.RU

3.10. Отделение функциональной диагностики - Руководство поорганизацииработ ы



^ 3.10. Отделение функциональной диагностики

Функционально-диагностические исследования проводятся в отделении функциональной диагностики (ОФД), приемном и лечебных отделениях госпиталя. Система функциональной диагностики в госпитале включает в себя неотложные и плановые диагностиче-ские исследования. Диагностические исследования по неотложным показаниям поступающим в госпиталь и находящимся на лечении больным осуществляются круглосуточно специалистами госпиталя и силами дежурной службы. При необходимости осуществляется усиление дежурной смены врачом и медсестрой ОФД. Неотложная функциональная диагностика в лечебных отделениях госпиталя организуется начальником соответствующего отделения.

Подготовку и обучение медицинского персонала работе на диагностической аппаратуре и интерпретацию полученных данных организует начальник (заведующий) ОФД, который как главный нештатный медицинский специалист округа (флота) отвечает и за организацию и состояние лечебно-диагностической работы в округе (на флоте) по своей специальности. Он подчиняется непосредственно заместителю начальника госпиталя по медицинской части, а по специальности – главному специалисту МО РФ по функциональной диагностике.

Во всех отделениях (или на каждом этаже) на оснащении имеются электрокардиографы. На дежурных медсестер приемного и лечебных отделений возлагается регистрация ЭКГ, на дежурного врача госпиталя и анестезиолога – контроль за регистрацией ЭКГ и ее расшифровка.

Плановые функционально-диагностические исследования осуществляются преимущественно в отделении (кабинете) функциональной диагностики. Электрокардиография помимо ОФД осуществляется в приемном, терапевтическом, психоневрологическом отделениях, расшифровка проводится врачами терапевтического профиля под контролем врача ОФД. В инфекционном отделении осуществляется регистрация ЭКГ с последующим анализом в ОФД. В отделении реанимации и интенсивной терапии электрокардиография проводится силами отделения, расшифровка – с привлечением специалистов ОФД. Кроме того, в указанном отделении проводится мониторирование ЭКГ и АД с помощью прикроватных мониторов.

ОФД является структурным подразделением госпиталя.

Оно предназначено для объективизации методами инструментальной диагностики функ-ционального состояния различных органов и систем (сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной) организма у здоровых лиц и больных, его динамики в процессе проведения лечебно-реабилитационных и профилактических мероприятий.

Деятельность ОФД госпиталя регламентируется нормативными документами (руководствами и приказами), инструкциями, положениями, методическими указаниями и данным Руководством.

Основной задачей отделения является наиболее полное обеспечение прикрепленных контингентов функциональными методами исследований, установленных федеральными (региональными, городскими) стандартами (пересматриваются ежегодно), перечнем методов и методик, рекомендуемых для лечебно-профилактических учреждений различного уровня.

Отделение функциональной диагностики осуществляет:

 обеспечение своевременного и полноценного проведения комплекса инструментальных исследований в соответствии с профилем отделения в объеме, соответствующем назначению госпиталя;

 проведение инструментальных исследований для оценки функционального состояния органов и систем у стационарных больных:

- для выявления скрытых и начальных форм заболеваний;

- для определения оценки тяжести заболевания при выборе тактики лечения;

- для проведения дифференциальной диагностики различных заболеваний;

- при проведении углубленного медицинского обследования и медицинского освидетельствования (ВВК, МК);

- для осуществления контроля эффективности проводимой терапии;

- для определения степени восстановления функций органов и систем в период реабилитации после перенесенных заболеваний, операций, травм;

 разработку и внедрение в практику работы новых высокоинформативных диагностических технологий, позволяющих повышать эффективность лечебно-диагностического процесса, сокращать экономические, трудовые затраты;

 разработку перечня показаний (абсолютных и относительных) для проведения основных функциональных исследований (эхокардиография, суточное мониторирование ЭКГ и АД, УЗИ сосудов);

 разработку и оптимизацию диагностических программ и алгоритмов применения функ-циональных методов при различных заболеваниях в целях укорочения диагностического периода;

 рациональное использование и полную рабочую загруженность диагностического оборудования путем обеспечения взаимозаменяемости медперсонала отделения (владение врачами и медсестрами всеми методиками, применяемыми в отделении);

 совершенствование качества проводимых диагностических исследований путем систематического повышения квалификации персонала отделения;

 оказание консультативно-методической помощи в организации проведения инструментальных диагностических исследований в других отделениях госпиталя, в трактовке полученных данных, выборе наиболее информативных диагностических исследований;

 быстрое и качественное составление диагностических заключений для врачей лечебных отделений;

 создание и ведение архива результатов проводимых исследований;

 проведение систематического учета и анализа работы отделения, оценку эффективно-сти применяемых диагностических методов в лечебно-реабилитационном процессе госпиталя;

 оказание организационной, методической и практической помощи в проведении инструментальных диагностических исследований в кабинетах функциональной диагностики и медицинских пунктах частей и поликлиники.

Нагрузка врачей-специалистов и среднего медицинского персонала определяется задачами отделения (кабинета), квалификационными и аттестационными требованиями к ним, положением об их функциональных обязанностях, а также регламентированным объемом работы персонала, установленным на основе расчетной временной трудоемкости функциональных методов исследования (приказ МЗ РФ 1993 г. № 283, приказ МЗ РФ 1991 г. № 132).

Оснащение отделения производится согласно табелю медицинского оснащения госпиталя (приказ МО РФ 2006 г. № 420), а также с учетом рекомендуемого примерного перечня минимального набора методов и методик функциональных исследований для лечебно-профилактических учреждений различного уровня, их специализации и решаемых задач.

Отделение функциональной диагностики окружного (флотского) госпиталя в зависимости от его штата должно иметь кабинеты:

 нейрофункциональных исследований;

 исследований функции внешнего дыхания;

 УЗД;

 электрокардиографических исследований;

 медицинский (исследование периферического кровообращения).

В кабинете исследований сердечно-сосудистой системы проводятся: ЭКГ в покое, с медикаментозными и нагрузочными пробами.

В кабинете нагрузочных проб проводится велоэргометрия (в т.ч. парная), тредмилметрия, чреспищеводная электрокардиостимуляция.

В кабинете нейрофункциональных исследований проводятся электроэнцефалография, реоэнцефалография с функциональными пробами, эхоэнцефалоскопия, тетраполярная
реография и реовазография. В ряде госпиталей нейрофизиологические исследования проводятся в одноименных внештатных кабинетах (как правило, подчиняются неврологической службе).

В кабинете суточного мониторирования ЭКГ и АД проводят одноименные исследования.

В кабинете исследования функции внешнего дыхания проводят спирографию, пневмотахометрию, исследование параметров петли «поток-объем», пробы с бронхолитиками.

В кабинете эхокардиографии и ультразвуковых исследований сосудов проводятся одноименные исследования.

При отсутствии в отделении функциональной диагностики достаточного количества помещений несколько исследований могут проводиться в смежных кабинетах, при этом большое внимание уделяется тщательному планированию работы отделения (распределение исследований по времени, а для сложных исследований – по определенным дням).

В соответствии с санитарными правилами кабинеты отделения функциональной диагностики госпиталя размещаются в специально оборудованных помещениях, располагающихся вдали от рентгеновского и физиотерапевтического отделений (кабинетов) в соответствии с требованиями правил по их устройству, эксплуатации и технике безопасности. За-прещается размещение кабинетов с ультразвуковыми приборами в подвальных, полуподвальных и цокольных помещениях.

Площадь помещений для выполнения каждого вида исследований должна составлять 18-20 м2 (не менее 20 м2 на 1 ультразвуковую установку).

В кабинете (помещении) для выполнения нагрузочных тестов и медикаментозных, провокационных проб должен быть установлен шкаф с набором медикаментов для оказания неотложной помощи.

При наличии на оснащении отделения (кабинета) ультразвукового аппарата и штатных возможностей для увеличения его пропускной способности УЗИ могут выполняться двумя и более врачами на одном ультразвуковом приборе. Число пациентов, которым проводятся УЗИ одним врачом, не должно превышать 10-11 чел. В зависимости от режима работы госпиталя по исследованиям, выполнение которых методологически допустимо во вторую половину дня, организация работы отделения (кабинета) функциональной диагностики может предусматривать двухсменный режим.

