.RU

2. Относительные и притяжательные прилагательные - Правила постановки знаков препинания в кратком изложении Москва, 2006



2. Относительные и притяжательные прилагательные, употреблённые в значении качественных:

умелые, золотые руки (золотые = умелые),

лёгкая, кошачья походка (кошачья = бесшумная).

3. Формальное решение:

а) определение перед определительным оборотом:

деревенский, закрытый на зиму дом; белые, покрытые снегом равнины;

б) определения после определяемого слова: мне запомнились дни синеватые, пасмурные; хотелось вести жизнь свободную, разумную.

Б2. Неоднородные определения: характеризуют предмет с разных сторон.

Неоднородные определения выражаются различными видами прилагательных (качественными, относительными, притяжательными), а также их различными сочетаниями.

^ 1. Качественные прилагательные, обозначающие разные признаки, – цвет, размер, форму (не раскрывают общую тему):

тонкая длинная нить,

большое красное яблоко,

маленькое круглое зеркало,

большая тёмная туча.

2. Различные сочетания прилагательных (качественных, относительных, притяжательных), причастий, местоимений и порядковых числительных:

молодая дубовая роща,

пушистый лисий хвост,

узкий деревянный мостик,

вышитая мамина кофта,

первый искусственный спутник.

3. Формальное решение.

Определительный оборот перед определением чаще является неоднородным по отношению к нему:

заросшая травой песчаная дорога,

устланная коврами широкая лестница.

Но: пожелтевшая от времени, старинная церковная книга (общая тема старины).

Б3. Несколько определений.

1. Однородные определения: тихая, тёплая, звёздная ночь (=приятная).

2. Неоднородные определения: большой старинный барский дом (разные признаки).

3. Сочетания однородных и неоднородных определений: весёлые, решительные молодые люди (=энергичные).

^ Таблица 4: Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения с бессоюзной связью. лист 8

Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения являются частным случаем одноимённых членов (они однородны грамматически, то есть отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному члену предложения, но неоднородны по смыслу).

А. Понятие об уточняющих, пояснительных и присоединительных членах предложения.

Б. Различение однородных, неоднородных, уточняющих и пояснительных обстоятельств.

В. Различение однородных, неоднородных, уточняющих и пояснительных определений.

А1. Уточняющие члены предложения.

При уточнении второе слово сужает (или расширяет) значение первого слова.

1. Обстоятельства: На другой день, чуть свет, мы были на берегу. Он очнулся на кровати,

в большой и светлой горнице.

2. Определения и именные сказуемые:

Вошла молодая, лет семнадцати, девушка.

Сад был большой, на четырёх десятинах.


А2. Пояснительные (1) и (2) члены предложения.

При пояснении второе слово раскрывает содержание первого слова, обычно местоимения (1), или заменяет его близким по смыслу словом (2):

1. Обстоятельства:

Там, за горами, хмурится тёмный лес.

То ли он спал, то ли так, в забытьи, лежал. (1).

На стогу уныло, по-сиротски, сидит ворона (2).

2. Определения (и именные сказуемые):

Дом был другой, чуть поменьше прежнего.

На ней уже было другое, очень простое и очень ловкое, платье (1).

Скользили серые, под цвет земли, ящерицы (2).


А3. Присоединительные члены предложения.

Уточняющие, пояснительные и неоднородные члены предложения в добавочном сообщении относятся к группе присоединительных членов и обособляются с помощью тире.

Кроме них, к присоединительным членам относят обособленные с помощью тире второстепенные члены (неодноименные):

1. Одноимённые члены в добавочном сообщении:

Осенние зори иные – хмурые, медленные. В этом доме она и поселилась – в крошечной комнатушке на втором этаже.


2. Обособленные члены в добавочном сообщении:

Я поклялся не говорить ни слова – из любопытства. Мы зашли в ельник – тёмный, пропахший запахом хвои.

Б1. Однородные и пояснительные обстоятельства.

Различение однородных и пояснительных обстоятельств делается по смыслу, кроме парных вариантов.

В парных вариантах возможно различное толкование однородных и пояснительных (2) обстоятельств образа действия. Они близки по значению (в обоих случаях раскрывают общую тему) и обычно различаются по первому или второму планам речи (соответственно, перечислительная интонация или интонация обособления).

1. Различение по смыслу:

Однородные: В озёрах, в ручьях отражаются стволы берёз. Весело, радостно звучат голоса.

