.RU

4-й класс (34–68 ч) - Основная образовательная программа начального общего образования на период с 2011 года по 2015 год


^ 4-й класс (34–68 ч) Каждый народ – художник (изображение, украшение, постройка
в творчестве народов всей земли)
Целью художественного воспитания и обучения ребенка в 4-м классе является формирование представления о многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.

Многообразие культур не случайно – оно всегда выражает глубинные отношения каждого народа с жизнью природы, в среде которой складывается его история. Эти отношения не неподвижны – они живут и развиваются во времени, связаны с влиянием одной культуры на другую. В этом лежат основы своеобразия национальных культур и их взаимосвязь. Разнообразие этих культур – богатство культуры человечества.

Цельность каждой культуры – также важнейший элемент содержания, который необходимо ощутить детям. Ребенок сегодня окружен многоликой беспорядочностью явлений культуры, приходящих к нему через средства массовой информации. Здоровое художественное чувство ищет порядок в этом хаосе образов, поэтому каждую культуру нужно доносить как "целостную художественную личность".

Художественные представления надо давать как зримые сказки о культурах. Дети по возрасту еще не готовы к историческому мышлению. Но им присуще стремление, чуткость к образному пониманию мира, соотносимому с сознанием, выраженным в народных искусствах. Здесь "должна" господствовать правда художественного образа.

Приобщаясь путем сотворчества и восприятия к истокам культуры своего народа или других народов Земли, дети начинают ощущать себя участниками развития человечества, открывают себе путь к дальнейшему расширению восприимчивости к богатствам человеческой культуры.

Многообразие представлений различных народов о красоте раскрывается в процессе сравнения родной природы, труда, архитектуры, красоты человека с культурой других народов.

Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. Задачи трудового воспитания органично связаны с художественными. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.

В 4-м классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. Значительную роль в программе 4-го класса играют музыкальные и литературные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре народа.
^ Тема 1. Истоки искусств твоего народа (8–16 ч)
Практическая работа на уроках должна совмещать индивидуальные и коллективные формы.

Пейзаж родной земли

Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изображение пейзажа своей родной стороны. Выявление его особой красоты.

Материалы: гуашь, кисти, мелки.

Зрительный ряд: слайды природы, репродукции картин русских художников.

^ Музыкальный ряд: русские народные песни.

Образ традиционного русского дома (избы)

Знакомство с конструкцией избы, значения ее частей.

^ Задание: моделирование из бумаги (или лепка) избы. Индивидуально-коллективная работа.

Материал: бумага, картон, пластилин, ножницы, стеки.

Зрительный ряд: слайды деревянных ансамблей этнографических музеев.

^ Задание на дом: найти изображения русской деревни, ее построек.

Украшения деревянных построек и их значение

Единство в работе "Трех Мастеров". Магические представления как поэтические образы мира. Изба – образ лица человека; окна – очи дома – украшались наличниками; фасад – "чело" – лобной доской, причелинами. Украшение "деревянных" построек, созданных на прошлом уроке (индивидуально-коллективно). Дополнительно – изображение избы (гуашь, кисти).

Материалы: белая, тонированная или оберточная бумага, ножницы, клей или пластилин для объемных построек.

^ Зрительный ряд: слайды из серий "Этнографические музеи", "Русское народное искусство", "Деревянное зодчество Руси".

Музыкальный ряд: В.Белов "Лад".

Деревня – деревянный мир

Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары, колодцы... Деревянное церковное зодчество. Изображение деревни. Коллективное панно или индивидуальная работа.

Материалы: гуашь, бумага, клей, ножницы.

Образ красоты человека

У каждого народа складывается свой образ женской и мужской красоты. Традиционная одежда это выражает. Образ мужчины неотделим от его труда. В нем соединены представления о единстве могучей силы и доброты – добрый молодец. В образе женщины понимание ее красоты всегда выражает способность людей мечтать, стремление преодолеть повседневность. Красота – тоже оберег. Женские образы глубоко связаны с образом птицы – счастья (лебедушка).

Изображение женских и мужских народных образов индивидуально или для панно (наклеивает в панно группа главного художника). Обратить внимание, что фигуры в детских работах должны быть в движении, не напоминать выставку одежд. При дополнительных уроках – изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур для уже созданной "деревни".

Материалы: бумага, гуашь, клей, ножницы.

Зрительный ряд: слайды материалов этнографических музеев, книги о народном искусстве, репродукции работ художников: И.Билибина, И.Аргунова, А.Венецианова, М.Врубеля и др.