Структура методов функциональной диагностики и объем функционально-диагностических исследований, выполняемый в отделении, устанавливаются исходя из рекомендуемого обязательного перечня функционально-диагностических исследований, установленного для лечебно-профилактических учреждений данной коечной емкости, их специализации и решаемых задач, а также структуры вылечившихся больных.

В госпитале должен выполняться оптимальный объем функциональных методов исследования, регламентируемый стандартами Минздрава России, а при их отсутствии – региональными стандартами оказания медицинской помощи, требованиями постановления
ГОСКОМСТА РФ (2002 г. № 175).

Установленный медицинскими стандартами обязательный перечень функциональных методов исследования для госпиталя может быть расширен за счет централизованных поставок или приобретения госпиталем современной диагностической аппаратуры и при наличии врачей специалистов, имеющих соответствующую подготовку. Объем исследований увеличивается в госпиталях, расположенных в отдаленных гарнизонах, работающих автономно.

^ Минимальный перечень функциональных исследований для базового госпиталя включает:

при заболеваниях органов кровообращения:

ЭКГ покоя;

ЭКГ с различными функциональными (с гипервентиляцией, с задержкой дыхания, со сменой положения тела и др.) и медикаментозными (с индералом, хлористым калием и др.) пробами, с психоэмоциональными тестами; пробы для оценки функционирования электрокардиостимуляторов («магнитный тест»), проба на миопотенциальное ингибирование;

ЭКГ нагрузочное тестирование на велоэргометре и тредмиле;

суточное (холтеровское) мониторирование ЭКГ;

суточное мониторирование АД;

комбинированное мониторирование ЭКГ и АД;

реограграфические исследования центральной (тетраполярная грудная реография) и периферической гемодинамики (реовазография) с функциональными и медикаментозными пробами;

чреспищеводная электростимуляция предсердий, программируемая;

трансторакальное УЗИ сердца;

чреспищеводная эхокардиография;

стресс-эхокардиография;

ультразвуковая допплерография магистральных артерий головы и периферических сосудов (преимущественно дуплексное и триплексное сканирование);

при заболеваниях нервной системы:

электроэнцефалография с функциональными пробами;

реоэнцефалография с функциональными пробами;

эхоэнцефалография;

при заболеваниях органов дыхания:

спирография;

пневмотахометрия;

исследования парметров петли «поток-объем» в покое и с фарма-кологическими пробами.

В структуре исследований на долю ЭКГ в покое должно приходиться не более 65%. В меньшем количестве применяются реографические исследования (исследования центральной гемодинамики и периферических сосудов).

В окружном (флотском) госпитале должны более широко применяться функциональные пробы – «магнитный тест» и проба с миопотенциальным ингибированием для оценки
функционирования электрокардиостимуляторов.

При проведении холтеровского мониторирования анализируется больше показателей: оценивается вариабельность сердечного ритма, дисперсия интервала Q-T и др.

При исследовании функции внешнего дыхания оценивается большее количество показателей (более 30), осуществляются бронхопровокационные пробы.

Технический и метрологический контроль диагностической аппаратуры осуществляется в установленном порядке.

В отделении ведутся необходимая учетно-отчетная документация и медицинский архив.

При направлении пациентов на все виды функционально-диагностических исследований лечащий врач обязан в истории болезни обосновать цель назначаемого исследования. Непосредственно перед проведением исследований, потенциально опасных в плане возникновения осложнений (нагрузочные, медикаментозные стресс-тесты и др.), лечащий врач должен провести медицинский осмотр на предмет отсутствия к ним противопоказаний и сделать соответствующую запись в медицинской документации. Заключения по функционально-диагностическим исследованиям выдаются в день их выполнения.


3.10.1.Критерии оценки работы отделения (кабинета) функциональной диагностики

Оценка кадрового состава (кадровый потенциал):

- уровень укомплектованности (по штату, фактически);

- причины неукомплектованности; текучесть кадров, причины;

- характеристика квалификации врачебного и среднего медицинского персонала;

- распределение врачей по категориям, стажу работы по специальности;

- необходимость и потребность в усовершенствовании по конкретным направлениям (нарушение сроков усовершенствования);

- распределение медсестер по категориям;

- наличие у врачебного и сестринского состава сертификатов по специальности;

- взаимозаменяемость сотрудников – владение врачами и медсестрами всеми методиками, применяемыми в госпитале; исключение случаев, когда исследования не проводятся по причине отсутствия одного из сотрудников отделения (отпуск, учеба, болезнь и т.д.);

- соответствие организационно-штатной структуры отделений (кабинетов) функциональной диагностики структуре контингента больных, находящихся на лечении, и объему проводимых исследований;

- нагрузка личного состава (персонала) в рабочих единицах в общем и по конкретным видам исследований1.

Время на одно исследование рассчитывается в условных единицах для врача и медсестры. За одну условную единицу (усл. ед.) принимается работа продолжительностью 10 мин с учетом подготовительно-заключительного времени, ведение документации и непосредственное проведение исследования. Рабочий день – 33 усл. ед. (с учетом всех дополнительных затрат времени). (ЭКГ в 12 отведениях для врача – 1,7 усл. ед., для медсестры – 1,3 усл. ед.; велоэргометрия соответственно 9,4 и 7,6 усл. ед.; электрофизиологическое исследование сердца – 9,0 и 9,0 усл. ед.; эхокардиография с цветным картированием – 6,0 усл. ед; эхокардиография с допплеровским анализом – 6,0 усл. ед.; ультразвуковая допплерография сосудов в импульсном режиме – 4,0 усл. ед.) Ультразвуковая допплерография сосудов со спектральным анализом в постоянно-волновом режиме 5,0 усл. ед.

При внедрении новой аппаратуры или новых видов функциональных исследований нормы времени устанавливаются руководителем учреждения по согласованию с профсоюзным комитетом на основании объективных данных о затратах рабочего времени с одновременным направлением в органы здравоохранения по подчиненности.

Размещение:

условия размещения, соответствие требованиям санитарных норм;

специализация кабинетов по видам исследований;

соответствие электропроводки требованиям ГОСТ по электробезопасности;

наличие отдельного электропитания для каждого кабинета;

наличие функционирующего контура заземления;

регулярное проведение регламентных работ по контуру заземления.

Оснащенность приборами и аппаратурой:

соответствие оснащенности аппаратурой задачам, стоящим перед отделением (кабинетом) функциональной диагностики, объему и структуре функциональных исследований;

степень изношенности аппаратуры (%);

рациональное использование имеющейся аппаратуры; расчет коэффициента рационального использования аппаратуры (КрТ); КрТ – отношение числа исследований в год (квартал, месяц) приходящееся на единицу оборудования;

эффективность использования дорогостоящей аппаратуры; поддержание аппаратуры в надлежащем состоянии;

ведение учета имеющейся аппаратуры и ее эксплуатации;

порядок ремонта аппаратуры;

подача своевременных заявок на аппаратуру и расходное имущество;

своевременное списание аппаратуры;

наличие договоров на постгарантийное обслуживание аппаратуры;

метрологическое обеспечение.

Анализ объема и структуры функциональных исследований:

диагностические возможности отделения (определяются по количеству видов соответствующих методик применяемых в отделении как соотношение должных (установленных) методик и фактических (зарегистрированных);

анализ объема и структуры функциональных исследований (в абсолютных числах и процентах) по сравнению с предыдущим отчетным периодом; причины изменений; анализ соответствия структуры проведенных исследований структуре лечившихся (прикрепленных) больных по нозологическим формам заболеваний;

распределение диагностических исследований по их видам (%);

доля ЭКГ покоя в структуре проведенных исследований (%);

доля сложных диагностических исследований (%);

охват больных специальными диагностическими исследованиями (на 100 лечившихся больных); методика вычисления: число исследованийЧ100/число лечившихся больных, требующих ЭКГ, и т.д.;

количество исследований на одного больного.

Доля выявленной патологии при проведении соответствующих видов функциональных исследований:

сопоставление данных инструментальных исследований с результатами других исследований для верификации диагноза (коронарография, МРТ, КТ, данные интраоперационных и патологоанатомических исследований);

процент совпадения и процент расхождения диагнозов (учитываются сложные в диагностическом плане случаи);

архивирование данных проведенных исследований;

сопоставление с предыдущими данными;

отдаленные наблюдения за лицами с выявленной сложной патологией.

