.RU

2.8. Исследование зачатков мышления у животных-неприматов в первой половине XX века. Работы Н. Майера и О. Келера


^ 2.8. Исследование зачатков мышления у животных-неприматов в первой половине XX века. Работы Н. Майера и О. Келера
Наряду с работами на приматах, уже начиная с 30-х годов, рассматривалась возможность наличия зачатков мышления у менее высокоорганизованных позвоночных.

Одной из первых попыток экспериментального исследования этого вопроса были работы американского исследователя ^ Николаса Майера. Он изучал способность лабораторных белых крыс к «поиску обходного пути», к преодолению различных преград, и к обучению в лабиринтах (см. рис. 4.19).

Ученый пытался выяснить, способны ли эти животные к рассудочной деятельности (reasoning), т.е. могут ли они найти новое решение в ситуации, когда знакомы лишь с общей обстановкой, а детали ее оказываются для них новыми.

Крысы в опытах Н. Майера оказались способными «спонтанно интегрировать изолированные элементы прошлого опыта, создавая новую, адекватную ситуации поведенческую реакцию». Как будет показано далее (см. 4.8), эта способность составляет один из признаков, по которым можно судить о наличии элементарного мышления.

Отто Келер (1889—1974). Способность к обобщению как проявление элементарного разума исследовал в опытах с птицами немецкий ученый О. Келер, коллега и единомышленник К. Лоренца, одного из создателей этологии (см. 2.11). Вместе с Лоренцем в 1937 году они основали и долгие годы издавали «Журнал психологии животных» («Zeitschrift fur Tierpsychologie», позднее переименованный в «Ethology»), в котором были опубликованы многие, ставшие классическими работы этологов. Применяя сравнительный подход к исследованию поведения животных, Келер еще в середине 50-х годов XX века пришел к выводу, что у человека и животных имеется целый ряд общих элементов поведения, в том числе и довербальное мышление (thinking without words), обнаруженное по крайней мере у высших позвоночных. В отличие от общепринятой в 50-е годы точки зрения, О. Келер считал способность к обобщению не следствием наличия языка, а, наоборот, его основой. Она возникла на более ранних стадиях филогенеза, чем человеческая речь.

Главную известность получили опыты О. Келера по обучению птиц «счету», а точнее — оперированию количественными и, в особенности, числовыми параметрами стимулов (см. 5.5 и 6.2).

Научный подход О. Келера характеризовался применением количественного анализа результатов эксперимента, в отличие от большинства своих предшественников, работы которых носили описательный характер и допускали в основном качественный анализ.

Работы О. Келера знаменовали собой начало нового этапа в методологии исследований поведения и в развитии представлений о мышлении животных:

♦ он одним из первых начал регистрировать ход эксперимента на кинопленку, что обеспечивало высокий, ранее никогда не достигавшийся уровень объективности в оценке результатов и возможность их последующего тонкого анализа1;

♦ принципиальной новизной отличалась и разработанная О. Келером процедура формирования обобщения по признаку «число» (см. гл. 5);

♦ на основании своих опытов О. Келер пришел к выводу о высокой способности птиц к обобщению количественных параметров стимулов, позволяющей узнавать любые стимулы, состоящие из определенного числа элементов;

♦ благодаря работам О. Келера «счет» у животных сделался такой же моделью для изучения зачатков мышления, как орудийная и конструктивная деятельность (см. гл. 6.2);

♦ он сформулировал представление о наличии довербального мышления не только у антропоидов, но и у некоторых позвоночных-неприматов.

Наряду с данными о наличии элементов мышления у человекообразных обезьян к середине XX века сформировалось представление о том, что зачатки этой высшей психологической функции имеются также у других, не столь высокоорганизованных позвоночных.
^ 2.9. Исследования высших когнитивных функций животных во второй половине XX века
К началу 60-х годов факт существования зачатков мышления у животных как способности, предшествовавшей в эволюции появлению мышления человека, считался в общих чертах доказанным.

