2. ЛЮБОВЬ – ЛЕКАРСТВО ДЛЯ БЕССМЕРТИЯ - Ю. А. Гусев «сны духовного многообразия»
.RU

2. ЛЮБОВЬ – ЛЕКАРСТВО ДЛЯ БЕССМЕРТИЯ - Ю. А. Гусев «сны духовного многообразия»



^ 2. ЛЮБОВЬ – ЛЕКАРСТВО ДЛЯ БЕССМЕРТИЯ:

Раз уж мы начали говорить о духовной любви, подлинный свет в окошке нам воссияет, как только мы поймем, что эталоном духовной любви, её единственным содержанием является Иисус Христос. Только Он спас своей неиссякаемой любовью людей от греха и показал им дорогу к Свету, Истине и Мудрости через Любовь, Самоотдачу и свою Голгофскую жертву во имя тех же людей.

^ Он идет путем жемчужным по садам береговым,

Люди заняты ненужным, люди заняты земным.

«Здравствуй, пастырь, рыбарь, здравствуй!

Вас зову я навсегда, чтоб блюсти иную паству и иные невода.

^ Лучше рыбы или овцы человеческой души?

Вы, небесные торговцы, не считайте барыши!

Ведь не домик в Галилее вам награда за труды, -

Светлый рай, что розовее самой розовой звезды.

^ Солнце близится к притину, слышно веянье конца,

Но отрадно будет Сыну в доме нежного Отца!»

Не томит, не мучит выбор, что пленительней чудес?

И идут пастух и рыбарь за искателем небес. (Н.С.Гумилев «Христос»)


Вот еще один вариант этой мысли:

^ Шел Господь пытать людей в Любови, выходил он нищим на кулижку.

Старый дед на пне сухом в дуброве жамкал деснами зачерствелую пышку.

Увидал дед нищего дорогой на тропинке с клюшкою железной

И подумал: «Вишь, какой убогий, знать от голода качается болезный!»

^ Подошел Господь, скрывая боль и муку: видно, мол, сердца их не разбудишь!

И сказал старик, протягивая руку: «На, пожуй, немного крепче будешь!»

(С.А.Есенин «Шел Господь»)


Над этой темною толпой непробужденного народа

Взойдешь ли ты когда, свобода, блеснет ли луч твой золотой?

Блеснет твой луч и оживит, и сон разгонит и туманы…

^ Но старые, гнилые раны, рубцы насилий и обид,

Растленье душ и пустота, что гложет ум и сердце ноет,

Кто их излечит, кто прикроет? Ты – риза чистая Христа!

(Ф.И.Тютчев «Над этой темною толпой»)

Стихотворение Сергея Есенина демонстрирует нам коммуникативный характер христианской Любви: это двойное движение: от Христа - к нам и от нас – к Христу. Только такая Любовь имеет прочные основания в мире, она одна лишь будет способна мир в конечном итоге спасти.


  1. ^ ЛЮБОВЬ И СМЕРТЬ

Любовь и Смерть – две основные фигуры в театре Господа Бога, поскольку они объединяют временность земного Бытия и вечность Инобытия. Поэзия всегда интересовалась их сочетанием, балансом их системного единства, не всегда правда, поднимаясь до высот философского звучания этой системы.

Неразрывное единство Любви и Смерти отмечает в своем стихе Ф.И.Тютчев:

^ О, как убийственно мы любим, как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим, что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой, ты говорил: она моя…

Год не прошел, спроси и сведай, что уцелело от нея?

^ Куда ланит девались розы, улыбка уст и блеск очей?

Все опалили, выжгли слезы горючей влагою своей.

Ты помнишь ли при первой встрече, при первой встрече роковой,

Её волшебный взор и речи, и смех младенчески-живой?

^ И что ж теперь? И где все это? И долговечен ли был сон?

Увы, как северное лето, был мимолетным гостем он!

Судьбы ужасным приговором твоя любовь для ней была,

И незаслуженным позором на жизнь её она легла.

^ Жизнь отреченья, жизнь страданья! В её душевной глубине

Ей оставались вспоминанья, но изменили и оне.

И на земле ей дико стало, очарование ушло.

Толпа, нахлынув, в грязь втоптала то, что в душе её цвело.

^ И что ж от долгого мученья, сберечь, как пепел, удалось? -

Боль, злую боль ожесточенья, боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим, как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим, что сердцу нашему милей!


Героическую сагу о единстве Любви и Смерти написал советский поэт Александр Кочетков, так и оставшийся для народа автором только одного этого стихотворения - «Баллада о прокуренном вагоне»:

^ Как больно, милая, как странно, сроднясь в земле, сплетясь ветвями, -

Как больно, милая, как странно раздваиваться под пилой.

