.RU

2.4. Управление как важный компонент системы физической культуры - В. А. Собина (нач кафедры физической подготовки...


^ 2.4. Управление как важный компонент системы физической культуры

Эффективность решения задач физической культуры в вузе зависит от управления. Данная проблема решается на трех уровнях: государственном, региональном и местном (непосредственно вузовском).

К государственному уровню управления физической культурой и спортом относятся: Министерство образования РФ, Комитет по физической культуре, спорту и туризму РФ, Национальный олимпийский комитет.

К региональному уровню управления относятся структуры и должностные лица субъектов страны, права и обязанности которых определены в соответствующих законодательных и нормативных Документах.

На вузовском (местном) уровне решаются вопросы обучения и воспитания, подготовки квалифицированных специалистов. Руководству вуза принадлежит решающая роль в организации физической культуры и спорта студентов: отдаются приказы на проведение учебных занятий, спортивно-массовой работы, утверждаются планы, назначаются заведующий кафедрой физического воспитания, преподаватели, члены спортивного комитета, спортивные организаторы и тренеры спортивных команд. Руководство вуза проверяет состояние физической подготовленности студентов и наличие материальных средств, присваивает им спортивные разряды и судейские категории, награждает грамотами и кубками победителей и призеров, разрешает участвовать командам и отдельным спортсменам в соревнованиях, проводимых вне вуза.

Один из проректоров вуза является председателем спортивного комитета и осуществляет непосредственное руководство проведением учебных занятий по физической культуре и спортивно-массовой работе. Он осуществляет контроль за их качеством, а также за состоянием учебно-материальной базы.

Определенные функции в руководстве физической культурой и спортом выполняют руководители учебно-методического отдела, материально-технического обеспечения, медицинской и финансовой служб, деканы факультетов.

В системе управления особое место занимает заведующий кафедрой физического воспитания. Он непосредственно отвечает за организацию физической культуры и спорта, физическую подготовленность студентов, реализацию приказов и распоряжений ректората.

Руководство на всех уровнях сводится к определенному объему идентичных по форме и содержанию управленческих воздействий на систему физического совершенствования обучаемых. Это выработка и принятие решений, постановка задач исполнителям, координация действий исполнителей, анализ результатов выполнения поставленных задач, подведение итогов.

Важным документом управления является приказ, издаваемый на правах единоначалия ректором вуза и содержащий нормы, обязательные для исполнения. Он тщательно разрабатывается заведующим кафедрой физического воспитания в соответствии с действующими требованиями.

Приказы разрабатываются и издаются в целях:

В общих приказах вуза могут отражаться: материалы о поощрениях и дисциплинарных взысканиях; итоги проверок физической подготовленности студентов; закрепление объектов учебно-материальной базы по физической культуре за факультетами в целях их правильной эксплуатации, содержания, своевременного ремонта и поддержания в постоянной готовности к занятиям.

Приказ должен отвечать следующим требованиям:

После окончательной подготовки (соответствующей визы должностных лиц) приказ оформляется и представляется на подпись ректору вуза, регистрируется в журнале служебных документов и отправляется делопроизводителем по назначению для "ознакомления исполнителей.

На этапе реализации приказа заведующий кафедрой физического воспитания обязан разъяснить и конкретизировать каждому исполнителю его задачи, оказать практическую помощь в своевременном их выполнении. На него возлагается планирование учебных занятий и контроль за их качественным проведением. Он руководит научной и методической работой преподавателей.

Заведующий кафедрой организует контроль за правильностью расходования средств, ассигнуемых на физическую культуру; за сохранением и использованием спортивного имущества, инвентаря и аппаратуры; состоянием и эксплуатацией имеющихся спортивных помещений и сооружений и требует выполнения необходимых работ учебно-вспомогательным и административно-хозяйственным персоналом.

Основой успешной деятельности преподавателей кафедры является планирование, которое предполагает составление: перспективного плана работы, включающего в себя вопросы учебной, научной, методической и спортивно-массовой работы, повышения квалификации и развития материальной базы; ежегодного плана работы кафедры; планов индивидуальной работы преподавателей на учебный год; учебных программ; тематических планов; плана научной работы.

Преподаватели кафедры осуществляют индивидуальное планирование, организуют и проводят теоретические и практические занятия по физической культуре с закрепленными за ними учебными группами. Ежегодно они отчитываются за выполненную работу перед заведующим кафедрой.

Основу деятельности преподавателей кафедры составляют научная и учебно-методическая работа, заключающаяся в подготовке учебной программы, положений о спортивных соревнованиях, методических указаний, наглядных пособий; повышение уровня профессионального мастерства. Внедрение научной организации труда, оснащение учебных помещений средствами обучения, компьютерной техникой, тренажерами и наглядными пособиями являются предметом их постоянной и повседневной заботы. Для этого ежегодно, составляются расчет и смета по штату, финансовому и материальному обеспечению.

В обязанности преподавателей входит проведение работы с отстающими студентами, оказание помощи в их подготовке к самостоятельным занятиям. Для этого разрабатываются индивидуальные и групповые задания, методические рекомендации, комплексы упражнений, проводятся консультации. В конце периода обучения по каждому разделу физической культуры преподаватели принимают зачеты.

