2. История развития исторического краеведения в дореволюционной России - страница 3
.RU

2. История развития исторического краеведения в дореволюционной России - страница 3





Данные приемы нельзя считать универсальными, выбор того или иного приема определяется содержанием учебного материала, образовательными и воспитательными целями уро­ка, умениями и навыками учащихся. Причем связь между ис­торией края и историей страны в целом осуществляется тогда, когда она логична и педагогически целесообразна.

Факультативные занятия предусмотрены постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы», из­данным в 1966 г. Краеведческие факультативы объединяют тех учащихся, которые стремятся к самостоятельному приоб­ретению знаний на основе углубленного знакомства с докумен­тальными материалами местных архивов, музеев, научной и художественной краеведческой литературой, готовы к про­ведению краеведческих исследований в экспедициях. Краевед­ческие уроки являются отправным моментом в организации и проведении факультативов.

Выбор факультатива по истории края обусловливается подготовленностью учителя к ведению такого факультатива, интересом учащихся к своему краю, наличием соответству­ющей учебной базы.

Факультативные занятия относятся к категории учебных, но у них много общего с внеклассной работой, так как они предполагают не только классно-урочную организацию рабо­ты, но и широкую внеклассную и внешкольную деятельность.

Главными особенностями факультативных занятий явля­ются: углубленное теоретическое изучение материала, разно­образие форм и методов работы. В их основе лежат доброволь­ность и глубокий интерес учащихся, их самостоятельная дея­тельность.

По своему содержанию факультативные курсы по краеве­дению делятся на факультативные курсы, которые полностью строятся на краеведческом материале, и общеисторические факультативные курсы с привлечением местного материала. В первом случае факультативный курс дает возможность уча­щимся получить систематические знания по истории края. Во втором случае в общеисторический факультатив краеведческий материал только включается на основе логических связей.

Так, например, на занятиях по общеисторическому факуль­тативу «Страницы боевого прошлого народов нашей страны» местный материал включается в виде таких отдельных тем: «Наш край в борьбе с ин­тервентами в XVII в.», «Наш край в Отечественной войне 1812 г.» и т. д.

Исследовательская на­правленность в работе фа­культатива по истории края является необходимым ус­ловием его успешной дея­тельности. Поэтому в рабо­те факультатива особое внимание уделяется орга­низации самостоятельной работы его слушателей. Проведение факультатив­ных занятий требует диф­ференцированного подхода к учащимся, соблюдения принципа индивидуализа­ции, внимательного отно­шения к интересам и воз­можностям каждого учени­ка. В итоге такие занятия обеспечивают выработку у учащихся умений самосто­ятельно добывать знания.

Одной из эффективных форм учебной работы на факуль­тативных курсах являются занятия семинарского типа. Они посвящаются анализу актуальных и сложных проблем. Гото­вясь к семинарским занятиям, учащиеся производят самостоя­тельно сбор местного материала, подвергают его анализу, си­стематизируют, обобщают, делают первичные выводы. Более подготовленные из них пишут рефераты, доклады, а остальные разрабатывают отдельные вопросы и выступают на семинарах в качестве содокладчиков.

Факультативные курсы удачно сочетают в себе разные формы и методы урочной и внеурочной работы по краеведе­нию. Они предусматривают организацию практикумов в мест­ном архиве, музее, библиотеке, а также проведение экскурсий, встреч, походов, экспедиций, вечеров, конференций и т. п. Практикум в архиве ставит своей целью научить учащихся ра­ботать с документальным материалом. В краеведческом музее слушатели факультатива приобретают умения и навыки обра­батывать, паспортизировать, оформлять и экспонировать исто­рические материалы. В библиотеке краеведы учатся работать с каталогами, справочной литературой, знакомятся с библио­графией по истории края.

Здесь необходимо отметить значение реферата; он являет­ся основой индивидуального самостоятельного исследования. К его написанию предъявляются определенные педагогические требования: добровольность выбора темы; глубокий интерес к ней; максимальная самостоятельность учащегося в работе над рефератом. Кроме того, в реферате должен быть самостоя­тельный критический анализ собранной литературы и других источников, а также высказана своя точка зрения по тому или иному вопросу; наличие библиографии и ссылок на использо­ванные источники; достаточно обоснованное, логическое и ли­тературно грамотное его изложение.

Работа краеведов над рефератом сводится к следующему: определение темы, составление библиографии, разработка его плана, сбор, обработка материала, систематизация его, напи­сание и защита реферата.

