1981 г. ЯРКО! СОЛНЕЧНО! ПО-РУССКИ! - Авраамий Палицин. Подвиг запечатленный вопросы литературного краеведения в загорске
.RU

1981 г. ЯРКО! СОЛНЕЧНО! ПО-РУССКИ! - Авраамий Палицин. Подвиг запечатленный вопросы литературного краеведения в загорске


^ 1981 г.


ЯРКО! СОЛНЕЧНО! ПО-РУССКИ!
В Доме учителя выставка картин Ю.Байковского. Кажется, кто не знает его в городе – интересного преподавателя, вдумчивого лектора? Я тоже думал, что хорошо знаю его, хотя бы по праву дружбы. Знал, правда, что он пишет картины… Знал, что этим летом он специально поехал по Северу, чтобы писать его… Знал… Так казалось…

На выставке я понял, как мало знал: такой неожиданной стороной обернулся вдруг этот внешне сдержанный, подчас даже угрюмый человек. В тут вдруг – солнце, ликование, почти ярмарочная яркость красок… Я смотрел, и мне вспомнилось, как в одном из писем М.Горький признавался, что уже больно хочется ему в своей пьесе выпустить на сцену побольше солнышка. Я, конечно, вовсе не собираюсь сравнивать и оценивать, я говорю просто о настроении, об ощущении.

На картинах и акварелях знакомые русские места: Загорск, Абрамцево, Кижи… Но видишь все будто по-новому. И дело не в неожиданном ракурсе, а в том, что увидена Русь глазами влюбленного в нее человека. И эта влюбленность заразительна.

Я не искусствовед, я вовсе не собираюсь судить о степени мастерства. Я – о другом. Как мало знаем мы друг друга! Как подчас ленивы и нелюбопытны друг к другу! Как мало умеем радоваться таланту тех, кто рядом с нами!

Недавно в том же Доме учителя была выставка картин другого преподавателя – директора школы И.Мачерета. Кто о ней знал? Многие ли ее видели? А ведь это тоже по-неожиданному интересный художник и человек.

Очень хорошо, что Дом учителя организует выставки. Но почему о них не сообщить всем? Почему отведен под них темный и неуютный зал.

Нам нужны и московские музеи, и московские театры, и большие известные художники, писатели и поэты. Но при одном условии: давайте радоваться таланту близких!
^ 1967 г. ТАЛАНТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК
Живет в Загорске Борис Викторович Ведьмин. По профессии он инженер-строитель. В том прекрасном современном Загорске, который вырос за последние два десятилетия на месте бывшего ветхого одноэтажного посада, есть большая доля и его труда. Но все эти годы он не только строил, но и вел своеобразную фотолетопись уходящего деревянного и полукирпичного прошлого. Рушились жалкие хибары и бараки, поднимая рыжеватые облака трухи, взрывались котлованами недавние болотца, но, прежде, чем исчезнуть навсегда, они застывали в негативах Ведьмина.

Возникни сейчас нужда воссоздать на мгновение Загорск таким, каким он был полтора-два десятилетия назад, фотопленки строительного инженера позволили бы это сделать с документальной точностью.

Но дело не только в этом. Растут, изменяясь с каждым днем, наши города, и то, что уходит в прошлое, становится документом эпохи, нашей памятью. Памяти этой достойны не только парадные здания, не только творения выдающихся зодчих. Внимания заслуживают и так называемые будни, наша сегодняшняя жизнь, которая завтра тоже станет достоянием истории.

Этому и посвящена коллекция Ведьмина. Ведь чтобы понять и осмыслить грандиозные свершения последних лет, надо иметь возможность сравнивать. И фототека инженера-строителя уже сейчас служит людям.

Участник и лауреат всесоюзных и международных конкурсов слайдистов, творчеству которого Центральное телевидение посвятило две передачи, Борис Викторович известен многим загорчанам как непременный лектор клуба фотопутешествий по родной стране. Его советами и творческой помощью охотно пользуются и загорские художники. Но все-таки с фототекой Б.Ведьмина знакомы лишь те немногие, кому повезло быть дома у автора и видеть его работы. А ведь эту уникальную коллекцию можно было бы использовать гораздо активнее – устраивать выставки, демонстрировать слайда на вечерах, посвященных истории родного города.