Не зарастет на сердце рана, прольется чистыми слезами,

Не зарастет на сердце рана, - прольётся пламенной смолой.

^ Пока жива, с тобой я буду, - душа и кровь неразделимы, -

Пока жива, с тобой я буду, Любовь и Смерть всегда вдвоем.

Ты понесешь с собой повсюду, ты понесешь с собой, любимый,

Ты понесешь с собой повсюду родную землю, милый дом.

- Но если мне укрыться нечем от жалости неисцелимой,

Но если мне укрыться нечем от холода и темноты?

- За расставаньем будет встреча, не забывай меня любимый,

За расставаньем будет встреча, вернемся вместе – я и ты.

- Но если я безвестно кану – короткий свет луча дневного, -

Но если я безвестно кану за звездный пояс, млечный дым?

- Я за тебя молиться стану, чтоб не забыл пути земного,

Я за тебя молиться стану, чтоб ты вернулся невредим.


^ Трясясь в прокуренном вагоне, он стал бездомным и смиренным,

Трясясь в прокуренном вагоне, он полуплакал, полуспал,

Когда состав на скользком склоне вдруг изогнулся страшным креном,

Когда состав на скользком склоне от рельс колеса оторвал.

^ Нечеловеческая сила, в одной давильне всех калеча,

Нечеловеческая сила земное сбросила с земли.

И никого не защитила вдали обещанная встреча,

И никого не защитила рука, зовущая вдали.


^ С любимыми не расставайтесь! С любимыми не расставайтесь!

С любимыми не расставайтесь! Всей кровью прорастайте в них, -

И каждый раз навек прощайтесь! И каждый раз навек прощайтесь!

И каждый раз навек прощайтесь! Когда уходите на миг.


Если земная любовь пока еще не способна защищать нас от дыхания смерти, то духовная любовь и такое может, только надо отдать себя в руки вечного носителя этой любви – Иисуса Христа.


  1. ^ ПРИЗНАНИЕ В ЛЮБВИ:

От философских и духовных проблем в любви перейдем к её практическим механизмам, одним из которых является мудрость любовного признания. Какой она оказалась запечатленной в российской поэзии?

Ярчайшим бриллиантом такого признания является стих Ф. Тютчева «К.Б.» (Я встретил вас):

^ Я встретил вас, – и все былое в отжившем сердце ожило.

Я вспомнил время золотое, – и сердцу стало так тепло…

Как поздней осенью порою бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною и что-то встрепенется в нас, -

^ Так весь обвеян дуновеньем тех лет душевной полноты

С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты.

Как после вековой разлуки гляжу на вас, как бы во сне,

И вот – слышнее стали звуки, не умолкавшие во мне.

^ Тут не одно воспоминанье, тут жизнь заговорила вновь,-

И тоже в вас очарованье, и та ж в душе моей любовь!

Совсем другой акцент сделан в лирическом шедевре Пушкина «Признание»:

«Я вас люблю, хоть я бешусь, хоть этот труд и стыд напрасный,

И в этой глупости несчастной у ваших ног я признаюсь!

^ Мне не к лицу и не по летам… Пора, пора мне быть умней,

Но узнаю по всем приметам болезнь любви в душе моей:

Без вас мне скучно, - я зеваю; при вас мне грустно – я терплю;

И мочи нет сказать желаю, мой ангел, как я вас люблю!

^ Когда я слышу из гостиной ваш легкий шаг иль платья шум,

Иль голос девственный, невинный, я вдруг теряю весь свой ум.

Вы улыбнетесь – мне отрада; вы отвернетесь – мне тоска!

За день мучения награда – мне ваша бледная рука.

^ Когда за пяльцами прилежно сидите вы, склонясь небрежно,

Глаза и кудри опустя, - я в умиленьи долго, нежно, любуюсь вами, как дитя!

Сказать ли вам моей несчастье, мою ревнивую печаль,

Когда гулять порой в ненастье вы собираетеся в даль?

^ И ваши слезы в одиночку, и речи в уголку вдвоём,

И путешествие в Опочку и фортепьяно вечерком?

Алина! сжальтесь надо мною. Не смею требовать любви…

Быть может, за грехи мои, мой ангел, я любви не стою!

^ Но притворитесь! Этот взгляд все может выразить так чудно!

Ах, обмануть меня не трудно: я сам обманываться рад!

