.RU

1.3. Модернизация системы общего образования - Информационно-методический журнал


^ 1.3. Модернизация системы общего образования
Главной задачей перед системой общего образования в 2010 году была реализация ключевых направлений модернизации системы общего образования в соответствии с государственной образовательной политикой, основными направлениями социально-экономического развития края.

Реализация приоритетного национального проекта "Образование" в Забайкальском крае в 2010 году осуществлялась по следующим направлениям:

• дополнительное вознаграждение за классное руководство,

• поощрение лучших учителей,

• комплексная модернизация системы общего образования,

• внедрение современных образовательных технологий,

• развитие дистанционного образования детей-инвалидов,

• государственная поддержка талантливой молодежи.

Отчетные данные ПНПО за 2010 год показали, что данное мероприятие было значительно поддержано средствами из консолидированного бюджета - 3476 тыс. рублей (для сравнения в 2008 год - 500 тыс. рублей из внебюджетных средств, 2009 год - 700 тыс. рублей из консолидированного бюджета и внебюджетных средств), что отмечается впервые. Задача управленцев всех уровней в 2011 году продолжить данные процессы.

В 2010 году была продолжена поддержка классных руководителей. В 2010 году направлено субвенций на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя в муниципальные районы и городские округа 114 965,9 тыс.руб. из средств федерального бюджета, 44 124,2 тыс.руб. из средств бюджета края. В образовательных учреждениях и муниципальных образованиях стали традиционными конкурсы педагогического мастерства "Самый классный классный", "Лучший классный руководитель". В ЗабКИПКРО ежегодно проводятся курсы для классных руководителей, для воспитателей интернатов и групп продленного дня, заместителей директоров по воспитательной работе.

Осуществлялась поддержка лучших учителей, что является особенно актуальным в Год Учителя. На краевом уровне был разработан и утвержден распоряжением Правительства Забайкальского края от 04 августа 2009 года №511-р План мероприятий по проведению Года Учителя в Забайкальском крае. Практически все мероприятия данного плана выполнены. Всего проведено 52 краевых мероприятия, более 800 мероприятий по муниципальным районам. К значимым и масштабным можно отнести следующие мероприятия: краевая спартакиада работников образования, фестиваль-конкурс художественного творчества работников общеобразовательных учреждений, посвященный Году учителя, издание книги "Учительская слава", проведение краевого образовательного форума "Забайкалье-2010". В течение всего года в краевых и муниципальных СМИ были размещены публикации и репортажи о педагогах, педагогических династиях, деятельности учреждений образования края. Году учителя был посвящен выпуск журнала "Вестник образования Забайкалья" №3 за 2010 год - печатного органа Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края. Забайкальской краевой организацией профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации был подготовлен специальный выпуск "Думы забайкальского учителя" на базе газеты "Забайкальский рабочий" о жизни, проблемах и достижениях школ, учителей, воспитателей Забайкальского края. В 2010 году прошло 17 краевых конкурсов для педагогов и образовательных учреждений общего образования: краевой смотр-конкурс школ по реализации инициативы "Наша новая школа", краевая образовательная выставка-презентация муниципальных образовательных систем "Год учителя в Забайкальском крае", конкурсы "Медиа-педагог", "Лучший по профессии" (18 номинаций), "Педагогический дебют", "Лидер в образовании" и другие. Результатом проделанной работы стало то, что удалось привлечь внимание к проблемам учительства, активизировать творческую, инновационную составляющую, рассказать о лучшем педагогическом опыте, поощрить лучшую часть забайкальского учительства: учреждены 6 губернаторских грантов по 100 тыс. рублей каждый, практически во всех муниципалитетах учреждены муниципальные гранты для педагогов (в 30 районах учреждено 105 муниципальных грантов, размером от 3 до 80 тысяч рублей на общую сумму 3 млн. 226 тысяч рублей).

В 2010 году продолжалась реализация регионального комплексного проекта модернизации общего образования. Новый импульс РКПМО придало проведение серии семинаров с приглашением руководства и экспертов Института проблем образовательной политики "Эврика", представителей Новосибирской области, Республики Бурятия и Иркутской области (март, сентябрь, ноябрь 2010 г.). По итогам проведенных семинаров приняты решения об участии системы образования Забайкальского края в федеральном электронном мониторинге реализации КПМО, в ходе которого в течение 2010 года отслеживалась ситуация по введению новой системы оплаты труда в ОУ, разработана "дорожная карта" по введению новых финансово-экономических механизмов в сфере общего образования, реализации ФГОС общего образования.

