2.1.2. Педагогическая акмеология - Акмеология: Учебное пособие / А. Деркач, В. Зазыкин. Спб.: Питер, 2003. 256 с
.RU

2.1.2. Педагогическая акмеология - Акмеология: Учебное пособие / А. Деркач, В. Зазыкин. Спб.: Питер, 2003. 256 с


^ 2.1.2. Педагогическая акмеология
Педагогическая акмеология на сегодняшний день является одним из наиболее разработанных направлений прикладной акмеологии. Собственно, интенсивное развитие именно педагогической акмеологии и послужило мощным импульсом для становления общей акмеологии и ее прикладных направлений. Педагогическая акмеология – наука о путях достижения профессионализма в труде педагога.

Истоками педагогической акмеологии, как и общей акмеологии, являются труды Н. В. Кузьминой и представителей ее научной школы.

Содержание педагогической акмеологии во многом определяется акмеологическим подходом к специфике труда в данной профессиональной области. Предметная область педагогической акмеологии широка. Сегодня в ней на передний план вышли стороны и уровни профессионализма педагога, а также условия и закономерности достижения вершин профессиональной зрелости личности педагога. В то же время в ее предметную область входят:

а) закономерности и механизмы достижения вершин не только индивидуальной, но и коллективной деятельности, связанной с решением педагогических задач;

б) исследование процессов поэтапного становления учителя-акмео-лога;

в) мотивы профессиональных достижений в педагогической деятельности;

г) траектории достижения профессионализма в области педагогики. Содержание педагогической акмеологии определяется следующим:

1) спецификой профессионализма педагога;

2) своеобразием сочетания объекта, условий, способов и технологий деятельности, результатов научных исследований, аккумулирующихся в труде педагога.

Педагогическая акмеология способствует достижению педагогом вершин профессионализма, проявляющегося не только в высокой результативности деятельности, но и в следующем:

а) в гуманистической ориентации на развитие личности обучающихся средствами отдельных учебных предметов;

б) в выборе педагогом способов своей деятельности с учетом мотивов, ценностных ориентации, целей учащихся;

в) в подготовке учащихся к следующим этапам педагогического маршрута.

В акмеологическом понимании педагогический профессионализм рассматривается как устойчивые свойства субъекта, обеспечивающие высокую продуктивность педагогической деятельности, ее гуманистическую направленность.

Педагогическая акмеология выявляет уровни и этапы профессионализма деятельности и зреюсти личности педагога. Основными из них являются уровни:

1) овладения профессией;

2) педагогического мастерства;

3) самоактуализации педагога в профессии;

4) педагогического творчества.

На высоких уровнях профессионализма педагог проявляет себя следующим образом:

а) эрудит;

б) специалист по призванию;

в) мастер;

г) диагност;

д) гуманист;

е) самодиагност;

ж) новатор;

з) участник педагогического сотрудничества;

и) исследователь, освоивший акмеологические технологии перехода от одного уровня профессионализма и зрелости к другому.

Педагогическая акмеология определяет следующее:

1) траекторию роста как индивидуально выбранного педагогом пути достижения профессионализма;

2) пути преодоления профессиональных деформаций личности педагога (эмоционального «выгорания» и «профессионального насыщения и истощения»).

В настоящее время уже разработаны акмеографические описания и первые варианты акмеограмм педагогов, которые находят все большее практическое применение.

В проблематике педагогической акмеологии часто встречаются исследования соотношений и взаимосвязи акмеологии и педагогики. Обе они – науки о человеке, изучающие разные стороны становления человека как активного члена общества и как неповторимой личности. Педагогика изучает становление личности в процессе образования, осуществляемого в ходе обучения и воспитания.

В разделе дидактики как теории обучения педагогика выявляет факторы, способствующие эффективному усвоению учащимися знаний, умений, способов учения и методов мышления. В современных условиях большое внимание уделяется личностно-ориентированному обучению, разработке новых проблемно-поисковых методов обучения, новых средств обучения в виде информационных технологий, новых дистанционных форм обучения.

В разделе теории воспитания педагогика рассматривает становление личности человека в ходе усвоения им социальных норм и стандартов и выработки собственной системы отношений, ценностных ориентации, активной жизненной позиции.

Внимание исследователей этого направления направлено также на выявление связей между общей и педагогической акмеологией. Акмеология рассматривает не любые процессы развития в ходе обучения и воспитания, а те, которые означают продвижение к вершинам зрелости, имеют восходящий, опережающий характер. Она уделяет большое внимание тому, как человек в процессе усвоения социальных и профессиональных нормативных требований определяет для себя оптимальную индивидуальную стратегию (акмеограмму) достижения вершин профессионализма и зрелости с учетом неповторимого сочетания своих потребностей, возможностей и способностей. В отличие от педагогики акмеология изучает соотношение общего личностного развития человека с профессиональным, взаимосвязь этапов его социализации и профессионализации.