Конечно, это совсем не та любовь, что у Тютчева: у Пушкина больше игра, своеобразный театр с соседкой по имению Алиной Вульф, куда в Тригорское Пушкин ходил из Михайловского пешком, или ездил на своем коньке. Поэту и не любовь нужна от Алины, а хотя бы притворство, то есть, опять лишь игра! Причем Алина не дает ему никакого повода, и поэт в этом честно признается: «при вас мне грустно – я терплю». Да он и не смеет требовать любви, но «сыграть в любовь» он жаждет, ибо сердце поэта без любви жить не способно…

Но никакого театра уже нет и в помине, едва в Тригорском появляется родственница Осиповых-Вульф - Анна Павловна Керн:

^ Я помню чудное мгновенье: передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье, как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной, в тревогах шумной суеты

Звучал мне долго голос нежный и снились милые черты.

^ Шли годы. Бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный, твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья, без слез, без жизни, без любви.

^ Душе настало пробужденье: и вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье, как гений чистой красоты.

И сердце бьётся в упоенье, и для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь.

Атрибутом подлинной любви у поэта являются «слезы», к примеру, - в «признании» Алине Вульф их нет напрочь. Анну Керн поэт по настоящему любит, доказательством этой любви служит «Я помню чудное мгновенье». Любовь у Пушкина – это всегда чудо, это «божество и вдохновенье», это «жизнь, и слезы, и любовь!»

^ 4. Язык любви:

В любовном признании акцент сделан на сам факт утверждения любви, но нас интересует и то, как это делается, то есть сам язык любви. На этот предмет есть удивительное по точности наблюдение Михаила Юрьевича Лермонтова:

^ Есть речи – значенье темно иль ничтожно,

Но им без волненья внимать невозможно.

Как полны их звуки безумством желанья!

В них горечь разлуки, в них трепет свиданья.

^ Не встретит ответа средь шума мирского

Из пламя и света рожденное слово;

Но в храме, средь боя, и где я ни буду,

Услышав его, я узнаю повсюду.

Не кончив молитвы, на звук тот отвечу,

И брошусь из битвы ему я навстречу.

Этому из «пламени и света» (в тексте у поэта ошибка – нельзя сказать «из пламя» - лучше «из пламени») рожденному слову поэт верен больше, чем молитве в храме и эмоциональному подъёму битвы. Что это за слово? – Безусловно, это не просто признание в физической любви, это слово, рожденное «из пламени и света», то есть, имеется в виду высокий духовный потенциал его. Но что это за потенциал, если ему в угоду отвергается «молитва в храме»? Тут надо призадуматься! Лермонтов постоянно ходит на грани безоглядной верности Богу и прямой бесовщины – все его «демоны» тому служат примером. Даже в любовном признании он не изменяет самому себе.

Язык в классической поэзии служит и наиболее точной калькой личности и мысли поэта, но одновременно и его «врагом», ибо выдает, быть может, то, о чем в официальном разговоре поэт предпочел бы умолчать. Но Лермонтов – верный представитель этой школы, он говорит, что думает и не старается спрятать за недомолвками и оговорками свою мысль.

Совсем другое свойственно поэтам Серебряного века, вот что думает об этом Н.С.Гумилев:

«Ни шороха полночных далей, ни песен, что певала мать,

Мы никогда не понимали того, что стоило понять.

^ Но символ гордого величья, как некий благостный завет,

«Высокое косноязычье» тебе даруется, поэт».

Почему поэзия вдруг становится у поэтов Серебряного века «высоким косноязычьем»? Язык – это калька личности и мысли: в сравнении с классикой меняется содержание поэтической мысли и меняется язык. «Высокое косноязычье» способно, как ни странно, выразить более глубокое содержание, чем традиционная классическая и жанровая поэзия. Последняя скована законами традиции: жанра и классической гармонии, заданной в нашей отечественной поэзии творчеством Пушкина. Хотя тот же Лермонтов позволял себе отступления (на одно мы уже указали).

«Высокое косноязычье» - это оговорочный язык, более полно вмещающий реальное жизненное содержание. «Косноязычье» позволяет делать естественными ошибки, паузы и лакуны, за присутствие которых в романе «Евгений Онегин» Пушкину надо было еще и оправдываться перед читающей публикой. При «высоком косноязычии» подобные придирки становятся совершенно неоправданными, поэт имеет больше прав, в том числе и на более полное выражение личности в своих стихах, даже в оговорочном плане.

Как быть, если человек прожил всю жизнь и не познал Любви? Главное, за что ему придется нести ответственность так за то, что он не познал при этом Бога! Бога вне Любви не существует.

^ 2.21. ЧЕЛОВЕК – СУДЬБА – ДУХОВНОСТЬ – БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА:

Сердце будет пламенем палимо вплоть до дня, когда взойдут, ясны,

Стены Нового Иерусалима на полях моей родной страны.

И тогда повеет ветер странный и прольется с неба страшный свет,

Это Млечный Путь расцвел нежданно садом ослепительных планет.

