.RU

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ) - Примерная программа профессионального модуля пм. 05....


3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)



Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Соблюдение принципов профессиональной этики: общение с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности. Консультирование пациента и его окружения по вопросам ухода и самоухода.





Теория 8

Практические занятия 16




МДК 05.01. Теория и практика сестринского дела.




24




Тема 1.1. История сестринского дела.

Содержание

2




Основные вехи истории сестринского дела.

Основоположники сестринского дела.

Участие А. Дюнана в создании Международной

организации помощи жертвам войны. Российское

общество Красного Креста.

Развитие сестринского дела в первые годы советской

власти. Создание системы среднего специального

медицинского образования.

Основные направления и события в процессе

реформирования сестринского дела в РФ на современном

этапе.



1

Тема 1.2. Философия сестринского дела.

Содержание

2




Принципы философии сестринского дела в России.

Фундаментальные понятия философии сестринского

дела.

Этические компоненты как основа философии

сестринского дела.

Сестра как независимый специалист в сфере

здравоохранения.

Основные положения этического Кодекса Международного Совета медицинских сестер и Этического Кодекса медицинских сестер России.

1

Тема 1.3. Общение в сестринском деле.

Содержание

10




Определение понятий «биоэтика», «медицинская тайна».

Морально-этические нормы, правила и принципы профессионального сестринского поведения.

Общение как средство сестринской помощи и социальной поддержки. Функции общения.

Уровни общения: внутриличностные, межличностные, общественные.

1

Практическое занятие

8




Типы общения: вербальное и невербальное.

Каналы общения: устная речь, письменное общение (написанные слова, символы), неречевое общение (мимика, жесты).

Элементы эффективного общения (отправитель, сообщение, канал, получатель, подтверждение).

Факторы, способствующие и препятствующие эффективному общению. Стили общения.

Поддержание связи с пациентами, неспособными к вербальному общению.

Критерии эффективного общения.

2

Тема 1.4. Обучение в сестринском деле.

Содержание

10




Сферы обучения: познавательная, эмоциональная, психомоторная.

Способы обучения: индивидуальные, коллективные и т.д.

Цели обучения: промежуточные конечные. Реалистичность целей. Условия достижения целей.

1

Практическое занятие

8




Факторы, способствующие эффективному обучению (умственное состояние обучаемого; установка на внимание); способность к обучению.

Этапы учебного процесса.

Организация обучения: окружающая обстановка, время обучения, индивидуальный подход к обучению и т. п.

Оценка эффективности обучения: определения уровня усвоения пациентом переданной информации необходимости повторения, достижения поставленной цели (целей), демонстрация полученных навыков.

2

Самостоятельная работа при изучении раздела 1.

  1. Составление хронологической таблицы основных событий истории сестринского дела.

  2. Составление и решение проблемно-ситуационных задач на основе статей Этического кодекса.

  3. Составление сводной таблицы на соотношение этических компонентов философии сестринского дела со статьями Этического кодекса сестёр России.

  4. Заполнение схем по темам «Уровни общения», «Элементы эффективного общения», «Каналы общения», «Как сделать вербальное общение эффективным?», «Мимика человеческого лица», «Жесты человека и их значение» «Зоны комфорта».

  5. Схемы по темам: «Сферы обучения», «Факторы эффективного обучения».

  6. Составление тематических кроссвордов.

  7. Подготовка докладов, реферативных сообщений по темам: «История сестринского дела, как часть истории человечества», «История становления национальных обществ и международных организаций Красного Креста и Красного Полумесяца», «История создания ВОЗ», «Общины сестёр милосердия», «Русские женщины. От сестры милосердия до медицинской сестры», «Наследие Ф. Найтингейл».

  8. Написание, мини-сочинений на тему «Благо больного – высший закон».

  9. Подготовка докладов, реферативных сообщений по темам: «Как сделать общение эффективным?», «Язык телодвижений».

  10. Подготовка докладов, реферативных сообщений по темам: «Как сделать обучение эффективным?», «Что такое эффективное обучение?».










12




Раздел 2. Осуществление ухода за тяжелобольными пациентами в условиях учреждения здравоохранения и на дому. Осуществление сестринского процесса. Владение основами рационального питания.







Теория – 20 часа

Практические занятия 20





МДК 05.01. Теория и практика сестринского дела.







Теория – 20

Практические занятия – 20




Тема 2.1. Иерархия потребностей человека по А. Маслоу. Модели сестринского дела.

Содержание

2




Основные концепции теории А. Маслоу.

Основные представления о моделях и системах ценностей сестринского дела.

Уровни основных человеческих потребностей по А.Маслоу и потребности повседневной жизни по В.Хендерсон.

Основные положения модели сестринского ухода В. Хендерсон, основанной на фундаментальных потребностях повседневной жизни пациента.

Сравнительная характеристика основных положений моделей Д. Орэм и В. Хендерсон. Принципы выбора модели сестринского ухода.

1

Тема 2.2. Сестринский процесс. Документация к сестринскому процессу.

Содержание

2




Сестринский процесс – метод организации оказания сестринской помощи.

Эффективность и качество сестринского ухода.

Особенности сестринского процесса в разных возрастных группах.

1

1 этап – оценка состояния пациента. Заполнение листа первичной оценки.

2 этап – выявление проблем пациента. Определение понятия «проблема». Виды проблем. Проблема, как реакция пациента на болезнь и/или своё состояние. Источники проблем.

