.RU

3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ - А. Х. Махмутов, доктор экономических наук


^
3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ТЕМА 1. Сущность, причины возникновения и развития социальной политики государства. Социальная сфера как объект государственного управления.


План лекции:

  1. Понятия социальной политики государства.

  2. Основные направления социальной политики.

  3. Цели, задачи, приоритеты социальной политики государства в современных условиях развития новой экономики.


^ Социальная политика представляет собой совокупность принимаемых органами государственного управления, работодателями, профсоюзными и другими общественно-политическими структурами (субъектами социальной политики) решений, учитывающих общественное мнение и направленных на формирование социальной стратегии государства в целях развития общества, создания общественно приемлемых социальных условий для реализации возможностей и потребностей членов общества (объектов социальной политики), повышение уровня и качества их жизни, а также мероприятий по практическому осуществлению этих решений.

В содержательном отношении социальную политику целесообразно рассматривать в широком и узком смыслах.

Говоря о характере и содержании социальной политики, следует обратить внимание на тот факт, что в XX столетии чрезвычайно обострился интерес ко всем аспектам этого социального и экономического феномена. С одной стороны, это было обусловлено научными разработками в области изучения социальных проблем, в том числе проблем социального неравенства, бедности, исследованиями социальной организации общества, которые с бурным развитием социологии и других социальных наук заняли в современной науке приоритетные позиции. С другой стороны, расширяющаяся тенденция к демократизации общества, особенно в странах с развитой экономикой, неизбежно требовала развития подходов к пониманию оптимальной социальной организации, позволяющей на практике реализовывать идеи государства благосостояния, гражданского демократического государства. Речь идет о создании на практике для человека условий, гарантирующих ему определенный доход и достойные условия жизни.

Во многом этим объясняются внимание к социальной политике и ее многоаспектное понимание, приобретенное в XX в.

Сегодня социальная политика - это и теоретическая доктрина, разрабатываемая ведущими специалистами в области социальных наук в разных странах мира; это и учебная дисциплина, которую преподают в большинстве университетов Западной Европы и США. В то же время, это направление и концепция внутренней политической деятельности государств и правительств. Для многих ученых и политиков термин «социальная политика» ассоциируется с решением вопросов социальной сферы, социального обеспечения, социальной защиты.

На уровне понимания социальной политики как одного из ведущих направлений стратегии развития государства, концепции социального развития, следует понимать, что, прежде чем государство обратится к решению тех или иных проблем в конкретной области социальной сферы, должны быть определены общие задачи и перспективы развития государства. Иначе говоря, должна быть выбрана либо создана вновь одна из моделей социальной политики: модель государства всеобщего благосостояния, модель социального рыночного хозяйства, модель патерналистского тоталитарного государства и пр. Это и многое другое определяет стратегические приоритеты в реализации государственной политики в целом и частных направлений социальной политики.

Обратим внимание еще на один фактор, усложняющий как определение, так и само понимание социальной политики (прежде всего ее содержания и целей). Социальная политика, как правило, имеет внешнюю и внутреннюю сторону. Это связано, во-первых, с социальной востребованностью этой политики и во многом ее привязанностью к самой острой и болезненной социальной проблематике (вопросы социальной стабильности, социального неравенства, достижения благосостояния и пр.), а во-вторых, с тем, что социальная политика во всех своих проявлениях по сей день находится в ведении и под ответственностью государства (в большинстве решаемых вопросов).

Социальная политика в этом смысле выполняет определенную дипломатическую функцию. Так, внешняя сторона социальной политики в большинстве случаев носит декларативный характер. Внутренняя - отвечает за реальное решение насущных социальных вопросов. Иначе говоря, оценивая политику любого государства, можно говорить о декларируемой и реальной политике.

С позиции декларируемой политики один из распространенных подходов трактует социальную политику как инструмент, позволяющий поддержать слабозащищенные группы и слои населения. Безусловно, социальная политика в широком смысле этого слова - и как доктрина, и как учебная дисциплина, и как государственная концепция - не существует в изоляции от социальной структуры конкретного общества. Более того, социальная политика определяется особенностями этой структуры. И говоря о социальной политике, ее направленности, задачах, механизмах, мы обязаны руководствоваться этим. Однако определить, интересы какого слоя и группы непосредственно обеспечивает социальная политика (реальная, а не декларируемая) вне рассмотрения каждой конкретной ситуации, каждой отдельной страны - невозможно.

В то же время социальную политику определяют и как инструмент, позволяющий создать условия для самореализации всех граждан страны, а также сохранить ее культурные и исторические ценности. Это и многое другое представляет элементы широкого декларируемого понимания социальной политики и требует соотнесения конкретных действий государства с реальной социально-экономической ситуацией.

Таким образом, в широком смысле социальная политика:

- является одним из направлений государственной политики;

- определяется характером государственного устройства, целями, которые преследуются государством;

- формируется в контексте социальной структуры общества;

- представляет собой государственную социальную доктрину или концепцию социального развития страны;

- неразрывно связана с проводимой экономической политикой и зависит от нее (в экономике создаются ресурсы, необходимые для проведения социальной политики);

- состоит из системы мер распределения ресурсов общества в интересах общества в целом;

- разделяется на декларируемую и реальную, при этом декларируемая политика провозглашает своей целью защиту интересов слабозащищенных групп, а реальная социальная политика выражает интересы групп, правящих обществом. Общими декларируемыми целями социальной политики в любом государстве являются: обеспечение социальной стабильности; создание благоприятных условий, гарантирующих определенный доход и достойные условия жизни всем или абсолютному большинству членов общества; реализацию их социальных возможностей и потребностей; обеспечение равновесия в ресурсном обеспечении населения страны.

