.RU

2.4. Управление как важный компонент системы физической культуры - В. А. Собина (нач кафедры физической подготовки...


^ 2.4. Управление как важный компонент системы физической культуры

Эффективность решения задач физической культуры в вузе зависит от управления. Данная проблема решается на трех уровнях: государственном, региональном и местном (непосредственно вузовском).

К государственному уровню управления физической культурой и спортом относятся: Министерство образования РФ, Комитет по физической культуре, спорту и туризму РФ, Национальный олимпийский комитет.

К региональному уровню управления относятся структуры и должностные лица субъектов страны, права и обязанности которых определены в соответствующих законодательных и нормативных Документах.

На вузовском (местном) уровне решаются вопросы обучения и воспитания, подготовки квалифицированных специалистов. Руководству вуза принадлежит решающая роль в организации физической культуры и спорта студентов: отдаются приказы на проведение учебных занятий, спортивно-массовой работы, утверждаются планы, назначаются заведующий кафедрой физического воспитания, преподаватели, члены спортивного комитета, спортивные организаторы и тренеры спортивных команд. Руководство вуза проверяет состояние физической подготовленности студентов и наличие материальных средств, присваивает им спортивные разряды и судейские категории, награждает грамотами и кубками победителей и призеров, разрешает участвовать командам и отдельным спортсменам в соревнованиях, проводимых вне вуза.

Один из проректоров вуза является председателем спортивного комитета и осуществляет непосредственное руководство проведением учебных занятий по физической культуре и спортивно-массовой работе. Он осуществляет контроль за их качеством, а также за состоянием учебно-материальной базы.

Определенные функции в руководстве физической культурой и спортом выполняют руководители учебно-методического отдела, материально-технического обеспечения, медицинской и финансовой служб, деканы факультетов.

В системе управления особое место занимает заведующий кафедрой физического воспитания. Он непосредственно отвечает за организацию физической культуры и спорта, физическую подготовленность студентов, реализацию приказов и распоряжений ректората.

Руководство на всех уровнях сводится к определенному объему идентичных по форме и содержанию управленческих воздействий на систему физического совершенствования обучаемых. Это выработка и принятие решений, постановка задач исполнителям, координация действий исполнителей, анализ результатов выполнения поставленных задач, подведение итогов.

Важным документом управления является приказ, издаваемый на правах единоначалия ректором вуза и содержащий нормы, обязательные для исполнения. Он тщательно разрабатывается заведующим кафедрой физического воспитания в соответствии с действующими требованиями.

Приказы разрабатываются и издаются в целях:

В общих приказах вуза могут отражаться: материалы о поощрениях и дисциплинарных взысканиях; итоги проверок физической подготовленности студентов; закрепление объектов учебно-материальной базы по физической культуре за факультетами в целях их правильной эксплуатации, содержания, своевременного ремонта и поддержания в постоянной готовности к занятиям.

Приказ должен отвечать следующим требованиям:

После окончательной подготовки (соответствующей визы должностных лиц) приказ оформляется и представляется на подпись ректору вуза, регистрируется в журнале служебных документов и отправляется делопроизводителем по назначению для "ознакомления исполнителей.

На этапе реализации приказа заведующий кафедрой физического воспитания обязан разъяснить и конкретизировать каждому исполнителю его задачи, оказать практическую помощь в своевременном их выполнении. На него возлагается планирование учебных занятий и контроль за их качественным проведением. Он руководит научной и методической работой преподавателей.

Заведующий кафедрой организует контроль за правильностью расходования средств, ассигнуемых на физическую культуру; за сохранением и использованием спортивного имущества, инвентаря и аппаратуры; состоянием и эксплуатацией имеющихся спортивных помещений и сооружений и требует выполнения необходимых работ учебно-вспомогательным и административно-хозяйственным персоналом.

Основой успешной деятельности преподавателей кафедры является планирование, которое предполагает составление: перспективного плана работы, включающего в себя вопросы учебной, научной, методической и спортивно-массовой работы, повышения квалификации и развития материальной базы; ежегодного плана работы кафедры; планов индивидуальной работы преподавателей на учебный год; учебных программ; тематических планов; плана научной работы.

Преподаватели кафедры осуществляют индивидуальное планирование, организуют и проводят теоретические и практические занятия по физической культуре с закрепленными за ними учебными группами. Ежегодно они отчитываются за выполненную работу перед заведующим кафедрой.

Основу деятельности преподавателей кафедры составляют научная и учебно-методическая работа, заключающаяся в подготовке учебной программы, положений о спортивных соревнованиях, методических указаний, наглядных пособий; повышение уровня профессионального мастерства. Внедрение научной организации труда, оснащение учебных помещений средствами обучения, компьютерной техникой, тренажерами и наглядными пособиями являются предметом их постоянной и повседневной заботы. Для этого ежегодно, составляются расчет и смета по штату, финансовому и материальному обеспечению.