Подготовка реферата учит учащихся критически подходить к источникам, всесторонне обосновывать свои мысли, искать в историческом событии существенное, анализировать факты, давать им оценку, делать выводы, т. е. прививает интерес к научному исследованию.

Определяя задачи внеклассной работы, известный краевед-историк А. Ф. Родин справедливо утверждал, что она направ­лена на достижение «тех же целей, что и урок, но на ином ма­териале и иными средствами».

Основными особенностями внеклассной краеведческой ра­боты в школе являются: добровольный характер, возможность удовлетворения и дальнейшего развития индивидуальных по­знавательных интересов и наклонностей учащихся, широкие возможности использования разнообразных форм и методов работы.

Внеклассная работа по историческому краеведению может быть массовой, групповой и индивидуальной. К ее массовым формам относятся: экскурсии, походы, экспедиции, вечера, олимпиады, викторины, конференции, создание школьных уголков, музеев, встречи с участниками и свидетелями истори­ческих событий, замечательными людьми, краеведческие игры, внеклассное чтение. Групповыми формами внеклассной рабо­ты являются: кружок, общество, лекторий, издание рукопис­ных книг, журналов, стенгазет, бюллетеней. Индивидуальная работа по краеведению предполагает чтение литературы по местной истории, работу с документальными материалами ар­хива, вещественными памятниками музея, подготовку рефера­тов, докладов, запись воспоминаний, описание памятников ис­тории и культуры, наблюдение за жизнью и бытом изучаемого народа, выполнение познавательных заданий, изготовление на­глядных пособий и др. Однако одна форма внеклассной работы не мыслится без другой. Из массовой работы вырастает круж­ковая, а результаты занятий в кружке часто выносятся на об­щешкольные вечера, конференции и т. д. Индивидуальная ра­бота является необходимым элементом и массовых и группо­вых занятий.

Историко-краеведческий кружок. «Кружок есть то звено, за которое нужно уцепиться для того, чтобы вытянуть всю цепь разнообразных форм внеклассной работы... Прочная постанов­ка внеклассной работы может быть гарантирована только кружком. При правильной постановке внеклассной работы все дело должно вестись и организовываться не только через кру­жок, но и от кружка, по возможности по его инициативе» - так писал советский ученый Н. Н. Баранский.

Кружок позволяет сочетать и использовать самые разно­образные формы внеклассной работы.

Школьный кружок не является продолжением классных занятий, а только базируется на знаниях, которые учащиеся получили на уроках. Кружок позволяет организовать систе­матические занятия по определенной программе и с постоян­ным составом. Работа в кружке помогает учащимся стать ак­тивными помощниками учителя как в проведении внеклассных мероприятий, так и в подготовке оборудования к урокам. Успех работы кружка зависит в основном от умения, желания, инициативы его руководителя.

Углубление и расширение знаний учащихся по истории своей области, развитие у них творческих способностей и уме­ний самостоятельно добывать знания, приобщение школьни­ков к поисково-исследовательской деятельности, воспитание у них коммунистического сознания, диалектико - материалистического мировоззрения - таковы основные задачи, которые призваны решать занятия в кружке по краеведению.

В настоящее время в школах получили широкое развитие краеведческие кружки двух видов: а) охватывающие в своей работе весь комплекс краеведческого материала; б) темати­ческие кружки по предметам (историко-краеведческий, литера­турно-краеведческий и т. д.). В свою очередь историко-краеведческие кружки по содержанию своей работы имеют и более узкую специализацию: этнографические, археологические и др. Учитель истории организует кружок и осуществляет в нем научное и методическое руководство. В работе любого кружка особое внимание следует уделять выбору его тематики, планированию. К сожалению, на практике либо увлекаются количеством и разнообразием тем, либо сильно ограничивают тематику. В первом случае это ведет к распылению сил уча­щихся и к затруднению научно-методической помощи им со стороны учителя, а во втором - к однообразию занятий, что может привести к ослаблению интереса членов кружка к заня­тиям.

Программа кружка может включать или углубленное изучение истории области в целом или отдельных местных объектов, например школы, предприятия, колхоза, села, горо­да, или изучение конкретных тем, как «История народного об­разования в крае», «История колхозного движения» и др. В кружке может изучаться и более короткий период в истории края, например край в годы Великой Отечественной войны и т. д.

Составляя программу работы кружка, важно не упустить два момента: органическое единство истории края и его час­тей с историей страны в целом и особенности в историческом развитии края.