В поле прикладных решений социальная политика в широком смысле охватывает решения и мероприятия, затрагивающие все стороны жизни членов общества, включая обеспечение последних товарами, жильем и услугами социальной инфраструктуры, рабочими местами, приемлемыми денежными доходами, благоприятными экологическими условиями и т.п. Эти направления социальной политики не имеют четко выраженного адресного характера, а ориентированы лишь на денежные доходы (платежеспособный спрос) населения либо на удовлетворение некоторых общественных потребностей.

Социальная политика в узком смысле - перераспределение на основе действующего законодательства финансовых ресурсов между различными социальными группами населения, отраслями народного хозяйства с использованием механизмов государственных налоговой и бюджетной систем. Содержание собственно социальной политики исчерпывается чисто социальными решениями и мероприятиями, связанными с поддержкой малоимущих семей (домохозяйств), а также с обеспечением развития некоммерческой, финансируемой из государственного бюджета, части социально-культурной сферы.

Заметим, что в научной литературе встречается еще один аспект толкования социальной политики, которая не должна, как это предлагают классические определения самого термина «политика», сводиться только к принимаемым решениям в этой области, а включать формирование сознания людей и нравственных установок социума в целом. Такой подход к пониманию социальной политики можно назвать гуманитарным, он обоснован. На практике реализация соответствующих мер в некоторых странах, прежде всего с реформируемой (переходной) экономикой, является наиболее сложной задачей. Так, опыт экономического реформирования в России свидетельствует, что гораздо проще и быстрее привить индивидууму и домохозяйствам навыки рационального экономического поведения, чем добиться осознания его социальной ответственности перед обществом в новых условиях. При этих обстоятельствах вся работа по формированию приемлемых для общества социальных установок индивидуума является исключительно важной и, безусловно, ее целесообразно включать в состав социальной политики.

Социальная политика имеет ряд важнейших характеристик, которые можно систематизировать по различным признакам.1(табл.3.1).

К субъектам социальной политики относятся органы законодательной и исполнительной власти различных уровней, работодатели в государственном и негосударственных секторах экономики, а также профсоюзные и иные общественные организации, другие структуры, влияющие на разработку и реализацию государственной социальной политики. Субъекты социальной политики разделяются на резидентных, т.е. тех, чья деятельность на территории страны на постоянной основе определена ее конституцией и другими законодательными актами, и нерезидентных. Примерами последних являются международные финансовые организации, предоставляющие кредиты правительству страны под определенные, в том числе и социальные условия, а также иностранные работодатели, обязанные соблюдать требования социального законодательства страны, на территории которой они функционируют.


Таблица 3.1. Важнейшие характеристики социальной политики

Признаки

Характеристика социальной политики

Уровень разработки и реализации социальной политики



Государственная социальная политика

Региональная социальная политика

Муниципальная социальная политика

Социальная политика на предприятии, в организации, учреждении

Содержание мероприятий,

Задач социальной политики

Организационные, правовые, социальные

экономические, финансовые, экологические,

демографические, идеологические,

пропагандистские, социокультурные

Период реализации

социальной политики

Долгосрочная, среднесрочная, краткосрочная

текущая

Эффективность/

неэффективность


Эффективная – действенная, результативная, прагматичная, реализованная в значительной мере, понятная населению

Неэффективная – нереальная, «бумажная», не реализованная в значительной мере, отторгаемая населением


Объектом социальной политики является население страны. При этом в качестве объекта собственно социальной политики, или социальной политики в узком ее понимании являются граждане (домохозяйства), не способные в силу определенных причин обеспечить себе достаточный для нормального потребления уровень доходов. Объектом социальной политики в широком смысле являются все без исключения граждане (домохозяйства).

Стратегия социальной политики - это генеральное решение системы социальных проблем страны на данном конкретно-историческом этапе ее развития.

В тоталитарном обществе стратегия социальной политики сознательно формируется руководящим и направляющим Центром - монополистом власти, но такая стратегия может и отсутствовать, если социальные проблемы исключены из числа приоритетных.

В демократическом (гражданском) обществе множественность идеологий и субъектов порождает разнообразие целей и множественность стратегий социальной политики. Каждая из стратегий входит составной частью в ту или иную идеологию и программу общественного развития. В современной российской социально-политической жизни отчетливо представлены три стратегии.

В России на современном этапе вся полнота исторической ответственности за социальное благополучие страны и её граждан лежит на государстве. Со всей очевидностью следует признать, что в период «шоковых» реформ государство всецело стало защитником интересов только одной социальной группы - претендентов на роль крупных частных собственников. Государство не выполняло своей общественно-политической функции обеспечения основ социального перемирия и социальной устойчивости, социально сбалансированного учета интересов всех основных социальных сил. В итоге большая часть населения лишилась многих существенных параметров достигнутого прежде социального положения, было отброшено к решению задач выживания без развития. В результате большинство населения не только не обрело достойного общественного положения, но и лишилось достойной перспективы. Социальная деградация, социальная дезинтеграция, даже необратимое социальное отчуждение (образование «социального дна») стали распространенным явлением.