Пояснительные (1) (раскрытие содержания):

Здесь, в родном краю, родилась эта любовь.

Пояснительные (2) (замена другим словом):

Она озорно, по-девичьи, взглянула на него.

2. Авторское решение (первый или второй план речи).

Однородные: Медленно, с остановками движется поезд. (Перечислительная интонация, первый план речи).

Пояснительные (2): Медленно, с длительными остановками, движется поезд. (Интонация обособления, второй план речи, более распространенное определение).


Б2. Неоднородные и уточняющие обстоятельства.

Различение неоднородных и уточняющих обстоятельств также делается по смыслу, кроме парных вариантов. В парных вариантах возможно различное толкование неоднородных и уточняющих обстоятельств места и времени, если сужение или расширение значения для них не является принципиальным. В этом случае они близки по значению и различаются по первому или второму планам речи, причём обособление обстоятельств часто связано с их распространённостью.

1. Различение по смыслу.

Неоднородные (разные координаты): Я прилёг отдохнуть на песчаной отмели среди береговых скал.

Уточняющие (сужение значения): В парке, на песчаном бугре, ребята расположились на отдых.

2. Авторское решение (первый или второй план речи):

Неоднородные: За рекой на небе сверкают зарницы.

Уточняющие: За рекой, в тёмном небе, сверкают огни.

В1. Второе определение несогласованное.

1. Однородные: На ней был пёстрый, ярких цветов платок (общая тема).

2. Неоднородные: В углу стоял пузатый с перламутром по крышке столик (разные признаки).

3. Уточняющее: Он занимал маленькое, в две комнаты, помещение (сужение значения).

4. Пояснительное (1): Этот путь, длиной в 30 км, они прошли за два дня (раскрытие содержания местоимения).


В2. Первое определение местоименное.

Если первое определение является местоименным, то второе определение может быть неоднородным или пояснительным по отношению к нему, но при этом пояснительное определение сближается по значению и по знакам препинания с однородным.

1. Неоднородные:

Было предложено и другое интересное решение.

2. Пояснительные однородного вида:

Теперь за окном были другие, незнакомые места (разделение запятой, перечислительная интонация).

Пример смыслового решения для парных вариантов:

Новые, каменные стены Кремля были построены вместо деревянных. Новые каменные стены были построены на месте старых, разрушенных.


В3. Определение и определительный оборот.

1. Однородные: Небольшая, местами пересыхающая речушка была живописна (общая тема).

2. Уточняющее: Он приобрёл старую, датированную концом 18 века, картину (уточнение).

3. Пояснительное (1) и (2): Такое, немного противоречивое, чувство он вызывал в ней всегда. Мы вошли в холодный, всю зиму нетопленный, зал.

Пояснительные определительные обороты могут перейти в однородные, если их необходимо отнести на первый план речи (авторское решение):

^ Каждое явление имеет свои, присущие только ему признаки.

4. Обособление при наличии союза: Розовые, как бы подрумяненные, облака отражаются в озере.

^ Таблица 5. Однородные члены предложения с союзной связью. лист 9

А. Основное правило.

Б. Частные случаи.

В. Употребление тире.

А1. Постановка запятых между однородными членами в большинстве случаев, кроме исключения.

Перечислительная интонация предложения с однородными членами, характерная для бессоюзной связи, сохраняется для большинства союзов.


1. Повторяющиеся соединительные союзы ^ И…И, ДА…ДА, НИ…НИ:

В вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. Нет ни огонька, ни запаха дыма. Дом был весь окружён этими видами, этим воздухом, да полями, да садом.

2. Повторяющиеся разделительные союзы ^ ИЛИ…ИЛИ, ЛИ…ИЛИ, ЛИБО…ЛИБО, ТО…ТО, НЕ ТО…НЕ ТО:

Виднелись или равнины, или далёкие горы.

Тропа то поднималась вверх, то спускалась к бурлящему потоку.

Небо закрыто не то тучами, не то туманом.

Мы надеялись увидеть либо наконечник от копья, либо ржавый боевой топор, либо шишок от истлевшего шлема.

3. Противительные союзы ^ А, НО, ДА=НО, ЗАТО, ОДНАКО:

Вода чистая, но прохладная. Важно не количество, а качество знания. Голова завита, да не делом занята. Река неглубокая, зато широкая. День пасмурный, однако теплый.

4. Подчинительные союзы:

Это был благородный, хотя и немного странный поступок.