3 этап – постановка целей сестринских вмешательств. Виды целей и ожидаемый результат. Требования к формулированию целей. Условия чёткого выполнения вмешательств.

4 этап – Объём вмешательств – тактика сестры, зависящая от состояния пациента и поставленных целей. Вовлечение пациента в процесс ухода. Протокол плана ухода.

5 этап – оценка результата. Текущая и итоговая оценка.

Документация к сестринскому процессу.




Тема 2.3. Потребность пациента в нормальном дыхании.

Содержание

4




Первичная оценка потребности в нормальном дыхании. Признаки нарушения функций нормального дыхания.

Особенности потребности в нормальном дыхании в разных возрастных группах (новорожденные и взрослые).

Возможные проблемы пациента в связи с нарушением удовлетворения потребности в нормальном дыхании.

1

Практическое занятие

2




Определение целей сестринского ухода при нарушении удовлетворения потребности в нормальном дыхании.

Возможные сестринские вмешательства при нарушении удовлетворения потребности в нормальном дыхании.

Оценка сестринского ухода при нарушении удовлетворения потребности в нормальном дыхании.

Документирование всех этапов сестринского процесса.

1

Тема 2.4. Потребность пациента в адекватном питании и питье.

Содержание

4




Первичная оценка потребности в адекватном питании и питье. Основы рационального питания.

Особенности потребности в адекватном питании и питье в разных возрастных группах (новорожденные и взрослые.

Возможные проблемы пациента, связанные с неудовлетворением потребности в адекватном питании и питье.

1

Практическое занятие







Определение целей сестринского ухода при нарушении удовлетворения потребности в адекватном питании и питье.

Возможные сестринские вмешательства при нарушении потребности в адекватном питании и питье.

Оценка результатов сестринского ухода при нарушении потребности в адекватном питании и питье.

Документирование всех этапов сестринского процесса.

2

1

Тема 2.5. Потребность пациента в физиологических отправлениях.

Содержание

4




Первичная оценка потребности в физиологических отправлениях.

Особенности потребности в физиологических отправлениях в разных возрастных группах (новорожденные и взрослые).

Возможные проблемы пациента, связанные с неудовлетворением потребности в физиологических отправлениях.

1

Практическое занятие

2




Определение целей сестринского ухода при нарушении удовлетворения потребности в физиологических отправлениях.

Возможные сестринские вмешательства при нарушении потребности в физиологических отправлениях.

Оценка результатов сестринского ухода при нарушении потребности в физиологических отправлениях.

Документирование всех этапов сестринского процесса.

1

Тема 2.6. Потребность пациента в движении.

Содержание

4




Первичная оценка потребности в движении.

Особенности потребности в движении в разных возрастных группах (новорожденные и взрослые).

Возможные проблемы пациента, связанные с неудовлетворением потребности в движении.

1

Практическое занятие

2




Определение целей сестринского ухода при нарушении удовлетворения потребности в движении.

Возможные сестринские вмешательства при нарушении потребности в движении.

Оценка результатов сестринского ухода при нарушении потребности в движении.

Документирование всех этапов сестринского процесса.

1

Тема 2.7. Потребности пациента во сне, одежде (надевании раздевании, выборе); осуществлении личной гигиены.

Содержание

6




Первичная оценка потребностей во сне, одежде (надевании раздевании, выборе); осуществлении личной гигиены.

Особенности потребности в сне, одежде (надевании раздевании, выборе); осуществлении личной гигиены в разных возрастных группах (новорожденные и взрослые).

Возможные проблемы пациента, связанные с неудовлетворением потребностей в сне, одежде (надевании раздевании, выборе); осуществлении личной гигиены.

1

Практическое занятие

4




Определение целей сестринского ухода при нарушении удовлетворения потребностей в сне, одежде (надевании раздевании, выборе); осуществлении личной гигиены.

Возможные сестринские вмешательства при нарушении потребностей в сне, одежде (надевании раздевании, выборе); осуществлении личной гигиены.

Оценка результатов сестринского ухода при нарушении потребностей в сне, одежде (надевании раздевании, выборе); осуществлении личной гигиены.

Документирование всех этапов сестринского процесса.



1

Тема 2.8. Потребности пациента в поддержании нормальной температуры тела, безопасной окружающей среды.

Содержание

6




Первичная оценка потребностей в поддержании нормальной температуры тела, безопасной окружающей среды.

Особенности потребности в поддержании нормальной температуры тела, безопасной окружающей среды в разных возрастных группах (новорожденные и взрослые).

Возможные проблемы пациента, связанные с неудовлетворением потребностей в поддержании нормальной температуры тела, безопасной окружающей среды.

1

Практическое занятие

4




Определение целей сестринского ухода при нарушении удовлетворения потребностей в поддержании нормальной температуры тела, безопасной окружающей среды.

Возможные сестринские вмешательства при нарушении потребности в поддержании нормальной температуры тела, безопасной окружающей среды.

Оценка результатов сестринского ухода при нарушении потребностей в поддержании нормальной температуры тела, безопасной окружающей среды.

Документирование всех этапов сестринского процесса.

1

Тема 2.9. Потребности пациента в общении; труде и отдыхе.

Содержание

4




Первичная оценка потребностей в общении; труде и отдыхе.

Особенности потребностей в общении; труде и отдыхе в разных возрастных группах (новорожденные и взрослые).

Возможные проблемы пациента, связанные с неудовлетворением потребностей в общении; труде и отдыхе.

1




Практическое занятие

2




Определение целей сестринского ухода при нарушении удовлетворения потребностей в общении; труде и отдыхе.