Следующий логический этап в изучении проблемы требовал:

♦ более широкого сравнительного подхода, как, в частности, в бурно развивавшейся в тот период этологии;

♦ исследования физиологических механизмов рассудочной деятельности и их сопоставления с механизмами обучения;

♦ дальнейшего углубленного исследования мышления антропоидов — для уточнения границы между психикой человека и животных.

Прогресс в первых двух направлениях был достигнут в значительной мере благодаря работам Г. Харлоу (см. гл. 3), а также Л. В. Крушинского и его лаборатории, которые сделали элементарное мышление животных предметом физиологического эксперимента, заложили основы анализа нейрофизиологических механизмов и морфологического субстрата процессов мышления.

В этих исследованиях были разработаны универсальные схемы опытов на животных разных таксонов, и их результаты были доступны регистрации и объективной количественной оценке. Такие эксперименты можно было воспроизводить многократно и даже моделировать математически. Они позволяли проводить сравнительный анализ высших когнитивных функций животных, приближаясь к пониманию их физиолого-генетических механизмов.

Принципиально важными были достижения и в третьем направлении. В многочисленных исследованиях американских психологов подтверждалась способность антропоидов к освоению языков-посредников (см. гл. 6), а работы Л. А. Фирсова показали высокую способность к обобщению и использованию символов на базе традиционных подходов.
^ 2.9.1. Концепция Л. В. Крушинского о физиолого-генетических основах рассудочной деятельности


Л. В. Крушинский

(1911-1984)

Леонид Викторович Крушинский был эрудированный биолог с широким кругом научных интересов, включавших проблемы биологии развития, патофизиологии, генетики поведения, этологии, теории эволюции (Лексин, 1995; Полетаева, 1999). Исследования онтогенеза поведения позволили Л. В. Крушинскому сформулировать оригинальную концепцию соотношения врожденного и приобретенного в формировании целостного поведенческого акта (концепция так называемых «унитарных реакций»). Наибольшую известность получили его исследования мышления животных. В конце 50-х годов Л. В. Крушинский совместно с сотрудниками своей лаборатории приступил к многоплановому физиолого-генетическому исследованию зачатков мышления у широкого диапазона видов животных из разных отрядов и классов позвоночных. Нигде в мире подобные работы в тот период практически не проводились.

Суммируя основной вклад Л. В. Крушинского в развитие учения об элементарном мышлении, можно выделить следующие положения:

♦ он дал рабочее определение рассудочной деятельности (см. 4.6);

♦ предложил оригинальные методики ее лабораторного изучения, пригодные для тестирования представителей самых различных таксонов (см. гл. 4);

♦ дал сравнительную характеристику развития рассудочной деятельности в ряду позвоночных, показав, что ее наиболее простые формы имеются у представителей рептилий, птиц и млекопитающих;

♦ проанализировал некоторые аспекты ее морфофизиологических механизмов и роль в обеспечении адаптивности поведения (см. гл. 8);

♦ изучал генетическую детерминацию и онтогенез этой формы поведения (см. гл. 9).

Концепция физиолого-генетических основ рассудочной деятельности животных обобщала все многообразие полученных в лаборатории фактов и открывала перспективы дальнейших работ.

Основные результаты и теоретические воззрения Л. В. Крушинского изложены им в книге «Биологические основы рассудочной деятельности» (1977, 1986), посмертно удостоенной Ленинской премии (1988) и в 1991 году переведенной на английский язык. В 1991 и 1993 годах были изданы два тома «Избранных трудов» Л. В. Крушинского, в которые вошли наиболее важные статьи из его научного наследия.
^ 2.9.2. «Говорящие» обезьяны и проблема происхождения второй сигнальной системы
По мере накопления данных о том, что между психикой человека и человекообразных обезьян обнаруживается много сходного, у исследователей закономерно возникло предположение, что даже владение речью — такая, казалось бы, специфически человеческая черта — может иметь какие-то зачатки, «прообраз» у приматов (Выготский, 1996).