5. Двойные сопоставительные союзы:

Чичиков отказался решительно как играть, так и пить. Зарево распространилось не только над центром города, но и далеко вокруг.


А2. Исключение: Одиночные соединительные или разделительные союзы И, ДА=И, ИЛИ, ЛИБО.

Запятая не ставится между однородными членами, соединенными одиночными соединительными или разделительными союзами (перечислительная интонация в этом случае заменяется интонацией простого предложения):

Вода бурлила и клокотала. Только стук тележки да звон колокольчика нарушали тишину. Шёл дождь или снег. Весной я приеду к вам либо отправлюсь на Кавказ.

А2. Особые случаи.

1. Союз ЛИ…ИЛИ считается одиночным:

Была ли наяву эта встреча или только приснилась мне?

2. Парное соединение:

Зиму и лето, осень и весну жили в лесу лоси.

3. Замыкающий союз И:

За окном пела, плакала и билась о стены пурга.

4. Запятые между однородными членами ставятся, если союз повторяется хотя бы два раза:

Всё блещет, и нежится, и радостно тянется к солнцу.

Б1. Соединительные союзы ^ И…И, НИ…НИ при смысловом единстве (нет запятой и перечислительной интонации).

В некоторых случаях при тесном смысловом единстве двух однородных членов с союзами ^ И…И, НИ…НИ запятая не ставится, что особенно характерно для синонимов, антонимов и фразеологизмов.

1. Синонимы:

Дороге нет ни конца ни края.

2. Антонимы:

И днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом.

За работу принялись и стар и млад.

3. Фразеологизмы:

Мы поднялись ни свет ни заря. Он стоял ни жив ни мёртв.

4. Тесная смысловая связь: Кругом и светло и зелено.

Примечание: При наличии зависимых слов запятая ставится: Всё переменилось: и природа, и характер леса.


Б2. Схема 2 + 1 для трёх однородных членов

(нет запятой и перечислительной интонации).

Если два однородных члена имеют между собой более тесную связь по сравнению с третьим членом, то запятые между ними не ставятся:

Снег растаял на солнечной стороне и уже темнел и подтаивал по краю леса.

Любка была девушка прямая и бесстрашная и даже по-своему стойкая.


Б3. Независимые союзы И в различных

синтаксических конструкциях.

В одном предложении возможна встреча двух (или больше) союзов И, которые выполняют различную синтаксическую роль, поэтому их нельзя считать повторяющимися

знаки препинания в этом случае ставятся независимым образом, в соответствии с видом данного предложения.

^ 1. Разные однородные члены (нет запятой):

Лизавета Ивановна отвечала наобум и невпопад и рассердила графиню.

Он снял шляпу и пальто и пошёл наверх.