В этой связи в стране накопилось множество социальных проблем, требующих решения на основе выборе приоритетов.

Приоритеты социальной политики - наиболее важные, значимые, настоятельные проблемы, осознанные как первоочередные задачи социальной политики; основополагающие направления целевых действий государства и общества, ориентированных на решение наиболее значимых социальных проблем в конкретном пространственно-временном измерении. Они определяются, исходя из состава, реальной взаимосвязи и остроты важнейших социально-экономических и социально-политических проблем. Объективная основа приоритетности едина для борющихся в обществе социальных сил, каждая из которых предлагает свой вариант приоритетов социальной политики, опираясь на перспективные цели своего движения и свою идеологию.

Обозначим приоритеты для России:

1) необходимо преодолеть социальную несправедливость, созданную принудительной приватизацией в ходе шоковых реформ; итоги работы нескольких поколений оказались присвоенными «властными элитами», рядом мошенников и финансовых спекулянтов;

2) необходимо кардинально оздоровить процесс перехода к новой системе ценностей, к новой доминирующей идеологии.

Нынешнее российское государство закладывает основы и поощряет углубление страшнейшего духовного раскола в обществе. Фактически создалось положение, при котором капитал уже получил реальные преимущества в пропаганде и культивировании угодных ему идеологий и ценностей. Под покровительством государственных властей осуществляется навязчивая американизация и внедряется люмпенизирующая массовая культура.

Общество заинтересовано в укреплении в новых условиях высоких гуманистических ценностей, таких как справедливость, высокая нравственность в труде, в быту, в повседневном общении, социальная защищенность, взаимопомощь;

3) необходимость создать демократическую систему социальной защищенности. Непременной предпосылкой создания демократической системы социальной защищенности является отказ государства от функции активного нападающего на уровень жизни населения, освоение, наконец-то, государством своих конституционных социально-защитительных функций;

4) обеспечение условий возрастания общественно полезной и эффективной экономической активности;

5) обеспечение экологической безопасности и здоровья народа на уровне требований современного мирового сообщества;

6) предотвращение разрушение социальной инфраструктуры, придание импульсов развития отраслям социального обслуживания;

7) нормализация политики доходов на основе решения, как минимум следующих ключевых проблем:

- форсированное восстановление дореформенного уровня необходимого продукта (оплаты труда и социального обслуживания);

- прекращение использования инфляции и гиперинфляции (и в скрытых, и в открытых формах) как инструмента экономической политики государства. Обеспечить полную индексацию доходов и гарантировать неукоснительную экономическую и юридическую ответственность виновников несвоевременной выплаты доходов;

- нормализация налоговой политики и налоговую систему, отменить прогрессивный подоходный налог со средней заработной платы, заработки ниже среднего уровня полностью освободить от подоходного налога;

- запрещение использования правительством каких-либо базовых нормативов регулирования доходов кроме установленного законом прожиточного минимума (а как неотложная мера - запрет на использование так называемого физиологического минимума);

- восстановление и гарантия внебюджетного характера расходования страховых фондов, сохранение обязательного государственного страхования как источника образования этих фондов;

- восстановление системы компенсации производственных рисков в сочетании с запретом социально недопустимых рисков на производстве.

8) обеспечение прогресса во всех сферах жизнедеятельности населения;

9) налаживание эффективного взаимодействия федеральной и местных социальных политик;

10) обеспечение перспективы развития для каждой социальной группы.

Общество вправе требовать от государства (от президента, правительства, Федерального Собрания, от властей субъектов Российской Федерации) следующих гарантий национальной безопасности, напрямую отражающих социальные права и интересы населения:

- надежно блокируются возможности восстановления тоталитаризма;

- не используются диктаторские методы в управлении обществом в целом и социальными процессами;

- снимаются угрожающие социальному развитию России зависимость от иностранных государств и давление посредством иностранной экспансии. Тем самым гарантируется, что социальное развитие России может и будет осуществляться на основе экономической, политической и культурной самостоятельности;

- допущенная социальная деградация населения блокируется, принимаются меры к социальной реинтеграции «социального дна», целенаправленно и на демократической основе формируются и укрепляются необходимые и достаточные факторы обеспечения социального прогресса.

Названные социальные проблемы, решенность или нерешенность которых служит критерием обеспеченности или необеспеченности национальной безопасности, можно и нужно воспринимать как наивысшие и чрезвычайные приоритеты социальной политики, как стратегические цели ближайшего этапа. Система мер, обеспечивающих решение этих проблем, могла бы составить чрезвычайную государственную социальную программу, программу социального оздоровления России и социальной зашиты ее народа.

Достижение человеком экономической самостоятельности и социального благополучия невозможно без адекватного решения проблемы занятости.

Закрытие предприятий в различных регионах России, или резкое сокращение на них численности рабочих мест привело к существенным деструктивным процессам на разного уровня рынках труда.