^ Литературный ряд: фрагменты из былин, русских сказок, отрывки из поэм Некрасова.

Музыкальный ряд: народные песни.

Задание на дом: найти изображение мужских и женских образов труда и праздника.

Народные праздники

Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарка. Праздник – это образ идеальной, счастливой жизни.

Создание работ на тему народного праздника с обобщением материала темы.

Материалы: склеенное полотнище обоев для панно или листы бумаги, гуашь, кисти.

^ Зрительный ряд: Б.Кустодиев, К.Юон, Ф.Малявин, произведения народного декоративного искусства.

Литературный ряд: И.Токмакова "Ярмарка".

Музыкальный ряд: Р.Щедрин "Озорные частушки", Н.Римский-Корсаков "Снегурочка".
^ Тема 2. Древние города твоей земли (7–14 ч)
Каждый город особенный. У него свое неповторимое лицо, свой характер, каждый город имеет свою особую судьбу. Его здания в своем облике запечатлели исторический путь народа, события его жизни. Слово "город" произошло от "городить", "отгораживать" крепостной стеной – крепостить. На высоких холмах, отражаясь в реках и озерах, росли города с белизной стен, куполами храмов, перезвоном колоколов. Таких городов больше нигде нет. Раскрыть их красоту, мудрость их архитектурной организации.

Древнерусский город – крепость

Задание: изучение конструкций и пропорций крепостных башен. Постройка крепостных стен и башен из бумаги или пластилина. Возможен изобразительный вариант.

Материалы: согласно выбранному варианту задания.

Древние соборы

Соборы воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись архитектурным и смысловым центром города. Это были святыни города. Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика. Постройка из бумаги. Коллективная работа.

Материалы: бумага, ножницы, клей, пластилин, стеки.

^ Зрительный ряд: В.Васнецов, И.Билибин, Н.Рерих, слайды "Прогулка по Кремлю", "Соборы Московского Кремля".

Древний город и его жители

Моделирование всего жилого наполнения города. Завершение "постройки" древнего города. Возможный вариант: изображение древнерусского города.

Древнерусские воины – защитники

Изображение древнерусских воинов княжеской дружины. Одежда и оружие.

Материалы: гуашь, бумага, кисти.

Зрительный ряд: И.Билибин, В.Васнецов, иллюстрации к детским книгам.

Древние города Русской земли

Москва, Новгород, Псков, Владимир, Суздаль и другие.

Знакомство со своеобразием разных древних городов. Они похожи и непохожи между собой. Изображение разных характеров русских городов. Практическая работа или беседа.

Материалы: для графической техники – мелки, для монотипии или живописи – гуашь, кисти.

Узорочье теремов

Образы теремной архитектуры. Расписные интерьеры. Изразцы. Изображение интерьера палаты – подготовка фона для следующего задания.

Материалы: бумага (тонированная или цветная), гуашь, кисти.

^ Зрительный ряд: слайды "Древние палаты Московского Кремля", В.Васнецов "Палаты царя Берендея", И.Билибин, А.Рябушкин репродукции картин.

Праздничный пир в теремных палатах

Коллективное аппликативное панно или индивидуальные изображения пира.

Материалы: склеенные обои для панно и листы бумаги, гуашь, кисти, клей, ножницы.

^ Зрительный ряд: слайды Кремля и палат, В.Васнецов иллюстрации к русским сказкам.

Литературный ряд: А.Пушкин "Руслан и Людмила".

Музыкальный ряд: Ф.Глинка, Н.Римский-Корсаков.