Функционирование и совершенствование системы функциональной диагностики в
госпитале:

организация проведения инструментальных диагностических исследований в других подразделениях госпиталя;

консультативная и методическая помощь при проведении указанных исследований.

Обоснованность направления больных на сложные диагностические исследования:

разработка и утверждение четких показаний для проведения основных функциональных исследований и доведение данной информации до врачей госпиталя;

проведение скрининговых исследований.

Организация функционально-диагностического обеспечения неотложной медицинской помощи:

организация неотложной медицинской помощи при проведении функциональных исследований;

наличие дефибрилятора, шкафов неотложной медицинской помощи, укомплектованных необходимым оборудованием и препаратами;

владение персонала отделения методиками оказания неотложной медицинской помощи.

Работа по обеспечению качества проведения диагностических исследований.

Отделения функциональной диагностики призваны обеспечивать эффективную работу ЛПУ качественной и достоверной информацией, с применением технических средств и методов инструментальной диагностики в соответствии с современным уровнем знаний и методологических разработок в данной области медицинской науки.

Цели:

- индивидуальный подход к каждому пациенту;

- соответствие производимых услуг (исследований) индивидуальным потребностям каждого пациента;

- быстрое и качественное проведение исследований и своевременное составление диагностических заключений для врачей специалистов лечебных отделений;

- обеспечение высокого качества исследований независимо от их объема.

Достижение поставленных целей осуществляется решением следующих задач:

- внедрение сертификации и постоянное улучшение системы менеджмента, качества в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 9001; 2000;

- обеспечение гарантированного высокого качества для всех пациентов посредством полного раскрытия способностей врачебного и медсестринского состава отделения и их постоянного профессионального совершенствования;

- регулирование ежедневной нагрузки специалистов отделения, учитывающее предельно допустимую нагрузку с учетом разработанных рекомендаций для повышения качества работы и производительности труда;

- проведение регулярных учебно-практических занятий с врачебным составом лечебных отделений для разъяснения и напоминания о диагностических возможностях отделения и новых вводимых методиках.

Участие сотрудников отделения в научной работе (оценивается в баллах за публикации, издание монографий, доклады на конференциях, подготовку и защиту диссертации).

Медицинский учет, отчетность и анализ работы отделения, достоверность, полнота, сравнимость учитываемых данных и своевременность их представления.

Работа специалистов по оказанию консультативно-методической помощи по организации и проведению функциональных исследований в подчиненных лечебных учреждениях: в медицинских пунктах частей, в поликлинике.


^ 3.11. Рентгеновский центр (лучевой диагностики и терапии)

Рентгеновский центр окружного (флотского) госпиталя (далее – рентгеновский центр) является диагностическим подразделением госпиталя и предназначен для проведения специализированных и квалифицированных рентгенологических и ультразвуковых исследований больным.

За организацию рентгенологической помощи в госпитале отвечает начальник рентгеновского центра (отделения), который как главный медицинский специалист округа (флота) отвечает и за организацию и состояние лечебно-диагностической работы в округе (на флоте) по своей специальности. Он подчиняется непосредственно заместителю начальника госпиталя по медицинской части, а по специальности – главному рентгенологу МО РФ.

В состав рентгеновского центра входят:

- рентгеновское отделение (общее и кабинеты при специализированных отделениях
госпиталя);

- рентгеновское отделение (компьютерной томографии с кабинетом ангиографии);

- отделение радиоизотопной диагностики;

- отделение ультразвуковой диагностики.

Типовые инструкции по охране труда для персонала отделений центра изложены в приложении 54 (ч. II).


3.11.1. Организация работы рентгеновского (рентгенодиагностического) отделения

Набор помещений рентгенодиагностического отделения (кабинета) определяется на
основе СанПиН 2.6.1.1192-03 «Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рент-геновских аппаратов и проведению рентгенологических исследований», с учетом рекомендаций фирмы, выпускающей данный тип рентгенодиагностической установки, и согласовывается с санитарно-эпидемиологической службой в установленном порядке.

Основным документом, устанавливающим соответствие рентгеновского кабинета и кабинета КТ гигиеническим требованиям, является санитарно-эпидемиологическое заключение (ОСПОРБ 2.6.1.799-99), которое выдает орган государственного санитарно-эпидемиологического надзора по запросу начальника госпиталя. Основанием для выдачи санитарно-эпидемиологического заключения является акт приемки в эксплуатацию построенного (реконструированного) объекта или акт санитарного обследования действующего объекта. Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии условий работы с источниками излучения (физическими факторами воздействия на человека) санитарным правилам действительно на срок не более пяти лет. По истечении срока действия санитарно-эпидемиологического заключения орган государственного санитарно-эпидемиологического надзора по запросу начальника госпиталя решает вопрос о продлении срока его действия. При изменении условий эксплуатации рентгеновского кабинета (аппарата), введении в эксплуатацию других рентгеновских аппаратов командование госпиталем обеспечивает получение нового санитарно-эпидемиологического заключения.

Штаты рентгенодиагностического отделения (кабинета) устанавливаются в соответствии с действующими штатными нормативами и с учетом потребности в оказании специализированной помощи.

Деятельность рентгенодиагностического отделения (кабинета) регламентируется соответствующими нормативными документами*  и настоящим Руководством.

Основными задачами рентгенодиагностического отделения (кабинета) являются:

 полное обеспечение лечебно-диагностического процесса информацией с использованием рентгенологических методов;

 проведение квалифицированных рентгенодиагностических исследований в соответствии с медицинскими показаниями с учетом возможностей метода и экономической целесообразностью;

 внедрение новых методов и программ получения диагностической информации;

 анализ результатов проводимых исследований путем сопоставления с данными других инструментальных, лабораторных, клинических и патоморфологических исследований;

 рациональное и эффективное использование дорогостоящей медицинской аппаратуры;

 ежегодный анализ показателей деятельности отделения (кабинета) в соответствии с установленными учетно-отчетными формами;

 координация деятельности врачей-рентгенологов с другими отделениями и кабинетами лучевой и инструментальной диагностики, а также с клиническими подразделениями.

В рентгенодиагностическом отделении (кабинете) ведется вся необходимая учетно-отчетная документация по утвержденным формам, архив регистрируемых рентгенограмм и других документов с соблюдением установленных нормативными документами сроками хранения.

Рентгеновское отделение должно иметь: ожидальню, кабинеты для рентгеноскопии, рент-генографии, ультразвуковой диагностики, фотолабораторию, комнату для хранения архива пленок, флюорографический кабинет, материальную комнату и другие помещения.

Для удобства доставки больных в рентгеновское отделение его размещают в центре госпитального здания, как правило, в главном корпусе.

В окружном (флотском) госпитале кроме основного рентгеновского отделения целесообразно иметь автономные кабинеты в некоторых лечебных (терапевтическом, туберкулезном, инфекционном и др.) и приемном отделении.

В основном рентгеновском отделении помимо кабинетов для общих исследований могут создаваться специализированные (профилированные) кабинеты: для исследования органов грудной полости, пищеварительного тракта, бронхологический, урологический, ангио-графический и др., а также могут быть развернуты кабинеты ультразвуковой, радионуклидной диагностики и лучевой терапии.

Кабинеты рентгеновского отделения оборудуются в соответствии с Гигиеническими требованиями к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований**. На каждый рентгеновский аппарат, установленный в помещении, санитарно-эпидемиологическим учреждением военного округа (флота) выдается санитарно-эпидемиологическое заключение.

К работе с рентгеновской аппаратурой допускаются лица, имеющие специальное образование (врачи-рентгенологи, рентгенотехники, рентгенолаборанты). При отсутствии штатного врача-рентгенолога его служебные обязанности выполняет врач, прошедший специальную подготовку. Врачи-рентгенологи работают во взаимодействии с лечащими врачами, оказывают им методическую и консультативную помощь по вопросам рентгенодиагностики.

Амбулаторные больные, направляемые на рентгенологические исследования, принимаются отдельно от стационарных в специально отведенное время.

Результаты обследования больного, а также суммарную дозу облучения, полученную больным в ходе проведения обследования, врач-рентгенолог записывает в историю болезни и медицинскую книжку.