Не пора ли подумать о создании в городах при краеведческих музеях, дворцах культуры или библиотеках таких фототек, в которых накапливалась бы и хранилась память о жизни родного города? Организовать, мне думается, это несложно. Неизмеримо было бы нравственное, воспитательное и познавательное значение подобных материалов, которые в дальнейшем могли бы стать основой альбома об истории и сегодняшнем дне города.
^ 1976 г.


КАПЛЯ РОСЫ
Тебя останавливает знакомое имя, ты открываешь страницу, начинаешь читать. И вдруг растворяются строчки, исчезает страница, и ты словно вернулся в свое детство и вновь ощутил ломкую стерню сжатой ржи, окунулся в медвяный настой гречихи. Вьется дорога, «спускается в глубоченный лесной овраг, где сырой лесной прелью обдает из-под темного полога леса, где трухлявеют и разваливаются пни, истлевают упавшие деревья и перегорает в сырости прошлогодняя, слежавшаяся листва; то, поднявшись из оврага, заденет дорога лесную опушку, где к припеку над цветами веселое кипение и пчел, и ос, и шмелей, и бабочек, и жужелиц, где тотчас въедешь в жаркое испарение пестрых июльских цветов, горячего цветочного меда…».

И замечаешь, что смотришь на эти картины через маленькую капельку росы, найденной твои проводником – олепинским уроженцем Владимиром Солоухиным. Что это за капелька? Во что всматривается поэт? Почему Солоухин так часто ведет нас то в лес, то на речку, то остановит, чтобы вглядеться в немногие уцелевшие ветлы?

На многих страницах пейзаж становится как бы самостоятельным героем. Но давайте вчитаемся в него, и перед нами предстанет не просто природа, но человек, увидевший ее.

«Если идти Журавлихой по тропинке, ведущей к избушке лесника, то попадешь в густые заросли черемухи. Летом сразу бросаются в глаза обильные кисти с глянцевыми черными ягодами. Про весеннюю пору и говорить не надо: дружно цветет черемуха, белым-бело, слегка закружится голова и растеряешься на мгновенье: как же так? Ведь если все это мне зачем-то дано, то что-то с этим нужно делать! Ну, нарисовать бы по крайней мере! Нельзя же одному и видеть, и дышать здесь и так уйти, и люди не будут знать, какая бывает на земле красота!».

Разве это только пейзаж? Это же человек с совершенно определенным эстетическим восприятием, не умеющий быть счастливым в одиночку! Самую красоту он чувствует полнее и глубже только вместе с людьми. Именно поэтому ему необходимо поделиться своим богатством со всем миром, ибо и сам он ощущает себя частицей этого мира. И разве в образе скромницы-ольхи, «отработавшей свое во славу красоты земли», мы не угадываем того же общественного человека, для которого труд на общую пользу – главное?

Даже отец автора не видел столько великолепия в природе, сколько видит его сын, хотя во времена отца природа была, казалось, богаче. Зато свободного времени было меньше, тяжелой работы – больше, а слова – беднее. Так же, как некогда было Ивану Васильевичу Кунину, лучшему косцу, замечать, спит или не спит вода.

А вот детям их доступно многое, ибо тяжелая, доколхозная жизнь им незнакома: «Колхоз – было то естественное состояние окружающего меня мира, которое я застал на земле». И именно из этого возникает та радостная атмосфера, которая наполняет каждый образ «Капли росы».

Вот машинист молотилки Андрей Павлович. В том, как он берет свои и незаметно разжижает его перед жутковато и ненасытно гудящим барабаном, чувствуется столько душевной собранности, что и тебя, всего лишь читателя, охватывает радостное чувство человеческого труда. И становится понятной влюбленность автора в своих односельчан, и ты послушно идешь вместе с ним из одной избы в другую и только дивишься, как же это раньше не замечал, что столько вокруг красивых и замечательных людей.

Кузнец Никита Васильевич Кузов. Стоит ли удивляться тому, что он страстный поэт, когда столько поэзии в его работе: «Главный восторг возникает из того, что медлить было нельзя (быстро остывает железо на наковальне), некогда подумать, прикинуть, примерить, рассмотреть со всех сторон. Лишь только ляжет железо на наковальню – и пошла и заиграла музыка кузнецов, великая музыка созидания и творчества, когда что хочешь можно еще сделать из материала… И появится на земле новая вещь, которой несколько минут назад не существовало, а была она лишь в голове, лишь в замыслах у Никиты Васильевича».

