.RU

4-й класс (34–68 ч) - Основная образовательная программа начального общего образования на период с 2011 года по 2015 год


^ 4-й класс (34–68 ч) Каждый народ – художник (изображение, украшение, постройка
в творчестве народов всей земли)
Целью художественного воспитания и обучения ребенка в 4-м классе является формирование представления о многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.

Многообразие культур не случайно – оно всегда выражает глубинные отношения каждого народа с жизнью природы, в среде которой складывается его история. Эти отношения не неподвижны – они живут и развиваются во времени, связаны с влиянием одной культуры на другую. В этом лежат основы своеобразия национальных культур и их взаимосвязь. Разнообразие этих культур – богатство культуры человечества.

Цельность каждой культуры – также важнейший элемент содержания, который необходимо ощутить детям. Ребенок сегодня окружен многоликой беспорядочностью явлений культуры, приходящих к нему через средства массовой информации. Здоровое художественное чувство ищет порядок в этом хаосе образов, поэтому каждую культуру нужно доносить как "целостную художественную личность".

Художественные представления надо давать как зримые сказки о культурах. Дети по возрасту еще не готовы к историческому мышлению. Но им присуще стремление, чуткость к образному пониманию мира, соотносимому с сознанием, выраженным в народных искусствах. Здесь "должна" господствовать правда художественного образа.

Приобщаясь путем сотворчества и восприятия к истокам культуры своего народа или других народов Земли, дети начинают ощущать себя участниками развития человечества, открывают себе путь к дальнейшему расширению восприимчивости к богатствам человеческой культуры.

Многообразие представлений различных народов о красоте раскрывается в процессе сравнения родной природы, труда, архитектуры, красоты человека с культурой других народов.

Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. Задачи трудового воспитания органично связаны с художественными. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.

В 4-м классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. Значительную роль в программе 4-го класса играют музыкальные и литературные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре народа.
^ Тема 1. Истоки искусств твоего народа (8–16 ч)
Практическая работа на уроках должна совмещать индивидуальные и коллективные формы.

Пейзаж родной земли

Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изображение пейзажа своей родной стороны. Выявление его особой красоты.

Материалы: гуашь, кисти, мелки.

Зрительный ряд: слайды природы, репродукции картин русских художников.

^ Музыкальный ряд: русские народные песни.

Образ традиционного русского дома (избы)

Знакомство с конструкцией избы, значения ее частей.

^ Задание: моделирование из бумаги (или лепка) избы. Индивидуально-коллективная работа.

Материал: бумага, картон, пластилин, ножницы, стеки.

Зрительный ряд: слайды деревянных ансамблей этнографических музеев.

^ Задание на дом: найти изображения русской деревни, ее построек.

Украшения деревянных построек и их значение

Единство в работе "Трех Мастеров". Магические представления как поэтические образы мира. Изба – образ лица человека; окна – очи дома – украшались наличниками; фасад – "чело" – лобной доской, причелинами. Украшение "деревянных" построек, созданных на прошлом уроке (индивидуально-коллективно). Дополнительно – изображение избы (гуашь, кисти).

Материалы: белая, тонированная или оберточная бумага, ножницы, клей или пластилин для объемных построек.

^ Зрительный ряд: слайды из серий "Этнографические музеи", "Русское народное искусство", "Деревянное зодчество Руси".

Музыкальный ряд: В.Белов "Лад".

Деревня – деревянный мир

Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары, колодцы... Деревянное церковное зодчество. Изображение деревни. Коллективное панно или индивидуальная работа.

Материалы: гуашь, бумага, клей, ножницы.

Образ красоты человека

У каждого народа складывается свой образ женской и мужской красоты. Традиционная одежда это выражает. Образ мужчины неотделим от его труда. В нем соединены представления о единстве могучей силы и доброты – добрый молодец. В образе женщины понимание ее красоты всегда выражает способность людей мечтать, стремление преодолеть повседневность. Красота – тоже оберег. Женские образы глубоко связаны с образом птицы – счастья (лебедушка).

Изображение женских и мужских народных образов индивидуально или для панно (наклеивает в панно группа главного художника). Обратить внимание, что фигуры в детских работах должны быть в движении, не напоминать выставку одежд. При дополнительных уроках – изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур для уже созданной "деревни".

Материалы: бумага, гуашь, клей, ножницы.

Зрительный ряд: слайды материалов этнографических музеев, книги о народном искусстве, репродукции работ художников: И.Билибина, И.Аргунова, А.Венецианова, М.Врубеля и др.

^ Литературный ряд: фрагменты из былин, русских сказок, отрывки из поэм Некрасова.

Музыкальный ряд: народные песни.