В условиях внедрения новых финансово-экономических механизмов (нормативного подушевого финансирования и новой системы оплаты труда) в рамках КПМО продолжается процесс реструктуризации сети образовательных учреждений в соответствии с муниципальными программами развития и решениями балансово-бюджетной комиссии Забайкальского края. Приняты изменения в Закон Забайкальского края "Об образовании" (редакция от 07.06.2010 № 375-ЗЗК) и постановление Правительства Забайкальского края от 03.09.2010 №347 об утверждении Перечня труднодоступных местностей, на территории которых норматив финансирования общеобразовательных учреждений должен учитывать затраты, не зависящие от количества обучающихся. Процессы структурной перестройки муниципальных образовательных сетей в условиях действия статьи 4 Закона Забайкальского края "Об образовании" и Закона Забайкальского края от 05 октября 2009 года № 244-ЗЗК "О нормативах для определения размера субвенций бюджетам муниципальных районов, городских округов Забайкальского края в сфере общего образования" привели не только к укрупнению средних школ, но и к увеличению малокомплектных сельских школ (далее - МКСШ), особенно, начальных, что ведет к росту неэффективных расходов в образовании. Поэтому главной задачей в этом направлении является поиск оптимального, приемлемого для края варианта сохранения МКСШ и сокращения неэффективных расходов в сфере образования.

В рамках развития региональной системы образования продолжена работа по поддержке внутришкольных систем оценки качества образования: проведен конкурс, в настоящее время осуществляется экспертиза представленных ОУ конкурсных материалов. Определен рейтинг муниципальных систем образования за 2010 год на основе откорректированного Регистра качества общего образования.

В целях развития государственно-общественного управления образованием второй год функционирует краевой Совет руководителей муниципальных органов управления образованием. В ноябре 2010 года создан краевой совет директоров образовательных учреждений. Целями этого совета являются взаимодействие с органами региональной власти по вопросам реализации региональной образовательной политики, координации совместной деятельности ОУ по вопросам развития образования, обобщения и распространения положительного опыта по организации учебно-воспитательного процесса, инновационной работы, повышения квалификации педагогических кадров. Входят в практику деятельности ежегодные публичные доклады МОУО, ОУ, созданы сайты в 28,6% школ, в 6 МОУО - 17%.

Министерством образования края продолжается работа по созданию сети образовательных учреждений для талантливых детей. В январе 2010 года открыта детско-юношеская спортивная школа по игровым видам спорта на 78 человек с постоянным проживанием детей в пришкольном интернате на 50 человек. В настоящее время, в нем проживают 64 ученика 8-х и 9-х классов из 18 районов Забайкальского края, которые развивают и совершенствуют спортивное мастерство по 9 видам спорта: баскетбол, волейбол, футбол, бокс, стрельба из лука, легкая атлетика, греко-римская борьба, дзюдо, теннис. Первые достижения спортивной школы: 36 учащихся школы вошли в состав сборной Забайкальского края (по футболу, волейболу, греко-римской борьбе, боксу), столько же получили массовые спортивные разряды, звания кандидат в мастера спорта получили два человека (по боксу, стрельбе из лука), семь учеников стали победителями и призерами соревнований по волейболу (2 чел.), дзюдо (1 чел.), греко-римской борьбе 2 чел.), легкой атлетике (1 чел.), боксу (1 чел.) на уровне Сибирского Федерального округа.

Краевой многопрофильный лицей-интернат переименован в гимназию-интернат, где создаются условия для одаренных детей художественно-эстетического направления. В гимназии обучается 718 человек, из них 38 человек из 11 районов края проживают в интернате. Изменение вида учреждения способствует развитию гуманитарной составляющей содержания образования, а именно, музыкального, художественно-эстетического, историко-филологического, обществоведческого направлений, традиционно успешно реализуемых в этом учреждении. Забайкальская краевая гимназия интернат активно сотрудничает по развитию художественно-одаренных детей с институтом культуры и искусства ЗабГГПУ.

15 сентября 2010 года начал работу общеобразовательный лицей-интернат для одаренных детей физико-математического и естественнонаучного профиля. В настоящее время в лицее обучаются 50 человек из 8 районов края. В последующие годы предполагается увеличение контингента учащихся 10-11 классов до 200 человек. Лицей - интернат обеспечивает углубленную подготовку обучающихся по предметам физико-математического (технического) и естественно-научного профиля (география, биология, экология, химия, информатика, экономика). Администрацией лицея заключены договоры о сотрудничестве с вузами г. Читы.

В 2010 году создан краевой ресурсный центр по агро-экологическому направлению на базе ГУ ДОД "Забайкальский детско-юношеский центр". В муниципалитетах края создаются ресурсные центры и базовые школы по профильному обучению, по информатизации образовательного процесса.

С целью оказания государственной поддержки талантливой молодежи в 2010 году Министерством образования и краевыми учреждениями дополнительного образования детей проведено 149 региональных мероприятий (конкурсов, соревнований, олимпиад, турниров и иных конкурсных мероприятий) (2009 г. - 135, 2008г. - 138, 2007г. - 78, 2006г. - 74) с охватом 21898 чел. (2009 г. - 21389, 2008г. - 17690, 2007г. - 20000, 2006г. - 15779) (Таблица 2.3.7).


