с натуры. Несмотря на некоторые неблагоприятные условия фотографирования, вследствие проходившего в мае месяце циклона, который принуждал в значительной мере увеличить время экспозиции, я тем не менее мог ограничиться экспозицией всего в шесть секунд, включая сюда и время, потребное для передвижения очень большой кассеты. Съемка была сделана один раз, и кассета была доставлена мною на руках в Москву, где только было возможно вынуть из нее пластины для упаковки их. Проявление пластин произведено в Петербурге.

Эта крайне трудная работа могла быть выполнена с такой короткой экспозицией исключительно благодаря чрезвычайной чувствительности моих пластин к спектральным лучам и правильной их передаче, что поймет каждый, знакомый с техникой цветных воспроизведений.

Мысль снять в большом размере портрет Гр. Л. Н. Толстого пришла мне в голову совершенно случайно, и работа эта выполнена мною скорее по настоянию моих друзей, чем по моей личной инициативе. Дело в том, что я давно уже собирался просить разрешения Гр. Л. Н. Толстого снять его портрет для демонстрирования на моих цветных проекциях и с этой просьбой обратился в начале мая месяца письменно к Гр. Л. Н. Толстому. На мое письмо я получил любезное согласие Льва Николаевича.

Перед самым отъездом многие из близких мне лиц, узнав, что я еду с маленькой камерой, уговорили меня взять что-либо более солидное по размерам, дабы впоследствии можно было изготовить портрет в большом масштабе и отпечатать его для общего пользования.

Несмотря на большую громоздкость прибора и большие технические трудности, я решился сделать этот опыт и в середине мая отправился в Ясную Поляну. Лев Николаевич был весьма ко мне любезен и, несмотря на крайне малое свободное время, провел в разговоре со мною несколько часов за трехдневное пребывание мое в Ясной Поляне. Особенно живо интересовался Лев Николаевич всеми новейшими открытиями в различных научных областях, а равно и вопросом передачи изображения в истинных цветах.

Сравнительная слабость здоровья с одной стороны и преклонный возраст, в совокупности с постоянной работой и различными посещениями Льва Николаевича, не позволили мне сделать какой-либо предварительный опыт съемки и потому пришлось возложить надежду главным образом на свой многолетний опыт и чувствительность пластин.

Вследствие крайне невыгодного положения местности для фотографирования, оно было сделано в саду, в тени, падающей от дома, причем задний план был ярко освещен солнцем. Фотографирование произведено в пять с половиною часов вечера, тотчас после верховой прогулки Льва Николаевича. Супруга Льва Николаевича, София Андреевна принимала со своей стороны все меры, дабы способствовать успеху этой работы, за что приношу ей искреннее спасибо. В печати портрет воспроизведен без всяких поправок и прикрас, чтобы сохранить всю ценность подлинности воспроизведения»73.



23 мая 1908г. С натуры. С.М. Прокудин-Горский74


Параллельно с исследованиями Сергея Михайловича шли и другие открытия. К началу XX века были известны несколько принципов получения цветных фотоизображений, однако в то время они представляли чисто теоретический интерес – их практическое воплощение так никогда и не состоялось. Из способов действительно заслуживающих внимание, стоит отметить метод братьев Люмьер, весьма распространенный в начале ХХ века. Так, 17 декабря 1903 года братья Огюст и Луи Люмьеры запатентовали свой способ под названием «Автохромы Люмьеров» («Autochromes Lumiеre»).

«Вкратце идея братьев Люмьер заключалась в следующем: на стеклянную пластинку слоем толщиной 0,015 мм наносится мозаичный фильтр из крахмальных зерен размером около 0,01 мм, окрашенных в основные цвета - красный, зеленый и сине-фиолетовый. Промежутки между зернами запудриваются порошком графита. Слой закрепляется прозрачным водоупорным лаком и поливается панхроматической (чувствительной ко всем цветам спектра) эмульсией.

В 1905 году Люмьеры внесли усовершенствование: теперь пластинки подвергались прессованию, и необходимость в графитовом порошке отпала. Прессование значительно повысило чувствительность автохромов. Но чтобы добиться устойчивых результатов, братьям потребовалось еще немало времени. Только в 1907 году пластинки «Автохром» начали производиться в промышленных масштабах»75.