В обязанности преподавателей входит проведение работы с отстающими студентами, оказание помощи в их подготовке к самостоятельным занятиям. Для этого разрабатываются индивидуальные и групповые задания, методические рекомендации, комплексы упражнений, проводятся консультации. В конце периода обучения по каждому разделу физической культуры преподаватели принимают зачеты.

На занятиях преподаватели анализируют динамику состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности студентов, принимают у них нормативы согласно утвержденной учебной программе, участвуют в организации и проведении запланированных мероприятий в качестве спортивных судей.

Чтобы студенты могли участвовать в соревнованиях, создаются секции по различным видам спорта. Их работа осуществляется под непосредственным руководством или наблюдением преподавателей, тренеров (тренеров-общественников). В секциях ведется учет результатов медицинского контроля и осуществляется систематическое наблюдение за состоянием здоровья студентов.

^ Учебная работа – главное направление в деятельности кафедры. Преподаватели участвуют в подготовке программ, планов работ кафедры, которые реализуются в учебно-воспитательном процессе в условиях систематического контроля за их исполнением.

Эффективность учебных занятий повышается, если налажено их взаимопосещение преподавателями. Открытость занятий, объективная оценка уровня их проведения с последующим обсуждением итогов на заседаниях кафедры позволяют качественно осуществлять учебную работу. Обобщение и внедрение передового опыта способствуют совершенствованию учебно-воспитательного процесса.

На учебных занятиях, тренировках в секциях и соревнованиях проводится систематическая работа по предупреждению и профилактике спортивного травматизма.

^ Научная и методическая работа направлена на качественное планирование, ведение документации, разработку учебных программ, планов лекций и групповых занятий, а также индивидуальных планов.

Преподаватели активно участвуют в обобщении и распространении передового опыта. На научных конференциях кафедры обсуждаются содержание учебных занятий, проблемы новых подходов к преподаванию, методика проведения занятий, в том числе с применением наглядных пособий, технических средств обучения, тренажеров, а также вырабатываются рекомендации по совершенствованию учебного процесса.

Заведующий кафедрой назначает преподавателя, ответственного за проведение спортивно-массовой работы, который организует тесное взаимодействие и сотрудничество со спортивными организаторами факультетов. В первую очередь он опирается на студентов с высокой спортивной подготовкой и предоставляет им возможность для систематического повышения своего мастерства.

Четкое планирование, организация и проведение массовых спортивных мероприятий как в вузе, так и вне его повышают авторитет кафедры и учебного заведения в целом. Большое значение кафедра придает различным туристическим мероприятиям, которые помогают целенаправленно отдохнуть обучаемым в период их зимних и летних каникул. Успехи в физической культуре и спорте в вузе связаны с проведением оздоровительных мероприятий среди преподавателей.

Нормальное функционирование кафедры в немалой степени зависит от учебно-вспомогательного персонала (лаборантов, мастеров, механиков, музыкантов-аккомпаниаторов), который обеспечивает качественное проведение учебных занятий, тренировок в секциях по видам спорта и соревнований, а также эксплуатацию, поддержание в надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии сооружений и уход за ними. Кроме того, они организуют текущий и капитальный ремонт учебно-спортивной базы, снабжение инвентарем и техническими средствами обучения, а также его сбережение.

На кафедре ведется следующая документация: протоколы заседаний; журнал учета распоряжений по кафедре; акты проверки работы кафедры вышестоящими инстанциями; журналы учета учебной работы со студентами; протоколы спортивных соревнований; хранятся копии зачетных ведомостей.

Кафедра в установленном порядке отчитывается по итогам учебной работы по физической культуре и выполнения научной и методической работы за учебный год.


* *

*


Таким образом, физическая культура является составной частью образовательного процесса. Важно, чтобы ее организация, средства, методы и формы способствовали успешному освоению знаний студентами.


^ Контрольные вопросы

  1. В чем заключаются цель и задачи системы физкультурного образования студентов в вузе?

  2. Что следует понимать под средствами и формами физической культуры и как они применяются в обучении студентов?

  3. Каковы особенности организации и проведения учебного процесса по физической культуре со студентами?

  4. Какие компоненты управления составляют систему физической культуры?