Таблица 2.3.7


Количество краевых мероприятий с детьми





В 2010 году 835 человек Забайкальского края (2009 г. - 491чел., 2008г. - 768, 2007г. - 634, 2006г. - 230) приняли участие в 116 Всероссийских мероприятиях (2009 г. - 63, 2008г. - 65, 2007г. - 77, 2006г. - 38), заняв 156 (2009 г. - 123, 2008г. - 137, 2007г. - 97, 2006г. - 34) призовых места (Таблица 2.3.8).

^ Таблица 2.3.8


Участие детей Забайкальского края во Всероссийских мероприятиях




Наблюдается положительная динамика увеличения количества научных обществ обучающихся, участников мероприятий с одаренными детьми, увеличения числа талантливых школьников, которым оказывается целевая адресная поддержка, ведется работа по формированию расширенной системы олимпиад и творческих конкурсов. Количество участников научных обществ обучающихся (далее - НОО) Забайкальского края увеличилось на 1284 чел. по сравнению с 2009 годом. В настоящее время в 34 районах края в 405 НОО занимается 8233 школьника (2009 г. - 402, 2008 г. - 268, 2007 г. - 215, 2006 г. - 179) (Таблица 2.3.9).


^ Таблица 2.3.9

Развитие научных обществ учащихся, чел.




Количество участников школьного этапа олимпиады в 2009-2010 уч.г. увеличилось в 2 раза и достигло 122 124 участников (учитывая, что один и тот ученик участвовал в нескольких предметных олимпиадах) (2008-2009 уч.г. - 60127 участников, 2007-2008 уч.г. - 42025 участников).

Количество участников муниципального этапа олимпиады увеличилось в 2009-2010 уч.г. на 1442 чел. по сравнению с 2008-2009 учебным годом и составило 15779 чел. (2008-2009 уч.г. - 14337 чел., 2007-2008 уч.г. - 10309 чел.).

Количество участников третьего (регионального) этапа Всероссийской олимпиады школьников 2010 года по 20 предметам увеличилось на 161 человека по сравнению с 2009 годом и составило 1568 школьников 9-11 классов из 34-х районов края (2009 г. - 1407 чел, 2008 г. - 997 чел., 2007 г. - 917 чел., 2006 г. - 1103 чел.) (Таблица 2.3.10).


^ Таблица 2.3.10

Динамика развития олимпиадного движения, чел.





Эффективность участия школьников Забайкальского края в заключительных этапах Всероссийской олимпиады школьников в 2010 году составляет 15% (3 призера) при среднем Российском показателе 30 % (2009 году (10 %) 2 призера, 2008 году - (25%) 5 призеров, 2007- (25 %) 6 призеров , 2006 году - (15 %) 3 призера). Основными причинами низкой эффективности являются отсутствие эффективной системы подготовки учащихся к олимпиадам на школьном и муниципальном уровнях в течении учебного года, малое количество муниципальных специализированных учреждений по работе с одарёнными детьми (лицеев, гимназий, школ с углублённым изучением предметов), слабая практическая подготовка участников олимпиады по причине низкой оснащённости кабинетов образовательных учреждений специальным оборудованием.

За 5 лет 129 одаренных школьников награждены региональными премиями по итогам краевого конкурса школьников "Будущее Забайкалья" (2010 г. - 30 чел., 2009 г. - 30 чел., 2008 г. - 26 чел., 2007 г. - 25 чел., 2006 г. - 18 чел.) (Таблица 2.3.11).

Таблица 2.3.11


Количество лауреатов премии "Будущее Забайкалья", чел.




В 2010 году во Всероссийской научной конференции молодых исследователей "Шаг в будущее" в г. Москве участвовали 16 школьников, из которых 4 чел. награждены дипломами победителя и призера, 6 чел. стали кандидатами в состав сборной Российской Федерации и приглашены для участия в Международных форумах в США, Великобритании, Словакии.

Реализация мероприятий ПНПО, КПМО создает возможность проанализировать сложившееся состояние дел, выявить проблемы, обозначить задачи приступить к осуществлению национальной образовательной инициативы "Наша новая школа". 2010 год был годом актуализации проблем, вставших перед краевой системой общего образования. Осуществлялась подготовка информации, мониторинги, расчеты, анализ состояния различных аспектов образовательной деятельности. Стояла задача привлечь внимание к их решению Губернатора края, Законодательного собрания, консультативного совета Глав муниципальных образований, Правительства края. В 2010 году на разных уровнях власти состоялись активные дискуссии по проблемам образования (правительственный час, планерные совещания руководителей муниципальных образований и государственных органов, заседания Консультативного совета).