Возможные сестринские вмешательства при нарушении потребностей в общении; труде и отдыхе.

Оценка результатов сестринского ухода при нарушении потребностей в общении; труде и отдыхе.

Документирование всех этапов сестринского процесса.



1

Тема 2.10. Сестринский процесс при боли.

Содержание

4




Виды и характеристика боли. Эмоциональная и физическая сторона боли.

Первичная оценка боли.

Возможные проблемы пациента, связанные с болью.

1




Практическое занятие

Определение целей сестринского ухода при боли.

Возможные сестринские вмешательства при боли.

Оценка результатов сестринского ухода при боли.

Документирование всех этапов сестринского процесса.

Дифференцированный зачет

2




Самостоятельная работа при изучении раздела 2.

  1. Составление таблицы «Различия в общих положениях моделей сестринского дела у Д. Орэм и В Хендерсон: пациент, источник проблем, направленность сестринских вмешательств, цель ухода, сестринское вмешательство, оценка качества и результатов ухода, роль сестры».

  2. Разбор этапов сестринской деятельности на примере ситуационной задачи.

  3. Схемы по темам (алгоритм действия): «Сестринский уход для профилактики возникновения пролежней», «Сестринский уход за пролежнями различной степени тяжести».

  4. Составление схемы «Уровни потребностей человека по А. Маслоу».

  5. Составление сводной таблицы на соотношение уровней основных потребностей человека по А. Маслоу с потребностями повседневной жизни по В. Хендерсон.

  6. Составление обзорной таблицы «Этапы сестринского процесса».

  7. Реферативные сообщения по темам: «Проблемы пациентов и родственников при уходе за тяжелобольным пациентом», «Сестринский уход для профилактики возникновения пролежней», «Сестринский уход за пролежнями различной степени тяжести», «Педикулез», «Проблемы пациента и родственников в первые часы пребывания в стационаре».




20







Раздел 3. Обеспечение безопасной больничной среды для пациентов и персонала, в том числе инфекционной безопасности, производственной санитарии и личной гигиены на рабочем месте.







Теория - 22

Практических занятий - 42




МДК 05.02. Безопасная среда для пациента и персонала.













Тема 3.1. Внутрибольничная инфекция.

Содержание

18




Масштаб проблемы ВБИ, струк­тура ВБИ.

Способы передачи инфекции в меди­цинском учреждении.

Факторы, влияющие на восприимчи­вость хозяина к инфекции

Группы риска ВБИ: пациенты хирур­гических, урологических, реанима­ционных отделений и т.д.

Резервуары возбудителей ВБИ: руки персонала, инструментарий, обору­дование, лекарственные средства и т.д.

Санитарно-противоэпидемический режим различных помещений меди­цинского учреждения.

1

Практическое занятие

12




Универсальные меры предосторож­ности при работе с кровью и био­логическими жидкостями.

Стандартные меры предосторожно­сти: обращение с бельем, отходами, изоляция и т.п.

Условия мытья рук. Уровни мытья рук. Техника мытья рук. Рекомендация ВОЗ.

Надевание стерильных перчаток.

Снятие использованных перчаток.

Профилактика парентеральных инфекций среди медперсонала.



3

Тема 3.2. Дезинфекция.

Содержание

16




Понятие «дезинфекция». Виды и методы дезинфекции.

Общие требования к дезинфекционному режиму в ЛПУ.

Приказы, регламентирующие способы, ре­жимы и средства для дезинфекции, пред­стерилизационной очистки и стерилизации.

Характеристика современных средств дезин­фекции.

Токсичность дезинфицирующих препаратов. Меры предосторожности.

Структура и классификация медицинских отходов.

Организация системы сбора и удаления отходов в ЛПУ.

Функциональные обязанности должностных лиц ЛПУ по сбору, хранению и удалению отходов.

1

Практическое занятие

12




Приготовление и использование дезинфици­рующих растворов различной концентрации в соответствии с методиче­скими указаниями.

Дезинфекция помещений, санитарно-техни­ческого оборудования, изделий медицин­ского назначения, белья, посуды и т.д.

Первая помощь при попадании дезинфицирующих средств на кожу и слизистые.

Правила обращения с медицинскими отходами.

2

Тема 3.3. Предстерилизационная очистка инструментов. Стерилизация. Принципы работы централизованного стерилизационного отделения.

Содержание

12




Значимость предстерилизационной очистки инструментария многоразового использова­ния, аппаратуры.

Стерилизация: понятие, методы и режимы. Документы, регламентирующие способы стерилизации. Стерилизаторы: паровой, воздушный, газовый.

Устройство и функции ЦСО. Преимущества стерилизации в ЦСО: постоянный контроль качества стерилизации, современная аппаратура, механизация предстерилизационной очистки.

Недостатки при стерилизации вне ЦСО: отсутствие постоянного бактериологического контроля, ручная предстерилизационная очистка.

1

Практическое занятие

6




Этапы предстерилизационной очистки.

Моющие растворы для проведения предстерилизационной очистки, приготовление, критерии использования. Дезинфицирующие средства, применяемые для предстерилизационной очистки.

Способы контроля качества предстерилизационной очистки (пробы на кровь, моющие средства, жир, хлорсодержащие средства).

Упаковочный материал для стерилизации.

Контроль качества стерилизации: физический, бактериологический, химический (индикаторы стерильности).

1

Тема 3.4. Организация безопасной среды для пациента и персонала.