Тематика работы историко-краеведческого кружка может быть составлена с учетом изучения: а) самых сложных вопро­сов школьной программы; б) вопросов программы, которые не получили обстоятельного раскрытия на уроках; в) вопросов, которые вообще не раскрывались на уроках, но входят в про­грамму; г) проблем, не входящих в учебную программу. Так, на занятии краеведческого кружка в школе № 1 станции Че­лябинск основное внимание было уделено изучению революци­онного прошлого Челябинска. Его тематика была тесно связана с учебной программой по отечественной истории. Но в плане кружка значился целый ряд вопросов, которые на уроках не могут быть полностью раскрыты.

На занятиях кружка широко используются технические средства обучения. Прослушивание магнитофонных записей, просмотр диафильмов, диапозитивов и кинофильмов на крае­ведческие темы всегда положительно влияют на работу кружка.

Действенным средством активизации самостоятельной дея­тельности членов кружка является их участие в выпуске краеведческих стенгазет, рукописных книг, журналов, состав­ление викторин, обсуждение прочитанных книг, статей, изго­товление фотомонтажей, различных наглядных пособий по истории края.

Заботясь о постоянном развитии интереса учащихся к за­нятиям в кружке, необходимо не только разнообразить методы и приемы работы, сочетать занятия теоретического и прак­тического характера, но и умело их чередовать: лекции сме­нять экскурсией или просмотром диафильма, прослушивание и обсуждение докладов, рефератов - походом или просмотром кинофильма, диапозитива и т. д.

В качестве примера можно привести опыт работы кружка по изучению истории Орешка - Шлиссельбурга - Петрокрепости. Работа началась с путешествия по пригородам Ленин­града. Кружковцы побывали в Старой Ладоге, Великом Новго­роде, в крепостях Копорье, Корела и Петрокрепости. К каждо­му походу кружковцы тщательно готовились: изучили реко­мендованную литературу по истории объекта, составили план экскурсии, распределили обязанности, а возвратясь домой, оформили материалы похода, которые использовали как на уроках, так и во внеклассной работе.

Кружок работал по следующему плану:

1.Изучение военной истории Орешка.

2.Знакомство с тремя поколениями русских революционе­ров по материалам Шлиссельбурга (ныне Петрокрепости).

3.Сбор сведений о героизме защитников Петрокрепости во время Великой Отечественной войны.

Следует отметить, что план работы кружка был выбран удачно. Он имеет важное значение с точки зрения идейно-по­литического, нравственного и военно-патриотического воспи­тания. По своему содержанию тема очень интересная, увлека­тельная, тесно связана со школьной программой.

Распределив темы докладов, учительница порекомендовала кружковцам литературу, помогла составить планы по каждой теме. Затем для докладчиков были назначены консультации.

По первому пункту плана учащиеся подготовили два сооб­щения: «Основание крепости» и «Военная история Орешка в XVIII в.». (Второе сообщение было заслушано и на уроке по теме «Северная война».)

По второму пункту плана члены кружка изучали по мате­риалам Шлиссельбургской крепости историю трех поколений русских революционеров, просмотрели и обсудили фильм «Каз­нены на рассвете». Была проведена торжественная линейка у памятника революционерам-узникам крепости Шлиссель­бург, а также экскурсия по крепости.

По третьему пункту плана работы кружковцы познакоми­лись с ленинградцами - защитниками Шлиссельбурга, совер­шили экскурсию в Военно-морской музей, прочитали книгу И. И. Канашина «Пока стучит сердце», оформили фотогазету «Героический Орешек», а также рукописную «Книгу воспоми­наний героев». Окончанием работы кружка был вечер, на ко­тором состоялась встреча кружковцев и других учащихся шко­лы с защитниками крепости в годы Великой Отечественной войны.

Историко-краеведческий вечер был своеобразным отчетом кружковцев за свою работу. Вечер проходил в форме устного журнала по плану:

1.Страницы истории Орешка (краткие сообщения уча­щихся).

2.Рассказ сотрудника реставрационных мастерских о состоянии крепости и будущих работах в ней.

3. Выступления защитников крепости.

Историческое общество (клуб) учащихся. Историческое об­щество (клуб) является высшей формой организации вне­классной краеведческой работы в школе. Нередко оно имеет свой девиз, устав, членские билеты, значки, а также эмблему, флаг и форму. Руководители, планы работы общества (клуба), их секций утверждаются на педагогическом совете школы. Как общество, так и клуб чаще всего организуются в тех школах, где краеведением занимаются учителя различных предметов, а его содержание носит комплексный характер. Поэтому в об­ществе, клубе находят себе работу по душе учащиеся разных интересов. Общество (клуб) чаще всего имеет секции истори­ке ков, географов, геологов, литераторов, музейных работников, инструкторов по технике туризма и др.