В целях реализации "Нашей новой школы" были разработаны и утверждены:

• Приказ МОН и НШ от 24.03.2010 № 285 об утверждении Плана мероприятий по модернизации системы общего образования в Забайкальском крае реализации национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" в 2010 году;

• Распоряжение Правительства Забайкальского края от 17.07.2010, №397-р об утверждении плана действий по модернизации системы общего образования в Забайкальском крае, направленных на реализацию национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" в Забайкальском крае в 2011-15 годах;

• Перечень поручений Губернатора Забайкальского края от 28.04.2010 №ПП-25-10 по реализации мероприятий национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" в Забайкальском крае в 2010 году.

План мероприятий по модернизации системы общего образования в Забайкальском крае, реализации национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" в 2010 году и Перечень поручений Губернатора выполнены. Кроме того, на протяжении всего года было организовано взаимодействие с МР и ГО (зональные семинары с руководителями ОУ, ежеквартальные обучающие семинары для руководителей МОУО). Согласно поручениям Губернатора, инициированным Министерством, в МР и ГО разработаны муниципальные программы по реализации ННШ, в том числе по введению новых федеральных государственных образовательных стандартов.

Во второй половине года началась интенсивная работа по реализации федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" от 08 мая 2010 года № 83-ФЗ. Был проведен семинар для руководителей МОУО и ОУ с приглашением экспертов Института проблем образовательной политики "Эврика" По итогам семинара составлены Планы действий, определены пилотные районы по апробации в 2011 году положений данного закона - "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" и "Кыринский район". Проведены два семинара в онлайновом режиме с указанными территориями. В соответствии с планом действий осуществляется постоянное взаимодействие с пилотными территориями по реализации проекта.

Осуществление процессов модернизации системы общего образования невозможно без развития инновационной деятельности. Для определения направлений инновационного развития образования в регионе был проведен анализ деятельности МОУО и ОУ. Краевым научно-экспертным советом выделены пять основных направлений инновационного развития общего и дошкольного образования:

• управление качеством современного образования;

• современные механизмы финансирования образования;

• подготовка педагогов в современных условиях;

• реализация национальной инициативы "Наша новая школа";

• эффективные модели образования (дистанционное образование, региональное образование, экологическое образование, альтернативные формы дошкольного образования).

Разработаны положение о региональной инновационной площадке Забайкальского края, перечень мероприятий по развитию инновационных площадок в системе общего образования Забайкальского края. Сформирована база данных ОУ, в которых реализуются инновационные проекты.

В целях развития и поддержки инновационных проектов, разрабатываемых и используемых образовательными учреждениями и работниками образования Забайкальского края, проведен краевой конкурс культурно-образовательных инициатив (КОИ). В 2010 году в конкурсе КОИ приняли участие образовательные учреждения и педагоги-исследователи из 14 районов края и трёх краевых образовательных учреждений. В рамках конкурса проведена экспертиза 51 проекта.

Проведена целенаправленная работа по представлению инновационных проектов образовательных учреждений на международном и всероссийском уровнях. В апреле 2010 года делегация Забайкальского края в составе 19 человек выезжала на Международный конгресс - выставку "Global Education - Образование без границ - 2010" в г. Москва, в рамках конгресс-выставки приняли участие в конкурсе инновационных разработок. Забайкальский край был представлен десятью инновационными проектами. Лауреатами стали СОШ №8 г. Краснокаменск, Могойтуйская средняя школа №3, Читинская коррекционная школа для слабослышащих. Награждены дипломами 2 степени Агинская окружная гимназия, Агинская СОШ №1, Дульдургинская СОШ, Кусочинская СОШ, Судунтуйская СОШ. Так же инновационные проекты были представлены на 14-ом Российском образовательном форуме "Все об образовании! Все для образования!". Делегация Забайкальского края в составе 34 человек приняла активное участие в Форуме. Деловая программа "Регион-гость" от Забайкальского края включала 8 мастер-классов и педагогических гостиных. 19 инновационных проектов образовательных учреждений были представлены на 4-ом Всероссийском конкурсе "Инноватика в образовании". Специальный диплом и приз "Большая жемчужина" получил Агинский окружной институт повышения квалификации работников социальной сферы, диплом лауреата и приз "Малая жемчужина" получили средние общеобразовательные школы: с. Алханай, п. Карымское № 1, п. Кокуй № 2, г. Борзя № 43, "Могойтуйский детский сад "Бэлиг". Педагоги дошкольного образования края участвовали в конкурсе "К здоровой семье через детский сад". Лауреатами конкурса стали детские сады Агинского округа "Солнышко" п. Агинское, с. Цаган-Челутай, с. Амитхаша, с. Таптанай.

Анализ опытно-экспериментальной и инновационной работы в ОУ показывает, что доля педагогических работников, осуществляющих инновационную и опытно-экспериментальную деятельность в школах края, составляет 45,3%. Самые высокие показатели в Дульдургинском районе - 87%, Красночикойском районе - 75%, Могочинском районе - 73%, самые низкие в Шелопугинском районе - 5,6% и Читинском районе - 9%. Несмотря на то, что в целом по краю показатель достаточно высокий, что показывает заинтересованность как педагогов, так и руководителей ОУ в апробации новых подходов в образовании, однако нужно отметить, что в организации инновационной деятельности необходимо решить ряд проблем:

- организация работы по базе ОУ, реализующих инновационные проекты, в том числе кластеризация данных в соответствии с основными направлениями и Перечнем секций Совета;

- организация научно-методического сопровождения инновационных проектов и курсовой подготовки педагогов, реализующих проекты;

- развитие и поддержка региональных инновационных площадок с выходом на статус федеральной инновационной площадки.