3proektnij-raschet-valov-reduktora-i-podbor-podshipnikov-1-kinematicheskij-raschet-6.html
3programma-matematika-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-mou-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-12.html
3psihologicheskie-osobennosti-etnicheskih-grupp-socialnaya-psihologiya-lapchinskaya-i-v-voprosi-k-zachetu.html
3razdel-tehnologiya-rabot-pravila-pozharnoj-bezopasnosti-dlya-energeticheskih-predpriyatij-rk-ppbs-rk-19-2004.html
3razvitie-selskohozyajstvennogo-kredita-v-rossii-v-1991-1999-godah-nauchnie-trudi-20r-nekotorie-aktualnie-voprosi.html
3rekomenduemaya-literatura-programma-vstupitelnogo-ekzamena-v-aspiranturu-po-specialnosti-12-00-01-teoriya-i.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-2-svedeniya-ob-imushestve-obyavlenie-o-prieme-dokumentov-dlya-uchastiya-v-konkurse-1-na-zameshenie-vakantnih.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rinok-truda-stranica-4.html
  • tests.bystrickaya.ru/liza-dzhejn-smit.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/spisok-fondov-arhivnogo-otdela-administracii-tashtagolskogo-rajona-nazvanie-fonda.html
  • klass.bystrickaya.ru/aziatskij-narkotrafik-ugrozhaet-sushestvovaniyu-rossii-08062011-moskva-itar-tass.html
  • writing.bystrickaya.ru/darenie-chast-4.html
  • crib.bystrickaya.ru/ii-trenirovochnie-zadaniya-po-uchebnoj-discipline-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-specialnosti-080301-65-kommerciya.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vneklassnoe-meropriyatie-po-russkomu-yaziku-kvn-po-teme-s-russkim-yazikom-mozhno-tvorit-chudesa-paustovskij.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-v-zelenskij-ot-redaktora-russkogo-izdaniya-1929-g-stranica-11.html
  • literatura.bystrickaya.ru/reglament-provedeniya-publichnih-slushanij-ne-bolee-5-minut-na-vistup.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-tehnicheskaya-specifikaciya-utverzhdena-postanovleniem-merii-goroda.html
  • college.bystrickaya.ru/26112008-g-s-2-tema-stroitelstvo-stroitelen-kontrol.html
  • holiday.bystrickaya.ru/ministerstvo-ekonomiki-ezhenedelnij-informacionnij-vestnik-minsk-oficialnij.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-ds-10-istoriya-velikih-geograficheskih-otkritij-dlya-studentov-obuchayushihsya-po-specialnosti-020401-65-geografiya-nalchik-2010.html
  • desk.bystrickaya.ru/pashtaev-np-opit-primeneniya-terapevticheskih-myagkih-kontaktnih-linz-np-pashtaev-sg-bodrova-tyu-klyuvaeva-sovremennaya-optometriya-2008-5-s12-13.html
  • znanie.bystrickaya.ru/b3v09-deloproizvodstvo-i-dokumentooborot-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-napravlenie-100700-torgovoe-delo.html
  • crib.bystrickaya.ru/ilya-stogov-otvertka-stranica-2.html
  • predmet.bystrickaya.ru/roditeli-u-koli-sravnitelno-ne-starie-im-eshyo-soroka-net-asami-sebya-schitayut-sovsem-molodimi-kupili-kater-krasyat-ego-i-leleyut-vtaskivayut-na-bereg-spuskayut-stranica-9.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vmesto-predisloviya-stranica-61.html
  • bystrickaya.ru/vojna-pyatoj-koalicii.html
  • essay.bystrickaya.ru/centralnij-vistavochnij-kompleks-ekspocentr-paviloni-forum-i-1-organizatori-zao-ekspocentr-isoyuz-arhitektorov-rossii-adres.html
  • shpora.bystrickaya.ru/xii-zaklinatel-zmej-aleksandr-dyuma.html
  • credit.bystrickaya.ru/perechen-kompleksnih-programm-poyasnitelnaya-zapiska-k-osnovnoj-obsheobrazovatelnoj-programme-mdou-65-s-prioritetnim.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tovarnaya-politika-firmi-uikend-kontrolnaya-rabota-po-discipline-marketing-studentka-4-kursa-zaochnogo-otdeleniya.html
  • school.bystrickaya.ru/grafik-proizvodstva-rabot-rekonstrukciya-rasshirenie-uchebno-laboratornogo-korpusa-universiteta-v-g-ekaterinburge.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rekomendacii-predidushih-proektov-i-iniciativi-pravitelstva-uzbekistana-32-glava3-stranica-8.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-v-zelenskij-bazovij-kurs-analiticheskoj-psihologii-stranica-6.html
  • letter.bystrickaya.ru/mezhdunarodnih-otnoshenij-universitet-mid-rossii.html
  • letter.bystrickaya.ru/mou-licej-g-susumana-informacionnaya-spravka-o-licee.html
  • learn.bystrickaya.ru/finansovij-monitoring-subekti-obekti-i-znachenie.html
  • notebook.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-informacionnij-stranica-33.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-prognoze-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-polevskogo-gorodskogo-okruga-na-srednesrochnuyu-perspektivu.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/saba-ret-kn-tairibi.html
  • student.bystrickaya.ru/3-sistema-obshestvennogo-kontrolya--4-rabochaya-programma-disciplini-sociologiya-po-napravleniyu-080100-ekonomika.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konspekt-po-osobennoj-chasti-ugolovnogo-prava-rf-chast-9.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.