Один из «автохромных» снимков


Как только «автохромы» массово появились на рынке, Сергей Михайлович уделил им большое внимание, подробно рассмотрев данный вопрос на страницах Фотографа-Любителя в статье «Новые пластинки бр. Люмьер «Автохром»76. Он установил соотношение и распределение цветных зерен крахмала в фильтровом слое, определил чувствительность эмульсии к цветным лучам, а в заключение объективно оценил достоинства и недостатки испытывавшихся пластинок. Признавая несомненные заслуги своих коллег, Прокудин-Горский, тем не менее, по-прежнему, продолжал развивать свой собственный метод. Дело в том, что технология братьев Люмьер была далека от совершенства. Одной из самых сложных оказалась проблема, связанная с единичностью снимка, получаемого с помощью автохромных фотопластинок. Кроме того «хрупкость стеклянной подложки и подверженность светочувствительного слоя разрушению не способствовали долговременному хранению «автохромов»77. Таким образом, для качественного и многократного тиражирования они не подходили. Работы же Сергея Михайловича, с помощью пусть и дорогостоящей типографии можно было печатать в любых количествах.

Подводя итоги нашего разговора о технологии получения цветных снимков можно сказать – благодаря трудам Прокудина-Горского была создана галерея прекрасных фотографий, абсолютно уникальных по качеству, содержанию материала и объёму. Всего за годы работы Сергеем Михайловичем было отснято несколько тысяч пластин снимков (по разным оценкам – порядка 10000). Количество цветных фотографий оценивается специалистами приблизительно в 3500 – исходя из 3350 трехцветных негативов на 1913 год и добавившихся к ним фотографий 1915 года. Кроме того, есть сведенья78 о ещё 416 негативах, сделанных Прокудиным-Горским в 1905г. по заказу общины Св. Евгении, проданных им вскоре неизвестному пока собственнику. Всего же на данный момент мы можем говорить о негативах 1902 фотографий, которые хранятся в Библиотеке Конгресса США. Судьба же остальных по-прежнему неизвестна.

Итогом этой работы стало получение целостной картины того, какой была Императорская Россия начала ХХ века. Нашей задачей остается сохранить коллекцию и максимально использовать её на благо отечества, помня идеи Сергея Михайловича об установлении истинного «родиноведенья».

^ 1.3. Прокудин-Горский – журналист, редактор и издатель


Как мы можем судить из биографии Сергея Михайловича, его вклад в отечественную фотожурналистику был весьма значителен. Формирование полноцветной визуальной картины тогдашнего времени для современников и потомков, портреты известных людей той эпохи79, летопись поездок по стране с одной стороны, и редакторская деятельность с другой, позволяют нам в полной мере говорить о Прокудине-Горском – журналисте, редакторе и издателе.

Первую работу по фотографии Сергей Михайлович выпускает ещё в 1897 году. Это пособие «О фотографировании моментальными ручными камерами: (Указания для любителей)». Спустя год вслед за этой работой появляются и другие: «О печатании (копировании) с негативов» и «О фотографировании ручными фотоаппаратами». В 1903 году Прокудин-Горский публикует очередное переиздание брошюры «Изохроматическое фотографирование ручными фотоаппаратами» В этой же работе он пишет: «Постоянные требования на мои книжечки в течение шести лет дают мне право думать, что они принесли некоторую пользу».

Выступает Прокудин-Горский и как редактор. Так, предположительно в 1905 или 1906 году выходит черно-белый альбом «Русско-Японская Война 1904 – 1905 г.»80, изданный для Штаба Главнокомандующего под редакцией Сергея Михайловича.




Тогда же выходит и «АЛЬБОМ БОЕВОЙ ЖИЗНИ XVII АРМЕЙСКОГО КОРПУСА ВО ВРЕМЯ РУССКО-ЯПОНСКОЙ ВОЙНЫ 1904-1905гг.». В том же 1906 году в издательстве «Общественная польза» выходит руководство Прокудина-Горского «Фототехническое дело. Краткий указатель для издателей, редакторов, художников, типографий и т.п.» с 26 листами цветных иллюстраций, все клише для которых были сделаны самим автором в его фотоцинкографии. Так, постепенно расширяется личный вклад Сергея Михайловича в фотодело.

Однако настоящая слава фотографа и редактора ещё впереди. В том же 1906 году Прокудин–Горский становится редактором одного из лучших российских журналов по фотографии. Издаваемый с 1890 года ежемесячный журнал «Фотограф–любитель» благодаря активной деятельности его создателя и бессменного редактора А.М. Лаврова, к началу ХХ века был по праву первым русским журналом по фотографии. Для Сергея Михайловича было большой честью возглавить его детище.




Обложка журнала Фотограф-Любитель


Подготовка введения в должность нового редактора началась ещё в 1905 году, когда на страницах журнала81 появилась статья, повествующая о достижениях Сергея Михайловича. А в 11м номере журнала за этот же год, была опубликована и первая статья нового редактора, в которой он принимает бразды правления у своего коллеги, обязуясь следовать его пути:




Фотограф-Любитель. №11 (1905г.)