Исходя из вышесказанного, задачами на 2011 год являются:

1. Нормативно-правовое обеспечение и координация реализации мероприятий ННШ;

2. Организация деятельности по реализации ФЗ-83;

3. Реализация приоритетного национального проекта "Образование" (ПНПО);

4. Реализация комплексного проекта модернизации образования (КПМО);

5. Разработка проекта краевой целевой программы "Образование (2012-2015 годы)";

6. Разработка проекта концепции инновационной деятельности в сфере дошкольного и общего образования;

7. Взаимодействие с МОУО по вопросам реализации специального (коррекционного) образования в общеобразовательных школах.


1.4. Дополнительное образование для детей и подростков

В системе образования Забайкальского края действует 110 учреждений дополнительного образования детей (2009 г. - 110, 2008 г. - 109, 2007 г. - 105, 2006 г. - 102)

Таблица 2.3.1

Динамика развития сети учреждений дополнительного образования детей




Наблюдается уменьшение контингента воспитанников в учреждениях дополнительного образования на 831 человек (0,5 %) и составляет в 2010 году 52,3 % от общего числа обучающихся (2009 г. - 71158 (52,8 %) , 2008 г. -70222 (51,6 %) , 2007 г. - 65494 (50 %), 2006 г. - 68459 (45,6 %))

^ Таблица 2.3.2

Динамика численности детей,
занимающихся в учреждениях дополнительного образования, чел., %




Но, в тоже время произошло увеличение общего количества детей, охваченных системой дополнительного образования детей, включая их вовлеченность в дополнительное образование при школах, на 3,5% по сравнению с прошлым годом, составляет 84,5 % от контингента обучающихся в крае (2009г. - 80,7% , 2008 г. - 80,5%, 2007 г. - 83,6%, 2006г. - 85,7%).

На 3 % произошло увеличение целевого значения показателя эффективности и результативности деятельности исполнительных органов государственной власти Забайкальского края "Охват детей дополнительным образованием" на 2010 год (Таблица 2.3.3).

^ Таблица 2.3.3


Динамика охвата детей (5-18 лет)
программами дополнительного образования, в %




Увеличение общего охвата детей дополнительным образованием происходит в результате развития дополнительного образования на базе общеобразовательных школ.

Востребованность дополнительного образования детей при школах возросла с введением внеурочной деятельности при введении новых ФГОС.

Одним из способов реализации воспитательного процесса в рамках ФГОС может быть интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности. На основе анализа программно-методического, кадрового потенциала могут быть реализованы следующие модели интеграции общего и дополнительного образования.

Первая модель реализуется в общеобразовательных учреждениях при поселениях, в которых отсутствуют учреждения дополнительного образования. Модель предполагает создание на базе школы своей системы организации внеурочной деятельности, в рамках которой разрабатываются образовательные программы внеурочной деятельности педагогическими работниками учреждения (СОШ п. Буйлэсан Ононского района, Шимбиликская СОШ Красночикойского района, Нарын-Талачинская СОШ Карымского района, Единенская СОШ Оловяннинского района, Погодаевская СОШ Приаргунского района и др.).

Вторая модель предполагает организацию внеурочной деятельности по реализации образовательных программ внеурочной деятельности и дополнительных образовательных программ при наличии лицензии на реализацию "дополнительных образовательных программ" у образовательного учреждения и педагогов дополнительного образования детей в штатном расписании (СОШ №№ 26, 27, 30 г.Читы и др.).

В рамках третьей модели специалисты учреждений дополнительного образования (в том числе учителя данной школы, работающие по совместительству при УДОД), реализующие дополнительные образовательные программы на 2-3 и более лет обучения по различным направлениям, согласно функционалу педагога дополнительного образования, оказывают образовательные услуги при реализации внеурочной деятельности с учетом запросов социума. В данном случае педагогами дополнительного образования дополнительно разрабатываются программы внеурочной деятельности (г. Краснокаменск, Карымский район, Захаровская СОШ Красночикойского района, СОШ п.Пески П.-Забайкальского района, СОШ № 15 п.Бада Хилокского района и др.).

В качестве содержательных механизмов интеграции общего и дополнительного образования является реализация "Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования" и "Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни" как составных частей основной образовательной программы.