Задание на дом: найти изображение мужских и женских образов труда и праздника.

Народные праздники

Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарка. Праздник – это образ идеальной, счастливой жизни.

Создание работ на тему народного праздника с обобщением материала темы.

Материалы: склеенное полотнище обоев для панно или листы бумаги, гуашь, кисти.

^ Зрительный ряд: Б.Кустодиев, К.Юон, Ф.Малявин, произведения народного декоративного искусства.

Литературный ряд: И.Токмакова "Ярмарка".

Музыкальный ряд: Р.Щедрин "Озорные частушки", Н.Римский-Корсаков "Снегурочка".
^ Тема 2. Древние города твоей земли (7–14 ч)
Каждый город особенный. У него свое неповторимое лицо, свой характер, каждый город имеет свою особую судьбу. Его здания в своем облике запечатлели исторический путь народа, события его жизни. Слово "город" произошло от "городить", "отгораживать" крепостной стеной – крепостить. На высоких холмах, отражаясь в реках и озерах, росли города с белизной стен, куполами храмов, перезвоном колоколов. Таких городов больше нигде нет. Раскрыть их красоту, мудрость их архитектурной организации.

Древнерусский город – крепость

Задание: изучение конструкций и пропорций крепостных башен. Постройка крепостных стен и башен из бумаги или пластилина. Возможен изобразительный вариант.

Материалы: согласно выбранному варианту задания.

Древние соборы

Соборы воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись архитектурным и смысловым центром города. Это были святыни города. Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика. Постройка из бумаги. Коллективная работа.

Материалы: бумага, ножницы, клей, пластилин, стеки.

^ Зрительный ряд: В.Васнецов, И.Билибин, Н.Рерих, слайды "Прогулка по Кремлю", "Соборы Московского Кремля".

Древний город и его жители

Моделирование всего жилого наполнения города. Завершение "постройки" древнего города. Возможный вариант: изображение древнерусского города.

Древнерусские воины – защитники

Изображение древнерусских воинов княжеской дружины. Одежда и оружие.

Материалы: гуашь, бумага, кисти.

Зрительный ряд: И.Билибин, В.Васнецов, иллюстрации к детским книгам.

Древние города Русской земли

Москва, Новгород, Псков, Владимир, Суздаль и другие.

Знакомство со своеобразием разных древних городов. Они похожи и непохожи между собой. Изображение разных характеров русских городов. Практическая работа или беседа.

Материалы: для графической техники – мелки, для монотипии или живописи – гуашь, кисти.

Узорочье теремов

Образы теремной архитектуры. Расписные интерьеры. Изразцы. Изображение интерьера палаты – подготовка фона для следующего задания.

Материалы: бумага (тонированная или цветная), гуашь, кисти.

^ Зрительный ряд: слайды "Древние палаты Московского Кремля", В.Васнецов "Палаты царя Берендея", И.Билибин, А.Рябушкин репродукции картин.

Праздничный пир в теремных палатах

Коллективное аппликативное панно или индивидуальные изображения пира.

Материалы: склеенные обои для панно и листы бумаги, гуашь, кисти, клей, ножницы.

^ Зрительный ряд: слайды Кремля и палат, В.Васнецов иллюстрации к русским сказкам.

Литературный ряд: А.Пушкин "Руслан и Людмила".

Музыкальный ряд: Ф.Глинка, Н.Римский-Корсаков.

