.RU

4-й класс (34–68 ч) - Основная образовательная программа начального общего образования на период с 2011 года по 2015 год


^ 4-й класс (34–68 ч) Каждый народ – художник (изображение, украшение, постройка
в творчестве народов всей земли)
Целью художественного воспитания и обучения ребенка в 4-м классе является формирование представления о многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.

Многообразие культур не случайно – оно всегда выражает глубинные отношения каждого народа с жизнью природы, в среде которой складывается его история. Эти отношения не неподвижны – они живут и развиваются во времени, связаны с влиянием одной культуры на другую. В этом лежат основы своеобразия национальных культур и их взаимосвязь. Разнообразие этих культур – богатство культуры человечества.

Цельность каждой культуры – также важнейший элемент содержания, который необходимо ощутить детям. Ребенок сегодня окружен многоликой беспорядочностью явлений культуры, приходящих к нему через средства массовой информации. Здоровое художественное чувство ищет порядок в этом хаосе образов, поэтому каждую культуру нужно доносить как "целостную художественную личность".

Художественные представления надо давать как зримые сказки о культурах. Дети по возрасту еще не готовы к историческому мышлению. Но им присуще стремление, чуткость к образному пониманию мира, соотносимому с сознанием, выраженным в народных искусствах. Здесь "должна" господствовать правда художественного образа.

Приобщаясь путем сотворчества и восприятия к истокам культуры своего народа или других народов Земли, дети начинают ощущать себя участниками развития человечества, открывают себе путь к дальнейшему расширению восприимчивости к богатствам человеческой культуры.

Многообразие представлений различных народов о красоте раскрывается в процессе сравнения родной природы, труда, архитектуры, красоты человека с культурой других народов.

Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. Задачи трудового воспитания органично связаны с художественными. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.

В 4-м классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. Значительную роль в программе 4-го класса играют музыкальные и литературные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре народа.
^ Тема 1. Истоки искусств твоего народа (8–16 ч)
Практическая работа на уроках должна совмещать индивидуальные и коллективные формы.

Пейзаж родной земли

Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изображение пейзажа своей родной стороны. Выявление его особой красоты.

Материалы: гуашь, кисти, мелки.

Зрительный ряд: слайды природы, репродукции картин русских художников.

^ Музыкальный ряд: русские народные песни.

Образ традиционного русского дома (избы)

Знакомство с конструкцией избы, значения ее частей.

^ Задание: моделирование из бумаги (или лепка) избы. Индивидуально-коллективная работа.

Материал: бумага, картон, пластилин, ножницы, стеки.

Зрительный ряд: слайды деревянных ансамблей этнографических музеев.

^ Задание на дом: найти изображения русской деревни, ее построек.

Украшения деревянных построек и их значение

Единство в работе "Трех Мастеров". Магические представления как поэтические образы мира. Изба – образ лица человека; окна – очи дома – украшались наличниками; фасад – "чело" – лобной доской, причелинами. Украшение "деревянных" построек, созданных на прошлом уроке (индивидуально-коллективно). Дополнительно – изображение избы (гуашь, кисти).

Материалы: белая, тонированная или оберточная бумага, ножницы, клей или пластилин для объемных построек.

^ Зрительный ряд: слайды из серий "Этнографические музеи", "Русское народное искусство", "Деревянное зодчество Руси".

Музыкальный ряд: В.Белов "Лад".

Деревня – деревянный мир

Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары, колодцы... Деревянное церковное зодчество. Изображение деревни. Коллективное панно или индивидуальная работа.

Материалы: гуашь, бумага, клей, ножницы.

Образ красоты человека

У каждого народа складывается свой образ женской и мужской красоты. Традиционная одежда это выражает. Образ мужчины неотделим от его труда. В нем соединены представления о единстве могучей силы и доброты – добрый молодец. В образе женщины понимание ее красоты всегда выражает способность людей мечтать, стремление преодолеть повседневность. Красота – тоже оберег. Женские образы глубоко связаны с образом птицы – счастья (лебедушка).

Изображение женских и мужских народных образов индивидуально или для панно (наклеивает в панно группа главного художника). Обратить внимание, что фигуры в детских работах должны быть в движении, не напоминать выставку одежд. При дополнительных уроках – изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур для уже созданной "деревни".

Материалы: бумага, гуашь, клей, ножницы.

Зрительный ряд: слайды материалов этнографических музеев, книги о народном искусстве, репродукции работ художников: И.Билибина, И.Аргунова, А.Венецианова, М.Врубеля и др.