Организационные механизмы интеграции:

• разработка и осуществление совместных программ внеурочной деятельности в таких формах как социальное проектирование, коллективные творческие дела, акции и др., направленных на решение воспитательных задач;

• кооперация ресурсов и обмен ресурсами учреждений общего и дополнительного образования детей (интеллектуальными, кадровыми, информационными, финансовыми, материально-техническими и др.);

• предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.);

• взаимообучение специалистов, обмен опытом;

• совместная экспертиза качества внеурочной деятельности.

Увеличилось количество кружков, секций, студий и других объединений по сравнению с 2009 годом на 763 и составляет 7156 по 10 направлениям (2009г. - 6393, 2008 г. - 4041, в 2007 г. - 3655) (Таблица 2.3.4).

Таблица 2.3.4


Количество детских объединений (кружков, секций)




По сравнению с прошлым годом наблюдается рост количества детей в детских объединениях спортивного, туристического, технологического профиля. По-прежнему, самыми популярными остаются объединения художественно-эстетического и физкультурно-спортивного профиля (Таблица 2.3.5).


^ Таблица 2.3.5

Динамика охвата детей дополнительными образовательными
программами ( чел.)




Занятость детей группы "риска" системой дополнительного образования в 2010 году увеличилась по сравнению с прошлым годом на 2 % и составляет 4239 чел. (60 %) (2009г. - 58 %, 2008 г. - 48,5 %) (Таблица 2.3.6).

^ Таблица 2.3.6

Занятость детей группы "риска" системой дополнительного образования, в %



1.5 Оздоровительная кампания


C 1 января 2010 года в связи с изменением федерального законодательства полномочия по обеспечению мероприятий по отдыху и оздоровлению детей были возложены на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Учитывая социально-экономическое положение жителей Забайкалья Постановлением Правительства Забайкальского края № 2 от 12 января 2010 года, удешевление стоимости путевок производилось для детей, проживающих на территории Забайкальского края, независимо от статуса родителей (ранее только для детей, работающих родителей, производящих отчисления в ФСС) и в возрасте до 16 лет включительно (ранее только до 15 лет включительно).

Предложенная схема финансирования отдыха и оздоровления детей позволяет сохранить сеть учреждений отдыха, обеспечить наполняемость лагерей, упростить порядок получения родителями средств из краевого бюджета, предусмотренных на удешевление стоимости путевок в учреждения отдыха.

Благодаря работе различных ведомств, организаций регионального и муниципального уровня в 2010 году различными формами организованного отдыха по сравнению с 2009 годом увеличился охват детей мероприятиями отдыха на 5% (2010 г. - 120 188 чел. (80,5%), 2009 г. - 109 520 чел. (75,2 %), 2008 г. - 98 676 чел. (69 %), 2007 г. - 120256 чел. (89%), 2006 г. - 110309 чел. (79,6%)) (Таблица 2.3.12).

^ Таблица 2.3.12


Общее количество детей, охваченных мероприятиями отдыха, чел./ %





Увеличение охвата детей мероприятиями отдыха на 4,5 % отмечается и по загородным лагерям, (2010 г. - 24 043 чел. (16,5 %), 2009 г. - 19 805 чел. (14%) , 2008 г. - 21 785 чел. (15%), 2007г. - 23300 чел. (19,3 %) 2006 г. - 19500 чел. (17,6%)) (Таблица 2.3.13) и по лагерям с дневным пребыванием детей (2010 г. - 37 168 (25,5% ), 2009 г. - 31 028 (21%), 2008 г. - 33 945 чел. (23%), 2007г. - 32117 чел. (26,7%), 2006 г. - 53292 чел.(48%)) (Таблица 2.3.14).

^ Таблица 2.3.13

Количество детей, охваченных мероприятиями отдыха в загородных
лагерях, чел./ %




Количество детей, охваченных мероприятиями отдыха в лагерях
с дневным пребыванием, чел./ %




По информации УВД по Забайкальскому краю по итогам августа 2010 года зарегистрировано снижение подростковой преступности на 9,5% (2010 г.- 0,27 %, 2009 г.- 0,30 %, 2008 г. 0,32 %, 2007 г.- 0,38 %) (Таблица 2.3.15).


^ Процентное соотношение количества преступлений,
совершенных в летний период к общему количеству детей школьного
возраста, %




Задачи на 2011 год по организации отдыха, оздоровления и временной трудовой занятости детей и подростков:

1.Усовершенствовать нормативную правовую базу в сфере отдыха и оздоровления детей и временной трудовой занятости подростков, предусмотрев возможность оплаты путевок для детей-сирот в учреждения отдыха, частичного удешевления стоимости путевок в палаточные лагеря.

2.Разработать комплекс мер по организации подготовки педагогического, медицинского персонала, вожатых, работников пищеблоков в учреждениях отдыха детей.

3.Усилить контроль за комплектованием учреждений отдыха детей педагогическими кадрами, имеющими соответствующий уровень профессиональной подготовки и владеющих современными педагогическими и оздоровительными технологиями.

4.Продолжить работу по выполнению планов-заданий по укреплению материально-технической базы учреждений.