Содержание

18




Факторы риска для пациентов в ЛПУ. Выявление пациентов с высоким риском несчастных случаев. Помощь сестринского персонала, направленная на снижение риска падений, травм, ожогов, отравле­ний и поражений электрическим током.

Вредное воздействие на организм хлор- и фенол­содержащих дезинфектантов, сенсибилизаторов (лекарственных средств), фотосенсибилизаторов.

Симптомы, связанные с чрезмерным воздейст­вием некоторых токсичных химических препара­тов. Способы защиты от воздействия токсичных веществ: использование защитной одежды, вен­тиляции, обучение персонала, уход за кожей. Правила техники безопасности при работе с ртутьсодержащим оборудованием.

Неблагоприятное воздействие на организм сестры фармацевтических препаратов.

Неблагоприятное воздействие на организм сестры отходов анестезирующих газов.

Неблагоприятное воздействие на сестру вредных микробиологических факторов: виды возбудите­лей, беременность и опасность воздействия мик­робиологических факторов на плод.

Неблагоприятное воздействие облучения. Меры, направленные на предупреждение облучения се­стринского персонала.

1

Тема 3.5. Воздействие на организм сестры физической нагрузки. Профилактика заболеваний, связанных с физической нагрузкой.

Практическое занятие

12




Причины, приводящие к травме спины и позво­ночника сестринского персонала.

Понятие «биомеха­ника тела», «эргономика».

Правильная биомеханика тела при поднятии тяже­стей и в положении сидя.

Подготовка к перемещению, как необходимое условие безопасности сестры.

Основные правила перемещения пациента: ис­пользование вспомогательных средств; правиль­ное положение ног и рук; положение пациента; по­ложение спины сестры; использование массы соб­ственного тела; работа с помощником.

Методы удержания пациента одним, двумя и бо­лее лицами.

Перемещение пациента в кровати двумя и более лицами: на бок на живот, в положение Симса, в по­ложение Фаулера, к краю кровати, к изголовью кро­вати, с кровати на стул и обратно, с кровати на кресло каталку, с кровати на каталку и обратно. Помощь пациенту при ходьбе.

Использование вспомогательных средств перемещения пациента.

Дифференцированный зачет.

2

Самостоятельная работа при изучении раздела 3.

  1. Составление памятки для пациента и его родственников по профилактике внутрибольничной инфекции.

  2. Реферативные сообщения по темам: «Дезинфекция: зачем она нужна?», «Виды дезинфекции», «Методы дезинфек­ции», «Химическая дезинфекция»; «Стерилизация: зачем она нужна?», «Почему ЦСО лучше?».

  3. Составление схемы по темам: «Различные положения пациента в постели», «Различные перемещения пациента», «Беременная медсестра: вредные влияния».

  4. Работа над реферативными сообщениями по темам: «Профессиональные заболе­вания медицинских сестер», «Факторы риска в работе медсестры», «Стресс в работе медсе­стры», «Профилактика ВИЧ инфекции у медработни­ков», «Профилактика гепатита В у медработников», «Приспособления, позволяющие облегчить переме­щение пациента», «Вредные влияния на плод».










32




Учебная практика

Виды работ

  1. Соблюдение санитарно-эпидемиологического режима различных помещений ЛПУ.

  2. Осуществление гигиенической уборки различных помещений ЛПУ.

  3. Проведение дезинфекции уборочного инвентаря, предметов ухода.

  4. Проведение текущей и заключительной уборки процедурного кабинета.

  5. Организация работы с медицинскими отходами в процедурном (перевязочном) кабинете.

  6. Мытье рук.

  7. Рациональное использование перчаток.

  8. Транспортировка пациента.

  9. Перемещение и размещение пациента в постели.




36




Раздел 4. Оказание медицинских услуг в пределах своих полномочий. Оформление документации.







Теория – 22

Практические занятия - 138




МДК 04.03. Технология оказания медицинских услуг







160




Тема 4.1 Прием пациента в стационар. Ведение документации.


Содержание

8




Устройство и функции приемного отделения стационара. Пути госпитализации пациентов в стационар.

1

Практическое занятие

6




Документация приемного отделения (по приказу МЗ СССР от 04.1080 № 1030): "Медицинскую карту стационарного больного" (ф. N 003/у), Журнал учета приема больных (госпитализации) и отказа от госпитализации (форма № 001/у), "Статистический талон для регистрации заключительных (уточненных) диагнозов" (ф. N 025-2/у), Извещение о выявлении инфекционного заболевания (ф. N 058/у), «Журнал учета инфекционных заболеваний» (ф. N 060/у); температурный лист (ф. N 004/у).

Определение массы тела и роста пациента.

Осмотр волосистых частей тела пациента для выявления педикулеза.

Дезинфекционные мероприятия при педикулезе в соответствии с нормативными документами (Приказ МЗ РФ № 342 от 26.11.1998 "Об усилении мероприятий по профилактике сыпного тифа и борьбе с педикулезом"), педикулоцидные препараты.

Виды санитарной обработки пациентов: полная, частичная. Транспортировка пациента.

Понятие лечебно-охранительный режим, его эле­менты и значение. Виды режимов двигательной активности.

2

Тема 4.2. Оценка функционального состояния пациента.

Содержание

8




Механизмы теплообразования и пути теплоотдачи. Понятие о лихорадке. Виды, периоды лихорадки.

Нормальные показатели АД, ЧДД, пульса.

1

Практическое занятие

6




Сестринская помощь пациенту в каждом периоде лихорадки.