^ Литературный ряд: фрагменты из былин, русских сказок, отрывки из поэм Некрасова.

Музыкальный ряд: народные песни.

Задание на дом: найти изображение мужских и женских образов труда и праздника.

Народные праздники

Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарка. Праздник – это образ идеальной, счастливой жизни.

Создание работ на тему народного праздника с обобщением материала темы.

Материалы: склеенное полотнище обоев для панно или листы бумаги, гуашь, кисти.

^ Зрительный ряд: Б.Кустодиев, К.Юон, Ф.Малявин, произведения народного декоративного искусства.

Литературный ряд: И.Токмакова "Ярмарка".

Музыкальный ряд: Р.Щедрин "Озорные частушки", Н.Римский-Корсаков "Снегурочка".
^ Тема 2. Древние города твоей земли (7–14 ч)
Каждый город особенный. У него свое неповторимое лицо, свой характер, каждый город имеет свою особую судьбу. Его здания в своем облике запечатлели исторический путь народа, события его жизни. Слово "город" произошло от "городить", "отгораживать" крепостной стеной – крепостить. На высоких холмах, отражаясь в реках и озерах, росли города с белизной стен, куполами храмов, перезвоном колоколов. Таких городов больше нигде нет. Раскрыть их красоту, мудрость их архитектурной организации.

Древнерусский город – крепость

Задание: изучение конструкций и пропорций крепостных башен. Постройка крепостных стен и башен из бумаги или пластилина. Возможен изобразительный вариант.

Материалы: согласно выбранному варианту задания.

Древние соборы

Соборы воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись архитектурным и смысловым центром города. Это были святыни города. Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика. Постройка из бумаги. Коллективная работа.

Материалы: бумага, ножницы, клей, пластилин, стеки.

^ Зрительный ряд: В.Васнецов, И.Билибин, Н.Рерих, слайды "Прогулка по Кремлю", "Соборы Московского Кремля".

Древний город и его жители

Моделирование всего жилого наполнения города. Завершение "постройки" древнего города. Возможный вариант: изображение древнерусского города.

Древнерусские воины – защитники

Изображение древнерусских воинов княжеской дружины. Одежда и оружие.

Материалы: гуашь, бумага, кисти.

Зрительный ряд: И.Билибин, В.Васнецов, иллюстрации к детским книгам.

Древние города Русской земли

Москва, Новгород, Псков, Владимир, Суздаль и другие.

Знакомство со своеобразием разных древних городов. Они похожи и непохожи между собой. Изображение разных характеров русских городов. Практическая работа или беседа.

Материалы: для графической техники – мелки, для монотипии или живописи – гуашь, кисти.

Узорочье теремов

Образы теремной архитектуры. Расписные интерьеры. Изразцы. Изображение интерьера палаты – подготовка фона для следующего задания.

Материалы: бумага (тонированная или цветная), гуашь, кисти.

^ Зрительный ряд: слайды "Древние палаты Московского Кремля", В.Васнецов "Палаты царя Берендея", И.Билибин, А.Рябушкин репродукции картин.

Праздничный пир в теремных палатах

Коллективное аппликативное панно или индивидуальные изображения пира.

Материалы: склеенные обои для панно и листы бумаги, гуашь, кисти, клей, ножницы.

^ Зрительный ряд: слайды Кремля и палат, В.Васнецов иллюстрации к русским сказкам.

Литературный ряд: А.Пушкин "Руслан и Людмила".

Музыкальный ряд: Ф.Глинка, Н.Римский-Корсаков.