Врач-рентгенолог отвечает за правильность интерпретации рентгенологической картины, за достоверность сформулированных в заключении выводов.

В неотложных случаях рентгенологические исследования проводят в соответствии с указаниями врача, оказывающего медицинскую помощь, независимо от сроков и результатов предшествующих рентгенологических исследований. При отсутствии врача-рентгенолога врач, направляющий больного в рентгеновское отделение, обязан указать дежурному рентгенолаборанту не только цель и область, но и методику исследования. При этом оптимальные проекции для съемки конкретных анатомических областей рентгенолаборант выбирает самостоятельно. Если больной находится в тяжелом состоянии или выполняется специальное рентгенологическое исследование с внутрисосудистым введением контрастных веществ (внутривенная урография, холеграфия и др.), обязательным является нахождение врача в рентгеновском кабинете и контроль с его стороны за состоянием больного.

В каждом рентгеновском отделении должен быть архив рентгенограмм. Помещение архива оборудуется сейфами и шкафами, обитыми листовым железом. В архиве разрешается хранить до 300 кг пленок. Рентгеновские снимки умерших больных, больных туберкулезом, злокачественными новообразованиями, с системной патологией, а также представляющие научную, музейную ценность и необходимые для педагогических целей, хранятся 25 лет, а остальные подлежат утилизации по истечении трех лет.

В отделении осуществляются плановые и неотложные исследования в следующем объеме:

^ Органы грудной клетки: рентгеноскопия; обзорная рентгенография; томография; флюорография (профилактическая, диагностическая в двух и более проекциях); плеврография; фистулография; диагностический пневмоторакс; пневмомедиастинография; диагностиче-ский пневмоперитонеум; исследования пищевода.

^ Органы брюшной полости: обзорная рентгенография; исследование желудка и двенадцатиперстной кишки (без применения и с применением фармакологических средств); пневмогастрография; пероральное контрастирование тонкой кишки; пероральное контрастирование толстой кишки; ирригоскопия, рентгенография печени и желчных путей; томография печени и желчных путей; операционная холеграфия, фистулография; зондовая дуодено- и энтерография.

^ Органы забрюшинного пространства: обзорная рентгенография; внутривенная урография; ретроградная пиелография; пневморетроперитонеум; цистография; рентгенография таза.

^ Голова и шея: прицельная рентгенография; прицельные снимки черепа; пневмоэнцефалография; рентгенография орбит; рентгенография области орбит с протезом-индикатором Балтина; бескостные снимки передней камеры глаза; рентгенография височных костей и придаточных пазух носа; рентгенография нижней челюсти; рентгенография зубов.

Позвоночник: обзорная рентгенография позвоночника; прицельная рентгенография позвоночника; томография позвоночника; функциональная спондилография; пневмомиело-графия; рентгенография конечностей; томография костей и суставов; рентгенография конечностей с прямым увеличением; фистулография; артрография.

К работе в рентгеновском кабинете допускаются лица, имеющие специальное образование (рентгенологи, рентгенотехники, рентгенолаборанты), прошедшие медицинский контроль и инструктаж с записью в «Журнале инструктажа по технике безопасности». Врачи других специальностей допускаются к работе с рентгеновской аппаратурой только после соответствующей подготовки при обязательном контроле персонала рентгенотделения. При необходимости могут быть организованы филиалы рентгеновского кабинета в хирургиче-ском, терапевтическом (инфекционном), поликлинике и других отделениях. Обслуживающий персонал рентгеновского отделения (кабинета) обязан знать правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим от электрического тока и уметь оказать ее, строго соблюдать правила радиационной и электробезопасности.

Персонал рентгеновского отделения перед началом работы, убедившись в отсутствии больных, обязан произвести пробное включение аппарата при различных режимах, проверить действие всех приспособлений на своих рабочих местах и подготовить их к работе.

Обслуживающий персонал рентгеновского кабинета во время работы обязан следить за порядком в рентгеновском кабинете, в фотолаборатории и на своем рабочем месте. При рент-генологических исследованиях использовать защитные средства для больных и себя (защитные ширмы, фартуки, юбки и др.).

В рентгеновском отделении необходимо иметь устройства, обеспечивающие защиту от первичного и вторичного рентгеновского излучения. Обязательно должна быть приточно-вытяжная вентиляция (4-5- кратный обмен воздуха в час). Эффективность защитных устройств проверяется сразу после их сооружения, а в дальнейшем – не реже одного раза в два года, кроме того, после строительных и ремонтных работ. При этом проверяются не только помещения рентгеновского отделения, но и смежные помещения. По результатам проверки составляется акт и делаются отметки в контрольно-техническом журнале (паспорте рентгеновского кабинета).

При работе с пациентом необходимо максимально ограничивать величину тока рентгеновской трубки и время включения высокого напряжения, соблюдать кожно-фокусное расстояние. Размеры облучаемого поля больного выбирать не больше чем необходимо. Просвечивание производить при хорошей адаптации. Постоянно и внимательно следить за больными и работой аппарата и оборудования, за исправностью и состоянием изоляции электропроводки, блокировки, сигнализации и заземления. Нахождение посторонних лиц в рентгеновском кабинете запрещается.

Для врача-рентгенолога и рентгенотехника дневная норма работы не должна превышать: 5 исследований желудочно-кишечного тракта, 15 исследований органов грудной клетки (томо- и кимография), до 10 исследований-снимков. При профилактической флюорографии – 20 ис-следований за 1 ч.

Исследование «натощак» следует проводить в первую очередь, лучше в часы, когда больной привык завтракать. После очистительных клизмах больные также исследуются в первую очередь.

Для обследования некоторых больных непосредственно в кровати используют палатные и переносные рентгеновские аппараты. В нерабочее время неотложные рентгенологические исследования поступающих в госпиталь больных осуществляет дежурный персонал отделения в соответствии с графиком дежурств.

По окончании работы обслуживающий персонал рентгеноотделения (кабинета) обязан выключить рубильник и выключатели на своих рабочих местах и доложить об этом начальнику отделения. При уборке рентгеновского кабинета необходимо следить за тем, чтобы главный сетевой рубильник был выключен, избегать попадания влаги в провода и кабели.

При возникновении аварийных ситуаций обслуживающий персонал рентгеновского кабинета обязан немедленно выключить главный сетевой рубильник и сообщить об аварийной ситуации начальнику отделения.

При рентгенологических исследованиях персонал обязан постоянно стремиться к максимально возможному снижению облучения пациентов путем использования результатов предшествующих рентгенологических исследований, данных других инструментальных исследований. Необходимо постоянно совершенствовать методику и технику исследования, а также повышать квалификацию специалистов. Внедрение достаточно информативных методик исследования сопровождается нанесением минимального вреда пациентам. Применение физико-технических средств и приспособлений способствует повышению информативности исследований, применение защитных средств снижает облучение обследуемых.

Профилактические рентгенологические исследования проводятся только методами флюо-рографии и рентгенографии.

Профилактические рентгенологические исследования органов грудной клетки военно-служащих должны проводиться согласно действующим положениям, но не чаще двух раз в год; гражданского персонала ВС, а также членов семей военнослужащих – не чаще одного раза в год. Результаты рентгенологического исследования обязательно регистрируются в медицинской книжке или амбулаторной карте.

Профилактические рентгенологические исследования органов грудной клетки военно-служащих, работающих с источниками ионизирующих излучений, проводятся не чаще одного раза в год.

Профилактические рентгенологические исследования органов грудной клетки рабочих и служащих на объектах питания, на сооружениях водоснабжения, в детских учреждениях должны проводиться согласно действующим положениям, не чаще двух раз в год.

Профилактическим рентгенологическим исследованиям не подлежат дети до 12 лет и беременные женщины. Исследования женщин репродуктивного возраста должны проводиться в период первых 10 дней после начала менструального цикла.

Профилактические рентгенологические исследования органов грудной клетки больных, находящихся на стационарном лечении (обследовании), не проводятся при наличии данных о рентгенологических исследованиях, проведенных в последние 3 мес.

Больной направляется на рентгенологическое исследование только при наличии медицинских показаний. При этом врач обязан в медицинской книжке (амбулаторной карте) или истории болезни четко сформулировать предполагаемый диагноз, а также указать цель исследования и анатомическую область, подлежащую исследованию.