Попытки выяснить, действительно ли такая возможность существует, неоднократно предпринимались еще с начала века (см.: Линден, 1981; Фирсов, 1993), но первые результаты таких исследований свидетельствовали, что обезьянам человеческая речь недоступна. В то же время неудачи в попытках обучить их речи не воспринимались исследователями как окончательный «приговор». Р. Йеркс (Yerkes, 1929) первым усомнился в «лингвистической неспособности» антропоидов. Позднее было высказано предположение, что эти неудачи связаны прежде всего с физической неспособностью произносить слова. Как оказалось, гортань шимпанзе просто в силу своего анатомического устройства не в состоянии генерировать звуки, необходимые для воспроизведения речи человека. Л. И. Уланова (1950) и А. И. Счастный (1972) предполагали, что для общения с приматами более подходил бы язык жестов, но не смогли проверить эту гипотезу экспериментальным путем.

Впервые такой опыт осуществили американские ученые Беатрис и Аллен Гарднер (Gardner, Gardner, 1969; 1985).

В 1966 году у них в доме появилась 10-месячная самка шимпанзе Уошо, которую они растили, как ребенка. С ней постоянно занимались воспитатели, которые в присутствии обезьяны и между собой общались только с помощью амслена (AMSLAN — American Sign Language) — жестового языка глухонемых. Предполагалось, что обезьяна начнет подражать людям, но ее пришлось обучать жестам специально, особенно в начальный период. В возрасте 3 лет Уошо усвоила уже 130 знаков, к месту употребляла их, объединяла «слова» в небольшие предложения, придумывала собственные, шутила и даже ругалась (подробнее см. гл. 6).

Работа Гарднеров оказала огромное влияние на представления ученых не только о возможностях психики животных, но и о происхождении человеческого мышления. Полученные ими данные были поистине сенсационными. Их эффект можно было сравнить только с впечатлениями ученых от опытов В. Келера.

Вскоре результаты своих исследований стал публиковать другой американский ученый — Дэвид Примэк (Premack, 1972; 1983; 1994). Он работал с шимпанзе Сарой, которую обучал не амслену, а своеобразному искусственному языку. Это был «язык» пластиковых жетонов, каждый из которых обозначал предмет, свойство или понятие. Такие жетоны располагали в той или иной последовательности на магнитной доске, тем самым «поддерживая беседу».

В период подготовки рукописи (лето 2000 года) эта обезьяна продолжала участвовать в экспериментах. По-видимому, она — один из выдающихся долгожителей среди лабораторных приматов (как правило, опыты над ними прекращаются в гораздо более раннем возрасте). Одна из причин — агрессивность и неуправляемость взрослых шимпанзе, особенно самцов.

Следует отметить, что супруги Гарднеры и Примэк были представителями двух во многом расходившихся в теоретическом плане направлений в изучении поведения животных — этологии и бихевиоризма. Биологи-эволюционисты и этологи, Гарднеры стремились к соблюдению биологической адекватности условий эксперимента и пытались включить элементы языка-посредника в естественную структуру поведения обезьяны. Не случайно, что одну из своих обобщающих работ (Gardner, Gardner, 1985) они посвятили основоположнику этологии Н. Тинбергену, поскольку именно он добивался блестящих результатов, умело сочетая тонкий аналитический эксперимент с наблюдением целостного поведения животного в естественной для него среде обитания.

Д. Примэк первоначально опирался на представления бихевиоризма. Он считал, что любое, в том числе и коммуникативное поведение, можно сформировать за счет «сочетания» стимулов, реакций и подкрепления. Он полагал, что если выделить основные «стимульные» параметры, свойственные языку человека, то далее на основе этой программы можно обучать обезьяну. По мнению Примэка, для выполнения такой работы на первом этапе исследователь должен сначала мысленно расчленить языковые навыки на некие элементарные единицы, а затем разработать программу тренировки, в процессе которой эти компоненты будут вводиться в поведение животного. При обучении шимпанзе языку «узким местом», по его мнению, является именно составление такой программы.

Различные подходы этих исследователей способствовали прогрессу в познании наиболее сложных форм высшей нервной деятельности приматов. Вскоре после первых работ начались исследования по обучению обезьян «языку-посреднику» в Йерксовском приматологическом центре (г. Атланта, штат Джорджия, США). Американский исследователь Дуэйн Рамбо с сотрудниками (Rumbaugh et al, 1973; 1977; 1991) разработали установку, где обезьяна должна была нажимать клавиши с изображением так называемых лексиграмм — значков, каждый из которых обозначал название предмета, действия или определения.