На занятиях преподаватели анализируют динамику состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности студентов, принимают у них нормативы согласно утвержденной учебной программе, участвуют в организации и проведении запланированных мероприятий в качестве спортивных судей.

Чтобы студенты могли участвовать в соревнованиях, создаются секции по различным видам спорта. Их работа осуществляется под непосредственным руководством или наблюдением преподавателей, тренеров (тренеров-общественников). В секциях ведется учет результатов медицинского контроля и осуществляется систематическое наблюдение за состоянием здоровья студентов.

^ Учебная работа – главное направление в деятельности кафедры. Преподаватели участвуют в подготовке программ, планов работ кафедры, которые реализуются в учебно-воспитательном процессе в условиях систематического контроля за их исполнением.

Эффективность учебных занятий повышается, если налажено их взаимопосещение преподавателями. Открытость занятий, объективная оценка уровня их проведения с последующим обсуждением итогов на заседаниях кафедры позволяют качественно осуществлять учебную работу. Обобщение и внедрение передового опыта способствуют совершенствованию учебно-воспитательного процесса.

На учебных занятиях, тренировках в секциях и соревнованиях проводится систематическая работа по предупреждению и профилактике спортивного травматизма.

^ Научная и методическая работа направлена на качественное планирование, ведение документации, разработку учебных программ, планов лекций и групповых занятий, а также индивидуальных планов.

Преподаватели активно участвуют в обобщении и распространении передового опыта. На научных конференциях кафедры обсуждаются содержание учебных занятий, проблемы новых подходов к преподаванию, методика проведения занятий, в том числе с применением наглядных пособий, технических средств обучения, тренажеров, а также вырабатываются рекомендации по совершенствованию учебного процесса.

Заведующий кафедрой назначает преподавателя, ответственного за проведение спортивно-массовой работы, который организует тесное взаимодействие и сотрудничество со спортивными организаторами факультетов. В первую очередь он опирается на студентов с высокой спортивной подготовкой и предоставляет им возможность для систематического повышения своего мастерства.

Четкое планирование, организация и проведение массовых спортивных мероприятий как в вузе, так и вне его повышают авторитет кафедры и учебного заведения в целом. Большое значение кафедра придает различным туристическим мероприятиям, которые помогают целенаправленно отдохнуть обучаемым в период их зимних и летних каникул. Успехи в физической культуре и спорте в вузе связаны с проведением оздоровительных мероприятий среди преподавателей.

Нормальное функционирование кафедры в немалой степени зависит от учебно-вспомогательного персонала (лаборантов, мастеров, механиков, музыкантов-аккомпаниаторов), который обеспечивает качественное проведение учебных занятий, тренировок в секциях по видам спорта и соревнований, а также эксплуатацию, поддержание в надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии сооружений и уход за ними. Кроме того, они организуют текущий и капитальный ремонт учебно-спортивной базы, снабжение инвентарем и техническими средствами обучения, а также его сбережение.

На кафедре ведется следующая документация: протоколы заседаний; журнал учета распоряжений по кафедре; акты проверки работы кафедры вышестоящими инстанциями; журналы учета учебной работы со студентами; протоколы спортивных соревнований; хранятся копии зачетных ведомостей.

Кафедра в установленном порядке отчитывается по итогам учебной работы по физической культуре и выполнения научной и методической работы за учебный год.


* *

*


Таким образом, физическая культура является составной частью образовательного процесса. Важно, чтобы ее организация, средства, методы и формы способствовали успешному освоению знаний студентами.


^ Контрольные вопросы

  1. В чем заключаются цель и задачи системы физкультурного образования студентов в вузе?

  2. Что следует понимать под средствами и формами физической культуры и как они применяются в обучении студентов?

  3. Каковы особенности организации и проведения учебного процесса по физической культуре со студентами?

  4. Какие компоненты управления составляют систему физической культуры?