При нарушении правил направления больных на рентгенологическое исследование, а также при необоснованных направлениях врач-рентгенолог обязан отказаться от проведения исследования, предварительно проинформировав об этом лечащего врача и изложив причины в истории болезни (медицинской книжке, амбулаторной карте).

Назначение специальных, сложных рентгенологических исследований (например: уро-графий, ангиографий, метросальпингографии и др.) проводится только по строгим клиническим показаниям после предварительного обсуждения необходимости данного исследования рентгенологом и лечащим врачом.

При необходимости динамического наблюдения за состоянием больного сложные рентгенологические исследования могут быть повторены не ранее чем через 15 дней после первого исследования. Сокращение указанного срока допускается только при оказании неотложной помощи.

При направлении больного на консультацию, стационарное лечение при переводе в другое лечебное учреждение к результатам рентгенологических исследований должны прилагаться имеющиеся рентгенограммы (флюорограммы).

Неотложная рентгенологическая диагностика, обследование больных при острых заболеваниях и травмах имеет исключительно большое значение для правильной постановки диагноза и выбора метода лечения.

В процессе неотложного рентгенологического исследования необходимо установить характер и особенности клинического течения острого заболевания или травмы, локализацию и объем зоны поражения. При этом первостепенное значение имеет выявление тех повреждений или патологических состояний, которые обусловливают тяжесть заболевания и требуют неотложных лечебных мероприятий.

В экстренном порядке рентгенологическая помощь оказывается в любое время суток. Исследования могут проводиться в приемном отделении, в операционных, реанимационном и других отделениях с помощью переносных и передвижных рентгеновских аппаратов. В рентгеновском отделении с помощью стационарных аппаратов проводится неотложная диагностика больным, находящимся в удовлетворительном состоянии, и в случае проведения сложных методик исследования: экскреторная урография, ретроградная цистография, контрастное исследование ран (вульнерография), артерио- и венография конечностей и др.

В приемном отделении должна быть специальная каталка, на которой больного, при необходимости ему рентгенологического исследования, не только транспортируют в рентгенокабинет, но и обследуют. На этой каталке металлическая станина заменена на пластмассовую. Под станиной каталки оборудуется свободно перемещающийся поддон с кассетодержателем, позволяющий также фиксировать кассету при латерографии.

Противопоказания к неотложному рентгенологическому исследованию: профузное внутреннее или наружное кровотечение; резкое нарушение жизненно важных функций организма; выраженное двигательное возбуждение, не устраняемое с помощью фармакологических средств.

Успешность неотложной рентгенодиагностики в большей степени зависит от работы рентгенолаборанта. В связи с тем что работа в условиях неотложной рентгенологической помощи отличается крайним разнообразием выполненных исследований и ограничена во времени, от рентгенолаборанта требуются исключительная собранность и предельная аккуратность. Рентгенолаборант должен быть готов к быстрому выполнению необходимых исследований. Для этого заранее должны быть проверены исправность аппаратуры, готовность фотолаборатории, наличие заряженных кассет всех размеров для рентгенограмм. Для повышения качества диагностики и определения объема рентгенологического обследования больного дежурный врач должен четко сформулировать задачу и цель рентгенологического исследования.

Все неотложные рентгенологические исследования регистрируются в книге учета специальных диагностических исследований. В книгу учета заносятся следующие данные: фамилия, имя, отчество и возраст больного, дата, время его поступления и отправки из кабинета, область и характер исследования, количество, размер сделанных снимков и израсходованной рентгенографической пленки, развернутое рентгенологическое заключение. Подробное описание выявленных изменений и свое заключение по результатам проведенного исследования врач-рентгенолог заносит в историю болезни или в медицинскую книжку.

При всех видах рентгенологических исследований обязательна соответствующая фильтрация пучка излучения. При необходимости установления дополнительного фильтра толщина его должна быть такой, чтобы алюминиевый эквивалент дополнительного фильтра и собственного фильтра рентгеновской трубки был не менее:

2 мм – в аппарате с номинальным напряжением 70-80 кВ;

3 мм – в аппарате с номинальным напряжением 80-100 кВ;

4 мм – в аппарате с минимальным напряжением 100-125 кВ;

5 мм – в аппарате с номинальным напряжением от 125 кВ и выше.

При всех видах рентгенологических исследований сечение рабочего пучка излучения должно быть минимальным, время проведения исследования – возможно более коротким, не снижающим качество исследования. При рентгенографии на стационарных рентгеновских аппаратах ограничение сечения рабочего пучка должно проводиться с помощью регулируемых диафрагм со световым (оптическим) указателем границ облучаемого поля.

При просвечивании без использования электронно-оптических усилителей и телевизионных установок обязательна полная темновая адаптация врача-рентгенолога.

Расстояние от источника излучения до пациента должно быть не менее 300 мм, а при дентальной рентгенографии – не менее 125 мм.

При рентгенологических исследованиях обязательно экранирование просвинцованной резиной или иными защитными приспособлениями со свинцовым эквивалентом не менее 0,3 мм области половых органов и таза пациента. Защите экранированием подлежат и другие части тела пациентов, которые не являются объектом исследования.

Запрещается проводить рентгеноскопические исследования на рентгеновских аппаратах переносного типа, палатного и дентального, не приспособленных для проведения рентгеноскопии.

Рентгеноскопические исследования должны проводиться при минимальном времени включения высокого напряжения. Все манипуляции с пациентом, находящимся за экраном (повороты, установка, ориентация и т.п.), должны проводиться при выключенном высоком напряжении на рентгеновской трубке.

^ Пребывание в процедурном кабинете более одного обследуемого запрещается.

Меры радиационной защиты пациентов должны систематически изучаться при специальной подготовке персонала рентгеновского кабинета (отделения), а также разъясняться на учебных сборах и клинических конференциях врачей.

Все случаи необоснованного назначения рентгенологических исследований (процедур) должны учитываться, докладываться командованию части и не реже одного раза в квартал доводиться до лечащих врачей.

Радиационная защита персонала обеспечивается рациональной планировкой рентгеновского кабинета, исправностью рентгеновской аппаратуры, использованием средств защиты от рассеянного излучения и соблюдением правил безопасности при работе.

Защита от рентгеновского излучения должна обеспечивать его ослабление до уровней, при которых в реальных условиях эксплуатации аппаратов дозы облучения для соответствующей категории личного состава не превысят следующих величин:

 для персонала кабинета предельнодопустимая доза, равная для всего тела, гонад, красного костного мозга, – 2 бэр/год, для предплечий, кистей, лодыжек и стоп – 30 бэр/год;

 для личного состава, находящегося в смежных помещениях, предел дозы облучения не более 0,5 бэр/год;

 для лиц, не состоящих в штате рентгеновских кабинетов, не по роду деятельности периодически участвующих в проведении специальных рентгенологических исследованиях доза облучения не должна превышать для гонад, всего тела и красного костного мозга –
0,5 бэр/год, для предплечий, кистей, лодыжек и стоп – 3 бэр/год.

В рентгеновском кабинете должны быть следующие средства защиты от рентгеновского рассеянного излучения:

 малая защитная ширма врача – 0,5 мм свинца;

 многолопастный, собранный внахлест подэкранный фартук из просвинцованной резины для защиты врача при просвечивании – 0,3 мм свинца;

 перчатки защитные из просвинцованной резины;

 фартуки и юбки защитные из просвинцованной резины – 0,3 мм свинца;

 просвинцованная резина и другие приспособления для защиты основных органов пациентов и других частей тела, которые не являются объектом исследования.

Количество защитных средств должно соответствовать числу лиц, находящихся в процедурном кабинете во время рентгенологических исследований.

Защитные перчатки, фартуки, просвинцованные стекла и другие средства защиты должны иметь отметки, указывающие их свинцовый эквивалент.

В случае невозможности по условиям работы применения индивидуальных средств защиты, при невозможности в достаточной степени снизить уровень облучения защиту необходимо обеспечить соответствующим сокращением времени пребывания работающих и пациента в зоне облучения.

Проводить рентгенологические исследования при горизонтальном положении поворотного стекла-штатива, сидя на его деке запрещается.

При исследовании детей младшего возраста следует применять специальные приспособления для поддерживания их за экраном. При отсутствии таковых это можно поручить родственникам, медицинским сестрам или санитаркам после предварительного инструктажа и обеспечения их индивидуальными средствами защиты.