5.Организовать работу по информированию населения об услугах, предоставляемых учреждениями по оздоровлению детей, обучению и дополнительному образованию.

6.Организовать работу палаточных лагерей в соответствии с СанПиН 2.4.4.2605-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы детских туристических лагерей палаточного типа в период летних каникул".

8.Предусмотреть финансовые средства из местных бюджетов на организацию мероприятий временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время.


^ Профилактика преступлений и правонарушений несовершеннолетних

В результате воспитательной работы, проводимой образовательными учреждениями в отношении несовершеннолетних не посещающих или систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам в 2010 году удалось сократить количество не обучающихся на 171 человек по сравнению с 2009 годом. На начало 2010-2011 учебного года число необучающихся составило 497 человек (2009 г. - 668 чел., 2008 г.- 626 чел., 2007 г. - 657 чел.. 2006 г. - 834 чел.) (Таблица 2.3.16).


^ Таблица 2.3.16

Количество несовершеннолетних, не приступивших к обучению на 1 сентября, чел./ %



Следует отметить незначительное снижение количество школьников, стоящих на внутришкольном учете в 2010-2011 уч.г. - 5580 чел., что составляет 4,1 % от общего контингента обучающихся (2009 г. - 5840 чел., (4,3 %), 2008 г. - 5969 чел.(4,4 %)) (Таблица 2.3.17).

^ Таблица 2.3.17

Количество школьников, стоящих на внутришкольном учете, чел./ %




По итогам работы всех субъектов профилактики преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних за 2010 год зарегистрировано снижение подростковой преступности на 16,0 % (2009 г. - 1758, 2010 г.- 1477), её удельный вес составляет 9,8 % (2009 год - 9,7 %, 2008 год - 11,3 %), что значительно выше показателей по Сибирскому Федеральному округу - 6,8% и РФ - 5,6 % (Бурятия - 8,7%, Иркутская область - 6,4 %, Амурская область - 8,9 %, Хабаровский край - 9,1%). Высокий удельный рост подростковой преступности отмечается в ОВД по 14-ти районах края (2009 г.- 17 районов, 2008 г.- 18 районов). Наиболее высок он на территории Балейского (17,8%), Борзинского (11,2%), Могочинского (16,4%), Нерчинского - 12,4% (2009 г. - 14,6%), Сретенского - 14,2% (2009 г. - 15,4%), Хилокского - 15,2%, Шелопугинского - 16,3%, Шилкинского -15,8% (2009 г. - 14,1%).

Основными причинами сохраняющегося высокого удельного веса преступлений несовершеннолетних является семейное неблагополучие, продолжающийся рост числа родителей, не исполняющих должным образом свои обязанности по содержанию и воспитанию детей.

С целью улучшения организации воспитательной работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних необходимо:

1. Активизировать работу по вовлечению несовершеннолетних в детские и молодёжные общественные объединения.

2. Более полно использовать воспитательный потенциал учреждений дополнительного образования, культуры и спорта в работе с детьми "группы риска".

3. Активизировать и совершенствовать работу средств массовой информации по освещению позитивного опыта семейного воспитания; пропаганды здорового образа жизни.

Формирование современной модели образования Забайкальского края, реализация образовательной инициативы "Наша новая школа", переход на Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения обусловливает необходимость существенных изменений в системе воспитания и дополнительном образовании детей и решения задач на предстоящий период:

-сохранение и развитие сети государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей и организация сетевого взаимодействия с общеобразовательными учреждениями;

-развитие нормативно-правовой базы, приведение ее в соответствие с изменениями в Российском законодательстве;

- повышение профессионального уровня кадрового состава учреждений дополнительного образования детей с учетом современных требований;

-создание и развитие новых информационных технологий, включающих телекоммуникационные проекты и дистанционное обучение в учреждениях дополнительного образования детей.


