.RU

2.4. Управление как важный компонент системы физической культуры - В. А. Собина (нач кафедры физической подготовки...


^ 2.4. Управление как важный компонент системы физической культуры

Эффективность решения задач физической культуры в вузе зависит от управления. Данная проблема решается на трех уровнях: государственном, региональном и местном (непосредственно вузовском).

К государственному уровню управления физической культурой и спортом относятся: Министерство образования РФ, Комитет по физической культуре, спорту и туризму РФ, Национальный олимпийский комитет.

К региональному уровню управления относятся структуры и должностные лица субъектов страны, права и обязанности которых определены в соответствующих законодательных и нормативных Документах.

На вузовском (местном) уровне решаются вопросы обучения и воспитания, подготовки квалифицированных специалистов. Руководству вуза принадлежит решающая роль в организации физической культуры и спорта студентов: отдаются приказы на проведение учебных занятий, спортивно-массовой работы, утверждаются планы, назначаются заведующий кафедрой физического воспитания, преподаватели, члены спортивного комитета, спортивные организаторы и тренеры спортивных команд. Руководство вуза проверяет состояние физической подготовленности студентов и наличие материальных средств, присваивает им спортивные разряды и судейские категории, награждает грамотами и кубками победителей и призеров, разрешает участвовать командам и отдельным спортсменам в соревнованиях, проводимых вне вуза.

Один из проректоров вуза является председателем спортивного комитета и осуществляет непосредственное руководство проведением учебных занятий по физической культуре и спортивно-массовой работе. Он осуществляет контроль за их качеством, а также за состоянием учебно-материальной базы.

Определенные функции в руководстве физической культурой и спортом выполняют руководители учебно-методического отдела, материально-технического обеспечения, медицинской и финансовой служб, деканы факультетов.

В системе управления особое место занимает заведующий кафедрой физического воспитания. Он непосредственно отвечает за организацию физической культуры и спорта, физическую подготовленность студентов, реализацию приказов и распоряжений ректората.

Руководство на всех уровнях сводится к определенному объему идентичных по форме и содержанию управленческих воздействий на систему физического совершенствования обучаемых. Это выработка и принятие решений, постановка задач исполнителям, координация действий исполнителей, анализ результатов выполнения поставленных задач, подведение итогов.

Важным документом управления является приказ, издаваемый на правах единоначалия ректором вуза и содержащий нормы, обязательные для исполнения. Он тщательно разрабатывается заведующим кафедрой физического воспитания в соответствии с действующими требованиями.

Приказы разрабатываются и издаются в целях:

В общих приказах вуза могут отражаться: материалы о поощрениях и дисциплинарных взысканиях; итоги проверок физической подготовленности студентов; закрепление объектов учебно-материальной базы по физической культуре за факультетами в целях их правильной эксплуатации, содержания, своевременного ремонта и поддержания в постоянной готовности к занятиям.

Приказ должен отвечать следующим требованиям:

После окончательной подготовки (соответствующей визы должностных лиц) приказ оформляется и представляется на подпись ректору вуза, регистрируется в журнале служебных документов и отправляется делопроизводителем по назначению для "ознакомления исполнителей.

На этапе реализации приказа заведующий кафедрой физического воспитания обязан разъяснить и конкретизировать каждому исполнителю его задачи, оказать практическую помощь в своевременном их выполнении. На него возлагается планирование учебных занятий и контроль за их качественным проведением. Он руководит научной и методической работой преподавателей.

Заведующий кафедрой организует контроль за правильностью расходования средств, ассигнуемых на физическую культуру; за сохранением и использованием спортивного имущества, инвентаря и аппаратуры; состоянием и эксплуатацией имеющихся спортивных помещений и сооружений и требует выполнения необходимых работ учебно-вспомогательным и административно-хозяйственным персоналом.

Основой успешной деятельности преподавателей кафедры является планирование, которое предполагает составление: перспективного плана работы, включающего в себя вопросы учебной, научной, методической и спортивно-массовой работы, повышения квалификации и развития материальной базы; ежегодного плана работы кафедры; планов индивидуальной работы преподавателей на учебный год; учебных программ; тематических планов; плана научной работы.

Преподаватели кафедры осуществляют индивидуальное планирование, организуют и проводят теоретические и практические занятия по физической культуре с закрепленными за ними учебными группами. Ежегодно они отчитываются за выполненную работу перед заведующим кафедрой.

Основу деятельности преподавателей кафедры составляют научная и учебно-методическая работа, заключающаяся в подготовке учебной программы, положений о спортивных соревнованиях, методических указаний, наглядных пособий; повышение уровня профессионального мастерства. Внедрение научной организации труда, оснащение учебных помещений средствами обучения, компьютерной техникой, тренажерами и наглядными пособиями являются предметом их постоянной и повседневной заботы. Для этого ежегодно, составляются расчет и смета по штату, финансовому и материальному обеспечению.