Н.Гумилев

А.Человек и судьба:

Мне попалась в руки книга Павла Стовбчатого о судьбе (См. Библиография № 28). Автор выстроил основные постулаты судьбы на следующих весьма зыбких основаниях:

- у человека отсутствует выбор в жизненных ситуациях;

- всё в этой жизни совершенно и подчинено определенным законам, пусть даже не осознанным человеком;

- есть только единство желания и рассудка, управляющие ситуацией, в зависимости от того, кто сильней;

- у человека нет силы воли, а есть только сила желания;

- раз отсутствует выбор, значит, нет и свободы во ли, все детерминировано свыше.

От подобных «постулатов» несет фундаментальным язычеством и подчинением человека не Богу, который дал ему «свободу воли», а бездушному Закону, именуемому по желанию или «Космосом», или Природой, или Высшим Разумом, лишенным милосердия к человеку, Любви и Жалости, ибо не обладает никакими личностными параметрами.

В такой ситуации смысл существования человека в нашем мире совершенно теряется. Закон обрекает человека на постоянный Страх перед ним, парализуя его волю к свободе и желание творчества.

Исходя из своих фальшивых предпосылок, автор приходит к весьма спорным выводам о:

- об отсутствии греховности у человека;

- о неизбежности исполнения предсказаний;

- об иллюзии альтернативности выбора, совершаемого человеком в жизни;

- о неотвратимости расплаты в качестве возмездия судьбы;

- к другим весьма сомнительным представлениям о сущности Земли и Неба.

В Библии апостол Павел говорит, что никто не спасается делами Закона, а только верой в Иисуса Христа. Этой веры, по сути дела, и нет в означенной книге. Автор стоит на ветхозаветной вере в Закон, данный Моисеем, но не признает, хотя и скрывает это, Закон Любви, открытый Христом.

Ибо, как только, мы понимаем, что Христос – это Любовь, а весь мир держится и еще существует, благодаря наличию этой Любви в мире, все рассуждения автора начинают сыпаться, как песок. Судьба и Закон, жесткий Порядок, Предназначение начинают трещать, ибо Любовью они все вполне преодолимы.

Конечно, было бы наивно отрицать наличие целесообразности и закономерности этого мира, как и наличие в Нем Промысла Господнего. Однако по силе значимости они и по отдельности, и вместе взятые уступают Закону Любви.

Действительно на Законе можно делать деньги, как это успешно удаётся всем евреям, но нельзя построить страстотерпие, мученичество, святость, смерть за «други своя», творчество и увлечение природой.

К каким же выводам приходит автор в итоге своих размышлений? - «Не вина человека в том, что он родился львом, а не ягненком, нет заслуги и у Папы Римского, ибо ему дано было стать им. Такие понятия, как «плохой» и «хороший», «добрый» и «злой», «умный» и «глупый», «знаменитый» и безвестный», постепенно уходят из мира, как исчезают в нем и другие, как то: Страшный Суд, кара, грех, спасение, единая любовь, святость,, чудо, закон, мораль, этикет, традиция, искусство, вечность». (№ 28, стр. 415)

Автор считает, что «когда мы видим некую богатую даму Н., у нас не может ни возникать обида и желание справедливости». Возможно, у него оно и возникает, но у духовного человека реакция совсем другая – сожаление. Он прекрасно знает, какие беды несет человеку богатство, какой мерой ответственности воздастся за него на том свете. «Легче верблюду пройти через угольное ушко, чем богатому попасть в Рай», - говорил Иисус Христос. Кроме того, духовный человек – обладает смирением и склонен к аскетизму. Богатство ему не только не нужно, но и даже вредно.

Все равны перед лицом Закона и правил Равновесия, которые совершенно неадекватно трактует автор. Равновесие у него есть ничто иное, как нравственная обезличенность и индифферентность, а не требование «Божественной гармонии», какой оно, по сути, является. Закон Равновесия в мире строится не на «фифти-фифти», «всем сестрам по серьгам», а на правиле чисел Фаббиначчи, которое говорит о гармонии, как о соотношении 38% и 62% по отношению к Целому.

Ценностная относительность хороша только для Дьявола, являющегося обезьяной Бога. Мир, в котором Добро приравнено к Злу, а Бог к Дьяволу хорош только для людей, тяготеющих к Злу и Дьяволу. Ибо Добро с кулаками – это не Добро вовсе, а маска Зла. А там, где нет Бога, повсеместно торжествует Дьявол, ибо, как еще подозревали коммунисты, «места не занятые нами сейчас же занимает враг!»

«Свято место пусто не бывает», ничего относительного в этом мире нет. Любой закон также имеет лицо и главное – рамки своего существования.