В качестве примера можно сослаться на опыт научного об­щества «Юный историк» (школа № 1 г. Прокопьевска).

Ежегодно на общем собрании членов общества избирается совет, в состав которого входят: руководитель общества, пред­седатель совета, старосты, секретари секций.

Подготовка к вступлению в общество обычно начинается в группе друзей общества, куда принимаются учащиеся V - VI классов. Здесь они знакомятся с работой общества, получа­ют практические навыки обработки находок, знакомятся с ме­тодикой раскопок, а во время экспедиции наблюдают их. Толь­ко после этого их принимают в действительные члены общест­ва. Те, кто не был в группе друзей общества, проходят двух-, трехмесячный кандидатский стаж, во время которого выполня­ют отдельные поручения, получают устную рекомендацию двух членов общества. Новому члену общества вручают билет, в ко­торый записывается вся историко-краеведческая работа уче­ника во время пребывания его в обществе.

На протяжении 25 лет исследователями «Юный историк» под руководством учителя были открыты и изучены две неоли­тические стоянки, курганный могильник позднего железного века, поселение тюрков-кочевников, курганы андроновской культуры, создан городской государственный краеведческий музей, написана история города Прокопьевска, состоящая из 163 очерков, исследовано первое в Кузбассе промышленное предприятие - Томский железоделательный завод, проведе­но около 30 экспедиций с юными археологами, историками, палеонтологами и геологами.

Экскурсия. Эта форма краеведческой работы предполагает изучение местных объектов в их естественной обстановке. Та­кими являются экскурсии к историческим памятникам и па­мятным местам, а также историко-производственные экскур­сии. Несколько иного характера экскурсии в краеведческие музеи, где экспонаты специально подобраны и выставлены с учетом их научной ценности, идейно-политического характе­ра, педагогического значения и периодизации, принятой в ис­торической науке. В музее предметы как бы вырваны из их естественной обстановки и часто представлены фрагментарно.

Педагогическое значение экскурсий очень велико. Во-пер­вых, они дают возможность учащимся знакомиться с историко-краеведческими объектами в их естественных условиях. Во-вторых, в педагогическом отношении экскурсия очень продуктивна, так как в высшей степени предметна и конкретна. На экскурсии учитель имеет возможность события прошлого непосредственно связать с конкретными историческими памят­никами - немыми свидетелями тех событий, что помогает учащимся создать более верные представления о далеком прошлом; экскурсия помогает школьникам стать как бы со­временниками исторических событий прошлого. В-третьих, экскурсии всегда вызывают у школьников повышенный ин­терес.

Школьные краеведческие экскурсии делятся на учебные и внепрограммные; они бывают тематические и обзорные. Если учебные экскурсии исходят из требований программы и ограничены временем, то внепрограммные таких ограниче­ний не имеют.

Экскурсия включает три основных этапа: подготовку (учи­теля и учащихся); проведение ее и подведение итогов; исполь­зование ее материалов в дальнейшей учебно-воспитательной работе. Проведение экскурсии включает информационную часть и рабочую. Информационная часть - это рассказ, объ­яснение учителя, специалиста, экскурсовода в музее, на объ­екте. Рабочая часть - исследовательская и регистрационная деятельность учащихся (сбор коллекций, зарисовки, фотогра­фирование, описания, измерения и т. п.).

Краеведческие экскурсии можно условно разделить на не­сколько типов. Это, во-первых, вводные экскурсии, они пред­шествуют изучению учебного материала на уроке. Такие экскур­сии проводятся с целью накопления фактического материала для самостоятельных теоретических обобщений и выводов об­щеисторического характера на последующих уроках. Во-вто­рых, экскурсии, являющиеся продолжением изучения матери­ала на уроке. Полученные в итоге этих экскурсий сведения конкретизируют учебный материал, делают его предметным. В-третьих, экскурсии, целью которых является углубление, закрепление и обобщение общеисторического материала на базе вещественных и письменных исторических памятников. Такие экскурсии проводятся тогда, когда изучена тема, имею­щая сложный или важный материал. В-четвертых, экскурсии, проводимые с целью установления связи материала, изложен­ного в учебнике, с современностью. В-пятых, историко-производственные экскурсии. На этих экскурсиях рассматриваются вопросы социалистического соревнования, коммунистического отношения к труду, повышение материального положения и культурного уровня работников производства; они способ­ствуют выбору профессии.

