.RU

2.3. Деловые и ролевые игры - 1 Доля занятий, проводимых в интерактивной форме по требованиям фгос


^ 2.3. Деловые и ролевые игры

Деловая игра – форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, разнообразных условий профессиональной деятельности, характерных для данного вида практики.

В деловой игре обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Общение в деловой игре – это не просто общение в процессе совместного усвоения знаний, но первым делом – общение, имитирующее, воспроизводящее общение людей в процессе реальной изучаемой деятельности. Деловая игра - это не просто совместное обучение, это обучение совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества.

Специфика обучающих возможностей деловой игры как метода активного обучения состоит в следующем:

^ Виды деловых игр

На сегодняшний день в литературе существует большое разнообразие типологий и классификаций деловых игр. Приведем примеры некоторых из них.

Например, классификация деловых игр:

  1. По типу человеческой практики, воссоздаваемой в игре и каковы целям: учебная, исследовательская, управленческие, аттестационная;

  2. По времени проведения:

    • без ограничения времени;

    • с ограничением времени;

    • игры, проходящие в реальное время;

    • игры, где время сжато;

  3. По оценке деятельности:

  1. По конечному результату:

  1. По конечной цели:

  1. По методологии проведения:

1. Подготовка занятия. Проведению деловых игр предшествует разработка единых требований к отдельным этапам:

Условия проведения деловых игр:

    • обеспечение соответствия выбранной игровой методики учебным целям и уровню подготовленности участников;

    • проверка пригодности аудитории для занятия;

    • использование адекватных характеру игры способов фиксации ее процесса поведения игроков;

    • определение способов анализа игрового процесса, оценка действий игроков с помощью системы критериев;

    • оптимизация требований к участникам;

    • структурирование игры во времени, обеспечение примерного соблюдения ее временного регламента, продолжительности пауз, завершении этапов и всего процесса игры;

    • формирование игровой группы;

    • руководство игрой, контроль за ее процессом;

    • подведение итогов и оценка результатов.

2. Вступление. Для разработки деловой игры принципиальными моментами являются также определение темы и целей. Так, например, в теме могут быть отражены: характер деятельности; масштаб управления; состав инстанций и условия обстановки.

При определении целей разработчику важно ответить на несколько принципиальных вопросов:

1) Для чего проводится данная деловая игра?

2) Для какой категории обучаемых?

3) Чему именно следует их обучать?

4) Какие результаты должны быть достигнуты (Примеры учебных целей: «показать, как следует привлечь к выполнению конкретной задачи целый комплекс инструментов (рекламу, прессу, телевидение, деловое общение специалистов различных профилей и др.); проверить уровень подготовленности должностных лиц в определенном виде производственной деятельности и др.»).

При постановке целей необходимо различать учебные цели игры (её ставит перед собой преподаватель, руководитель игры) и цели действий её участников (студентов), которые ставятся ими, исходя из игровых ролей. Таким образом, деловая игра имеет достаточно сложную целевую систему.

Задачи преподавателя в подготовке деловой игры:

Основой разработки деловой игры является создание имитационной и игровой моделей, которые должны органически накладываться друг на друга, что и определяет структуру деловой игры.

Имитационная модель отражает выбранный фрагмент реальной действительности, который можно назвать прототипом модели или объектом имитации, задавая предметный контекст профессиональной деятельности специалиста в учебном процессе. Игровая модель является фактически описанием работы участников с имитационной моделью, что задает социальный контекст профессиональной деятельности специалиста.

Таким образом, преподаватель при подготовке деловой игры должен решать как профессиональную, так и педагогическую задачу.

При конструировании деловой игры необходимо опираться на структурное описание последней.