В ряде территорий вопросы занятости преимущественно решаются за счет ресурсопоглощения кадров рынками труда крупных городов. Все меньшее число жителей малых городов, поселков, иных небольших населенных пунктов, являющихся основными административными единицами страны, может найти работу вблизи места жительства и вынуждено нести существенные физические, материальные, моральные затраты по своему иногороднему трудоустройству. На территории постоянного места жительства их знания, желание работать зачастую не востребуются. Это касается людей разных возрастов и разных профессий. Специфическая система профессионального образования жителей обозначенных поселений, осуществляемая в подавляющем большинстве случаев за счет образовательных учреждений крупных городов не ориентирована на рынок труда их родных мест. Свыше 50% выпускников вузов и средних профобразовательных учреждений не имеют реальной трудовой перспективы по месту жительства, они адекватно своему профессиональному уровню не могут найти место работы и жилье в иных регионах. Все это привело к резкому массовому обнищанию населения.

Осуществление структурной перестройки экономики страны проводимой в интересах России и россиян и ориентированной на социо-экономическое перспективное развитие производственной и непроизводственной сфер.

Развитие экономически перспективных сфер труда нуждается в поддержке органов власти путем реализации целевых программ, кредитной и налоговой политики, организационной и моральной поддержки инициатив, упреждении и пресечении посягательств на имущественные и финансовые интересы юридических и физических лиц. Последнее особо значимо: без принятия адекватных мер в этой сфере цивилизованное, не криминогенное развитие рынков товаров, услуг, труда будет сдерживаться.

Экономически оправданная переориентация отечественного потребителя на отечественные товары и услуги в ресурсообеспеченных сферах должна стать шансом по подъему экономики в регионах. В этой связи возможно активизировать малое и среднее предпринимательство путем содействия общественно полезному и эффективному предпринимательству.

Эффективное развитие «малой» экономики должно обеспечить определенные налоговые поступления в региональные бюджеты, что снизит нагрузку на дотации из центра. Это позволит решить злободневные социальные проблемы.

С целью проведения кадровой политики с учетом структурной перестройки экономики следует создавать разного уровня региональные профессиональные образовательные учреждения.

В практике использования кадровых ресурсов сложилось сателлитное положение малых городов, поселков, иных населенных пунктов по отношению к крупным мегаполисам. Эта ситуация должна претерпеть существенные изменения. У жителей конкретных территорий должно быть право выбора территориального места работы, а у региональных рынков труда - потенциал квалифицированных кадров. В этой связи необходимо решать проблемы трудовой миграции, одновременно с этим решая связанные с ними правовые, экономические, жилищные и иные вопросы.

Средства, предназначенные на поддержание занятости населения, следует использовать преимущество на целевую профессиональную подготовку с ориентацией работников на конкретные рабочие места, как действующие, так и перспективные.

Необходимо создать ориентированную на рынок труда систему профессиональной ориентации школьников, систему социально-защищенных рабочих мест для групп населения, трудоустраиваемых на условиях квот. Особое значение имеет обеспечение развития социального партнерства при решении проблем занятости лиц, попавших в особые жизненные ситуации (беженцев, переселенцев и др.). Безработный, либо человек, стремящийся поменять место работы, должен иметь реальную перспективу решения своих проблем. Минимизация безработицы - экономически состоятельное направление усилий государства и общества.

Одной из перспективных управленческих технологий является формирование межрегиональных программ занятости, совместно подготовленных граничащими друг с другом регионами.

Жители территорий, не относящихся к депрессивным, должны иметь перспективу трудоустройства и стабильной эффективной занятости. Применительно к депрессивным территориям необходимо разработать специальные целевые программы, которыми следует предусмотреть либо отселение людей, либо меры по выводу территории из статуса экономической депрессии, следовательно, таким путем решать проблемы занятости этой категории населения.

Только эффективная, продуктивная занятость создает материальную основу для реализации любых социальных программ. В ряду социальных явлений, которые в основной своей массе имеют потребительский характер, занятости как категории, имеющей производственную сторону, принадлежит базовое место.

Намечая меры социальной политики в сфере занятости, следует сконцентрировать внимание на вопросах повышения её продуктивности, эффективности. Но как раз с этой стороны проблемы занятости в российской экономике почти не решаются. В России мотивация высокопродуктивного труда не получила должного развития, в том числе, в сфере самозанятости. Ее подавляют отсутствие модернизации оплаты труда, высокое налоговое бремя, распространение технологий «теневой экономики».

Необходимо найти решение проблемы скрытой безработицы (во всех секторах экономики), неполной занятости, дотирования убыточных предприятий и т.п., без чего будет тормозиться структурная перестройка производства, без которой нет будущего у экономики.

Особое социально-политическое значение имеет защита трудовых прав и интересов граждан, т.е. социальная политика в отношении трудоспособного населения, работающих граждан. Проблемы не могут быть решены только путем социальной защиты неработающего населения, включая безработных. За счет этой группы мер могут быть только смягчены беды этой части населения.

Таким образом, занятость не является самодостаточным средством решения социальных проблем, включая безработное население. Как показала действительность, занятость должна быть подкреплена и достаточным материальным фактором - заработной платой, адекватной трудовому вкладу работника и востребованностью произведенных им товаров и услуг. Особое значение для благосостояния граждан имеет налоговая политика. Общество уже давно находится в ожидании такой экономической политики, которая давала бы простор трудовой активности, деловой инициативе. Целесообразно на разных уровнях четче обозначить позицию в налоговом регулировании по вопросам необоснованной дифференциации размеров оплаты труда.