В системе учебной и воспитательной работы школы историко-производственным экскурсиям уделяется большое внимание.

Экскурсии в краеведческий музей, к хорошо изученным историческим памятникам и памятным местам по возможности проводит сам учитель. Учитель всегда «лучше знает уровень подготовки своих учеников, их сильные и слабые стороны, а главное - что могут и должны дать вещественные памятни­ки для углубленного понимания учебного исторического ма­териала темы». Однако в ряде случаев возникает необходи­мость прибегать к помощи экскурсовода, тогда учитель заранее беседует с ним по содержанию и методике экскурсии, зна­комит его с требованиями программы, заданиями, той подго­товкой, которая была проведена к экскурсии, согласовывает маршрут и объекты осмотра.

В практике проведения экскурсий имеют место недостатки, к которым относится отсутствие во время экскурсии самостоя­тельной деятельности учащихся. В некоторых случаях, когда экскурсовод стремится охватить как можно большее количест­во экспонатов, экскурсия превращается в беглый осмотр музей­ной экспозиции или краеведческих объектов. В итоге такой экскурсии учащиеся получают отрывочные и поверхностные знания, что отрицательно сказывается на познавательных ре­зультатах такой экскурсии.

После проведения экскурсии учитель проводит устный или письменный учет знаний. К устному учету относятся: опрос на уроке, индивидуальная беседа с учащимися, заслушивание сообщений и докладов учащихся, с которыми они выступают на уроках и на внеклассных мероприятиях. Письменный учет знаний проводится в форме анкет и сочинений. Формой вы­явления результатов экскурсии также может быть выпуск бюл­летеня, стенгазеты с зарисовками, фотографиями, краткими описаниями экспонатов, экскурсионных объектов.

Туристско-краеведческие походы и экспедиции. Пожалуй, ни один вид внеклассной и внешкольной работы не привлекает так школьников, как туризм. Хорошо подготовленный поход, экспедиция - это ожившие страницы учебников по истории, страницы «живой» истории родного края. Воспитание коллек­тивизма, чуткого отношения к товарищу, принципиальной и глубокой дружбы - одна из задач коммунистического вос­питания. И эта задача находит в какой-то мере свое решение в походах, экспедициях. В туристско-краеведческих походах воспитываются наблюдательность и самостоятельность, вынос­ливость и смелость, любовь к родному краю и Отечеству. Труд­но переоценить образовательное и воспитательное значение походов комсомольцев и молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа, которые прово­дятся в масштабе страны и охватывают миллионы людей.

Школьное краеведение без туризма, как и школьный ту­ризм без краеведения, немыслимы. Они прекрасно дополняют и обогащают друг друга. Краеведение использует туризм как интересную форму. В свою очередь, во время походов учащие­ся выполняют различные краеведческие задания. Чтобы с боль­шей глубиной исчерпать образовательно-воспитательные воз­можности туристских походов, их необходимо планировать по содержанию, методике и времени проведения. В каждой школе туристско-краеведческая работа должна иметь определенную систему, учитывающую требования программы по истории и другим предметам, исторически сложившиеся условия раз­вития края, воспитательные задачи школы, а также подготов­ленность учащихся к этой работе, их интересы.

По времени краеведческие походы делятся на одно- и мно­годневные. Одно-, двухдневные походы, получившие самое широкое распространение, проводятся в течение учебного года. Они являются прекрасным средством вовлечения учащихся в краеведческую работу. Многодневные походы обычно прово­дятся в период каникул.

Главным требованием к походу является его целенаправ­ленность. Наряду с этим поход необходимо как бы пронизать романтикой поиска.

Поход, как и экскурсия, в своей структуре имеет три этапа: подготовку, проведение и подведение итогов, использование краеведческого материала в учебно-воспитательном процессе. Подготовка к походу обычно начинается заблаговременно.

С особой тщательностью разрабатывается план похода, ко­торый включает: тему, цель, маршрут, состав группы; изуче­ние научной и художественной литературы, раскрывающей объекты по маршруту; физическую и специальную туристскую подготовку; распределение обязанностей между членами групп; определение личного и общего снаряжения; режим дня, распорядок походной жизни и др. Придавая исключитель­но большое значение подготовке к походу, А. С. Макаренко писал: «... на протяжении целого года я мобилизовывал во­круг похода и каждого воспитанника, и весь коллектив, и ма­териальные условия и проводил культурную и другую подго­товку».