Одним из самых сложных этапов конструирования деловой игры является выбор и описание объекта имитации. В качестве такого объекта выбирается наиболее типичный фрагмент профессиональной реальности выполнение, которого специалистами требует системного применения, разнообразных умений и навыков, «заготовленных» у учащихся в период обучения, предшествующей игре, при чем это применение связано с трудностями; в решение профессиональных задач вовлечен тот или иной круг специалистов, имеющих разные интересы и свои предметы деятельности. Таким образом, отнюдь не любое содержание профессиональной деятельности подходит для игрового моделирования, а только такое, которое достаточно сложно, содержит в себе проблемность и не может быть усвоено индивидуально.

Базовым элементом деловой игры является сценарий. Сценарий деловой игры является основным документом для её проведения.

Как правило, в сценарии отображается общая последовательность игры, разбитой на основные этапы, операции и шаги.

Схема сценария может быть описана с помощью следующих элементов:

реальное противоречие (следует отличать от игрового конфликта, обусловленного разностью позиций игроков), конфликт — наличие в ситуации «рассогласования параметров деятельности, столкновения разноплановых явлений…, противоречивости критериев принятия решений» и т.п.

Игровой конфликт также может присутствовать в сценарии. Деловой игре в наибольшей мере присущ смешанный способ генерирования событий, когда процесс игры следует какому-то обобщенному алгоритму, отражающему технологию производственного процесса, но учитывающему вероятностный характер событий.

Деловую игру можно проводить перед изложением лекционного материала для обнаружения пробелов в знаниях, когда их основой является только личный опыт, либо после лекционного курса для закрепления и актуализации знаний в опыт. Можно также осуществлять организацию всего учебного процесса на основе сквозной деловой игры. В последнем случае динамика интереса обусловливается динамикой смены традиционных и деловых форм проведения занятий, которые целостно воспроизводят процесс будущей профессиональной деятельности.

Деловая игра в зависимости от содержания может длиться от одного до 2-3 академических часов, т.е. это могут быть небольшие фрагменты или полноценная деловая игра. Учитывая большую эмоциональную нагрузку на участников игры, целесообразно деловыми играми заканчивать учебный день. Деловую игру можно использовать и как форму проведения зачета. В этом случае преподаватель определяет, какие проблемы выносятся в ее содержание, по каким критериям будет оцениваться уровень знаний. Содержание, ход игры и участие в ней обговариваются в студенческой аудитории заранее. Можно выбрать группу экспертов (3-4 человека), которая, внимательно наблюдая за ходом игры, выносит решение о получении зачета каждым ее участником. Преподаватель как бы снимает с себя ответственность за принятие или непри­нятие зачета, но в действительности он создает для обучающихся условие, в котором требуются проявление ответственности за знания, как собственные, так и других слушателей, аргументированность решения, умение критически оценить происходящее, высказать замечание, видеть позитивные начала в действиях и поступках окружающих.

Успех игр как метода обучения в гораздо большей степени, чем традиционных, зависит от материально-технического обеспечения, в состав которого входят аудитории (классы), специально оборудованные для игр, средства отображения информации, средства управления, тренажеры, вычислительная техника и т.п. Разумеется, состав материально-технического обеспечения и размещение в решающей степени зависят от формы игрового занятия, числа участников и многих других факторов.

Оценка деятельности участников игры всякий раз складывается из оценки анализа обстановки, выработанного и принятого решения, а также его реализации в установленное нормативами время.

3. Основная часть. Рассмотрим этапы проведения деловой игры (таб. 2.3.1).


^ Таблица 2.3.1.

Этапы проведения деловой игры


Этап

Содержание деятельности

Время (минуты)

1

Постановка целей, задач, формирование команд. Выбор экспертов.

3-5

2

Ознакомление с правилами деловой игры, правами и обязанностями.

15

3

Выполнение заданий в паре участников

10

4

Обмен информацией между парами участников в команде.


Обсуждение выступления.


Выступление экспертов с критериями оценки деятельности.

5


5


5

5

Обмен опытом участников деловой игры. Выступление преподавателя с научным обобщением.

10-15

6

Подведение итогов. Выступление экспертов.

10




Заключение о результатах деловой игры.