В социальной политике необходимо использовать механизм стимулирования инвестиционной и филантропической деятельности предпринимателей на благотворительные цели. Этот опыт накоплен во многих цивилизованных странах и его следует в разумных пределах перенять. В стране должны быть созданы условия для развития социального партнерства в рамках социально - ориентированного использования капитала. Действенный механизм социального партнерства даст новые источники финансирования отраслей социальной сферы. Однако благотворительность не должна стать некой патерналистской основой отношений отдельных социальных групп, а государство в этой связи не должно отстраниться от выполнение своих социальных обязательств.

Актуален круг вопросов, связанных с формированием доходов населения, прежде всего, от трудовой деятельности. В последние годы отмечается крайне неблагоприятная тенденция в соотношениях доходов от трудовой деятельности и доходов от собственности; уровня доходов работников сложного и простого труда. По уровню оплаты труда выделились отрасли с преобладанием относительно простого труда, тогда как отрасли с преобладанием высоких технологий, которые должны составить основу структурной перестройки экономики, не получили поддержки. Всё большее значение приобретают доходы от собственности. Для прекращения процесса размежевания населения на бедных (около 50% которых в России являются нищими) и очень богатых необходимо предпринять активные меры. В настоящее время в стране количество бедных находится выше критической 10% черты, которая считается порогом люмпенизации населения и является одним из важных индикаторов, свидетельствующих о накоплении потенциала для социального взрыва, либо включении механизма глобальной самоликвидации. Защищать сложившееся положение можно только силой, которой располагает власть, поддерживаемая удовлетворенным этой властью капиталом, пренебрегая мнением народа.

Современная цивилизованная экономика должна быть ориентирована на то, чтобы результаты экономической деятельности (прошлой, настоящей и будущей) не расхищались, а направлялись на поддержание созидательных начал, заложенных в производительном капитале. Такую направленность развития следует не только провозгласить, но разработать и внедрить соответствующие механизмы ее реализации. Здесь находится и социальная основа народной поддержки политических партий, отдельных политиков.

Целенаправленное проведение политики доходов предполагает: создание эффективной системы оплаты труда, обеспечивающей в полной мере воспроизводство рабочей силы адекватно ее затратам в процессе той или иной профессиональной деятельности; установление минимальной заработной платы на уровне прожиточного минимума; нормализацию налоговой политики и налоговой системы.

Повышение цены труда потянет за собой цепочку зависимых от этих категорий мероприятий, которые потребуют адекватного механизма их реализации. Решения следует искать в модернизации организационных технологий, кадровых ресурсах, повышении квалификации всех звеньев работников и, что особенно существенно, сопричастности работников к управлению производством. Необходимо определить меры по недопущению вопиющего наступления на права трудящихся, которые сегодня лишены возможности участвовать в таком управлении, наметить этапы их осуществления, подсчитать возможности экономики и выработать технологии социальных реформ в области доходов работающего населения.

Экономическая наука в качестве предмета своего исследования в сфере социальной политики сосредотачивается на экономических механизмах её реализации. В условиях рыночной экономики к таковым относятся прежде всего механизмы формирования доходов и поддержание занятости населения.

Итак, говоря о социальной политике государства, мы подразумеваем прежде всего действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества, а в широком смысле социальная политика - это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, насколько это возможно, одинаковые «стартовые условия» для граждан страны.


Литература

  1. Адам Смит. Исследование о природе и причинах богатства народов, http: //ek-lit.newmail.ru/smit.chm

  2. Балабанова А.В. Управление экономическим ростом: модели и стратегии. - М.: Рос. акад. предпринимательства, 2004.

  3. Григорьева И.А. Социальная политика: основные понятия // Журнал исследований социальной политики. 2003. № 1. - С. 43.

  4. И.В. Розмаинский, А.С. Скоробогатов, Джон Мейнард Кейнс, Галерея экономистов, http://gallery.economicus.ru

  5. Geyer R.R. Exploring European Social Policy. Cambridge. Polity. 2000.

  6. The Welfare State Reader / Ed. by Pierson K. And F. Casteles. Cambridge. Polity. 2000.

  7. Григорьева И.А. Социальная политика и социальное реформирование в России в 90-х годах. - СПб., 1998. - С. 23.


Вопросы для собеседования

  1. Дайте понятие категории «социальная политика государства.

  2. Какие государственные институты в РФ и РБ отвечают за проведение социальной политики?

  3. Какие основные законы обеспечивают проведение социальной политики?

  4. Назовите основные направления социальной политики государства?

  5. Каковы приоритеты социальной политики в современных условиях?


Задания для самостоятельной работы


ТЕМА 2. Социальные проблемы общества и государственная политика в России


План лекции:

  1. Основные социально-экономические индикаторы уровня жизни. Рост качества жизни населения как основная цель социальной политики государства.

  2. Доходы и совокупные доходы населения: состав и структура.

  3. Тенденции в изменении величины и структуры доходов. Расходы населения и платежеспособный спрос. Динамика и структура сбережений.

  4. Понятие бедности: абсолютная и относительная бедность. Формы бедности.

  5. Теория среднего класса. Средний класс в условиях российской действительности и его роль в стабилизации социальных процессов.