Учитель как при подготовке к походу, так и во время похо­да играет ведущую роль. Он должен быть хорошим организа­тором и чутким к ребятам, старшим товарищем, подавать лич­ный пример выносливости и глубоко знать свой край, особенно объекты маршрута. Дневник похода рекомендуется вести руко­водителю. Экспонаты, материалы, которые в походе накаплива­ются, оформляются ежедневно. Также ежедневно подводятся

итоги за день. Здесь же отмечаются положительные и отрица­тельные стороны и принимается решение, как устранить эти недостатки, ошибки. Правильно поступают те руководители, которые к концу похода в основном заканчивают оформление собранного материала. Общие итоги похода подводят в школе, где учащиеся выступают с докладами, сообщениями, отчетами, демонстрируют коллекции, собранные в походе, дневники, по­ходные газеты, молнии и др. Часто общие итоги походов под­водятся на слетах, историко-краеведческих вечерах, конферен­циях. Весь обработанный материал поступает в школьный музей.

Историко-краеведческие экспедиции, как и туристско-краеведческие походы, бывают тематические и комплексные. Пер­вые ставят своей задачей изучение определенной темы по ис­тории края. Комплексные экспедиции преследуют своей целью всестороннее изучение тех или иных краеведческих объектов, например комплексное изучение своего района. Естественно, что здесь будут принимать участие и историки, и географы, и биологи, и другие специалисты.

Подготовка к экспедиции включает научную и материаль­но-техническую. Научная подготовка состоит в изучении ли­тературы, относящейся к теме исследования, музейных коллек­ций и других материалов, в знакомстве с районом предстоящей экспедиции. Заканчивается она составлением программы, ко­торая содержит:

1.Тему экспедиции, перечень тех вопросов, материалов, которые предстоит исследовать, собрать.

2.Цель экспедиции.

3.Маршрут, район ее работы.

4.Время работы экспедиции в целом и на отдельных от­ резках маршрута.

5.Состав экспедиционной группы и перечень заданий для поисковых групп и отдельных членов экспедиции.

6.Краткие, методические советы по темам, задания, раскрывающие особенности исследования.

Наряду с этим подготавливаются и утверждаются различ­ные вспомогательные документы экспедиции: вопросники, памятки, анкеты и т. п. Для начинающих исследователей эти вопросники и памятки крайне необходимы. Они нацели­вают их на те предметы, объекты, явления, которые следует изучить.

С каждым годом снаряжение экспедиций расширяется за счет применения все большего числа технических средств: магнитофонов, фотоаппаратов, киносъемочных аппаратов и т. д. Однако главными орудиями труда в школьных историче­ских экспедициях по-прежнему остаются тетрадь, карандаш и фотоаппарат.

Для полевой работы в экспедиции заранее готовят три документа: тетрадь для ведения полевой описи; тетрадь для записи воспоминаний и рассказов; тетрадь фотофиксаций. На пер­вой странице тетради «Полевая опись экспедиции» указыва­ется название экспедиции, ее состав и даты работы. Каждый приобретенный предмет должен быть записан в эту тетрадь по следующей схеме: порядковый номер; название вещи (пред­мета) ; назначение вещи и способ ее употребления; краткое описание вещи с указанием ее особенностей и характерных черт; место и дата приобретения вещи; фамилия, имя, отчест­во владельца вещи; как она попала к нему.

Такие данные необходимы для составления музейного пас­порта вещи, без которого невозможно ее использование.

В тетради «Фотофиксация» необходимо записать следу­ющие данные: номер ленты; номер кадра; содержание кадра; когда, где и кем сделан снимок; условия съемки. Следует пом­нить, что без этих данных самые хорошие снимки теряют свое значение.

При организации экспедиции важно иметь в виду два во­проса: что изучать и как правильно поставить это изучение.

В период подготовки экспедиции и во время ее работы важ­но учитывать возрастные особенности учащихся, постоянно заботиться о развитии их интереса, стремиться приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе.

Историко-краеведческий вечер. Цель историко-краеведческого вечера состоит в том, чтобы разнообразными средст­вами искусства (художественным чтением, музыкой, пением, инсценировкой) помочь учащимся эмоционально воспринять значение и содержание исторического события, факта, яв­ления.

При организации и проведении историко-краеведческого ве­чера учитываются определенные требования, к которым отно­сятся: вечер всегда должен преследовать образовательно-вос­питательные цели; он должен быть интересным, носить харак­тер праздника. При проведении вечера необходимо избегать укоренившегося трафарета, когда он обязательно начинается с доклада.

На вечерах получили признание литературно-исторические монтажи, когда тема раскрывается в своеобразном коллектив­ном докладе, текст которого передается с помощью кратких «речевок», декламаций, музыки, песни, показа иллюстраций, иногда небольших инсценировок и т. д.