3proektnij-raschet-valov-reduktora-i-podbor-podshipnikov-1-kinematicheskij-raschet-6.html
3programma-matematika-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-mou-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-12.html
3psihologicheskie-osobennosti-etnicheskih-grupp-socialnaya-psihologiya-lapchinskaya-i-v-voprosi-k-zachetu.html
3razdel-tehnologiya-rabot-pravila-pozharnoj-bezopasnosti-dlya-energeticheskih-predpriyatij-rk-ppbs-rk-19-2004.html
3razvitie-selskohozyajstvennogo-kredita-v-rossii-v-1991-1999-godah-nauchnie-trudi-20r-nekotorie-aktualnie-voprosi.html
3rekomenduemaya-literatura-programma-vstupitelnogo-ekzamena-v-aspiranturu-po-specialnosti-12-00-01-teoriya-i.html
  • university.bystrickaya.ru/ervin-chargaff-beliberdinskoe-stolpotvorenie.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vozrastnie-zabolevaniya-organov-zreniya-korrekciya-s-pomoshyu-preparatov-korporacii-vitalajn.html
  • literature.bystrickaya.ru/dve-pashi-svyashennoe-pisanie.html
  • report.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-43-744-ot-14-noyabrya-2011-g.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obshestvennie-nauki-v-celom-bibliograficheskij-ukazatel-novih-postuplenij-v-rnmb-yanvar-fevral-2006-g.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-5-klassicheskij-trud-yuliusa-shelfisa-o-sobibore-kriticheskij-analiz-sobibor-mif-i-realnost.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/problemi-vozniknoveniya-zhizni-i-evolyucii-ee-form-chast-6.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vrednost-ne-porok.html
  • tasks.bystrickaya.ru/35-trebovaniya-k-opisaniyu-postavlyaemogo-tovara-vipolnyaemih-rabot-okazivaemih-uslug.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nauchno-obrazovatelnij-kompleks-prognozirovanie-i-upravlenie-processami-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-stran-i-territorij-na-osnove-sovremennih-informacionnih-tehnologij-i.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sanitarno-epidemiologicheskoe-znachenie-lobkovih-vshej.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/klyuchevie-slova-a-i-alekseeva-pyatigorskij-filial-severo-kavkazskogo-gosudarstvennogo-tehnologicheskogo-universiteta.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vibor-idei-proekta-shag-3-podgotovka-molodezhi-dlya-predprinimatelskoj-deyatelnosti.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nezavisimaya-gazeta-moskva-174-1982008-ochen-svoevremennoe-chp.html
  • studies.bystrickaya.ru/allergicheskie-simptomi-sindromi-i-meri-okazaniya-neotlozhnoj-pomoshi.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-laboratornoj-rabote-po-kursu-.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-v-dubarenko-obshaya-harakteristika-raboti.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-dn-v-02-multimedia-tehnologii.html
  • notebook.bystrickaya.ru/ilang-ilang-cananga-odorata-dmitrievskaya-liliya-obmanivaya-vozrast-praktika-omolozheniya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-k-rabochej-programme-po-russkomu-yaziku-v-3-klasse-na-2010-2011-uchebnij-god-normativno-pravovaya-baza-stranica-2.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-gd-vnesen-zakonoproekt-napravlennij-na-borbu-s-krazhami-mobilnikov-gosduma-rf-monitoring-smi-15-marta-2006-g.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/process-stanovleniya-sistemi-revolyucionnih-tribunalov-rsfsr.html
  • predmet.bystrickaya.ru/roman-polanski-ditya-getto-i-zvezda-gollivuda-polskaya-toska-i-amerikanskaya-dyavoliada.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/kommercheskie-organizacii.html
  • thescience.bystrickaya.ru/internete-termin-upravlyaemaya-demokratiya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kurs-tyumenskij-gosudarstvennij-universitet-rabochij-uchebnij-plan-2008-2009-gg-specialnost-buhgalterskij-uchet-analiz-i-audit-3-semestr-4-semestr-stranica-9.html
  • reading.bystrickaya.ru/kod-programmi-a-a-xor-b-b-a-xor-b-a-a-xor-b-razobratsya-v-nej-ne-tak-uzh-slozhno-zadacha-g6-1002-tramvajnie-bileti-stranica-4.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/soderzhanie-tem-obrazovatelnie-programmi-vospitatelnaya-deyatelnost-200910-uchebnij-god-voronezh-2009-udk-37-015-bbk-88-8.html
  • lecture.bystrickaya.ru/avtor-programmi-k-s-n-savinskaya-o-b-savinskayalist-ru-rekomendovana-sekciej-ums.html
  • bukva.bystrickaya.ru/motostrelkovij-tankovij-batalon-i-artillerijskij-divizion.html
  • notebook.bystrickaya.ru/informacionnaya-kultura-pedagogov-itogi-sociologicheskogo-issledovaniya.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-pyataya-chast-pervaya-pereval-.html
  • turn.bystrickaya.ru/petr-pavlovich-ershov.html
  • lecture.bystrickaya.ru/5-rabota-s-literaturoj-metodicheskie-ukazaniya-po-diplomnomu-proektirovaniyu-dlya-studentov-specialnosti-080502.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/akcenti-i-ogranicheniya-dannoj-specifikacii-tipovie-trebovaniya-k-avtomatizirovannim-sistemam-elektronnogo-dokumentooborota.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.