При работе с рентгенотелевизионными устройствами следует предусматривать дополнительную защиту рабочего места рентгенолога от рассеянного излучения.

Рентгенолаборанту запрещается обслуживать два аппарата и более даже в том случае, когда пульты управления аппаратов находятся в одной комнате.

При просвечивании рентгенолаборант находится у пульта рентгеновского аппарата, включает и выключает его только по указанию врача. Выключить аппарат без разрешения можно только в случае аварии.

Во время проведения рентгенографии в процедурном кабинете запрещено пребывание персонала, не занятого при исследовании.

При использовании рентгеновских аппаратов вне рентгеновского кабинета должны предусматриваться все возможные в каждом отдельном случае меры защиты экранированием, расстоянием, временем как персонала, так и других категорий облучаемых лиц.

В рентгеновском отделении должна быть организована служба радиационного контроля. Целью радиационного контроля является проверка выполнения требований радиационной безопасности, изложенных в СанПиН 2.6.1.802-99 и НРБ-99.

Ответственным за организацию и проведение радиационного контроля является начальник рентгеновского отделения. Радиационный контроль включает в себя дозиметрический контроль защиты от излучения на рабочих местах персонала, дозиметрический контроль защиты от излучения в смежных помещениях, индивидуальный дозиметрический контроль облучения персонала.

Первые два вида контроля проводятся не реже одного раза в три года.

Индивидуальный контроль проводится врачом. Индивидуальный дозиметрический контроль проводится с помощью индивидуальных дозиметров. Данные контроля фиксируются в журнале учета индивидуальных доз облучения. Индивидуальная доза облучения за год заносится в карточку учета индивидуальных доз облучения. Индивидуальный дозиметр носится в нагрудном кармане спецодежды, используемой в кабинете. Вне работы дозиметр должен находиться в недоступном для рентгеновского излучения месте.

Помещение и оборудование рентгеновского кабинета должны содержаться в чистоте и в технически исправном состоянии. В помещениях кабинета должна проводиться ежедневная влажная уборка. Уборка кабинета должна проводиться только после окончания работы. Во время уборки аппаратура должна быть отключена от питающей сети. Уборка включает
дезинфекцию элементов и принадлежностей рентгеновского аппарата, с которыми соприкасается пациент при исследовании.

Запрещается держать в помещениях кабинета излишнюю мебель и предметы, не имеющие отношения к рентгенологическому исследованию. Посторонние лица, в том числе. больные и персонал других отделений, могут находиться в рентгеновском кабинете только в присутствии персонала.

Перед началом работы рентгенолаборант должен:

удостовериться в отсутствии посторонних лиц в процедурной кабинета и произвести визуальную проверку исправности рентгеновского аппарата (подвижных частей, электропроводки, высоковольтного кабеля, заземления) и другой аппаратуры;

проверить исправность фонарей, негатоскопов, фотомаркира, нагревателя баков-танков, сушильных шкафов.

Затем проверяется величина электрического напряжения линии питания и производится пробное включение рентгеновского аппарата на различных режимах работы.

Обо всех нарушениях в работе рентгеновского аппарата и другого оборудования, несоответствии средств индивидуальной защиты предъявляемым требованиям и других отступлениях от нормального режима работы рентгенолаборант обязан немедленно доложить врачу-рентгенологу.

При аварии рентгеновского аппарата или электропроводки необходимо немедленно вы-ключить электропитание и принять срочные меры по ликвидации последствий.

В кабинете должен быть углекислотный огнетушитель, которым весь персонал должен уметь пользоваться. В случае возникновения пожара в кабинете или смежных помещениях следует немедленно обесточить всю электроаппаратуру, сообщить о возникшей опасности командованию и принять меры к тушению пожара, используя все имеющиеся средства борьбы с огнем. В случае загорания электропроводки, щитков надо пользоваться только углекислотным огнетушителем и песком.

Запрещается производить монтаж и ремонт рентгеновских аппаратов, находящихся под напряжением. Во избежание несчастных случаев во время ремонта и монтажа электропитание отключается и на выключатель вывешивается табличка с надписью: «Не включать – работают люди!» При поражении электротоком действовать согласно инструкции по оказанию помощи при поражении электротоком.

После окончания рабочего дня все установки и электросистемы рентгеновского кабинета должны быть обесточены.

В рентгеновском кабинете должны храниться технические описания и инструкции по эксплуатации, заводские и эксплуатационные паспорта рентгеновских аппаратов, санитарный паспорт на рентгеновский кабинет, свидетельства, протоколы о государственной проверке аппаратов, рентгеновских трубок, электроизмерительных приборов, дозиметров, протоколы дозиметрического контроля защиты от рентгеновского излучения на рабочих местах и в смежных помещениях. В рентгеновских кабинетах должен храниться только рабочий запас рентгеновской пленки.

Типовая инструкция по охране труда для персонала рентгеновских отделений утверждена приказом Министра здравоохранения РФ1.

В отделении регулярно должны осуществляться сбор и сдача серебросодержащих отходов. Рентгеновские снимки, хранящиеся в архиве более пяти лет, обрезки пленки, остатки фиксажа собираются санитаркой, фиксируются в журнале ответственным рентгенолаборантом.


3.11.2. Отделение (кабинет) ультразвуковой диагностики

Отделение УЗД является структурным подразделением рентгеновского центра и предназначено для проведения диагностических исследований паренхиматозных и полых органов, сердечно-сосудистой системы, плевральных полостей, мягких тканей туловища и конечностей.

В связи с необходимостью обработки фотоматериалов, на которых фиксируются результаты УЗИ, кабинет УЗД должен располагаться в комплексе с рентгеновским отделением.

Общие требования к планировке, устройству электрических питающих линий и заземляющих устройств, размещению оборудования и организации рабочих мест в кабинетах ультразвуковой терапии должны соответствовать требованиям, предъявляемым к устройству и оборудованию электро- и светолечебных кабинетов.

В отделении УЗД осуществляются плановые и неотложные исследования. Ультразвуковая диагностика показана при следующих заболеваниях:

 новообразования, кисты и повреждения паренхиматозных органов брюшной полости и забрюшинного пространства, выраженные степени острых воспалительных заболеваний (деструкции) паренхиматозных органов;

 желчнокаменная болезнь, почечно-каменная болезнь;

 заболевания сердца (пороки, миокардиты) и крупных сосудов;

 заболевания плевры и плевральных полостей;

 некоторые аномалии развития внутренних органов;

 заболевания (новообразования и кисты) щитовидной железы;

 заболевания органов малого таза (гениталий, мочевого пузыря, предстательной железы);

 функциональные нарушения органов желудочно-кишечного тракта и желчевыделительной системы;

 физиология и патология беременности;

 заболевания и повреждения глаза;

 новообразования мягких тканей, неорганные дисэмбриогенные кисты и опухоли.

Под контролем аппаратов УЗД может осуществляться биопсия как поверхностных (подкожных), так и внутриорганных образований, дренированных абсцессов и кист паренхиматозных органов. Противопоказаний для проведения УЗИ нет.

Отделение УЗД должно иметь помещение для регистрации больных, подготовки их к исследованию и диагностическое помещение. Площадь каждого из помещений 12-16 м2.

Помещения оснащаются общим и местным (малым) освещением, несколькими электророзетками для подключения различных приборов, подводкой горячей и холодной воды к раковинам.

Оборудование кабинета УЗД включает ультразвуковые сканирующие устройства в комплекте с устройством для тканевой биопсии и пункции полостных образований, кровать (кушетку), манипуляционные столики и шкаф для хранения принадлежностей к аппарату УЗИ и медикаментов, стерилизатор, биксы со стерильным материалом, шприцы. Кабинет должен иметь мебель для персонала и больных, а также для хранения документации и архивных материалов.

Документация отделения УЗД: книга протоколов исследований; книга учета материальных средств; книга учета гистологических исследований; систематизированный архив эхо-грамм; технические паспорта на используемую аппаратуру.

Для записи протоколов исследований, выдаваемых на руки больному, необходимо иметь стандартные бланки. В отделении должны быть в наличии бланки направлений на гистологическое исследование.