11-kruglij-stol-na-temu-turizm-v-subektah-rossijskoj-federacii-regionalnie-osobennosti-i-perspektivi-razvitiya-29-oktyabrya-2009-goda.html
11-levij-pivot-reverse-pivot-peresmotrennaya-tehnika-evropejskih-tancev.html
11-loktevoj-sustav-kniga-plyus.html
11-marta-2010-g-chetverg-plan-provedeniya-nauchnih-konferencij-chtenij-olimpiad-bajkalskogo-gosudarstvennogo.html
11-materiali-o-molodyozhnom-pravitelstve-monitoring-smi-o-meropriyatiyah-ministerstva-po-fizicheskoj-kulture-sportu.html
11-materiya-kak-filosofskaya-i-nauchnaya-kategoriya-osnovnie-atributi-materii-sovremennie-nauchnie-dostizheniya-v-poznanii-materialnogo-mira.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-2-harakteristika-obektov-upravleniya-uchebnoe-posobie-kohtla-yarve-2007-udk-66-52-66075-chekrizhov-s-g.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-molodomu-uchitelyu-vnimatelno-sledite-za-nauchno-metodicheskoj-literaturoj-vedite-bibliografiyu-literaturi-po-interesuyushemu-vas-voprosu.html
  • occupation.bystrickaya.ru/morskaya-konsultativnaya-programma-regioni-rossii-simpozium-po-ekonomicheskomu-rostu-i-ohrane-okruzhayushej-sredi-sapporo-yaponiya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-osnovi-tehnicheskoj-ekspluataciii-avtomobilej.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnih-ispitanij-po-specialnosti-psihiatriya.html
  • essay.bystrickaya.ru/doklad-podgotovlen-specialistami-otdela-obrazovaniya-i-metodistami-informacionnogo-resursnogo-centra-obespecheniya-sferi-obrazovaniya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/19-yanvarya-2012-goda-den-pamyati-i-borbi.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sostoyanie-vneshnej-torgovli-tendencii-razvitiya-vneshneekonomicheskih-svyazej-respubliki-belarus-7.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nauchno-prakticheskaya-konferenciya-muzej-v-regionalnom-prostranstve-prezentaciya-istoricheskogo-naslediya-kulturnaya-i-obshestvennaya-missiya.html
  • institut.bystrickaya.ru/tematicheskij-i-zhanrovo-tematicheskij-principi-prikaz-ot-2010-g-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/spisok-vklyuchaet-knigi-i-stati-iz-periodicheskih-izdanij-postupivshih-v-biblioteku-v-2003-2008-g.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/urok-10-j-stihi-o-shkole-v-d-berestova-metodicheskie-rekomendacii-k-uchebniku-literaturnoe-chtenie-dlya-2-go-klassa-moskva.html
  • letter.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej-hudozhestvennaya-fotografiya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochej-programmi-disciplini-etika-delovih-otnoshenij-po-napravleniyu-podgotovki-080400-upravlenie-personalom.html
  • literature.bystrickaya.ru/dokumenti-kommersant-23042005-73-str-2-pervij-kanal-novosti-22-04-2005-18-00-00-8.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-po-kafedre-istorii-otechestva-gosudarstva-i-prava-istoriya-izuchaemogo-regiona-kitaj.html
  • studies.bystrickaya.ru/dokumentaciya-ob-aukcione-na-postavku-uchebnoj-literaturi-dlya-nuzhd-stranica-2.html
  • crib.bystrickaya.ru/istoriko-teoreticheskij-analiz-pravoslavnoj-pedagogicheskoj-kulturi-v-rossii-13-00-01-obshaya-pedagogika-istoriya-pedagogiki-i-obrazovaniya.html
  • credit.bystrickaya.ru/ocherk-iv-intonaciya-v-rechi-i-v-muzike-muzikalnogo-vospriyatiya.html
  • tests.bystrickaya.ru/kontrolna-robota-z-ekolog.html
  • reading.bystrickaya.ru/kurs-lekcii-dlya-rukovoditelej-i-specialistov-sluzhb-ohrani-truda.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chast-3-pri-vipolnenii-zadanij-etoj-chasti-v-blanke-otvetov-1-pod-nomerom-vipolnyaemogo-vami-zadaniya-a1-a30-postavte.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programa-za-doktorantski-izpit-po-stara-ruska-literatura.html
  • testyi.bystrickaya.ru/9-analiz-polozheniya-del-v-otrasli-stranica-6.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/ad-menshikov-zhizn-i-prichini-padeniya-chast-3.html
  • lesson.bystrickaya.ru/uchastok-po-izgotovleniyu-izdelij-iz-bezvolframovih-tverdih-splavov-na-osnove-karbida-titana-chast-2.html
  • institut.bystrickaya.ru/tezisi-vistuplenij-predstavitelej-gosudarstvennih-i-nepravitelstvennih-organizacij.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-i-vstuplenie-viskazivaniya-izvestnih-uchyonih-o-vode-ii.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tematicheskij-fond-dlya-garantirovannogo-obespecheniya-sredstvami-ohrani-reproduktivnogo-zdorovya.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kontrolnij-diktant-3-po-teme-imya-sushestvitelnoe-prikaz-ot-20-g-rabochaya-programma-uchebnogo-predmeta-mou-gimnaziya.html
  • grade.bystrickaya.ru/molekulyarnaya-fizika-i-termodinamika-lekciya-1-molekulyarno-kineticheskaya-teoriya-osnovnie-polozheniya-mkt-stranica-6.html
  • reading.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-chast-4.html
  • tasks.bystrickaya.ru/4-ditya-solnce-monika-spivak-mat-zhena-sestra-doch.html
  • student.bystrickaya.ru/32-plavkie-predohraniteli-igumnov-n-p-tipovie-elementi-i-ustrojstva-sistem-avtomaticheskogo-upravleniya.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razrabotka-metodov-i-sredstv-analiza-i-diagnostirovaniya-obektov-teploenergetiki-s-ispolzovaniem-retrospektivnoj-informacii-05-13-01-sistemnij-analiz-upravlenie-i-obrabotka-informacii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.