Термометрия, виды и устройство термометров. Основные способы измерения температуры тела.

Дезинфекция и хранение термометров.

Определение АД, нормальные показатели, аппараты для определения АД.

Измерение АД (приказ МЗ России от 24.01.03 № 4), регистрация показателей. Информирование пациента. Ошибки при измерении АД.

Обучение пациента самоконтролю АД.

Дезинфекция тонометра, фонендоскопа.

Определение ЧДД, регистрация.

Определение пульса, места определения пульса, регистрация. Информирование пациента. Обучение пациента самоконтролю пульса.

2

Тема 4.3. Организация питания в стационаре. Кормление тяжелобольных пациентов. Ведение документации.

Практическое занятие

8




Организация питания в стационаре.

Понятие и основные принципы рационального питания.

Контроль санитарного состояния тумбочек и холодильников, сроки хранения пищевых продуктов.

Составление порционного требования. (Приказ Минздрава от 05.08.03 №330 «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации»).

Раздача пищи.

Кормление тяжелобольного пациента в постели: сервировка стола, кормление из ложки и поильника.

Техника введения назогастрального зонда. Кормление пациента через назогастральный зонд с помощью воронки, капельно, с помощью шприца Жанэ.

Питьевой режим; помощь пациенту в получении достаточного количества жидкости. Определение водного баланса.

Дезинфекция использованного оборудования.



2

Тема 4.4. Личная гигиена тяжелобольного пациента. Профилактика пролежней.

Практическое занятие

10




Значение личной гигиены пациента. Задачи сестринской помощи в зависимости от состояния пациента.

Бельевой режим стационара.

Пролежни, места образования, стадии развития. Факторы, способствующие развитию пролежней. Шкалы оценки риска развития пролежней (Ватерлоу). Профилактика пролежней. (Приказ Минздрава РФ от 17 апреля 2002 г. N 123 "Об утверждении отраслевого стандарта "Протокол ведения больных. Пролежни").

Особенности личной гигиены в различные возрастные периоды.

Требование к постельному белью. Приготовление постели

Смена нательного и постельного белья.

Размещение пациента в постели в положениях Фаулера, Симса, на спине, на боку, на животе.

Проведение туалета тяжелобольного пациента: уход за слизистыми полости рта, чистка зубов, уход за зубными протезами, удаление корочек и носовой полости, удаление выделений из ушей, уход за глазами (промывание глаз), умывание, уход за кожей и естественными складками, опрелости (причины, места образования, меры профилактики), смена подгузника, уход за наружными половыми органами, уход за волосами (мытье головы, расчесывание).

Подача судна и мочеприемника (мужчине и женщине).

Техника мытья рук, ног, стрижки ногтей на руках и ногах пациента. Бритье пациента. Универсальные меры предосторожности при стрижке ногтей, бритье.

Дезинфекция использованного оборудования.

Консультирование пациента и его семьи по вопросам личной гигиены тяжелобольного пациента.

2

Тема 4.5. Методы простейшей физиотерапии. Оксигенотерапия.


Содержание

10




Понятие «простейшая физиотерапия».

Виды и цели простейших физиотерапевтических процедур.

Противопоказания для тепловых физиотерапевтических процедур, применения холода.

Возможные осложнения физиотерапевтических процедур и их профилактика.

Оксигенотерапия. Цели и методы оксигенотерапии. Техника безопасности при работе с кислородом.

1

Практическое занятие

8




Постановка горчичников.

Приготовление и применение грелки и пузыря со льдом.

Приготовление и применение холодного, горячего, согревающего, лекарственного компрессов.

Осуществление оксигенотерапии с помощью носовой кислородной канюли, лицевой маски.

Дезинфекция использованного оборудования.

2

Тема 4.6. Клизмы. Газоотводная трубка.


Содержание

10




Газоотводная трубка. Цели ее применения, противопоказания и возможные осложнения.

Клизмы. Виды клизм: очистительная, послабляющая (масляная и гипертоническая), сифонная, лекарственная.

Механизм действия различных видов клизм, показания, противопоказания и возможные осложнения.

1

Практическое занятие

8




Постановка газоотводной трубки (на фантоме).

Подготовка пациента и постановка различных видов клизм (на фантоме).

Наблюдение и уход за пациентом после окончания процедуры.

Дезинфекция использованного оборудования.

2

Тема 4.7. Катетеризация мочевого пузыря мягким катетером. Введение постоянного мочевого катетера и уход за ним.


Содержание

10




Цели катетеризации, противопоказания и возможные осложнения

1

Практическое занятие

8




Виды катетеров, размеры.

Катетеризация мочевого пузыря мягким катетером у женщин.

Введение постоянного катетера Фолея у женщин.

Уход за промежность пациентки с постоянным мочевым катетером.

Уход за постоянным мочевым катетером. Применение различных мочеприемников.

Обучение пациента и его родственников уходу за постоянным катетером и мочеприемником.

Дезинфекция использованного оборудования.

2

Тема 4. 8. Промывание желудка.

Практическое занятие

6




Цели проведения промывания желудка.

Противопоказания и возможные осложнения.

Виды желудочных зондов.

Промывание желудка.

Особенности проведения манипуляции пациенту, находящемуся в бессознательном состоянии.

Взятие промывных вод для исследования.

Дезинфекция использованного оборудования.

Уход при рвоте.

2

Тема 4.9 Медикаментозное лечение в сестринской практике.