Пример правил деловой игры

Пример прав и обязанностей участников:

  1. Преподаватель:

    • инструктирует участников деловой игры по методике ее проведения;

    • организует формирование команд, экспертов;

    • руководит ходом деловой игры в соответствии с дидактическими елями и правилами деловой игры;

    • вносит в учебную деятельность оперативные изменения, задает вопросы, возражает и при необходимости комментирует содержание выступлений;

    • вникает в работу экспертов, участвует в подведении итогов. Способствует научному обобщению результатов;

    • организует подведение итогов.

  2. Экспертная группа:

  1. Участники игры:

4. Выводы (рефлексия). Обучение в деловых играх направлено на формирование коммуникативных умений: налаживать и поддерживать общение, направлять обсуждение вопросов по заданному руслу, вырабатывать правильный стиль отношений. В играх формируются умения, связанные с организацией работы: правильно распределять работу, выделять наиболее важные вопросы для обсуждения, четко организовывать работу в соответствии с намеченным планом, готовить проекты документов. Деловые игры развивают культуру принятия решений, воспитывают ограничения в эмоциональных проявлениях, сдержанность в словах и поступках.

Ожидаемая эффективность деловых игр:

Эффективность деловых игр обеспечивается рядом факторов:

Отличаясь, друг от друга обучающими целями, деловые игры решают единые задачи:

Оценка итогов игры осуществляется с целью подведения промежуточных и окончательных итогов результатов деятельности предприятий. Главная задача оценки – получение представления о характере действий команд – участников игры. Используется два варианта оценки итогов игры: оценка игры ее участниками; оценка игры ее руководителем. Оценка игры ее участниками производится по каждому предприятию и охватывает все периоды игры. Оценка игры ее руководителем проводится как итоговая по совокупности периодов игры и осуществляется путем сравнительного анализа результата деятельности всех участников игры, т.е. носит обобщающий характер и осуществляется по основным направлениям деятельности предприятия.

Подведение итогов деловой игры должно сопровождаться наряду с ранжированием участников тщательным анализом факторов успеха лидеров и причин отставания аутсайдеров игры.

Деловая игра дает возможность наглядно и просто представить моделирующий процесс. Полученные в результате проведения деловой игры умения и навыки имеют более высокую степень усвояемости по сравнению с другими традиционными методами обучения.


^ 2.4. Case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ)


Метод анализа конкретной ситуации (ситуационный анализ, анализ конкретных ситуаций, case-study) – это педагогическая технология, основанная на моделировании ситуации или использования реальной ситуации в целях анализа данного случая, выявления проблем, поиска альтернативных решений и принятия оптимального решения проблем.

Ситуационный анализ (разбор конкретных ситуаций, case-study), дает возможность изучить сложные или эмоционально значимые вопросы в безопасной обстановке, а не в реальной жизни с ее угрозами, риском, тревогой о неприятных последствиях в случае неправильного решения.

Анализ конкретных ситуаций (case-study) - эффективный метод активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых.

Ситуация – это соответствующие реальности совокупность взаимосвязанных факторов и явлений, размышлений и надежд персонажей, характеризующая определенный период или событие и требующая разрешения путем анализа и принятия решения.

Учебный процесс должен организовываться таким образом, чтобы практически все учащиеся оказывались вовлеченными в процесс познания. Они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Цель обучаемых - проанализировать данные ситуации, найденные решения, использовав при этом приобретенные теоретические знания.

1. Подготовка занятия. Прежде всего, необходимо:

Чтобы подготовить кейс нужно:

1. Определить цель создания кейса, например, обучение эффективным коммуникациям внутри предприятия. Для этого можно разработать кейс по конкретному хорошо известному предприятию, описав его коммуникации, используемые менеджерами для организации работы с персоналом внутри фирмы. Разработать вопросы и задания, которые позволят студентам освоить различные виды коммуникаций (совещания разного уровня, ежегодный отчет, внутрифирменная газета, объявления, брифинги и пр.).