Это был еще один искусственный язык (йеркиш), также специально созданный для исследования «речевых способностей» приматов. Первой обезьяной, общение с которой было таким способом «компьютеризировано», была двухлетняя шимпанзе Лана. Поскольку все «высказывания» Ланы регистрировал компьютер, авторы считали, что это повышает объективность данной методики по сравнению с методами Примэка и Гарднеров. Лана научилась составлять фразы на этом языке, причем поскольку она видела на дисплее появление тех же лексиграмм, то могла стирать те, что считала ошибочными. Если порядок слов во фразе соответствовал английскому синтаксису, машина «принимала» ответ и выдавала животному подкрепление.

Компьютерный вариант йеркиша дал возможность ответить на ряд вопросов, возникших в связи с предыдущими попытками обучения обезьян языку-посреднику, и продолжает интенсивно использоваться и до настоящего времени (см. гл. 6).

Данные, полученные в этих исследованиях, свидетельствуют об отсутствии разрыва в познавательных способностях человека и человекообразных обезьян.

В настоящее время показано, что при соответствующем воспитании у шимпанзе спонтанно проявляется понимание устной речи (Savage-Rumbaugh, 1993; 1995; см. гл. 6), что позволяет наметить новые подходы к изучению интеллекта животных.

Высокий уровень способности человекообразных обезьян к обобщению и использованию символов был продемонстрирован и в работах, выполненных на основе более традиционных подходов, не связанных с обучением языку (Фирсов, 1993; Boysen et al., 1993 и др.). О них будет рассказано в гл. 6.