Содержание

50




Правила хранения и распределения лекарственных средств в отделении: на сестринском посту, в процедурном кабинете. Выписка, учет и хранение наркотических, сильнодействующих, остродефицитных и дорогостоящих лекарственных средств. Хранение препаратов списка «А» и «Б».

Правила раздачи лекарственных средств. Понятия «до еды», «во время еды», «после еды».



1

Практическое занятие

46




Выборка назначений из медицинской карты стационарного больного.

Выписывание требований на лекарственные средства и порядок получения их из аптеки.

Оформление журнала учета лекарственных средств.

Пути введения лекарственных средств. Способы наружного применения лекарственных средств. Информация, необходимая пациенту для осознанного участия в лекарственной терапии.

Введение лекарственных средств per os, сублингвально. Взаимодействие лекарственных препаратов с пищей. Обучение пациента приему различных форм лекарственных средств энтерально, сублингвально.

Закапывание капель в глаза, нос, уши.

Наружное применение лекарственных средств: на кожу, на слизистые.

Применение на кожу мазей различными способами, присыпок, пластырей, растворов, настоек. Техника безопасности при применении мазей.

Ингаляционный способ введения лекарственных средств через рот и нос. Обучение пациента технике применения дозированного и не дозированного аэрозоля в ингаляторе. Техника безопасности при применении ингалятора.

Введение лекарственных средств в прямую кишку (свечей).

Виды шприцов и игл, емкости шприцов и размеры игл. «Цена» деления шприца. Выбор объема шприца и размера иглы для различных видов инъекций.

Сборка шприца однократного применения.

Набор лекарственного средства из ампулы. Техника безопасности при работе с ампулой.

Разведение порошка во флаконе. Лекарственные средства, используемые в качестве растворителя. Сенсибилизирующее действие антибиотиков на сестринский персонал.

Заполнение системы для в\в капельного введения жидкости: техника, возможные осложнения.

Транспортировка шприца (системы для внутривенного капельного вливания) к пациенту.

Анатомические области для внутрикожной, подкожной, внутримышечной, внутривенной инъекции и техника инъекции.

Постановка периферического венозного катетера: техника, возможные осложнения, предупреждение осложнений.

Взятие крови на биохимическое исследование, на RW и ВИЧ: техника (с помощью вакуумных систем), возможные осложнения; меры, направленные на предупреждение осложнений.

Соблюдение универсальных мер предосторожности при работе со шприцом.

Инфекционная безопасность при выполнении инъекций и обработке использованного инструментария и материалов.


2

Тема 4.10. Участие сестры в лабораторных методах исследования.

Содержание

12




Цели различных исследований и правила подготовки к лабораторным методам исследования.

Ошибки, приводящие к недостоверности результатов исследования.

1

Практическое занятие

10




Беседа с пациентом о цели предстоящего исследования и правила подготовки к нему.

Обучение и подготовка пациента для получения достоверного результата.

Универсальные меры предосторожности при взятии и транспортировке биологического материла в лабораторию.

Правила хранения различных видов проб.

Взятие мокроты на общий анализ, для бактериологического исследования, на туберкулез, хранение и доставка.

Взятие мочи для общего клинического анализа, по Нечипоренко, по Зимницкому, на сахар, ацетон, диастазу, 17 КС (17 ОКС, 11 ОКС, кортизол), для бактериологического исследования.

Определение водного баланса.

Взятие кала для копрологического исследования, на скрытую кровь, на наличие гельминтов, простейших, для исследования на энтеробиоз.

Техника взятия содержимого зева, носа и носоглотки для бактериологического исследования.


1

Тема 4.11. Участие сестры в инструментальных методах исследования.

Содержание

12




Цели инструментальных методов исследования и правила подготовки к ним.

1

Практическое занятие

10




Подготовка пациента к рентгенологическим и эндоскопическим методам исследования пищеварительного тракта и мочевыделительной системы.

Подготовка пациента к ультразвуковым методам исследования.


1

Тема 4.12. Сердечно-легочная реанимация.

Содержание

10




Причины, приводящие к внезапной остановке сердца.

Признаки клинической и биологической смерти, смерти мозга.

Причины обструкции дыхательных путей. Частичная и полная обструкция дыхательных путей. Признаки обструкции.



1

Практическое занятие

8




Последовательность действий при обнаружении пострадавшего без признаков жизни: осмотр места происшествия, определение наличия признаков жизни и т.д.

Оказание помощи при обструкции дыхательных путей инородным телом у пострадавшего в сознании и без сознания, с избыточной массой тела, беременным. Самопомощь при обструкции дыхательных путей.

Освобождение дыхательных путей у ребенка и младенца при обструкции дыхательных путей инородным телом в сознании и без сознания.

Сердечно-легочная реанимация взрослого, ребенка, младенца одним или двумя спасателями.

Особенности проведения ТВЛ у пациента с зубными протезам, повреждением головы, шеи и позвоночника.

Универсальные меры предосторожности при проведении ИВЛ.

Возможные осложнения при проведении сердечно-легочной реанимации их профилактика.

Критерии эффективности проводимых реанимационных мероприятий.

Критерии прекращения сердечно-легочной реанимации.

2

Тема 4.13

Потери, смерть, горе. Сестринская помощь.

Содержание

6




Потери, смерть, горе. Понятие и принципы паллиативной помощи. Хосписное движение.

Стадии горевания Оценка реакции пациента на потери и его способности адаптироваться к ним. Сестринская помощь. Этико-деонтологические особенности общения с обреченным человеком, его родными и близкими.