2. Идентифицировать соответствующую цели конкретную реальную ситуацию или фирму (сектор экономики).

3. Провести предварительную работу по поиску источников информации для кейса. Можно использовать поиск по ключевым словам в Internet, анализ каталогов печатных изданий, журнальных статей, газетных публикаций, статистических сводок.

4. Собрать информацию и данные для кейса, используя различные источники, включая контакты с фирмой.

5. Подготовить первичный вариант представления материала в кейсе. Этот этап включает макетирование, компоновку материала, определение формы презентации (видео, печатная и т.д.)

6. Получить разрешение на публикацию кейса, в том случае если информация содержит данные по конкретной фирме.

7. Обсудить кейс, привлекая как можно более широкую аудиторию и получить экспертную оценку коллег перед его апробацией. Как результат такой оценки может быть внесение необходимых изменений и улучшение кейса.

8. Подготовить методические рекомендации по использованию кейса. Разработать задания для студентов и возможные вопросы для ведения дискуссии и презентации кейса, описать предполагаемые действия учащихся и преподавателя в момент обсуждения кейса.

Отличительной особенностью метода case-study является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.

2. Вступление. Для того чтобы учебный процесс на основе case-study был эффективным, важны два момента: хороший кейс и определенная методика его использования в учебном процессе кейс – не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющей понять ситуацию. Кроме того, он должен включать набор вопросов, подталкивающих к решению поставленной проблемы.

Кейс должен удовлетворять следующим требованиям:


Некоторые ученые считают, что кейсы бывают «мертвые» и «живые». К «мертвым» кэйсам можно отнести кейсы, в которых содержится вся необходимая для анализа информация. Чтобы «оживить» кейс, необходимо построить его так, чтобы спровоцировать учащихся на поиск дополнительной информации для анализа. Это позволяет кейсу развиваться и оставаться актуальным длительное время.

Существуют 3 возможные стратегии поведения преподавателя в ходе работы с кейсом:

1. Преподаватель будет давать ключи к разгадке в форме дополнительных вопросов или (дополнительной) информации;

2. В определенных условиях преподаватель будет сам давать ответ;

3. Преподаватель может ничего не делать, (оставаться молчаливым) пока кто-то работает над проблемой. При разборе учебной ситуации преподаватель может занимать "активную" или "пассивную" роль. Иногда он "дирижирует" разбором, а иногда ограничивается подведением итогов дискуссии. Увидев интересную линию доказательств, он может ее поддержать или даже настоять на том, чтобы она стала приоритетной, выведя из поля обсуждения другие.

3. Основная часть. На практических занятиях организуется индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются элементы творческой работы.

Технология работы с кейсом в учебном процессе включает в себя следующие этапы:

1) индивидуальная самостоятельная работа обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);

2) работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;

3) презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).

4. Выводы (рефлексия). При использовании интерактивных методов обучаемый становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания. Преподаватель не даёт готовых знаний, но побуждает обучаемых к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. Педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Интерактивное обучение обеспечивает взаимопонимание, взаимодействие, взаимообогащение. Интерактивные методики ни в коем случае не заменяют лекционный материал, но способствуют его лучшему усвоению и, что особенно важно, формируют мнения, отношения, навыки поведения.


^ 2.5. Мастер класс


Мастер–класс – это главное средство передачи концептуальной новой идеи своей (авторской) педагогической системы. Преподаватель как профессионал на протяжении ряда лет вырабатывает индивидуальную (авторскую) методическую систему, включающую целеполагание, проектирование, использование последовательности ряда известных дидактических и воспитательных методик, занятий, мероприятий, собственные «ноу-хау», учитывает реальные условия работы с различными категориями учащихся и т.п.

Форма работы мастер-класса зависит от наработанного мастером стиля своей профессиональной деятельности, который, в конечном итоге, и задает на мастер-классе изначальную точку отсчета в построении общей схемы проведения этого интереснейшего мероприятия.Мастер-классы способствуют личностной ориентации студента, формированию его художественных вкусов и культурных интересов, вводят молодого человека в мир гуманитарной культуры.