1-vvedenie-struktura-osnovnie-zadachi-kursa.html
1-vvedenie-v-antikrizisnoe-upravlenie.html
1-vvedenie-v-ekonomicheskuyu-teoriyu.html
1-vvedenie-v-politologiyu-tema-istoriya-razvitiya-politicheskoj-nauki.html
1-vvedenie-v-uchebnuyu-disciplinu-osnovnie-ponyatiya-predmet-metodi-zadachi-i-sistema-kursa-tamozhennoe-pravo-sushnost-i-soderzhanie-tamozhennogo-dela.html
1-vvodnaya-lekciya-celi-i-zadachi-kursa-obzor-istochnikov-struktura-seminarov-poryadok-attestacii.html
  • spur.bystrickaya.ru/matrimonialnie-dati-nablyudaya-za-muzhchinami-skritie-pravila-povedeniya.html
  • grade.bystrickaya.ru/mir-povsednevnosti-v-socialno-filosofskoj-refleksii-avtorefera-tdissertacii-na-soiskanie-uchenoj-stepeni-kandidata-filosofskih-nauk.html
  • letter.bystrickaya.ru/novosti-v-rf-2.html
  • notebook.bystrickaya.ru/i-ii-mezhdunarodnij-nauchno-metodologicheskij-seminar.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tretyakov-v-t-ulyashov-p-s-utkin-a-i-oformlenie-hudozhnika-a-saukova-shimov-ya-sh-61-avstro-vengerskaya-imperiya-stranica-27.html
  • control.bystrickaya.ru/chempionat-kontinentalnoj-hokkejnoj-ligi-prodolzhitsya-zavtra-09-201-1-soderzhanie-glavnie-novosti-sporta-5.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/urok-po-teme-isparenie-zhidkosti-kipenie.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-4-paseka-kitaj-predislovie-mezhdu-bolshimi-vojnami-vedetsya-vojna-tajnaya.html
  • student.bystrickaya.ru/-3-ierarhiya-potrebnostej-alternativnie-podhodi-filosofiya-uchebnik.html
  • composition.bystrickaya.ru/pauka-v-solnce-ontologichnost-slova-v-tvorchestve-f-m-dostoevskogo.html
  • report.bystrickaya.ru/gyustav-flober-gospozha-bovari-stranica-15.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-1-pasport-programmi-razvitiya-samostoyatelnaya-rabota-s-kejsom-analiz-programm-razvitiya-ou-programma-razvitiya.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-presa-111-mln-v-grciya-ot-mrtvi-dushi-21032012-0304-presa-str-29.html
  • literature.bystrickaya.ru/e-e-nosenko-predstavleniya-evreev-o-demonah-zlih-duhah-i-prochej-nechistoj-sile-ih-genezis-evolyuciya-i-nekotorie-osobennosti-v-sefardskih-i-vostochnih-obshinah-stranica-3.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-ekonomicheskih-i-upravlencheskih-specialnostej-i-napravlenij-podgotovki-ufa-2008-stranica-2.html
  • uchit.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-kursa-povisheniya-professionalnoj-kvalifikacii-pravovie-i-ekonomicheskie-osnovi-organizacii-mestnogo-samoupravleniya-i-municipalnoj-sluzhbi-moskva-2007.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-konferencii-format-ppt-otchyot.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-13-organizaciya-tekushih-passivov-na-predpriyatiyah-i-puti-ee-sovershenstvovaniya.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/numerovannij-spisok-informatika-i-informacionnie-tehnologii.html
  • learn.bystrickaya.ru/gd-prinyala-popravki-v-kodeks-ob-administrativnih-pravonarusheniyah-kasayushiesya-kontrolya-za-migraciej.html
  • student.bystrickaya.ru/12-noyabrya-5-let-nazad-2004-g-departament-kulturi-i-nacionalnoj-politiki.html
  • grade.bystrickaya.ru/nemeckij-yazik-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • college.bystrickaya.ru/119-avtomaticheskaya-zashita-pravila-ustrojstva-i-bezopasnoj-ekspluatacii-parovih-i-vodogrejnih-kotlov-pb-10-574-03.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-aprelya-2010-goda-sessiya-posvyashena-100-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-evgeniya-konstantinovicha-fedorova-stranica-2.html
  • grade.bystrickaya.ru/obshie-vivodi-obrazovatelnaya-programma-mou-veretevskaya-sosh-na-2011-2014-gg-prinyata-na-pedagogicheskom-sovete.html
  • college.bystrickaya.ru/28-osnovnie-principi-razmesheniya-predpriyatij-rossijskogo-vpk-konkurentosposobnost-rossii-na-mirovom-rinke-vooruzhenij.html
  • books.bystrickaya.ru/chast-1-morfologiya-die-morphologie-uchebnoe-posobie-otvetstvennij-redaktor-kandidat-filologicheskih-nauk-o-f.html
  • composition.bystrickaya.ru/otechestvennaya-arhitektura-predrevolyucionnogo-etapa-1900-1917-gg.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tezisi-vistuplenij-stranica-4.html
  • studies.bystrickaya.ru/514-sistemi-ventilyacii-i-kondicionirovaniya-vozduha-pravila-tehnchna-ekspluatacya-elektrichnih-stancj-merezh.html
  • pisat.bystrickaya.ru/testovoe-zadanie-60-rabochaya-programma-disciplini-marketingovie-issledovaniya-dlya-visshih-uchebnih-zavedenij-po-specialnosti.html
  • tests.bystrickaya.ru/konspekt-uroka-praktikuma-russkogo-yazika-v-4-om-klasse-po-uchebniku-a-v-polyakovoj-russkij-yazik.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/predstavleniya-o-terroristicheskom-akte-i-perezhivanie-terroristicheskoj-ugrozi-zhitelyami-raznih-regionov-rf.html
  • crib.bystrickaya.ru/gosudarstvennij-rossijskij-oblastnoj-koordinacionno-metodicheskij-dom-narodnogo-tvorchestva.html
  • thescience.bystrickaya.ru/gou-centr-razvitiya-rebenka-detskij-sad-183-municipalnogo-rajona-kuzminki-yugo-vostochnogo-okruzhnogo-upravleniya-obrazovaniya-g-moskvi-raspolozhen-po-adresu.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.