Как мы видим из этого обращения к читателям, в планах нового редактора стоит большой спектр задач. Он предлагает уделять больше внимания фототехнике, в том числе и методикам получения цветных снимков. Кроме того Сергей Михайлович планирует создать лабораторию, занимающуюся тщательной проверкой появляющихся на рынке новинок приборов и реактивов. Не упускает редактор и вопрос общения с читателями, для чего в последствие, в журнале была выделена специальная рубрика, проводились конкурсы лучших фотографий и т.д.

Важно отметить, что все эти заявленные задачи были, впоследствии успешно решены редактором на практике. Так, в 12ти номерах за 1906 год он подробно и досконально точно раскрыл свою методику создания цветных снимков; постоянно много уделял внимание анализу новинок фотодела, появляющихся на рынке, не забывая и общаться с читателями, отвечая на их вопросы. Например, Журнал «Фотограф-любитель» активно публиковал отзывы об «автохромах» братьев Люмьер, обсуждая все особенности создания цветных фотографий по данному методу. Стоит отметить и тот факт, что именно Прокудин-Горский впервые ввел редакционную рубрику в фотографическом журнале, начав рассматривать фотографию, как отдельную, чрезвычайно важную для журналистики вещь. В этом проявилось его отношение к фото, как к элементу просвещения общества (вспомним идею «родиноведенья»), стремление подчеркнуть роль фотографии в воспитании сограждан, отношение к цветному снимку как к «точному документу эпохи».

На страницах журнала проявляется и талант Прокудина-Горского – журналиста. Он с увлечением пишет серию технических статей о принципах воспроизведения цвета, регулярно выступает со статьями редактора, повествуя о положении фотографического дела в России и Европе, обсуждает актуальные для данной отрасли проблемы. В журналистской работе Сергея Михайловича чувствуется стиль человека, который спокойно и уверенно делает свое любимое дело, не гоняясь за мнимыми сенсациями и не идя на поводу у публики. В частности, он не боится критики, и сам открыто говорит о многих недостатках в работе отечественных фотографов, о несовершенстве законодательной базы в этом вопросе, о часто происходящей подмене серьезного увлечения фотографии развлечением. В этом проявляется и заслуга Прокудина-Горского – гражданина.

Благодаря работе Сергея Михайловича, «Фотограф-Любитель» продолжает оставаться лучшим российским журналом по фотографии, интересным как для специалистов, так и для начинающих фотографов. Достаточно сказать, что многие технические вопросы, освещенные на его страницах, актуальны и поныне.

Тем более что к работе привлекаются и коллеги Прокудина-Горского, среди которых особенно выделяется его давний соратник-помощник, изобретатель и фотограф Сергей Олимпиевич Максимович82. Он выступает с рядом статей на разные профессиональные темы, подробно рассматривает вопрос осуществления панорамных съемок, делится своим опытом с читателями. И в этом ещё одна заслуга Прокудина-Горского-редактора, сумевшего привлечь к работе в журнале действительно заинтересованных в этом людей, и сумевшего пробудить интерес к обсуждаемым темам среди публики. Находят отражение на страницах журнала и работы самого Сергея Михайловича, формирующие качественную визуальную коммуникацию с читателем. Так, в каждом из номеров публикуются полиграфические отпечатки его цветных снимков, издаваемые так же в качестве открыток. Это пробуждает ещё больший интерес к журналу со стороны читателей.




Венеция. Этюд.83

Вызывают интерес и статьи редактора, написанные им во время поездок по России – в Екатеринбурге, Самарканде и других городах. Так, например, находясь на съемках в Средней Азии (Фотограф-Любитель №3 1907г., с. 67-68) он подробно рассказывает о состоянии фотографического дела в Самарканде, справедливо укоряя незадачливого местного фотографа, вместо реальности снимавшего бездарные постановочные сюжеты. Так, редактор журнала спокойно и неспешно напрямую обращается к читателю, вызывая его на диалог и пробуждая в нем желание самому с увлечением и профессионализмом заниматься фотографией на своем месте. Таким был Прокудин-Горский – редактор.

Говоря же о его работе в качестве специалиста в области фотографии, стоит отметить следующее. Фототипию Прокудина-Горского активно использовали многие петербургские редакции. Так, например известный журналист и философ Розанов был знаком с Сергеем Михайловичем, в частности посылал ему фотографии для печати.