В обязанности преподавателей входит проведение работы с отстающими студентами, оказание помощи в их подготовке к самостоятельным занятиям. Для этого разрабатываются индивидуальные и групповые задания, методические рекомендации, комплексы упражнений, проводятся консультации. В конце периода обучения по каждому разделу физической культуры преподаватели принимают зачеты.

На занятиях преподаватели анализируют динамику состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности студентов, принимают у них нормативы согласно утвержденной учебной программе, участвуют в организации и проведении запланированных мероприятий в качестве спортивных судей.

Чтобы студенты могли участвовать в соревнованиях, создаются секции по различным видам спорта. Их работа осуществляется под непосредственным руководством или наблюдением преподавателей, тренеров (тренеров-общественников). В секциях ведется учет результатов медицинского контроля и осуществляется систематическое наблюдение за состоянием здоровья студентов.

^ Учебная работа – главное направление в деятельности кафедры. Преподаватели участвуют в подготовке программ, планов работ кафедры, которые реализуются в учебно-воспитательном процессе в условиях систематического контроля за их исполнением.

Эффективность учебных занятий повышается, если налажено их взаимопосещение преподавателями. Открытость занятий, объективная оценка уровня их проведения с последующим обсуждением итогов на заседаниях кафедры позволяют качественно осуществлять учебную работу. Обобщение и внедрение передового опыта способствуют совершенствованию учебно-воспитательного процесса.

На учебных занятиях, тренировках в секциях и соревнованиях проводится систематическая работа по предупреждению и профилактике спортивного травматизма.

^ Научная и методическая работа направлена на качественное планирование, ведение документации, разработку учебных программ, планов лекций и групповых занятий, а также индивидуальных планов.

Преподаватели активно участвуют в обобщении и распространении передового опыта. На научных конференциях кафедры обсуждаются содержание учебных занятий, проблемы новых подходов к преподаванию, методика проведения занятий, в том числе с применением наглядных пособий, технических средств обучения, тренажеров, а также вырабатываются рекомендации по совершенствованию учебного процесса.

Заведующий кафедрой назначает преподавателя, ответственного за проведение спортивно-массовой работы, который организует тесное взаимодействие и сотрудничество со спортивными организаторами факультетов. В первую очередь он опирается на студентов с высокой спортивной подготовкой и предоставляет им возможность для систематического повышения своего мастерства.

Четкое планирование, организация и проведение массовых спортивных мероприятий как в вузе, так и вне его повышают авторитет кафедры и учебного заведения в целом. Большое значение кафедра придает различным туристическим мероприятиям, которые помогают целенаправленно отдохнуть обучаемым в период их зимних и летних каникул. Успехи в физической культуре и спорте в вузе связаны с проведением оздоровительных мероприятий среди преподавателей.

Нормальное функционирование кафедры в немалой степени зависит от учебно-вспомогательного персонала (лаборантов, мастеров, механиков, музыкантов-аккомпаниаторов), который обеспечивает качественное проведение учебных занятий, тренировок в секциях по видам спорта и соревнований, а также эксплуатацию, поддержание в надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии сооружений и уход за ними. Кроме того, они организуют текущий и капитальный ремонт учебно-спортивной базы, снабжение инвентарем и техническими средствами обучения, а также его сбережение.

На кафедре ведется следующая документация: протоколы заседаний; журнал учета распоряжений по кафедре; акты проверки работы кафедры вышестоящими инстанциями; журналы учета учебной работы со студентами; протоколы спортивных соревнований; хранятся копии зачетных ведомостей.

Кафедра в установленном порядке отчитывается по итогам учебной работы по физической культуре и выполнения научной и методической работы за учебный год.


* *

*


Таким образом, физическая культура является составной частью образовательного процесса. Важно, чтобы ее организация, средства, методы и формы способствовали успешному освоению знаний студентами.


^ Контрольные вопросы

  1. В чем заключаются цель и задачи системы физкультурного образования студентов в вузе?

  2. Что следует понимать под средствами и формами физической культуры и как они применяются в обучении студентов?

  3. Каковы особенности организации и проведения учебного процесса по физической культуре со студентами?

  4. Какие компоненты управления составляют систему физической культуры?