В современной интерпретации понятием «уровень жизни» характеризуются не как таковые доходы людей, а выражается в денежной и условно денежной форме потребление ими разнообразных потребительских комплексов.

Дифференцированную оценку уровня жизни населения позволяют давать потребительских бюджеты, которые представляют собой свод конкретных доходов и расходов потребителей в натуральном и денежном выражениях. Распределение населения по потребительским бюджетам является эффективным аналитическим инструментом изучения системы распределительных отношений, уровня жизни, структуры общества по материальному достатку и размеров экономического неравенства.

Сбор и анализ статистической информации, данные выборочных обследований, экспертных оценок и других материалов должны быть направлены на то, чтобы располагать всей системой потребительских бюджетов: фактических и нормативных; минимальных (обеспечивающих приемлемые на данном этапе развития общества условия жизни, поддерживающие жизнедеятельность и здоровье людей), средних (учитывавших достигнутые в среднем по всему населению показатели среднедушевого, среднесемейного потребления) и высокого достатка или рациональных (рассчитанных на полное удовлетворение разумных потребностей); а также ретроспективных и прогнозных (рассчитанных по сопоставимым потребительским корзинам в ценах и тарифах прошлых лет и - в возможных ценах и тарифах в будущих периодах).

В одних условиях могут рассматриваться потребительские бюджеты домохозяйств, представляющие баланс их личных денежных доходов и расходов, а в других - анализироваться так называемые «полные» потребительские бюджеты, представляющие денежный баланс всего потребления разных слоев населения.

В исследованиях Всероссийского центра уровня жизни обоснована система потребительских бюджетов разного уровня материального достатка, включающая прожиточный минимум, восстановительный потребительский бюджет и бюджет высокого достатка. Их потребительские корзины существенно отличаются. Структура их состава представлена в табл. 3.2.

Состав и структура потребительских корзин бюджетов разного уровня достатка характеризуют разные модели качества жизни их обладателей, и, соответственно, их принадлежность к разным социальным группам населения. Прожиточный минимум является потребительским бюджетом минимума материальной обеспеченности и позволяет удовлетворять лишь самые насущные потребности людей. В минимальную потребительскую корзину входят продукты питания, непродовольственные товары и платные услуги. Прожиточный минимум определяет границу абсолютной бедности человека и является важным социальным нормативом, достижение которого лежит в основе государственной политики борьбы с абсолютной бедностью. Уровень абсолютной бедности определяется, как доля населения, чей доход находится ниже установленного в стране прожиточного минимума2.

Прожиточный минимум установлен Законом РФ «О прожиточном минимуме»3 и представляет собой необходимый минимальный денежный доход, обеспечивающий человеку удовлетворение минимальных потребностей на уровне, принятом обществом на данном этапе развития, а также обязательные платежи и сборы.

Абсолютная бедность представляет собой такое социальное состояние этой группы населения, которое характеризуется отсутствием ряда базовых возможностей для развития человека и ограничивает его выбор: возможность прожить долгую и здоровую жизнь, иметь достойный уровень жизни, ощущать себя свободным без ущемления чувства собственного достоинства. Наоборот, состояние этой социальной группы характеризуется невозможностью удовлетворять свои потребности на уровне, обусловленными физиологическими нуждами организма и принятыми в обществе минимальными социальными стандартами (питаться, одеваться, проводить досуг и др.)


Таблица 3.2. Потребительские корзины бюджетов различного уровня достатка

Виды потребления

Прожиточный минимум

Восстановительный потребительский бюджет

Бюджет высокого достатка

I. Продукты питания

34

34

36

II. Непродовольственные товары

в том числе:

индивидуального пользования

общесемейного пользования



40

98



78

693



115

2284

III. Платные услуги

7

42

64


Восстановительный потребительский бюджет представляет собой более высокий социальный стандарт. В отличие от прожиточного минимума он является бюджетом простого воспроизводства уровня жизни и позволяет удовлетворять основные материальные и духовные потребности населения, необходимые для восстановления физических и интеллектуальных сил человека, социального и физического развития детей и подростков, поддержания активного социального и физического состояния пенсионеров. Этот бюджет определяет верхнюю границу низкого уровня потребления и материальной обеспеченности человека и является важным социальным нормативом, достижение которого должно лежать в основе государственной социальной политики преодоления относительной бедности в той форме, которая имеет своей основой невозможность восстановительного потребления материальных благ и услуг.

Уровень относительной бедности, или удельный вес населения, которое не имеет возможности жить по наиболее распространенным в обществе стандартам потребления, определяется величиной личного дохода, который находится на уровне ниже установленной в стране доли (как правило, 40 – 50%) от среднедушевого или медианного дохода. В нашей стране относительный уровень бедности не измеряется, в то время как за рубежом, особенно в промышленно развитых странах, этот показатель является основным при количественной оценке уровня бедности.