2-ioniziruyushee-izluchenie-radiacionnaya-bezopasnost-osnovnie-sanitarnie-pravila-obespecheniya-radiacionnoj-bezopasnosti.html
2-ishodnie-dannie-metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kursovogo-proekta-dlya-studentov-ekonomicheskih-specialnostej-grodno-2008.html
2-ispolzovanie-informacionnih-tehnologij-na-urokah-muziki-v-nachalnoj-shkole-8.html
2-ispolzovanie-vneshnih-faktorov-itogi-pensionnoj-reformi-i-dolgosrochnie-perspektivi-razvitiya-pensionnoj-sistemi.html
2-issledovanie-predmetov-iz-metallov-2-issledovanie-predmetov-izmetallov.html
2-issleduemie-obekti-i-ispitatelnie-ustanovki-nauchno-tehnicheskie-osnovi-sozdaniya-vneshnej-izolyacii-elektrooborudovaniya.html
  • student.bystrickaya.ru/27-bibliotechnij-sovet-otchet-o-nauchno-organizacionnoj-i-hozyajstvennoj-deyatelnosti.html
  • education.bystrickaya.ru/15-zhivotnij-mir-i-ribnie-resursi-doklad-ob-ekologicheskoj-situ.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kristallogenezis-mineralov-v-sisteme-cao-h2o-co2.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-izdatelstvo-fgou-vpo-vgavt-n-novgorod-2007.html
  • lecture.bystrickaya.ru/badarlamasi-sratar-tzm-i-marketing-pn.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/ojindardi-tkzu-merzm.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obshie-celi-obucheniya-prikaz-ministerstva-obrazovaniya-i-nauki-chelyabinskoj-oblasti-ot-06-05-2009-01-269-o-formirovanii.html
  • tests.bystrickaya.ru/kursovaya-politika-protivodejstvuyushaya-ukrepleniyu-rublya-v-to-zhe-vremya-sozdavala-u-ekonomicheskih-agentov-ozhidaniya-ego-ukrepleniya-v-dalnejshem.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rasskaz-o-svidetele-i-uchastnice-vojni-str.html
  • grade.bystrickaya.ru/minshtraf-preduprezhdaet-kommersant-stepanova-vera-08092007-163-str-4-gosduma-rf-monitoring-smi-8-10.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-dlya-predprinimatelej-fas-rossii-opora-rossii-2009-g.html
  • grade.bystrickaya.ru/o-reglamente-prefekturi.html
  • control.bystrickaya.ru/birilyusskij-rajon-s-centrom-selo-birilyussi-bil-obrazovan-v-aprele-1924-goda-territoriya-rajona-sostavlyala-11920-kv-km-chislennost-naseleniya-s-uchetom-specpere.html
  • assessments.bystrickaya.ru/deti-detyam.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-laboratornoj-raboti-dlya-studentov-ochnoj-i-zaochnoj-formi-obucheniya-po-discipline-metrologiya-standartizaciya-i-sertifikaciya-ekaterinburg.html
  • university.bystrickaya.ru/eshe-raz-o-seksualnosti-zadacha-etoj-knigi-pomoch-chitatelyu-sostavit-obshee-predstavlenie-o-psihoanalize-kak-osnove.html
  • tasks.bystrickaya.ru/168-pochemu-reliktovoe-izluchenie-imeet-naibolshuyu-intensivnost-v-millimetrovom-diapazone.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/olga-obrati-vnimanie-chto-zdes-verstka-kak-i-v-13-hronograf-idet-s-nebolshim-vistupom-1-2-bukvi-vlevo-za-granicu-kolonki-proshu-uchest-etot-moment-stranica-10.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sovremennie-podhodi-k-ocenke-vojn-zhurnal-voenno-filosovskogo-obshestva-nacionalnoj-associacii-obedinenij-oficerov.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-modulya-anatomiya-fiziologiya-i-patologiya-organov-sluha-rechi-i-zreniya-b-3-professionalnij-cikl-b-00-bazovaya-chast-modul-2-mediko-biologicheskie-osnovi-defektologii.html
  • textbook.bystrickaya.ru/gosudarstvennij-komitet-sssr-po-stroitelstvu-i-investiciyam-gosstroj-sssr-stroitelnie-normi-i-pravila-otoplenie-ventilyaciya-i-kondicionirovanie-snip-04-05-91-stranica-6.html
  • education.bystrickaya.ru/18-soglasovanie-i-utverzhdenie-proektno-smetnoj-dokumentacii-kurs-lekcij-dlya-studentov-specializacii-250601-tehnologiya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/sbor-i-podgotovka-poputnogo-gaza-na-barsukovskom-mestorozhdenii.html
  • occupation.bystrickaya.ru/naimenovanie-orfk-po-mestu-obsluzhivaniya-lsch-pbs-otkr-ubp.html
  • institut.bystrickaya.ru/tajni-prostranstva-vremeni-stranica-8.html
  • education.bystrickaya.ru/1-urok-8.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/variant-4-3-literatura.html
  • institute.bystrickaya.ru/gennadij-kondratev-populyarnij-samouchitel-raboti-v-internete-gennadij-kondratev-populyarnij-samouchitel-raboti-v-internete-prazdnichnoe-obrashenie-k-chitatelyam-na-pravah-predisloviya-stranica-10.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-vipusknoj-attestacionnoj-raboti-specialnosti-080801-prikladnaya-informatika-v-ekonomike-vladivostok.html
  • znanie.bystrickaya.ru/bdzhml-nrpejsovti.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/satguru-svami-vishnu-dev.html
  • desk.bystrickaya.ru/pochemu-bojkotiruyut-vechnie-dvigateli-golomolzin-evgenij-golomzina-marina-grani-novogo-mira.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-gse-f-ekonomicheskaya-teoriya-makroekonomika-perehodnaya-ekonomika-kod-i-nazvanie-disciplini-po-uchebnomu-planu-specialnosti-stranica-8.html
  • predmet.bystrickaya.ru/solnce-i-plot-sakralnij-kalendar-druidov.html
  • institut.bystrickaya.ru/teoreticheskie-osnovi-professionalnogo-stanovleniya-pedagoga-v-informacionnoj-srede-13-00-08-teoriya-i-metodika-professionalnogo-obrazovaniya-stranica-3.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.