Роль медицинской сестры в удовлетворении потребностей обреченного человека. Уход за обреченным человеком в стационаре и на дому. Принципы обслуживания пациентов в условиях хосписа. Психологическая помощь семье и близким обреченного. Обучение их элементам ухода и психологической помощи.

Стадии терминального состояния их основные клинические проявления.

1

Практическое занятие

4




Посмертный уход в условиях ЛПУ и на дому.

1

Самостоятельная работа при изучении раздела 4.

  1. Составление схемы по теме: «Организация питания в стационаре», «Пирамида рационального питания».

  2. Отработка манипуляций по алгоритму действий.

  3. Схема по теме (алгоритм действия): «Обработка пациента с педикулезом», «Сестринский уход для профилактики возникновения пролежней», «Сестринский уход за пролежнями различной степени тяжести». «Измерение АД», «Исследование пульса», «Исследование дыхания», «Измерение температуры тела», «Места постановки горчичников», «Схема постановки согревающего компресса», «Постановка клизм», «Виды клизм», «Подготовка пациента к проведению катетеризации мягким мочевым катетером», «Промывание желудка», «Подготовка и выполнение внутримышечной (подкожной, внутрикожной, внутривенной) инъекции», «Подготовка и взятие анализа мочи (общего клинического, по Нечипоренко, по Зимницкому)», «Подготовка и взятие анализа кала (копрология, на скрытую кровь и т.д.)», «Подготовка пациента к ЭГДС (колоноскопия, рентгенологическое исследование желудка и т.д.), «Сердечно-легочная реанимации новорожденного».

  4. Схемы по темам: «Организация питания в стационаре», «Диета при заболеваниях желудка и кишечника», «Диета при заболеваниях печени», «Диета при заболеваниях почек», «Диета при сахарном диабете», «Диета при сердечно-сосудистых заболеваниях».

  5. Работа над реферативными сообщениями по темам: «Мы живем не для того, что бы есть, но едим для того, чтобы жить», «Рациональное питание: основные принципы».

  6. Теоретическое обоснование каждого этапа алгоритма манипуляций.

  7. Приготовление одного блюда из любой лечебной диеты с дегустацией.

  8. Реферативные сообщения по темам: «Проблемы пациентов и родственников при уходе за тяжелобольным пациентом», «Сестринский уход для профилактики возникновения пролежней», «Сестринский уход за пролежнями различной степени тяжести», «Педикулез», «Виды лечебно-профилактических учреждений», «Проблемы пациента и родственников в первые часы пребывания в стационаре». «Физиологические основы термометрии», «Механизм терморегуляции». «Наблюдение за дыханием», «Исследование пульса», «Исследование артериального давления» «Целебное действие горчичников», «Как действуют простейшие физиотерапевтические процедуры?», «Нужны ли простейшие физиотерапевтические процедуры?», «Механизм действия различных видов клизм», «Показания и противопоказания к применению различных видов клизм», «Основные показания к промыванию желудка», «Взаимодействие различных лекарственных средств с пищей», «Общие принципы взятия бактериологических анализов», «Что такое ЭГДС?», «История и современность сердечно-легочной реанимации».

  9. Сравнительная таблица методов простейшей физиотерапии.

  10. Сравнительная таблица различных видов клизм.

  11. Сравнительная таблица преимуществ и недостатков различных способов введения лекарственных средств.







80




Учебная практика

Виды работ

  1. Прием пациента в стационар.

  2. Раздача пищи пациентам.

  3. Кормление тяжелобольного пациента с ложки, из поильника.

  4. Осуществление (помощь в осуществлении) личной гигиены тяжелобольного пациента, профилактика пролежней.

  5. Оценка функционального состояния пациента.

  6. Постановка горчичников, различных видов компрессов, грелки, пузыря со льдом.

  7. Проведение оксигенотерапии.

  8. Ассистирование при катетеризации мочевого пузыря.

  9. Уход за промежностью пациента с постоянным мочевым катетером.

  10. Проведение медикаментозного лечения по назначению врача.

  11. Подготовка пациента к лабораторным методам исследования.

  12. Подготовка пациента к инструментальным методам исследования.

36




Производственная практика итоговая по модулю

Виды работ

  1. Общение с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.

  2. Выявление нарушенных потребностей пациента, планирование и осуществление сестринского ухода.

  3. Соблюдение санитарно-эпидемиологического режима различных помещений ЛПУ.

  4. Осуществление уборки различных помещений ЛПУ.

  5. Проведение дезинфекции уборочного инвентаря, предметов ухода, медицинского инструментария.

  6. Проведение текущей и заключительной уборки процедурного кабинета.

  7. Мытье рук.

  8. Рациональное использование перчаток.

  9. Прием пациента в стационар.

  10. Транспортировка пациента.

  11. Перемещение и размещение пациента в постели.

  12. Раздача пищи пациентам.

  13. Кормление тяжелобольного пациента.

  14. Осуществление (помощь в осуществлении) личной гигиены тяжелобольного пациента.

  15. Обучение пациентов.

  16. Оценка функционального состояния пациента.

  17. Постановка горчичников, различных видов компрессов.

  18. Проведение оксигенотерапии.

  19. Постановка клизмы, газоотводной трубки.

  20. Ассистирование при катетеризации мочевого пузыря.

  21. Уход за пациентом с постоянным мочевым катетером.

  22. Проведение медикаментозного лечения по назначению врача.

  23. Ассистирование при промывании желудка.

  24. Подготовка пациента к лабораторным методам исследования.