В педагогической акмеологии немало несомненных научных достижений, которые ждут своего фундаментального обобщения. В то же время обширное предметное поле педагогической акмеологии, высокая значимость ее как науки, дающей практически важные результаты, обусловливают ее движение «как вширь, так и вглубь».

Контрольные вопросы

1. Дайте общую характеристику педагогической акмеологии как прикладного научного направления акмеологии.

2. Какова предметная область педагогической акмеологии?

3. Каковы уровни профессионализма педагога?
^ 2.1.3. Социальная акмеология
Социальная акмеология как направление прикладной акмеологии приобрела отчетливые научные очертания совсем недавно при разработке проблем профессионализма социальных работников в сложных условиях переходного периода1.

Социальная акмеология охватывает области деятельности, относящиеся к профессиональным группам «человек – человек» и «человек – общность», осуществляемым в затрудненных социальных и экономических условиях, поэтому у нее самые тесные связи с социальной психологией и психологией труда в особых условиях. В предмете социальной акмеологии эти связи существуют в неразрывном единстве. В этом крайне важном виде профессиональной деятельности проблема профессионализма стоит особенно остро, потому что сфера социальной работы до сих пор не имеет единой системы подготовки профессионалов, лишь совсем недавно начата подготовка социальных работников в вузах.

Исторически социальная работа возникла из благотворительности, но сама благотворительность осуществляется преимущественно через единичные акции, а обществу нужна сильная социально-ориентированная государственная политика. Значимость социальной работы особенно возросла в годы реформ, когда стали интенсивно распространяться негативные социальные явления – безработица, низкая социальная защищенность, ущемление гражданских прав и пр., а значительная часть населения, да и само государство оказались к ним недостаточно готовыми. На сегодняшний день уровень социальной работы в стране, несмотря на предпринимаемые усилия, все же трудно признать удовлетворительным. Это связано с двумя причинами: экономическими трудностями и недостатком профессионалов в этой очень деликатной и ответственной сфере деятельности. За рубежом (особенно в США, ФРГ, Японии и Финляндии) давно уже проводятся интенсивные научные исследования в этой области, разработаны стандарты деятельности социальных работников, системы требований к ним и их деятельности, которые можно рассматривать как некие модели профессионализма. У нас в стране подобные научные исследования также начали проводиться, но существенно меньше по масштабу и результативности, а зарубежный опыт применим к нашим реальностям ограниченно. х

Ситуация в научно-практическом плане стала меняться в лучшую сторону с формированием социальной акмеологии. В центре внимания социальной акмеологии стоит проблема профессионализма социальных работников, выявление условий и факторов, повышающих эффективность их деятельности, стимулирующих прогрессивное личностно-профессионалъное развитие. Разработаны модели профессионализма и профессиональной компетентности для различных категорий социальных работников, которые стали для них важными профессиональными ориентирами. Описана система необходимых психологических профессионально важных качеств и методов их развития. Выявлены психологические противопоказания к социальной работе, а также виды профессиональной «деформации» социальных работников, разработаны методы их компенсации и преодоления. Создаются научные основы системы социально-психологической и психофизиологической реабилитации и их модельные варианты, так как деятельность многих социальных работников осуществляется со значительными психическими и энергетическими затратами и относится к категории деятельности в особых условиях. Отличительной особенностью данных исследований является их неразрывная связь не только со спецификой деятельности социальных работников, но и очень сложными психологическими особенностями тех, с кем они работают. Это прежде всего незанятое население, безработные, пенсионеры, лица с ограниченными возможностями. Среди них очень много социально дезадаптированных лиц, находящихся в кризисных ситуациях, сложных психических состояниях, лиц с сильно выраженными негативными психологическими акцентуациями. Именно это стало основанием отнесения социальных работников к категории специалистов, осуществляющих свою деятельность в особых условиях.

Интенсивные конкретно-прикладные исследования в социальной акмеологии, отчетливое понимание первоочередных научных задач и способов их решения уже требуют теоретико-методологических обобщений, что обусловливает перспективу выхода на уровень фундаментальности.

Контрольные вопросы

1. Дайте общую характеристику социальной акмеологии и ее проблематике.

2. Что из себя представляет предметная область социальной акмео-логии?

3. Дайте характеристику объекту социальной акмеологии.