Такой гимн амбивалентности всего на свете есть, по сути дела, призыв принятию зла и отказ от борьбы с ним, ибо Закон и так все расставит на свои места. Активность и творчество становятся ненужными в этой ситуации. Хорош тот мир Будущего, в котором активность и творчество становятся ненужными и невостребованными, ибо стоит познать Закон и поступать в соответствии с ним, все будет в порядке.

Автор на деле отрицает бесконечность, вечность и непознаваемость Бога. Свобода воли нам дана именно потому, что в сравнении с нами, Бог обладает принципиально новым качеством, которого мы никогда не познаем, столь оно отлично от всего человеческого. Но Бог нас любит, поэтому нам и дана свобода воли, возможность поступать верно, и не зная закона, а только догадываясь о нем.

Бог по своему милосердию и любви к нам делает нас «своими руками» в этом, ибо верит в человека, зная, что он создал его «по Своему Образу и Подобию». По воззрениям автора получается, что вся беззащитность человека перед законом - это беззащитность перед абстрактными, не связанными с человеком принципами и правилами, давно уже опровергнутыми современной атомной физикой в «Принципах «дополнительности» и «неопределенности».

На деле отношения строятся так, что Субъект и Объект комплиментарны, а не один подчинен другому. Закон работает, но их единство и гармония становятся важнее Закона!

Бог создал гармоничный мир, но на Восьмой день творения почил и доверил исправление недостатков меняющегося мира самому человеку, правда, духовному и верующему, к которым автор, увы, не относится, как бы он ни утверждал обратное.

Иногда он открывается: «Как ни странно прозвучит, но, повторяя круг, на сцену вновь поднимается человек-язычник. Но язычник иного витка, иного понимания язычества» (№28, стр. 412)

И тут он опять прав и не прав одновременно. Действительно, на новом витке развития мира, языческое сознание активизируется, но оно отнюдь не становится доминантным, ибо обретает новое качество, где язычество выступает в гармонии с религиозностью, научным мировоззрением и инновационностью, создавая нечто принципиально еще не бывшее прежде, а именно, - духовую инновационность!

Не неоязычник будет править новым миром, а человек с ноосферным, духовно-инновационным сознанием.

Когда у виднейшего русского святого Х1Х века святителя Феофана Затворника спрашивали, в каком соотношении находится предназначение Божие с нашей свободой воли, он отвечал так: «Что «нудится Царствие Божие», а это предполагает собственные усилия. Когда апостол Павел говорит: «это не от нас», то значит, свои усилия не дают искомого. Соединять надо и то и другое: усиливаться и всего чаять от благодати. Но свои усилия не доводят до цели, потому что без благодати недалеко заходят, ни благодать не даёт ожидаемого без усилий, потому что благодать действует в нас и для нас через наши усилия. То и другое подвигает человека вперед и приводит к цели.

Предопределение непостижимо. Довольно для нас веровать всем сердцем, что оно никогда не бывает противно Божьей благодати и правде и не нарушает свободы человека. Обыкновенно решается так: Бог предвидит, как будет свободно действовать человек, и сообразно с тем определяет, так что Божие определение опирается на жизнь человека, а не жизнь на определение».

^ Б.Воспитание личности

Воспитание духовно-инновационного человека строится принципиально на других правилах и требованиях, нежели те, к которым призывает П.Стовбчатый Балансиром, определяющим судьбу человека выступает его Духовность. Постараемся это конкретизировать, насколько мы её сейчас понимаем:


^ 1.«Не сравнивай, живущий не сравним!»

Человек, созданный по Образу и Подобию Бога, глубже и интересней, чем любые внешние о нем впечатления. Главное – он хранит внутри тайну Бога, его Вечность, Непознаваемость и Бесконечность.

Он имеет возможность в диалоге с Богом получить от него все истины, в том числе, и истинные механизмы действия «машины мира», которыми имеет право на «свободу воли» и пренебречь, а действовать по своему усмотрению, если есть на то санкция Бога. «Царство Божие трудом нудится» иначе без труда не спасешься.


^ 2.«Единственный судья себе – ты сам!»

Духовный человек – это не человек в толпе, а творчески свободный человек, способный на принятие ответственных творческих решений, за которые он сам себя и судит. По крайней мере, на этой земле. На Небе – будет другой Суд, но это еще не скоро, а здесь у него есть поле для творчества и для свободы, но свободы как осознанной необходимости, познав замысел Бога по отношению к самому себе.

Несвобода человека опирается на его общинное прошлое, когда он вынужден подчиняться требованиям коллектива. Действительно, «нельзя жить в обществе и быть свободным от общества». Но, кому нельзя?

Человеку, сохранившему в душе ощущения детства, можно, ибо они в нем сильнее навязанных обществом стереотипов и догм. Гению то же можно, ибо он устанавливает своим творчеством законы, по которым это общество будет жить в будущем.