Подготовка больных к проведению исследования:

а) при исследовании черепа и глаза, щитовидной железы, печени, почек и мягких тканей предварительной подготовки больного не требуется;

б) поджелудочная железа, желчевыделительная система, органы желудочно-кишечного тракта исследуются натощак;

в) за 40 мин до исследования органов малого таза (мочевой пузырь, гениталии) больному дается 2-3 стакана воды.

Перед исследованием поверхность датчика обрабатывается спиртом. Исследование глаза и щитовидной железы проводится через аппликатор, наполненный водой или вазелиновым маслом.

Если при исследовании поджелудочной железы последняя в горизонтальном положении больного не выявляется, больного переводят в полувертикальное положение (сидя на кушетке) и продолжают исследование после приема больным 2 стаканов воды.

В среднем на исследование затрачивается до 30-40 мин (исследование одного органа
7-10 мин). Расчетная норма нагрузки для медицинских работников кабинета УЗД составляет 33 усл. ед.

Биопсийные устройства после исследования обеззараживаются окисью этилена. По окончании исследования проводится обработка фиксирующих материалов (рентгеновская пленка, поляроидная пленка), на основании изучения которых дается заключение по исследуемому больному.

Медицинское обследование лиц, работающих в рентгеновских отделениях, осуществляется не реже одного раза в год.


3.11.3. Рентгеновское отделение (компьютерной томографии с кабинетом ангиографии)

Рентгеновское отделение (компьютерной томографии с кабинетом ангиографии) находится в составе рентгеновского центра окружного (флотского) госпиталя.

Задачи отделения:

 проведение квалифицированного рентгеновского исследования КТ при строгом соблюдении медицинских показаний;

 ежегодный анализ результатов проводимых исследований путем сопоставлений с данными других диагностических, клинических и патологоанатомических исследований;

 внедрение в практику разработанных высокоэффективных методик исследования;

 координация деятельности специалистов КТ с клиническими подразделениями, проведение совместных конференций, семинаров, систематическая работу по повышению квалификации персонала, участие в обучении врачей-специалистов и среднего медицинского персонала;

 обеспечение должной техники безопасности и радиационной безопасности персонала и пациентов.

Набор помещений кабинета КТ определяется на основе рекомендаций фирмы, выпускающей данный тип рентгеновских компьютерных томографов, и приложения V к СанПиН 2.6.1.1192-03 и согласовывается с санитарно-эпидемиологической службой в установленном порядке.

Штат персонала кабинета КТ устанавливается с учетом обеспечения работы не менее чем в 2-сменном режиме. Кабинет КТ возглавляет квалифицированный врач-рентгенолог, прошедший подготовку по компьютерной рентгеновской томографии.

Врач-рентгенолог обязан выполнять в течение рабочего дня полный объем работы в соответствии с вышеперечисленными задачами. Врач-рентгенолог принимает участие в проводимых в лечебно-профилактических учреждениях клинических, патологоанатомических и других конференциях, а также в работе научного медицинского общества.

Врач-рентгенолог несет административную и юридическую ответственность за лучевые и электротравмы, полученные больными или обслуживающим персоналом во время работы.

Рентгенолаборант обязан выполнять в течение рабочего дня полный объем работы в соответствии с функциональными обязанностями. Рентгенолаборант осуществляет выполнение исследований по методикам, определяемым врачом-рентгенологом, а также ведение медицинской учетно-отчетной документации. Совместно с инженером принимает участие в проверке технического состояния аппаратуры и оборудования.

Инженер КТ-кабинета осуществляет техническое обеспечение работы КТ и аппаратуры КТ-кабинета, контролирует качество работы, организует ремонт и регламентное обслуживание сложной техники, участвует в обучении врачей и среднего медицинского персонала правилам эксплуатации аппаратуры, осуществляет ведение делопроизводства по своему разделу работы.

Производственная нагрузка специалистов определяется положением об их функциональных обязанностях, а также расчетными нормами времени на проведение различных видов исследований.

Критериями, ограничивающими объем работы персонала, является предельнодопустимая доза лучевой нагрузки 20 в год (соотв. ~ 0,2 мЗв/месяц) и нормативное время, необходимое для обследования пациента.

Расчет лучевой нагрузки персонала осуществляется путем индивидуальной дозиметрии или дозиметрического контроля на рабочих местах с учетом количества и характера выполняемых исследований, подтверждаемых соответствующими актами дозиметрического контроля.

Примерные расчетные нормы времени на проведение рентгенологических и ультразвуковых исследований (приложение 22 к приказу Минздрава РСФСР 1991 г. № 132):

томография в одной проекции – 30 мин;

томография в двух проекциях – 40 мин;

рентгенокомпьютерная томография без внутривенного усиления – 45 мин;

рентгенокомпьютерная томография с внутривенным усилением – 60 мин;

заочная консультация по представленным рентгенограммам с оформлением протокола –15 мин.

П р и м е ч а н и е. При раздельном исследовании обоих парных органов временные нормы увеличиваются на 50%. Учитывая специфику исследований детей младшего возраста (до 7 лет), степень тяжести больных, расчетные нормы времени на одно исследование увеличиваются на 20%.


3.11.4. Отделение (лаборатория) радиоизотопной диагностики

Отделение (лаборатория) радиоизотопной (радионуклидной) диагностики создается в составе рентгеновского центра окружного (флотского) госпиталя.

Руководство отделением (лабораторией) осуществляется заведующим отделением (лабораторией), подчиняющимся начальнику рентгеновского центра (отделения).

Набор помещений отделения (лаборатории) радионуклидной диагностики определяется СП 2.6.1.799-99 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасно-сти (ОСПОРБ-99)», НРБ-99, методическими указаниями «Гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности при проведении радионуклидной диагностики с помощью радиофармпрепаратов» (МУ 2.6.1.1892-04).

Основными задачами отделения (лаборатории) радионуклидной диагностики являются:

- проведение радионуклидных диагностических исследований;

- внедрение новых методик радионуклидной диагностики;

- обеспечение оптимального использования радиофармацевтических препаратов и радиодиагностической аппаратуры;

- анализ качественных и количественных показателей работы и выявление причин расхождения данных радионуклидных исследований с клиническими и патологоанатомиче-
скими диагнозами.

В соответствии с ОСПОРБ-99 оценка действующей системы обеспечения радиационной безопасности в подразделениях радионуклидной диагностики основывается на показателях, предусмотренных Федеральным законом «О радиационной безопасности населения»:

- характеристике возможного и реального радиоактивного загрязнения окружающей среды;

- анализе обеспечения мероприятий по радиационной безопасности и выполнения санитарных правил в области радиационной безопасности;

- вероятности радиационных аварий и их масштабе;

- степени готовности к ликвидации радиационных аварий и их последствий;

- анализе доз облучения, получаемых персоналом и отдельными группами населения за счет облучения при нормальной работе отделений;

- числе лиц, подвергшихся облучению выше установленных пределов доз.

Все перечисленные показатели указываются в радиационно-гигиенических паспортах организаций, которые характеризуют уровень обеспечения радиационной безопасности работников данной организации (учреждения), населения, и утверждены в установленном порядке.

Радиационная безопасность в подразделении радионуклидной диагностики обеспечивается за счет:

- качества проекта помещений, в которых размещается подразделение радионуклидной диагностики in vivo;

- обоснованного выбора места и площадки для его размещения;

- штатной эксплуатации радиодиагностической аппаратуры и оборудования;

- физической защиты источников ионизирующего излучения;

- тщательного выполнения установленных технологий радиодиагностических исследований;

- санитарно-эпидемиологической оценки медицинских изделий, радиофармпрепаратов и технологий, используемых в радионуклидной диагностике;

- наличия и непрерывного функционирования системы радиационного контроля;

- планирования и проведения конкретных мероприятий по обеспечению радиационной безопасности пациентов, персонала и населения при нормальной работе подразделения радионуклидной диагностики, реконструкции его помещений и выводе из эксплуатации;

- повышения радиационно-гигиенической грамотности персонала и населения.

В целях обеспечения радиационной безопасности пациентов процедура проводится только по направлению лечащего врача и назначению врача-радиолога при наличии клиниче-ских показаний.

В организм пациента вводится оптимальная активность радиофармпрепарата, обеспечивающая получение достоверной диагностической информации. Пациенту следует соблюдать требования и рекомендации, установленные нормативной документацией, действующими инструкциями и правилами внутреннего распорядка в данном учреждении.