К нему обращались и частные лица – в том числе и один из фотографов, пытавшихся снять Льва Толстого (фотографию печатал Прокудин-Горский в своей лаборатории). Неудачная попытка «коллеги» наводит Сергея Михайловича на мысль самому запечатлеть метра русской литературы и отлученного от церкви философа. В мае того же 1908 года после небольшой переписки, по приглашению Толстого, Прокудин-Горский едет в Ясную Поляну, где делает цветной фотопортрет Льва Николаевича и ряд снимков у его дома. Портрет писателя был опубликован в августовском выпуске «Записок ИРТО» и продублирован в сентябрьском номере «Фотографа-Любителя», а затем широко разошелся по всей России. Таким образом, складывались вместе заслуги фотографа-репортера, исследователя и редактора, оставившего ощутимый след в каждой из областей своей обширной деятельности.

Параллельно шло и участие Сергея Михайловича в издательской деятельности. Его заслуги профессионального полиграфиста очевидны. Так, благодаря работе фотоцинкографии Прокудина-Горского ряд книг дополняются качественными цветными иллюстрациями, негативы многих из которых, к сожалению, были в последствии утеряны. Как мы уже упоминали ранее – это книги «Храм в духе времени царя Алексея Михайловича», «Живописная Европа», «Нашествие Наполеона: Отечеств. война 1812 г.», «Бояре Романовы и воцарение Михаила Федоровича», «Русское народное искусство на Второй Всероссийской кустарной выставке в Петрограде в 1913 г.», «В стране скал и озер (Финляндия)», «Южная Колхида».



Новоспасский монастырь в Москве84

Иллюстрация из книги «Бояре Романовы и воцарение Михаила Федоровича»


Однако, невозможность реализовывать несколько серьезных проектов вместе, со временем заставляют Сергея Михайловича отказаться от поста редактора «Фотографа-Любителя». Вот как об этом писал сам автор: «я не отклоняюсь никуда в сторону от нашего общего дела, наоборот буду им слишком занят в текущем году по вопросу, представляющему интерес для всего нашего обширного Отечества, а так как силы человека имеют границы, то мне и приходится на время поступиться журналом»85.

К сожалению, судьба сложилась так, что Сергею Михайловичу было уже не суждено вернуться к редакторской деятельности в принципе. Впереди была Первая Мировая Война, революция и долгие годы эмиграции, перевернувшие привычную жизнь всех россиян – от Императора до увлеченного своим делом фотографа-любителя... Заслуга же Прокудина-Горского в том, что и сегодня, спустя целый век, мы можем наслаждаться его цветными иллюстрациями, читать его статьи и видеть редактированные им издания.