А тетя Оля Чернова с ее непередаваемым юмором? А ее сын Борис, неугомонный изобретатель? А тетя Поля с ее артистическим талантом? А… Впрочем, пришлось бы пересказать всю книгу, вернее, переписать ее, чтобы передать удивительную красоту этих людей. Может быть, потому и приходится так часто приводить дословно написанное, что дело не столько в фактах, сколько в передаче их, в той самой росной капельке, которая позволяет даже в буйном хулигане Ваське увидеть что-то хорошее, человеческое. Но если красоту этих людей не сразу увидишь без лирического героя, то еще меньше можно без них понять его самого. Потому что именно эти люди определили главное в мировосприятии писателя. Это их трудовое начало лежит в основе всех увиденных автором картин, оно делает их прекрасными.

Леса или луга, картины ли быта или люди – все важно и интересно для Солоухина постольку, поскольку это вошло в человека, определило его характер. Не потому ли так запальчиво несколько раз повторяет автор: «Мне ничего не стоило бы сочинить… но…». И это не просто декларация правды во всем, даже в мелочах; это сознательная установка на исследование того, что определяет натуру человека, его характер, его индивидуальность. Пожалуй, это – главное в «Капле росы».

Именно поэтому берет Солоухин за правило при написании этой книги пользоваться только тем, что вошло в его память «само собой, постепенно, исподволь, в то время, когда у меня было еще и мысли писать книгу про Олепино».

Именно поэтому нет в книге привычного «сквозного» сюжета, а соседствуют рядом вовсе, казалось бы, разностильные: статистическая справка о населении Олепина, лирический пейзаж и размышления автора о причинах упадка и подъема колхоза.

Именно поэтому мы находим в книге своеобразный дневник поэта, в котором так отчетливо видны истоки многих солоухинских стихотворений.

Солоухин вывел на наш суд своего героя. Он замечателен своей влюбленностью в жизнь, людей. Но порой его рассуждения вызывают какое-то недоумение. Вот он разговаривает с товарищем-писателем и оказывается, что им очень трудно понять друг друга только потому, что детство одного прошло в городе, а другого – в деревне.

Зачем же такая исключительность? Ведь и впрямь можно подумать о некоей самоценной природе, «облагораживающей человека». Поэзия, «щемящая радость», «светлая печаль» и счастье творческого труда доступны и для городского мальчишки ничуть не в меньшей степени, чем для мальчишки деревенского. А ведь это и есть те глубины, о которых размышляет герой.

И почему «вмешательство» сегодняшнего дня в дорогие сердцу места воспринимается как депоэтизация этих мест? Даже рассуждения о «своеобразной красоте» возникающего шоссе, о столкновении личного и общественного не могут скрыть горькой иронии по поводу того, что «техника может все», «разворачивая и коверкая все вокруг».

Обидно, что рассказывая о сегодняшней судьбе своих земляков, автор чаще ограничивается сухой информацией о том, где они и кто они сейчас, чем изображением. Не оттого ли это, что автор знает своих односельчан больше в прошлом, чем в настоящем, что его земляки вошли в его лирического героя более прошлой, чем своей нынешней жизнью?

Если это так, то автор должен прочесть в своей же книге предупреждение самому себе. Впрочем, это скорее беспокойство о Солоухине – авторе будущих книг, чем упрек автору нынешней «Капли росы».

А пока «Капля росы» - лирическая повесть о небольшом русском селе – становится исповедью поэта о себе и тем самым о своем народе.

«Капля росы» - волшебная капля. Снова вокруг тебя тот родник, из которого начинается жизнь, поэзия.