Мастер-класс характеризируется следующим:

Целью проведения мастер-класса является:

-профессиональное, интеллектуальное и эстетическое воспитание студента.

В это понятие вкладывается, прежде всего, развитие в ходе мастер-класса способности студента самостоятельно и нестандартно мыслить. В контексте мастер-класса профессиональное мастерство означает прежде всего умение быстро и качественно решать образовательную задачу в практическом поле выбранного предмета

Задачами являются:

Методика проведения мастер-классов не имеет каких-либо строгих и единых норм. В большинстве своем, она основывается как на педагогической интуиции преподавателя ("учителя"), так и на художественной восприимчивости студента ("ученика"). Мастер-класс - это двусторонний процесс, и отношения "учитель-ученик" являются совершенно оправданными. Поэтому мастер-класс нередко называют школой

1. Подготовка занятия. Определение алгоритма проведения мастер-класса:

Для проведения мастер-класса необходимо:

Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса:

2. Вступление. Презентация педагогического опыта учителем-мастером:

Представление системы учебных занятий:

3. Основная часть. Проведение имитационной игры:

Моделирование:

Выводы (рефлексия):

Мастер-класс как локальная технология трансляции педагогического опыта должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Он должен состоять из заданий, которые направляют деятельности участников для решения поставленной педагогической проблемы, но внутри каждого задания участники абсолютно свободны: им необходимо осуществить выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы. Мастер-класс должен всегда начинаться с актуализации знаний каждого по предлагаемой проблеме, что позволит расширить свои представления знаниями других участников. Основные преимущества мастер-класса — это уникальное сочетание короткой теоретической части и индивидуальной работы, направленной на приобретение и закрепление практических знаний и навыков.