1-vvedenie-struktura-osnovnie-zadachi-kursa.html
1-vvedenie-v-antikrizisnoe-upravlenie.html
1-vvedenie-v-ekonomicheskuyu-teoriyu.html
1-vvedenie-v-politologiyu-tema-istoriya-razvitiya-politicheskoj-nauki.html
1-vvedenie-v-uchebnuyu-disciplinu-osnovnie-ponyatiya-predmet-metodi-zadachi-i-sistema-kursa-tamozhennoe-pravo-sushnost-i-soderzhanie-tamozhennogo-dela.html
1-vvodnaya-lekciya-celi-i-zadachi-kursa-obzor-istochnikov-struktura-seminarov-poryadok-attestacii.html
  • textbook.bystrickaya.ru/knigi-biblioteki-istoriya-stati-publikacii-soobsheniya-vipusk-5-tver-2004-stranica-6.html
  • college.bystrickaya.ru/-pedagogicheskaya-interra-prohodit-v-municipalitete-informacionnij-byulleten-mestnogo-samoupravleniya-izdaetsya.html
  • learn.bystrickaya.ru/esli-hochesh-bit-bogatim-i-schastlivim-ne-hodi-v-shkolu-stranica-5.html
  • desk.bystrickaya.ru/polozhenie-oprovedenii-otkritogo-regionalnogo-konkursa-baletmejsterov.html
  • znanie.bystrickaya.ru/a-ya-bertram-oao-uporovskaya-mebelnaya-fabrika.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vozmi-menya-za-ruku-dzhon-i-stejsi-eldridzh-plenitelnaya-krasota.html
  • report.bystrickaya.ru/ispolzovanie-othodov-i-metodi-ih-pererabotki-uchitivaemie-pri-proektirovanii-predpriyatij-po-pererabotke.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodika-i-opit-izucheniya-duhovno-nravstvennoj-kulturi-sredstvami-kruzhkovoj-raboti.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-po-konstitucionnomu-pravu-zarubezhnih-stran-tema-8-parlament-v-zarubezhnih-stranah.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/plan-raboti-biblioteki-mou-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-1-g-spas-demenska-na-2008-2009-uchebnij-god.html
  • crib.bystrickaya.ru/iz-istorii-vozniknoveniya-kvadratnih-uravnenij-6.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-nachalnika-otdela-registracii-prav-na-zhilie-pomesheniya-i-dogovorov-dolevogo-uchastiya-v-stroitelstve-zhilya.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vuzovskij-uchebnik-segodnya-i-zavtra.html
  • pisat.bystrickaya.ru/sudoremont-v-ukraine-perspektivi-razvitiya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/starie-metki-bekgraund-zalivka-mramor-mramornie-uzori-rozovij-mramor-tekstura-tekstura-kamnya-tekstura-metalla-fon-fotoshop.html
  • learn.bystrickaya.ru/festival-konkurs-snezhno-ledovih-skulptur-kostroma-zimnyaya-skazka-projdet-v-gorode-kostrome-1-4-fevralya-2012-goda.html
  • grade.bystrickaya.ru/municipalnoj-celevoj-programmi-programma-razvitie-potrebitelskogo-rinka-i-sferi-uslug-v-krasnochetajskom-rajone.html
  • desk.bystrickaya.ru/otkritij-regionalnij-konkurs-yunih-ispolnitelej-na-bayane-akkordeone-mou-dod-detskaya-muzikalnaya-shkola-im-d-d-shostakovicha-ul-lenina-d-115-voskresene.html
  • holiday.bystrickaya.ru/napravleniya-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-ne-predstavlennie-k-akkreditacii.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nachala-mentalnoj-logiki-akulov-skvazhina-stati-po-literaturnoj-kritike-kulturologii-filosofii-biblioteka-zhurnala.html
  • lecture.bystrickaya.ru/5-toplivno-energeticheskij-kompleks-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-ekonomicheskaya-geografiya-i-regionalistika.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/yu-g-felshtinskogo-i-g-i-chernyavskogo-stranica-27.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/naprimer-den-vosmoj--uchebnoe-posobie-rekomenduetsya-kak-dlya-prepodavatelej-literaturi-tak-i-dlya-studentov.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-tipovoj-instrukcii-po-deloproizvodstvu-v-federalnih-organah.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zakon-vlastiekaterina-velikaya-stranica-6.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/literatura-osnovnaya-2-s76-92-9-s58-86-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-formi-i-zhanri-publicistiki.html
  • books.bystrickaya.ru/diagnosticheskij-glossarij-v-onkologii-a-n-glushkov-d-m-n-professor-predsedatel-kemerovskogo-nauchnogo-centra.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchet-na-katedra-evropeistika-za-20032007-g.html
  • assessments.bystrickaya.ru/drevnegrecheskaya-filosofiya-kak-ideologiya-rabovladelcheskogo-obshestva-18-stranica-50.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-akusherstvu-i-ginekologii-naimenovanie-disciplini-dlya-specialnosti-040101-akusherstvo-i-ginekologiya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/raspisanie-zanyatij-specialnost-menedzhment-organizacij.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-viii-issledovanie-o-prirode-i-prichinah.html
  • literature.bystrickaya.ru/bessmertnoe-nashe-schaste-rossiej-zovetsya-v-vekah-po-odnomu-ili-neskolkim-proizvedeniyam-russkoj.html
  • lesson.bystrickaya.ru/ocenka-roli-lichnosti-v-istorii.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-ii-modeli-i-modelirovanie-safronova-v-m-s-21-prognozirovanie-i-modelirovanie-v-socialnoj-rabote-ucheb.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.