3proektnij-raschet-valov-reduktora-i-podbor-podshipnikov-1-kinematicheskij-raschet-6.html
3programma-matematika-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-mou-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-12.html
3psihologicheskie-osobennosti-etnicheskih-grupp-socialnaya-psihologiya-lapchinskaya-i-v-voprosi-k-zachetu.html
3razdel-tehnologiya-rabot-pravila-pozharnoj-bezopasnosti-dlya-energeticheskih-predpriyatij-rk-ppbs-rk-19-2004.html
3razvitie-selskohozyajstvennogo-kredita-v-rossii-v-1991-1999-godah-nauchnie-trudi-20r-nekotorie-aktualnie-voprosi.html
3rekomenduemaya-literatura-programma-vstupitelnogo-ekzamena-v-aspiranturu-po-specialnosti-12-00-01-teoriya-i.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sankt-peterburg-konservativnaya-alternativa-kodifikacii-russkogo-prava-v-pervoj-treti-xix-veka.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sotrudnichestvo-regionov-sovetskogo-soyuza-i-stran-chlenov-sev-v.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-8-fajli-tipizirovannie-fajli-tekstovie-fajli-tema-1-etapi-resheniya-zadach-na-evm-algoritmizaciya-osnovnie.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-zanyatiya-provodyatsya-na-baze-laboratorij-nii-pp-i-kafedri-retem-po-discipline-pribori-i-datchiki-ekologicheskogo-kontrolya.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/trudi-gorakshi.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/skazka-ob-artiklyah-articles-the-indefinite-article-aan.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-31-otveti-na-voprosi-lekciya-psihicheskie-yavleniya-i-zhiznennie-processi-segodnya-mi-nachinaem-tovarishi-kurs.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/scientific-and-technological-progress.html
  • essay.bystrickaya.ru/chast-v-sahar-chaj-kofe-vojna-o-chem-eta-kniga.html
  • college.bystrickaya.ru/-1predpolozhim-chto-vse-moneti-pyatirublevie-togda-225-110r-uchitel-matematiki-visshej-kategorii.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-dopolnitelnih-mer-po-snizheniyu-napryazhennosti-na-rinke-truda-goroda-moskvi-v-2011-godu-stranica-7.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obyom-disciplini-dlya-studentov-uchebno-metodicheskij-kompleks-nalogovoe-pravo-udk-bbk-n-rekomendovano-k-izdaniyu.html
  • urok.bystrickaya.ru/primenenie-plastmass-konspekt-lekcij-po-discipline-vosstanovlenie-detalej-i-povtornoe-ispolzovanie-materialov.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/praktikum-ekaterinburg-2010-chornovol-e-p-ciganov-s-i-mezhdunarodnoe-chastnoe-pravo-praktikum-ekaterinburg-urags-2010-152-s.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-2-politicheskie-i-pravovie-ucheniya-v-gosudarstvah-drevnego-vostoka-o-e-lejsta-moskva-zercalo.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-zasedanij-sekcij-metodicheskogo-obedineniya-na-2011-2012-g-g-serpuhovskoe-metodicheskoe-obedinenie-prepodavatelej.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/raschet-tarifnih-stavok-v-strahovanii-chast-5.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-4-velikodushie-chogyam-trungpa-rinpoche-meditaciya-v-dejstvii.html
  • letter.bystrickaya.ru/obshie-svedeniya-dokumentaciya-ob-aukcione-49-zakupka-uchebnoj-literaturi-orenburg.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/psihologo-pedagogicheskie-osobennosti-vospitatelnoj-raboti-s-nesovershennoletnimi-osuzhdyonnimi-na-sovremennom-etape-reformirovaniya-ugolovno-ispolnitelnoj-sistemi-minyusta-rossii-stranica-5.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/primernie-uprazhneniya-dlya-obucheniya-savina-m-v-v67-volejbol-uchebnik-dlya-visshih-uchebnih-zavedenij-fizicheskoj.html
  • control.bystrickaya.ru/chast-tretya-o-duhovnoj-otvage-starec-paisij-svyatogorec-tom-ii-duhovnoe-probuzhenie.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vlastnie-otnosheniya.html
  • student.bystrickaya.ru/13-09-17-09-data-zakritiya-fontanov-v-petergofe.html
  • esse.bystrickaya.ru/r-a-garifullin-18-sentyabrya-2013-g-soglasovano.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/marlou-yu-pri-uchastii-sajleo-dzh-m-28-piar-v-elektronnih-smi-per-s-angl-n-v-kiyachenko-stranica-11.html
  • institute.bystrickaya.ru/ezhekvartalnijotche-t-emitenta-emissionnih-cennih-bumag-za-i-kvartal-2007-g-stranica-15.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obrazi-nauki-i-uchenogo-v-obshestvennom-soznanii-perevod-s-anglijskogo-a-yu-antonovskogo-15.html
  • pisat.bystrickaya.ru/ti-i-trudovih-resursov-novosibirskoj-oblasti-dalee-soglashenie-yavlyaetsya-osnovoj-dlya-razrabotki-rukovoditelyami-gosudarstvennih-obrazovatelnih-uchrezhdenij-novo-stranica-4.html
  • control.bystrickaya.ru/biblioteka-vsemirnoj-literaturi-tom-9-stranica-23.html
  • urok.bystrickaya.ru/prikaz-12-ob-organizacii-rabochej-gruppi-dlya-podgotovki-publichnogo-doklada-prikazivayu.html
  • desk.bystrickaya.ru/polozhenie-o-provedenii-otkritogo-molodezhnogo-f.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchet-o-geologicheskom-izuchenii-nedr-obshie-trebovaniya.html
  • klass.bystrickaya.ru/administrativnij-reglament-ispolneniya.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozhenie-1federalnij-zakon-rossijskoj-federacii-ob-osnovah-turistskoj-deyatelnostiv-rossijskoj-federacii-ot-24-noyabrya-1996-g-132-fz.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.