Радиационная безопасность персонала в подразделениях обеспечивается:

- ограничениями допуска к работе с источниками излучения по возрасту, полу, состоянию здоровья, уровню предыдущего профессионального и (или) аварийного облучения;

- достаточностью коллективных средств радиационной защиты и ограничением продолжительности работ с радионуклидными источниками;

- тщательным соблюдением тех требований и рекомендаций для персонала, которые описаны в должностных инструкциях и в нормативно-технической документации;

- применением индивидуальных средств радиационной защиты;

- организацией радиационного контроля;

- проведением эффективных мероприятий по профилактике и ликвидации радиационных аварий.

При проведении радионуклидных диагностических процедур руководство госпиталя и заведующий лабораторией обеспечивают:

- планирование и осуществление мероприятий по обеспечению радиационной безопа-сности;

- осуществление контроля радиационной обстановки на рабочих местах, в помещениях и на территории учреждения;

- осуществление индивидуального контроля и учета индивидуальных доз облучения пациентов и профессионального облучения персонала в рамках единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения;

- проведение обучения, регулярной переподготовки и аттестации руководителей и исполнителей работ в подразделениях радионуклидной диагностики, специалистов службы радиационной безопасности, а также других лиц, постоянно или временно выполняющих работы с источниками излучения, по вопросам обеспечения радиационной безопасности;

- регулярное проведение инструктажа и проверки знаний персонала в области радиационной безопасности;

- проведение предварительного (при поступлении на работу) и периодических (не реже одного раза в год) медицинских осмотров персонала;

- регулярное информирование персонала об уровнях облучения на рабочих местах и величинах полученных индивидуальных доз профессионального облучения;

- своевременное информирование органов Госсанэпиднадзора РФ о радиационных авариях;

- выполнение санитарно-эпидемиологических заключений и предписаний органов
Госсанэпиднадзора;

- реализацию прав граждан в области обеспечения радиационной безопасности.

На должность заведующего отделением (лабораторией) радионуклидной диагностики назначается квалифицированный врач-радиолог, прошедший специальную подготовку и получивший сертификат специалиста, имеющий опыт практической работы в этой области.

Врач-радиолог обязан выполнять в течение рабочего дня полный объем работы в соответствии с вышеперечисленными задачами. Врач-радиолог принимает участие в проводимых в лечебно-профилактических учреждениях клинических, патологоанатомических и других конференциях, а также в работе научного медицинского общества.

Врач-радиолог несет административную и юридическую ответственность за лучевые и электротравмы, полученные больными или обслуживающим персоналом во время работы.

На должность медицинской сестры отделения (лаборатории) радионуклидной диагностики назначается медицинский работник, имеющий среднее медицинское образование и прошедший специальную подготовку по радионуклидной диагностике.

Медицинская сестра работает под непосредственным руководством врача-радиолога.

Производственная нагрузка специалистов определяется положением об их функциональных обязанностях, а также расчетными нормами времени на проведение различных видов исследований.

Критериями, ограничивающими объем работы персонала, являются предельно-допустимая доза лучевой нагрузки 20 в год (соотв. ~ 0,2 мЗв/мес) и нормативное время, необходимое для обследования пациента.

Расчет лучевой нагрузки персонала осуществляется путем индивидуальной дозиметрии или дозиметрического контроля на рабочих местах с учетом количества и характера выполняемых исследований, подтверждаемых соответствующими актами дозиметрического контроля.


1-osnovnie-ponyatiya-i-sushnost-proizvodstvennoj-logistiki.html
1-osnovnie-ponyatiya-operacionnaya-sistema-process-potok-mnogozadachnost-mnogopotochnost-stranica-17.html
1-osnovnie-ponyatiya-teorii-sistem-sushnost-i-principi-tssa-g-i-kornilov-1.html
1-osnovnie-prichini-obuslovivshie-rezkuyu-politizaciyu-otechestvennoj-ekonomicheskoj-misli-perioda-1917-1921-eto.html
1-osnovnie-problemi-i-faktori-vliyayushie-na-razvitie-gosudarstvennosti-i-obshestvennih-otnoshenij-v-sovremennoj-rossii.html
1-osnovnie-svedeniya-o-subekte-rossijskoj-federacii-naimenovanie-subekta-rossijskoj-federacii-stranica-3.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/medicinali-zhne-farmacevtikali-mamanditar-bojinsha-memlekettk-zhalpia-brdej-mndett-standarttar-men-lglk-ksptk-ou-badarlamalarin-bektu-turali.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-4-diskursivnie-i-prezentativnie-formi-kniga-filosofiya-v-novom-klyuche.html
  • textbook.bystrickaya.ru/itogo-prochih-obyazatelstv-otchet-o-pribilyah-i-ubitkah-5.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskoe-napravlenie-73-konsultacionnoe-napravlenie-73-ii-osnovnie-napravleniya-deyatelnosti-i-zadachi-asdg-v-2006-godu-100-stranica-10.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/tehnologiya-holodnoj-obemnoj-shtampovki.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-dlya-studentov-specialnosti-zootehniya-petrozavodsk-chast-9.html
  • notebook.bystrickaya.ru/indian-council-by-world-affairs-icwa-new-delhi-and-moscow-state-institute-of-international-relations-mgimo-moscow-at-sapru-house-new-delhi-stranica-4.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pravila-pozharnoj-bezopasnosti-dlya-uchrezhdenij-zdravoohraneniya-ppbo-07-91-stranica-6.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/plan-ii-mezhotraslevoj-konferencii-avtomatizaciya-proizvodstva-2011-g-moskva-22-noyabrya-2011-g-gk-izmajlovo.html
  • composition.bystrickaya.ru/odissei-stranica-3.html
  • credit.bystrickaya.ru/polozhenie-o-festivale-konkurse-po-populyarizacii-nacionalnih-kultur-v-parkah-rossii-karusel-druzhbi-imezhregionalnoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-narod.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/napryami-vihovannya-ta-h-zagalna-harakteristika.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-modulya-sudebnaya-psihiatriya-napravleniya-podgotovki-031003-sudebnaya-ekspertiza.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rukovodstvo-po-ostanavleniyu-sudna-rd-31-60-25-97-stranica-7.html
  • literatura.bystrickaya.ru/setkaan-pervie-trudnosti-mihail-gershtejn.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/evolyuciya-predstavlenij-o-vremeni.html
  • notebook.bystrickaya.ru/itogo-po-razdelu-iii-vid-uchebnik-uch-posobie-zadachnik-monografii-nauchn-stati-broshyuri.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-finno-ugorskie-narodi.html
  • essay.bystrickaya.ru/chast-ii-mehanizmi-i-bogi-sozercatel-teni-viktor-pelevin.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rinki-kapitala.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kulturno.html
  • testyi.bystrickaya.ru/anketa-dlya-avtora-rabot.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prakticheskoe-rukovodstvo-po-primeneniyu-gaagskoj-konvencii.html
  • control.bystrickaya.ru/dari-limuzini-rozhdestvenskaya-skazka-stranica-8.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sankt-peterburg-novosti-morskogo-i-rechnogo-transporta.html
  • desk.bystrickaya.ru/opp-aspekt-obshestvenno-politicheskij-perevod.html
  • reading.bystrickaya.ru/lissi-mussa-abzac-kirdik.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/sovet-po-svetskomu-gumanizmu.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-ds-v-05-osnovi-kompyuternogo-modelirovaniya-v-fizike-ch-1-indeks-po-gosnaimenovanie-disciplini.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-pravoohranitelnie-organi-opd-f-23-stranica-9.html
  • crib.bystrickaya.ru/izdatelstva-ili-zhurnala-ngod.html
  • klass.bystrickaya.ru/adolf-gitler-stranica-6.html
  • lesson.bystrickaya.ru/sistema-skladirovaniya-i-skladskoj-pererabotki-produkcii.html
  • turn.bystrickaya.ru/pnn-ou-dstemelk-keshen-pedagogikali-zertteu-dster-5v016600-geografiya-mamandii-shn-ou-dstemelk-materialdari.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/teoreticheskaya-i-prakticheskaya-znachimost-issledovaniya-soznanie-i-bessoznatelnoe-v-strukture-poznaniya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.