Однако необходимо отметить, что на вечере наряду с раз­нообразием его проведения соблюдается тематическая целена­правленность как сообщений, так и художественной части.

Проведению вечера предшествует большая организацион­ная работа: составление программы, подготовка докладов и художественной самодеятельности, оформление помещения, рассылка приглашений на вечер и т. д.

Большой интерес вызывают историко-археологические и эт­нографические вечера.

Историко-краеведческие олимпиады и викторины. Олимпиа­ды - это своего рода соревнования в знаниях учащихся по истории села, города, края. Они помогают обобщать и рас­пространять передовой педагогический опыт изучения родного края.

Школьные олимпиады могут охватывать как отдельные темы, так и весь комплекс краеведческой работы.

Во время подготовки к олимпиаде определяется круг во­просов, минимум литературы по внеклассному чтению, требо­вания к ответам учащихся.

Обычно олимпиада начинается вступительным словом ру­ководителя, а заканчивается подведением итогов. Участники олимпиады отвечают на вопросы при соблюдении полной са­мостоятельности. Победителей олимпиады определяют пэ сум­ме очков, полученных за ответы.

Обычно к олимпиаде готовят выставки краеведческих ма­териалов, из числа учащихся выделяют экскурсоводов, де­журных.

Кроме краеведческих, историко-краеведческих олимпиад, проводятся и исторические олимпиады, на которых даются и вопросы по местной истории.

Олимпиады могут быть в масштабе школы, района (горо­да) и области.

Основная цель викторины - заинтересовать учащихся зна­ниями своего края, стимулировать чтение краеведческой лите­ратуры, местной печати. Содержанием викторины может быть история села, города, края. Проведению викторины, как и олимпиады, предшествует самостоятельная работа учащихся. Викторина проводится устно или письменно в вопросо-ответной форме. Ставится несколько вопросов. Ответы оцениваются по пятибалльной системе. Побеждает тот, кто точнее и быстрее от­ветил на вопросы, кто получил большее количество очков. Чаще викторины проводятся в кружке, в классе и в масштабе школы. Викторина как форма краеведческой работы нередко используется при подготовке к олимпиаде. Обычно она прохо­дит в два тура: классная и школьная.

В качестве примера приведем викторину на тему «Знаешь ли ты древнюю Москву?», проводившуюся в школах столицы.

Для викторины на данную тему были составлены следу­ющие вопросы:

1. Где на территории Москвы обнаружены первые поселения людей? Что вы узнали от археологов о занятиях и образе жиз­ни первых поселенцев?

2. Какое славянское племя жило на территории Москвы?

3. К какому году относится первое упоминание Москвы в летописи?

4. Когда было образовано Московское княжество? Кто был первым московским князем? Сохранилось ли его имя в истории города?

5. Когда Кремль был окружен первыми деревянными стенами? Когда были построены первые каменные стены? Когда Кремлевские стены приняли современный вид?