33-transnacionalnaya-demokratiya-a-k-suhotin-nauchnij-redaktor-d-r-filos-nauk.html
33-trebovaniya-k-soderzhaniyu-zayavki-na-uchastie-v-aukcione-dokumentaciya-ob-aukcione-na-provedenie-otkritogo-aukciona.html
33-uchastie-tulskoj-oblastnoj-dumi-v-rassmotrenii-grazhdanskih-del-za-i-kvartal-2012-goda.html
33-uchet-vozmeshaemogo-nds-v-sluchae-nedostachi-porchi-ili-hishenij-materialnih-cennostej.html
33-uluchshenie-reagirovaniya-operatorov-na-potrebnost-v-ravnom-dostupe.html
33-upravlenie-slozhnoj-sistemoj-sankt-peterburg.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/ivadal-novejshee-dostizhenie-v-lechenie-narushenij-sna.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/raschet-nalogov-dohoda-pribili-i-rentabelnosti-metodicheskie-rekomendacii-dlya-vipolneniya-kursovoj-raboti-po-discipline.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/psihoanaliz-v-literaturovedenii.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vipolnenie-godovogo-plana-profilakticheskih-privivok-o-sanitarno-epidemiologicheskoj-obstanovke-v-yalchikskom-rajone-v-2003-godu.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-predmet-i-metod-istorii-gosudarstva-i-prava-zarubezhnih-stran-periodizaciya-kursa-predmet-igpzs.html
  • studies.bystrickaya.ru/gosudarstvo-i-pravo-polshi.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/prikaz-ot-2010-g-rabochaya-programma-po-kursu-fiziki-uchitelya-filinoj-e-v-dlya-8-klassa-stranica-4.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razrabotka-i-issledovanie-modelej-ustojchivih-sistem-inercialnoj-navigacii-05-13-18-matematicheskoe-modelirovanie-chislennie-metodi-i-kompleksi-programm.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rkteu-zhattamasi-rkteu-bojinsha-zhattama-astana-haliarali-uezhaji.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-literature-v-6-klasse-uchitel-russkogo-yazika-i-literaturi-zajceva-e-yu-poyasnitelnaya-zapiska.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-nochnom-sadu-vesennie-zaboti-novie-stihi.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabota-g-ekaterinburg-2005-g.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/beklemishev-ep-k-ek-n-doc-skagspankratova-ia-asp-rgpu-orientiri.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/ukazatel-sokrashenij-stranica-47.html
  • education.bystrickaya.ru/3-informatizaciya-i-globalizacii-informacionnaya-bezopasnost-v-mirovom-politicheskom-processe.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/material-itogovogo-testirovaniya-znanij-studentov-zadachi-i-prakticheskie-situacij-po-kursu-uchebno-metodicheskoe.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-sociologiya-vklyuchaet-v-sebya-rabochuyu-uchebnuyu.html
  • letter.bystrickaya.ru/nastoyashee-uchebnoe-posobie-podgotovleno-dlya-studentov-fakultetov-fizicheskoj-kulturi-udk-000000-stranica-4.html
  • lesson.bystrickaya.ru/organizaciya-gosudarstvennoj-sluzhbi-v-rossijskoj-federacii-pravovie-aspekti.html
  • learn.bystrickaya.ru/gavrilov-o-a-kurs-pravovoj-informatiki-uchebnik-dlya-vuzov.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uskorennoe-obuchenie-obsheniyu-i-vzaimodejstviyu-v-gruppah-na-kibernometrah-pyatogo-pokoleniya.html
  • klass.bystrickaya.ru/anatolij-chubajs-poluchil-vlast-nad-zemelnimi-uchastkami-gosduma-rf-monitoring-smi-18-maya-2006-g.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vvedenie-v-disciplinu-pechatnoe-i-poslepechatnoe-oborudovanie-rabochaya-programma-po-discipline-pechatnoe-i-poslepechatnoe.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-semnadcataya-drevnie-korni-koldovskih-uchenij.html
  • thesis.bystrickaya.ru/predstavitel-gubernatora-yanao-proinspektirovala-gotovnost-shkol-nadimskogo-rajona-k-uchebnomu-godu-informacionnoe-agentstvo-nakanuneru-04082011.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-po-discipline-tehnologiya-i-organizaciya-us-lug-pitaniya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kniga-nedostojnaya-vtorogo-prochteniya-nedostojna-i-pervogo-stranica-4.html
  • bukva.bystrickaya.ru/poryadok-obrasheniya-za-trudovoj-pensiej.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sosanie-palca-problema-ili-norma.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-izo-dlya-5-go-klassa-borisovoj-g-a.html
  • books.bystrickaya.ru/d-s-lihachyov-predstayot-pered-nami-chelovekom-gluboko-obespokoennim-za-sudbu-on-s-bolshoj-gorechyu-pishet-o.html
  • education.bystrickaya.ru/-3-posyagatelstva-na-obshestvennie-otnosheniya-osnovannie-na-principe-osushestvleniya-ekonomicheskoj-deyatelnosti-na-zakonnih-osnovaniyah.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/shkola-is-bruka-malie-i-upravlyayushie-evm-chast-3.html
  • exam.bystrickaya.ru/usloviya-i-sredstva-formirovaniya-universalnih-uchebnih-dejstvij-obrazovatelnaya-programma-municipalnogo-byudzhetnogo.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/soderzhanie-programmi-razdel-informacionno-analiticheskie-dannie-istoricheskaya-spravka-informaciya-o-shkole-1-stranica-3.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.