Право на нарушение закона можно заработать, если твои нарушения сделаны во имя людей, во имя еще более справедливого закона, которым пока не написан, но тобой уже осознан.


^ 3. «Живи настоящим, но думай о Будущем!»

Христианство призывает человека довериться Богу и не думать о завтрашнем дне, ибо «на каждый день достаточно его заботы». Это правильно для любого нетворческого человека.

Но, если человек поднялся до определенного духовного и творческого уровня, на котором он может правильно предсказывать Будущее в диалоге с Богом, не думать о Будущем он просто уже не способен.

С одной стороны, он уверен, что все, что ни делается, - к лучшему», а, с другой стороны, его личная инициатива всегда угодна Богу, если он – человек духовный.

Прогнозирование, построенное чисто на рациональном подходе, будь то математическое или астрологическое прогнозирование, всегда будет ошибаться, ибо подлинная истина открыта только любящему сердцу, тем более, если оно находится в диалоге с Господом Богом.


^ 4. «Мысль, изреченная есть ложь!»

Диалог с Господом, о котором здесь столько раз упоминалось, это разговор в молчании. Это единство полярностей: молчание и плодотворный диалог. Болтливость духовному человеку противопоказана, тем более, что он знает: «Мысль, изреченная есть ложь!» В свое время к этому пришел в уже цитировавшемся стихотворении «Молчание» Ф.И.Тютчев:

^ Молчи, скрывайся и таи и чувства, и мечты свои, -

Пускай в душевной глубине встают и заходят оне,

Безмолвно, как звезды в ночи, - любуйся ими и молчи!

Как сердцу высказать себя, другому как понять тебя?

^ Поймет ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная есть ложь.

Взрывая, возмутишь ключи, - питайся ими - и молчи!

Лишь жить в самом себе умей, - есть целый мир в душе твоей

Таинственно-волшебных дум; их оглушит наружный шум,

^ Дневные разгонят лучи, - внимай их пенью - и молчи!..

Ценность нашего духовного мира, способного входить в резонанс с Божьим миром в молчании, лишний раз свидетельствует, что его сущность и сущность Господнего мира обладают неким единым для обоих качеством, будь то «полевая структура» или «духовная напряженность».

И, тем не менее, мы находимся в постоянном диалоге, в том числе и словесном, с окружающим нас миром. Важно только следить, что бы этот диалог не перерастал в надоедливую для всех окружающих «болтливость».


^ 5.«Не судите других, да не судимы будете!»

Достойный запас смирения, терпимости, доброты и любви к окружающему миру освобождает нас от необходимости его судить. Стоит только посчитать себя самым грешным из людей, а в другом видеть только хорошее, необходимость в осуждении отпадет сама собой.

Право на Суд Бог оставил за собой, а нам его совсем не делегировал, отсюда вытекает и библейское требование: «Не судите, да не судимы будете!»

Желание осуждать возникает нас от скрытой агрессии или превратно понятого ощущения справедливости. И того и другое – фальшь, неистинное наше проявление. Лучше не судить не потому, что и тебя потом осудят, а из простого желания увидеть в людях хорошее, помочь ему проявиться. Относись к другому так, как ты бы хотел, чтобы он относился к тебе. И судить тогда нет необходимости.


^ 6. «Не ослабляй свой организм!»

Человек недуховный привык жить страстями: он любит выпить, выкурить сигарету, иногда балуется наркотиками, употребляет нецензурные выражения в эмоциональных ситуациях и т.д. Духовный человек – аскет, не только потому, что страсти ослабляют организм, просто жить по-другому он уже не может. Аскетизм не только полезен для продления жизни, он предписан нам Богом. Воздержание от страстей важно в человеческом общежитии, ибо агрессия и гнев убивают (и это доказано медициной), прежде всего, самого несдержанного человека.

Практическая жизнь в Духе – это перманентный пост, воздержание во всем, четкое ощущение меры, невозможность выйти за её пределы.

Мудростью организма является чувство меры. Жить долго – это «не жизнь страстями, а жизнь в Духе».

^ 7. «Действуй не из-за страха, а по Любви!»

Жизнь в страхе, жизнь под постоянной опасностью нарушить закон, - это жизнь без Бога. Духовному человеку вместо страха дана Любовь, ему нет необходимости бояться.

Мы боимся за себя, за близких, а бояться надо за ответственность перед Богом, что живешь не по духовным законам, что постоянно нарушаешь их. Нарушения порождают двойной страх, так и крутится эта круговерть, где «змея цепляется за свой хвост».

Нарушить перманентное движение по кругу, суету грешной жизни, довольно просто, надо оглянуться – и не столько по сторонам, сколько посмотреть на Небо и вспомнить о Божьих Заповедях.