05062009gs-21-tema-stroitelstvo-stroitelen-kontrol.html
05071965-g-p-shedrovickij-problemi-logiki-nauchnogo-issledovaniya-i-analiz-strukturi-nauki.html
050823-shkola-kejsi-po-regionam-stranica-3.html
05102010-66ru-gorodskie-sumasshedshie-meshayut-razvitiyu-rinka-gildiya-upravlyayushih-i-developerov.html
052-dobicha-lignita-predislovie.html
05v010100-mektepke-dejng-oitu-men-trbieleu-mamandii-shn.html
  • universitet.bystrickaya.ru/struktura-informacii-r-s-gilyarevskij-osnovi-informatiki.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/katalogi-obedineniya-gzhel-obedineniya-gzhel-avtor-nazvanie-izd-vo-god-izdaniya.html
  • occupation.bystrickaya.ru/moskva-1-nash-mir-pridumal-konechno-kakoj-to-dostoevskij-no-ne-takoj-talantlivij-kak-fedor-mihajlovich.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vengerovskij-rajon-oblastnoj-smotr-konkurs-metodicheskih-sluzhb-oblasti-mi-rodom-iz-sibiri-sbornik-scenariev.html
  • school.bystrickaya.ru/10-mars-i-venera-v-musornoj-korzine-bridget-jones-the-edge-of-reason-77-bridzhit-dzhons-grani-razumnogo-kniga-2-77.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/guberniya-balashov-v-ponedelnik-v-rajone-gorodskogo-avtovokzala-balashova-otkrita-besplatnaya-stolovaya-dlya-neimushih.html
  • institut.bystrickaya.ru/testi-a15-harakternie-himicheskie-svojstva-uglevodorodov-alkinov.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razvitie-sposobnostej-u-detej-psihofizicheskaya-problema-10.html
  • writing.bystrickaya.ru/k-voprosu-o-rasprostranenii-neogen-nizhnechetvertichnih-rossipej-almazov-severo-vostoka-sibirskoj-platformi.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-hode-realizacii-prioritetnih-nacionalnih-proektov-rossii-v-respublike-buryatiya-za-1-kvartal-2009-goda-prioritetnij-nacionalnij-proekt-zdorove-razvitie-pervichnoj-mediko-sanitarnoj-pomoshi.html
  • universitet.bystrickaya.ru/trebovaniya-k-sroku-dejstviya-predlozheniya-tehnicheskoe-zadanie-13-obshie-dannie-i-trebovaniya-13-1-zakazchik-oao.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-fakultativnogo-kursa-lekarstvennie-rasteniya-yakutii.html
  • institut.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-informatika-i-ikt-provereno-starshij-prepodavatel-k-p-n-volik-o-n-razrabotano.html
  • lecture.bystrickaya.ru/analiz-stoimosti-obligacij-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-finansovij-menedzhment-specialnost-080109.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivi-razvitiya-stranica-3.html
  • write.bystrickaya.ru/fizkulturno-sportivnaya-deyatelnost-podrostkov-v-innovacionnom-obrazovatelnom-uchrezhdenii-13-00-04-teoriya-i-metodika-fizicheskogo-vospitaniya-sportivnoj-trenirovki-ozdorovitelnoj-i-adaptivnoj-fizicheskoj-kulturi.html
  • crib.bystrickaya.ru/informacionnie-tehnologii-v-obrazovanii-centr-novih-pedagogicheskih-tehnologij-moskovskij-oblastnoj-obshestvennij-fond-novih-tehnologij-v-obrazovanii-bajtik.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-l-kubishko-2010-g-utverzhdayu.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-kategoriya-slushatelej-na-programmi-obshego-obrazovaniya-nachalnoe-obshee-obrazovanie-osnovnoe-obshee-obrazovanie.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pnn-ou-dstemelk-keshen-5v060800-ekologiya-mamandiina-arnalan-oitushia-arnalan-pnn-ou-zhmis-badarlamasi-semej-2015-ali-sz.html
  • composition.bystrickaya.ru/opticheskie-lazeri-poyasnitelnaya-zapiska-vperechne-nomenklaturi-imeyushejsya-na-vooruzhenii-tehniki-net-pozicii-nazivaemoj.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-3-razvitie-mozga-i-poyavlenie-razuma-novosti-sajta.html
  • essay.bystrickaya.ru/bolshaya-skazka-iz-malenkoj-korobki.html
  • crib.bystrickaya.ru/k-pyatidesyatiletiyu-so-dnya-smerti-marksa-karl-marks-iskusstvo-i-obshestvennij-ideal.html
  • tests.bystrickaya.ru/kursovie-raboti-po-istorii-rossii.html
  • bukva.bystrickaya.ru/teoriya-igr.html
  • bukva.bystrickaya.ru/tehnologiya-prigotovleniya-konditerskih-izdelij.html
  • studies.bystrickaya.ru/iniciativa-dekalog-xxi-i-problemi-nravstvennogo-vozrozhdeniya-rossijskogo-obshestva-gostinica-danilovskaya-malahitovij-zal-bolshoj-starodanilovskij-per-d-5-stranica-3.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/posvyashayu-etu-povest-vsem-ee-druzyam-kto-prinyal-kak-svoe-lichnoe-eto-besprizornoe-ditya-literaturi-i-ne-dal-ee-avtoru-vpast-v-otchayanie-stranica-2.html
  • lesson.bystrickaya.ru/primenenie-teorii-grafov-v-informatike.html
  • essay.bystrickaya.ru/dopustimaya-kratnost-peregruzki-generatorov-i-sinhronnih-kompensatorov.html
  • spur.bystrickaya.ru/konspekt-uroka-po-teme-zapadno-sibirskaya-ravnina-geografiya-rossii-8-klass.html
  • lesson.bystrickaya.ru/novgorodskij-sobor-sv-sofii.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razrabotka-turistskogo-produkta-i-formirovanie-turov-turoperatorom.html
  • school.bystrickaya.ru/dnevnik-k-i-chukovskogo-stranica-3.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.