25-yurodivie-temi-konspekta-1-1-2-i-4-po-bolshej-chasti-otrazheni-v-voprosnike-vnimatelno-prosmotrite-voprosnik.html
25-zadaniya-dlya-samostoyatelnoj-raboti-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-matematicheskie-metodi-lingvisticheskogo-analiza.html
25-zatekstovaya-bibliograficheskaya-ssilka-metodicheskie-rekomendacii-ekaterinburg-2009-bbk-72-o-91.html
250-235-ceni-ukazani-na-31-05-2011.html
250000-nauki-o-zemle-geografiya-xii-mezhregionalnoj-konferencii-festivalya-nauchnogo-tvorchestva-uchashejsya-molodezhi.html
250203-65-sadovo-parkovoe-i-landshaftnoe-stroitelstvo.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/referat-na-temu-obraz-starogo-russkogo-goroda-v-tvorchestve-a-lentulova.html
  • klass.bystrickaya.ru/aukcion-otkritij-po-sostavu-uchastnikov-zakritij-po-forme-podachi-predlozhenij-o-cene-v-zapechatannom-konverte-aukcion-sostoitsya.html
  • turn.bystrickaya.ru/perifericheskie-komponenti-centralnoj-nervnoj-sistemi-primernaya-programma-disciplini-fiziologiya-rekomenduetsya.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-specialnosti-060500-buhgalterskij-uchet-analiz-i-audit-kirov.html
  • pisat.bystrickaya.ru/svedeniya-o-fizicheskoj-kulture-i-sporte-na-31-dekabrya-2010-g-kompleks-uprazhnenij-proizvodstvennoj-gimnastiki.html
  • lesson.bystrickaya.ru/obyavlenie-o-prieme-dokumentov-dlya-uchastiya-v-konkursah-na-vklyuchenie-v-kadrovij-rezerv.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-oop-bakalavriata-realizuemaya-universitetom-po-napravleniyu-podgotovki-15-03-04-avtomatizaciya-tehnologicheskih-processov-i-proizvodstv.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kursovaya-rabota-po-ekonomike-predpriyatiya-na-temu-metodicheskie-osnovi-opredeleniya.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekciya-11-razdel-upravlenie-predpriyatiem-na-osnove-koncepcii-processnogo-podhoda.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/raspisanie-zanyatij-3-kursa-farmacevticheskogo-fakulteta.html
  • tests.bystrickaya.ru/krasko-m-g-direktor-departamenta-truda-i-socialnoj-zashiti-naseleniya-hanti-mansijskogo-avtonomnogo-okruga-yugri-stranica-5.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-sto-trinadcataya-pyatdesyat-devyataya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rekomendacii-po-horoshej-praktike-devid-holl-i-emanyuel-lobina.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/boks.html
  • student.bystrickaya.ru/262regulyaciya-formoobrazovaniya-v-individualnom-razvitii-i-i-sh-m-algauzen-izbrannie-trudi-organizm-kak-celoe.html
  • abstract.bystrickaya.ru/15-vivodi-po-obzoru-n-v-dorshakova-2009-g.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-deyatelnosti-predmetnoj-komissii-po-fizike.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-antivirusnij-kompleks-51-kompleksnaya-sistema-zashiti-informacii-54-obshie-svedeniya-64-vozmozhnie-shemi.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-lorenc-ksh-magnit-rsndeg-zaryadtalan-blshekterd-ozalisi.html
  • school.bystrickaya.ru/1-nabrosok-otdelnih-punktov-prakticheskoj-chasti-proekta-programmi-sobranie-sochinenij-pechataetsya-po-postanovleniyu.html
  • institute.bystrickaya.ru/f-7-810-ed-hr-1936-2004-gg-op-1-2-otdel-arhivnoj-sluzhbi-administracii-chulimskogo-rajona-novosibirskoj-oblasti.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/povishenie-energoeffektivnosti-sistem-ohlazhdeniya-gaza-na-kompressornih-stanciyah.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chast-pervaya-teoreticheskaya-kniga-rukovodstvo-predstavlyaet-soboj-horosho-razrabotannij-povedencheskij-trening-dlya.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tablica-201-a-s-chechetkin-buhgalterskij-uchet-v-selskom.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/propala-sovest.html
  • books.bystrickaya.ru/dnevnik-uzhe-20-iyulya-noch-130-strugackij-otyagoshennie-zlom-ili-sorok-let-spustya.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vospitanie-i-razvitie-personala-na-primere-funkcionirovaniya-muz-gorodskaya-bolnica-5.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-ekonomika-specialnost-101101-gostinichnij-servis.html
  • lecture.bystrickaya.ru/90-predmet-teorii-prava-i-gosudarstva-voprosi-i-otveti.html
  • nauka.bystrickaya.ru/upravlenie-obshestvom-osnovnaya-funkciya-gosudarstva-sbornik-statej-za-2010-god-sostavitel.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dejstvie-reglamenta-ne-rasprostranyaetsya-na-voprosi-obrasheniya-s-radioaktivnimi-othodami.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/psihofizicheskaya-trenirovka.html
  • shkola.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-provedeniyu-taktiko-specialnogo-zanyatiya-s-soversheniem-marsha-obshie-polozheniya.html
  • testyi.bystrickaya.ru/4-plan-gruppovih-zanyatij-uchebno-metodicheskij-kompleks-istoriya-filosofii-specialnost-03-1801.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/madridskaya-sistema-ili-procedura-071401-socialno-kulturnaya-deyatelnost.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.