Экспертами Всероссийского центра уровня жизни разработан и верифицирован нормативный восстановительный потребительский бюджет. ВПБ включает следующие группы расходов:

- питание, в том числе покупка продовольственных товаров индивидуальное и в системе общественного питания;

- непродовольственные товары индивидуального и общесемейного пользования, включающие предметы первой необходимости, предметы хозяйственного обихода, предметы мебели, товары для проведения досуга и отдыха. Непродовольственная часть потребительской корзины восстановительного потребительского бюджета включает довольно широкий набор товаров индивидуального и общесемейного пользования. По сравнению с аналогичной составляющей минимальной потребительской корзины в ней учитываются садовый и хозяйственный инвентарь, изделия для ремонта жилья, предметы для занятия спортом и туризмом, печатные материалы, предметы для обработки информации и др.;

- платные виды услуг, включающие обязательные услуги по оплате жилья и пользованию водопроводом, канализацией, электроэнергией, газом и телефоном, общественным транспортом, а также необходимые бытовые и личные услуги. Этот набор еще более отличается от набора, входящего в ПМ4. В восстановительный потребительский бюджет включены: ремонт (обуви, одежды, бытовой техники), услуги бани, прачечной, услуги фотографий, услуги парикмахерской, ритуальные услуги, услуги правового характера, лечение, образование, проведение досуга (кино, театры), отдых (санатории, профилактории), услуги почты, телеграфа, телефона, всего более 40 наименований; обязательные платежи и сборы; сбережения.

В прожиточном минимуме сбережения отсутствуют. Они являются необходимой частью восстановительных потребительских бюджетов, обеспечивающей текущее потребление товаров и услуг на заданном нормативном уровне. К сбережениям относятся наиболее распространенные виды денежных накоплений населения: деньги на хранении дома и банковские вклады. Размер сбережений исчисляется в процентах к общей стоимостной величине потребительской корзины, что позволяет учесть динамику нормативных потребительских расходов и необходимый уровень их материального обеспечения.

Низкая обеспеченность представляет собой такое социальное состояние группы населения с доходами выше ПМ и ниже ВПБ, которое характеризуется отсутствием возможностей жить по наиболее распространенным в обществе стандартам потребления и ограничивает ее выбор удовлетворением только основных материальных и духовных потребностей. Это потребности более низкого порядка по сравнению с их составом при среднем уровне потребления. В этом проявляется состояние относительной бедности.

Бюджет высокого достатка определяет нижнюю границу высокого уровня жизни и является важным социальным нормативом, необходимым для проведения государственной политики создания в нашей стране условий для достойного уровня жизни. Он ориентирован на удовлетворение высоких потребностей людей, таких как потребности в поддержании здоровья, получении качественного образования и самообразования, комфортабельного отдыха и активного досуга, а также более высокой транспортной мобильности и имущественной обеспеченности. Этот потребительский бюджет позволяет оснастить сферу быта современной техникой, получать платные услуги по уходу за детьми и за домом, значительно сократить домашний труд и человеку развивать уровень своего потребления, т.е. иметь возможность пользоваться благами, обеспечивающими его всестороннее развитие, включая расширение возможности выбора, долгую и здоровую жизнь, возможность обучаться и достойно жить. Социальное состояние людей с более высокими доходами позволяет относить их к высокообеспеченной социальной группе общества.

Специалистами нашего центра установлено, что выше названные потребительские бюджеты соотносятся, примерно, как 1:2:7. Таким образом, опираясь на систему потребительских бюджетов, все население страны можно условно разделить на четыре социальные группы: бедные – с доходами ниже прожиточного минимума, позволяющего удовлетворять лишь самые насущные потребности людей на уровне, принятом обществом на конкретном этапе его развития; низкообеспеченные – с доходами выше прожиточного минимума, но ниже восстановительного потребительского бюджета (2 прожиточных минимума); среднеобеспеченные - с доходами выше восстановительного потребительского бюджета, но ниже бюджета высокого достатка (7 прожиточных минимумов); высокообеспеченные – с доходами выше бюджета высокого достатка (от 7 и выше прожиточных минимумов), обеспечивающих развивающий уровень потребления.

Распределение населения по уровню жизни на основе потребительских бюджетов в период 1990-2008 гг. представлено в табл. 3.3, из которой вытекает, что в советское время доля бедных была незначительной.

Собственно доля лиц с доходами ниже прожиточного минимума выросла более чем в тридцать раз за счет обеднения низко обеспеченного и среднего слоев и составила почти 36 процентов от общей численности населения. Средний слой сжался в 3,5 раза и составил 20,9 процента россиян. Жизнь лишь в каждой пятой семье можно было считать сравнительно благополучной, в то время как до реформ такой материальный достаток имело более трех четвертей населения. Высоко доходный слой также понес большие потери и сжался до несущественных размеров.


Таблица 3.3. Распределение населения по уровню жизни

на основе потребительских бюджетов (в %)


Группы населения

Годы


Доходы

1990

1992

2004

2005

2006

2008

Всего,

в том числе:




100

100

100

100

100

100

Бедные

До ПМ

1,5

35,9

17,8

15,0

13,4

10,4

Низкообеспеченные

от ПМ до 2ПМ

18,9

43,6

32,2

30,4

28,4

24,9

Среднеобеспеченные

От 2ПМ до 7ПМ

73,9

20,9

45,2

48,5

50,4

53,5

Высокообеспеченные

От 7ПМ и выше

5,7

0,2

4,8

6,1

7,8

11,2

-deputati-kamenskoj-gordumi-izbrali-novogo-glavu-goroda-informacionnij-byulleten-mestnogo-samoupravleniya.html
-deputati-rabotayut-na-blago-goroda-informacionnij-byulleten-mestnogo-samoupravleniya-izdaetsya-asdg-po-soglasheniyu.html
-derbilova-o-v-stranica-12.html
-dlinna-bpi-shini-programma-upravleniya-centralyami-omn.html
-docent-kafedri-matematiki-i-fiziki-skipkro-k-p-n-stranica-5.html
-dokumenti-ot-biografichen-harakter.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vzglyad-pedagoga-rasskazivaet-v-intervyu-korrespondentu-zhurnala-nadezhde-protasovoj.html
  • letter.bystrickaya.ru/naimenovanie-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-3-novie-tehnologii-socialnoj-raboti-s-semej-i-detstvom-s-departament-socialnoj-zashiti-naseleniya-hanti-mansijskogo.html
  • tasks.bystrickaya.ru/23-proekt-rezolyucii-reglament-konferencii.html
  • books.bystrickaya.ru/borba-pap-za-nezavisimost-ot-svetskoj-vlasti-i-za-obladanie-svetskoj-vlastyu-v-xi-xiv-vekah.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/assertivnost-rekomendacii-po-organizacii-upravleniya-i-resheniyu-konfliktov-v-nepravitelstvennih-organizaciyah.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-1-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnosti-080102-mirovaya-ekonomika-moskva-2007.html
  • thescience.bystrickaya.ru/grafik-dvizheniya-denezhnih-sredstv-tis-rublej-srednesrochnij-finansovij-plan-ooo-avanta-soderzhanie.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otreshenie-icq-75088656-biblioteka.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sem-dnej-tvoreniya-tragifars-dejstvuyushie-lica-marinka-46-let-svetka-doch-marinki-27-let-pasha-muzh-svetki-27-let-lera-doch-svetki-i-pashi-sem-let-anton-plemyannik-marinki-24-goda-den-pervij.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rossijskaya-gazeta-moskva-171-1482008-zashkalilo-2-rukovodstvo-ministerstva-i-inie-predstaviteli-mchs-rf.html
  • assessments.bystrickaya.ru/charlz-dikkens-rozhdestvenskie-povesti-stranica-17.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sovremennie-pedagogicheskie-koncepcii-i-usloviya-garantirovannogo-kachestva-obucheniya-studentov-v-vuzah-ssha-13-00-01-obshaya-pedagogika-istoriya-pedagogiki-i-obrazovaniya.html
  • lesson.bystrickaya.ru/model-rascheta-effektivnosti-transportnih-alternativ-na-primere-proekta-nord-stream-.html
  • znanie.bystrickaya.ru/analiz-i-prioritezaciya-riskov-vvedenie-planirovanie-upravleniya-riskami-8-process-upravleniya-riskami-10-viyavlenie.html
  • credit.bystrickaya.ru/pervij-kanal-novosti-03-01-2006-kokorekina-olga-18-00-20.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kalendar-znamenatelnih-sobitij-i-pamyatnih-dat-mart.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-na-konferencii-mtpp-aktualnie-voprosi-innovacionnoj-logistiki.html
  • thescience.bystrickaya.ru/indirect-speech-insert-the-definite-or-indefinite-article-where-necessary.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-3-uchebnik-soderzhit-chetire-razdela-kazhdij-iz-kotorih-soprovozhdaetsya-kratkim-soderzhaniem-opredeleniyami.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-1-dizajn-i-arhitektura-konstruktivnie-iskusstva-v-ryadu-prostranstvennih-iskusstv-8-chasov.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vvedenie-ezhekvartalnij-otchet-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-geo-sistema-ukazivaetsya-polnoe-firmennoe-naimenovanie.html
  • composition.bystrickaya.ru/peterburg-v-romane-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie-2.html
  • textbook.bystrickaya.ru/i-v-ivanova-prisutstvovali.html
  • essay.bystrickaya.ru/die-fragestze-vermuten-verschiedene-fragen-die-ergnzungsfrage-wortfrage.html
  • holiday.bystrickaya.ru/ocenka-kreditosposobnosti-stroitelnoj-organizacii.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-zhmis-zhne-uat-energiya.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/23-osnovnie-tehnologicheskie-i-ekonomicheskie-ponyatiya-uchebnoe-posobie-po-discipline-dlya-studentov-specialnosti.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/prolog-karmelita-dzheffri-choser-kenterberijskie-rasskazi.html
  • spur.bystrickaya.ru/lesnaya-promishlennost-rossijskogo-dalnego-vostoka.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/spisok-literaturi-azoev-gl-konkurenciya-analiz-strategiya-i-praktika-mceim1996-207-s.html
  • bukva.bystrickaya.ru/sudebno-medicinskaya-ekspertiza-krovi-chast-3.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zadachi-s-prakticheskim-soderzhaniem-primenenie-drobej-v-povsednevnoj-zhizni-zaklyuchenie-spisok-ispolzuemoj-literaturi.html
  • predmet.bystrickaya.ru/seminari-i-seminarsko-prakticheskie-zanyatiya-vi-semestr-metodika-obucheniya-matematike-v-5-6-klassah-algebre-i.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tbilisi-vzyal-razrivnuyu-notu-socialno-ekonomicheskie-pokazateli-strani-v-svobodnom-dostupe.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.