Телесная чистота – это здоровый образ жизни, - душевная – жизнь в Духе, то есть, соблюдение заповедей Божьих. Живущих в чистоте телесной много, все понимают, насколько это важно для продления жизни. Живущих «в Духе» - мало, а еще меньше тех, что совмещает телесную чистоту с чистотой духовной.


^ 8.«Пребывай в чистоте – и душой и телом».

Исполнение поста, аскетизм, телесная чистота - противоположны погоне за удовольствиями, в которых проводит большую часть жизни современный человек. Этим он обрекает себя на вырождение – и телесное и духовное, ибо чистота – это отказ от удовольствий. В особенности наглядно это видно на полных людях, таковых и в церкви вы с трудом сумеете заметить.


^ 9. «Основа духовной деятельности – творчество!»

Духовный человек – всегда творец. Если даже он не занимается профессиональным творчеством, он не может жить без какого-нибудь хобби. Творец, живущий в Духе, по сути своей противоположен потребителю, «доильцу сплетен», как выразилась Марина Цветаева.

Потребительские страсти съели современного человека, редкий день он не заходит в магазин или кафе-ресторан. Жаль, что ему не хватает в сутки 10 минут, чтобы обратиться к Богу.

Творческая потребность возникает у кого-то сразу, и есть шансы, что он станет профессиональным художником, а у кого-то в конце жизни, когда необходимо подводить итоги.

Но живущий «в Духе» человек к творчеству непременно приходит, не обязательно к чисто художественному. Подобное проявление возможно и в любой другой сфере человеческой деятельности.


^ 10.«Любовь к природе лежит в сути творчества и духовности»

Недуховный человек из-за своей нелюбви к природе довел её до экологического коллапса. Духовный, как и Маугли, знает, что они с природой - «одной крови – и ты, и я!»

Насилие над природой, которое мы себе позволяли, и все еще позволяем, не корректно для человека с духовно-инновационным сознанием. Ему свойственно не насилие, а содружество, коэволюция с природой. Только она является залогом нашего смягчения жесткости предстоящей катастрофы. Единственным эффективным условием её преодоления может стать только наша духовность.

Российскому менталитету свойственны терпимость и прощение, мы не агрессивны и ни к каким нациям, даже крепко нам порой насолившим, ненависти не испытываем, к тем же немцам. Эта христианская терпимость должна быть положена в основу национального воспитания, ибо мерки «исторической справедливости возмездия» тут не работают.

В наш менталитет заложена христианская необходимость «служения Господу», проявляющаяся в служении своим близким, прямом обращении к Господу (диалог, молитва, причастие), и в служении самому себе через терпение болезней, скорбей и различного рода искушений.

О близости к Богу русского человека можно судить по тому уровню терпения и смирения, которое он всегда проявлял. «Оранжевая революция» у нас невозможна, прежде всего, по духовным причинам. Октябрьская революция в определенном смысле произошла потому, что была «угодна Господу», как ни парадоксально это звучит. Она несла свой духовный смысл: ценой страданий народа дезавуировать в мировом сознании марксизм как теорию экономического детерминизма. Для духовных людей есть один тип исторического детерминизма - только духовный – вера в Бога.

У нас в России христианская вера росла из исторической традиции, накопленного народом опыта, работы Русской Православной Церкви, и как плод Духа русских старцев, праведников и святых.

Доминирующие качества народа – смирение, милосердие, преодоление гордости, терпимость и любовь к окружающим, склонность к тяжкому труду, способность прощать свои обиды, борьба с помыслами и искушениями носят чисто православный характер, идут не только от тысячелетней традиции, а во многом и вошли в кровь и плоть народа, то есть имеют «генетическую предрасположенность» в России.

Современная цивилизация и некоторые антихристианские тенденции в культуре многое сделали, чтобы уничтожить эти качества, но они еще живы, пусть загнанные в подсознание, но живы и в благоприятных условиях обязательно развернутся. Никакой стране в голову не пришло назвать себя «Святой Русью», это чисто русское явление.

В любой российской деревне есть бабуля, которая хранит эти традиции, готова помочь человеку в трудной ситуации. Надо только поискать, в городе это сделать много труднее.