1-vvedenie-struktura-osnovnie-zadachi-kursa.html
1-vvedenie-v-antikrizisnoe-upravlenie.html
1-vvedenie-v-ekonomicheskuyu-teoriyu.html
1-vvedenie-v-politologiyu-tema-istoriya-razvitiya-politicheskoj-nauki.html
1-vvedenie-v-uchebnuyu-disciplinu-osnovnie-ponyatiya-predmet-metodi-zadachi-i-sistema-kursa-tamozhennoe-pravo-sushnost-i-soderzhanie-tamozhennogo-dela.html
1-vvodnaya-lekciya-celi-i-zadachi-kursa-obzor-istochnikov-struktura-seminarov-poryadok-attestacii.html
  • testyi.bystrickaya.ru/5-temi-seminarskih-zanyatij-uchebno-metodicheskij-kompleks-080102-mirovaya-ekonomika-moskva-2009-avtor-sostavitel.html
  • exam.bystrickaya.ru/yantar.html
  • write.bystrickaya.ru/generalnij-plan-s-bazarnie-mataki-ohrana-okruzhayushej-sredi-tekstovie-materiali.html
  • shkola.bystrickaya.ru/obzor-istochnikov-rimskogo-prava.html
  • lecture.bystrickaya.ru/5-spisok-rekomenduemoj-literaturi-metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-vipusknih-attestacionnih-rabot-po-programme.html
  • student.bystrickaya.ru/12-razvitie-tovarishestv-kak-kommercheskih-organizacionno-pravovih-form.html
  • grade.bystrickaya.ru/molodie-tatarstanci-pobedili-vo-vserossijskom-konkurse-lider-xxi-veka.html
  • spur.bystrickaya.ru/kultura-lira-sirius-i-vasha-sudba-fotonnaya-polosa-voprosi-i-otveti-glava-vliyanie-fotonnoj-polosi-na-chelovecheskoe-telo.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/referat-kovarnij-alkogol.html
  • school.bystrickaya.ru/3-konceptualnie-personazhi-zhil-delez-feliks-gvattari.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tematika-1-2-311.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/raspisanie-zanyatij-11-30-12-2011-g-specialnost-rodnoj-yazik-i-literatura-russkij-yazik-i-literatura-na-zimnyuyu-letnyuyu-sessiyu-6-kurs-stranica-10.html
  • grade.bystrickaya.ru/mks-01-140-20-gruppa-t62.html
  • shkola.bystrickaya.ru/upravlenie-obshestvennih-svyazej-merii-ob-otchete-o-vipolnenii-plana-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-goroda-novosibirska.html
  • bystrickaya.ru/voprosi-dlya-samoproverki-programma-dlya-magistrantov-ggf-fen-novosibirsk.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sobstvennost-i-eyo-formi.html
  • report.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-krasnoyarskij-kraj-mestnoe-samoupravlenie-13-oktyabr-2008-g.html
  • writing.bystrickaya.ru/arnold-shvarcnegger.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-elektricheskij-zaryad-i-elementarnie-chastici-zakon-sohraneniya-elektricheskogo-zaryada.html
  • writing.bystrickaya.ru/formirovanie-assortimenta-upravlenie-kachestvom-soleno-kopchenih-izdelij-i-problemi-ih-ekspertizi.html
  • crib.bystrickaya.ru/issledovanie-termicheskoj-ustojchivosti-fosfatov-shelochnih-metallov.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/naimenovanie-meropriyatiya-naimenovanie-yuridicheskogo-lica-realizuyushego-meropriyatie-stranica-15.html
  • control.bystrickaya.ru/diplomnaya-rabota-pri-razrabotke-trebovanij-k-vipolneniyu-kvalifikacionnih-rabot-v-osnovu-polozhen-gosudarstvennij.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zadachi-postavlennie-v-rabote-podobrat-i-izuchit-literaturu-po-teme.html
  • predmet.bystrickaya.ru/skazka-diana-setterfild-vpervie-na-russkom-trinadcataya-skazka-stranica-10.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/ya-u-sebya-odna-ili-vereteno-vasilisi-stranica-3.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zakon-volgogradskoj-oblasti-ot-21noyabrya2008goda-n1778-od-o-strategii-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-volgogradskoj-oblasti-do-2025-goda-stranica-11.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/posle-monarhii-yurij-muhin.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vi-reshili-komu-budut-prinadlezhat-avtorskie-prava-v-sluchae-esli-popitki-sozdaniya-superkompyutera-uvenchayutsya-uspehom.html
  • writing.bystrickaya.ru/antikrizisnoe-upravlenie-v-kreditnih-organizaciyah-chast-3.html
  • tests.bystrickaya.ru/konkursnaya-dokumentaciya-po-provedeniyu-otkritogo-konkursa-na-pravo-zaklyucheniya-gosudarstvennih-kontraktov-na-vipolnenie-opitno-konstruktorskih-i-opitno-tehnologicheskih-stranica-11.html
  • writing.bystrickaya.ru/kratkaya-teoriya-dressirovki-i-bolezni-sobak.html
  • lecture.bystrickaya.ru/aleksandr-gromov-pervij-iz-mogikan-stranica-14.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-koncepciyam-sovremennogo-estestvoznaniya-discipline-dlya-specialnosti-020400-psihologiya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/iv-drugie-voprosi-oplati-truda-postanovlenie-administracii-g-dzerzhinska-nizhegorodskoj-oblasti.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.