4-aplodismenti-diagnostika-poznavatelnih-sposobnostej-kak-pervoe-didakticheskoe-uslovie-dolzhna-bit-rannej-posledovatelnoj.html
4-arhitektura-mozga-nachalnie-svedeniya-elhonon-goldberg-upravlyayushij-mozg-lobnie-doli-liderstvo-i-civilizaciya-annotaciya.html
4-astralnie-sushnosti-v-transpersonalnuyu-psihologiyu-aleksej-tulin-moskva.html
4-audit-ved-41-celi-zadachi-i-napravlenie-audita-konspekt-lekcij-krasnoyarsk-2005-avtori-sostaviteli.html
4-avgusta-2009-g-1755-kazan-vpervie-za-poslednie-25-let-prinimaet-silnejshih-volnikov-rossii.html
4-b-predvaritelnoj-povestki-dnya.html
  • books.bystrickaya.ru/dorozhno-transportnaya-sistemasankt-peterburga-ezhenedelnij-obzor-novostej-avtodorozhnoj-otrasli-20-26-sentyabrya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/modul-02-vvodim-osnovnie-ponyatiya-kursa-informatika-informaciya-industriya-informatiki-dannie-baza-dannih-baza-i-bank-znanij.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-4-rinochnaya-organizaciya-ekonomiki-voprosi-teorii-praktiki-i-metodiki-izucheniya.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zadaniya-sposobstvuyushie-razvitiyu-kulturi-rechi-uchashihsya-zadanie-otredaktirujte.html
  • reading.bystrickaya.ru/matematicheskoe-modelirovanie-processov-v-ionosfernoj-plazme.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/naimenovanie-razdela-konkursnoj-dokumentacii-otkritij-konkurs-24-na-pravo-zaklyucheniya-municipalnogo-kontrakta.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/prilozhenie-1-istoriya-obektno-orientirovannogo-programmirovaniya-koncepciya-sovremennogo-analiza-i-proektirovaniya.html
  • student.bystrickaya.ru/1-osnovnie-napravleniya-deyatelnosti-laboratorii.html
  • tasks.bystrickaya.ru/34-gruppa-citirovaniya-tematiki-byudzhetnogo-kontrolya-predvaritelnij-kontrol-podgotovka-zaklyucheniya-na-proekt-federalnogo-byudzheta-na-2004-god-posleduyushij-kontrol-reviziya-ispolneniya-byudzheta-za-2002-god.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konspekt-otkritogo-uroka-po-teme-kompyuternie-virusi-antivirusnie-programmi-urok-formirovaniya-i-sovershenstvovaniya-znanij.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vveden-dopolnitelno-izm-i-dop-pravila-tehniki-bezopasnosti-na-sudah-morskogo-flota-rd-31-81-10-75-izveshenie.html
  • studies.bystrickaya.ru/administrativnaya-deyatelnost-ovd.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-2struktura-i-vnutrennyaya-sreda-sovremennoj-turisticheskoj-transnacionalnoj-korporacii.html
  • report.bystrickaya.ru/instrukciya-1-vvodnij-instruktazh-i-pravila-vnutrennego-trudovogo-rasporyadka-soglasovana-stranica-24.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-a-bubnova-s-v-semenihin.html
  • crib.bystrickaya.ru/kafedra-filosofii-i-socialno-gumanitarnih-nauk-programma-itogovoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-prepodavatelej.html
  • abstract.bystrickaya.ru/16-opisanie-detmi-analogichnih-prochitannim-i-uslishannim-v-hudozhestvennih-tekstah-situacij-iz-ih-sobstvennoj-zhizni.html
  • report.bystrickaya.ru/i-mirovaya-ekonomika-i-ee-struktura-stranica-10.html
  • testyi.bystrickaya.ru/aza-debiet-6-sinip.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/referat-narodnie-skazki-kak-sredstvo-vospitaniya-kulturi-povedeniya-detej-starshego-shkolnogo-vozrasta.html
  • lesson.bystrickaya.ru/per-s-polsk-v-kulagina-yarceva-i-levshin-stranica-7.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/volodarskoj-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkoli-za-2009.html
  • turn.bystrickaya.ru/perechen-organizacij-bankovskogo-sektora-dejstvuyushih-na-territorii-respubliki-marij-el.html
  • report.bystrickaya.ru/ii-narusheniya-prav-smi-i-zhurnalistov-mezhdunarodnij-fond-zashiti-svobodi-slova-adil-soz.html
  • education.bystrickaya.ru/21-klimaticheskie-osobennosti-severnogo-rajona-analiz-ranee-vipolnennih-dokumentov-territorialnogo-planirovaniya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/521-rabochaya-programma-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-mou-komarovskoj-sosh.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-oteoreticheskih-osnovah-funkcionirovaniya-rinochnogo-hozyajstva-i-gosudarstvennogo-regulirovaniya-predprinimatelstva-7.html
  • testyi.bystrickaya.ru/7-usloviya-realizacii-obrazovatelnih-programm-otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sistema-professionalnoj-orientacii-i-trudoustrojstva-molodezhi-departament-po-delam-molodezhi-yaroslavskoj-oblasti.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lyubie-dorogi-dorogi-nezavisimaya-gazeta-spirin-aleksej-21032006-55-str-10.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-ot-21-11-2011g-1440-g-slavyansk-na-kubani-opodgotovke-k-provedeniyu-gosudarstvennoj-itogovoj-attestacii-vipusknikov-9-11-12-klassov-obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij.html
  • occupation.bystrickaya.ru/novosti-pensionnoj-otrasli-regionalnie-smi-monitoring-smi-rf-po-pensionnoj-tematike-1-fevralya-2010-goda.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-organizaciya-obrazovatelnogo-processa-formi-realizacii-uchebnogo-plana.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-treninga-prezentacii-kak-forma-informacionnogo-soobsheniya.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/kommentarii-polozhenie-o-gumanitarnih-osnovaniyah-statya-15-28-5-predostavlenie-informacii-29.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.