2. Судьба коллекции Прокудина-Горского


4-blez-paskal-sothodom-ot-religii-novoe-estestvennonauchnoe-mishlenie-yavno-ne-imelo-nichego-obshego.html
4-bolsheviki-ot-marta-do-iyulya-predislovie.html
4-borba-rusi-protiv-inozemnih-zahvatchikov-v-hiii-veke-bilet-4-polozhenie-soslovij-v-rossijskoj-imperii-v-pervoj.html
4-buhgalterskij-uchet-v-sssr-rekomendovano-uchenim-sovetom.html
4-cel-i-zadachi-programmi-pasport-programmi-naimenovanie-programma-liberalizacii-valyutnogo-rezhima-v-respublike.html
4-celevie-indikatori-i-pokazateli-pasport-gosudarstvennoj-programmi-goroda-moskvi-kultura-moskvi-2012-2016.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-kursu-nauchnie-osnovi-shkolnogo-kursa-matematiki-naimenovanie-disciplini-dlya-specialnosti-010101-65-matematika-shifr-i-naimenovanie-specialnosti-cikl-i-komponent-gos-vpo.html
  • letter.bystrickaya.ru/nachalnik-otdela-kontrolya-tamozhennoj-stoimosti-tyumenskoj-tamozhni-mesto-raboti.html
  • control.bystrickaya.ru/direktor-gorodskoj-biblioteki-dom-gogolya.html
  • report.bystrickaya.ru/internet-resursi-gosduma-rf-monitoring-smi-25-yanvarya-2007-g.html
  • literature.bystrickaya.ru/chast-slozhnogo-slova-oformlyaetsya-genitivno-i-sluchaev-gde-podchinennaya-chast-slozhnogo-slova-ostaetsya-neoformlennoj.html
  • abstract.bystrickaya.ru/34razvitie-seti-uchrezhdenij-zdravoohraneniya-v-rajone-vsootvetstvii-so-statej-12-zakona-rf-ot-12-dekabrya-1991.html
  • control.bystrickaya.ru/byulleten-novoj-literaturi-postupivshej-v-fond-stranica-2.html
  • student.bystrickaya.ru/12-energiya-uprugoj-volni-uchebnoe-posobie-ufa-2009-udk-531075-3-bbk-22-2ya73.html
  • report.bystrickaya.ru/iv-reformi-mejdzi-hrizantema-i-mech-rut-benedikt.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/astrologiya-etap-razvitiya-astronomii.html
  • bukva.bystrickaya.ru/tema-sanitarno-epidemiologicheskie-aspekti-v-proektirovanii-aktualnie-problemi-voznikayushie-pri-provedenii-gosudarstvennoj-ekspertizi.html
  • urok.bystrickaya.ru/priem-216-tehnika-dopusheniya-boevoj-ustav-lichnih-prodazh.html
  • university.bystrickaya.ru/evropejskij-sud-po-pravam-cheloveka-bivshaya-pervaya-sekciya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/57-radiograficheskij-i-ultrazvukovoj-kontrol-pravila-ustrojstva-i-bezopasnoj-ekspluatacii-parovih-i-vodogrejnih.html
  • turn.bystrickaya.ru/ohrana-pamyatnikov-prirodi-istorii-i-kulturi-muzejnoe-delo-arhivnoe-delo-byulleten-novih-postuplenij-za-avgust-2010-g.html
  • writing.bystrickaya.ru/bibliograficheskij-ukazatel-vklyuchaet-nauchnie-i-nauchno-metodologicheskie-publikacii-sotrudnikov-rostovskogo-gosudarstvennogo-universiteta-putej-soobsheniya-v-oblasti-tribologii-s-1940-2004-g-g-stranica-10.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-21-upravlenie-proizvodstvom-funkcionirovanie-operacionnoj-sistemi.html
  • pisat.bystrickaya.ru/srednij-klass-po-moemu-mne-udalos-najti-otvet-na-interesuyushie-menya-voprosi-ieto-ne-te-trivialnie-istini.html
  • studies.bystrickaya.ru/8-dzh-dzhojs-203-sankt-peterburg-izdatelstvo-azbuka-klassika-2006-uliss-dzhejms-dzhojs.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-n-n-zubkova-institut-zoologii-akademii-nauk-moldovi.html
  • notebook.bystrickaya.ru/gvozd-programmi-kommersant-04102004-184p-str-2-pervij-kanal-01-10-2004-vremya-21-00-00-novosti.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/43trebovaniya-k-vidam-obespecheniya-tehnicheskoe-zadanie-na-mezhvedomstvennuyu-integrirovannuyu-avtomatizirovannuyu-informacionnuyu.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vsootvetstvii-s-rasporyazheniyami-administracii-goroda-novocheboksarska-chuvashskoj-respubliki-ot-28-05-2012-787-ot-28-05-2012-788-upravlenie-imushestvennih-i-zem.html
  • school.bystrickaya.ru/del-businessbook-k-vershinam-menedzhmenta-bejdovski-rgittins-r-izveshenie-o-razmeshenii-municipalnogo-zakaza.html
  • klass.bystrickaya.ru/46-kontrol-proverka-sostoyaniya-ohrani-truda-na-stroitelnih-obektah-i-ocenka-raboti-po-upravleniyu-ohranoj-truda-v-podrazdeleniyah-organizacii.html
  • holiday.bystrickaya.ru/moskovskij-gosudarstvennij-istoriko-etnograficheskij-teatr-repertuar-na-iyun-2012-goda.html
  • lesson.bystrickaya.ru/perspektivnij-plan-izdaniya-uchebnoj-uchebno-metodicheskoj-nauchnoj-i-spravochnoj-literaturi-na-2011-god-stranica-2.html
  • desk.bystrickaya.ru/ozonovij-centr-stranica-7.html
  • urok.bystrickaya.ru/priglasitelnij-bilet-i-programma-ministerstvo-zdravoohraneniya-ukraini-aziatsko-evropejskij-soyuz-ozonoterapevtov-i-proizvoditelej-medoborudovaniya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/svodnij-plan-meropriyatij-provodimih-v-sisteme-obrazovaniya-goroda-moskvi-na-iyun-2012-goda.html
  • college.bystrickaya.ru/106-otyagchayushie-obstoyatelstva-kotorie-mogut-povlech-uvelichenie-sroka-diskvalifikacii.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-soderzhanie.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rentgenografiyu-katalizatorov.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-utverzhdayu.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-zapovedniki-povishenie-kachestva-obrazovatelnih-rezultatov-v-nachalnoj-shkole-cherez-fakultativnie-zanyatiya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.