1-luna-zaslonyaet-soboj-solnechnij-svet-2-sputnik-klassnogo-rukovoditelya-1-2011-g.html
1-majskie-pogromi-v-moskve-v-1915-godu-orehovo-zuevo.html
1-malchik-rozhdennij-dlya-magii-stranica-14.html
1-malchik-rozhdennij-dlya-magii.html
1-marketing-i-marketologi.html
1-marta-1869-goda-dmitrij-mendeleev-otkril-periodicheskij-zakon-himicheskih-elementov-i-sozdal-pervij-variant-periodicheskoj-tablici.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zamestitelnaya-terapiya-zavisimosti-ot-opioidov-obzor.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-provedeniyu-profsoyuznogo-sobraniya-s-edinoj-povestkoj-dnya-90-let-belorusskomu-professionalnomu-soyuzu-rabotnikov-obrazovaniya-i-nauki.html
  • testyi.bystrickaya.ru/53-varianti-testovih-zadanij-rossijskij-gosudarstvennij-torgovo-ekonomicheskij-universitet.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rossijskij-oligarh-podaril-detskoj-bolnice-rigi-doroguyu-apparaturu-intervyu-s-elenoj-glinkoj.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-samostoyatelnoj-raboti-studentov-zaochnogo-otdeleniya-stranica-24.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rezultati-nagrazhdeniya-medalyami-za-osobie-uspehi-v-uchenii-publichnij-otchet-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo.html
  • literature.bystrickaya.ru/ekologicheskoe-pravo-kak-otrasl-prava-2.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnie-funkcii-mezhdunarodnogo-valyutnogo-fonda.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/ugolovnoe-pravo-i-process-pravovie-sistemi-stran-mira-enciklopedicheskij-spravochnik.html
  • klass.bystrickaya.ru/6-poverzhennaya-statuya-kniga-vtoraya-per-s-fr-n-zharkova-izd-progress.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/strukturnij-sintez-d-elementov-i-lestnichnih-arc-shem.html
  • essay.bystrickaya.ru/cenziya-na-obrazovatelnuyu-deyatelnost-a-274979-ot-09-12-2008g-gosudarstvennaya-akkreditaciya-29-12-2007g-svidetelstvo-o-gosudarstvennoj-akkreditacii-aa-stranica-3.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/77-specialnaya-odezhda-i-obuv-pravila-vedeniya-buhgalterskogo-ucheta-9-forma-vedeniya-buhgalterskogo-ucheta-9.html
  • lesson.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-vvedenie-v-garmoniyu-i-polifoniyu-3-h-letnij-srok-obucheniya-stranica-2.html
  • lesson.bystrickaya.ru/novosti-podmoskovya.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zheleznie-dorogi-informacionnij-byulleten-statej-po-zhurnalam-transportnoj-tematiki-za-ii-kvartal-2009-goda.html
  • teacher.bystrickaya.ru/frazeologicheskij-kalambur-v-sovremennoj-publicistike-chast-2.html
  • studies.bystrickaya.ru/canada-and-nato-essay-research-paper-book.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-1-vvedenie-v-sociologiyu-bezopasnosti-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-pedagogicheskih-vuzov-avtor-sostavitel.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-9-mezhmunicipalnoe-sotrudnichestvo-zakonu-ot-6-oktyabrya-2003-g-n-131-fz-ob-obshih-principah-organizacii.html
  • textbook.bystrickaya.ru/inostrannij-yazik-poyasnitelnaya-zapiska-k-uchebnomu-planu.html
  • doklad.bystrickaya.ru/utverzhda-yu.html
  • shkola.bystrickaya.ru/tradicionnij-mezhdunarodnij-turnir-veteranov-bolshaya-gandbolnaya-podkova.html
  • klass.bystrickaya.ru/azastan-respublikasini-2015-2025-zhildara-arnalan-sibajlas-zhemorlia-arsi-strategiyasi-mazmni.html
  • student.bystrickaya.ru/1-cel-i-zadachi-disciplini-ee-mesto-v-uchebnom-processe-rabochaya-programma-po-discipline-tovarovedenie-i-ekspertiza.html
  • spur.bystrickaya.ru/meri-presecheniya-chast-2.html
  • lesson.bystrickaya.ru/razrabotano-plan-raboti-nauchno-metodicheskogo-soveta-universiteta-i-metodicheskih-komissij-fakultetov-na-20102011-uchebnij-god.html
  • education.bystrickaya.ru/1-alash-ret-elektr-togi-tsngn-engzgen-alim.html
  • studies.bystrickaya.ru/e-sudebnie-resheniya-po-delu-zayavitelya-reshenie-strasburg.html
  • tests.bystrickaya.ru/mesto-provedeniya-obshego-sobraniya-provedennogo-v-forme-sobraniya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/52-zolotoe-pravilo-glavnij-princip-chelovecheskogo-obshezhitiya-uchebnoe-posobie-moskva-2011-bbk-87-7-b-20.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-gou-nosh-shkola-zdorovya-1701-stranica-7.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/yurovskij-konstantin-vladimirovich.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/urok-pervij-zagruzit-schetchik.html
  • holiday.bystrickaya.ru/mezhdunarodnij-soyuz-nauchnoj-i-prikladnoj-bioelektrografii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.