1-mnez-li-zhne-oni-negzg-krnster-mnez-li-formalari-zhne-oni-zhjellg.html
1-model-pacienta-stranica-4.html
1-modernizaciya-ekspozicionnoj-deyatelnosti-nauchno-tehnicheskih-i-estestvennonauchnih-muzeev.html
1-molodezh-nauka-i-obrazovanie-problemi-i-perspektivi-mezhvuzovskaya-konferenciya-4-24-29-aprelya-2000-g-tomsk-materiali-mezhvuzovskoj-konferencii-stude.html
1-monitor-na-baze-elektronno-luchevoj-trubki-programmami-klientami.html
1-motivi-12-chast-chto-takoe-psi-13-stranica-57.html
  • tasks.bystrickaya.ru/111-metodologicheskie-alternativi-v-nauchnom-poznanii-uchebnoe-posobie-harkov-hnagh-2007-ministerstvo-obrazovaniya.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-4-uchenie-o-veshah-zanyatie-pervoe-rabochaya-programma-p-o-discipline-rimskoe-pravo.html
  • write.bystrickaya.ru/formirovanie-issledovatelskih-umenij-mladshih-shkolnikov-na-urokah-literaturnogo-chteniya-v-sisteme-d-b-elkonina-v-v-davidova-rabotu.html
  • college.bystrickaya.ru/102-svedeniya-o-kazhdoj-kategorii-tipe-akcij-emitenta-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-vtoraya-generiruyushaya-kompaniya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/ocenochnie-svojstva-slov-posobie-adresovano-prezhde-vsego-studentam-fakultetov-i-otdelenij-zhurnalistiki-universitetov.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/programmnaya-i-apparatnaya-chast-avtomatizirovannoj-signalizacii-po-gsm-kanalu.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-ob-otsutstvii-motivacii-ili-nahrena-tebe-taiti-menya-zovut-sergej-azimov-ya-biznes-trener-zhivu-v-g-osnabryuk-germaniya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-ii-sociologicheskaya-anketa-sociologicheskogo-issledovaniya.html
  • student.bystrickaya.ru/16-vagonnoe-hozyajstvo-sistema-normativnih-dokumentov.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-tvgu-2007-234-s-obshestvennost-svyazi-s-obshestvennostyu-3-aleshina-i-n.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sofi-kinsella-tajnij-mir-shopogolika-sofi-kinsella-tajnij-mir-shopogolika-stranica-2.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-10-sofisti-i-sofistika-protagor-gorgij-i-prodik-spirkin-a-g-filosofiya-uchebnik-2-e-izd.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-tematicheskij-plan-obrazovatelnij-standart-poslevuzovskoj-professionalnoj-podgotovki-specialistov-specialnost.html
  • testyi.bystrickaya.ru/5-ya-mezhdunarodnaya-vistavka-i-konferenciya-po-delovomu-turizmu-i-korporativnim-meropriyatiyam-mibexpo-russia-4-ya-mezhdunarodnaya-vistavka-eksklyuzivnogo-turizma-luxury-leisure.html
  • control.bystrickaya.ru/dokumentaciya-ob-aukcione-otkritij-aukcion-v-elektronnoj-forme-stranica-31.html
  • education.bystrickaya.ru/2-usloviya-prisvoeniya-zvaniya-i-osnovnie-polozheniya-i-cel-strategii.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-promishlennie-tehnologii-i-innovacii-napravlenie-podgotovki.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sdf03-analitika-teksta-bibliotechno-informacionnaya-deyatelnost.html
  • spur.bystrickaya.ru/korrupciya-i-antikorrupcionnaya-politika-stranica-2.html
  • nauka.bystrickaya.ru/urok-literaturnogo-chteniya-po-razdelu-priroda-i-mi.html
  • klass.bystrickaya.ru/4-osimsha-sinilatin-kzet-zhjelern-zhobalau-mnogofunkcionalnie-zdaniya-i-kompleksi-snip-rk-02-16-2003-stroitelnie.html
  • pisat.bystrickaya.ru/sudnij-den-bogi-novogo-tisyacheletiya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/43obsheuchebnie-umeniya-i-naviki-shpargalka-po-pedagogicheskoj-psihologii-nataliya-aleksandrovna-bogachkina.html
  • desk.bystrickaya.ru/opisanie-metodicheskoj-razrabotki.html
  • assessments.bystrickaya.ru/byudzhetnie-i-vnebyudzhetnie-fondi-v-respublike-belarus.html
  • desk.bystrickaya.ru/okruzhnoj-konkurs-socialnih-i-kulturnih-proektov-v-ramkah-goda-semi-v-rossijskoj-federacii-nominaciya-semya-i-kultura-nazvanie-proekta.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kommersant-moskva-n064-1042009-gajdaev-vitalij-investori-sdali-korotkie-pozicii.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/narodnoe-tvorchestvo.html
  • assessments.bystrickaya.ru/desyatij-doklad-lechebnopedagogicheskij.html
  • shkola.bystrickaya.ru/selskoe-hozyajstvo-indii-i-kitaya.html
  • writing.bystrickaya.ru/etnobotanchn-harakteristiki-rdksnih-vidv-roslin-flori-cherngvshini.html
  • control.bystrickaya.ru/disciplini-specializacii-programma-vstupitelnogo-ekzamena-v-aspiranturu-po-specialnosti-08-00-01-ekonomicheskaya-teoriya.html
  • assessments.bystrickaya.ru/bez-nochnih-pereezdov-lvov-praga-muzej-svarovski-insbruk-verona-florenciya-veneciya-zalcburg-cheshskij-krumlov-krakov-lvov.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zagryaznenie-sredi-mozhno-li-ego-izbezhat.html
  • holiday.bystrickaya.ru/na-kafedre-otkrita-aspirantura-po-specialnostyam-05-13-06-avtomatizaciya-i-upravlenie-tehnologicheskimi-processami-i-proizvodstvami-05-13-18-matematicheskoe.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.