  25. Подготовка пациента к инструментальным методам исследования.

72




Всего

288

(должно соответствовать указанному количеству часов в пункте 1.3 паспорта программы)

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

12-zadachi-pedagogicheskoj-nauki-obshie-osnovi-pedagogiki.html
12-zadolzhennost-pered-gosudarstvennimi-vnebyudzhetnimi-fondami-auditorskoe-zaklyuchenie-po-finansovoj-buhgalterskoj-otchetnosti.html
12-zakazchik-upolnomochennij-organ-dokumentaciya-ob-aukcione-na-provedenie-otkritogo-aukciona.html
12-zaklyuchenie-oformlenie-i-vstuplenie-v-silu-trudovogo-dogovora-prilozheniya.html
12-zakonnost-v-gosudarstvennom-upravlenii-kurs-lekcij-moskva-izdatelstvo-yuridicheskaya-literatura-1997.html
12-zapadnoevropejskoe-iskusstvo-rannego-srednevekovya-arhitektura-hudozhestvennaya-kultura-shumero-akkadskogo-gosudarstva.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/sozvezdiya-severnogo-polushariya.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-istoriya-i-filosofiya-nauki-razdel-obshie-problemi-filosofii-nauki-dlya-aspirantov-i-soiskatelej-vseh-specialnostej.html
  • report.bystrickaya.ru/kak-ya-pokupal-zamazku-avtorizovannij-konspekt-seminarov-i-treningov-dlya-prodavcov-agentov-kommivoyazherov-menedzherov.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-4-zhivie-dinozavri-zapretnaya-arheologiya.html
  • tests.bystrickaya.ru/konkursnogo-upravlyayushego-timonina-s-a-na-osnovanii-opredeleniya-suda-ot.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/tvorchestvo-andreya-belogo.html
  • writing.bystrickaya.ru/finansovaya-sistema-respubliki-kazahstan.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-sertifikacii-embarcadero-pomozhet-vigodno-videlitsya-na-fone-drugih-specialistov-vozmozhno-vi-tolko-nachinaete-svoyu-kareru-ili-uzhe-realizovali-ne.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchet-po-nir-mehaniko-matematicheskogo-fakulteta-za-1999-god.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-moj-mariinsk-moya-rodina-celi-statya-otnesena-k-razdelu.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sistema-podderzhki-distancionnogo-obucheniya-stellus-opit-i-perspektivi-ispolzovaniya.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/razvitie-agrolizinga-v-respublike-kazahstan.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-o-rezultatah-ege-po-russkomu-yaziku-v-2008-godu-ege-po-russkomu-yaziku.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/primernaya-programma-professionalnogo-modulya-nesenie-hodovih-i-stoyanochnih-vaht-2010-g-stranica-4.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zhitie-svyatogo-evstafiya-arhiepiskopa-serbskogo1-zhitiya-svyatih.html
  • literature.bystrickaya.ru/bibliograficheskij-ukazatel-dekabrya-2006-g-dekabr-2007-g.html
  • learn.bystrickaya.ru/etika-socialnoj-raboti-chast-3.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vidi-formi-i-klassifikaciya-krovel-chast-8.html
  • lecture.bystrickaya.ru/aleksandr-belousenko-belousenkoyahoo-com-9-noyabrya-2001.html
  • school.bystrickaya.ru/internet-i-biznes.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/pasport-proekta-molodezh-tehnika-tvorchestvo-programma-razvitiya-centra-detskogo-yunosheskogo-tehnicheskogo-tvorchestva.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-fotogrammetriya-teoriya-odinochnogo-snimka-i-stereoskopicheskoj-pari-snimkov-v-i-pavlov-uchebnoe-posobie-s-grifom-umo-ric-spggi-2000g-8-p-l.html
  • gramota.bystrickaya.ru/yurij-gagarin-v-sudbe-moej-strani.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-2-proektirovanie-redaktora-dokumentov-e-gamma-r-helm-r-dzhonson-dzh-vlissides.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-xvii-s-l-rubinshtejn-osnovi-obshej-psihologii.html
  • testyi.bystrickaya.ru/akusherstvo-ginekologiya-bibliograficheskij-ukazatel-novih-postuplenij-v-rnmb-maj-iyun-2005-g.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kursi-professionalnoj-perepodgotovki-8-kursi-povisheniya-kvalifikacii-10.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravitelstvo-respubliki-bashkortostan-postanovlenie.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prinyatie-zayavleniya-konferencii-otchyot-o-konferencii-teksti-vistuplenij-na-konferencii-privedeni-na-vebsajte.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-metodika-prepodavaniya-integrativnogo-kursa-okruzhayushij-mir-specialnosti.html
  • notebook.bystrickaya.ru/integriruetsya-etstvo-primernaya-osnovnaya-obsheobrazovatelnaya-programma-doshkolnogo-obrazovaniya-sankt-peterburg-detstvo-press-2011.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rannij-vozrast-doshkolnaya-pedagogika-pod-redakciej-v-i-yadeshko-i-f-a-sohina-prosveshenie-moskva-1978-g.html
  • esse.bystrickaya.ru/psihoanaliticheskij-koncept-vzglyada.html
  • student.bystrickaya.ru/4-aprelya-2010-29-marta-2010.html
  • turn.bystrickaya.ru/politicheskie-nauki-byulleten-novih-postuplenij-literaturi-v-nauchnuyu-biblioteku-kubgu-sentyabr-oktyabr-2008-g.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.